Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ / SOCIAL ORDER / ТУХУМ / TUHUM / СОЮЗЫ СЕЛЬСКИХ ОБЩИН / UNIONS OF RURAL COMMUNITIES / ДЖАМААТ / JAMAAT / ВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / FREE SOCIETIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Султанова Сабина Маликовна

В данной статье на основе архивных материалов, фундаментальных работ авторов дореволюционного советского и постсоветского периодов, а также работ дагестанских исследователей дается анализ социальной структуры, отношений в общине, общественного строя в Дагестане в конце XVIII - первой половине XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social order in Dagestan at the end XVIII - first half XIX centuries

In this article, on the basis of archival materials, fundamental works of authors of pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet periods, and also work with researchers of Dagestan the analysis of social structure, community relations, social order in Dagestan in the end of XVIII - first half XIX centuries.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОИ ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

СУЛТАНОВА Сабина Маликовна,

соискатель кафедры теории и истории государства и права Российского университета дружбы народов (РУДН). E-mail: 05sabina05@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье на основе архивных материалов, фундаментальных работ авторов дореволюционного советского и постсоветского периодов, а также работ дагестанских исследователей дается анализ социальной структуры, отношений в общине, общественного строя в Дагестане в конце XVIII - первой половине XIX вв.

In this article, on the basis of archival materials, fundamental works of authors of pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet periods, and also work with researchers of Dagestan the analysis of social structure, community relations, social order in Dagestan in the end of XVIII - first half XIX centuries.

Ключевые слова: общественный строй; тухум; союзы сельских общин; джамаат; вольные общества.

Social order; tuhum; the unions of rural communities; Jamaat; free societies.

Вопрос об общественном строе Дагестана в конце XVIII - первой половине XIX вв. является актуальным и неразработанным, так как, по мнению одного из основоположников науки отечественного права и государства С.В. Юшкова, «историография русских колонизаторов всячески стремилась подчеркивать и усиливать при изучении общественного строя дагестанских народов остатки примитивных, архаических черт, затушевать разложение доклассовой общественной формации и возникновение классового общества и тем самым доказать «дикость» и крайнюю отсталость этих народов. А это, в свою очередь, должно было доказать оборонный характер военных операций русского царизма и тем самым обосновать куль-

1

турное значение русского колониального захвата» .

Изучение историко-правовых основ становления и развития общественного строя Дагестана представляет большой научный и практический интерес в условиях поиска моделей правового регулирования в современном дагестанском обществе с учетом национальной культуры, своеобразия экономического и социально-политического развития. Изучение специфических черт и основных форм землевладения, социальной структуры, отношений в общине позволяют нам наиболее полно оценить уровень развития общества в Дагестане в рассматриваемый период.

Общественные отношения народов Дагестана следует рассматривать через их отражение в нормах адата, шариата и имперского законодательства. Общественный строй Дагестана в конце XVIII - первой половине XIX вв. не получил необходимого комплексного исследования в истории отечественного государства и

права. Однако отдельные его аспекты стали объектом для авторов дореволюционного советского и постсоветского периодов. Достаточно полную характеристику общественного строя не только Дагестана, но и всего Кавказа дал С.М. Броневский в вышедшей работе «Новейшие географические и исторические известия о Кав-казе»2. М.М. Ковалевский в своей известной работе «Закон и обычай на Кавказе»3 впервые глубоко и разносторонне исследовал дагестанский тухум.

Серьезный вклад в исследование становления и развития феодальных отношений в Дагестане был внесен профессором С.В. Юшковым. В 1938 г. он опубликовал статью, ставшую, по сути, базой для историков, которые занимались исследованием разных аспектов социально-экономического развития края дореволюционного периода. С.В. Юшков верно подметил, что феодальное владение в Дагестане по структуре своей имело неоднородный характер4 и феодальные отношения здесь были наиболее развиты на равнине, а по мере отдаления от нее, то есть в горах, - менее развиты. Проблемам общественного строя уделялось внимание некоторыми известными дагестанскими учеными: Х-М.О. Хашаевым, М.А. Агларовым, Б.Г. Алиевым и.т.д.

По мнению С.В. Юшкова, на сравнительно небольшой территории Дагестана можно наблюдать различные стадии разложения доклассового общества5. В горных частях Дагестана в рассматриваемый период существовали общины, которые распадались на туху-мы. Хотелось бы подробно остановиться на значении термина «тухум». В рассматриваемое время в резуль-

1 Юшков С.В. К вопросу об особенностях феодализма в Дагестане // Ученые записки Свердловского государственного пединститута. Свердловск, 1938. Вып. 1. С. 65.

2 Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. Ч. 1.

3 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1, 2.

4 Юшков С.В. Указ. соч. С. 66-70.

5 Там же. С.66.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2016. № 2(134)

тате процесса развития тухум стал включать в себя не только большую семью, но и широкий круг дальних родственников, ведущих самостоятельное хозяйство. В сельской общине тухум сохранял свою внешнюю организационную форму - психологическое единство - сознание принадлежности к одному роду. Вне тухума и сельской общины горец был совершенно беспомощным. Это обстоятельство было одной из главных причин живучести в сознании горцев тухумных связей и других институтов анализируемого строя.

Образование территориальных общин породило особую сельскую администрацию, которая складывалась по типу тухумной. М.М. Ковалевский указывал на наличие в сельской общине, как и в тухуме, старшины1, который избирался народным собранием или назначался советом старейшин. Это был исполнительный орган. В крупных селениях у старшины имелись помощники. В селении Ахты, например, у старшины их было два: один - на Гюнейской стороне, другой - на Кузайской. Небольшие селения и отселки своих старшин не имели. Они присоединялись к более крупному селению, составляя одно сельское общество.

На территории приближенной к плоскости имели место союзы сельских общин, которые представляли собой более сложную общественную организацию. Разные ученые, исследовав необычные для них союзы общин, в первую очередь отобразили основную их черту, которая не свойственна обычной крестьянской общине, а именно - административно-территориальную автономность. То есть союзы обществ рассматривались в качестве основы политико-административного деления народов Дагестана2. И. Гербер и И. Гильденштедт выделили и охарактеризовали самую значимую сторону обществ и вольных обществ - политическую самоуправляемость через выборных старшин, а также территориальную обособленность. Обозначение вольных обществ как округов (подчеркивая их административную самостоятельность и обособленность) сохранялось в русских источниках вплоть до начала XIX в., но постепенно уступало место новой традиции обозначения союзов обществ как республик3. «Неточным термином «вольное общество (введенным русскими исследователями в XIX в.) в исторической литературе именовались

1 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. С. 159.

2 Гаджиев В.Г. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курою находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. С. 262; Guldenstadt I.A. Reisen durch Russland und im Caucasischen Gebirge. St. Peterburg, 1787. T. 1. S. 486, 493.

3 Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII -начале XIX в. М.: Наука, 1988. С. 8-9.

относительно независимые от посторонней власти раннефеодального типа сельские общины, объединенные в один союз вокруг более крупного селения»4.

Наиболее могущественными и многочисленными среди союзов сельских обществ на территории Дагестана были: Ахтынский, Рутульский, Цахурский, Даргинский и.т.д. Значимым обстоятельством было то, что союзов сельских общин не было в Дербентском ханстве и на территории Кумыкии. Высшим органом власти на территории Дагестана в рассматриваемый период являлось народное собрание, где первоначально должны были высказываться старшие, далее - лица среднего возраста, и только потом лица, более молодые. Руководил народным собранием совет старейшин - «джамаат», его члены, которые получили название «джамаатчи», не могли быть моложе 40 лет. В совете было представлено в основном господствующее сословие5. Джамаат представлял собой высшую гражданскую форму общины6.

На один год совет старейшин назначал судей (диванчи) и казначея. Опираясь на совет старейшин и народное собрание, старейшина утверждал в сельской общине «дружинное начало» - пролог к созданию военно-политического образования. В связи с установлением феодальной ренты процесс социальной дифференциации в феодальных владениях был более выраженным, нежели в союзах сельских общин. Как отмечает Юшков, феодальная сеньория состояла из трех видов земель: 1) земли, которые принадлежали сельским общинам, но общины несли различные повинности и платили шамха-лу ренту; 2) земли, принадлежавшие шамхалу, которые находились в наследственном пользовании крестьянства. За это пользование крестьянство платило шамхалу ренту и несло повинности; 3) земли, которые находились в исключительном обладании шамхала (кутаны, горы и др. пастбищные угодия)7 Следует отметить, что преобладание натуральной ренты в Дагестане в рассматриваемый период говорит о слабом развитии здесь товарно-денежных отношений, в связи с чем в Дагестане не было сложившегося класса городской буржуазии.

Ряд авторов полагал, что в феодальных владениях существовала форма феодального правления. У народов Дагестана в рассматриваемое время существова-

4 Гаджиев В.Г. Союзы сельских общин Дагестана (Проблемы, история изучения, перспективы) // Общественный строй союзов сельских обществ Дагестана в XVIII - начале XIX в. Махачкала, 1981. С. 25.

5 Баглиев З.Д. Куруш и Курушцы. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. С. 26.

6 Халифаева А.К. История государства и права Дагестана. Махачкала, 2014. С. 78.

7 Юшков С.В. К вопросу об особенностях феодализма в Дагестане // Ученые записки Свердловского государственного пединститута. Свердловск, 1938. Вып. 1. С. 69.

ло сложная социальная иерархия. Население делилось на два основных слоя: феодалов и крестьянство. Феодалы, в свою очередь, подразделялись на ряд категорий: верхушку феодального слоя составляли владетельные князья, стоявшие во главе феодальных династий, носившие различные титулы: майсум, кадий, хан, султан. На втором месте в социальной иерархии рассматриваемого общества стояли беки, в большинстве своем являвшиеся родственниками владетельных князей. Беки делились на два разряда: халис-беки (т.е. с лезгинского -настоящие беки) и чанка-беки (так назывались дети от неравных браков владетелей и беков). К первому разряду относились потомки владетельных фамилий, рожденные от равного брака. Они считались чистокровными беками и пользовались широкими правами (владение, наследование имущества и т.д.). Чанка-беки имели более ограниченные права: большей частью они пользуются значением, которое придают им их отцы и братья -полноправные беки, и в правах ничем не отличаются от обыкновенных узденей. Все почти беки считались вассалами правителей и по обычаю должны были им подчиняться. По мнению Юшкова, вассальные отношения были основаны не на договоре, а на факте принадлежности к бекству и на землевладении1. Они были наследственными землевладельцами, обладая в своих владениях почти неограниченной властью, чинили суд и расправу над раятами и чагарами по адату, а иногда и по своему убеждению, водили на войну, налагали на виновных штрафы в свою пользу, даже могли «казнить смертью».

Духовенство в Дагестане «имеет приличную власть и уважение», - указывал С.М. Броневский. Духовенство обладало немалой экономической силой: доходы от закята, пожертвования в пользу мечети, на содержание духовных школ (медресе). В результате «мусульманское духовенство в Дагестане составляло особую привилегированную касту», которой принадлежали земли и скот, причем вакуфных земель на территории союзов сельских обществ было больше, чем в ханствах. В количественном отношении на каждые 10 крестьянских дворов приходилось одно духовное лицо. Зависимая часть населения состояла также из нескольких групп: уздени, раяты, чагары и рабы. Основную массу населения в Дагестане составляли уздени, т.е. незакрепощенные крестьяне или крестьяне-общинники, которые являлись юридически свободными. В союзах сельских общин, к началу XIX в. свободные уздени имели свои земли и вели самостоятельное хозяйство2.

1 Там же. С. 79.

2 Алиев Б.Г. Свободное узденство феодального Дагестана (XVIII - первая половина XIX в.). Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2007.

Раяты и чагары составляли категории крепостных крестьян. Они были лишены права перехода от одного феодала к другому. Однако феодал не мог продать раята или выгнать его из селения. Часть чагар (так называемые второстепенные чагары) были лишены даже этого мизерного права и по своему положению мало чем отличались от рабов3. Самой бесправной частью зависимого населения Дагестана являлись рабы. Основной источник рабства - это пленные, захватываемые во время набегов на соседние районы Закавказья, а иногда - и в соседних дагестанских владениях во время между-усобных столкновений. Кроме того, в рабов превращали беглых раятов, чагаров, несостоятельных должников и кровников. Лишенные всяких прав - личных, имущественных и т.д., рабы использовались в качестве прислуги, а также в полевых работах. Рабы повсеместно в Дагестане являлись предметом купли-продажи, а часть отпускалась на волю, наделялась землей и превращалась в крепостных крестьян4. Что касается феодализировав-шейся общинной знати (старшины, кадии военачальники), следует отметить, что она выделилась в особый слой собственников, уже успела оторваться от рядовых общинников и фактически перестала быть узденством. Этот мощный процесс имел социальные последствия: в XVIII -первой половине XIX вв. сельская знать стремилась к качественно новому положению высшего сословия.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, во-первых, отсутствие в Дагестане в рассматриваемый период оформившихся сословий. По мнению Юшкова С.В. «Так как в Дагестане не было четкого разграничения между классами феодалов и феодально-зависи-мого крестьянства и не было класса городской буржуазии, сословия были в зачаточном состоянии»5. Во-вторых, присущие раннему феодализму институты патроната, бенефиции, оммажа не имели место в Дагестане6. В-третьих, в союзах сельских общин имелось снизу доверху организованное общинное управление - управление джамаата, союза сельских общин и объединения союзов. В целом вертикаль общественной власти представляла собой следующую систему: семья-фамилия (тухум) - село-общество7.

3 Алиев Б.Г. Крестьянство Дагестана в XVIII - первой половине XIX в. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2009.

4 Гапуров Ш.А., Абдурахманов Д.Б., Израйилов А.М. Дагестан в кавказской политике России в первой четверти XIX в. Монография. Нальчик: Эль-Фа, 2008.

5 Юшков С.В. К вопросу об особенностях феодализма в Дагестане // Ученые записки Свердловского государственного пединститута. Свердловск, 1938. Вып. 1. С. 85.

6 Там же. С. 85.

7 Чеджемов С.Р. Развитие государственно-правовых отношений, правовой культуры на юге России (^Ш-начало XIX вв.). С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.