ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
GENERAL PEDAGOGICAL BASES OF PERFECTION OF PHYSICAL ACTIVITIES
Галенко Владимир Яковлевич
старший преподаватель кафедра "Прикладная физическая культура" Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Galenko Vladimir Yakovlevich head teacher department "Applied physical culture" Orel state university named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются теории обучения основ физкультурной деятельности, среди которых особо значимыми являются: оптимизация педагогического процесса; проблемное, программированное, игровое, контекстное, развивающее и воспитывающее обучение; теории проектирования обучения, решение двигательных задач, а также другие педагогические воззрения.
Abstract. The article deals with the theory of teaching the basics of physical culture, among which are particularly significant: optimization of the pedagogical process; problem, programmed, game, contextual, developmental and educational training; theory of design training, solution of motor tasks, as well as other pedagogical views.
Ключевые слова: ДД - двигательная деятельность; ДН - двигательный навык; КПД - коэффициент полезного действия; РС - работоспособность; СТ -спортивная тренировка; ФВ и С - физическое воспитание и спорт; ФК -физическая культура; ФКД - физкультурная деятельность; ФН - физическая нагрузка; ФРС - физическая работоспособность; ФТ - физическая тренировка; ФУ - физические упражнения.
Keywords: MA - motor activity; MS - motor skill; EC - efficiency coefficient; E -efficiency; ST - sports training; PES - physical education and sport; PC - physical culture; PA - physical activities; PL - physical load; PWC - physical working capacity; PT - physical training; PE - physical exercise.
Педагогика физического воспитания и спорта приобщает человека к ценностям физической культуры, обеспечивает передачу и усвоение опыта человечества, творческое его обогащение с учетом потребностей и тенденции развития общества. Нормальному физическому развитию благоприятствует экономичное ФКД, формируемое согласно принципам и с использованием методов ФВ и С (3).
Совершенствование ФКД человека формируется с помощью следующих
методов: общепедагогических (вербального воздействия, идеомоторного и психорегулирующего упражнения, обеспечения наглядности, практические), обучение ФУ (строго и частично регламентированного упражнения), развитие физических качеств, организации занятий по ФК [3, 6].
Все методы ФВ и С взаимосвязаны. Общепедагогические методы настраивают регуляции ФКД влиянием на сознание, формирование мотивов, развитие анализаторных систем и двигательной функции человека. Это способствует экономии его сил и наивысшему результату ФКД, в которых применяются указанные методы с учетом позиций Е.П. Ильина [1], Б.А. Ашмарина [6] и др., Л.П. Матвеева [3].
Методы строго регламентированного упражнения оптимизируют условия овладения человеком ДН. Совершенствование ФКД достигается методами расчлененно-и целостно-конструктивного, сопряженного, избирательно направленного, стандартно-повторного и вариативного упражнения. При всех достоинствах эти методы только упорядочивают ФКД занимающихся и условия их выполнения. Методы частично-регламентированного упражнения - игровой и соревновательной значительно больше расширяют степени свободы человека в процессе ФКД и этим создают условия для роста ее КПД.
Методика формирования ДН предполагает многоэтапность. От этапа к этапу процесс развивается и в итоге приобретает автоматизированность, характеризующую высокие возможности в совершенствовании движении человека. процесс совершенствования и далее должен продолжаться за счет формирования способности ДН "включаться" в различные виды ДД. Этот процесс бесконечен, поскольку и видов человеческой деятельности и условий, в которых они протекают, и факторов, их определяющих, просто не счесть. Это обязывает педагогов и учеников искать пути совершенствования методов развития ДН. Экономизирующая роль ДН достаточно велика, поскольку он, как регулятор ДД, позволяет максимально реализовать без существенных потерь силовые, скоростные способности и возможности к длительной интенсивной мышечной работе. Рационально сформированный ДН характеризуют оптимальные соотношения функций сознания и автоматизмов в управлении движения, стереотипности, стабильности и вариативности в ходе
ФКД.
При развитии физических качеств указанные выше методы используются системно, путем их сочетания и установления специфики соотношения между ними в зависимости от качественных особенностей формируемых ФКД. Вместе с тем для их развития применяются специфические методы ФТ, подразделяемые на: а) стандартные методы - равномерный, поточный, повторный; б) переменные - переменный, интервальный; в) комплексные - игровой, круговой, соревновательный.
Равномерный метод развивает аэробную РС и механизмы экономизации ФКД. Поточный метод, оптимизируя плотность занятия по ФК, создает физиолого-биохимические и биомеханические основы совершенствования ФКД.
Повторный метод ФТ связан с многократным ФУ в стандартных условиях. Отдых в повторной ФТ дается по готовности, который с ростом тренированности сокращается, а скорость движений растет. При этом развиваются способность бороться с утомлением и поддерживать экономичную скорость, чувство ритма
движений [3, 4, 5, 6].
При переменном методе чередуются скорость и длина тренировочной дистанции. Это означает преодоление отрезков быстро, медленно и в полсилы. С ростом тренированности дистанция и скорости бега увеличиваются. Этот метод развивает общую и скоростную выносливость и устойчивость к ФН умеренной, большой и субмаксимальной мощности.
Интервальный метод предусматривает разделение тренируемой дистанции на отрезке, которые преодолеваются за время, в сумме дающее планируемый результат. Время отдыха от занятия к занятию сокращается до известных границ и может дойти до нуля. Метод отличается прерывистостью ФН и системным чередованием ее порций с нормированным отдыхом. Интервальный метод связан с "минимакс" - интервалами, ординарными и жесткими интервалами отдыха. В этой связи различаются стандартно-повторные интервальные и вариативные интервальные методы СТ. Данный метод развивает преимущественно скоростную выносливость. Его влияние на совершенствование ФКД благоприятно при оптимальном сочетании объема и интенсивности ФН с интервалами отдыха без нарушения координации движений (3, 4,5).
Игровой метод отличают: сюжетно-ролевая основа; нежесткая регламентация действий, вероятные условия их выполнения, широкие возможности для творчества; моделирование межличностных и межгрупповых отношений; особенности регулирования воздействующих факторов. В наибольшей степени игровой метод совершенствует быстроту ориентировки, находчивость, самостоятельность и инициативу и воспитывает нравственные качества человека. "Играющее обучение и играющая тренировка" являются венцом СТ. Игра развивает ловкость движений, отражающую способность человека выполнять их экономично [2, 3, 4, 5, 6].
Метод круговой ФТ - это организационно-методическая форма ФУ при комплексном содержании занятий. Она имеет следующие типы проведения: непрерывное длительное упражнение (при развитии общей выносливости); интервальное упражнение с жесткими интервалами отдыха (при развитии силовой и скоростно-силовой выносливости); интервальное упражнение с ординарными интервалами отдыха (при развитии силовых и скоростных способностей с сочетании с другими компонентами общей ФРС). В "круговой" тренировке могут удачно использоваться переключения, благоприятствующие оптимизации ФКД человека [2, 3, 4. 6].
Соревновательный метод ФТ используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае он подчинен общей организации занятия, а во втором - логике состязательной ДД. Во избежание перетренировки и перенапряжения человека в использовании данного метода должна быть мера. С помощью этого метода человек адаптируется к усложняющимся внешним условиям, что соответственно отражается на совершенствовании ФКД [2, 3, 5].
Арсенал методов СТ становится все богаче и разнообразнее. Поэтому задача педагога при формировании оптимальной ФКД состоит в том, чтобы использовать их системно и в разных комбинациях. Возможны самые разные варианты комбинирования их черт, сочетающихся в различном порядке.
Все это позволяет прорабатывать и совершенствовать различные уровни регуляции, обеспечивающие подход к совершенствованию ФКД.
Литература
1. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности) : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 "Физ. воспитание". М. : Просвещение, 1983. 223 с.
2. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / пер. с нем.; под. ред. М. Я. Виленского [и др.]. М. : Аспект Пресс, 1995. 318 с.
3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. М. : Воениздат, 1997. 304 с.
4. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев : Олимпийская литература, 1997. 583 с.
5. Пономарев Н. И. Основы спортивной тренировки. - Алма-Ата : Казах. Госиздат, 1995. 88 с.
6. Теория и методика физического воспитания : учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03. "Физическая культура" / под ред. Б. А. Ашмарина. М. : Просвещение, 1990. 287 с.
References
1. ITin E. P. Psikhofiziologiya fizicheskogo vospitaniya (Faktory4, vliyayushhie na e'ffektivnosf sportivnoj deyatePnosti) [Psychophysiology of Physical Education (Factors Affecting the Effectiveness of Sports Activity)]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1983. 223 p.
2. Majnberg E., Vilenskij M. Ya. [ed.]. Osnovny'e problemy4 pedagogiki sporta: Vvodny'j kurs p The main problems of sports pedagogy: Introductory course]. Moscow, Aspekt Press, 1995, 318 p.
3. Matveev L. P. Obshhaya teoriya sporta [The general theory of sports]. Moscow, Voenizdat Publ., 1997, 304 p.
4. Platonov V. N. Obshhaya teoriya podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte [The general theory of training athletes in the Olympic sport]. Kiev, Olimpijskaya literature Publ., 1997, 583 p.
5. Ponomarev N. I. Osnovy4 sportivnoj trenirovki [Fundamentals of sports training]. Alma-Ata, Kazax. Gosizdat Publ., 1995, 88 p.
6. Ashmarin B. A. [ed.]. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and Methods of Physical Education]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1990, 287 p.