Научная статья на тему 'ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТОДОРОЖНОГО МОСТА РАСПОЛОЖЕННОГО НА ДОРОГЕ М39 "ТАШКЕНТ - ТЕРМЕЗ"'

ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТОДОРОЖНОГО МОСТА РАСПОЛОЖЕННОГО НА ДОРОГЕ М39 "ТАШКЕНТ - ТЕРМЕЗ" Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОДОРОЖНЫЙ МОСТ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ / НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ / ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / ДОЛГОВЕЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Саатова Н.З.

В статье приведены результаты обследования автодорожных мостов и расчет пролетного строения на возможность пропуска нагрузок А14 и НК100. Приведена, что фактическая несущая способность балок пролетных строений недостаточна для пропуска нагрузок А14 и НК100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSPECTION OF THE ROAD BRIDGE LOCATED ON THE M39 ROAD "TASHKENT - TERMEZ"

The article presents the results of a survey of road bridges and the calculation of the span on the possibility of passing A14 and NK100 loads. It is given that the actual bearing capacity of the beams of the superstructures is insufficient for the passage of loads A14 and NK100.

Текст научной работы на тему «ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТОДОРОЖНОГО МОСТА РАСПОЛОЖЕННОГО НА ДОРОГЕ М39 "ТАШКЕНТ - ТЕРМЕЗ"»

Sciences of Europe # 94, (2022)

91

ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТОДОРОЖНОГО МОСТА РАСПОЛОЖЕННОГО НА ДОРОГЕ М39

«ТАШКЕНТ - ТЕРМЕЗ»

Саатова Н.З.

Ташкентский государственный транспортный университет, старший преподаватель, PhD Узбекистан, г. Ташкент

INSPECTION OF THE ROAD BRIDGE LOCATED ON THE M39 ROAD "TASHKENT - TERMEZ"

Saatova N.

Tashkent State Transport university, senior lecturer, PhD Uzbekistan, Tashkent DOI: 10.5281/zenodo.6616432

АННОТАЦИЯ

В статье приведены результаты обследования автодорожных мостов и расчет пролетного строения на возможность пропуска нагрузок А14 и НК100. Приведена, что фактическая несущая способность балок пролетных строений недостаточна для пропуска нагрузок А14 и НК100.

ABSTRACT

The article presents the results of a survey of road bridges and the calculation of the span on the possibility of passing A14 and NK100 loads. It is given that the actual bearing capacity of the beams of the superstructures is insufficient for the passage of loads A14 and NK100.

Ключевые слова: автодорожный мост, результаты обследования, несущая способность, расчетные нагрузки, предельные значения, долговечность.

Keywords: road bridge, survey results, bearing capacity, design loads, limit values, durability.

Основной задачей обследования эксплуатируемых мостов является оценка технического состояния и проверка их соответствия установленным к ним требованиям.

Обследованный нами автодорожный железобетонный мост расположен на 1357+80 км на дороге М39 «Ташкент - Термез». Мост трехпролет-ный по схеме 3х9 м, построен в 1987г [1].

В результате обследования пролетного строения установлено:

По геометрическим параметрам плитные пролетные строения запроектированы по типовому проекту 384/43.

В процессе реконструкции планируется уши-рение моста дополнительным монтажом 9 плит справа. Схема уширения показана на рис. 1.

Гидроизоляционный слой пролетных строений выполнен некачественно. В результате постоянного замачивания водой на поверхности балок и опор моста имеются следы выщелачивания, развивается процесс коррозии бетона (фото 1).

Продольные швы между плитами заполнены бетоном не полностью, что не обеспечивает надежной совместной работы плит в поперечном направлении. Имеются швы шириной до 10 см (фото 2).

Качество бетона ригеля опор неудовлетворительное - бетон рыхлый и изготовлен на крупном гравийном заполнителе. Прочность бетона опор не превышает 12,0-15,0 МПа.

Рис 1. Поперечное сечение моста после реконструкции

Sciences of Бuгopс # 94, (2022)_93

Фото 1. Следы выщелачивания и коррозии на поверхности балок и опор моста

Фото 2. Некачественный бетон ригеля опор

Таблица 1

Результаты испытания прочности бетона пролетных строений и опор_

№ п/п Название конструкции Место положение элемента Опытные значения прочности, МПа Среднее значение прочности, МПа

1 2 3 4

1 Пролет 1 1 33 35 35 34 34,25

2 36 34 32 34 34,0

15 35 36 36 34 35,25

2 Пролет 2 1 34 34 36 36 34,5

15 34 35 36 36 35,25

3 Пролет 3 1 35 34 34 35 34,5

15 33 34 33 34 33,5

Для расчета плит пролетных строений принят бетон прочностью 35,25 МПа.

Расчет пролетного строения на возможность пропуска нагрузок А14 и НК100 выполнен по ШНК 2.05.03-12 «Мосты и трубы» с учетом рекомендаций [3, 4 и 5].

Значение предельного изгибающего момента определено по типовому проекту 384/43 с учетом результатов испытания бетона [6].

Результаты расчетов пролетного строения

Схема моста 3х9 м, Пролет I р = 8,6 М

Пролетное строение - пустотные плиты 384/43 Количество балок - 15

Фактическая прочность бетона - Я в =17,5 МПа

Фактическая схема армирования - соответствует проекту

Нагрузки:

Собственный вес п/м плиты - Ч g = 6,33 кН/м

Собственный вес плиты на ширину пролетного строения

Чем = Че ' П = 94,95 кН/м Вес тротуаров шириной 1=0,75м. и разделительного бордюра qmб = 25 =12,5кН/м

Вес пролетного строения на всю ширину

qn.с = <1с.в + Ь =107,45кН/м

Вес дорожной одежды: асфальтобетон

8 = 0,07 м

на проезжей части Ча = 8 ■ 6 ■ 23 = 22,54кН/м

на прохожей части тротуара

ЧТ = 0,04 ■ 6Т ■ 23 = 0,7кН/м

Суммарный вес покрытия ездового полотна и тротуаров

Че = Ча + Чт =23,24кН/м

Защитный слой Чз = Н ' 6 ' 25 =71,0кН/м

Гидроизоляция ЧГ = 0,01 ■ 6 ■ 15 = 2,25кН/м

Цементная стяжка Чц = 0,03 ■6'21 = 9,45кН/м

Суммарный вес защитных и выравнивающих слоев Ц6 = Цз + Цг + Цц = 82,7кН/м Нагрузка на 1

Чпс

плиту от собственного веса Ц1 =-= 7,16кН/м

п

Нагрузка от покрытия ездового полотна и тро-Че

туаров Ч2 =— =1,55кН/м п

Нагрузка от выравнивающего, изоляционного и защитного слоев

Ч

Ч3 = — =5,51кН/м. п

Коэффициенты Коэффициент надежности для собственного веса конструкций у = 1,1м

Коэффициент надежности для слоя покрытия у/2 = 1,5м

Коэффициент надежности для выравнивающего, изоляционного и защитного слоев у = 1,3м

Коэффициент надежности для полосовой нагрузки у = 1,2м

Коэффициент надежности для тележки ут = 1,5 - 0,01Я = 1,414м

Коэффициент надежности для толпы на тротуар у = 1,2м

Коэффициент надежности для нагрузки НК100 уК = 1,0м

Динамические коэффициенты

(Л \ 1 45-Я Для А14: (1 + м) А = 1 + = 1,27

Для НК100: (1 + м)к = 1,1

Интенсивность полосовой нагрузки А14: $ gjk = 14 кН/м

Давление на ось техники от А14: Рат =140

кН

Интенсивность равномерно распределенной

нагрузки от толпы: Рт — 4 0,02Я кПа Давление на ось спецмашины НК100:

_ 100

РК =-=250 кН

4

Коэффициенты поперечной устано6ки А14 максимально приближена к бордюру: КПУа= 0,207; КПУат=0,235; КПУнк = 0,110;

Площадь линии влияния для середины про-

1 К

лета: ^ = — 1„--- 9,245м2

м 2 р 4 ,

Площадь линии влияния у опоры: 1 ,

=~ 1р = 4,3м

Изгибающие моменты 6 середине пролета От постоянных нагрузок

МЧ = (У/ 1Ч1 + У/2 Ч2 + У/3Ч3^ы = 160,53кНм

А-14 максимально приближенных к бордюру:

2

м = (1 + м)А(УfАqnо,кпУА' + уатРАТ ' КПУАТ ■ Ту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

= 250,6кНм

4

НК100: M = (1 + м)кУМРкКПУкТУ =

181,5кНм

Sciences of Europe # 94, (2022)

95

Максимальный изгибающий момент от постоянных и временных нагрузок для расчета на прочность М = М + M = 411,1 кНм

р g v

Предельный изгибающий момент М д = 340,6 кНм

Проверка М д < Мр 340,6<411,1кНм

Анализ показывает, что расчетные нагрузки от внешних воздействий превышают предельные значения изгибающего момента в середине во всех пролетах [7].

Несущую способность существующих плит пролетных строений при пропуске нагрузок А14 и НК100 возможно обеспечить при условии изменения схемы расширения моста и уменьшения постоянных нагрузок, которые завышены для создания поперечного уклона поверхности проезжей части.

ВЫВОДЫ

При принятой схеме уширения автодорожного железобетонного моста, расположенного на 1357+80 км дороги М39 «Ташкент - Термез», несущая способность пролетных строений недостаточна для пропуска нагрузок А14 и НК100.

В плитах пролетных строений повреждений, снижающих их несущую способность, не выявлено.

Литература

1. Отчет по техническому обследованию и инструментальному исследованию строительных конструкций автодорожных мостов на дороге М-39 «Ташкент - Термез» с определением возможности пропуска расчетных нагрузок А-14 и НК-100, Ташкент - 2014.

2. ШНК 2.05.03-12. Мосты и трубы. Госко-мархитектстрой Руз, Ташкент, 1997.

3. КМК 3.06.07-96. Мосты и трубы. Правила обследования и испытаний / Госархитектстрой Руз, Ташкент, 1996.

4. МТТТН 4-2004 Инструкция по проведению осмотров мостовых сооружений и труб на автомобильных дорогах. Ташкент 2007.

5. МТТТН 32-2004 Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов. Ташкент 2007

6. ГОСТ 22690-88. Бетоны. Определение прочности механическими методами нарушающего контроля.

7. Проектирование железобетонных мостов. Под ред. А.А. Петропавловского. М.: Транс-порт,1978.

ОП1Р ВИПРОМ1НЮВАННЯ РУПОРНО1 АНТЕНИ

Шишкова К.А.

Астрантка кафедри акустичних та мультемедтних електронних систем,

Нацюнальний технЫний утверситет Украши «Кшвський полтехтчний тститут iменi 1горя Сжорського»Ки!в, Украша

RADIATION RESISTANCE OF HOLE ANTENNA

Shyshkova K.

Postgraduate student of the Department of Acoustic and Multimedia Electronic Systems National Technical University of Ukraine "Igor Sikorsky Kyiv Polytechnic Institute"

Kyiv, Ukraine DOI: 10.5281/zenodo.6616434

АНОТАЦ1Я

Методом часткових областей виршено завдання випромiнювання звуку рупорно! антени, утворено! з цилшдричного перетворювача та кутового рупорного акустичного екрану м'якого типу.

З використанням отриманих сшввщношень виконано чисельний експеримент з кшькюно! оцшки iM-педансу випромiнювання рупорно! антени в залежносп ввд хвильових розмiрiв перетворювача, стiнок рупора та кута розкриття рупора. Здiйснено аналiз результатiв розрахунку.

ABSTRACT

In this paper, the problem of sound radiation by a horn antenna and the quantitative estimation of radiation resistance on the basis of the solution of this problem are considered.

As a computational model, the solution of the problem of sound radiation in the "through" production is chosen, taking into account the multiple reflection of sound from the structural elements. Based on the obtained infinite system of linear algebraic equations of the radiation field of such an antenna, the calculated expression of the radiation impedance is obtained.

A numerical experiment was performed to quantify the radiation impedance of the horn antenna depending on the wave sizes of the transducer, the walls of the horn and the opening angle of the horn. The analysis of the obtained values is carried out.

Ключовi слова: рупорна антена; iмпеданс випромiнювання.

Keywords: horn antenna; radiation impedance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.