Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусамедова Камола Абдульхаковна, Халиков Абдульхак Абдульхаирович

В работе рассмотрены проблемные вопросы современной педагогической технологии в педагогической системе образования, цели, задачи образования и воспитания, который гарантирует наличие педагогической технологии для высшего образования, затронуты некоторые аспекты педагогического мастерства, связанные с практической реализацией технологического процесса, присущего педагогике. Показано, что педагогическая технология имеет научный характер и необходимо признать, что ей присуща практическая направленность, которая может быть использована при решении конкретных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусамедова Камола Абдульхаковна, Халиков Абдульхак Абдульхаирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The work examines the problematic issues of modern pedagogical technology in the pedagogical education system, the goals, objectives of education and upbringing, which guarantees the availability of pedagogical technology for higher education, touches upon some aspects of pedagogical skills associated with the practical implementation of the technological process inherent in pedagogy. It is shown that pedagogical technology has a scientific character and it is necessary to recognize that it has a practical orientation that can be used in solving specific issues.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

UDC 371. 3

GENERAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Kamola MUSAMEDOVA, Independent Researcher

Abdulkhak KHALIKOV*, Doctor of Technical Science, Professor

Tashkent State Transport University

1, Temiryulchilar st., 100167, Tashkent, Uzbekistan

*Tel. +998(90) 319-49-24

*E-mail: xalikov_abdulxak@mail.ru

Abstract. The work examines the problematic issues of modern pedagogical technology in the pedagogical education system, the goals, objectives of education and upbringing, which guarantees the availability of pedagogical technology for higher education, touches upon some aspects of pedagogical skills associated with the practical implementation of the technological process inherent in pedagogy. It is shown that pedagogical technology has a scientific character and it is necessary to recognize that it has a practical orientation that can be used in solving specific issues.

Key words: pedagogical technology, teacher skill, pedagogical education system. УУК 371. 3

ОЛИЙ ТАЪЛИМ ТИЗИМИДА ПЕДАГОГИК ТЕХНОЛОГИЯСИНИНГ УМУМИЙ АСОСЛАРИ

Камола МУСАМЕДОВА, Автоматика ва телемеханика кафедраси мустакил тадкикотчиси

Абдулхак ХАЛИКОВ*, техника фанлари доктори, профессори

Тошкент давлат транспорт университети

100167, Тошкент, Узбекистан, Темирйулчилар куч., 1

*Тел. +998(90) 319-49-24

*E-mail: xalikov_abdulxak@mail.ru

Аннотация: Маколада педагогик таълим тизимидаги замонавий педагогик технологиянинг муаммоли масалалари, таълим ва тарбиянинг максадлари, вазифалари куриб чикилган булиб, бу олий укув юртлари учун педагогик технологиялар мавжудлигини кафолатлайди, педагогикага хос булган технологик жараённи амалий амалга ошириш билан боглик булган педагогик мадоратнинг баъзи жидатларига тухталади. Педагогик технология илмий хусусиятга эга эканлиги ва унинг аник масалаларни эчишда ишлатилиши мумкин булган амалий йуналишга эга эканлиги тан олиниши зарурлиги курсатилган.

Калит сузлар: педагогик технология, укитувчининг мадорати, педагогик таълим тизими.

УДК 371. 3

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Камола МУСАМЕДОВА, самостоятельный соискатель Абдульхак ХАЛИКОВ*, д-р техн. наук, профессор Ташкентский государственный транспортный университет *Teл.+998903194924 *E-mail: xalikov_abdulxak@mail.ru

Аннотация: В работе рассмотрены проблемные вопросы современной педагогической технологии в педагогической системе образования, цели, задачи образования и воспитания, который гарантирует наличие педагогической технологии для высшего образования, затронуты некоторые аспекты педагогического мастерства, связанные с практической реализацией технологического процесса, присущего педагогике. Показано, что педагогическая технология имеет научный характер и необходимо признать, что ей присуща практическая направленность, которая может быть использована при решении конкретных вопросов.

Ключевые слова: педагогическая технология, мастерство педагога, педагогическая система образования.

1. ВВЕДЕНИЕ

В течение ряда лет теория и практика педагогической технологии изучались независимо друг от друга, и это было в рамках различных видов деятельности. Сегодня в нашей стране появились широкие возможности для объединения научного потенциала специалистов. Обеспеченность единства теории и практики открывает путь к определению истинной сущности современной педагогической технологии.

На наш взгляд, нельзя рассматривать новую педагогическую технологию как отдельную отрасль педагогической науки или просто систему, направленную на оптимизацию образовательной практики. Педагогическая технология определяет направления деятельности в рамках объединения теоретических и практических исследований в данной сфере [3-8]. Суть исследования здесь заключается в модернизации на основе изучения элементов, составляющих педагогическую систему. Причина в том, что организация любого учебно-воспитательного процесса отражает ту или иную педагогическую систему. Это означает, что педагогическая технология-это проект известной педагогической системы, которая может быть внедрена в практику.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Проект педагогической системы, общий для видов образования, можно охарактеризовать следующим образом (рисунок 1):

Социальный заказ

Абитуриенты

Рис. 1. Структура педагогической системы, общий для видов образования

Педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, целенаправленно реализующих педагогическое воздействие на формирование определенных качеств личности. Следовательно, в каждом обществе устанавливается цель формирования личности, и в соответствии с ней должна существовать педагогическая система. Система также должна быть изменена, если цель меняется.

"Национальная программа подготовки кадров" является основной целью воспитания всесторонне развитого человека, который чувствует свою ответственность перед обществом, государством и семьей. Это означает, что национальная программа воспринимается нами как государственный заказ в сфере образования и воспитания [1, 2]. Только государственный заказ определяет конкретные цели и задачи образования и воспитания или гарантирует наличие педагогической технологии для высшего образования1.

Результаты проведенной исследовательской работы показали, что любая педагогическая система (рисунок-1) состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

1. Студенты.

2. Цель обучения и воспитания.

3. Содержание образования и обучения.

4. Образовательного процесса или дидактического процесса.

5. Технические средства обучения или обучения.

6. Организационные формы обучения и воспитания.

Указанная выше педагогическая система, как присущая любой научной теории, охватывает следующие два понятия: дидактические вопросы и технологию их решения. Дидактические вопросы в рамках педагогической системы, как и в любой сфере человеческой деятельности, требуют четкой цели и условий ее достижения, а также информации для этой деятельности.

Следует отметить, что педагоги-методисты до сих пор уделяли внимание четкому выражению дидактических вопросов и разработке соответствующей ему педагогической технологии. В связи с этим использование национальной программы как социального заказа с добавлением слова "Новая" к новой

1 Мирзиёев Ш.М. «Обращение в Сенат и Законодательную палату Олий Мажлиса» - Ташкент. 20 января 2020 г.

педагогической технологии сделало наших ученых и педагогов несколько вдумчивыми, сейчас многие понимают, что старый подход к проектированию образовательного процесса невозможен [9-12]. Остановимся на структуре педагогической технологии, которая приведена выше. Этот непрерывный социальный заказ на систему оказывает свое действие и задает образовательную цель в целом. А цель является главным звеном педагогической технологии, что в свою очередь порождает необходимость обновления остальных элементов педагогической системы.

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В "Национальной программе подготовки кадров" поставлена цель воспитания и обучения в новом направлении, то есть определена приоритетная задача подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических стран, отвечающих высоким морально-нравственным требованиям, полностью избавить систему образования от идеологических воззрений и сталагмитов прошлого. Таким образом, цель образования была обновлена, естественно, что содержание обновляется в соответствии с ней.

Содержание образования выражается в государственных образовательных стандартах (ГОС), образовательных программах, учебниках и учебно-методических пособиях. В связи с этим перед нашими учеными была поставлена такая почетная и ответственная задача, как разработка содержания образования в области науки [13-18].

Таким образом, тот факт, что дидактические вопросы в педагогической технологии имеют свои собственные решения, является важным этапом в реализации Национальной программы. Если в руках педагога находятся студенты, увлеченные знаниями, программами, учебниками и пособиями, имеющими отношение к целям науки, то он может всесторонне и последовательно внедрять новые педагогические технологии в практику, используя организационные формы познавательной деятельности для успешного осуществления дидактического процесса. Поэтому необходимо подробно остановиться на зависимости очень многого от мастерства педагога, его роли в педагогической системе.

1.Учитель должен четко и ясно определить цель образования, соответствующую государственному заказу, чтобы в результате можно было составить и внедрить дидактический процесс, который обеспечит достижение ее в определенный период времени.

2.Необходимо, чтобы учитель глубоко овладел содержанием образовательного процесса, соответствующим поставленной цели в педагогической системе, согласно образовательной программе, регулярно самостоятельно шел в соответствии с требованиями научно-технического развития своего педагогического мастерства.

3. Педагог должен быть знаком с реализацией дидактического процесса как структурного элемента педагогической системы: это-прежде всего, потребность в ускорении и монандрии по своей природе. Ускорение требует использования дидактического процесса, который способен решать дидактические задачи за определенный промежуток времени, несколько быстрее и на более высоком уровне. Фактором, определяющим это требование к образованию и обучению, является скорость, с которой учащиеся (студенты) осваивают те или иные виды деятельности. Во-вторых, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы у студентов была возможность получить опыт в широком диапазоне и развить свои интеллектуальные навыки. Это факторы, определяющие востребованность: стремление студентов к учебе, отношение к успеваемости и здоровым психофизиологическим видам деятельности.

4.Учитель должен уметь использовать эффективные формы обучения при осуществлении дидактического процесса. Правильный выбор организационных форм обучения свидетельствует о том, что элементы педагогической системы взаимосвязаны между собой на основе определенного законодательства. Использование этих связей и нахождение наиболее подходящих организационных форм-открывает путь к потере формальности в образовании.

5.Педагог должен постоянно следить за тем, в какой мере учащийся, являющийся участником педагогической системы, занимает влияние содержания образования и воспитания с помощью наиболее оптимальных методов. И информация, полученная таким правильным образом, дает педагогической системе возможность целенаправленно воздействовать на других или определяет, какой элемент в системе должен быть скорректирован по своему содержанию.

Здесь, мы затронули некоторые аспекты педагогического мастерства, связанные с практической реализацией технологического процесса, присущего педагогике. Акцентируя внимание на том, что ПТ имеет научный характер, необходимо признать, что ей присуща практическая направленность, она может быть использована при решении конкретных вопросов. Понимание необходимости соотношения теории с образовательной практикой позволяет выделить ряд ситуаций, определяющих структуру современных педагогических технологий:

1.Современность диктует необходимость внедрения инноваций, процедур дидактики, которые научно обоснованы практикой образования и апробированы на практике.

2.Рационализация процесса обучения-это дело, которое нельзя откладывать.

3.Наука требует применения новых средств в образовании, активных методов, дидактических материалов, новых решений организационных вопросов.

4.Запрограммированная деятельность студента и преподавателя обеспечивает стремление снять с учебного процесса суммарные излишние усилия, обеспечить высокую гармонию и достичь желаемых результатов.

5.Широкое использование дидактических материалов, определяющее эффект от использования информационных технологий и технических средств, обеспечивающих обучение, является одним из основных признаков современной ПТ.

6.Целесообразность материально-технической базы учебного процесса является следующим признаком

ПТ.

7.Качественная оценка результатов образовательного процесса является целью самой ПТ.

Таким образом, новые технические средства и новые технологии являются одними из наиболее важных компонентов для внедрения новых процедур в образовании [19-23]. Но на самом деле очень важно знать, как применять и применять их на практике. Это требует специальной подготовки, больших усилий и времени, то есть роль учителя не уменьшается с внедрением инновационных процессов в образовании, а возрастает на более высоких этапах образовательного процесса. Это требует от педагога повторного анализа и критического анализа своих знаний. Потому что, будет ли он использовать новые процедуры или останется в качестве источника информации, зависит от того же учителя. Учитель должен быть серьезно подготовлен, направлен, адаптирован и вдохновлен прямыми процедурами технологии обучения.

Творческий потенциал педагога отражается в его стремлении к формированию собственных творческих качеств, проявлении педагогического этикета, повышении квалификации и профессионализма, умении проявлять изобретательность в неожиданных ситуациях, умении вести учеников к совершенству.

Педагог - одаренный человек, который постоянно развивает и совершенствует свои способности к развитию новых идей в педагогическом процессе. Педагогическое творчество по своей природе является профессиональным, особым выражением творческой работы человека по формированию и совершенствованию новых знаний. Педагогическое исследование всегда определяется применительно к предмету в том или ином направлении обучения. Основными формами инноваций в результате педагогических исследований являются нестандартные решения повседневных образовательных задач, методологически и теоретически совершенная разработка, изобретение и совершенствование методов педагогического воздействия и их эффективное использование.

Цель включения ценных духовных ценностей прошлого в содержание новой системы образования и возрождения части забытого или запретного - не поклониться прошлому, а опереться на него и выйти на новый этап развития, используя его творчески.

Сегодня при разработке системы образования нового типа мы должны опираться на опыт труда и профессионального образования в самый процветающий период туркестанской цивилизации, то есть в УП-ХП веках. Основой культуры и науки того периода было образование, формирование ясных концептуальных идей философов и педагогов на пути к высшим вершинам развития. Говоря современным языком, образование и воспитание, наука - это процесс непрерывного развития духовного, физического и умственного потенциала. Философы того периода определяли духовные, физические и умственные качества человека как единого целого. Такая философская педагогическая концепция признает образовательный процесс как фактор, инициирующий духовно-нравственные характеристики личности. Содержание этих концепций нашло отражение не только в трудах философов, но и в произведениях различных представителей труда и творчества.

В период независимости Узбекистана формирование национальной идеологии, воспитание молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей остается одной из важнейших задач. Поскольку в основе государства лежит духовность, у государства, которое не уделяет внимания духовности, нет будущего. Обращение к отечественной педагогической практике - один из ключевых факторов в достижении этих целей.

Обучение молодежи самостоятельному обучению - одна из важнейших и актуальных задач современности [19-21]. Следует отметить, что сегодня большое значение имеет духовное и интеллектуальное стимулирование молодежи. Определение духовно-интеллектуальных качеств современными способами вносит эффективные изменения в образовательный процесс. Система справедливой оценки достижений и недостатков в качествах духовного и интеллектуального становления обучающихся должна вносить коррективы для совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения. Мониторинг и оценка знаний и психического состояния школьников и студентов - важная задача на государственном уровне. В то же время процесс мониторинга и оценки влияет на обогащение знаний учащихся, их личностное развитие и воспитание.

Педагогическая наука подчеркивает, что есть 3 задачи своевременного контроля и оценки знаний:

1.По результатам мониторинга и оценки освоения делается вывод о том, как реализуются государственные образовательные стандарты и ставятся задачи на будущее.

2.В результате мониторинга и оценки знаний у студентов расширяются знания.

3.Хорошие результаты в образовании положительно сказываются и на воспитании молодежи. У них возвышенный дух, уверенность и интерес к своим силам.

В результате передовой мировой практики и работы многих преподавателей метод оценки признан сегодня наиболее приемлемым критерием контроля.

Рейтинг - это оценка, регулирование, классификация, оценка события по заданному показателю.

Этот метод тестирования также эффективно используется для рейтингового контроля.

Тест - это тестовый инструмент, позволяющий определить уровень совершенства конкретной задачи и определить ее в качественном и количественном отношении, порождая любую форму деятельности и форму конкретной задачи.

Преимущество теста можно определить следующим образом:

• меньше времени тратится на контроль;

• позволяет определить уровень контроля и практических знаний в объективной среде;

• возможность наблюдения одновременно с большим количеством студентов;

• Познавательные результаты быстро проверяются учителем и т. д. Рейтинг включен в учебный план как основа системы контроля.

Качественные показатели успеваемости учащихся по каждому предмету выражаются в баллах. Процесс оценки успеваемости студентов в виде суммы набранных в каждом семестре баллов проводится регулярно в течение четверти и семестра и организован в виде следующих видов контроля:

• текущий контроль;

• промежуточный контроль;

• итоговый контроль.

Текущий контроль - это систематический мониторинг того, как учащийся осваивает темы в ходе урока. Этот контроль заключается в регулярной проверке во время урока того, как его координирует учитель. Этот контроль осуществляется преподавателем, который предполагает определение уровня знаний ученика по каждому предмету предмета.

Промежуточный контроль представляет собой серию тем, охватываемых предметом, и служит для определения уровня знаний учащегося по предмету. Промежуточные контроли проводятся вне уроков и позволяют учащимся улучшить свои знания.

Итоговый контроль - этот контроль проводится в письменной или устной форме по изучаемым темам, а также в форме тестов после того, как темы, определенные для семестра, полностью изучены. Оценка студента за семестр по предмету определяется баллами, набранными в текущем, промежуточном и итоговом контроле.

Знания, полученные во время академической, педагогической, производственной и преддипломной практики, также оцениваются рейтинговыми баллами.

Сегодня независимый Узбекистан сделал себе имя в мире. Экономически и политически. В то же время, чтобы Узбекистан стал одной из развитых стран, необходимы современные кадры, отвечающие духу будущего. Независимое государство также имеет свои важные исторические документы, среди которых особое место занимает «Национальная программа обучения».

В основных направлениях развития системы подготовки кадров, признанных в программе, отмечено, что создание единого информационного пространства системы образования обеспечивает интеллектуализацию образовательных программ. Это означает, что новый век будет веком не только информационных технологий, но и их масштабного вовлечения в образовательный процесс.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Таким образом, на основе анализа вышеприведенных точек зрения можно сделать следующий вывод:

1. Современная педагогическая технология имеет свою частную теорию, связанную с педагогическими и другими научными достижениями.

2. Педагогическая технология направлена на построение учебного процесса на научной основе, в первую очередь, она обеспечивает основу для совместной деятельности педагогов и учащихся, основанной на широком использовании информативных средств обучения и дидактических материалов, активных методик.

3. Oтветственная задача при этом является, разработка содержания образования в области науки.

4. Тот факт, что дидактические вопросы в педагогической технологии имеют свои собственные решения, являющееся важным этапом в реализации Национальной программы. Если в руках педагога находятся студенты, увлеченные знаниями, программами, учебниками и учебными пособиями, имеющими отношение к целям науки, то он может непосредственно и последовательно внедрять новые педагогические технологии в практику, используя организационные формы познавательной деятельности для успешного осуществления дидактического процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мирзиёев Ш.М. «Обращение в Сенат и Законодательную палату Олий Мажлиса» - Ташкент. 20 января 2020 г. [In Russia: Mirziyoyev, Sh.M. (2020) "Appeal to the Senate and the Legislative Chamber of the Oliy Majlis" -Tashkent].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. №УП - 4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. [In Russia: Mirziyoyev, Sh.M. (2020). "Appeal to the Senate and the Legislative Chamber of the Oliy Majlis" - Tashkent.].

3. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение

№ 1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. № УП-5847). [In Russia: The concept of development of the higher education system of the Republic of Uzbekistan until 2030 (Appendix №.1 to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan 2019, №. UP-5847)].

4. Кулдашев Е. Расулов А. Подготовка современных инженеров в системе непрерывного образования. //Журнал непрерывного образования, - 2015, № 5, - С.91-98. [In Russia: Kuldashev, E. Rasulov, A.(2015) Training of modern engineers in the system of continuous education. // Journal of Continuing Education, № 5].

5. Атабаева К. Р. Таълим тизимида масофавий укитишнинг афзалликлари. // Молодой ученый. - 2017.

-№ 24.1 (158.1). - С. 5-7. [In Uzbek: Atabaeva, K.R.(2017) Advantages of distance learning in the education system. // Young scientist. - № 24.1 (158.1)].

6. Азизходжаева Н. Компетентностный подход в должности учителя. //Журнал «Проблемы образования», -2016, № 2, - С.7-10. [In Russia: Azizkhodzhaeva, N. (2016) Competence approach as a teacher. // Journal "Problems of Education"].

7.Арифджанов М.К., Мусамедова К.А. Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе. //ТДТУ Ёшларнинг Беруний академияси "Техника юлдузлари" илмий журнал. № 1,2.Ташкент, 2010. - С.16-18. [In Russia: Arifdzhanov, M.K., Musamedova, K.A. (2010) Application of information and telecommunication technologies in the educational process. // Beruni Academy of Youth of Tashkent State Technical University "Stars of Technology" scientific journal- №.1.2. Tashkent].

8. Баундер А. Новые информационные технологии образования. Вашингтон, изд. Share; 2015; 14(2):-С.214- 224. [In Russia: Bounder, A.(2015^ New information technologies of education. Washington, ed. Share;14 (2)].

9. Дайнеко Н.А. Дистанционное обучение будущего. //Профессиональное образование.2015. №4 (22).

- С.17-22. [In Russia: Daineko, N.A.(2015) Distance learning of the future. // Vocational Education. No. 4 (220)].

10. Ибрагимова О.А., Мусамедова К.А. Олий таълимда инновация. // Журнал Интернаука. №11(140). Часть2. 2020. - С.47-48. [In Russia: Daineko N.A.(2015) Distance learning of the future. // Vocational Education. № 4 (22)].

11. Козак О.О., Шуклин Д.А. Обучение XXI века: дистанционное обучение в высших учебных заведениях. //Наука и образование в современном обществе: вектор развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО «Ар-Консальт». 2014. - С.94-95.

[In Russia: Kozak O.O., Shuklin D.A. (2014) 21st Century Learning: Distance Learning in Higher Education. // Science and education in modern society: vector of development. Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference: In 7 parts. LLC "Ar-Consult"].

12. Мусамедова К.А. Модуляция в системе технологии дистанционного обучения. UNIVERSUM: Психология и образование. : электрон. научн. журн. 2020. №5(71). Москва-2020. -С. 8-10. [In Russia: Musamedova, K.A. (2020) Modulation in the system of distance learning technology. UNIVERSUM: Psychology and Education. : electron. scientific. journal. No. 5 (71). Moscow -FROM].

13. Мусамедова К.А., Ибрагимова О.А. Олий таълимда инновация. //Журнал Интернаука. №11(140). Часть2. Москва-2020. -С.47-48. [InUzbek: Musamedova, K.A., Ibragimova, 0.A.(2020) Innovation in higher education.

// Journal of Internauka. №11 (140). Frequency 2. Moscow].

14. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Электронная педагогика в учебном процессе. // UNIVERSUM: Психология и образование. -№4 (70). Москва -2020. - С. 13-16. [In Russia:Khalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2020) Electronic pedagogy in the educational process. // UNIVERSUM: Psychology and Education. - No. 4 (70). Moscow].

15. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Модуляция в системе технологии дистанционного обучения// UNIVERSUM: Психология и образование: лектрон. научн. журн. 2020. № 5(71). Москва-2020. -С.8-10.

[In Russia: Khalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2020) Modulation in the system of distance learning technology. // UNIVERSUM: Psychology and Education: Electron. scientific. journal. No. 5 (71). Moscow].

16. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Анализ реализации программы подготовки и переподготовки кадров специалистов на железнодорожном транспорте. // UNIVERSUM: Психология и образование. № 5(71). Москва-2020. - С.4-7. [In Russia: Khalikov A.A., Musamedova K.A. (2020) Analysis of the implementation of the training and retraining program for specialists in railway transport. // UNIVERSUM: Psychology and Education. No. 5 (71). Moscow].

17. Халиков А.А., Мусамедова К.А. О методе совместного обучения в образовательном процессе.

// UNIVERSUM: Психология и образование. № 6(72). Москва-2020. - С.8-10. [In Russia: Khalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2020) On the method of joint learning in the educational process. // UNIVERSUM: Psychology and Education. No. 6 (72). Moscow].

18. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Концепция, подходы, законы, принципы педагогической методологии науки. // UNIVERSUM: Психология и образование. № 6(72). Москва - 2020. - С.4-7. [In Russia: Khalikov, A.A., Musamedova K.A.(2020) The concept, approaches, laws, principles of the pedagogical methodology of science// ,. №. 6 (72). Moscow].

19. Халиков А.А., Ибрагимова О.А., Мусамедова К.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях. // Журнал Вестник научных конференций. №3-6 (19). Часть 6. Тамбов-2017. - С. 171-173. [In Russia: Khalikov, A.A., Ibragimova, O.A., Musamedova, K.A. (2017) Analysis of distance learning methods and implementation of distance learning in educational institutions. // Journal of the Bulletin of Scientific Conferences. №. 3-6 (19). Tambov].

20. Xalikov A.A., Musamedova K.A. Pedagogik fan metodologiyasining tushunchasi, yondoshuvlari, qonuniyatlari, tamoyillari. Журнал Интернаука. Москва - 2020. № 25(154).Ч.2. - С.35-37. [In Uzbek: Khalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2020) Concept, approaches, laws, principles of methodology of pedagogical science. Internauka magazine. № 25 (154) Moscow].

21. Khalikov A.A., Musamedova K.A. Modulation in the system of remote learning technology. //XIX Internat ional correspondencescientific specialized conference «International Scientific Review of the Problems of philosophy, psychology and pedagogy». Boston. USA - 2020. -pp.5-11. Сonference site: https: //scientific-conference.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.