Научная статья на тему 'Обслуживание банками состоятельных частных лиц: этапы развития и основные признаки'

Обслуживание банками состоятельных частных лиц: этапы развития и основные признаки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОСТОЯТЕЛЬНЫЕ КЛИЕНТЫ / БАНК / ЧАСТНЫЕ ЛИЦА / АКТИВЫ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозеров С.А., Петрова А.А.

Статья посвящена анализу специфики обслуживания состоятельных частных лиц в банках (private banking). Это направление исследуется как историческая категория, выделяются основные этапы развития индустрии, а также ее модификации в связи с мировым финансовым кризисом. Рассматриваются основные тенденции развития банков, обслуживающих состоятельных частных лиц в новых экономических условиях. Делается вывод о фундаментальных характеристиках private banking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обслуживание банками состоятельных частных лиц: этапы развития и основные признаки»

Банковская деятельность

УДК 336.713

ОБСЛУЖИВАНИЕ БАНКАМИ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТНЫХ ЛИЦ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

С. А. белозеров,

доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента Е-mail: belozerovsa@nm.ru

А. А. ПЕТРОВА, аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента Е-mail: angelina_petrova@bk.ru Санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена анализу специфики обслуживания состоятельных частныхлиц в банках (private banking). Это направление исследуется как историческая категория, выделяются основные этапы развития индустрии, а также ее модификации в связи с мировым финансовым кризисом. Рассматриваются основные тенденции развития банков, обслуживающих состоятельных частныхлиц в новыхэко-номическихусловиях. Делается вывод о фундаментальных характеристиках private banking.

Ключевые слова: обслуживание, состоятельные клиенты, банк, частные лица, активы под управлением.

Обслуживание состоятельных частных лиц в банках (private banking) является одним из важных направлений банковской деятельности, претерпевшим за последние время существенные изменения в связи с мировым финансовым кризисом. Значительное сокращение стоимости финансовых активов состоятельных лиц снизило их активность на финансовом рынке. Повышение финансовой грамотности частных клиентов скорректировало направ-

ления индивидуальной финансовой деятельности, привело к перенаправлению временно свободных денежных средств в финансовые инструменты с меньшим уровнем риска. Ужесточение государственного контроля за банковской деятельностью повлекло существенное сокращение дохода банков, предоставляющих услуги состоятельным клиентам. Очевидно, что действие этих факторов определяет необходимость регулярной корректировки модели банковской деятельности на рынке состоятельных частных лиц. Вместе с тем, несмотря на широкое распространение в банковской практике термина «private banking», в изученной отечественной и зарубежной экономической литературе не существует общепринятого теоретического подхода к его трактовке, который, с точки зрения авторов, необходим для построения и своевременной модификации бизнес-модели банков, работающих в соответствующем сегменте рынка.

Развиваясь достаточно длительный период времени, банковское обслуживание состоятельных

частных лиц приобрело характерные особенности и осуществляется в соответствии с общепринятыми правилами. Для того чтобы более точно определить эти особенности, следует разделить процесс становления мировой индустрии private banking на несколько основных этапов.

Возникновение private banking (XVIII—XIX вв.). Именно на этапе становления private banking сформировался комплекс продуктов и услуг. В середине XVIII в. в крупных швейцарских городах появился ряд влиятельных банков: Wegelin & Co, Rahn & Bodmer, Bank Leu. Главенствующее положение в развитии private banking на данном этапе принадлежит Женеве. Одной из причин быстрого расцвета обслуживания состоятельных частных лиц банками Женевы являлась ее близость к Франции. Предприниматели стремились перевести свои сбережения в Женеву, скрывая их от французских налоговых органов. Кроме того, политические кризисы заставляли состоятельных лиц искать прибежища в Женеве. Позиционирование private banking как комплекса продуктов и услуг, предоставляемых состоятельным частным лицам, состоялось именно во времена Великой французской революции 1789 г., что было обусловлено волной эмиграции французских аристократов в Швейцарию [7].

Швейцарские банки, обслуживающие состоятельных частных лиц, характеризовались следующими специфическими признаками:

— организационно-правовая форма партнерства;

— основное направление деятельности — управление активами;

— клиенты организации — исключительно частные лица и члены их семей;

— готовность принять на обслуживание частных лиц, передающих в управление финансовые активы от определенной величины («состоятельных лиц»);

— строгая конфиденциальность деятельности.

Практически одновременно с появлением

банков, обслуживающих состоятельных клиентов в Швейцарии, подобные компании, хотя и с меньшим объемом средств под управлением, стали зарождаться во Франции, Германии, Люксембурге и Австрии, а также в США. В XIX в. расцвет данного направления произошел в Англии — благодаря торговому сословию, которому понадобилось не только сохранение, но и управление состоянием. Кроме того, был расширен продуктовый ряд private banking: развиты направления юридического обеспечения в области наследования и дарения.

Это придало ему законченный вид с точки зрения традиционного понимания в качестве комплекса продуктов и услуг, предоставляемых состоятельным частным лицам.

Экстенсивное развитие private banking (со средины XIX в. до начало Второй мировой войны). Этот этап характеризовался, главным образом, созданием крупных финансовых корпораций, работающих в соответствующем сегменте рынка. В 1931 г. крупнейшие женевские банки, обслуживающие состоятельных клиентов (Ferrier, Lullin, Lombard Odier, Pictet, Hentsch, Bordier, Darier и Mirabaud), создали Ассоциацию женевских банков, работающих с состоятельными частными лицами. В Англии увеличение объема банковских операций в годы Первой мировой войны, равно как изменение экономического климата, также обусловили преобразования в банковской системе: в 1917—1918 гг. в Лондоне сложилась так называемая «Большая пятерка», в которую вошли банки Barclays, Lloyds, Midland, Westminster и National Provincial. В послевоенные годы создание объединенных финансовых корпораций нового типа в Англии и Швейцарии не препятствовало развитию сложившейся к тому времени системы банков, обслуживающих состоятельных клиентов. Устойчивость этого типа банков объясняется в первую очередь широкими международными контактами его владельцев и разнообразием зарубежной клиентуры. В данный период вступил в силу закон о банках Швейцарии 1934 г., который подтвердил отличие банков, обслуживающих состоятельных лиц, от прочих финансовых организаций. В 1929 г. началась Великая депрессия. Произошло сокращение банковских операций по всему миру: число крупных частных состояний уменьшалось, государства в преддверии Второй мировой войны проводили кампанию займов. Период с начала Великой депрессии до начала Второй мировой войны характеризовался стремлением к сохранению состояний. В связи с этим традиционные банковские центры, прежде всего Швейцария, становились еще более привлекательными для многочисленных иностранцев.

Послевоенное восстановление private banking (1945-1980-е гг.). После Второй мировой войны система обслуживания состоятельных частных клиентов достаточно быстро восстановилась, заметно расширилась. Особое развитие получили консультации по размещению инвестиций и финансовая деятельность, связанная с забалансовыми счетами. Эти направления стали основными для банков, обслуживающих состоятельных клиен-

тов, занятых в прежние годы преимущественно традиционными операциями, отражающимися на балансовых счетах. В послевоенный период банки начали оказывать клиентам все более разнообразные услуги, одновременно прилагая усилия к повышению эффективности обслуживания: предпринимались шаги по механизации процесса ведения бухгалтерских книг и составления отчетов, использованию компьютеров. Число швейцарских банков, обслуживающих состоятельных частных лиц, сохранивших организационно-правовую форму партнерства, существенно сократилось из-за тенденций к слиянию и поглощению и преобразованию банков в организационно-правовую форму обществ с ограниченной ответственностью.

Формирование современного рынка private banking (1990—2002 гг.). На четвертом этапе формируется облик современной клиентуры private banking. Выделяются две группы состоятельных частных лиц — наследники состояний:

— граждане развитых стран;

— предприниматели, сформировавшие состояния в результате экономического развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Ближнего Востока.

Традиционные клиенты private banking — наследники состояний предъявляют следующие требования к своим финансовым организациям:

— сохранение капитала;

— конфиденциальность;

— персональный сервис;

— долгосрочное сотрудничество.

Возникающий новый тип клиента — предприниматель ориентируется прежде всего на рост состояния, высокие показатели результатов инвестирования при более высокой степени риска. Также на данном этапе выделяются основные разновидности банков, обслуживающих состоятельных частных лиц, по характеру их бизнес-моделей:

— подразделения инвестиционных банков;

— подразделения коммерческих банков;

— частные партнерства.

Аналогичный подход к классификации бизнес-моделей банков, обслуживающих состоятельных частных лиц, используется в настоящее время профессорами Швейцарского банковского института Университета Цюриха [3]. Основополагающая тенденция, которую можно было наблюдать в данный период, сводится к глобализации деятельности банков и росту масштабов организаций. Кроме того, на данном этапе усиливается популярность офшорных рынков. Что касается стратегий раз-

мещения активов, то в 2000 г. впервые проявилась тенденция роста альтернативных инвестиций: структурные продукты и другие виды альтернативных инвестиций приобретали все большее значение и становились более доступными для состоятельных частных инвесторов. Для данного этапа также характерна тенденция повышения общего потока финансовой информации для клиентов, которая тесно связана с финансовой глобализацией, совершенствованием технологий. Это позволило значительно увеличить количество, качество и скорость поставки информации для инвесторов. В результате инвесторы становились все более изощренными в своих инвестициях, повышался спрос на большее число разнообразных финансовых продуктов. В то же время в индустрии private banking значительно обострилась конкурентная борьба. В 2000—2002 гг. наблюдался рост инвестиций частных клиентов в инструменты с фиксированной доходностью. Это можно расценивать как реакцию на экономическую рецессию и падение фондовых рынков. В 2003 г. вновь повысился интерес к инвестициям в акции.

Новейший этап развития private banking может быть разделен на два основных периода:

— 2003-2007 гг.;

— с 2008 г. по настоящее время.

Деление состоятельных частных лиц на категории на современном этапе достаточно условно и определяется каждым финансовым институтом самостоятельно. Однако большинство крупнейших финансовых институтов относят к клиентам private banking частных лиц с финансовыми активами от 1 млн долл.

Рассмотрим период устойчивого роста мировой экономики (2003—2007 гг.). В это время рост численности состоятельных лиц и их финансовых активов происходил в 1,5—3 раза быстрее темпа роста ВВП (в зависимости от региона).

Представленная в табл. 1 динамика определялась действием двух основных факторов:

— создание состояний путем предпринимательской деятельности, инноваций и более эффективного использования ресурсов для производства продукции особенно на развивающихся рынках, где предприниматели являются основными клиентами банков, обслуживающих состоятельных клиентов;

— увеличение числа состоятельных лиц;

— концентрация состояний в отдельных регионах, которая определяется традиционной структурой распределения экономических благ, доходами и налогами на наследование на каждом рынке.

Таблица 1

Динамика роста количества состоятельных частных лиц

и величины их ( шнансовых активов в 2003—2007 гг., %

Наименование Среднегодовой темп роста ВВП Среднегодовой темп роста количества состоятельных лиц Среднегодовой темп роста величины финансовых активов состоятельных лиц

Европа 2,5 7 7,7

Северная Америка 2,6 5,7 6,9

Латинская Америка 4,5 5,9 11,5

Азиатско- Тихоокеанский регион 5,2 8 10

Ближний Восток и Африка 6,1 10,8 14

Весь мир 3,7 7 8,9

С 2004 г. организации private banking начинают предлагать спектр продуктов и услуг для «семейных офисов» (family office). Под семейным офисом обычно понимают частную компанию, в ведении которой находятся финансовые активы одного состоятельного семейного домашнего хозяйства. Домашнее хозяйство в условиях современной экономики, так же, как государство и фирма, является независимым хозяйствующим субъектом. Домашнее хозяйство может быть не только семейным, его определяют как группу частных лиц, принимающих самостоятельные экономические решения [1]. Главной функцией такого семейного офиса традиционно является централизация управления финансовыми активами домашнего хозяйства, а целью — обеспечение передачи состояния из поколения в поколение.

Современные семейные офисы, как правило, делятся на три группы.

Первая группа представляет собой независимую компанию, которая контролируется со стороны доверенного лица домашнего хозяйства и осуществляет комплексный надзор над всеми ликвидными финансовыми активами. С помощью данной организации реализуются финансовые решения домашних хозяйств, т. е. решения по поводу формирования структуры и величины источников дохода, а также формирования структуры будущих расходов [1, 2].

Вторая группа офисов находится в ведении банка, юридической фирмы или аудиторской фирмы и предоставляет в основном инвестиционные консультации.

Третья группа семенных офисов находится в непосредственном ведении семьи и выполняет в основном административные функции.

Рост чистой прибыли банков, обслуживающих состоятельных частных лиц, во всем мире за 2007 г. достиг 44 % при лидирующем положении Китая (135 %), России (88 %) и Индии (84 %). В соответствии со статистическими данными компании Scorpio Partnership [8] активы под управлением банков, обслуживающих состоятельных клиентов, составляли 17,4 трлн долл. по состоянию на начало 2008 г. [4]. В ежегодном исследовании журнала Euromoney активы состоятельных частных лиц под управлением во всем мире на начало 2008 г. оценены в размере 7,6 трлн долл. Таким образом, выявлен рост в 128 % по сравнению с предыдущим годом [4]. Столь различные оценки экспертов в отношении активов состоятельных частных лиц, переданных под управление институтам private banking, закономерны в силу специфики отрасли. Однако при сопоставлении данных оценок с оценками финансовых активов, имеющихся в распоряжении состоятельных лиц (40,7 трлн долл.), был выявлен огромный потенциал мирового рынка private banking [6].

Существенные изменения, характеризующие второй период новейшего этапа развития private banking, обобщены в табл. 2.

Хотя промышленно развитые страны в настоящее время только начинают восстанавливаться после финансового кризиса, большинство развивающихся рынков уже вернулись на докризисные темпы роста. Такие разные темпы восстановления будут способствовать смещению глобальной концентрации состояний на Восток. Ожидается, что к началу 2012 г. наибольшее число состоятельных лиц — около 3,6 млн чел. (33 %) — будет проживать в Азиатско-Тихоокеанском регионе [5].

Несмотря на то, что офшорные операции традиционно играли существенную роль в обслуживании банками состоятельных клиентов, эти операции оказались под пристальным вниманием государств в свете возможности уклонения от уплаты налогов. В связи с решениями государств «Большой двадцатки» (G20) офшорные зоны все чаще реализовывают стандарты сотрудничества в области налогообложения и смягчения банковской тайны.

По состоянию на 2010 г. финансовые активы частных лиц в размере 7,3 трлн долл. находятся в международных центрах private banking (IPBCs) за пределами юрисдикций клиентов банков [10].

Таблица 2

Изменения на рынке private banking в 2008—2010 гг.

Критерий Тип изменения Адаптация деятельности банков, обслуживающих состоятельных клиентов

Демографическая ситуация Сдвиг в глобальном распределении финансовых активов на Восток Расширение деятельности на развивающиеся рынки

Государственное регулирование Под контролем государств — офшорные бизнес-модели банков, позволяющие частным лицам уклонятся от уплаты налогов Реализация стандартов сотрудничества в области налогообложения и смягчения банковской тайны

Клиентское поведение Больший прагматизм Разработка новых моделей обслуживания клиентов

Операционная модель Необходимость снижения затрат организаций Внедрение новых механизмов снижения затрат

Динамика индустрии Слияния и поглощения в отрасли, необходимость внедрения новых бизнес-моделей Разработка новых бизнес-моделей, адекватных современным экономическим условиям, расширение деятельности путем слияний и поглощений

Крупнейшим из таких центров является Швейцария, управляющая 27 % глобальных офшорных активов, затем следуют Великобритания, Люксембург и др. В последние годы государственное давление на такие международные центры приняло две формы:

— прямое давление на сами центры для получения согласия на предоставление финансовой информации о клиентах;

— влияние непосредственно на самих состоятельных частных лиц в виде налоговых амнистий и принудительных мер.

Чтобы избежать таких принудительных мер со стороны правоохранительных органов, частные инвесторы начали репатриировать незадекларированные офшорные финансовые активы.

Хотя оптимизация налоговой нагрузки являлась важной причиной для открытия счетов частными клиентами в IPBCs, следует отметить, что вопросы обеспечения безопасности размещенных средств, диверсификации и защиты частной жизни также играют важную роль в принятии ими инвестиционных решений. Офшорные финансовые центры и в настоящее время защищают конфиденциальность клиентов насколько это возможно, предоставляя банковскую информацию только по уголовным налоговым делам.

Мировой финансовый кризис изменил финансовое поведение состоятельного инвестора. Несмотря на резкий рост фондовых рынков с 2009 г. и имеющиеся признаки восстановления в различных экономических сферах, состоятельные лица не стремятся воспользоваться рискованными рыночными возможностями. Они во всем мире стали более консервативными инвесторами и требуют от банков, которые их обслуживают,

большей информационной обеспеченности, прозрачности продуктов и услуг, управления портфелем, направленного на снижение риска. Согласно опросу, проведенному компаниями Merill Lynch и Capgeminni, большинство руководителей банков отмечают высокую степень осторожности молодых состоятельных инвесторов (до 50 лет) [9].

В дополнение к основным формам консультирования организациям начали предлагать ряд дополнительных продуктов и услуг. Нацеленные на конкретные сегменты клиентов, эти предложения могут использоваться для повышения доверия клиентов и создания дополнительных источников дохода. Банки, обслуживающие состоятельных частных лиц, активно разрабатывают возможности финансового планирования, налоговых консультаций и управления образом жизни («Lifestyle») в сотрудничестве со сторонними организациями.

Доходы банков, обслуживающих состоятельных частных лиц, в значительной мере коррелируют с динамикой фондовых индексов, поскольку комиссии таких организаций зависят от объемов совершаемых клиентами сделок и иногда даже от результатов инвестирования. С середины 2008 г. до 2009 г. доходы банков, обслуживающих состоятельных частных лиц, во всем мире снизились в среднем на 30 % [5] из-за уменьшения базы активов, а также изменения структуры их размещения — сдвига к менее рисковым инструментам. По оценкам экспертов, отношение затрат к доходам банков, обслуживающих состоятельных частных лиц, выросло в среднем до 78,2 % за 2009 г. В 2008 г. этот показатель составлял 72,4 %. Чистый приток финансовых активов в банки, обслуживающие состоятельных частных лиц, к 2010 г. снизился до 900 млн долл. (сокращение на 60 % по сравнению с 2009 г.) [8].

С падением доходов связано большее давление относительно сокращения расходов. Но сокращение расходов в организациях private banking сложно произвести без уменьшения численности персонала, что зачастую означает потерю клиентской базы, обусловленную спецификой бизнеса. Для управления затратами банки вынуждены совершить переоценку своих бизнес-моделей: должны быть приняты решения относительно того, на чем организации сосредоточиваются в пределах собственного бизнеса, и рассмотрены варианты прекращения или аутсорсинга не основных видов деятельности и процессов. Замена комиссий за совершенные операции на фиксированные сборы за обслуживание помогут избежать резких сокращений доходов организаций во время кризисных рыночных ситуаций.

Проведем анализ динамики индустрии private banking путем сравнения результатов деятельности банков, которые специализируются в этой сфере бизнеса.

По оценкам компании Scorpio Partnership, в 2010 г. более 220 банков, обслуживающих состоятельных клиентов, управляли активами в размере 16,5 трлн долл., генерировали более 110 млрд долл. совокупного годового дохода [8]. В то же время финансовые активы состоятельных лиц оцениваются в размере 39 трлн долл. США [9]. Таким образом, активы под управлением банков составляют лишь 42 % всех финансовых активов состоятельных лиц. Очевидно, что в настоящее время существует огромный потенциал для роста индустрии private banking, который не ограничивается темпами роста финансовых активов состоятельных лиц. Компания Scorpio Partnership прогнозирует удвоение показателей активов под управлением в течение 2010—2020 гг. [8].

Крупнейшие банки, обслуживающие состоятельных частных клиентов, классифицированы по размеру активов под управлением (табл. 3).

Рейтинг крупнейших банков по величине

Финансовый кризис заметно изменил мировой рейтинг крупнейших банков, обслуживающих состоятельных частных клиентов, и привел к развертыванию деятельности по слияниям и поглощениям в отрасли. В силу реструктуризации и консолидации на банковском рынке в IV квартале 2008 г. на новейшем этапе развития private banking произошли следующие значительные изменения в рейтинге банков (прежде всего в США).

Банку UBS Wealth Management удалось отстоять свои лидирующие позиции только до 2009 г., поскольку его активы под управлением значительно уменьшились. UBS — крупнейший банк Швейцарии по размеру активов под управлением несколько лет подряд занимал первое место в мировом рейтинге. Однако он существенно пострадал во время мирового финансового кризиса. В 2008 г. банк сообщил о списаниях 49 млрд долл. «в результате воздействия рынка ипотечных облигаций subprime» [9], что явилось наибольшим из всех списаний банков, обслуживающих состоятельных частных лиц. В частности, только в I квартале 2008 г. UBS списал 19 млрд долл. и показал чистый убыток в размере 12,1 млрд долл. За IV квартал 2008 г убытки банка составили 6,9 млрд долл., выводы активов под управлением — более чем 50 млрд долл. В связи с этим UBS получил поддержку правительства Швейцарии в размере 60 млрд. долл. [4].

Крупнейшая кредитная организация Bank of America переместилась с 11 -го на 2-е место в 2009 г., а затем заняла 1-е место в рейтинге 2010 г. в связи с приобретением компании Merrill Lynch, подразделение private banking которой до 2009 г. было вторым крупнейшим в мире.

Банк Morgan Stanley Smith Barney — другой вновь созданный игрок по управлению активами занял 3-е место в 2010 г. Значительно укрепить свои позиции в рейтинге ему удалось путем сделки с Citibank о покупке бизнеса Smith Barney.

Таблица 3

активов под управлением в 2008—2010 гг.

Рейтинг Название банка Доля рынка в 2010 г., % Активы под управлением, млрд долл.

2010 2009 2008

1 Bank of America Private Bank (вкл. Merrill Lynch GPC) 10,5 1 741 1 501 211

2 UBS Wealth Management 9,7 1 594 1 393 1 869

3 Morgan Stanley Smith Barney 9,1 1 508 522 758

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Wells Fargo Private Bank 7,4 1 218 1 000 -

5 Credit Suisse Private Bank 4,7 775 612 740

6 JP Morgan 3,9 636 552 201

7 Royal Bank of Canada 2,3 379 - -

8 HSBC Private Bank 2,2 367 352 421

9 Deutsche Bank Private Wealth Management 1,7 272 231 288

10 Pictet 1,5 243 - -

10 крупнейших банков 53 8 733 - -

Десять наибольших по размеру активов под управлением банков по состоянию на начало 2010 г. совокупно управляли 8,733 трлн долл. финансовых активов состоятельных лиц, т. е. приблизительно 22 % всех финансовых активов состоятельных лиц. Важно отметить, что крупнейшие 5 банков управляют 41,4 % активов отрасли (17,5 % всех финансовых активов состоятельных лиц). Таким образом, рынок private banking является высококонцентрированным.

Преобладание в рейтинге игроков США объясняется их относительно большим внутренним рынком (крупнейший рынок private banking в мире). Эти игроки увеличивают активы под управлением с помощью стратегий, ориентированных на внутренний рынок. Большинство других игроков активно проводят офшорные или зарубежные операции.

На основе проведенного анализа можно определить две фундаментальные характеристики мирового рынка private banking, которые остаются неизменными и на современном этапе его развития.

Во-первых, развитие индустрии private banking обусловлено социально-демографическими факторами, увеличением региональной концентрации состояний, что, в свою очередь, объясняется темпами роста экономики в целом и в отдельных регионах.

Во-вторых, доход индустрии private banking носит циклический характер, значительно обусловленный динамикой мировых фондовых рынков.

Анализ развития private banking позволяет сделать вывод о том, что англоязычный термин «private banking» исторически общепринят и предполагает предоставление клиентам продуктов и услуг, непосредственно не связанных с банковской деятельностью и вместе с тем традиционно являющихся составными элементами комплекса. Главной задачей банков, обслуживающих состоятельных частных лиц, на современном этапе является поддержание как финансового, так и нефинансового благосостояния клиентов путем предоставления оптимального набора продуктов и услуг. В последние годы банки, работающие с крупными частными состояниями, расширили перечень предоставляемых продуктов и услуг для завоевания конкурентных преимуществ, поскольку особую значимость для клиентов стали приобретать профессиональные юридические и налоговые консультации, а также статусное сопровождение.

Анализ основных этапов развития банковского обслуживания состоятельных частных лиц, по мнению авторов, позволяет также определить два основных подхода к определению этого термина.

Первый можно условно назвать продуктовым подходом. Его использование позволяет рассмат-

ривать prívate banking как комплекс продуктов и услуг, предоставляемых банками состоятельным частным лицам.

Второй — функциональный подход. В его рамках private banking представляет собой обслуживание банками состоятельных частных лиц, которое соответствует ряду признаков:

— выраженное в денежных единицах ограничение минимальной величины предоставляемых банками частным клиентам банковских продуктов и оказываемых им банковских услуг (минимальная величина определяется рыночной ситуацией, но является достаточно существенной);

— непосредственный личный контакт персонального банковского менеджера и клиента;

— соответствие характера обслуживания специфическим индивидуальным потребностям клиента;

— ориентация на долгосрочное сотрудничество;

— строгая конфиденциальность обслуживания.

Список литературы

1. Белозеров С. А. Финансы домашнего хозяйства: инвестиционный аспект. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского государственного университета. 2006.

2. Белозеров С. А. Финансы домашних хозяйств как элемент финансовой системы // Финансы и кредит. 2008. № 1.

3. Бирчлер У., Кокка Т.Д., Эттлин Д. Международное исследование Private Banking 2009. Швейцарский банковский институт. Университет Цюриха. URL: http:// www.isb.uzh.ch/privateBankingStudy/The_International_ Private_ Banking_Study_2009.pdf.

4. Исследования Private Banking // Euromoney. 2008—2011. URL: http://www.euromoney.com/.

5. Исследование компании Booz & Company Inc. Private Banking после идеального шторма/ 2010/ URL: http:// www. booz. com/media/uploads/Private_Banking_After_ the_Perfect_Storm. pdf.

6. Международное исследование компании Price-waterhouseCoopers индустрий Private Banking and Wealth Management. 2009. URL: http://www. pwc. com/en_GX/ gx/private-banking-wealth-mgmt-survey/pbwm09.html.

7. Мод Д., Молино Ф. Private Banking: элитное обслуживание частного капитала: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер. 2003.

8. Отчет компании Scorpio Partnership об индустрии Private Banking. 2010. URL: http://www.scorpiopartnership.com/ uploads/pdfs/scorpio-pr_Scorpio %20Partnership_Global PrivateBankingBenchmark-July2010.pdf.

9. Отчеты компаний Merill Lynch и Capgemini о состоянии мирового богатства. 2003—2010. URL: http://www. capgemini.com/.

10. Швейцарская банковская ассоциация. Управление благосостоянием в Швейцарии. Доклад и тенденции. 2011. URL: http://www.swissbanking.org/en/20110107-bro-vermoegensverwaltungsgeschaeft_de-rva.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.