УДК [94(438).071+930.85](045)
МАТЛЕНГЕВИЧ Томаш, магистр исторических и юридических наук, старший преподаватель факультета филологии и журналистики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 9 научных публикаций
ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ НАУКИ В ВАРШАВЕ (1800-1832). ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛЬСКОГО СЛАВЯНОФИЛЬСТВА
Статья посвящена истории создания Общества друзей науки в Варшаве (1800-1832), объединившего представителей польской интеллектуальной элиты после разделов Речи Посполитой. На основе славяноведческих исследований возникли славянофильские идеи, которые усилились после 1815 года, и создания Королевства (Царства) Польского, когда польским королем стал царь Александр I.
Славянофильство, Общество друзей науки в Варшаве, уния Королевства (Царства) Польского с Россией, Александр I
Под термином «славянофильство» в Польше подразумевается «славянская идея» в широком смысле этого слова. Обозначает она «уверенность во взаимной солидарности и общей исторической судьбе всех славян», а с другой стороны - «убеждение в особенной ценности славянского наследия в истории своего народа»1.
Общество друзей науки (ОДН) было основано в Варшаве в 1800 году представителями просвещения и объединило интеллектуальную элиту бывшей Речи Посполитой (ученых, писателей, людей искусства). Скоро оно стало средоточием интеллектуальной и культурной жизни народа, лишенного собственного государства. Его деятельностью на протяжении 30 лет руководили: Ян Баптист Альбертранди, Станислав Сташиц (18 лет) и Юлиан Урсын Немце-вич. В 1832 году ОДН было упразднено указом Николая I в рамках репрессий после восстания
© Матленгевич Т., 2010
1830-1831 годов. Прусская власть (до 1806 года Варшава находилась под властью Берлина) терпела существование ОДН, надеясь, что оно ограничит симпатию поляков к России. Среди участников разделов Речи Посполитой, Россия (особенно во время правления Александра I), обеспечила полякам определенное количество прав и свобод. Польское образование развивалось тогда под властью молодого царя - университет в Вильне, лицей в Кржеменце.
Элементы славянофильского мышления появились уже в начале деятельности ОДН. Ян Альбертранди, открывая 9 мая 1801 года первое заседание, обращал внимание на побратимство польского языка с языками, располагающимися «от Новой Земли по Венецкую страну от Рагузы до китайских границ»2. Лингвистические исследования стали основой для подчеркивания общности народов, говорящих на похожих языках. Ян Коссаковски считал, что
славяне являлись особой группой, которая заняла пространство «от Ракузов и Адриатического моря по Ледовитое, а оттуда до Камчатки и Японии»3. Поэт Ян Павел Воронич обращал внимание на «муравейник народов на просторе Славянских стран, одним языком говорящих»4. Главным достижением языковедческих работ ОДН является первый словарь польского языка, написанный Самуилом Богумилом Линде. Во вступлении Линде объяснял своеобразие славянских языков, которые являются одним и тем же языком, имеющим много вариантов на огромном пространстве. Языковое сходство было тогда исходным пунктом для осмысления славянской общности, тем более что «ни места жизни, ни разные религии, права, традиции, даже исход времени не стерли связи Славянского рода»5. При таких условиях вся Россия вместе с сибирскими завоеваниями могла считаться славянской землей. В ОДН развивались и исторические науки. Потеря собственного государства породила интерес к его великому прошлому. Идеализация славянской древности проявилась в работе Тадеуша Чацкого «О литовских и польских законах, их духе, источниках и т.д.», изданной в 1802 году. Славянофильство было заметно и в литературе. Ода Я.П. Воронича «Ассармот» воспевала славянские народы, которые на своей огромной территории должны помнить «общий род» и поддерживать друг друга, как «одного отца дети»6. Таким образом, поэзия выражала призвание славян, почти мессианство, в котором история каждого народа являлась реализацией его судьбы. В то же время начинала формироваться славянская идея Станислава Сташица. Путешествуя по Саксонии, он замечал, что славяне являются коренным населением своих земель, а исследуя геологию Карпат, писал: «...расселялись здесь племена огромного народа Славян»7.
В Варшаве четко видели развитие польского образования на землях, захваченных Россией, поэтому польская элита надеялась найти в России помощь против германизации. Исторические и лингвистические исследования, показывая могущество славянских народов и возможности их сотрудничества, прикрывали сла-
вянофильское мышление. Обращение к великому прошлому помогало смотреть с надеждой в будущее.
В 1807 году из части польских земель Наполеон создал Варшавское Герцогство. В ОДН продолжались исследования истории и языка славян. Вавржинец Суровецки работал над истоками славянских племен. Территорией славянского сообщества он считал «безмерные края Волги, Балтики, Лабы, Сали, до Адриатического Моря»8 (без Сибири, только европейская часть России). Суровецкого интересовал также менталитет славян, непонятный для других: «.нужно быть Славянином, чтобы понять и описать Славянина»9. Кроме ориентации на Россию, в ОДН возникла и идея сплочения славян с Францией. Это мнение выросло из убеждения, что Россия, как соучастник разделов Польши, который уничтожил славянское государство, поставила себя вне славянского сообщества. Итак, славянские народы должны были опереться на Польшу, а через нее на Наполеона. По мнению Станислава Сташица, особенный ранг Польши вытекал из ее географического положения - в центре славянского мира. Заслоняя Европу от угрозы со стороны России, Польша могла возглавить федерацию славянских народов центральной Европы. Сотрудничая с Францией, которая является сердцем европейской культуры, она «распространяла бы свет на другие народы, приводя их к общей федерации»10. Таким образом, появился новый проект политического союза славян - элемента общеевропейской федерации народов. Барьер между славянами и западной Европой исчезает, но зато вне сообщества остается Россия - угроза для мира на континенте. Своего рода «третий путь» был предложен Иосифом Каласантым Шаняв-ским. Он предлагал сохранить равную дистанцию по отношении и к Франции, и к России. Польша, по его мнению, была способна самостоятельно возглавить славянские народы и создать славянское государство в центре Европы, соединяя земли бывшей Речи Посполитой и славян, живущих под властью Габсбургов. Шанявски создавал тем самым идею своего рода панполонизма.
Венский Конгресс определил в 1815 году новый порядок в Европе. Возникло Королевство (Царство) Польское, соединенное с Россией на основе личной унии. Польским королем стал царь Александр I, который «приютил к себе поляков и все польские сердца к себе притя-нул»11. Создание автономного и конституционного Королевства Польского вызвало разную реакцию среди подданных царя. Часть петербургской элиты видела в нем даже угрозу для русского самодержавия и начало пути России к федерализму. Зато новые подданные приняли это (кстати, персону правителя тоже) с энтузиазмом. Они получили, правда, небольшое, но государство, имеющее автономию, сравнительно либеральную конституцию и название «Польша». Многие опасались, насколько практика будет соответствовать теории, но, тем ни менее, в Варшаве господствовали оптимистические настроения. Эта ситуация способствовало усилению симпатии к России в польском обществе и принуждала элиту к новому, более глубокому осмыслению отношений с ней. Польские земли понесли огромные потери во время наполеоновских войн и многие хотели верить, что пришло время мира и соединения двух народов. Польский патриотизм начинал направляться против Пруссии и заметнее звучал лозунг: «Польско-русское славянское государство против немцев!».
Общество друзей науки получило подтверждение своего устава, прав и звания «Королевское» (присвоенного саксонским королем как варшавским герцогом в 1808 году). По инициативе ОДН в 1816 году указом Александра I был создан университет в Варшаве. Станислав Потоцкий, член ОДН и министр образования Королевства Польского, выразил мнение многих своих коллег словами: «Александр I видит просвещение своих подданных одним из самых изобильных источников их счастья» 12. ОДН с огромной энергией вернулось к своим славянским исследованиям. Медленно созревало новое поколение ученых, которые плохо помнили Речь Посполитую и еще больше интересовались историей славян догосударственного периода. Опять прошлое являлось исходным пунктом
для рефлексии над современностью и будущим славянских народов. Кроме того появлялись и панегирические слова, обращенные к Александру I
Игнатий Бенедикт Раковецкий в своей речи «О положении древних Славян» пришел к выводам, что «ни время, ни жестокие враги не смогут уничтожить Славянского племени, которое <.. > дождалось под великой и ласковой властью Александра I, одной из счастливейших эпох»13. Интенсивную научную работу вел Зо-риян Долуга Ходаковский (Адам Чарноцки). Собирая материалы, он путешествовал по России в поисках памятников древнеславянского наследия. Его работа «Славяне в дохристианском периоде» была издана в 1818 году Хода-ковски, идеализируя прошлое, утверждал, что до принятия христианства славяне представляли собой своеобразный тип, отличающийся от западноевропейского. Они создали гармоничную цивилизацию, которая жила в симбиозе с природой, не зная иерархии и не разделяя власти духовной и мирской. Идилличный порядок был разрушен влиянием католицизма, который уничтожил главную часть славянской традиции. Зато после 1815 года все славяне должны объединиться под властью российского царя, «щедрого господаря и старшейшего славянского правителя»14.
Наиболее полный вариант славянской программы ОДН в виде цельной политической доктрины представил Станислав Сташиц. Особо важны два его сочинения: «Мысли о политическом равновесии в Европе» и «Последние мои слова к соотечественникам». «Славянское сознание усиливалось в нем [Сташице] больше и больше, и он возлагал все надежды на Россию и ея императора, усматривая в русском народе представителя и собирателя всех славян»15. Сташиц считал, что европейские народы разделены на три великие общности, которые называл «племенами». Этим термином он обозначал романские, германские и славянские народы, которые составляют огромную европейскую семью. Именно эти «племена» являлись, по мнению Сташица, устойчивыми обществами и действительными субъектами исто-
рии, т.к. отдельные народы и государства - это всего лишь временные явления, которые появляются и исчезают. Народы и государства непрочны и краткосрочны по своей природе, поэтому и нет равновесия в Европе, поэтому и могла исчезнуть такая большая страна, как Речь Посполитая. Сташиц отмечал своего рода равновесие и взаимодействие трех великих «племен», которые реально участвовали в историческом процессе. В них рождались и потом растворялись отдельные народы, которые должны были реализовать цели общие «племенные», а не свои, партикулярные. Для Сташица примером такой ошибочной, эгоистичной политики были польско-российские войны, рассматриваемые им как сражения в рамках одного «племени». Действительной исторической целью славян является стремление к единству, как цель целого сообщества. Какой конкретно из народов сможет возглавить «племя» - это Сташиц считал второстепенной проблемой. Он думал, что исторические события поставили Россию во главе славян как величайшую среди них державу, и кроме того ей удалось создать свою территорию путем мирного присоединения других народов, а не завоевания (Сташиц не замечал колонизаторского характера захвата Сибири). Уния Королевства Польского с Россией являлась, таким образом, окончанием многолетнего спора двух самых великих славянских народов. Заодно она служила для Ста-шица примером создания в будущем общеславянского государства, которое должно быть федерацией. Необходимым условием осуществления этого Сташиц считал гарантирование всем народам (в первой очереди полякам) соб-
ственных прав, законов, систему образования и обычаев. Обращаясь к россиянам, он подчеркивал: «.поляки не способны быть вашими рабами, но готовы стать вашими братьями»16. Сташицу эти идеи казались вполне осуществимым в связи с либеральной политикой Александра I. Оба народа, недавних врага, Сташиц призывал к сотрудничеству и единству, уделяя особое внимание образованию. Он обращался к полякам и россиянам со словами: «Соединяйтесь и просвещайтесь!»17. Единство этих народов должно потом развиться в единство всех славян.
В середине 20-х годов XIX века изменилась политическая ситуация Королевства Польского. В декабре 1825 года скончался Александр I, а два месяца спустя, в январе 1826 года, умер Станислав Сташиц - главный представитель польского славянофильства. Их место заняли Николай I и Ю.У Немцевич. Следующие годы показали, что новый царь не намерен считаться с конституцией Королевства Польского и стремится к упразднению польской автономии. Восстание 1830 года и репрессии изменили окончательно польско-русские взаимоотношения.
В деятельности и идеологии ОДН заметна эволюция славянофильского мышления: от научных исследований к цельной политической программе панславистской окраски. Истоки этой идеи восходят к идеям эпохи Просвещения. Отсюда и преобладание в ней рационализма и отсутствие мечтательности. Славянская программа (не туманная картина, а политическая идеология) появляется в Польше раньше, чем в России и на других основаниях.
Примечания
1 Walicki А. Rosja, katolicyzm, sprawa polska. Warszawa, 2002. S. 363.
2 Klamerjwna Z. Siowianofilstwo w literaturze polskiej lat 1800 do 1848. Warszawa, 1926. S. 12.
3 Roczniki T.W.P.N. 1804. S. 13.
4 Ibid. 1803. S. 376.
5 LindeS.B. Siownik jKzyka Polskiego. T. 1. Warszawa, 1994. S. 3.
6 Woronicz J.P. Pisma wybrane. Wrociaw, 2002. S. 154-160.
7 StaszicSt. O ziemiorodztwie Karpatow i innych gor i rownin Polski. Warszawa, 1953. S. 112.
8 Roczniki T.W.P.N. 1812. №> 1. S. 96.
9 Ibid. S. 97.
10 Staszic St. O statystyce Polski // Idem. Pisma filozoficzne i spoieczne. T. 2. Warszawa, 1954. S. 299.
11 Koцmian K. PamiKtniki. T. 2. Wrociaw, 1972. S. 348.
12 Roczniki T.KW.P.N. 1818. S. 23.
13 Ibid. 1821. S. 35.
14 Beavuois D. U ijrydei panslawizmu. Polskie Oftwiecenie i Siowiacszczyzna (1795-1820) // Revue des Etudes Slaves. 1978. №> 1-2. S. 40.
15 Первольф И.И. Александр I и славяне // Древняя и новая Россия. 1877. N° 12. С. 327.
16 Staszic St. Ostatnie moje do spyirodakyw siowa // Idem. Dzieia. T. 4. Warszawa, 1816. S. 15.
17 Ibid. S. 16.
Matlegiewicz Tomasz
THE WARSAW SOCIETY OF FRIENDS OF SCIENCE (1800-1832).
THE BEGINNINGS OF POLISH SLAVOPHILISM
The article is devoted to the origin of The Warsaw Society of Friends of Science (1800-1832) that united polish intellectual й!^ after the partitions of the Polish-Lithuanian Commonwealth. Slavophil ideas appeared on the basis of the Slavic studies. The process enhanced after 1815 when Tsar Alexander I became the King of the Kingdom of Poland.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Зашихин А.Н., доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова