Научная статья на тему 'ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ СТЫДА: ОНТОГЕНЕЗ, РАННИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ'

ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ СТЫДА: ОНТОГЕНЕЗ, РАННИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЫД / ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКАЯ ТРАВМА / ТРАВМА ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ / НАРЦИССИЗМ / ПСИХОАНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумчук Надежда Сергеевна

В статье представлен обзор теоретических и эмпирических концепций стыда, существующих в психологической науке и практике. Материал включает ссылки на ключевые отечественные исследования второй половины ХХ века, в частности - исследования в области психофизиологии и социальной психологии. Рассмотрены биологические взгляды на проблему стыда, начиная с работы Ч. Дарвина. Наиболее широко освещены психоаналитические концепции. Стыд впервые появляется в названии публикации в 1942 году и далее занимает место в названии работ только 17 раз вплоть до 1971 года. Тогда же появляется работа о разграничении стыда и вины. Автор приводит виньетку, отражающую их различие. Опираясь на источники из общей психологии, психоанализа и словари собран и проанализирован набор критериев, определяющих стыд. Продемонстрирована онтогенетическая последовательность появления стыда в жизни индивида в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона. Развернуто представлена локализация стыда в структурной модели. Изучив особенности стыда в различных теориях сделана попытка объединить стыд по признакам, включающим в себя стимул возникновения; продолжительность воздействия; период проявления в онтогенезе; степень охвата личности по глубине и широте. В результате анализа выделены общие категории: Внешний-Внутренний; Ситуативный-Хронический (характерный); Первичный-Вторичный; Интенсивность-Экстенсивность. Они подразумевают дополняющие друг друга характеристики «и/или» с целью создания объемного портрета стыда и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CATEGORIES OF SHAME: ONTOGENESIS, EARLY RELATIONSHIPS, CONSEQUENCES

The article presents an overview of theoretical and empirical concepts of shame that exist in science and psychological practice. The material includes references to key domestic researches of the second half of 20th century, researches of psychophysiology and social psychology. Biological perspectives on shame, starting with the paper of Ch. Darwin, as well as a phylogenetic response of shame in the infant are reviewed. Psychoanalytic views are the most widely covered. Shame is first used in a title of a publication in 1942 and thereafter appears there only 17 times until 1971. Then the paper on the distinction between shame and guilt emerges. The author provides a vignette depicting their differences. According to the sources on general psychology, psychoanalysis and dictionaries, a set of criteria defining shame is collected and analyzed. An ontogenetic sequence of shame appearance in the individual's life in the theories of S. Freud and E. Erikson is demonstrated. Localization of shame in the structural model is expanded, a number of authors place it between Ego and Ego-Ideal. Also the analysis of the Greek myth is presented as an illustration. Having explored the shame characteristics in different theories, an attempt is made to group shame by attributes including stimulus of occurrence; duration of influence; period of manifestation in ontogenesis; degree of personality coverage on depth and breadth. The following general categories are allocated as a result of the analysis: External-Internal; State-Chronic (trait); Primary-Secondary; Intensity-Extensiveness. They imply complementary 'and/or' characteristics in order to create a volumetric portrait of shame and personality

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ СТЫДА: ОНТОГЕНЕЗ, РАННИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ»

DOI: 10.23888/humJ202311121-34

ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ СТЫДА: ОНТОГЕНЕЗ, РАННИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ

GENERAL CATEGORIES OF SHAME: ONTOGENESIS, EARLY RELATIONSHIPS, CONSEQUENCES

Наумчук Н. С.

Институт психологии РАН, Москва, Российская Федерация

Аннотация:

В статье представлен обзор теоретических и эмпирических концепций стыда, существующих в психологической науке и практике. Материал включает ссылки на ключевые отечественные исследования второй половины ХХ века, в частности - исследования в области психофизиологии и социальной психологии. Рассмотрены биологические взгляды на проблему стыда, начиная с работы Ч. Дарвина. Наиболее широко освещены психоаналитические концепции. Стыд впервые появляется в названии публикации в 1942 году и далее занимает место в названии работ только 17 раз вплоть до 1971 года. Тогда же появляется работа о разграничении стыда и вины. Автор приводит виньетку, отражающую их различие. Опираясь на источники из общей психологии, психоанализа и словари собран и проанализирован набор критериев, определяющих стыд. Продемонстрирована онтогенетическая последовательность появления стыда в жизни индивида в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона. Развернуто представлена локализация стыда в структурной модели. Изучив особенности стыда в различных теориях сделана попытка объединить стыд по признакам, включающим в себя стимул возникновения; продолжительность воздействия; период проявления в онтогенезе; степень охвата личности по глубине и широте. В результате анализа выделе-

Naumchuk N. S.

Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

Abstract:

The article presents an overview of theoretical and empirical concepts of shame that exist in science and psychological practice. The material includes references to key domestic researches of the second half of 20th century, researches of psycho-physiology and social psychology. Biological perspectives on shame, starting with the paper of Ch. Darwin, as well as a phylogenetic response of shame in the infant are reviewed. Psychoanalytic views are the most widely covered. Shame is first used in a title of a publication in 1942 and thereafter appears there only 17 times until 1971. Then the paper on the distinction between shame and guilt emerges. The author provides a vignette depicting their differences. According to the sources on general psychology, psychoanalysis and dictionaries, a set of criteria defining shame is collected and analyzed. An ontogenetic sequence of shame appearance in the individual's life in the theories of S. Freud and E. Erikson is demonstrated. Localization of shame in the structural model is expanded, a number of authors place it between Ego and Ego-Ideal. Also the analysis of the Greek myth is presented as an illustration. Having explored the shame characteristics in different theories, an attempt is made to group shame by attributes including stimulus of occurrence; duration of influence; period of manifestation in ontogenesis; degree of personality coverage on

ны общие категории: Внешний-Внутренний; depth and breadth. The following general categories

Ситуативный-Хронический (характерный); are allocated as a result of the analysis: External-

Первичный-Вторичный; Интенсивность- Internal; State-Chronic (trait); Primary-Secondary;

Экстенсивность. Они подразумевают дополняю- Intensity-Extensiveness. They imply complemen-

щие друг друга характеристики «и/или» с целью tary 'and/or' characteristics in order to create a

создания объемного портрета стыда и личности. volumetric portrait of shame and personality.

Ключевые слова:

стыд; объектные отношения; детская травма; травма пренебрежения; нарциссизм; психоанализ

Keywords:

shame; object relations; childhood trauma; neglect trauma; narcissism; psychoanalysis

Актуальность

В зарубежной психологии исследование стыда набирает популярность. В отечественной психологии изучение стыда распространяется медленнее. Тем не менее, измерение стыда столкнулось с трудностями, обусловленными отсутствием консенсуса в отношении определения стыда, а также фактом, что прямая оценка этого переживания затруднена [1]. Сегодня в основном адаптируются и дополняются уже существующие методики [2-6]. При этом исследования последних лет показывают противоречивые результаты при использовании одной и той же меры [7, 8]. Это подчеркивает необходимость теоретического переосмысления.

Несмотря на потребность современного общества развивать эмоциональный интеллект, стыд - все еще широко используемое средство, чтобы наказать или сделать другую сторону беззащитной. Особенно остро это касается ранних отношений, когда родители применяют пристыжение, добиваясь необходимой реакции ребенка, даже самого маленького. Чтобы говорить о роли стыда в дальнейшей жизни такого человека, важно выделить категории переживания, для каждой из которых могут быть свои последствия.

Исследовать понимание стыда, онтогенетические, индивидуальные и межличностные особенности его формирования и выражения, на основе чего выделить категории стыда.

Задачи

1. Проанализировать набор критериев, определяющих стыд.

2. Провести теоретическое исследование возникновения стыда в онтогенезе; роли фантазии первичного объекта об индивиде; роли отношений с первичным объектом и отцом.

3. На основе теоретического анализа классифицировать и описать категории стыда.

Понимание стыда

Стыд - специфическое молодое понятие. Его концептуализация затруднена, поскольку единого, однозначного смыслового содержания термина не существует. Как правило, толковые словари русского языка выделяют 2-3 значения: «1) чувство смуще-

Цель

ния, раскаяния от сознания предосудительности поступка; 2) позор, бесчестье; 3) то же, что срам. Стыд прикрыть» [9]. В английском языке также несколько значений; они связаны с желанием избежать переживаний бесчестья с целью сохранить свою репутацию [10].

Отечественная школа предпринимала попытки исследования стыда в рамках общей теории эмоций и чувств [11]; проводился анализ чувства стыда у дошкольников как показателя нравственного развития [12]; исследовалось понимание самосознания на базе антропологических теорий [13,14].

В зарубежной психологии исследованию стыда много внимания уделялось в рамках психоаналитического подхода [15-18]; в психофизиологии рассматриваются психобиологические маркеры стыда [19]; в социальной психологии изучаются феномены «коллективного» чувства стыда [20].

Согласно результатам поиска по базе данных Web of Science, больше всего работ на тему стыда за весь доступный период принадлежит разделам «психиатрия» (11,8%) и «клиническая психология» (10,8%), еще 3,4% разработано в рамках раздела по психоаналитической психологии. До 1942 года в различных медицинских и психологических базах данных не удается найти публикаций, в названии которых встречается слово «shame».

Согласно крупнейшему психоаналитическому электронному архиву PEP-Web, стыд впервые появляется в названии публикации в 1942 году и далее занимает место в названии работ только 17 раз вплоть до 1971 года. В это время появляется психоаналитическая работа Х. Льюис о разграничении стыда и вины, с опорой на которую ставятся вопросы измеримости различий учеными-фундаменталистами [16]. Однако споры о понимании стыда ведутся до сих пор.

Большинство исследователей сегодня относят стыд к группе самосознательных эмоций [1, 21]. Эта группа связана с восприятием Я, с тем, как люди видят себя, и как, по их мнению, их воспринимают другие, то есть с самосознанием. Наряду со стыдом, в это «семейство» эмоций входят гордость, зависть, вина, сочувствие, смущение и ревность. Понимание других самосознательных эмоций также необходимо для того, чтобы отличить стыд от других понятий.

Стыд включает в себя способность формировать устойчивые представления о себе и оценивать себя относительно внутренних и внешних стандартов. Так, под стыдом понимается переживание, запускающее негативную оценку Я [22], то есть касающееся личности целиком. Во время переживания стыда взгляд сосредоточен на идентичности.

Интернализация представлений о себе происходит в детстве в отношениях со значимыми взрослыми, которые тем или иным образом отражают ребенка. Существует исследование возникновения самоузнавания, проведенное с использованием зеркала, и его связи с когнитивным развитием и с проявлениями, указывающими на стыд и другие эмоции [23]. Так, стыд возникает в результате переживания человеком реального или фантазируемого несоответствия обществу его индивидуальных проявлений и сформирован под воздействием взгляда.

Были попытки выделить 3 категории, разграничивающие стыд с другими похожими понятиями:

а) тип детерминирующих событий: публичное - личное;

б) природа проступка: общественная - индивидуальная;

в) уровень, который событие охватывает: ошибка «Я» - ошибка поведения.

Однако, другие исследования показывают, что тип события мало значит в разграничении эмоций. Для одного человека событие может быть связано с одним чувством, а для другого то же событие - с другим [1, 21, 22].

Стыд на разных фазах развития человека

В «Исследованиях истерии» З. Фрейд и Й. Брейер заявили, что истерия вызывается скрытыми аффектами, и назвали стыд одним из них [24]. К концу книги эта мысль выдвигается более решительно: идеи, которые подавлялись, вызывали переживания стыда, самобичевания, психической боли и указывали на причиненный вред от раскрытия той части Я, которая хочет оставаться скрытой.

Каждое из понятий З. Фрейд легко заменял другим, строгой классификации тогда не существовало. Тем не менее, поскольку он видел мало свидетельств стыда в себе и в своем мужском окружении, а самоанализ избавил его от стыда открываться другому человеку в психотерапии, он обнаружил его в своей самой ранней работе у своих пациентов - то есть всех женщин [25]. Отражая эйджизм и сексизм своего времени, З. Фрейд, казалось, думал, что стыд - это эмоция детей и женщин.

Однако уже в «Я и Оно» можно найти указания на существенную роль социальных эмоций и попытки их дифференциации [26]. Вине З. Фрейд отводит роль индикатора внутреннего конфликта, а стыд рассматривает как форму контроля сексуальных импульсов, особенно эксгибиционизма и вуайеризма.

В литературе часто описан стыд в связке с виной. Это помогает разобраться, винит себя субъект за проступок или стыдится из-за разочарования в своей личности. Однако подобные работы привели лишь к вариациям в степени различия вины и стыда, а также к их последовательности появления в онтогенезе.

Развивая мысли З. Фрейда, Э. Эриксон отводит место вине и стыду в модели возрастной периодизации. Хронологически существуют дихотомические фазы развития, в процессе прохождения которых формируется идентичность. Первые три из них: «доверие-недоверие» или довербальная, оральная (младенчество), «автономия-стыд» или анальная (с 1 года до 3 лет), «инициатива-вина» или эдипальная (с 3 до 6-7 лет) [27].

Уже исходя из названия можно увидеть, что точкой закрепления стыда многие считают анальную фазу. Стыд здесь тем более усиливается, чем более значительным было подвергнутое вытеснению удовольствие, связанное с телесными проявлениями. Обычно речь идет о мышечном контролируемом удовольствии испражняться, которое замечает мама и реагирует тем или иным образом. По этой причине стыд связан с подавленным желанием эксгибиционизма.

В период раннего детства ребенок развивает все большую автономность, что подкрепляется использованием речи, освоением навыков самообслуживания, укреплением мышечной ткани и возможностью уходить из-под контроля первичного объекта. Неудачное прохождение стадии закладывает чувство сомнения и стыда, которое проявляется как страх разрушения от агрессии или отвержения значимого взрослого. Так,

некоторые авторы связали стыд с реакцией на культурные нормы, когда ему приписывается функция защиты от отвержения [28].

В структурной модели стыд локализуется в конфликте между Эго и Эго-Идеалом [29]. Это верно при условии, что выделяется разница между Эго-Идеалом и Идеалом-Я. Так, мы смещаемся с анальной и эдипальной стадии, где стыд вызывается осознанием наготы, полового различия и влечения [24, 30], защитой от эксгибиционизма [31], на оральный уровень.

Наблюдение за младенцами показывает, что уже в этот период они испытывают базовую форму стыда. Например, когда младенец тянется к взрослому и прячет лицо, пугаясь, что перепутал другого с матерью. Уже в возрасте 3 месяцев стыд проявляется в уходе в себя, отворачивании и опускании головы, если попытки приблизиться к матери не удаются. Младенец стыдится из-за своего ложного ожидания [17]. Таким образом, стыд существует еще до подавления культурой эксгибиционистских влечений [15].

Необходимо рассмотреть разницу между Эго-Идеалом и Идеалом-Я. З. Фрейд впервые дает определение идеальному Я, не разделяя этих понятий, в работе «О нарциссизме», где описывает его как психический остаток идеальной самости младенчества, называя «первичным нарциссизмом» [32]. Мать в отношениях слияния с младенцем отодвигает свое Я, и оба в случае нормального прохождения этапа наслаждаются собственной идеальностью без необходимости что-то в себе менять. Р. Бриттон, основываясь на дальнейших рассуждениях З. Фрейда [26], полагает, что Эго-Идеал - это след идеального ребенка, который когда-то существовал в психике родителя, находящийся теперь во внутреннем мире субъекта, и к которому он продолжает стремиться [33].

У Ж. Шассге-Смиржель Эго-Идеал - это фантазийное пространство матери [34]. М. Фэн определяет его термином «преждевременно сформированного Я». Из-за ранних отношений с матерью психическое выражение влечений переживается ребенком как невыносимая опасность. Подавление способности к галлюцинированию, то есть осуществлению желания в мечтах, становится основополагающим элементом очень раннего развития автономии Я, что делает его чрезмерно адаптированным [35].

В отличие от Эго-Идеала, Идеал-Я возникает позже, когда ребенок обретает идентичность посредством проективной идентификации. В работе «Я и Оно» З. Фрейд описывает формулу Супер-Эго, содержащую два призыва: «Будь таким!» и «Не будь таким!». Первый относится к Идеалу-Я, второй - к тому, что непосредственно называют запрещающим Супер-Эго [35].

В случае первого варианта развитие личности представляет собой отклонение от общей схемы, и формируется тип, который З. Фрейд называет «нарциссическим» [36]. Х. Кохут, исследовавший нарциссизм, похоже, не разделял Эго-Идеал и Идеал-Я, так как о нарциссическом типе он говорит, что многие стыдящиеся обладают, скорее, не идеалами, а амбициозностью [37]. Однако мы видим, что идеи Х. Кохута соответствуют призыву «будь таким».

Таким образом, отличие Эго-Идеала от Идеала-Я в том, что в первом случае уже очень рано интернализуется фантазия матери, а во втором, позже - родительский авторитет и моральный закон [30].

С. Блатт приводит сравнение двух депрессивных пациентов с суицидальными мыслями. Они могут иметь схожие симптомы и вегетативные проявления, но по субъективным переживаниям радикально различаться. Один имеет идею своего морального несовершенства и мысли, что без него мир был бы лучше, то есть испытывает вину. Другой чувствует себя не столько аморальным, сколько дефективным, внутренне пустым и не видит смысла в жизни, то есть испытывает стыд [38].

Первый наполнен интернализованными объектами, говорящими, что он плох, так как что-то совершил - вина концептуализируется в идеи внутреннего критикующего родителя, или Супер-Эго. Во втором случае отсутствуют интернализованные объекты, которые могли бы пациента направить. Стыд - это ощущение, что тебя видят плохим, но наблюдатель находится вне собственного Я [39]. Речь идет об Эго-Идеале, и наблюдатель вынесен за пределы психики субъекта, поскольку она взаимодействует не с Другим, а с его фантазиями.

Детская травма

В продолжение разницы вины и стыда приведем иллюстрацию. В пересказе Платоном мифа о создании людей животные и люди были созданы богами в земной утробе [40]. Братьям, Прометею и Эпиметею, они (боги) поручили распределить способности между всеми, чтобы создания могли выживать. Эпиметей распределяет характеристики между животными так, чтобы ни один вид не был слишком сильным и ни один не был уничтожен, но забывает про людей. Прометей, исправляя ошибку, дал людям ремесла и огонь, но у них все равно не получалось жить в обществе. Тогда Зевс отправил Гермеса распространить среди них стыд, чтобы укрепить человеческие связи, попросив добавить от его имени закон, чтобы всякого, не причастного к стыду, убивать.

Работа, которую проделывает Зевс, - это роль отца, пресекающего смертоубийство между братьями, он вносит в сознание человека иерархию (Идеал-Я и Супер-Эго). Закон отца появляется в эдипальный период, когда людям, психически задержавшимся на предыдущем этапе, недоступно, но необходимо находиться в мире отличающихся объектов.

В то же время у людей отсутствует мать, присутствуя в виде частичного объекта -земной утробы. Мы не видим материнское ревери, то есть мечтание о своем ребенке. Мы также не видим, как боги-создатели мечтают о том, какими будут их «дети». Люди представлены сиротами, которых передают из рук в руки, неумело кормя. При этом один из воспитателей, Эпиметей, бессознательно отказывается от человека, выбирая его старшего сиблинга - животное.

Позже Зевс делает попытку поместить в людей Идеал-Я, относящийся к стыду более позднего периода, и Супер-Эго. Прометей, укравший ремесла и огонь у Гефеста и Афины, преждевременно передает людям эдипальную страсть (огонь). Помогут ли закон и соблазны вырасти психически, если первичные удовольствия и неудовольствия были не интегрированы ввиду отсутствия материнского константного объекта? Вероятно, люди и до того испытывали стыд за недостойность любви, ища материнский «контейнер» и «зеркало», а не строгого отца. В подобной истории запреты преждевременны и не могут быть приняты до обретения идентичности.

Обрести идентичность помогли алтари. Согласно мифу, человек - единственный из существ начал воздвигать богам жертвенники. Опираясь на конкретную вещь, обозначающую связь ребенка и родителей, получилось заполнить внутреннюю пустоту, на месте которой должны быть символы - интернализованные образы сначала матери, а затем родительской пары.

Х. Кохут описывает потребность в нарциссическом объекте, утверждая, что Эго-Идеал защищает от стыда [37]. Такой объект предполагает отражение ребенка взрослым. Однако появление в семье нежеланного ребенка, какими бы ни были причины родительского недовольства, является серьезным испытанием. От ребенка могут отказаться формально, или же отказ происходит в виде пренебрежения со стороны близких. Размышляя подобным образом о бессознательном иррациональном чувстве стыда, Д. Винникотт говорит об отсутствии любви в глазах матери [41].

Категории стыда

Можно увидеть, как разные авторы стыд делят на токсический [42]; «испанский» или стыд за другого [20]; социальный и телесный [43]; стыд идентичности [44]; стыд существования [18]; «белый» стыд [45]; стыд-тревогу, направленную в будущее, стыд-аффект и стыд как превентивную установку на избегание [46] и пр. Они отражают индивидуальное условие стыда, но не показывают характер затрагивания личности. Значимость такой классификации для методологии и исследования последствий довольна низка.

Для этих целей мы предлагаем объединить варианты стыда по признакам:

1. Продолжительность воздействия на личность.

2. Стимул возникновения стыда.

3. Период проявления в онтогенезе.

4. Степень охвата личности по глубине и широте.

К первому можно отнести стыд, который в научной литературе делят на ситуативный и хронический (характерный). Ситуативный стыд вызывает сиюминутные реакции на события, которые не имеют долгосрочных последствий. Они могут вызывать определенные мысли или побуждать к определенному поведению, но через некоторое время их действие ослабевает, и субъект может снова нормально функционировать.

Хронический стыд оказывает серьезное влияние на адаптивность. Он может быть скорее состоянием бытия, чем эмоциональным состоянием [47]. Его можно связать с самыми ранними отношениями. Если мать мечтает, чтобы с рождением ребенка жизнь не изменилась, или ждет совсем другого младенца, например, мальчика, а не девочку, то у ребенка может развиться хроническое чувство стыда за необходимость существовать таким, каков он есть.

П. Гилберт предположил наличие внешнего и внутреннего стыда. Их можно отнести ко второй категории. Когда индивид испытывает стыд по поводу своих собственных качеств - это внутренний стыд. Внешний стыд возникает, когда человек думает, что в умах других он будет отвергнут или подвергнется нападкам. При этом можно не испытывать стыда, даже если другие относятся к нему негативно, однако это маловероятно, когда негативно оценивается собственная личность [47, 48].

Третья категория касается онтогенеза. Ряд авторов, например, Ч. Дарвин, считает стыд биологической реакцией, присутствующей с рождения [49]. Другие спорят, что, в отличие от базовых эмоций, стыд не имеет универсальных выражений лица [50] и, в отличие от беспокойства, гнева, страха или волнения, которые сразу же находят выражение в мышцах лица и также быстро исчезают, стыд сопровождается быстрым «взрывом» и длительным временем «горения» [17].

Близкой к филогенетической готовности младенца к опасности и к описанной Ч. Дарвином реакции на угрозу выживанию является теория детского дистресса. Она показана в экспериментальных исследованиях как реакция на неправильное отражение лица, когда младенец ищет ответ, которого нет. Будучи неспособным вызвать эмпати-ческий отклик у непроницаемого или неправильно настроенного объекта [51], ребенок испытывает первичный стыд как сигнал, что что-то угрожает его существованию, биологическому и психологическому [52].

Переживания первичного стыда неизбежны, но не травматичны, если происходят в достаточно хорошем окружении. Сонастроенная с ребенком мать распознает страх и тревогу ребенка [41, 51], заботясь о его примитивном Эго до тех пор, пока постепенно не сформируется собственная «психическая оболочка» младенца как граница между психическим и физическим пространством, внутренним и внешним, Я и не-Я [53].

Как сказано выше, ряд авторов относит стыд к первичным эмоциям [15, 17]. Другие исследователи дополняют, что вторичный стыд также существует, развиваясь как ответ на уже более зрелые фрустрации [24, 27, 30, 31].

Основываясь на фазах развития, можно выделить четыре типа стыда, относя первые два к первичному, остальные - ко вторичному:

1. Доэдипальный, довербальный (также внутриутробный, пренатальный через материнское мечтание - за недостойность любви).

2. Оральный стыд (за потребности).

3. Анальный стыд (за зависимости).

4. Эдипальный (половой, за влечения) стыд [54].

Четвертая категория различает стыд по уровню затрагивания личности. Для демонстрации этого Р. Вилле пишет о форме стыда, касающейся не только действий, внешности и мыслей, но и самого факта существования человека в этом мире [18]. Попыткой защититься от невыносимого стыда является желание исчезнуть с лица земли. Такой стыд выражен мыслями не «как мне стыдно, что я такой», а «как мне стыдно, что я есть». Это часто влечет за собой поведение, при котором человек действительно старается не занимать места и даже не издавать звуки. Согласно Р. Вилле, стыд может быть гораздо более всеобъемлющим и охватывать не только часть личности, но и всего человека. Потому его следует различать по интенсивности и экстенсивности, или обширности. В качестве наиболее радикального метода избавления от всеобъемлющего стыда другие авторы указывают на суицидальные мысли [55].

Таким образом, обзор литературы позволил выделить следующие категории стыда:

1. Внешний - Внутренний;

2. Ситуативный - Хронический (характерный);

3. Первичный - Вторичный;

4. Интенсивность - Экстенсивность.

При этом мы не можем трактовать их как полюса. В рамках каждой категории заложены характеристики, рассматриваемые с позиции «и/или», дополняющие друг друга с целью создания объемного портрета стыда и личности.

Выводы

Сегодня существует тенденция относиться к проявлениям стыда так, будто все они действуют на одном уровне. Чтобы лучше понять влияние стыда на жизнь человека, была предпринята попытка рассмотреть способы классификации стыда. Опираясь на источники из общей психологии, психоанализа и словари собран и проанализирован набор критериев, определяющих стыд. Ключевой для понимания стыда выделена способность формировать представления о себе, то есть идентичность. Затем проведено систематическое различение категорий стыда, основанное на истории развития индивида, взаимоотношениях с первичным объектом и отцом и реакциях на потенциально травмирующую ситуацию.

Результатом теоретического анализа является выделение четырех категорий переживания стыда, включающих стимул возникновения; продолжительность воздействия; период проявления в онтогенезе; степень охвата личности по глубине и широте. Описанные категории нельзя рассматривать как полюса. Они включают дополняющие друг друга характеристики «и/или» с целью создания объемного портрета стыда и личности.

Описание категорий ценно для выделения потребностей индивида; функций стыда; динамики и последствий, зачастую включающих суицидальные намерения. Оно расширяет понимание принципа межличностного и интрапсихического взаимодействия. Остаются актуальными вопросы об измерении самих категорий, однако их решение позволит в будущем создать новые системы оценки стыда. Исследование может быть полезно как для разработки научных методов, так и психотерапевтической практики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Tangney J.P. Conceptual and methodological issues in the assessment of shame and guilt // Behaviour Research and Therapy. 1996. Vol. 34, No. 9. P. 741-754. doi: 10.1016/0005-7967(96)00034-4

2. Макогон И.К., Ениколопов С.Н. Апробация методики измерения чувств вины и стыда (test of self-conscious AFFECT-3 - TOSCA-3) Tangney JP, Dearing RL, Wagner PE & Gramzow RH // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 1. С. 6-21

REFERENCES:

1. Tangney JP. Conceptual and methodological issues in the assessment of shame and guilt. Behaviour Research and Therapy. 1996;34(9):741-54. doi: 10.1016/0005-7967(96)00034-4

2. Makogon IK, Enikolopov SN. Aprobatsiya metodiki izmereniya chuvstv viny i styda (test of self-conscious AFFECT-3 - TOSCA-3) Tangney JP, Dearing RL, Wagner PE & Gramzow RH. Teoreticheskaya i Eksperimental'naya Psikhologiya. 2015;8(1):6-21. (In Russ).

29

3. Ferreira C., Moura-Ramos M., Matos M., et al. A new measure to assess external and internal shame: development, factor structure and psychometric properties of the External and Internal Shame Scale // Current Directions in Psychological Science. 2020. No. 41. P. 1892-1901. doi: 10.1007/s12144-020-00709-0

4. Hiramatsu Y., Asano K., Kotera Y., et al. Development of the Japanese version of the Other As Shamer Scale using item response theory // BMC Research Notes. 2020. Vol. 13, No. 1. P. 200. doi: 10.1186/s13104-020-05027-z

5. Schalkwijk F., Stams G., Dekker J., et al. Measuring shame regulation: Validation of the Compass of Shame Scale // Social Behavior and Personality. 2016. Vol. 44, No. 11. P. 1775-1791. doi: 10.2224/sbp.2016.44.11.1775

6. Scheel C., Eisenbarth H., Rentzsch K. Assessment of Different Dimensions of Shame Proneness: Validation of the SHAME // Assessment. 2018. Vol. 27, No. 8. P. 1699-1717. doi: 10.1177/1073191118820130

7. Dorahy M.J., Middleton W., Seager L., et al. Child abuse and neglect in complex dissociative disorder, abuse-related chronic PTSD, and mixed psychiatric samples // Journal of Trauma Dissociation. 2016. Vol. 17, No. 2. P. 223-236. doi: 10.1080/15299732.2015.1077916

8. Kealy D., Rice S.M., Ogrodniczuk J.S., et al. Childhood trauma and somatic symptoms among psychiatric outpatients: Investigating the role of shame and guilt // Psychiatry Research. 2018. Vol. 268. P. 169-174. doi:10.1016/j.psychres.2018.06.072

9. Ушаков Д.Н., ред. Толковый словарь русского языка. М.: Наука; 1939.

10. Simpson J.A., Weiner E.S.C. The Oxford English Dictionary. Oxford: Clarendon Press; 1989.

11. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика; 1984.

12. Кульчицкая Е.И. К проблеме нравственного развития ребенка (развитие чувства стыда у детей дошкольного возраста) // Вопросы психологии. 1966. № 1. С. 116-124.

13. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры. В кн.: Бобнева М.И., Шорохова Е.В., ред. Социальная психология личности. М.: Наука; 1979. С. 85-113.

14. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб.: Филиал Института Социологии РАН; 1995.

15. Broucek F.J. Shame and its relationship to early narcissistic developments // The International Journal of Psycho-analysis. 1982. Vol. 63, Pt. 3. P. 369-378.

16. Lewis H.B. Shame and guilt in neurosis. N. -Y.: International Universities Press; 1971.

3. Ferreira C, Moura-Ramos M, Matos M, et al. A new measure to assess external and internal shame: development, factor structure and psychometric properties of the External and Internal Shame Scale. Current Directions in Psychological Science. 2020;(41):1892-901. doi: 10.1007/s12144-020-00709-0

4. Hiramatsu Y, Asano K, Kotera Y, et al. Development of the Japanese version of the Other As Shamer Scale using item response theory. BMC Research Notes. 2020;13(1):200. doi: 10.1186/s13104-020-05027-z

5. Schalkwijk F, Stams G, Dekker J, et al. Measuring shame regulation: Validation of the Compass of Shame Scale. Social Behavior and Personality. 2016; 44(11):1775-91. doi: 10.2224/sbp.2016.44.11.1775

6. Scheel C, Eisenbarth H, Rentzsch K. Assessment of Different Dimensions of Shame Proneness: Validation of the SHAME. Assessment. 2018; 27(8):1699-17. doi: 10.1177/1073191118820130

7. Dorahy MJ, Middleton W, Seager L, et al. Child abuse and neglect in complex dissociative disorder, abuse-related chronic PTSD, and mixed psychiatric samples. Journal of Trauma Dissociation. 2016;17(2): 223-36. doi: 10.1080/15299732.2015.1077916

8. Kealy D, Rice SM, Ogrodniczuk JS, et al. Childhood trauma and somatic symptoms among psychiatric outpatients: Investigating the role of shame and guilt. Psychiatry Research. 2018; 268:169-74. doi: 10.1016/j.psychres.2018.06.072

9. Ushakov DN, editor. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. Moscow: Nauka; 1939. (In Russ).

10. Simpson JA, Weiner ESC. The Oxford English Dictionary. Clarendon Press; 1989.

11. Yakobson SG. Psikhologicheskie problemy eticheskogo razvitiya detey. Moscow: Pedagogika; 1984. (In Russ).

12. Kul'chitskaya EI. K probleme nravstvennogo razvitiya rebenka (razvitie chuvstva styda u detei doshkol'nogo vozrasta). Voprosy Psikhologii. 1966;(1):116-24. (In Russ).

13. Kon IS. Moral'noe soznanie lichnosti i regulyativnye mekhanizmy kul'tury. In: Bobneva MI, Shorokhova EV, editors. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti. Moscow: Nauka; 1979. P. 85-113. (In Russ).

14. Muzdybaev K. Perezhivanie viny i styda. Saint-Petersburg: Filial Instituta Sotsiologii RAS; 1995. (In Russ).

15. Broucek FJ. Shame and its relationship to early narcissistic developments. The International Journal of Psycho-analysis. 1982;(63, Pt 3):369-78.

16. Lewis HB. Shame and guilt in neurosis. New York: International Universities Press; 1971.

30

17. Nathanson D.L. The many faces of shame. N.-Y.: The Guilford Press; 1987.

18. Wille R. The shame of existing: an extreme form of shame // The International Journal of Psychoanalysis. 2014. Vol. 95, No. 4. P. 695-717. doi: 10.1111/1745-8315.12208

19. Dickerson S.S., Gruenewald T.L., Kemeny M.E. When the social self is threatened: Shame, physiology, and health // Journal of Personality. 2004. Vol. 72. P. 1191-1216. doi: 10.1111/j.1467-6494.2004.00295.x

20. Lickel B., Schmader T., Curtis M., et al. Vicarious shame and guilt // Group Processes and Intergroup Relations. 2005. Vol. 8, No. 2. P. 145-157. doi: 10.1177/1368430205051064

21. Tracy J.L., Robins R.W. Putting the self into self-conscious emotions: a theoretical model // Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15, No. 2. P. 103-125. doi: 10.1207/s15327965pli1502 01

22. Tangney J.P., Stuewig J., Mashek D.J. Moral emotions and moral behavior // Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. P. 345-363. doi: 10.1146/annurev.psych.56.091103.070145

23. Lewis М., Sullivan М.W., Stanger C., et al. Self-development and self-conscious emotions // Child Development. 1989. Vol. 60, No. 1. P. 146-156. doi: 10.2307/1131080

24. Фрейд З., Брейер И. Исследования истерии. СПб.: ВЕИП; 2005.

25. Килборн Б. Человеческие слабости и психоаналитическая техника: Фрейд, Ференци и Жизелла Палош // Психология и Психотехника. 2016. № 8. С. 664-680.

26. Фрейд З. Я и Оно. В кн.: Психология бессознательного. М.: Фирма СТД; 2006. C. 291-352.

27. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: Дис. д-ра психол. наук. М.; 2009. Доступно по: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=83844. Ссылка активна на 26 ноября 2022.

28. Lowenfeld H. Notes on shamelessness // The Psychoanalytic Quarterly. 1976. Vol. 45, No. 1. P. 62-72. doi: 10.1080/21674086.1976.11926744

29. Blos P. The Genealogy of the Ego Ideal // Psychoanalytic Study of the Child. 1974. Vol. 29. P. 43-88. doi: 10.1080/00797308.1974.11822614

30. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности. В кн.: Психология бессознательного. М.: Фирма СТД; 2006. C. 37-145.

17. Nathanson DL. The many faces of shame. New York: The Guilford Press; 1987.

18. Wille R. The shame of existing: an extreme form of shame. The International Journal of Psychoanalysis. 2014;95(4):695-717. doi: 10.1111/17458315.12208

19. Dickerson SS, Gruenewald TL, Kemeny ME. When the social self is threatened: Shame, physiology, and health. Journal of Personality. 2004;72:1191-216. doi: 10.1111/j.1467-6494.2004.00295.x

20. Lickel B, Schmader T, Curtis M, et al. Vicarious shame and guilt. Group Processes and Intergroup Relations . 2005;8(2):145 - 57. doi: 10.1177/1368430205051064

21. Tracy JL, Robins RW. Putting the self into self-conscious emotions: a theoretical model. Psychological Inquiry. 2004;15(2):103-25. doi: 10.1207/s15327965pli1502 01

22. Tangney JP, Stuewig J, Mashek DJ. Moral emotions and moral behavior. Annual Review of Psychology. 2 0 0 7; 5 8:345 - 6 3. doi: 10.1146/annurev.psych.56.091103.070145

23. Lewis M, Sullivan MW, Stanger C, et al. Self-development and self-conscious emotions. Child Development. 1989;60(1):146-56. doi: 10.2307/1131080

24. Freid Z, Breier I. Issledovaniya isterii. Saint-Petersburg: VEIP; 2005.

25. Kilborn B. Chelovecheskie slabosti i psikhoanaliticheskaya tekhnika: Freid, Ferentsi i Zhizella Palosh. Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2016;(8):664-80. (In Russ).

26. Freid Z. Ya i Ono. In: Psikhologiya bessoznatel'nogo. Moscow: Firma STD; 2006. P. 291-352. (In Russ).

27. Il'in VA. Psikhosotsial'naya teoriya kak polidistsiplinarnyi podkhod k analizu sotsial'nykh protsessov v sovremennom obshchestve [dissertation]. Moscow; 2009. Available at: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=83844. Accessed: 2022 November 26. (In Russ).

28. Lowenfeld H. Notes on shamelessness. The Psychoanalytic Quarterly. 1976;45(1):62-72. doi: 10.1080/21674086.1976.11926744

29. Blos P. The Genealogy of the Ego Ideal. Psychoanalytic Study of the Child. 1974;29:43-88. doi: 10.1080/00797308.1974.11822614

30. Freid Z. Tri ocherka po teorii seksual'nosti. In: Psikhologiya bessoznatel'nogo. Moscow: Firma STD; 2006. P. 37-145. (In Russ).

31

31. Фенихель О. Механизмы защиты. В кн.: Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академический проект; 2004.

32. Фрейд З. О введении понятия нарцизм. В кн.: Психология бессознательного. М.: Фирма СТД; 2006. C. 39-71.

33. Бриттон Р. Освобождение от Супер-Эго. В кн.: Секс, смерть и Суперэго: Опыт в психоанализе. Лондон: Karnac Books; 2003. Ч. 8. P. 117-128. Доступно по: https://psychic.ru/articles/modern/ modern42.htm. Ссылка активна на 26 ноября 2022.

34. Chasseguet-Smirgel J. The Ego Ideal and the Psychology of Groups // Free Associations. 1985. Vol. 1. P. 31-60.

35. Смаджа К. Оператуарная жизнь: психоаналитические исследования. М.: Когито-Центр; 2014.

36. Фрейд З. О либидозных типах. В кн.: Психология бессознательного. М.: Фирма СТД; 2006. С. 177-183.

37. Кохут Х. Анализ самости: Систематический» подход к лечению нарциссических нарушении личности. М.: Когито-Центр; 2003.

38. Blatt S.J. Levels of object representation in anaclitic and introjective depression // Psychoanalytic Study of the Child. 1974. Vol. 24. P. 107-157.

39. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма «Класс»; 2001.

40. Платон. Ион, Протагор и другие диалоги. СПб.: Наука; 2014.

41. Winnicott D.W. Ego Integration in Child Development. In: The Maturational Processes and the Facilitating Environment. Saint-Petersburg; 1962. P. 56-63. doi: 10.4324/9780429482410-4

42. Bradshaw J. Healing the Shame That Binds You. 2nd ed. Deerfield Beach, Florida: Health Communications; 2005.

43. Neckel S. Status und Scham. Zur symbolischen Reproduktion sozialer Ungleichheit. Frankfurt, N.-Y.; 1991.

44. Dreitzel H.P. Die gesellschaftlichen Leiden und das Leiden an der Gesellschaft. Eine Pathologie des Alltagslebens. Stuttgart; 1980.

45. Ancet P. La honte d'exister // Champ psy. 2012. Vol. 62, P. 113-126. doi: 10.3917/cpsy.062.0113

46. Wurmser L. The mask of shame. Baltimore MD: Johns Hopkins University Press; 1981.

47. Sedighimornani N. Shame and its Features: Understanding of Shame // European Journal of

31. Fenikhel' O. Mekhanizmy zashchity. In: Psikhoanaliticheskaya teoriya nevrozov. Moscow: Akademicheskii proekt; 2004. (In Russ).

32. Freid Z. O vvedenii ponyatiya nartsizm. In: Psikhologiya bessoznatel'nogo. Moscow: Firma STD; 2006. P. 39-71. (In Russ).

33. Britton R. Osvobozhdenie ot Super-Ego. In: Sex, Death and the Superego: Experiences In Psychoanalysis. London: Karnac Books; 2003;(Pt 8):117-28. Available at: https://psychic.ru/artides/modern/modern42.htm Accessed: 2022 November 26. (In Russ).

34. Chasseguet-Smirgel J. The Ego Ideal and the Psychology of Groups. Free Associations. 1985; 1:31-60.

35. Smadzha K. Operatuarnaya zhizn': psikhoanaliticheskie issledovaniya. Moscow: Kogito-Tsentr; 2014. (In Russ).

36. Freid Z. O libidoznykh tipakh. In: Psikhologiya bessoznatel' nogo. Moscow: Firma STD, 2006. P. 177-83. (In Russ).

37. Kokhut Kh. Analiz samosti: Sistematicheskii podkhod k lecheniyu nartsissicheskikh narushenii lichnosti. Moscow: Kogito-Tsentr; 2003. (In Russ).

38. Blatt SJ. Levels of object representation in anaclitic and introjective depression. In: Psychoanalytic Study of the Child. 1974;24:107-57.

39. Mak-Vil'yams N. Psikhoanaliticheskaya diagnostika: Ponimanie struktury lichnosti v klinicheskom protsesse. Moscow: Nezavisimaya firma 'Klass'; 2001. (In Russ).

40. Platon. Ion, Protagor i drugie dialogi. Saint-Petersburg: Nauka; 2014. (In Russ).

41. Winnicott DW. Ego Integration in Child Development. In: The Maturational Processes and the Facilitating Environment. Saint-Petersburg; 1962. P. 56-63. doi: 10.4324/9780429482410-4

42. Bradshaw J. Healing the Shame That Binds You. 2nd ed. Deerfield Beach, Florida: Health Communications; 2005.

43. Neckel S. Status und Scham. Zur symbolischen Reproduktion sozialer Ungleichheit. Frankfurt; New York; 1991.

44. Dreitzel HP. Die gesellschaftlichen Leiden und das Leiden an der Gesellschaft. Eine Pathologie des Alltagslebens. Stuttgart; 1980.

45. Ancet P. La honte d'exister. Champ psy. 2012;62:113-26. doi: 10.3917/cpsy.062.0113

46. Wurmser L. The mask of shame. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press; 1981.

47. Sedighimornani N. Shame and its Features: Understanding of Shame. European Journal of Social

32

Social Sciences Studies. 2018. Vol. 3, No. 3. P. 75-107. doi: 10.5281/zenodo.1453426

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Gilbert P. The relationship of shame, social anxiety and depression: The role of the evaluation of social rank // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2000. Vol. 7, No. 3. P. 174-189. doi:10.1002/1099-0879(200007)7:3<174::aid-cpp236>3.0.co:2-u

49. Darwin C. The expression of the emotions in man and animals. London: John Murray; 1872.

50. Edelstein R.S., Shaver P.R. A cross-cultural examination of lexical studies of self-conscious emotions. In: Tracy J.L., Robins R.W., Tangney J.P., editors. The self-conscious emotions: Theory and research. N.-Y.: Guilford Press; 2007. P. 194-208.

51. Stern N.D. The first relationship: Infant and mother. Cambridge MA: Harvard University Press; 1977.

52. Herman J.L. Shattered shame states and their repair. In: Yellin J., White K., editors. Shattered states: Disorganised attachment and its repair. London: Karnac Books; 2012. P. 157-170.

53. Sklidi O. Am I a Ceadas child?: exploring the nature and experience of shame in the psychotherapy of an adolescent boy // Journal of Child Psychotherapy. 2018. Vol. 44, No. 2. P. 202-220. doi: 10.1080/0075417X.2018.1469659

54. Tiedemann J.L. Die intersubjektive Natur der Scham // Forum der Psychoanalise. 2008. Vol. 24. P. 246-263. doi: 10.1007/s00451-008-0354-0

55. Hilgers M. Shame: Faces of an affect. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht; 2006.

56. Блюм А.И., Василенко Т.Д. Роль материнского отношения в формировании самоповреждающего поведения у ребенка // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 223-232. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=534. Ссылка а к т и в н а н а 2 6 н о я б р я 2 0 2 2 . d o i : 10.23888/humJ2022103223-232

Sciences Studies. 2018;3(3):75-107. doi: 10.5281/zenodo.1453426

48. Gilbert P. The relationship of shame, social anxiety and depression: The role of the evaluation of social rank. Clinical Psychology and Psychotherapy. 2000;7(3) :1 74-89. doi: 10.1002/1099-0879(200007)7:3<174::aid-cpp236>3.0.co:2-u

49. Darwin C. The expression of the emotions in man and animals. London: John Murray; 1872.

50. Edelstein RS, Shaver PR. A cross-cultural examination of lexical studies of self-conscious emotions. In: Tracy JL, Robins RW, Tangney JP, editors. The self-conscious emotions: Theory and research. New York: Guilford Press; 2007. P. 194-208.

51. Stern ND. The first relationship: Infant and mother. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1977.

52. Herman JL. Shattered shame states and their repair. In: Yellin J, White K, editors. Shattered states: Disorganised attachment and its repair. Karnac Books; 2012. P. 157-70.

53. Sklidi O. Am I a Ceadas child?: exploring the nature and experience of shame in the psychotherapy of an adolescent boy. Journal of Child Psychotherapy. 2018;44(2):202-20. doi: 10.1080/0075417X.2018.1469659

54. Tiedemann JL. Die intersubjektive Natur der Scham. Forum der Psychoanalise. 2008;24:246-63. doi: 10.1007/s00451-008-0354-0

55. Hilgers M. Shame: Faces of an affect. Göttingen, Germany: Vandenhoeck & Ruprecht; 2006.

56. Blum AI, Vasilenko TD. The role of maternal attitude in the formation of self-harming behavior in a child. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(3):223-232. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=534. Accessed: 2022 November 26. (In Russ). doi: 10.23888/humJ2022103223-232

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Наумчук Надежда Сергеевна - аспирант, кандидат Общества Психоаналитической Психотерапии (ОПП). ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0011-9696. E-mail: n.s.naumchuk@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Nadezhda S. Naumchuk - Post-graduate Student, Candidate to the Society of Psychoanalytic Psychotherapy (SPP). ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0011-9696. E-mail: n.s.naumchuk@yandex.ru

33

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 26.11.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 29.01.2023. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.03.2023.

PAPER RECEIVED: 26.11.2022. PAPER REVISED: 29.01.2023. PAPER ACCEPTED: 01.03.2023.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Наумчук Н.С. Общие категории стыда: онтогенез, ранние отношения, последствия // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т.11, №1 (40). С. 21-34. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ш/art&id=555. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888^ит12023Ш21-34

FOR CITATION:

Naumchuk NS. General categories of shame: ontogenesis, early relationships, consequences. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2023;11(1):21-34. Available at: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=555. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ202311121-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.