СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА COMPARATIVE PEDAGOGY
УДК/UDC 377.6 EDN OCJSCD
Игумнова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк
Igumnova Olga V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, Kuzbass Institute of Russian Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk
ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ)
UNIVERSAL AND DISTINCTIVE FEATURES OF PENITENTIARY OFFICERS' FOUNDATION TRAINING (USING RUSSIA, GREAT BRITAIN AND IRELAND AS AN EXAMPLE)
Аннотация. Сравнительный анализ подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в уголовно-исполнительную систему, позволяет выявить общие черты и отличия в образовательных системах на примере России, Великобритании и Ирландии, решить вопрос целесообразности заимствования зарубежного опыта. В статье приведены причины обращения к вопросам специального первоначального обучения и конкретизированы направления для проведения анализа. Философские основания, содержательные блоки подготовки, организационные формы занятий и наличие итоговой аттестации обучающихся отнесены к общим чертам данного обучения.
Отличия в характере учебной деятельности, в распределении учебного материала, сочетании методов и средств обучения, а также форм и целей итоговой аттестации обучающихся стали основой для формулирования путей совершенствования отечественной подготовки кадров. Сделан вывод об академичности российского обучения лиц, впервые принимаемых на службу, и возможности внедрения в него ситуационного подхода к организации аудиторных занятий для усиления практической направленности подготовки.
Ключевые слова: специальное первоначальное обучение; сравнительный анализ;сотрудник, впервые поступающий на службу в уголовно-исполнительную
систему; цели специального первоначального обучения; структура образовательной программы; методы и организационные формы работы со слушателями; уголовно-исполнительная система.
Abstract. The comparative analysis of the recruit prison officers' foundation training allows us to identify some universal and distinctive features in the educational systems of Russia, Great Britain and Ireland and to settle the question of the necessity to adapt the foreign experience. The article presents the reasons for addressing to the officers' foundation training, it specifies the directions for conducting this analysis. Philosophical backgrounds, content units of training, organizational forms of classroom activities and the availability of final certifying examination of students refer to the general features of this training. The differences concerning the general nature of educational activities, the distribution of instruction material in the training course and the combination of methods and teaching techniques, as well as the forms and the purposes of the final certifying examination of students are the basis of the staff training development. The author concludes that the Russian recruit prison officers' training tends to be academic and points out the possibility of using the situational approach to the organization of classroom activities as the way to intensify the practical component of the training programs.
Keywords: foundation training, the comparative analysis, recruit prison officer, purposes of foundation training, structure of the educational program, methods and organizational forms of working with students, penitentiary system.
Введение
Работа в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН, ФСИН РФ) связана с правоприменительной практикой. Как правило, сотрудник уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является субъектом одноименного трудового поста, а основным предметом поста считается осужденный, отбывающий свое наказание в местах лишения свободы либо без изоляции от общества. Указанный объект трудового поста обладает рядом особенностей, а взаимодействие с ним строго регламентировано действующим законодательством и подзаконными актами. Это дает основание утверждать о необходимости специализированной подготовки сотрудников к исполнению своих служебных обязанностей как условия успешности профессиональной деятельности.
В соответствии с положениями приказа Минюста Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 169 [1] все сотрудники ФСИН РФ обязаны проходить обучение: специализированное первоначальное (для лиц,
впервые принятых на службу в учреждения и органы УИС), высшее профессиональное образование (на данный момент - бакалавриат / специалитет) и последующее (дополнительное) обучение в виде курсов повышения квалификации, а при необходимости - переподготовки кадров.
В отличие от гражданских профессий, где прием граждан на работу определяется наличием у соискателя соответствующего уровня образования, прием на службу в ФСИН РФ связан с организацией дополнительного (первоначального) обучения кандидатов на обозначенный выше трудовой пост.
Именно на данном этапе получения профессионального образования остановимся в нашей статье. Причины акцентирования внимания на этом уровне профессионального образования таковы:
1. Специальное первоначальное обучение направлено на формирование основ профессиональных компетенций сотрудника.
2. Оно является ключевым для формирования психологического портрета впервые принимаемого сотрудника и возможностью более эффективного применения его личностно и профессионально значимых качеств в дальнейшей профессиональной деятельности.
3. В рамках первоначальной подготовки осуществляется профессиональная ориентация лиц, впервые принимаемых на службу в ФСИН.
Эффективность реализации профессионального обучения на указанном этапе зависит от качества образовательных программ, системы осуществления подготовки. В связи с этим нами предпринята попытка сравнить структуру образовательных программ, содержательные блоки первоначальной подготовки в отечественной и зарубежных образовательных практиках и методах их реализации. В этой статье внимание сконцентрировано на сравнении подходов к организации образовательной деятельности лиц, впервые принимаемых на службу в УИС и пенитенциарные учреждения двух англоязычных стран - Ирландии и Великобритании.
Наша цель - выявить общие черты и отличия в подготовке сотрудников к исполнению служебных обязанностей упомянутых выше стран с позиций возможности и необходимости внедрения зарубежного опыта в российскую образовательную практику.
Методология
В соответствии с указанной целью статьи были отобраны методы выполнения исследования - эмпирические и теоретические, которые легли в основу этапов проведения исследования.
Первый этап - эмпирический. На основании изученной документации правового характера проведен анализ педагогической практики организации специального первоначального обучения в Российской Федерации. Уточнены философские основания для построения образовательной программы подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в УИС, цели, задачи и содержательные блоки первоначального обучения.
Второй этап также являлся эмпирическим. Он связан с определением источников для анализа педагогической практики первоначального обучения в странах, отобранных для сравнительного анализа, изучением доступной источниковой базы. В результате полученных сведений обобщен опыт реализации образовательной деятельности в Великобритании и Ирландии.
Третий этап - теоретический. На основании имеющегося фактического материала были выделены критерии (направления) для проведения сравнительного анализа систем профессиональной (первоначальной) подготовки кадров для УИС (пенитенциарных систем, выделенных для анализа англоговорящих стран). Итог теоретического анализа - конкретизация фактического материала, его сравнение и обобщение.
В рамках проведенного обобщения выявлены сходства образовательных практик и выделены отличия.
Полученные отличительные черты позволили рассмотреть возможность и целесообразность заимствования зарубежного опыта при разработке отечественных программ специального первоначального обучения. Результаты
Проведенное эмпирическое исследование проблемы позволяет сравнить особенности первоначального обучения в России, Великобритании и Ирландии. Сравнение осуществлено по следующим направлениям:
1. Философские основания работы сотрудников пенитенциарных служб с осужденными (преобладающая концепция наказания преступников).
2. Организационные формы работы со слушателями в рамках первоначальной подготовки (этапы подготовки).
3. Структура образовательных программ специального первоначального обучения (дисциплинарный подход).
4. Цель и содержание образовательных программ первоначальной подготовки.
5. Методический аспект реализуемых программ (организационные формы занятий, методы, приемы, формы работы со слушателями).
Анализ доступных источников информации позволил сгруппировать полученные данные в табличной форме (см. таблицу 1).
Россия Ирландия Великобритания
Философские основания
Исправление осужденного, профилактика новых преступлений [2] Реабилитация осужденного, снижение риска рецидивной преступности [3] Реабилитация осужденного посредством его образования и трудоустройства, сокращение рецидива преступности [4]
Этапы подготовки
1. Индивидуальное обучение [1] по месту службы (в форме наставничества) в рамках испытательного срока. 2. Первоначальная подготовка [1] в подведомственных ФСИН России или территориальным органам ФСИН России образовательных учреждениях Обучение от 3 до 9 недель в Колледже Ирландской государственной пенитенциарной службы 1. Ознакомительная стажировка по месту службы с использованием наставничества [6] (2 недели [7]). 2.Первоначальная подготовка в учебном центре (10 недель). 3. Заключительная стажировка в исправительном учреждении (далее -ИУ) (11-25 недель) под наставничеством преподавателей образовательной программы. 4. Работа в ИУ на испытательном сроке (26-47 недель) [7]
Учебные блоки образовательной программы
Правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов УИС. Огневая и физическая подготовка. Основы профессиональной деятельности сотрудников [8; 9] Работа в тюрьме. Навыки коммуникации и управления конфликтами в условиях ИУ (семестр № 1) Социальная реабилитация. Служебная этика и профэтикет. Основы коммуникации. Основы профессиональной деятельности сотрудника
Таблица 1
Специальное первоначальное обучение лиц, впервые принимаемых на службу в отечественную УИС и пенитенциарные системы Великобритании и Ирландии
Окончание таблицы 1
Россия Ирландия Великобритания
Цель программы подготовки
Приобретение основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для исполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [1; 5; 8; 10] Формирование профессиональных умений, необходимых для эффективного выполнения служебных обязанностей по поддержанию безопасности в ИУ и гуманного отношения к осужденным Формирование базовых знаний и профессиональных навыков работы в ИУ, а также нравственных ценностей, необходимых для эффективного сотрудника пенсистемы [6]
Содержание образовательных программ
• уголовные наказания (цели и виды); • правовой статус лиц, содержащихся под стражей; • основы профилактики правонарушений и повторных преступлений, совершаемых в ИУ; • роль сотрудника ИУ (решение конфликтных ситуаций в среде осужденных; обеспечение режима в ИУ и СИЗО) [8; 10; 11]; • виды режимных мероприятий [12]; • обращение с оружием, основы стрельбы из стрелкового оружия [8]; • способы задержания, связывания, надевания наручников и сопровождения; • основы самообороны, помощи и взаимопомощи; • тактика проведения личного обыска осужденного; • оформление документов, входящих в обязанности лиц, впервые принятых на службу в ФСИН РФ • общие сведения об избираемой сфере деятельности; • основы профессиональной коммуникации и альтернативные способы решения конфликтов; • физическая подготовка (общее укрепление организма, навыки сдерживания и контроля за осужденными) [13]; • основы работы с источниками информации профессионально-ориентированного характера (формирование готовности к самообразованию) • риски и повседневные обязанности сотрудника ИУ; • основы безопасности(применение наручников, сопровождение осужденных, проведение обыска в камере, досмотра личных вещей и транспортных средств); • работа с осужденными (прием и размещение вновь прибывших лиц в ИУ, психологическая поддержка осужденных, организация образовательной и трудовой деятельности осужденных [6]
Методические основы реализации программ
Организационные формы: лекция, практическое занятие. Методы: словесный, практический, наглядный, работа с книгой, контроль. Приемы: изложение, инструкция, пояснение, упражнения, показ образца, визуализация информации, макеты, конспектирование, кодирование информации, опрос, собеседование, сдача нормативов. Преимущественные формы взаимодействия: коллективные, индивидуальные Организационные формы: семинарские и практические занятия [14], ознакомительная практика на рабочем месте [6]. Методы: словесный, практический, наглядный, контроль. Приемы: изложение, пояснение, упражнения, показ образца, итоговый проект (рефлексия полученного опыта). Преимущественные формы взаимодействия: групповые Организационные формы: практическое/ие занятие/я Методы: кейс-стади, словесный, практический, наглядный, контроль. Приемы: изучение кейса, инструкция, пояснение, упражнения, показ образца, групповые проекты. Формы взаимодействия: групповые, индивидуальные
Материалы сравнительной таблицы указывают на то, что специальное первоначальное обучение обладает рядом общих черт.
Так, концепция наказания у анализируемых систем практически совпадает - организация исправления осужденных, снижение и предотвращение рецидивной преступности. В связи с этим есть уточнения в целевом блоке первоначальной подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в учреждения УИС (и пенитенциарных систем зарубежных аналогов). Она заключается в знакомстве новых сотрудников с нормативной
базой их предстоящей деятельности и основными служебными обязанностями, а также в формировании профессиональных навыков исполнения данных обязанностей в объеме, предусмотренном для начального погружения в профессиональную деятельность сотрудника УИС.
Существуют схожие позиции по содержанию обучения. Полагаем, это связано с общепринятыми (международными) стандартами организации деятельности в тюремных учреждениях [15]. Так, например, в указанном справочнике статья 53 приводит требования
к кадровому составу работников и их вводному обучению [15, с. 43]. Здесь выделены следующие направления подготовки:
1) правовая подготовка (внутреннее законодательство, нормативно-правовые акты и политика государства в отношении осужденных, международные документы, регламентирующие деятельность исправительной системы, а также права и обязанности тюремного персонала при выполнении им своих функций);
2) минимальные требования к поддержанию охраны и безопасности в учреждении (применение силы и средств усмирения, физическая подготовка, позволяющая усмирять агрессивных заключенных);
3) альтернативные способы разрешения споров;
4) оказание первой помощи.
Все перечисленные пункты так или иначе отражены во всех образовательных практиках изучаемых стран.
Отметим выявленные сходства. Это, прежде всего, формы организации занятий и взаимодействия на них, а также методы обучения. Во всех системах присутствует теоретическая и практическая подготовка вновь принятых на службу лиц. Занятия реализуются с использованием классического сочетания методов и приемов обучающей деятельности: словесного, практического, наглядного и метода контроля.
Окончание первоначального обучения сопряжено с получением документа, удостоверяющего успешность освоения курса и возможность осуществлять служебную деятельность по трудовому посту «сотрудник УИС / пенитенциарной системы» с имеющимися ограничениями по определенному кругу его полномочий.
Во всех трех образовательных программах присутствует наставничество как форма обучения без отрыва от производства на начальном этапе данного вида обучения.
Вместе с тем, в наличии и существенные отличия, которые можно сгруппировать по нескольким основаниям:
- общий характер учебной деятельности (сбалансированный или с преобладанием практической / теоретической составляющей);
- организационная структура, продолжительность обучения;
- распределение учебного материала в учебном курсе;
- приоритетные методы и средства обучения слушателей;
- итоговая аттестация слушателей вводного обучения.
Согласно выделенным критериям, российское специальное первоначальное обучение ближе к сбалан-
сированному теоретико-практическому курсу, тем не менее, в учебной деятельности акцент делается на теоретические сведения. Мы считаем, что российская система первоначальной подготовки более академична. Она сфокусирована на юридических основаниях выполнения профессиональных обязанностей и особенностях функционирования ИУ. Теоретическая подготовка рассматривает не только права и обязанности сотрудника, но и аналогичные юридические аспекты, касающиеся подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Прикладной характер носят занятия по огневой и физической подготовке. Ирландская первоначальная подготовка сочетает в себе практику и теорию с упором на формирование практических навыков и умений коммуникативного характера. В Великобритании преобладает практико-ориентированный подход к организации подготовки. Теоретическая подготовка дается через призму выполняемых повседневных задач сотрудника с акцентом на проявление возможных внештатных ситуаций (кейс), на нормативные документы и процессуальную сторону их разрешения.
Организационно первоначальное обучение в указанных странах строится на принципе блочно-модульного построения программы. В то же самое время в Российской Федерации первоначальная подготовка является относительно независимым блоком профессиональной подготовки с длительностью не более 1 месяца. Далее следует непосредственно профессиональное образование в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении ФСИН РФ (4-6 лет в зависимости от формы обучения). По завершению специального первоначального обучения слушателю выдается соответствующее свидетельство. В этом свидетельстве указываются итоги первого этапа его прохождения (по месту службы) и результаты итоговой аттестации (квалификационного экзамена)по месту обучения в образовательной организации с указанием рекомендации о дальнейшем использовании выпускника в ИУ [1]. В Ирландии система подготовки сотрудников представляет собой единое образовательное пространство двухгодичного профессионального обучения. Под единым пространством мы понимаем совмещение первоначальной подготовки (1 семестр, около 3 месяцев) с последующим обучением. Характерной чертой ирландской системы профессиональной подготовки является возможность ее окончания на любом этапе (семестре) обучения с присвоением определенных полномочий сотруднику. В Великобритании первоначальное обучение имеет завершенный цикл теоретико-практического характера (3 месяца) с последующей стажировкой -
испытательным сроком общей продолжительностью до 1-1,5 лет в зависимости от готовности сотрудника пройти базовую аттестацию до окончания испытательного срока. Базовая аттестация («Gateway») необходима для выявления соответствия кандидата на постоянное рабочее место требованиям профессии. Тем не менее, по окончанию теоретико-практического цикла первоначальной подготовки (3-месячного обучения) сотрудник получает сертификат с описанием возможного круга его полномочий.
Следующее отличие в первоначальной подготовке сотрудников связано с подачей учебного материала внутри курса, которая зависит от логики организации обучения. Так, в Российской Федерации преобладает академическое расписание занятий по отдельным дисциплинам (модулям) с присущим делением на лекции и практики, что соответствует распределенному варианту обучения. Ирландская система также тяготеет к российской практике, но с преобладанием занятий практического характера. Следует отметить, что тематически основные блоки профессионального характера (социальная психология, организация режима и т.п.) в Ирландии перенесены в последующие семестры профобучения. Британская система с 2018 года построена на методологии погружения в учебную деятельность через изучение одной проблемы с использованием полидисциплинарного подхода. Каждая такая проблема разбита на более мелкие учебные ситуации для осознания имеющихся особенностей профессиональной деятельности сотрудника ИУ и отработки навыков преодоления возможных проблем при реализации служебных обязанностей.
Логика изложения учебного материала и ожидаемые результаты его изучения влияют на отбор приоритетных методов обучения и форм организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в обозначенных странах.
В российском специальном первоначальном обучении преобладают репродуктивные виды заданий с акцентом на работу с нормативными документами в виде конспектирования и воспроизведения теоретического материала. Знание нормативных требований к деятельности сотрудника и алгоритмов их применения (в том числе в виде принятия решений) доводятся до автоматизма. Выработка практических навыков по блокам огневой и физической подготовки (обеспечение безопасности и оказание взаимопомощи при выполнении служебных задач) являются центральными для лиц, впервые поступающих на службу в учреждения и органы УИС. Их формирование осуществляется с использованием возможностей спортивных залов,
лазерного тира, стрельбища, на стадионе, а также в специально оборудованных помещениях - учебных рабочих местах. Продуктивные виды заданий включаются в общую теоретическую и практическую подготовку через использование приемов, развивающих системное и критическое мышление (кодирование информации в виде блок-схем, сравнительных таблиц, проблемных вопросов, ситуаций, ситуаций с использованием запрограммированных ошибок и проч.).
В отличие от российской, ирландская система первоначального обучения заменяет лекционные занятия на практико-ориентированные семинарские занятия (workshops). В данных занятиях под непосредственным руководством преподавателя колледжа / университета обучающиеся рассматривают юридические концепции, документы, применяемые в служебной деятельности, и определяют возможность их практического применения в ИУ. В качестве обучающих средств используют возможности онлайн-обучения и практические занятия непосредственно в самом ИУ. Материальная база образовательной организации, как правило, включает симуляционный центр тюрьмы, библиотеку и тренажерный зал.
В Великобритании образовательная программа нацелена на формирование умения работать в команде. Осуществляется индивидуальная оценка каждого участника курсов и его умение работать над групповыми проектами. Построение учебного процесса отличается от первых двух практик - погружение в проблему через работу с кейсом - моделью реальных и потенциально возможных ситуаций на рабочем месте. Данный подход соответствует практико-ориентированному, компетентностному, деятельному подходу к организации образовательного процесса. Обучающие циклы имеют концентрическую форму с меж- и внутридисцип-линарными связями. Кейсы составлены с учетом минимально необходимого объема времени, но характеризуются концентрацией учебных усилий обучающихся.
Присутствуют отличия и в проведении итоговой аттестации слушателей. В России они проводятся в виде зачетов, итогового квалификационного экзамена. В Ирландии - в виде курсового проекта, включающего аналитическую деятельность и рефлексию полученного опыта, а также зачета по пройденным материалам курса. В Великобритании аттестация разбита на 3 этапа: две промежуточных аттестации и собственно итоговая. Промежуточные аттестации осуществляются после прохождения заключительной стажировки в ИУ (25-28-я недели обучения) и ближе к окончанию испытательного срока (44-47-я недели работы в ИУ). Первая промежуточная аттестация включает подготовку отчета
о проделанной работе (на это время сотрудник освобождается от выполнения обязанностей в ИУ) и 1 неделя отводится на проверку уровня сформированности компетенции в специальном учебно-тренировочном центре (центре повышения квалификации). Вторая промежуточная аттестация также проводится в соответствующем центре профессиональной подготовки и предполагает написание краткой выпускной работы (описание учебного роста за период работы на испытательном сроке). Поскольку кандидатуры на пост сотрудника ИУ могут не иметь документы о полном среднем образовании, в течение испытательного года они должны сдать экзамены по английскому языку и математике, соответствующие уровню полного среднего образования. В указанный период времени (44-47-я недели испытательного срока) соискатель проходит собеседование («The Gateway») с руководителем образовательной программы и с наставником из числа опытных действующих сотрудников УИС. Цель собеседования - определение уровня готовности к квалификационному экзамену. Сам квалификационный экзамен проводится в течение последующих 3 месяцев и включает в себя небольшую (до 1500 слов) отчетную работу, проверяемую отдельным экспертом, и профессиональное собеседование.
Заключение
Проведенный анализ нормативных документов, касающихся регламентации и организации специального первоначального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в УИС (имеющихся в открытом доступе), и публикаций по указанной тематике, в том числе рабочих программ и учебных пособий, позволил выявить схожие черты и отличия в российской и зарубежной первоначальной подготовке сотрудников.
В ходе анализа были выявлены философские основания и целевые доминанты обучения, содержательные блоки и их реализация на практике(методическая составляющая курсов подготовки).
Отобранные критерии наглядно иллюстрируют тенденции в образовательном процессе. К сходствам отнесены философские основы деятельности сотрудника УИС / пенитенциарной службы, инвариантные блоки (предметная направленность) обучения и организационные формы проведения аудиторных занятий.
Полученные данные помогли обнаружить принципиальные отличия в методической составляющей специального первоначального обучения: вариации теоретического и прикладного характера образовательной деятельности. При этом российское образование тяготеет к академической форме, английское - к ситуационному анализу и практикоориентированности подго-
товки. В ирландской системе преобладает коммуникативная направленность подготовки.
Во всех трех странах можно говорить о некоторой интегрированности первоначального обучения в общую систему подготовки сотрудников к выполнению своих профессиональных обязанностей. В то же самое время только российская система предполагает первоначальную ступень вхождения в профессию через призму полноценного овладения основами профессиональной деятельности с юридической точки зрения.
Как показывает источниковая база, в зарубежной практике психолого-социальная подготовка на первоначальном этапе представлена шире, чем в ее российском аналоге. Известно, что зарубежные пенитенциарные системы нацелены на командные формы работы в исправительных учреждениях. Этот факт отражен и в методической составляющей (преобладание групповых форм работы, работа с практическими кейсами -реальными ситуациями, возникающими на рабочем месте).
Задачу, стоявшую перед автором, - определить возможные точки роста отечественной системы подготовки кадров через внедрение в нее зарубежного опыта - считаем выполненной. Полагаем, что опыт реализации обучения через погружение обучающихся в ситуации-вызовы, с которыми они могут столкнуться в реальности, и стимулирования обучающихся анализировать свои действия с юридической (правоприменительной и правоохранительной), социальной и воспитательной точек зрения в данных ситуациях, заслуживает внимания для возможного применения этого опыта в нашей системе обучения сотрудников пенитенциарных систем.
Полагаем, что материалы данной статьи могут быть интересны для методистов, разработчиков образовательных программ, предназначенных для обучения лиц, впервые принимаемых на службу в УИС, а также для преподавателей, реализующих данные программы.
Литература
1. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста от 27 августа 2012 г. № 169 // Министерство юстиции Российской Федерации. URL: http://www. minjust.ru (дата обращения: 02.03.2023).
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон. Кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08.01.1997 (с изменениями на 29 декабря 2022 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 2, 13.01.1997, ст. 198.
3. Irish Prison Service College // Seirbhis Phriosuin na hEirreann. Irish Prison Service. URL: https://www.irishprisons.ie/prison-support-units/irish-prison-service-college/ (дата обращения: 03.03.2023).
4. HM Prison & Probation Service. About Us. URL: https://www.gov. uk/government/organisations/hm-prison-and-probation-service/ about (дата обращения: 09.03.2023).
5. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федер. закон от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ (в ред. от 05.12.2022). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43355 (дата обращения: 10.02.2023).
6. An introduction to POELT (Prison Officer Entry Level Training) // Working in the Prison and Probation Service URL: https://pris-onjobs.blog.gov.uk/2017/12/13/an-introduction-to-poelt-prison-officer-entry-level-training/ (дата обращения: 09.10.2022).
7. What will the foundation training cover? Prison Officer Apprenticeships// HM Prison & Probation Service. URL: https://priso-nandprobationjobs.gov.uk/prison-officer/apprenticeships/ (дата обращения: 12.05.2023).
8. Основная программа профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на должности рядового состава и младшего начальствующего состава // Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. 96 с.
9. Кислых Е. А., Комиссаров Е. Л. Огневая подготовка как элемент первоначальной подготовки. Ее значение в системе подготовки курсантов // Сборник материалов: VII Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С. И. Зло-бина. Пермь. 2021. Том 1. С. 35-37.
10. Основная программа профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на должности рядового состава и младшего начальствующего состава // Новые дома: Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр УФСИН России по Московской области», 2020. 62 с.
11. Основы профессиональной подготовки сотрудников УИС : учебно-методическое пособие. Самара. 2019. 170 с. ISBN 978-5-91612-308-1. URL: https://znanium.com/catalog/ product/1319726 (дата обращения: 16.02.2023).
12. Иванова Е. Д. Общие и отличительные черты первоначальной подготовки сотрудников российской и зарубежных пенитенциарных систем // Сборник материалов III Международного конкурса научных разработок на русском и английском языках: Потенциал социально-гуманитарного знания в решении актуальных проблем системы исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом. Пермь. 2022. С. 96-100.
13. Recruit Prison Officer in the Irish Prison Service 2008: information booklet. URL: https://www.publicjobs.ie/restapi/docu-ments/08018_Recruit_Prison_Officer.doc (дата обращения: 10.03.2023).
14. Higher Certificate in Custodial Care // South East Technological University. URL: https://www.wit.ie/courses/higher-certificate-in-custodial-care#overview (дата обращения: 07.03.2023).
15. Включение правил Нельсона Манделы во внутреннее законодательство о тюремных учреждениях. Типовой закон о тюремных учреждениях и комментарии к нему // Серия справочников по уголовному правосудию. Вена. 2022. 114 с.
References
1. Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizatsii professional'noy podgotovki sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [On the approval of the prison officers' professional training]: Prikaz Minyusta ot 27 avgusta 2012 g. No. 169 // Ministerstvo yustit-
sii Rossiyskoy Federatsii. URL: http://www.minjust.ru (accessed 02.03.2023). [In Russian].
2. Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Penal Code of the Russian Federation]: Feder. zakon. Kodeks RF ot 08.01.1997 No. 1-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 08.01.1997 (s izmeneniyami na 29 dekabrya 2022 goda) // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, No. 2, 13.01.1997, art. 198. [In Russian].
3. Irish Prison Service College // Seirbhis Phriosuin na hEirreann. Irish Prison Service. URL: https://www.irishprisons.ie/ prison-support-units/irish-prison-service-college/ (accessed 03.03.2023). [In English].
4. HM Prison & Probation Service. About Us. URL: https://www.gov. uk/government/organisations/hm-prison-and-probation-service/ about (accessed 09.03.2023). [In English].
5. O sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme Rossiyskoy Fed-eratsii i o vnesenii izmeneniy v Zakon Rossiyskoy Federatsii "Ob uchrezhdeniyakh i organakh, ispolnyayushchikh ugolovnyye nakazaniya v vide lisheniya svobody" [On service in the Penal System of the Russian federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation "On Institutions and Bodies Executing Criminal Penalties in the Form of Deprivation of Liberty"]: Feder. zakon ot 19.07.2018 g. No. 197-FZ (v red. ot 05.12.2022). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43355 (accessed 10.02.2023). [In Russian].
6. An introduction to POELT (Prison Officer Entry Level Training) // Working in the Prison and Probation Service URL: https://prisonjobs.blog.gov.uk/2017/12/13/an-introduction-to-poelt-prison-officer-entry-level-training/ (accessed 09.10.2022). [In English].
7. What will the foundation training cover? Prison Officer Apprenticeships// HM Prison & Probation Service. URL: https://prisonand-probationjobs.gov.uk/prison-officer/apprenticeships/ (accessed 12.05.2023). [In English].
8. Osnovnaya programma professional'nogo obucheniya grazhdan, vpervyye prinyatykh na sluzhbu v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme Rossiyskoy Federatsii na dolzhnosti ryadovogo sostava i mlad-shego nachal'stvuyushchego sostava [Academic program for recruit prison officers of the Russian Federation for the position of privates and junior commanders]. Federal'noye kazennoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya Kuz-basskiy institut Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2021. P. 96. [In Russian].
9. Kislykh E. A., Komissarov E. L. Ognevaya podgotovka kak element pervonachal'noy podgotovki. EYe znacheniye v sisteme podgotovki kursantov [Weapons practice as an element of the foundation training. Its importance in the cadet training system] // Sbornik materialov: VII Pedagogicheskiye chteniya, pos-vyashchennyye pamyati professora S. I. Zlobina. Perm', 2021. Vol. 1. P. 35-37. [In Russian].
10. Osnovnaya programma professional'nogo obucheniya grazh-dan, vpervyye prinyatykh na sluzhbu v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme Rossiyskoy Federatsii na dolzhnosti ryadovogo sostava i mladshego nachal'stvuyushchego sostava [Academic program for recruit prison officers of the Russian Federation for the position of privates and junior commanders]. Novyye doma: Federal'noye kazennoye uchrezhdeniye dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya "Mezhregional'nyy ucheb-nyy tsentr UFSIN Rossii po Moskovskoy oblasti", 2020. P. 62. [In Russian].
11. Osnovy professional'noy podgotovki sotrudnikov UIS [Fundamentals of the professional education of penal officers] : uchebno-metodicheskoye posobiye. Samara, 2019. P. 170. ISBN 978-5-91612-308-1. URL: https://znanium.com/catalog/ product/1319726 (accessed 16.02.2023). [In Russian].
12. Ivanova E. D. Obshchiye i otlichitel'nyye cherty pervonachal'noy podgotovki sotrudnikov rossiyskoy i zarubezhnykh penitentsi-arnykh sistem [Common and distinctive features of the recruit prison officers' foundation training in Russian and foreign penal systems] // Sbornik materialov III Mezhdunarodnogo konkursa nauchnykh razrabotok na russkom i angliyskom yazykakh: Potent-sial sotsial'no-gumanitarnogo znaniya v reshenii aktual'nykh problem sistemy ispolneniya ugolovnykh nakazaniy v Rossii i za rubezhom. Perm', 2022. P. 96-100. [In Russian].
13. Recruit Prison Officer in the Irish Prison Service 2008: information booklet. URL: https://www.publicjobs.ie/restapi/
documents/08018_Recruit_Prison_Officer.doc (accessed
10.03.2023). [In English].
14. Higher Certificate in Custodial Care // South East Technological University. URL: https://www.wit.ie/courses/higher-certificate-in-custodial-care#overview (accessed 07.03.2023). [In English].
15. Vklyucheniye pravil Nel'sona Mandely vo vnutrenneye zakono-datel'stvo o tyuremnykh uchrezhdeniyakh. Tipovoy zakon o tyurem-nykh uchrezhdeniyakh i kommentarii k nemu [Incorporation of the Nelson Mandela Rules into domestic prison legislation. The Model Law on Prisons and its commentaries]: Seriya spravochnikov po ugolovnomu pravosudiyu. Vena, 2022. P. 114. [In Russian].
УДК/UDC 377.8 EDN UWBNJM
Белова Елена Николаевна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск
Диалло Мохамед
преподаватель, Педагогический Институт подготовки педагогов дошкольного образования, Бамако, Республика Мали, аспирант, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск
Belova Elena N.
Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Professor of the Department of Information Technologies of Learning and Lifelong Education, Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Diallo Mohamed
Lecturer, Pedagogical Institute for the Training of Preschool Teachers, Bamako, Republic of Mali, Graduate Student, Siberian Federal University, Krasnoyarsk
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МАЛИ
CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION FOR PRESCHOOL TEACHERS IN MALI
Аннотация. С позиций сравнительного анализа в статье обоснованы основные тенденции государственной политики Республики Мали в области профессионального образования педагогов дошкольного образования. Представлены итоги диагностики развития мотиваци-онно-ценностного, когнитивно-деятельностного и самообразовательно-рефлексивного компонентов профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений Мали, выявлены дефициты непрерывного профессионального образования и низкого качества дошкольного образования. Методологической основой исследования выступили компетентностный и лич-ностно-деятельностный подходы.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, дошкольное образование, республика Мали, педагог дошкольного образования, профессио-
нальная компетентность педагога, десятилетняя программа развития образования.
Abstract. As a comparative analysis the main trends of the state policy of the Republic of Mali in the field of professional education of preschool teachers are revealed. The results of diagnosing the development of motivational-value, cognitive-activity and self-educational-reflexive components of the professional competence of teachers of preschool institutions in Mali are presented. Deficits in continuing professional education and low quality of preschool education are identified. The competency-based and personal-activity approaches are the methodological basis of the investigation.
Keywords: continuing professional education, preschool education, Republic of Mali, preschool teacher, teacher's professional competence, ten-year education development program.