Научная статья на тему 'Общие и отличительные признаки прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Казахстан и Российской Федерации'

Общие и отличительные признаки прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Казахстан и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1043
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПРАВА ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сыбанкулов Ернат Мухаметкалиевич

Осуществляется исследование прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Казахстан и Российской Федерации. Рассматриваются общие и отличительные черты прокурорского надзора в России и Казахстане в сфере защиты прав детей. Осуществляется анализ законодательных и подзаконных актов, регламентирующих осуществление прокурорского надзора, исследуются правовые основы организации прокурорского надзора за законностью деятельности государственных органов и иных организаций, независимо от формы собственности в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сыбанкулов Ернат Мухаметкалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND DISTINCTIVE FEATURES OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE LAWS IMPLEMENTATION TO PROTECT THE ORPHANS AND CHILDREN'S RIGHTS, LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION

A study of prosecutorial supervision over the legislation implementation on the orphans and children protection left without parental care in the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation is being carried out. The article considers the common and distinctive features of prosecutor's supervision in Russia and Kazakhstan in the field of the protection of children's rights. The analysis of laws and regulations governing the implementation of prosecutorial supervision is carried out, the legal basis for organizing prosecutorial supervision of the government legality agencies and other organizations, regardless of the form of ownership in protecting the orphans and children rights left without parental care, is investigated.

Текст научной работы на тему «Общие и отличительные признаки прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Казахстан и Российской Федерации»

9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

9.1. ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыбанкулов Ернат Мухаметкалиевич, прокурор Атырауской области Республики Казахстан Место работы: Прокуратура Атырауской области Республики Казахстан

SybankulovErnat@mail.ru

Аннотация: осуществляется исследование прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Казахстан и Российской Федерации. Рассматриваются общие и отличительные черты прокурорского надзора в России и Казахстане в сфере защиты прав детей. Осуществляется анализ законодательных и подзаконных актов, регламентирующих осуществление прокурорского надзора, исследуются правовые основы организации прокурорского надзора за законностью деятельности государственных органов и иных организаций, независимо от формы собственности в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: общие и отличительные признаки прокурорского надзора, права детей-сирот, права детей, оставшихся без попечения родителей.

GENERAL AND DISTINCTIVE FEATURES OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE LAWS IMPLEMENTATION TO PROTECT THE ORPHANS AND CHILDREN'S RIGHTS, LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION

Sybankulov Ernat M., prosecutor of Atyrau oblast of the Republic of Kazakhstan Work place: Prosecutor's office of Atyrau region of the Republic of Kazakhstan

SybankulovErnat@mail.ru

Annotation: a study of prosecutorial supervision over the legislation implementation on the orphans and children protection left without parental care in the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation is being carried out. The article considers the common and distinctive features of prosecutor's supervision in Russia and Kazakhstan in the field of the protection of children's rights. The analysis of laws and regulations governing the implementation of prosecutorial supervision is carried out, the legal basis for organizing prosecutorial supervision of the government legality agencies and other organizations, regardless of the form of ownership in protecting the orphans and children rights left without parental care, is investigated.

Keywords: general and distinctive signs of prosecutorial supervision, rights of orphans, rights of children left without parental care.

В современных условиях развития правовой государственности в России и Казахстане все большее значение приобретает защита прав личности, что вытекает из конституционных положений обеих государств. В Конституции Российской Федерации закрепляются высшие ценности - права и свободы человека. При этом в качестве основной обязанности государства закрепляется признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина1. В Конституции Республики Казахстан

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года //http://www.constitution.ru/

также закрепляется положение, что высшими ценностями демократического, светского, правового и социального государства, коим провозглашает себя Казахстан, являются человек, его жизнь, права и свободы2. Соответственно вся система государственных органов и их деятельность направлена на достижение провозглашенной цели - защита и обеспечение прав человека. При этом следует отметить, что в Конституциях обеих стран закрепляется обязанность государства обеспечить

2 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 го-да//http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution

государственную поддержку материнства, отцовства, детства, инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в особой защите. К категории граждан, нуждающихся в особой защите, относятся и дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей. При этом объектом прокурорского надзора будут являться общественные отношения в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в Росси и в Казахстане объект прокурорского надзора един - права этой категории детей. Предметом прокурорского надзора будут являться нормативные правовые акты, в которых закреплены права детей-сирот и права детей, оставшихся без попечения родителей, и акты различных субъектов правовых отношений на которые возложена обязанность по защите и обеспечению этих прав. Это законодательные акты, такие как:

- Семейный кодекс Российской Федерации3;

- Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье4;

- Федеральный закон об опеке и попечительстве5;

- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации6;

- Федеральный закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей7;

- Закон Республики Казахстан о правах ребенка8 и другие законодательные акты, посвященные защите прав детей, в целом.

Эти нормативные правовые акты обеспечивают юридическую защиту также детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. При этом следует отметить, что в Российской Федерации имеется большее количество законодательных актов закрепляющих права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Республике Казахстан правовое закрепление прав и гарантий этой категории детей, преобладает в подзаконных правовых актах. Следует отметить, что деятельность всей системы государственных органов направлена на реализацию положений, закрепленных в нормативных правовых актах, при этом на прокуратуру возложен надзор за точным и единообразным исполнением правовых норм в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокурорский надзор в Российской Федерации и Республике Казахстан в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет схожие черты, но и обладает определенными отличительными признаками.

Основными признаками, объединяющим прокурорский надзор России и Казахстана, является конституционная обязанность защищать права человека, в том числе и права детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. К общим признакам следует отнести и особый правовой статус органов прокуратуры, закрепленный на конституционном уровне и в специальных законах о прокуратуре, которые при-

3Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

"Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 года //https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31102748

5 Федеральный закон об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 года // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/

6 Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года // http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_19558/

7 Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21 декабря 1996 года // http://www.usynovite.ru/documents/federal/legislative/soc_pod/

8 Закон Республики Казахстан О правах ребенка от 8 августа 2002 года

// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1032460

няты в России и Казахстане. Общими чертами обладают основные цели и задачи прокуратуры, а также правовые основы деятельности, которые отражены в Федеральном Законе О прокуратуре Российской Федерации9 и в Законе Республики Казахстан О прокуратуре10.Следует отметить, что сущностью прокурорского надзора в России и Казахстане является осуществление надзора за деятельностью других государственных органов и иных субъектов права, которые должны осуществлять свою деятельность в соответствие с законодательными и подзаконными актами, закрепляющими права ребенка. К объединяющим признакам следует отнести принципы деятельности органов прокуратуры, а также основные направления осуществления прокурорского надзора, которые определяют сущность и функциональное предназначение деятельности органов прокуратуры.

Основным отличительным признаком прокурорского надзора в России и Казахстане, в первую очередь, является разная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов прокуратуры и организацию прокурорского надзора. Это обусловлено независимостью стран, которая явилась следствием распада Советского Союза и самостоятельным развитием законодательства и системы государственных органов с 1991 года. Разными являются нормы закона, определяющие прокурорский надзор, его организацию и способы осуществления. Например, в статье 1 Закона о Прокуратуре Российской Федерации закрепляются полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории России и, в статье 1 закона о прокуратуре Республики Казахстан, прокурорский надзор определяется как высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан12.

В соответствии с Законом о Прокуратуре Российской Федерации органы прокуратуры осуществляют надзор за тем, как исполняют законы федеральные органы исполнительной власти, следственный комитет, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Прокурорский надзор осуществляется также за тем, как исполняют законы органы местного самоуправления, военного управления, органы контроля, в сферу прокурорского надзора попадают все должностные лица вышеназванных органов. Прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов всеми субъектами, которые осуществляют общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и осуществлению содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Важным направлением деятельности органов прокуратуры является надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов всеми субъектами, входящими в круг лиц, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор13.

9 Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

10 Закон Республики Казахстан О прокуратуре от 30 июня 2017 года //https://online.zakon.kz/Document/?doc_id

11 Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

12 Закон Республики Казахстан О прокуратуре от 30 июня 2017 года //https://online.zakon.kz/Document/?doc_id

13 Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав человека, его свобод человека, а также правами и свободами гражданин всеми органами государства и негосударственными организациями как коммерческого, так и некоммерческого характера. В Законе также закреплены полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, осуществляют дознание и предварительное следствие. Прокурорский надзор распространяется и на судебных приставов и администрации органов и учреждений, которые исполняют наказание и применяют меры принудительного характера в соответствии с судебным решением.14 В Законе о Прокуратуре Российской Федерации закрепляются и другие полномочия органов прокуратуры, не связанные с надзорной деятельностью.

В статье 5 Закона о Прокуратуре Республики Казахстан закрепляются основные направления прокурорского надзора как высшего надзора за законностью деятельности и осуществлению своих полномочий государственными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления, должностных лиц этих органов и других учреждений и организаций независимо от формы собственности. В круг прокурорского надзора включены также и принимаемые ими акты и решения. К основным направлениям прокурорского надзора относится надзор за законностью судебных актов, вступивших в законную силу, а также за осуществлением государственными органами исполнительного производства и производства по делам об административных правонарушениях. К сфере прокурорского надзора относится деятельность правоохранительных и специальных органов в сфере досудебного расследования, в оперативно-розыскной сфере, в контрразведывательной деятельности, а также деятельность органов, осуществляющих исполнение уголовных наказаний и применяющих иные меры государственного принуждения. Одним из важных направлений прокурорского надзора является надзор за соблюдением международных договоров Республики Казахстан, а также надзор за законностью осуществления государственной правовой статистики, специальных учетов и иных направлений, определяемых законом15.

Таким образом, можно констатировать схожесть основных направлений прокурорского надзора в России и Казахстане, что обусловлено контрольно-надзорной ролью прокуратуры в системе государственных органов обеих стран, целями и задачами, стоящими перед органами прокуратуры. При этом различное правовое закрепление в законодательном акте и разная детализация законодательных норм в подзаконных актах предопределяет разную практику реализации правовых норм о прокурорском надзоре.

Нормы Закона о Прокуратуре Российской Федерации детализируются в основных подзаконных актах, регламентирующих прокурорский надзор в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым следует отнести:

- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовер-

14 Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

15 Закон Республики Казахстан О прокуратуре от 30 июня 2017 года //https://online.zakon.kz/Document/7doc_id

шеннолетних и молодежи» от 26 ноября 2007 года16. Этот приказ в пункте 5 закрепляет необходимость регулярной проверки исполнения законов, которые определяют условия содержания, воспитания и обучения детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, он призван защитить личные и имущественные права детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 года, с учетом изменений и дополнений от 21 июня 2016 года . Этот приказ отразил произошедшие изменения в российском законодательстве, а также закрепил структурные изменения органов прокуратуры для более эффективного осуществления надзора за процессом исполнения законодательных актов и соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Главными направлениями надзорной деятельности органов прокуратуры определен надзор за законностью осуществления правовых актов, законностью соблюдения прав и свобод человека и гражданина, надзор в экономической сфере, в сфере экологической безопасности, а также надзор за деятельностью правоохранительных органов по предупреждению преступных проявлений.

- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 7 марта 2017 года «О внесении изменений в Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 марта 2017 года18. В приложении к этому приказу закрепляются типовые формы о проведении проверки, мотивированного решения о расширении предмета проверки, а также форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.

К основным подзаконным актам в Республике Казахстан в сфере прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, является инструкция, которая регламентирует организацию надзора за законностью деятельности различных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В этой инструкции регламентируется также организация надзора за законностью деятельности различных учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также надзор за законностью принимаемых актов и решений вышеперечисленных субъектов правовых отношений. В инструкции определяется порядок осуществления надзора за судебными актами, вступившими в законную силу, а также органами, осуществляющими исполнительное производство. В инструкции закрепляются организационные основы осуществления представительства прокурором интересов государства в

19

суде по гражданским и административным делам .Эта ин-

16 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Законность. - 2008. - № 2. //http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256734/

17 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 года, с учетом изменений и дополнений от 21 июня 2016 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75181/

18 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2017 года О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 7 марта 2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req=doc&base=LAW&n=214756&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.373123577 70213134#0

19 Инструкция по организации надзора за законностью деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений, судебных актов, вступивших в законную

струкция была утверждена Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора» от 2 мая 2018 года20. Этим же Приказом утверждены правила проведения анализа состояния законности и оценки правовых актов и решений, принимаемых Правительством республики, а также иных органов государства, органов местного самоуправления и должностных лиц вышеперечисленных органов21.

В этом приказе Генеральным прокурором были признаны утратившими силу ряд ранее принятых приказов, в частности приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан которым утверждалась инструкция, регламентирующая правозащитные функции органов прокуратуры в социально-экономической сфере22. Признана утратившей силу инструкция, регламентирующая организацию прокурорского надзора за законностью судебных актов в сфере административных правонарушений23. Утратил силу и ряд других Приказов Генерального прокурора Республики Казахстан, что обусловлено принятием нового Закона Республики Казахстан О прокуратуре в 2017 году и необходимостью приведения в соответствие подзаконных актов в сфере прокурорского надзора.

Посредством анализа подзаконных актов в сфере прокурорского надзора в Российской Федерации можно заключить, что основной формой осуществления прокурорского надзора является проведение проверок. Эти проверки осуществляются органами прокуратуры на основании информации, которая поступает из различных источников. Эта информация, как правило, содержит факты, которые свидетельствуют о нарушениях законодательства и требуют принятия мер прокурорского реагирования. Прокурорская проверка проводится в том случае, если эти сведения невозможно подтвердить, или опровергнуть без проведения проверки24. В Казахстане прокурорский надзор осуществляется путем проведения проверок и анализа состояния законности, а также оценки актов, вступивших в силу25. При этом в Казахстане преобладающей формой осу-

силу, исполнительного производства, представительства интересов государства в суде по гражданским и административным делам. Утверждена Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 мая 2018 года №60// https://www.zakon.kz/4920581-utverzhdena-instruktsiya-po.html

20 Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора» от 2 мая 2018 года //https://tengrinews.kz/zakon/generalnaya_prokuratura_respubliki_kazahstan

21 Правила проведения органами прокуратуры анализа законности и осуществления оценки актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций. Утверждены Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 мая 2018 года // https://www.zakon.kz/4920581-utverzhdena-instruktsiya-po.html

22 Инструкция «О реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере» утверждена Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 31 января 2017 года // http://prokuror.gov.kz/rus/dokumenty/prikazy-generalnogo-prokurora/ob-utverzhdenii-instrukcii-o-realizacii-pravozashchitnyh

23 Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 11 марта 2015 года № 40 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях»// http://prokuror.gov.kz/rus/dokumenty /prikazy-generalnogo-prokurora/ob-utverzhdenii-instrukcii-o-realizacii-pravozashchitnyh

24 Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

25 Закон Республики Казахстан О прокуратуре от 30 июня 2017 года

//https://online.zakon.kz/Document/?doc_id

ществления прокурорского надзора, в последнее время, становится анализ законности. При этом защита прав определенной категории лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, свобод и законных интересов может осуществляться посредством прокурорских проверок. К таким лицам относятся дети-сироты и дети, которые остались без родительского попечения. Защита этой категории детей может осуществляться путем проведения проверок, при условии, что было установлено, что уполномоченные органы контроля и надзора не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои права и обязанности (полномочия)26. Таким образом, надзорная деятельность органов казахстанской прокуратуры в виде проверки обусловлена ненадлежащей контрольно-надзорной деятельностью уполномоченных органов.

Проведенный анализ Приказов Генерального прокурора Республики Казахстан, подзаконных актов, опубликованных Генеральной Прокуратурой Республики Казахстан за последние три года, инструкций и методических рекомендаций позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях осуществляется активная модернизация прокурорского надзора в Казахстане. При этом большое количество Приказов Генерального Прокурора Республики Казахстан, инструкций и иных подзаконных актов были признаны утратившими силу. На смену устаревшим приказам и инструкциям в Казахстане должны быть приняты новые подзаконные акты, закрепляющие порядок осуществления прокурорского надзора в сфере защиты прав детей-сирот и детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию и остались без попечения родителей.

Таким образом, в настоящее время защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Прокуратурой Российской Федерацией и Республикой Казахстан на основе общих принципов и разных законодательных и подзаконных актов. Общими признаками этого прокурорского надзора являются цели, задачи, принципы, основные направления деятельности. Отличительными признаками прокурорского надзора в Российской Федерации и Республике Казахстан является различная правовая регламентация осуществления прокурорского надзора в сфере защиты прав детей-сирот и детей, попавших в сложную жизненную ситуацию - остались без попечения родителей. В Российской Федерации прокурорский надзор за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется посредством специализированных правовых норм, посвященных именно этой категории детей. В Республике Казахстан в настоящее время, в связи с принятием нового закона «О прокуратуре», осуществляется разработка новых подзаконных актов (инструкций и методических рекомендаций) в сфере осуществления прокурорского надзора за исполнением государственными органами и иными субъектами права законодательства, посвященного защите и обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,15%.

26 Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора» от 2 мая 2018 года //https://tengrinews.kz/zakon/generalnaya_prokuratura_respubliki_kazahstan

Список литературы:

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // http://www.constitution.ru/

2.Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 r.//http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution

3.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

4.Федеральный закон Об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 r.//http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_76459/

5.Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 r.//https://online.zakon.kz/Document /?doc_id=31102748

6. Закон Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 r.//http://www.consultant.ru /document /cons_LAW_19558/

7.Закон О дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21 декабря 1996 г.// http://www.usynovite.ru/documents/federal/legislative/soc_pod/ 8.Закон Республики Казахстан О правах ребенка от 8 августа 2002 г.// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1032460 9.Федеральный закон О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей от 16 апреля 2001 г.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/ 10.Закон Республики Казахстан О минимальных социальных стандартах и их гарантиях от 19 мая 2015 года // http://online.zakon.kz /Document/

11.Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 12.Закон Республики Казахстан О прокуратуре от 30 июня 2017 г.// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id

13.Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» от 26 ноября 2007 г.// Законность. - 2008. - № 2. // http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/1256734/

14.Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г.// http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_75181/

15. Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора» от 2 мая 2018 г. // https://tengrinews.kz/zakon/generalnaya_prokuratura_ respubliki_kazahstan

РЕЦЕНЗИЯ

Защита прав детей в современных условиях становится приоритетной задачей демократических государств, каковыми являются Республика Казахстан и Российская Федерация. В реализации данной государственной задачи ключевую роль выполняют органы прокуратуры Российской Федерации и Республики Казахстан.

Поэтому актуальность темы статьи Сыбанкулова Е.М. не вызывает сомнений.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена еще тем, что в ней проводится сравнительный анализ законодательства и правоприменительной практики Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав указанной категории детей - самой нуждающейся в защите части несовершеннолетних граждан обоих государств.

В статье проанализированы законодательные акты Республики Казахстан и Российской Федерации, регулирующие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также подзаконные правовые акты и ведомственные организационно-распорядительные документы Генеральных прокуратур Российской Федерации и Республики Казахстан. Раскрыты специфические признаки поводов и оснований прокурорской надзорной проверки по законодательству обоих государств и специфику самого прокурорского надзора в данной сфере правоотношений и актов прокурорского реагирования, применяемых здесь к устранению нарушений законов.

Избранный автором метод сравнения общих и отличительных признаков законодательных норм обоих государств, практики осуществления прокурорского надзора в данной сфере как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан, позволил автору выявить положительные и отрицательные стороны прокурорского надзора за исполнением рассматриваемых законов, что способствует внедрению положительного опыта, устранению недостатков и совершенствованию самого прокурорского надзора в обоих государствах.

Статья содержит достаточно аргументированные выводы и предложения, которые вносят определенный вклад в теорию прокурорского надзора и практику его осуществления.

Вывод: Статья Сыбанкулова Е.М. может быть рекомендована для публикации в журнале, включенном в перечень журналов, в которых ВАКом Минобрнауки России рекомендовано публиковать основные результаты диссертационных исследований, проведенных на соискание ученой степени кандидата юридических наук, на соискание ученой степени доктора юридических наук.

Заведующий отделом научного обеспечения организации прокурорской деятельности НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук

К.И. Амирбеков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.