Научная статья на тему 'Обстоятельства религиозного обращения и альтруистического поведения последователей православия в Беларуси'

Обстоятельства религиозного обращения и альтруистического поведения последователей православия в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / RELIGIOSITY / RELIGIOUS PERSON / RELIGIOUS CONVERSION / ORTHODOXY / ALTRUISTIC BEHAVIOUR / INTERDISCIPLINARY APPROACH / PSYCHOLOGY OF RELIGION / SOCIOLOGY OF RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карасёва С. Г., Шкуро́ва Е. В., Пла́вник Н. К.

В статье представлены результаты интерпретации отдельных элементов междисциплинарного республиканского исследования «Типология религиозности в современной Беларуси» с помощью концепций психологии. В рамках группы респондентов, декларировавших принадлежность к православию, прослежены особенности взаимосвязи между обстоятельствами религиозного обращения и мотивами альтруистического поведения религиозной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains results of psychology concepts based interpretation of various elements of the all-republican interdisciplinary study “Typology of Religiosity in Modern Belarus”. The group of respondents who declared their affiliation to Orthodoxy demonstrated specificity of interrelation between the circumstances of religious conversion and the motives for altruistic behaviour of a religious person.

Текст научной работы на тему «Обстоятельства религиозного обращения и альтруистического поведения последователей православия в Беларуси»

УДК 271.2 (476)

С. Г. Карасёва, Е. В. Шкурова, Н. К. Плавник

Обстоятельства религиозного обращения

и альтруистического поведения последователей православия

в Беларуси

В статье представлены результаты интерпретации отдельных элементов междисциплинарного республиканского исследования «Типология религиозности в современной Беларуси» с помощью концепций психологии. В рамках группы респондентов, декларировавших принадлежность к православию, прослежены особенности взаимосвязи между обстоятельствами религиозного обращения и мотивами альтруистического поведения религиозной личности.

The article contains results of psychology concepts based interpretation of various elements of the all-republican interdisciplinary study "Typology of Religiosity in Modern Belarus". The group of respondents who declared their affiliation to Orthodoxy demonstrated specificity of interrelation between the circumstances of religious conversion and the motives for altruistic behaviour of a religious person.

Ключевые слова: религиозность, религиозная личность, религиозное обращение, православие, альтруистическое поведение, междисциплинарный подход, психология религии, социология религии.

Key words: religiosity, religious person, religious conversion, Orthodoxy, altruistic behaviour, interdisciplinary approach, psychology of religion, sociology of religion.

В 2012 г. факультетом философии и социальных наук Белорусского государственного университета было начато длительное исследование «Типология религиозности в современной Беларуси». В его основу был положен междисциплинарный подход, сочетавший концепции и методы философии, феноменологии религии, социологии, психологии. Модель исследования базировалась на принципах: кросс-конфессиональной трактовки религии и многомерной структуры религиозной вовлеченности; гипостазирования универсальных (кросс-конфессиональных) типов религиозности в диапазоне интенсивности от номинальной через слабую и среднюю до сильной; применения комплексной качественно-количественной методологии [1]. Исследование было сфокусировано на религиозной части населения Беларуси разных вероисповеданий и проводилось методом анкетного опроса (2013-2015 гг.) по всей стране. Количество участников опроса (выбо-

© Карасёва С. Г., Шкурова Е. В., Плавник Н. К., 2018

рочная совокупность) было рассчитано с учетом сведений о численности религиозного населения Беларуси, полученных в рамках социологических исследований, пропорционально количеству зарегистрированных организаций каждой конфессии в каждой из областей страны. В результате опрошено 2723 респондента, которые являются последователями 19 конфессий, причем 2013 респондентов отнесли себя к традиционным доминирующим конфессиям, 710 - к другим [2; 3; 4].

Междисциплинарная модель исследования «Типология религиозности ...» предполагает возможность интерпретации данных средствами разных дисциплин. В частности, здесь предлагается трактовка полученных данных на основе концепций психологии. Для этого из всего объема собранного эмпирического материала было извлечено два блока данных, позволяющих выявить психологические характеристики участников опроса:

- данные, отражающие условия (внешние обстоятельства) и характер (внутреннее переживание) обращения к религии, - события, которое в психологии трактуется как трансформация личной идентичности под влиянием религиозного опыта;

- данные о формах канонически предписанного благочестия, а именно - о совершении пожертвований, что с точки зрения психологии можно трактовать как проявления альтруистического поведения.

Предпосылкой для построения психологической трактовки этих блоков служит интерпретация понятий: религиозное обращение и в связи с ним - религия и религиозность, а также альтруизм, альтруистическое поведение.

Определение понятия религиозное обращение требует введения понятий религия и религиозность. Под религией в самом широком смысле понимается сложный двухаспектный феномен, представляющий собой единство религиозного опыта (внутренний аспект) и выражающей его религиозной системы (внешний аспект), которая, в свою очередь, раскрывается в трех не сводимых друг к другу подсистемах-измерениях - представлений, деятельности, институтов. Представления артикулируют идею религии, деятельность воплощает их в жизнь, институты организуют последователей идеи [6; 15; 20].

Под религиозностью понимается причастность к религии, или вовлеченность в единство названных аспектов и измерений. Сложная структура религии обусловливает вариативность форм вовлеченности, которая может реализовываться по разным измерениям и в разной степени. В любом случае, в основе религиозности всегда лежит процесс обращения к религии (религиозная конверсия), который может оказаться для индивида переломным моментом его жизни, а может

стать постепенным путем приближения к религиозным смыслам и ценностям, не обязательно предполагающим завершение мировоззренческой и поведенческой трансформации. Религиозное обращение (конверсия) - событие, которое превращает религию из безразличного для человека феномена в его личное смысловое поле (неважно, становится оно единственным или остается одним из многих).

Исследователи религиозного обращения [13; 19], по-разному определяющие конверсию, все же отмечают универсальные ее компоненты:

1) потребность личности в предельном (религиозном) смысле, которая проявляется через экзистенциальный кризис;

2) активность индивида в направлении поисков выхода из кризиса;

3) чувствительность индивида именно к религиозному смыслу и готовность принять этот смысл;

4) ключевое событие или фигура, выполняющие для индивида функцию «проводника» в сферу религии.

Первые три позиции обозначают внутреннюю обусловленность конверсии; в статье им в соответствие ставится такой показатель, как характер (внутреннее переживание интенсивности конверсии). Четвертая позиция отражает внешние обстоятельства, подготовившие конверсию; в статье ей в соответствие ставится такой показатель, как условия (событийные влияния).

Тема религиозного обращения наиболее плотно разрабатывалась в социологии религии, где этот феномен определялся достаточно узко, в основном как вхождение в религиозное сообщество [15; 21; 22]. В ключе психоаналитической культурологии и феноменологии религии [4; 12] обращение трактуется шире, а именно, сближается с самораскрытием личного потенциала через событие инициации, маркирующее преодоление прежнего «я» личности, т. е. через самот-рансцендирование. Этот процесс может быть либо быстрым и интенсивным, радикально преображающим личность, а значит, полным, по крайней мере, глубоким, - либо поступательным и спокойным, медленно изменяющим смысловой горизонт личности, а значит, частичным, поверхностным. В психологии подобные трансформации обозначаются понятием самоактуализации. В статье именно эти процессы определены как характер обращения к религии.

Характер обращения может влиять на религиозную мотивацию поступков человека. Интенсивно пережитое обращение с большей долей вероятности (хотя и не обязательно) предшествует глубокой трансформации и может обусловить жизненное поведение личности преданностью религиозному идеалу и ревностным отношением к предписаниям основанной на нем традиции. Спокойное обращение

скорее сохранит относительную автономию личности по отношению к предписаниям религии. Очевидно, это различие должно влиять на альтруистический характер поведения: глубоко обращенные будут проявлять альтруизм с большей вероятностью, поверхностно обращенные - с меньшей. В статье эта тема не развивается, лишь принимается к сведению многообразие форм обращения и выявляется их связь с канонически предписанными формами альтруистического поведения.

Под альтруизмом в социально-гуманитарном знании в самом общем смысле понимается принцип (система принципов) человеческого поведения, ориентированного на обеспечение блага других за счет собственного блага. Термин «альтруизм» (франц. altruisme, от лат. alter - другой) впервые был введен О. Контом (1852) в рамках социальной философии для определения понятия, противоположного понятию «эгоизм» [1; 5]. Кратко Конт определял альтруизм как «жизнь ради других» [11]. Производный термин «альтруистическое поведение» был впервые определен в рамках социобиологии Дж. Б. Холдейном (1955) и затем развит Р. Триверсом (1974) [16]. Современный диапазон значений понятия «альтруизм» определяется его использованием в целом ряде дисциплин, от социальной философии и психологии до социобиологии и этологии. Но основным признаком альтруистического поведения во всех дисциплинарных подходах и концепциях признается то, что оно «направлено на благополучие другого существа в ущерб собственному благополучию» [18, с. 28]. В психологии феномен альтруизма относят к одной из форм просоци-ального (поддерживающего солидарность) поведения, а именно - к помогающему поведению (либо отождествляют с ним). Помогающее поведение определяется как забота о благе других, не предусматривающая вознаграждения [17; 22].

Религия является сферой, утверждающей и реализующей принцип альтруизма в качестве приоритетного в человеческих отношениях. Существуют экспериментальные психологические исследования, выявляющие связь религиозности и альтруизма [14, с. 591-593]. Один из аспектов такой связи - зависимость между религиозным обращением и мотивами альтруистического поведения. Поскольку в жизни общества есть сфера, а именно - религия, где альтруизм утверждается как базовый принцип поведения, то в зависимости от степени вовлеченности в религию ее последователи могут быть в большей или меньшей степени мотивированы ее альтруистическими нормами. Степень вовлеченности определяется (в том числе) условиями и характером обращения к религии. Следовательно, альтруистическое по-

ведение религиозных людей (в частности, в форме совершения пожертвований) может быть связано с обстоятельствами их обращения.

Изучение этой связи осуществляется в данном случае в рамках группы респондентов, причисливших себя к православию. Выбор конфессии обусловлен ее доминирующим статусом в белорусском обществе, а также значимостью в ней идеи альтруизма, утверждаемой как предельная норма отношений между людьми.

Для выявления закономерностей взаимосвязи между мотивацией альтруистического поведения и условиями и характером религиозного обращения на примере респондентов, декларировавших свою принадлежность к православию, из их числа были отобраны лишь те, чьи представления о ключевых исповедных истинах православия соответствовали его религиозно-мировоззренческому типу - монотеизму [7]. В результате получился массив из 947 респондентов. Далее случайным образом с шагом 32 (N/n) из него было отобрано 30 респондентов.

Из сложной системы показателей, составляющих исследовательскую модель, был отобран набор переменных, которые подлежали психологической интерпретации:

1) условия религиозного обращения, У-РО - в инструментарии исследования (анкете) обозначена вопросом: «Что привело вас к религии?»;

2) характер религиозного обращения, Х-РО - в инструментарии исследования (анкете) обозначена вопросом: «Приходилось ли вам когда-нибудь переживать соприкосновение с божественным, высшей силой, с абсолютной истиной?»;

3) мотивы альтруистического поведения (или альтруистических поступков, в форме совершения пожертвований), АП - в инструментарии исследования (анкете) обозначена вопросом: «Почему вы совершаете пожертвования?».

Изучение связей между переменными осуществлялось с помощью таблиц сопряженности. Прежде всего, анализ связи переменных У-РО (условия религиозного обращения) и Х-РО (характер религиозного обращения) позволил выявить следующую зависимость: вероятность яркого, интенсивного протекания религиозного обращения (Х-РО)

- в форме «переживания соприкосновения с божественным, с высшей силой, с абсолютной истиной» - может быть выше, если обращение является результатом следующего ряда условий (У-РО) (табл. 1):

1) преодоление экзистенциального кризиса (что выражается в выбранных респондентами вариантах ответов: «поиск смысла жизни»

- 32,0 % респондентов; «поиск утраченного душевного равновесия» -28,0 %);

2) романтически-экзальтированное отношение к религии (вариант ответа: «зов божественного, высших сил» - 28,0 %);

3) влияние традиции через социальное окружение, или социализация (вариант ответа: «семейное воспитание» - 24,0 %).

Другими словами, интенсивное переживание обращения (Х-РО) связано с определенными условиями обращения (У-РО), которые можно предварительно обозначить как: 1) экзистенциальные, 2) эмоциональные, 3) социальные (семейно-традиционные) [10].

Таблица 1

Таблица сопряженности переменных У-РО (условия религиозного обращения) и Х-РО (характер религиозного обращения), в % от общей численности респондентов

Х-РО ^ У-РО Приходилось ли Вам когда-либо переживать соприкосновение с божественным, с высшей силой, с абсолютной истиной? Всего, %

Да, приходилось, % Я считаю, что такой опыт невозможен, % Я никогда не испытывал(а) ничего подобного, %

Что привело Вас к религии?*

Поиск смысла жизни 32,0 4,0 8,0 44,0

Семейное воспитание 24,0 0,0 12,0 36,0

Поиск утраченного душевного равновесия 28,0 0,0 0,0 28,0

Тяжёлая болезнь близкого человека 4,0 0,0 4,0 8,0

Регулярное чтение литературы (художественной, философской, религиозной) 8,0 0,0 0,0 8,0

Особенная встреча с религиозным (верующим) человеком 8,0 0,0 0,0 8,0

Наркомания, алкоголизм, другие зависимости 4,0 0,0 0,0 4,0

Чудесное событие 8,0 0,0 0,0 8,0

Зов божественного, высших сил 28,0 0,0 4,0 32,0

Постоянное близкое общение с верующими (религиозными) людьми (с родственниками, друзьями, коллегами, т.д.) 12,0 0,0 4,0 16,0

Всего 76,0 4,0 20,0 100,0

* вопрос с множественными вариантами ответов

Особенности взаимосвязи между переменными, характеризующими условия обращения к религии (У-РО) и мотивы альтруистического поведения (АП), указывают на наличие зависимости между указанными причинами обращения к религии (экзистенциального, эмоционального и социального свойства) и совершением пожертвований (АП) из «сострадания к нуждающимся» (табл. 2). Это именно тот мотив, который при моделировании исследования наделялся собственно альтруистическим смыслом.

Таблица 2

Таблица сопряженности переменных У-РО (условия религиозного обращения) и АП (мотивы альтруистического поведения), в % от общей численности респондентов

^^^^^^ АП ^ У-РО ^^^^^^^^ Почему Вы совершаете пожертвования? Всего, %

Из сострадания к нуждающимся, % Из чувства долга, по велению совести, % Ради воздаяния, которое обещает моя религия, % Потому что так требует моя религия, %

Что привело Вас к религии ?*

Поиск смысла жизни 37,0 3,7 3,7 3,7 48,1

Семейное воспитание 18,5 0,0 7,4 3,7 29,6

Поиск утраченного душевного равновесия 22,2 3,7 0,0 0,0 25,9

Тяжёлая болезнь близкого человека 3,7 0,0 0,0 0,0 3,7

Регулярное чтение литературы (художественной, философской, религиозной) 3,7 0,0 3,7 0,0 7,4

Особенная встреча с религиозным (верующим) человеком 7,4 0,0 0,0 0,0 7,4

Наркомания, алкоголизм, другие зависимости 3,7 0,0 0,0 0,0 3,7

Чудесное событие 7,4 3,7 0,0 0,0 11,1

Потеря близкого человека 3,7 0,0 0,0 0,0 3,7

Зов божественного, высших сил 11,1 7,4 3,7 3,7 25,9

Одиночество 3,7 0,0 0,0 0,0 3,7

Постоянное близкое общение с верующими (религиозными) людьми (сродственниками, друзьями, коллегами, т.д.) 7,4 0,0 3,7 3,7 14,8

Затрудняюсь ответить 3,7 0,0 0,0 0,0 3,7

Всего 66,7 18,5 7,4 7,4 100,0

* вопрос с множественными вариантами ответов

Характер связи между переменными позволяет судить, что к собственно альтруистическим мотивам при совершении пожертвований (АП) в большей степени склонны те, кто пришел к религии (У-РО) осознанно, в результате преодоления экзистенциального кризиса (37,0 % и 22,2 % респондентов), и в несколько меньшей степени - те, для кого обращение было результатом социализации («семейное воспитание» - 18,5 %) или романтически-экзальтированных ожиданий в отношении религии («зов божественного...» - 11,1 %).

В результате определено, что именно указанные ранее причины обращения к религии (У-РО) - экзистенциального, социально-традиционного, романтически-экзальтированного плана - связаны с интенсивным переживанием обращения (Х-РО) и при этом также с альтруистической мотивацией совершения пожертвований (АП). Это закономерно ставит вопрос об особенностях взаимосвязи между переменной, отражающей характер религиозного обращения (Х-РО), и

переменной, определяющей мотивы альтруистического поведения (АП). Оценка этой связи показывает, что именно те, кто имел опыт «соприкосновения с божественным, с высшей силой, с абсолютной истиной» (43,5 % респондентов), склонны к собственно альтруистическому («из сострадания») совершению пожертвований (табл. 3). Причем связь между указанными переменными является сильной (значение критерия Хи-квадрат по Пирсону стремится к 1 (= 0,936), табл. 3).

Таблица 3

Таблица сопряженности переменных Х-РО (характер религиозного обращения) и АП (мотивы альтруистического поведения), в % от общей численности респондентов

Х-РО - АП

^^^^^^ АП ^ Почему Вы совершаете пожертвования?

Х-РО

Ради воздаяния, Потому Всего, %

Приходилось ли Вам когда-либо Из состра- Из чувства которое что так

переживать соприкосновение с дания к долга, по обещает требует

божественным, с высшей силой, нужда- велению со- моя рели- моя рели-

с абсолютной истиной? ющимся, % вести, % гия, % гия, %

Да, приходилось 43,5 17,4 8,7 8,7 78,3

Я считаю, что такой опыт невозможен 4,3 0,0 0,0 0,0 4,3

Я никогда не испытывал(а) ничего 13,0 4,3 0,0 0,0 17,4

подобного

Всего 60,9 21,7 8,7 8,7 100,0

В итоге, оценка наиболее высоких значений переменных и связей между ними позволяет установить, что характер религиозного обращения (Х-РО) преимущественно связан с переживанием респондентами кризиса внутреннего становления (60 %), воздействием экстраординарных обстоятельств (28,0 %) и влиянием социального окружения (24,0 %). Сходная зависимость прослеживается и во влиянии условий религиозного обращения (У-РО) на альтруистическое поведение: совершая пожертвования из сострадания к нуждающимся, 59,2 % респондентов переживали кризис внутреннего становления, 18,5 % обратились к религии под влиянием социального окружения, 11,1 % - в связи экстраординарными обстоятельствами. Для 43,5 % респондентов альтруистическая мотивация поведения (АП) связана с наличием опыта переживания «связи с божественным». Таким образом, условия и характер религиозного обращения оказывают влияние на мотивацию альтруистического поведения: совершение пожертво-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ваний из сострадания связано с наличием опыта интенсивного переживания конверсии и определенными условиями (экзистенциального, эмоционального, социального свойства) обращения к ней.

Таблица 4

Зависимость между переменными У-РО - Х-РО - АП с наиболее значимыми показателями, в % от общего числа респондентов

Переменные и их значения

Условия религиозного обращения У-РО Характер религиозного обращения Х-РО, % Альтруистическое поведение АП, %

1) кризис внутреннего состояния: поиск смысла жизни 32,0 60,0 37,0 59,2

поиск утраченного душевного равновесия 28,0 22,2

2) влияние социального окружения 24,0 18,5

3) действие экстраординарных обстоятельств 28,0 11,1

Можно заключить, что тому из православных респондентов, кто пришел к религиозному обращению в результате личных исканий и пережил в итоге интенсивный опыт обращения, в большей степени свойственны альтруистические мотивы при совершении пожертвований.

Это позволяет сделать вывод о том, что глубоко пережитое религиозное обращение обусловливает заметную мотивацию личности религиозным идеалом, в том числе основанными на нем предписаниями альтруистического поведения (способность совершать пожертвования из сострадания).

Список литературы

1. Альтруизм // Философская энциклопедия: в 5 т / гл. ред. Ф. В. Константинов. - Т. 1. А-Дидро. - М: Советская энциклопедия, 1970. - С. 46-47.

2. Бар-Тал Д. Помогающее поведение // Психологическая энциклопедия . [Электронный ресурс] - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/770/nOMOrAroffl,EE. - Дата обращения: 20.06.2017

3. Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. -2-е изд., исправл. - М.: Советская энциклопедия, 1986. [Электронный ресурс] -URL: http://dic.academic.m/dic.nsf/dic_biology/162M^bTPy^ra4ECKOE. - Дата обращения: 20.06.2017.

4. Ван Геннеп А. Обряды перехода. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 198 с.

5. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.

6. Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Многомерный кросс-конфессиональный подход к исследованию религиозности: актуальность и концептуализация // Социология. - 2012. - № 3. - С. 123-132.

7. Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Особенности религиозности населения Беларуси: мировоззренческий аспект (по данным исследования 2012-2015 гг.) // Социология. - 2016. - № 4. - С. 81-94.

8. Карасева С. Г., Шкурова Е. В., Шатравский С. И. Характеристики вовлеченности населения Беларуси в религию: мировоззренческий аспект // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение. -2017. - № 2 (70). - С. 85-109.

9. Карасева С. Г., Шкурова Е. В., Шатравский С. И., Доманская А. И. Значимость религии в оценках религиозного населения Беларуси (по данным исследования 2012-2016 гг.) // Философия и социальные науки. - 2016. - № 3. - С. 82-88.

10. Карасева С. Г., Шкурова Е. В., Шатравский С. И., Доманская А. И., Казмирук М. В. Некоторые особенности религиозного населения Беларуси (по материалам исследования «Типология религиозности в современной Беларуси», 2012-2015) // Философия и социальные науки. - 2016. - № 1.- С. 82-91.

11. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. - М.: Этерна, 2012. - 752 с.

12. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / пер. с англ. - М.: Рефл-бук, АСТ; Киев: Ваклер, 1997. - 384 с.

13. Любимова А. И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. -2009. - Т. 10. Вып. 1. - С. 70-74.

14. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2010. -794 с.

15. Пронина Т. С. Религиозность современных россиян: смена форм или содержания? // Вестник Тамбовского гос. ун-та им. Г. Р. Державина. Сер. Гуманитарные науки. - 2012. - № 9 (113). - С. 312-319

16. Психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс] - URL: Ьйр://д1с.асадет1с.гаМ1с.ш£/епс_р8усЬо1о§у/770/ПОМОГАЮШ,ЕЕ. - Дата обращения: 20.06.2017

17. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / пер. с англ. - Т. 2 (П-Я). - М.: Вече, АСТ, 2000. - 559 с.

18. Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 633 с.

19. Batson C.D. et al. Religion and the Individual: а 8оша1-Р8усИо1о§ша1 Per-spertive / Batson C. D., Schoenrade P., and Ventis W. L. - New Уогк: Oxford University Press, 1993. - 427 p.

20. Hill P. C., Hood R. W. jr. Measures of Religiosity. - Birmingham, Alabama: Religious Ed^ation Press, 1999. - 531 p.

21. Lofland J., Stark R. Beaming a World-saver: А Theory of Conversion to a Deviant Perspective // Amerkan Soriologkal Review. - 1965. - Vol. 30. - P. 862-875.

22. Rambo L. R. Understanding Religious Conversion. - New Haven (CT): Yale University Press, 1993. - 260 p.

Статья поступила: 30.11.2017. Принята к печати: 15.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.