Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОТ ИЗОБИЛИЯ К РАСТОЧИТЕЛЬСТВУ'

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОТ ИЗОБИЛИЯ К РАСТОЧИТЕЛЬСТВУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ / ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / ЗАВИСИМОСТЬ / РАСТОЧИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наумова Е.И.

Статья посвящена социально-философской проблеме современного общества потребления. На основе обзора критической концепции неокапиталистического общества потребления Ж. Бодрийяра рассматриваются причины зависимости человека от потребления и определяются основные социокультурные тенденции новой всепоглощающей системы симулякров социального бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSUMER SOCIETY: FROM ABUNDANCE TO WASTE

The article is devoted to the social and philosophical problem of the modern consumer society. Based on the review of the critical concept of the neo-capitalist society of consumption, J. Baudrillard considers the causes of the dependence of man on consumption and determines the basic socio-cultural tendencies of a new all-absorbing system of simulacra of social life.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОТ ИЗОБИЛИЯ К РАСТОЧИТЕЛЬСТВУ»

УДК 130.2+ 304.2

Наумова Е.И. студент лечебный факультет СГМУ им. В.И. Разумовского научный руководитель: Чебан А. Г.

ассистент Россия, г. Саратов ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОТ ИЗОБИЛИЯ К РАСТОЧИТЕЛЬСТВУ

Аннотация: Статья посвящена социально-философской проблеме современного общества потребления. На основе обзора критической концепции неокапиталистического общества потребления Ж. Бодрийяра рассматриваются причины зависимости человека от потребления и определяются основные социокультурные тенденции новой всепоглощающей системы симулякров социального бытия.

Ключевые слова: общество потребления, общество изобилия, ценности, потребности, зависимость, расточительство.

Naumova E.I. Student of the Medical Faculty Saratov State Medical University V.I. Razumovsky

Russia, Saratov The supervisor of studies: Cheban A. G.

THE CONSUMER SOCIETY: FROM ABUNDANCE TO WASTE.

Abstract: The article is devoted to the social and philosophical problem of the modern consumer society. Based on the review of the critical concept of the neo-capitalist society of consumption, J. Baudrillard considers the causes of the dependence of man on consumption and determines the basic socio-cultural tendencies of a new all-absorbing system of simulacra of social life.

Key words: consumer society, society of abundance, values, needs, dependence, waste.

В эпоху появления первобытного человека, никто не сомневался, что за жизнь необходимо бороться, постоянно отыскивая себе пищу и беспощадно конкурируя с окружающими за более благоприятное место обитания. Спустя тысячелетия люди набрались опыта, стали свободными и независимыми, они создали множество благ, и, казалось бы, общество должно процветать. Но на самом деле, мы снова вернулись к подчинению - с ростом благ выросли и потребности, и теперь человек живет в замкнутой системе их удовлетворения.

Проблема общества потребления затрагивает не только отдельные слои общества, но и весь человеческий мир в целом. Последствия смены производственной системы общества на потребительскую обостряются с

развитием СМИ, расширением рынка товаров и услуг, установлением материальных ценностей. Все это наиболее ярко проявляется в XXI веке, что свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Парадокс современного положения заключается в том, что, обретя свободу, люди стали рабами. Об этом говорит в своем произведении "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевский. "Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай",— вот учение нашего времени [1, с. 209]. В чем же состоит проблема? Право на приумножение потребностей есть, а средства, чтобы их насытить отсутствуют. В итоге, люди создают себе множество бессмысленных желаний и привычек, наполняя свою жизнь завистью и плотоугодием. Богатые, соревнуясь в размерах состояния, жертвуют всем остальным и все равно остаются не удовлетворенными. Бедные же, не имея возможности эти потребности удовлетворить, находят утешение в пьянстве. Люди переходят от одной зависимости к другой. Они способны отказаться от самых сокровенных принципов, ради удовлетворения своих бесчисленных потребностей, которые сами же выдумали.

По мнению французского философа Жана Бодрийяра, обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа [2, с. 1].

Он отмечает схожесть происходящих в таком обществе процессов с патологией в виде глубочайшей мутации. Она проявляется в жизненной необходимости потребления и изобилия, в умножении богатств и материальных благ. И теперь наше окружение не люди, а объекты потребления, ежедневное общение стало лишь способом получения благ и манипуляций с ними. Мы живем в ритме вещей, создавая их, мы создаем иллюзию изобилия, на самом деле, являющегося пустотой.

Нагромождение предметов вокруг вызывает "очевидность излишка, магическое и окончательное уничтожение нужды, пышное и ласковое предзнаменование земли обетованной" [2, с. 3]. Сегодняшние супермаркеты и универсамы в центре праздника изобилия предоставляют людям возможность стать полноправными участниками этого праздника.

Философ отмечает, что потребление становится не действием, а новой системой окружающей среды: "Мы находимся на той стадии, когда «потребление» охватывает всю жизнь, когда все роды деятельности комбинируются одним и тем же способом, когда русло удовольствий прочерчено заранее, час за часом" [2, с. 6].

Каким же образом человек - самое разумное существо на Земле -оказался рабом этой системы? Гонясь за счастьем, человек создает себе знаки-симулякры, веря, что это поможет его достигнуть. Богатство, «изобилие» является в действительности только накоплением знаков счастья. А удовольствие, которое мы испытываем от предметов - новая измерительная единица. Система производства сменилась обществом

потребления именно за счет фантастически мастерской манипуляции знаками - радостью и удовольствием потребления.

Человек априори считает право на изобилие законным, передающимся по наследству, воспринимает его как результат природы, а на самом деле, стоит у миража обетованной земли.

Природа человека такова, что только в потреблении излишка он чувствует себя поистине живущим, а не просто прозябающим. "«Ах, не спорьте больше о «потребности»! Последний из нищих имеет немного излишка в самой ничтожной вещи. Сведите природу к естественным потребностям, и человек окажется животным: его жизнь больше не будет стоить ничего. Понимаешь ли ты, что нам нужно иметь небольшой излишек, чтобы быть?» — говорит Шекспир в «Короле Лире»" [2, с. 27].

В экономической системе перспективы необходимости, накопления и подсчета сменяются производительным расточительством - сначала избыток, а затем необходимое, расход опережает мысль о ценности и накоплении.

Расточительству приписывают важную функцию: избыток, увеличение ненужных расходов, «издержки ни на что» становятся фактором производства ценностей, различий и смысла. Не изобилие противостоит нищете, а именно расточительство, при котором полезность благ совершенно упускается из вида. Современное потребление отражает серьезную проблему: изобилие-знак предусмотрительности и продовольствия или же дело только в расточительстве?

Накопленные продовольствия позволяют не быть строго зависимыми от нужд и потребностей, а приятный бонус в ощущении изобилия сбереженного времени и действий вселяет еще больше спокойствия. "Это внушала нам природа: она сделала так, что мы имели при себе кое -что для сопротивления непостоянству событий; жир на теле, память, которая держится наготове в наших душах, — все это модели зарезервированных средств, которым подражала наша индустрия" [2, с. 28].

В результате твердо устанавливается закон символической ценности, согласно которому обязательно нужно иметь "что-то сверх того", что необходимо в виде излишка. Изобилие становится ценностью, находясь не в достатке, а в избытке, разница между излишком и необходимым растет, вместе с тем и уровень расточительства достигает новых вершин.

Если же говорить об объектах потребления, то можно заметить смещение внимания на информационную составляющую. Человек не желает жить без постоянного потока разнообразной информации. Особенность получения информации заключается в том, что это новый способ потребления реальности, к тому же на особой дистанции - дистанции знака. То есть восприятие событий, фактов, какой-либо другой информации происходит либо ретроспективно, либо путем предвосхищения.

Благодаря средствам массовой информации, что подают события и факты в универсальной форме - безобидной и чудотворной, даже самое

жестокое преступление может восприниматься нами с восхищением, как результат свершения гениального плана. Главный смысл информации уходит на второй план, необходимо потребление реальности, что дают нам экстренные сообщения, прямые эфиры, документальное кино. Мы получаем головокружительное ощущения присутствия в событии, не находясь там, то есть они преподносят не действительность, а головокружение от нее.

Так, мы наблюдаем образы мира, знаки, сами не находясь в действительности. Это и обеспечивает наше душевное спокойствие, "подкрепленное дистанцией от мира, которое даже сильный намек на действительность скорее убаюкивает, чем нарушает" [2, с. 11].

Казалось бы, что плохого в получении фактов, восприятии событий и информации из СМИ? Должно быть, человеком владеет интерес, но так ли это на самом деле? Нет, он лишь удовлетворяет свое любопытство, желая поглощать, не участвуя и не принимая на себя ответственность. СМИ внедрились в нашу повседневную жизнь, подарив подобие мира и видимость участия в нем. Человек чувствует себя максимально безопасным - любые образы рассеиваются в пространстве и согревают своей теплотой. Спокойствие рождает бездействие, оправдание которому - иллюзия безопасности. "Общество потребления хочет быть, как Иерусалим, охваченным в кольцо, богатым и находящимся под угрозой, в этом его идеология" [2, с. 12].

Еще одной из важных составляющих нашей жизни, навязанной массовой культурой, является фанатизм и стремление быть похожим на любимого "мирового героя". Но люди не заметили, что на смену настоящих героев, производивших, открывавших, творивших что-то новое, пришли герои потребления - звезды кино, спорта и игр.

Их жизнь, полная избытка и огромных расходов, прославляется, и масса видит в этом образе жизни престиж, пытаясь создать подобное в своей жизни. Но эта роскошь и великолепие, представленное в СМИ - снова проявление систематического расточительства, которое подчеркивает обреченность всех благ на использование, на смерть. Новая система производства живет именно ценой таких уничтожений, ценность товаров при этом стирается, подчиняясь моде и постоянному обновлению.

Результат мутации на лицо: расточительное потребление становится повседневной обязанностью, установленной совершенно бессознательно "вроде косвенного налога", подтверждающего причастность к новой экономической системе.

При такой системе резко меняется и отношение к вещам. Стремление к их овладению, которому соответственно предшествует производство, сменяется нуждой в разрушении. Это и есть настоящий смысл потребления: только разрушение вещей свидетельствует об избытке, их исчезновение говорит о настоящем богатстве. Очевидно, что разрушение становится одной из преобладающих функций постиндустриального общества, в котором изобилие противоречиво и иллюзорно.

Таким образом, система потребления, установившаяся в современном обществе, является результатом инстинктивного стремления человека к счастью и безопасности. Вместе с созданием благ и новых вещей, он обретает иллюзию изобилия, окончательного освобождения от нужды, приближения идеального мира, в котором есть все, что может когда-либо понадобиться. Манипуляция объектами потребления - знаками удовольствия и счастья - приводит к установлению жизненной необходимости потребления в избытке, переходящего в настоящее расточительство.

Идеология неограниченного потребления «записывается» в подсознание человека с помощью СМИ, которые на примере известных людей предоставляют иллюзорное счастье именно в потреблении излишка и неограниченном использовании. Так, у человека создается программа подобных действий, неосознанно совершая которые, он приближается к иллюзии своего счастья.

Но с созданием большого разнообразия объектов потребления человек не задумался, что получил лишь возможность их уничтожения, ведь показателем избытка является именно разрушение вещей, расточительство, а значит, такая система никогда не приведет к окончательному удовлетворению. Окруженный нагромождением объектов потребления человек совершенно не заметил, что настоящее изобилие утратилось, так как оно не нуждается в привязанности к объектам и стремлению создать видимый излишек, оно предполагает прочную систему ценностей, а не вещей. И пока общество не захочет пересмотреть свои ценности, увидеть счастье не только в удовольствии и показательных тратах, система потребления станет еще более влиятельной, окончательно поработит человека.

Использованные источники:

1. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы: Ч. 2, Кн. 6, Гл. III — Москва: Изд. «АСТ» 2007. - С. 209-210.

2. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. — Москва: Издательство «Республика», 2006. - 269 с.

3. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. Д. Кралечкин — М.: Академический Проект, 2007.

4. Фахрудинова, Э.Р., Тетюев, Л.И. Человек и образ его внутреннего мира в западной и восточной философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 410-415.

5. Кампос, А.Д. Критика рационального гуманизма в философии Фридриха Ницше [Текст] / А.Д. Кампос. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2016.

6. К онтологии господства [Текст]: коллективная монография. М.: Издательский дом «Юность», 2007. - 151 с.

7. Кантор В.К. История мировой философии / В. К. Кантор — М.: Астрель, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.