Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОТРАСЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусамедова Камола, Халиков Абдульхак

В работе рассмотрены преимущества дистанционного обучения в системе образования, дан анализ реализации программы подготовки и переподготовки кадров специалистов на железнодорожном транспорте на основе концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан для обеспечения прочной интеграции науки, образования и производства в целях улучшения качества образования, подготовки конкурентоспособных кадров, эффективной организации научной и инновационной деятельности с учетом взаимодействия высшего учебного заведения и производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE TRAINING FOR TRAINING AND RETRAINING OF SPECIALISTS ON RAILWAY TRANSPORT

The paper considers the advantages of distance learning in the education system, analyzes the implementation of the program for the training and retraining of specialists in railway transport based on the concept of the development of the higher education system in the Republic of Uzbekistan to ensure the strong integration of science, education and production in order to improve the quality of education, prepare competitive personnel, effective organization of scientific and innovative activities, taking into account the interaction of a higher educational institution and production.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 378.147:37.018.43

DISTANCE TRAINING FOR TRAINING AND RETRAINING OF SPECIALISTS ON RAILWAY TRANSPORT

Kamola MUSAMEDOVA., Applicant for the Department of Automation, Telemechanics

and Telecommunication Technologies

Abdulkhak KHALIKOV*, DSc, professor

Tashkent State Transport University

Tashkent, Adilkhodzhaev str., 1, Uzbekistan

*Тел.: +998903194924

*E-mail: xalikov abdulxak@mail.ru

Abstract: The paper considers the advantages of distance learning in the education system, analyzes the implementation of the program for the training and retraining of specialists in railway transport based on the concept of the development of the higher education system in the Republic of Uzbekistan to ensure the strong integration of science, education and production in order to improve the quality of education, prepare competitive personnel, effective organization of scientific and innovative activities, taking into account the interaction of a higher educational institution and production.

Keywords: Distance learning, training and retraining of personnel, the concept of the development of the higher education system, the railway transport industry.

ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИДА МУТАХАССИС КАДРЛАРНИ ТАЙЁРЛАШ ВА ЦАЙТА ТАЙЁРЛАШДА МАСОФАВИЙ ТАЪЛИМ

Камола МУСАМЕДОВА, "Автоматлаштириш, телемеханика ва телекоммуникация

технологиялари" булими изланувчи

Абдулхак ХДЛИКОВ*, т.ф.д., проф.

Тошкент давлат транспорт университети

Узбекистан, Тошкент ш., Адилходжаев куч. 1-уй

*Тел.: +998903194924

*E-mail: xalikov abdulxak@mail.ru

Аннотация: Ушбу ишда таълим тизимида масофавий укитишнинг авзалликлари Узбекистон республикасида олий таълим тизимини ривожлантиририш концепцияси асосида темир йул транспортида мутахассис кадрларни тайёрлаш ва кайта тайёрлаш дастурини амалга ошириш, таълим сифатини ошириш учун фан, таълим ва ишлаб чикаришнинг интеграциясини таъминлаш учун ракобатбардош кадрларни тайёрлаш, олий укув юрти ва ишлаб чикаришнинг узаро хамкорлигини хисобга олган холда илмий ва инновацион фаолиятини самарали ташкил этиш услублари тахлил килинган.

Калит сузлари: масофавий укитиш, кадрларни тайёрлаш ва кайта тайёрлаш, олий таълим тизимини ривожлантириш концепцияси, темир йул транспорта со^аси.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Камола МУСАМЕДОВА, соискатель кафедры «Автоматика, телемеханика и

телекоммуникационные технологии»

Абдульхак ХАЛИКОВ*, д-р техн. наук, проф.

Ташкентский государственный транспортный университет

Узбекистан, г. Ташкент, ул. Адылходжаева, 1

*Гел.: +998903194924

*E-mail: xalikov abdulxak@mail.ru

Аннотация: В работе рассмотрены преимущества дистанционного обучения в системе образования, дан анализ реализации программы подготовки и переподготовки кадров специалистов на железнодорожном транспорте на основе концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан для обеспечения прочной интеграции науки, образования и производства в целях улучшения качества образования, подготовки конкурентоспособных кадров, эффективной организации научной и инновационной деятельности с учетом взаимодействия высшего учебного заведения и производства.

Ключевые слова: дистанционное обучение, подготовка и переподготовка кадров, концепция развития системы высшего образования, отрасли железнодорожного транспорта.

1. ВВЕДЕНИЕ

В современных сложных условиях наиболее актуальной проблемой является социально-экономическое и технико-технологическое развитие республики Узбекистана. 20 января 2020 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в докладе отметил: «Поскольку мы стремимся превратить Узбекистан в развитую страну, мы можем достичь этого только посредством ускоренных реформ, науки и инноваций. Чтобы сделать это, мы должны сначала обучить новое поколение предприимчивых реформаторов, стратегических мыслителей, образованных и квалифицированных» [1]. Одним из важных способов решения этой основной задачи является подготовка кадров нового поколения в системе непрерывного образования, то есть современных кадров [4].

В Национальной программе подготовки кадров Республики Узбекистан [2] подчеркивается необходимость организации образовательного процесса на основе информационно -коммуникационных технологий (ИКТ), Интернета и компьютерных сетей в образовательных учреждениях, отвечающих требованиям рыночной экономики. В системе образования нашей страны эти задачи выполняются своевременно и эффективно. Для достижения этой цели предпринимаются последовательные согласованные меры.

В частности, чтобы внедрить в образовательный процесс крупные сети связи и интернет-технологии, необходимо решить задачу создания общенациональной сети «Электронное образование» и соединить все университеты, а затем академические лицеи и профессиональные колледжи в единую компьютерную информационную сеть, что, в настоящее время, комплексно осуществляются [27-30]. В то же время необходимо разработать и внедрить новые инновационные меры и предложения, которые должны оказать положительное влияние в этой области. Современное дистанционное обучение (ДО) на основе ИКТ (ДО) является одной из этих мер. Как процесс обучения ДО широко используется в системе образования развитых стран и доказал свою эффективность.

Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года предусматривает следующие меры [3]:

> качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;

> совершенствование методики преподавания, поэтапная реализация принципов индивидуализации образовательного процесса;

> внедрение современных информационных и коммуникационных технологий и инновационных проектов в систему государственного образования.

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дистанционное обучение является наиболее важной и все более популярной формой современного образования [5,6]. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в современных условиях создало благоприятные условия для использования их потенциала в образовательном процессе. В настоящее время в ведущих зарубежных странах накоплен богатый опыт дистанционного обучения. Считается, что технология дистанционного обучения была создана в 1969 году по инициативе премьер-министра Великобритании Дж. Уилсона. Но дистанционное обучение произошло гораздо раньше, то есть во время формирования первой стабильной, регулярной почтовой службы. С 1858 года в Лондонском университете всем аспирантам было разрешено учиться самостоятельно, сдавая экзамены по всем специальностям и ученые степени во всех областях. С 1938 года Международный совет по дистанционному образованию действует как международная образовательная организация, с 1982 года известная как Международный совет по дистанционному образованию. Стоимость обучения в открытых университетах в 8-10 раз дешевле, чем обучение в традиционных институтах. М: В Великобритании это стоит 3000 фунтов стерлингов для очного обучения и всего 300 фунтов для дистанционного обучения. Расходы на содержание зданий, оборудование и лабораторный, преподавательский, административный и обслуживающий персонал будут сокращены. Студенты будут консультироваться через сеть филиалов, телевизионную студию и компьютерную сеть. В Великобритании программа подготовки студентов включает 130 курсов, многие из которых являются междисциплинарными. Дистанционное обучение стало быстро развиваться в Соединенных Штатах в середине 1960-х годов и в Европе в начале 1970-х годов. Эта форма обучения представляет собой целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия учащихся и преподавателей друг с другом и с учебными пособиями, при этом процесс обучения не зависит от их географического и пространственного расположения. Образовательный процесс состоит из подсистем, то есть конкретной педагогической системы, которая включает в себя такие элементы, как цель, содержание, методы, инструменты, организационные формы, контроль, учебный материал, финансово-экономический, нормативно-правовой и маркетинг. ДО - это процесс, который связывает учителя и ученика, расположенных в разных географических регионах, и взаимодействие осуществляется с использованием специальных технологий. Для общения используются разные методы: обмен печатными материалами по почте или факсу, аудио конференции, видео конференции, компьютерные виртуальные конференции. Естественно, что те, кто живет далеко от университета, не имеют возможности учиться, хотят улучшить свои навыки, являются инвалидами и по разным другим причинам не имеют возможности учиться непосредственно в университете, увеличивается потребность в дистанционном образовании. Использование традиционных методов дистанционного обучения людям, не имеющим

возможности учиться в стабильной среде, людям с ограниченными возможностями здоровья, а также слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации, абитуриентам, желающим учиться в зарубежных учебных заведениях, создает комфортные условия. ДО - удобный инструмент, особенно для взрослых и тех, кто осваивает вторую специальность. ДО можно рассматривать как образование, характеризующееся следующими семью основными условиями:

> наличие учителя и ученика;

> реализация учебного процесса на определенной дистанции;

> двусторонняя связь между учителем и учеником;

> специальные материалы для дистанционного обучения;

> доступность;

> компьютеры и другое оборудование и средства связи обеих сторон;

> обеспечены средствами.

По нашему мнению, для формирования и развития «системы ИКТ» в высшем образовании, включая ДО, и достижения поставленных целей важны:

> переподготовка высококвалифицированных кадров для;

> подготовка специалистов на основе новых потребностей, т.е. формирование рынка;

> правильный учет требований к качеству при подготовке новых сотрудников;

> сотрудничество с субъектами на основе интеграции;

> механизмы, необходимые или вовлеченные в деятельность;

> налаживание связей и работа с ними;

> создание, изменение и улучшение элементов рынка, например, налоговое законодательство, регулирование внешней среды и безопасности;

> ускорение процесса превращения знаний в товар, финансирование инновационной деятельности, направленной на их реализацию.

Использование ИКТ в обществе и экономике обеспечивает инновационное развитие во многих направлениях образования:

- применение ИКТ в управлении образовательными системами;

- создание библиотек ИКТ и центров информационных ресурсов;

- применение и использование ИКТ в учебном процессе.

Как уже упоминалось выше, продажа и покупка необходимых знаний означает, что они стали товаром.

Это связано с тем, что постоянное обновление знаний и их применение трудовыми ресурсами является ключом к социально-экономическому развитию. Инновации должны широко применяться в высших и средних специальных учебных заведениях, которые специализируются на образовании.

В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку по [18-21] новым информационным технологиям. Согласуясь с исследованиями, проведёнными учёными республики и за рубежом, можно получить сведения, что в США в системе ДО обучается около 1 миллиона человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. Для ДО в США широко используется «Цифровое телевидение». В рамках системы публичного телевещания PBS-TV обучается более миллиона студентов. Программа обучения взрослых включает в себя курсы науки, бизнеса, управления. Более 20 лет функционирует Национальный Университет ДО (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом.

ДО развивается также во многих других регионах мира. В качестве примеров развивающего ДО можно привести Китайский телеуниверситет (Китай), Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Пайнам Ноор (Иран), Корейский национальный открытый университет (Корея), Университет Южной Африки, Открытый Университет Сукотай Тампариат (Таиланд), Университет Анадолу (Турция).

Каждой стадии развития общества соответствует своя форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи накопленных знаний, навыков, традиций. С конца XX века новые компьютерные технологии информационного обмена создали техническую возможность для еще большей массовости образования, разорвали информационные границы государств, позволили в тысячи раз ускорить скорость обмена информации и увеличить её объём. Внедрение информационных технологий в многообразную деятельность человека создало потребность в качественно новом образовании.

Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. В настоящие время в республике имеются многие категории лиц, которые остро нуждаются в образовательных услугах, но не имеют возможности получить их традиционным способом в рамках сложившейся образовательной системы.

Выход заключается в поиске новых форм образования. Одной из них явилось дистанционное обучение (ДО). Являясь следствием объективного процесса информатизации и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение вошло в XXI век как наиболее перспективная, гуманистическая, интегральная форма образования.

3. МЕТОД ДИСТАНЦИННОГО ОБУЧЕНИЯ

В мире накоплен значительный опыт реализации систем метода дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям (ИТ) [22-26].

Можно отметить, что дистанционное обучение как интегральная, гуманистическая форма внедряется в систему образования всех стран мира практически на всех уровнях. Особое место занимают и активно развиваются корпоративные системы ДО подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на промышленных предприятиях и фирмах [31-39].

В Узбекистане элементы ДО стали внедрятся с начала 1998 года.

Количество образовательных учреждений, использующих технологии ДО, из года в год увеличиваются, различаясь от экспериментального варианта до полноценного образовательного процесса.

Когда мы говорим новые информационные технологии в образовании, в первую очередь, подразумеваем интерактивную педагогику, дистанционную систему образования (ДО), обучающие системы и другие формы педагогической интеграции [12].

Новые информационные технологии дают возможность не просто передавать информацию обучаемому, но и обеспечить управление самим процессом обучения, развивая его интеллектуальные способности и практические навыки.

Дистанционный метод обучения известен давно, например, в Западной Европе его применяют в форме «открытых» университетов, такие университеты финансируются государством. В последние годы весьма интенсивно развивается ДО и в Узбекистане. Достаточное внимание уделяется этому направлению в городе Ташкенте, Самарканде, Фергане в частности в Ташкентском университете информационных технологий, Ташкентском государственном техническом университете, Ташкентском государственном транспортном университете и в других областных институтах, где созданы центры ДО.

ДО опирается на специализированную информационно - образовательную среду, поэтому является более прогрессивной формой обучения. Потребитель сам выбирает как содержание, так и время, место, сроки обучения.

Прогресс науки и техники в области ИТ, аудио-видеотехники, телекоммуникации и связи их внедрения в системы образования позволяют широко применять дистанционные средства обучения студентов, специалистов, например, посредством электронной библиотеки, используя для этой цели как существующие ТВ сети так и перспективные видео информационные системы [13-16].

Широкое развитие сети ТВ вещания с представлением пользователям различных видов сервисных услуг, видеоизображений и дополнительной информации в том числе для систем ДО потребовали разработать и внедрить эффективные средства для их защиты от несанкционированного доступа.

Осуществляется постепенный переход цифровизации ТВ систем и его составных частей, исследуются возможности представления абонентам различных дополнительных услуг, в том числе подключения их к сети Internet. Следовательно, важно рассмотреть возможности полной широкополосной цифровизации сетей, где услуги телевидения охватывают не только учрежденческий, но и квартальные сектора, что позволит сохранить расходы на средства связи.

В успешной реализации программы подготовки высококвалифицированных кадров и переподготовки кадров специалистов железнодорожного транспорта заинтересованы правительство республики Узбекистан и принят ряд документов, определяющий социально - экономическую политику республики:

В стратегии действий Республики Узбекистан на 2017-2021 годы [1] указаны ряд задач, по дальнейшему развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, внедрению информационно - коммуникационных технологий в экономику, социальную сферу, системы управления»;

В стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 20172021 годах также указаны ряд задач касающейся подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров, создание эффективных механизмов внедрения научных и инновационных достижений в практику и др.

В нашей стране созданы организационные, научные и методологические основы реформирования системы непрерывного образования, основная цель которой - подготовка полноценных и высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов. Основными компонентами «Национальной программы подготовки кадров» являются человек, государство и общество, непрерывное образование, наука и промышленность, и они взаимосвязаны.

Национальная программа обучения направлена на формирование нового поколения персонала с высокой общей культурой и профессиональной культурой, творческим и социальным актинизмом, способностью найти правильный путь в политической и социальной жизни, для продвижения и решения будущих задач, а также всестороннего развитого продвигающие педагогическую идею обучения граждан, которые хорошо образованы, хорошо адаптированы к жизни в обществе, осознанно осваивают образовательные и профессиональные программы и чувствуют ответственность перед обществом, государством и семьей.

Реализация требований этого документа требует коренной перестройки системы образования, то есть пересмотра концептуальных правил развития народного образования и их позитивного решения в краткосрочной перспективе. Решение этих задач напрямую связано с решением вопроса о том, что выделять, сколько и как преподавать из очень большого информационного фонда Всемирного научного фонда. Именно в этом разделе выясняются современные проблемы, связанные с внедрением образовательных технологий. Кроме того, в этом направлении требуется дальнейшее расширение работ. Тот факт, что некоторые вопросы,

связанные с профессиональной подготовкой, не очень хорошо отражены в практике высшего образования, совершенствование соответствующих методов обучения также является актуальным вопросом.

В настоящее время большинство методистов и ученых - педагогов считают, что в обучении студентов педагогические технологии полностью гарантируют достижение поставленной цели. Однако, подобные идеи не могут заменить объективную реальность, которым является человек, и его разум не всегда адекватно воспринимает некую технологию без оговорок, более того, он может ее отрицать. Здесь выход видится в комплексном рассмотрении вопроса технологии, в более расширенном смысле метода и субъекта - носителя этого метода. Поэтому, при внедрении в учебный процесс современных педагогических технологий только учитель, является основным гарантом достижения поставленной цели. Если принять эту точку зрения, то при внедрении новых педагогических технологий и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые являются его основой, на первый план выдвигается педагог и уровень его подготовки, что должно быть приоритетным. Поэтому положительное или целенаправленное решение наиболее актуальных вопросов повестки дня педагогических процессов во многом зависит от профессионального потенциала и педагогических навыков педагога.

Расширение внедрения новых педагогических и информационных технологий в образовательный процесс, применение лучших практик в этой области, разработка и реализация конкретных планов в каждой области, перенос учебников, учебных пособий, программ и лекций на электронные носители информации, с которыми каждый студент должен добиться обеспечения научной и научно-методической работы, а также широкого внедрения современных педагогических и информационных технологий в учебный процесс должно идти рука об руку с переподготовкой педагога. В таких задачах немаловажное значение имеет также адекватное подключение учебных заведений к сетям связи.

Поэтому роль и место современных методов обучения - интерактивных методов, инновационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов в сфере высшего образования и факультетов огромна [3-5].

Инновационная деятельность преподавателя вуза - одна из главных проблем ДО в вузе.

Процесс модернизации в сфере образования продолжается уже несколько лет, и его уместно назвать инновационным процессом. В частности, особое место занимают изменения в образовании на основе новых государственных образовательных стандартов [6-9].

Вновь разработанный и внедренный государственный образовательный стандарт требует от педагогов повышения качества образования, применения новых методов обучения в образовательном процессе и обучения учащихся в соответствии с современными требованиями. В предыдущие годы рост знаний в сфере образования был связан с информационными процессами. В наше время образование ориентировано на развитие технологий, развитие личности, внедрение новых педагогических технологий [10-12] в учебный процесс. Чтобы педагог мог правильно выполнять свою работу, необходимо уметь свободно и полно мыслить с помощью «инноваций», «новизны», «педагогических инноваций».

Инновационный процесс в образовании рассматривается в трех аспектах:

> социально - экономический;

> психолого - педагогический;

> организационно - управленческий.

Эти аспекты прохождения инновационного процесса зависит от общей ситуации и условий. Инновация может быть случайным или управляемым процессом. Внедрение инноваций связано, прежде всего, с изменениями функций существующих природных и искусственных процессов.

Структура инновации может быть: готовой к внедрению, научным и теоретическим знанием любой инновации, новыми эффективными технологиями обучения, завершенным проектом, эффективным педагогическим опытом.

В настоящее время на базе Ташкентского государственного транспортного университета, где функционирует «Дорожный центр повышения квалификации, подготовки и переподготовка кадров» для железнодорожного транспорта обучаются по всем существующим управлениям (службам) Акционерного общества «Узбекистан Темир йуллари» (АО «УТЙ») , принимают активное участие в организации обучения и повышения квалификации для преподавательского состава профессиональных колледжей железнодорожных специальностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для полного удовлетворения потребностей отрасли железнодорожного транспорта в квалифицированных кадрах всех подразделений АО «УТЙ» переподготовка осуществляется только на основе договоров с работодателями.

С 2018 года началась подготовка кадров по заочной форме обучения, а именно специальное заочное и заочное обучение. Специальное заочное обучение предусматривает подготовку кадров, имеющих среднее специальное образование и трудовой стаж работы на железнодорожном транспорте.

В настоящее время в республике рассматривается возможность внедрения в систему подготовки квалифицированных рабочих и кадров специалистов среднего звена, в которой предусматривается совмещение теоретической подготовки в учебных заведениях с практическим обучением на производстве, т.е. филиалах кафедр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ:

1. Таким образом, новый «информационный» этап развития мировой системы образования объективен и необратим.

2. Использование информационных технологий в дистанционном обучении и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях для подготовки и переподготовки молодых, одарённых высококвалифицированных кадров, соответствующих мировому уровню является единственно возможный сегодня путь поступательного развития системы образования и в первую очередь, высшей школы.

3. В профессиональной подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров с новыми эффективными технологиями обучения, участвуют как высшее учебное заведение, так и профессиональная образовательная организация, которые представляют обучаемому соответственно необходимую теоретическую подготовку и обеспечивает производственную подготовку, что способствует интеграции вуза и производства, повышает ответственность обеих сторон за качество подготовки высококвалифицированных кадров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мирзиёев Ш.М. «Обращение в Сенат и Законодательную палату Олий Мажлиса» - Ташкент. 20 января 2020 г. [In Russia: Mirziyoyev, Sh.M. (2020) "Appeal to the Senate and the Legislative Chamber of the Oliy Majlis" -Tashkent].

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. №УП - 4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. [In Russia: Mirziyoyev, Sh.M. (2020). "Appeal to the Senate and the Legislative Chamber of the Oliy Majlis" - Tashkent.].

3. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение № 1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. № УП-5847). [In Russia: The concept of development of the higher education system of the Republic of Uzbekistan until 2030 (Appendix №.1 to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan 2019, №. UP-5847)].

4. Кулдашев Е. Расулов А. Подготовка современных инженеров в системе непрерывного образования. //Журнал непрерывного образования, - 2015, № 5, -С.91-98. [In Russia: Kuldashev, E. Rasulov, A.(2015) Training of modern engineers in the system of continuous education. // Journal of Continuing Education, № 5].

5. Атабаева К. Р. Таълим тизимида масофавий у^итишнинг афзалликлари. // Молодой ученый. -2017. -№ 24.1 (158.1). -С. 5-7. [In Uzbek: Atabaeva, K.R.(2017) Advantages of distance learning in the education system.// Young scientist. -№ 24.1 (158.1)].

6. Азизходжаева Н. Компетентностный подход в должности учителя. //Журнал «Проблемы образования», -2016, № 2, - С.7-10. [In Russia: Azizkhodzhaeva, N. (2016) Competence approach as a teacher. // Journal "Problems of Education"].

7. Арифджанов М.К., Мусамедова К.А. Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе. //ТДТУ Ёшларнинг Беруний академияси "Техника юлдузлари" илмий журнал. №1,2.Ташкент, 2010. -С.16-18. [In Russia: Arifdzhanov, M.K., Musamedova, K.A. (2010) Application of information and telecommunication technologies in the educational process. // Beruni Academy of Youth of Tashkent State Technical University "Stars of Technology" scientific journal- №.1.2. Tashkent].

8. Баундер А. Новые информационные технологии образования. Вашингтон, изд. Share; 2015; 14(2):-С.214-224. [In Russia: Bounder, A.(2015^ New information technologies of education. Washington, ed. Share;14 (2)].

9. Дайнеко Н.А. Дистанционное обучение будущего. //Профессиональное образование.2015. №4 (22). - С.17-22. [In Russia: Daineko, N.A.(2015) Distance learning of the future. // Vocational Education. No. 4 (220)].

10. Ибрагимова О.А., Мусамедова К.А. Олий таълимда инновация. // Журнал Интернаука. №11(140). Часть2. 2020. - С.47-48. [In Russia: Daineko N.A.(2015) Distance learning of the future. // Vocational Education. № 4 (22)].

11. Козак О.О., Шуклин Д.А. Обучение XXI века: дистанционное обучение в высших учебных заведениях. //Наука и образование в современном обществе: вектор развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО «Ар-Консальт». 2014. - С.94-95. [In Russia: Kozak O.O., Shuklin D.A. (2014) 21st Century Learning: Distance Learning in Higher Education. // Science and education in modern society: vector of development. Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference: In 7 parts. LLC "Ar-Consult"].

12. Мусамедова К.А. Использование Java Skript для создания интерактивных Web-страниц. // Материалы научно- практической конференции студентов магистратуры по итогам работы над диссертацией. Ташкент -2010, - С. 15-17. [In Russia: Musamedova, K.A. (2010) Using Java Skript to Create Interactive Web Pages. // Materials of the scientific and practical conference of graduate students following the results of work on the dissertation Tashkent].

13. Мусамедова К.А. Обеспечение методологической базы в дистанционном обучении в обучении курса «Теория электрической связи». // «Инновационные факторы развития Транссиба на современном этапе». Международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию Сибирского государственного университета путей сообщения. Тезисы конференции. Часть II. Новосибирск-2012.-С 82-84. [In Russia: Musamedova K.A.(2010) Using Java Skript to Create Interactive Web Pages. // Materials of the scientific and practical conference of graduate students following the results of work on the dissertation].

14. Мусамедова К.А. Об основных этапах конструирования педагогических тестов. // Международная научно-техническая конференция «Методика преподавания и инновационные технологии обучения специалистов для отрасли связи» 2013г. Сборник докладов. Российская Федерация. г. Липецк-2013. -С.270-271. [In

Russia: Musamedova, K.A.(2013) On the main stages of the design of pedagogical tests. // International scientific and technical conference "Teaching methods and innovative technologies for training specialists for the communications industry" 2013. Collection of reports. Russian Federation. Lipetsk].

15. Мусамедова К.А. Укиш жараёнида телекоммуникация технологиялари- таълим сифатини ошириш омили.// "Юкори малакали кадрлар тайёрлаш миллий тизими-Узбекистон тараккиётининг мухцм шарти" мавзусидаги Республика илмий-амалий конференцияси материаллари. Тошкент-2013. 261-2626. [In Uzbek: Musamedova, K.A. (2013) Telecommunication technologies in the learning process - a factor in improving the quality of education // Proceedings of the Republican scientific-practical conference "National system of training highly qualified personnel - an important condition for the development of Uzbekistan." Tashkent].

16. Мусамедова К.А. Модуляция в системе технологии дистанционного обучения. UNIVERSUM: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2020. №5(71). Москва-2020. -С. 8-10. [In Russia: Musamedova, K.A. (2020) Modulation in the system of distance learning technology. UNIVERSUM: Psychology and Education. : electron. scientific. journal. No. 5 (71). Moscow -FROM].

17. Мусамедова К.А., Ибрагимова О.А. Олий таълимда инновация. //Журнал Интернаука. №11(140). Часть2. Москва-2020. -С.47-48. [InUzbek: Musamedova, K.A., Ibragimova, O.A.(2020) Innovation in higher education.

// Journal of Internauka. №11 (140). Frequency 2. Moscow].

18. Саттарова Ё.Ю., Мусамедова К.А. Олий таълимда янги ахборот технологиялари фаол укитиш услуби сифатида. // Укитувчиларнинг замонавий ахборот коммуникация технологиялар буйича компитентлиги: муаммо ва ечимлар. Вазирлик тизимидаги олий таълим ва илмий тадкикот муассасалари микёсида илмий-амалий анжуман материаллари. 1-кисм. Тошкент- 2012. 206-208 б. [In Uzbek: Sattarova, Yo.Yu., Musamedova, K.A. (2012) New information technologies in higher education as an active teaching method. // Competence of teachers in modern information and communication technologies: problems and solutions. Proceedings of the scientific-practical conference at the level of higher education and research institutions in the system of the Ministry. Tashkent].

19. Халиков А.А., Ешмуратова Н.У. Особенности и возможности использования современных видеоинформационных систем для дистанционного обучения. // Материалы шестой межвузовской научно -практической конференции студентов бакалавриата и магистратуры, стажеров и соискателей "Молодой научный исследователь". Тошкент-2009. -С.16. [In Russia: Khalikov, A.A., Eshmuratova, N.U.(2009) Features and possibilities of using modern video information systems for distance learning. // Proceedings of the sixth interuniversity scientific-practical conference of undergraduate and graduate students, interns and applicants "YoungResearcher". Toshkent].

20. Халиков А.А., Сержанова Ж.Т. Основные требования к информационно-поисковой системе для организации дистанционного обучения. //Межвузовская научно-практическая конференция студентов бакалавриата и магиструтуры, стажёров и соискателей "Молодой научный исследователь", посвященная 20-летию независимости Республики Узбекистан. Ташкент-2011. -С.28-30. [In Russia: Khalikov, A.A., Serzhanova, Zh.T.(2011) Basic requirements for an information retrieval system for organizing distance learning. // Interuniversity scientific-practical conference of undergraduate and graduate students, trainees and applicants "Young scientific researcher", dedicated to the 20th anniversary of the independence of the Republic of Uzbekistan. Tashkent].

21. Халиков А.А., Темиров Ж.А. //Особенности и возможности использования, современных видеоинформационных систем для дистанционного обучения. //Материалы международной конференции, посвященной 75-летию Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. Ташкент-2006. -С. 36. [In Russia: Khalikov, A.A., Temirov, Zh.A.(2006) // Features and possibilities of using modern video information systems for distance learning. // Materials of the international conference dedicated to the 75th anniversary of the Tashkent Institute of Railway Engineers. Tashkent].

22. Халиков А.А., Кривопишин В.А. Особенности методики рейтинг контроля знаний студентов по выпускающей кафедре. //XV- Международная научная конференция «Математические методы в технике и технологиях». Тамбов-2002. -С.75-76. [In Russia: Khalikov, A.A., Krivopishin, V.A.(2002) Features of the methodology rating of control of students' knowledge by the graduating department. // XV - International Scientific Conference "MathematicalMethods in Engineering and Technology". Tambov].

23. Халиков А.А., Кривопишин В.А., Романова О.О. Проблема компьютерного тестирования и дистанционного обучения в ТашИИТе. //Труды Международной научно-практической конференции «Техника и технология дистанционного бучения». Ташкент-2002. -С.211-213. [In Russia: Khalikov, A.A., Krivopishin, V.A., Romanova, O.O. (2002) The problem of computer testing and distance learning in TashIIT. // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Technique and Technology of Distance Learning". Tashkent].

24. Халиков А.А., Кривопишин В.А. Проблема дистанционного обучения. // «Ахборот технологиялари ва таълим муаммолари» Республика илмий-услубий конференцияси. Тошкент-2003. ТАТУ. [Khalikov, A.A., Krivopishin, V.A. (2003) Distance learning problem. // Republican scientific-methodical conference "Information technologies and problems of education". Tashkent].

25. Халиков А.А., Колесников И.К., Кривопишин В.А. Проблемы компьютерного тестирования и ДО в ТашИИТе. //Сборник международной конференции Алматы, 2003. [In Russia: Khalikov, A.A., Kolesnikov, I.K. (2003) Krivopishin, V.A. Problems of computer testing and DO in TashIIT. // Collection of the international conference. Almaty].

26. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Укув фаолиятини самарадорлиги ва унга таъсир этувчи омиллар. // Журнал "Таълим муаммолари" - №3. Тошкент-2011. 112-114б. [In Uzbek: Khalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2011)

Effectiveness of educational activities and factors influencing it. // Journal "Problems of education" - №3. Tashkent].

27. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Электронная педагогика в учебном процессе. // UNIVERSUM: Психология и образование. -№4 (70). Москва -2020. -С. 13-16. [In Russia:Khalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2020) Electronic pedagogy in the educational process. // UNIVERSUM: Psychology and Education. - No. 4 (70). Moscow].

28. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Модуляция в системе технологии дистанционного обучения// UNIVERSUM: Психология и образование: лектрон. научн. журн. 2020. № 5(71). Москва-2020. -С.8-10. [In Russia: Khalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2020) Modulation in the system of distance learning technology. // UNIVERSUM: Psychology and Education: Electron. scientific. journal. No. 5 (71). Moscow].

29. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Анализ реализации программы подготовки и переподготовки кадров специалистов на железнодорожном транспорте. // UNIVERSUM: Психология и образование. № 5(71). Москва-2020. -С.4-7. [In Russia: Khalikov A.A., Musamedova K.A. (2020) Analysis of the implementation of the training and retraining program for specialists in railway transport. // UNIVERSUM: Psychology and Education. No. 5 (71). Moscow].

30. Халиков А.А., Мусамедова К.А. О методе совместного обучения в образовательном процессе. // UNIVERSUM: Психология и образование. № 6(72). Москва-2020. -С.8-10. [In Russia: Khalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2020) On the method of joint learning in the educational process. // UNIVERSUM: Psychology and Education. No. 6 (72). Moscow].

31. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Концепция, подходы, законы, принципы педагогической методологии науки. // UNIVERSUM: Психология и образование. № 6(72). Москва - 2020. -С.4-7. [In Russia: Khalikov, A.A., Musamedova K.A.(2020) The concept, approaches, laws, principles of the pedagogical methodology of science// ,. №. 6 (72). Moscow].

32. Халиков А.А., Ибрагимова О.А., Мусамедова К.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях. //Труды Северокавказского филиала московского технического университета связи и информатики. №1. Ростов на Дону-2013. - С.458-461. [In Russia: Khalikov A.A., Ibragimova O.A., Musamedova K.A. (2013) Analysis of distance learning methods and implementation of distance learning in educational institutions. // Proceedings of the North Caucasian Branch of the Moscow Technical University of Communications and Informatics. 1. Rostov-on-Don].

33. Халиков А.А., Ибрагимова О.А., Мусамедова К.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях. // Журнал Вестник научных конференций. №3 -6 (19). Часть 6. Тамбов-2017. - С. 171-173. [In Russia: Khalikov, A.A., Ibragimova, O.A., Musamedova, K.A. (2017) Analysis of distance learning methods and implementation of distance learning in educational institutions. // Journal of the Bulletin of Scientific Conferences. №. 3-6 (19). Tambov].

34. Халиков А.А., Мусамедова К.А. O'quv jarayonida pedagogik texnologiyalardan foydalanish. // Интернаука: электронный научный журнал Москва-2020. №12 (141). Часть 3. -С.65-66. [In Russia: Khalikov, A.A., Musamedova, K.A.(2020) Use of pedagogical technologies in the educational process// Internauka: electronic scientific journal, №. 12 (141) Moscow].

35. Xalikov A.A., Musamedova K.A. Pedagogik fan metodologiyasining tushunchasi, yondoshuvlari, qonuniyatlari, tamoyillari. Журнал Интернаука. Москва - 2020. № 25(154).Ч.2. -С.35-37. [In Uzbek: Khalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2020) Concept, approaches, laws, principles of methodology of pedagogical science. Internauka magazine. № 25 (154) Moscow].

36. Халиков А.А. Укитишни ташкил этиш услуби. / Институт кафедраларнинг XXV илмий - услубий анжумани (17 - 18 апрел 2008 йил). Тезислар туплами. Тошкент- 2008. -С.15-16. [In Uzbek: Xalikov, A.A. (2008) Method of teaching organization. / XXV scientific-methodical conference of the departments of the institute (April 17-18). A collection of theses. Tashkent].

37. Халиков А.А., Мусамедова К.А. Укув фаолиятини эффективлиги ва унга таъсир этувчи омиллар. // "Таълим муаммолари журнали". Олий таълим вазирлиги. Тошкент - 2011. - №3. 112-114б. [Uzbek: Xalikov, A.A., Musamedova, K.A. (2011) Effectiveness of learning activities and factors influencing it. // "Journal of Educational Problems". Ministry of Higher Education. Tashkent].

38. Халиков А.А., Мусамедова К.А., Ортиков М.С. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях. //Кадрлар тайёрлаш сифатини оширишда ахборот технологияларининг урни. Тошкент ахборот технологиялари университети профессор-укитувчиларининг Республика илмий услубий конференцияси. Маърузалар туплами. 1- кисм. Тошкент -2017. -С.136-137. [In Russia: Khalikov, A.A., Musamedova, K.A., Ortikov, M.S. (2017) Analysis of distance learning methods and implementation of distance learning in educational institutions. // The role of information technology in improving the quality of training. Republican scientific-methodical conference of professors and teachers of Tashkent University of Information Technologies. Collection of lectures. Toshkent].

39. Khalikov A.A., Musamedova K.A. Modulation in the system of remote learning technology. //XIX International correspondencescientific specialized conference «International Scientific Review of the Problems of philosophy, psychology and pedagogy». Boston. USA - 2020. -pp.5-11. Сonference site: https: //scientific-conference.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.