Научная статья на тему 'Общие принципы регулирования отношений в связи с несостоятельностью (банкротством)'

Общие принципы регулирования отношений в связи с несостоятельностью (банкротством) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие принципы регулирования отношений в связи с несостоятельностью (банкротством)»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ (БАНКРОТСТВОМ)

В.А. ТЕРЕХОВА,

заслуженный работник высшей школы РФ, доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ

Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ) был принят в соответствии с Гражданским кодексом РФ для установления оснований для признания должника банкротом. Закон регулирует порядок и условия проведения процедур банкротства и мер по его предупреждению.

Действие закона распространяется на всех юридических лиц за исключением казенных предприятий, политических партий и религиозных организаций, а также на граждан, включая индивидуальных предпринимателей. Отношения, связанные с участием иностранных лЛц в качестве кредиторов, регулируются этим законом в случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Соответственно, решения судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории РФ на основе международных договоров РФ, а при их отсутствии — на началах взаимного соглашения, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

В законе (ст. 2) определен понятийный аппарат, используемый для целей данного закона. К наиболее важным относятся определения понятий несостоятельности (банкротства) и должника.

Несостоятельность (банкротство) определяется законом как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник — юридическое лицо, гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, оказавшиеся не способными удовлетворить тре-

бования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленный законом срок. При этом к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные взносы в бюджет соответствующего уровня.

Для реализации требований федерального закона предусмотрены процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, моратория, по которым в законе даны необходимые определения.

Важным для применения закона является определение признаков банкротства (ст. 3) отдельно для граждан и юридических лиц. Юридическое лицо считается банкротом, если денежные обязательства перед кредиторами и перед бюджетом по обязательным платежам не могут быть исполнены в течение трех месяцев, начиная с даты их исполнения. Соответственно, гражданин считается банкротом, если им не исполняются обязательства перед кредиторами, бюджетом в течение трех месяцев с даты их исполнения либо сумма его обязательств превышает стоимость его имущества.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей (ст. 4) определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. При этом арбитражным судом принимается решение об открытии конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. На дату открытия конкурсного производства устанавливается величина денежных обязательств перед кредиторами и обязательных пла-

тежей в бюджет. Величина обязательств в иностранной валюте определяется по курсу ЦБ РФ на дату введения каждой процедуры банкротства.

Наличие признаков банкротства в соответствии с федеральным законом определяется размером денежных обязательств за переданные товары, работы и услуги; обязательств по займам с учетом процентов, размером задолженности вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лицам по трудовому договору, по авторским договорам, обязательств перед учредителями, обязательств перед гражданами вследствие причинения вреда их жизни или здоровью), а также размером обязательных платежей (без учета штрафных и иных финансовых санкций). Указанные штрафные и иные финансовые санкции не учитываются при определении наличия признаков банкротства.

Если должник не согласен с требованиями кредиторов, то размер обязательств определяется арбитражным судом. Это же относится и к неденежным обязательствам.

По текущим платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, требования кредиторов не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а удовлетворение этих требований осуществляется в ходе внешнего управления в соответствии с законом (ст. 5).

Ряд статей Федерального закона (ст. 6, 7, 8, 9) посвящены процедурным вопросам признания банкротства, которые рассматриваются арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику-юридичес-кому лицу составляют не менее ста тысяч рублей, а к должнику-гражданину — не мерее десяти тысяч рублей при наличии признаков банкротства (СТ. 2).

Возбуждение дела о банкротстве по денежным обязательствам осуществляется на основе решения суда по заявлению конкурсного кредитора, а по обязательным платежам — на основе решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Право на обращение в арбитражный суд о признании должника банкротом имеют: сам должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы по денежным обязательствам (в течение 30 дней с даты предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов, а копии - должнику).

Должник имеет право подать заявление в арбитражный суд в случае возникновения обстоятельств, не позволяющих исполнение денежных обязательств или обязательных платежей.

Однако должник обязан обратиться в арбитражный суд в следующих случаях:

при невозможности удовлетворения в полном объеме требований одного кредитора или нескольких кредиторов;

при принятии решения уполномоченного органа должника о его ликвидации на основании соответствующего заявления должника; при принятии решения уполномоченным собственником имущества должника (унитарного предприятия) об обращении в арбитражный суд на основе заявления должника; при невозможности осуществления хозяйственной деятельности должника вследствие обращения взыскания на его имущество; при невозможности удовлетворения в полном объеме требований кредитора, выявленном при ликвидации юридического лица; в иных случаях, предусмотренных законом. Следует отметить, что заявление должника должно быть направлено в суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. В противном случае возникает ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления в арбитражный суд. Указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате этого нарушения.

Если должник имеет возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или не принял мер по отказу от уплаты в законном порядке, то он несет ответственность перед кредитором за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве.

Если банкротство должника наступило по вине учредителей, собственников имущества должника (унитарного предприятия) или по вине иных лиц, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника (при недостаточности его имущества для покрытия задолженности).

В Федеральном законе о банкротстве N9 127-ФЗ определены права кредиторов и уполномоченных органов (ст. 11) и процедуры принятия решений собранием кредиторов (ст. 12,13,14, 15,16,17,18, 19).

В соответствии со ст. 11 правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы и конкурсные кредиторы, а также органы исполнительной власти в части взыскания задолженности по обязательным платежам.

Уполномоченные органы — это федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены Правительством РФ представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Конкурсные кредиторы — это кредиторы по денежным обязательствам (за исключением упол-

номоченных органов и граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда здоровью, морального вреда, по оплате авторских вознаграждений, по обязательствам перед учредителями).

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы имеют право проводить собрания кредиторов с правом голоса, а в отсутствие других участников — принимать решения по делу о банкротстве.

Проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления. Дата, время и место проведения собрания определяются арбитражным управляющим, но не позднее трех недель с момента получения им требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов о проведении собрания. В требовании формулируются вопросы, включаемые в повестку дня собрания, которые не могут быть изменены арбитражным управляющим.

Уведомление о собрании кредиторов должно быть осуществлено по почте не позднее четырнадцати дней до даты проведения собрания, а если количество конкурсных кредиторов превышает пятьсот, то уведомление может быть опубликовано в средствах массовой информации (ст. 13). К компетенции собрания кредиторов относятся: принятие решения о введении внешнего управления и проведении в установленный срок финансового оздоровления должника; утверждение плана внешнего управления, плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; утверждение требований к кандидатурам административного управляющего,внешнего управляющего и конкурсного управляющего; выбор реестродержателя; принятие решения о заключении мирового соглашения;

принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

принятие решений об образовании комитета кредиторов, его состава и о досрочном прекращении его полномочий; избрание представителя собрания кредиторов. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания. К протоколу должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания; бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участниками собрания для утверждения;

документов об уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания; иных документов по усмотрению арбитражного управляющего.

Решения собрания кредиторов принимаются большинством голосов от числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании. Повторное собрание созывается при отсутствии необходимого числа голосов конкурсных кредиторов. При этом участники должны быть уведомлены о времени и месте проведения собрания, а принятие решений считается правомочным, если «за» проголосовали более тридцати процентов участников.

Важным процедурным вопросом является составление реестра требований кредиторов, который ведется арбитражным управляющим или реестродержателем в соответствии с решением собрания кредиторов. С ним заключается договор не позднее чем через пять дней с даты выбора его собранием кредиторов.

Информация о реестродержателе должна быть представлена в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты заключения договора.

Оплата услуг реестродержателя осуществляется за счет средств должника на основе договора. При этом у реестродержателя должен быть договор страхования ответственности на случай причинения ущерба лицам, участвующим в деле о банкротстве, так как он должен возместить убытки, причиненные неисполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

Учет требований кредиторов ведется в реестре в валюте РФ, а выраженных в иностранной валюте - в рублях по курсу, установленному ЦБ РФ на дату введения каждой процедуры банкротства.

Требования кредиторов включаются в реестр и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем на основании решений суда, определяющих их состав и размер.

Требования о выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим, а исключаются из реестра — на основе вступивших в силу судебных актов. Трудовые споры между должником и его работниками должны рассматриваться в соответствии с трудовым законодательством. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований, очередности удовлетворения требований и основании их возникновения.

Реестродержатель или арбитражный управляющий, со своей стороны, должен предоставлять кредитору по его требованию в течение пяти рабочих

дней выписку из реестра о размере и очередности удовлетворения его требований, а если сумма задолженности составляет не менее одного процента общей кредиторской задолженности, то направить кредитору копию реестра требований, заверенную арбитражным управляющим. Расходы на подготовку таких документов оплачиваются за счет кредитора.

Все разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами и арбитражным управляющим по поводу размера и очередности удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам, рассматриваются арбитражным судом.

Отдельными статьями Федерального закона (ст. 17, 18) регулируются организационные вопросы, связанные с созданием и порядком избрания комитета кредиторов.

Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего. При этом, если количество конкурсных кредиторов составляет менее пятидесяти, то собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета.

На комитет возлагается рад функций, связанных с предоставлением арбитражным управляющим

информации о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства, а также с принятием рекомендаций об отстранении арбитражного управляющего, об обжаловании его действий, о созыве собрания кредиторов. Состав комитета не может быть менее трех человек и более одиннадцати, а при решении вопросов на заседании комитета каждый его член обладает одним голосом. Решения комитета принимаются большинством голосов. При избрании членов комитета используется следующий принцип: каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требований в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Из числа членов комитета избирается председатель.

Отдельными статьями Федерального закона (ст. 20 - 26) регулируются порядок назначения, права и обязанности, требования к кандидатуре, ответственность арбитражного управляющего, а также правила их профессиональной деятельности (ст. 29).

Эти вопросы требуют отдельного рассмотрения наряду с вопросами предупреждения банкротства и процедурами разбирательства дел в арбитражном суде.

ШМеК

Регистрационное удостоверение Центральной Государственной Инспекции Пробирного надзора № 22282 от 08.04.2002 г.

Принимаем на переработку и покупаем вторичное сырье, содержащее

ЛРАГОиЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ

- ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОТХОДЫ ( ПЫЛИ,КЕКИ,ШЛАКИ, И.Т.П),

- ЛОМ И ОТХОДЫ ЮВЕЛИРНОГО ПРОИЗВОДСТВА,

- СОЛИ И КИСЛОТЫ пвАгистАпппв

- ВЫЧИСЛИТЕЛЬНУЮ

- ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛОМ.

Телефоны: (095) 429 65 33 Факс: (095) 429-74-33 e-mail: berill-k@ts t. г и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.