Научная статья на тему 'Общие проблемы'

Общие проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие проблемы»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Религия в посткоммунистической России

1989 год, когда 1000-летие крещения Руси было отмечено как общенародный праздник, можно назвать переломным в отношениях церкви и государства. Примерно в это время и появилась возможность применять технику массовых опросов для изучения ситуации в области религии, отношения к церкви и т.п.: люди начали говорить то, что думают.

Регулярные исследования ВЦИОМ, проводимые с 1989 г., позволяют достаточно полно описать ситуацию, а также динамику ее развития.

Особое место занимает большое исследование в рамках международной программы ГББР, проведенное в 1991 г. Оно охватило около 3 тысяч россиян и было целиком посвящено различным аспектам религии. Сравнительный анализ данных по 13 странам мы планируем опубликовать в следующих выпусках мониторинга, В данном же номере речь пойдет о ситуации в России.

Сразу отметим, что более 90% верующих относят себя к Русской православной церкви (РПЦ), поэтому на основе опросов ВЦИОМ, охватывающих не более 2-4 тысяч человек, но репрезентирующих все население страны, можно корректно проанализировать лишь проблемы, связанные с православием, касаясь других конфессий только в отдельных случаях.

Прежде всего обратим внимание на контраст между значительным числом россиян, считающих себя верующими (их доля возросла с 1989-го по 1993 г. примерно в полтора раза и составляет, в зависимости от формулировки вопроса, 40-50%), и ничтожным количеством людей, принимающих всерьез важнейшие нормы церкви относительно частоты причастия, участия в богослужении, в работе приходской общины и т.п. Это означает, что в условиях доверия и симпатии со стороны общественного мнения к "религиозно-магической" настроенности россиян собственно церковная жизнь делает лишь первые шаги.

Об изменениях за четыре года свидетельствуют распределения ответов в таблице 1.

Таблица 1

Считаете ли Вы себя верующим, и если да, то какого Вы

исповедания? (в % к числу опрошенных, здесь и далее приведены только содержательные ответы)

Варианты ответов Декабрь 1989 г. ок. 1300 человек Сентябрь 1993 г. 1930 человек

— не считаю себя верующим 65 40

— считаю себя православным 30 50

— другие исповедания 2-3 3-5

Теперь выясним, как обстоит дело с такими "формальными", но тем не менее существенными показателями, как доля крещеных, частота посещений церкви, частота причастий. В конце 1989 г. крещеными оказались около 60% россиян, а в конце 1992-го.— уже более 75%. Однако в церковь они почти не ходят. Как известно, в годы советской власти почти все церкви были разрушены, поэтому для многих россиян путь от дома до ближайшего храма занимает много часов, а то и дней. Сейчас это положение постепенно исправляется, однако людей, регулярно посещающих церковь, пока немного (см. табл. 2).

Таблица 2

Как часто Вы ходите в церковь?

(в % к числу опрошенных)

Варианты ответов Весна 1991 г. ок. 3000 человек Весна 1993 г. ок. 2000 человек

— раз в месяц и чаще 5 5

— от 1 до 10 раз в год 20 35

— никогда 65 45

Как мы видим, лишь 10% считающих себя православными ходят в церковь хотя бы раз в месяц. Но самый яркий показатель разрушенности церковной жизни — число причастий: в 1990 г. хоть раз причастились лишь 7% россиян, ав 1992 г. — 10%, т.е. лишь каждый пятый из назвавшихся православными! (До 1917 г. был порядок, по которому православный, не приступавший к причастию в течение года, переставал считаться членом церкви, рекомендуемой же обычно минимальной частоты причастий — раз в месяц — придерживаются не более 1%). Важно отметить, что частота причастия практически не зависит от возраста респондента.

В то же самое время, религиозные настроения достаточно распространены (см. рис. 1. и табл. 3).

• я не эерю в Бога

- я не знаю есть ли Бог, и не верю, что это можно как*то установить

- я не верю в Бога-личность,

но верю в некую высшую силу

- иногда я верю в Бога, а иногда - нет

- я верю в Бога, хотя иногда сомневаюсь, что Он есть

- я верю в Бога и не сомневаюсь

■ затрудняюсь ответить

■■весна 1991 ШИШ сентябрь 1993

Рис. 1. Какие из следующих высказываний ближе всего к Вашим представлениям о Боге (в % к числу опрошенных)

Информационный бюллетень мониторинга Декабрь 1993

5

Таблица 3

Верите ли Вы в реальность...

Варианты ответов Да скорее, да скорее, нет нет сводный показатель*, весна 1991

XI Х2 ХЗ Х4

...библейских чудес 16 16 19 30 -16

...дьявола 10 15 20 37 -30

••..жизни после смерти 15 18 20 30 -16

Соответствующий сводный показатель для весны 1 993 г. равен +4, +2 и +8,

Данные показывают, что теперь и в чудеса, и в дьявола, и в бессмертие россияне чаще верят, чем не верят, Однако оказалось, что число верящих в астрологические прогнозы и в приметы еще больше, Религиозные знания вообще оставляют желать лучшего: лишь 10% россиян смогли верно указать национальность апостолов Андрея и Петра, а 25% считают, что они были русскими.

Следует сказать несколько слов о зависимости доли верующих от возраста. В целом доля верующих среди молодежи несколько ниже, чем у старшей возрастной группы, и выше, чем у средней. Однако среди москвичей, которые вообще более религиозны, чем жители других городов и сел, доля верующих у молодежи самая высокая (см. табл. 4, в % к числу опрошенных).

Таблица 4

Возрастная группа (лет)

16-25 26-40 41-54 55-90

Доля респондентов, заявивших, что роль религии в их жизни значительна или достаточно значительна

— по России (январь 1993,1771 человек) 32 27 27 35

— по Москве (август 1993, 2150 человек) 39 30 31 32

Доля считающих себя православными

— по Москве (август 1993, 2150 человек) 58 45 48 51

.Кроме того, если в старших возрастных группах россиян доля верующих выше у менее образованных, то у молодежи картина обратная: среди более образованной молодежи России верующих больше, чем среди менее образованной (см. рис.2).

Характерна также следующая зависимость значения религии для респондента от рода занятий (по Москве, август 1993, 2150 человек, рис.З; указана доля респондентов, заявивших, что роль религии в их жизни значительна или достаточно значительна).

Наконец, если в старших возрастных группах доля верующих среди женщин существенно выше, чем среди мужчин, то у молодежи такого перекоса почти нет. Таким образом, можно в некотором смысле утверждать, что "новое поколение выбирает веру", хотя пока еще неясно, насколько верным оно окажется своему выбору. Приход в церковь именно образованной столичной молодежи значим потому, что пока среди всех веру-

Сводный показатель вычисляется по обычной формуле: Х1 + 1/2Х2-1/2ХЗ-Х4.

Рис.2. Доля считающих себя православными (в %), январь 1993, 1640 человек

ющих около трети — старше 55 лет, и среди этих пожилых верующих лишь четверть имеет хотя бы средне^ образование. В свете сказанного неудивительно, что хотя религиозная литература теперь сравнительно доступна, по читаемости она занимает не самое первое место.

Чрезвычайно высок уровень доверия к церкви и патриарху Алексию II — даже среди неверующих он выше, чем к любой другой государственной или общественной структуре. Вполне доверяют РПЦ около 50%, а не доверяют — не более 10% всех россиян. Соответствующие цифры для других исповеданий — 17 и 1 9%.

Еще более важны данные по вопросу о роли религии лично для респондента: в одном из опросов было представлено на выбор более 10 всевозможных вариантов ответа; верующие чаще всего выбирали вариант "религия побуждает меня задумываться о смысле жизни и смерти" и "религия делает меня более терпимым". Неверующие, естественно, чаще всего выбирали вариант "религия не играет роли в моей жизни", но на втором и третьем месте у них оказались указанные выше ответы. Это говорит о высокой степени согласия в обществе по вопросу о роли религии.

В исследованиях ВЦИОМ многократно задавались вопросы, позволяющие сравнить демократичность, терпимость и приверженность к нерепрессивным ценностям верующих и неверующих. В целом даже удивительно, насколько одинаковы распределения ответов на самые разные вопросы, относящиеся к демократичности и авторитарности сознания, среди верующих и неверующих. На первый взгляд, это означает, что религиозность не играет здесь никакой роли. Но на самом деле это не так. Дело в том, что, как известно, главными "гуманизирующими" факторами являются образование и возраст, т.е. более репрессивно и авторитарно сознание менее образованных и более пожилых. С другой стороны,

6

1993 Декабрь Информационный бюллетень мониторинга

Владелец (совладелец) фирмы, ИТД Работник коммерческих структур Руководитель, сфера управления Специалист технического профиля, сфера финансов Специалист в области науки, медицины, образования Военнослужащий, работник правоохранительных органов Квалифицированный рабочий Неквалифицированный рабочий Служащий без специального образования Учащийся, студент Пенсионер Домохозяйка Безработный

Рис.З. Значение религии для респондента

как было сказано, средний возраст верующих несколько выше, чем неверующих, а образование — существенно ниже. Стало быть, естественно было бы ожидать, что верующие более склонны к репрессивным оценкам. Однако это не так: фактор веры как бы компенсирует факторы образования и возраста. Действительно, если исключить из рассмотрения наименее образованных и самых пожилых, то окажется, что верующие более терпимы и демократичны, чем неверующие. Это отражается и на политических симпатиях. Например, в конце 1991 г. на вопрос "Кого Вы больше поддерживаете — нынешнее руководство России (т.е. Ельцина и Гайдара) или политическую оппозицию?", среди неверующих с высшим образованием ответили "оппозицию" почти 10%, а среди образованных верующих — всего 1%.

В последнее время часто высказываются вполне понятные опасения, что православие может занять место коммунизма и атеистического материализма в качестве государственной идеологии. Эти опасения усугубляются выступлениями политических лидеров национал-патриотической ориентации и некоторых представителей церкви

(в первую очередь, митрополита С-Петербургско-го Иоанна). В этой связи чрезвычайно важно отношение россиян к перспективам огосударствления православия. Дважды задавался вопрос: "Должны ли, по-Вашему, православные в России иметь какие-либо законные преимущества перед атеистами и людьми другой веры?". Отвечают "да" и "скорее, да" не более 10-15% опрошенных, причем этот процент практически одинаков и у православных, и у верующих других конфессий.

В то же время более половины россиян считают, что решать важнейшие государственные вопросы правительство должно совместно с представителями церкви, и лишь четверть — что церковь не должна участвовать в принятии таких решений.

С другой стороны, с утверждением "В Россию должен вернуться царь" согласны в той или иной степени не более 10-15% россиян, а национал-патриотов поддерживают лишь 2-3%.

Эти и некоторые другие данные говорят о том, что общественное мнение в России хочет независимых партнерских отношений церкви и государства, не склонно к монархизму и, тем более, к православному тоталитаризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.