Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
909
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЯДОК / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПУБЛИЧНЫЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов А.П.

В представленной статье с использованием филологического и юридического инструментария, анализа нормативных правовых актов рассматривается одна из значимых правовых категорий «общественный порядок», раскрываются сущностно-содержательные признаки, характеризующие данное понятие, приводятся многочисленные доктринальные точки зрения, сформулированные в различные исторические периоды, предлагается авторское определение общественного порядка, позволяющее точно отразить запросы общества, проводится отграничение общественного порядка от смежных понятий «правопорядок», «общественная безопасность», аргументируется научная позиция о самостоятельности, сложности, многоаспектности, многовариантности трактовки категории «общественный порядок», формулируются соответствующие предложения о необходимости внесения изменений и дополнений в действующее российское законодательство. Делается вывод о том, что общественный порядок, обладая социальной и политической значимостью, в условиях реформирования становится надежным фундаментом реализации органами государственной власти своих полномочий на основе права, демократии, позволяющей обеспечивать высокий уровень безопасности населения, защитить человека, его права и свободы от противоправных посягательств. Вместе с тем, как показало изучение, в юридической науке, в том числе и уголовно-правовой науке, категория «общественный порядок», несмотря на его высокую социальную значимость, характеризуется низкой степенью разработанности, а в ряде научных сочинений и учебной литературе он не упоминается вообще. Сложившееся положение негативно сказывается на правоприменительной практике, снижает эффективность и результативность реализации уголовного закона, приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецов А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ORDER AS A SOCIO-LEGAL CATEGORY: A THEORETICAL STUDY

In the presented article, using philological and legal tools, normative legal acts, one of the significant legal categories ‘‘public order’’ is considered, the essential and substantive features characterizing this concept are revealed, numerous doctrinal points of view formulated in various historical periods are given, the author’s definition of public order is proposed, which allows accurately reflecting the needs of society, the differentiation of public order from related concepts «law and order», «public safety» is carried out, the scientific position on the independence and complexity of the multidimensional, multivariate interpretation of the category ‘‘public order’’ is argued, appropriate proposals are formulated on the need for amendments and additions to the current Russian legislation. The conclusion is made that public order, having social and political significance, under the conditions of reform, becomes a reliable foundation for the implementation by public authorities of their powers on the basis of law, democracy, which allows ensuring a high level of public security, protecting a person, his rights and freedoms from unlawful encroachments. At the same time, as the study showed, in legal science, including criminal law science, the category of ‘‘public order’’, despite its high social significance, is characterized by a low degree of elaboration, and in a number of scientific works and educational literature it is not mentioned at all. The current situation has a negative impact on law enforcement practice, reduces the effectiveness and efficiency of the implementation of the criminal law, leads to violations of human and civil rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»



ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

PUBLIC ORDER AS A SOCIO-LEGAL CATEGORY: A THEORETICAL STUDY

УДК 343.2

А.П. КУЗНЕЦОВ,

доктор юридических наук, профессор (Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) abdulxann@gmail.com

ALEXANDER P. KUZNETSOV,

Doctor of Law, Professor (Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, Nizhny Novgorod, Russia)

Аннотация: в представленной статье с использованием филологического и юридического инструментария, анализа нормативных правовых актов рассматривается одна из значимых правовых категорий «общественный порядок», раскрываются сущностно-содержательные признаки, характеризующие данное понятие, приводятся многочисленные доктринальные точки зрения, сформулированные в различные исторические периоды, предлагается авторское определение общественного порядка, позволяющее точно отразить запросы общества, проводится отграничение общественного порядка от смежных понятий «правопорядок», «общественная безопасность», аргументируется научная позиция о самостоятельности, сложности, многоаспектности, многовариантности трактовки категории «общественный порядок», формулируются соответствующие предложения о необходимости внесения изменений и дополнений в действующее российское законодательство. Делается вывод о том, что общественный порядок, обладая социальной и политической значимостью, в условиях реформирования становится надежным фундаментом реализации органами государственной власти своих полномочий на основе права, демократии, позволяющей обеспечивать высокий уровень безопасности населения, защитить человека, его права и свободы от противоправных посягательств. Вместе с тем, как показало изучение, в юридической науке, в том числе и уголовно-правовой науке, категория «общественный порядок», несмотря на его высокую социальную значимость, характеризуется низкой степенью разработанности, а в ряде научных сочинений и учебной литературе он не упоминается вообще. Сложившееся положение негативно сказывается на правоприменительной практике, снижает эффективность и результативность реализации уголовного закона, приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: порядок, правонарушение, правовой порядок, общественный порядок, общественная безопасность, публичный порядок.

Для цитирования: Кузнецов А.П. Общественный порядок как социально-правовая категория: теоретическое исследование // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 2. С. 4-11.

Abstract: in the presented article, using philological and legal tools, normative legal acts, one of the significant legal categories "public order'' is considered, the essential and substantive features characterizing this concept are revealed, numerous doctrinal points of view formulated in various historical periods are given, the author's definition of public order is proposed, which allows accurately reflecting the needs of society, the differentiation of public order from related concepts «law and order», «public safety» is carried out, the scientific position on the independence and complexity of the multidimensional, multivariate interpretation of the category "public order'' is argued, appropriate proposals are formulated on the need for amendments and additions to the current Russian legislation. The conclusion is made that public order, having social and political significance, under the conditions of reform, becomes a reliable foundation for the implementation by public authorities of their powers on the basis of law, democracy, which allows ensuring a high level of public security, protecting a person, his rights

КРИМИНОЛОГИЯ

and freedoms from unlawful encroachments. At the same time, as the study showed, in legal science, including criminal law science, the category of "public order'', despite its high social significance, is characterized by a low degree of elaboration, and in a number of scientific works and educational literature it is not mentioned at all. The current situation has a negative impact on law enforcement practice, reduces the effectiveness and efficiency of the implementation of the criminal law, leads to violations of human and civil rights and freedoms.

Keywords: order, offense, legal order, public order, public safety, public order.

For citation: Kuznetsov A.P. Public order as a socio-legal category: a theoretical study // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2. P. 4-11.

Кардинальные изменения, происходящие в

России в сфере социально-экономических и политико-правовых отношений, с неизбежностью предопределили модернизацию уголовной политики. Уголовная политика, являясь одной из составных частей государственной политики, вырабатывает стратегию и тактику противодействия преступности, определяет сферы уголовно-правовой охраны, виды наказаний за преступные посягательства. Одновременно с этим в рамках уголовной политики определяются наиболее значимые объекты охраны общественных отношений, законные интересы общества и государства. Одним из объектов, требующих уголовно-правовой охраны, выделяется общественный порядок.

Общественный порядок, обладая социальной и политической значимостью, в этих условиях становится надежным фундаментом реализации органами государственной власти своих полномочий на основе права, демократии, позволяющей обеспечивать высокий уровень безопасности населения, защитить человека, его права и свободы от противоправных посягательств. Качественно решить задачи по обеспечению общественного порядка невозможно без использования юридической науки, ее фундаментальных теоретических исследований. Вместе с тем, как показало изучение, в юридической науке, в том числе и уголовно-правовой науке, категория «общественный порядок», несмотря на его высокую социальную значимость, характеризуется низкой степенью разработанности, а в ряде научных сочинений и учебной литературе он не упоминается вообще. Сложившееся положение негативно сказывается на правоприменительной практике, снижает эффективность и результативность реализации уголовного закона, приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи представляется оправданным исследование общественного порядка с использованием филологического и юридического инструментария. Отметим, что словосочетание «общественный порядок» включает в себя два слова «общественный» и «порядок». В частности, в словарных источниках «порядок» определяется как состояние, при котором все находится на своем

месте, имеет тот вид, который требуется [1, с. 114]; «правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь» [2, с. 515]. Слово «общественный» трактуется как «относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе» [2, с. 392].

Исходя из лексического смысла словосочетание «общественный порядок» означает, что деятельность людей в обществе должна отвечать установленным в нем общепринятым правилам, сформулированным регламентам, удовлетворяющим требованиям всех членов общества. Любые нарушения общественного порядка, от кого бы то они ни исходили, противоречат общепринятым правилам, препятствуют нормальному сосуществованию людей в обществе [3, с. 125].

Однако, несмотря на филологические трактовки, категория «общественный порядок» не нашла своего закрепления в виде дефиниции в российском законодательстве. Подтверждением этому служит понятие «общественный порядок», используемое в Конституции Российской Федерации в различных статьях, без его разъяснения. Так, в пункте «е» части первой статьи 114 указывается, что Правительство Российской Федерации в процессе реализации своих полномочий «осуществляет меры... по охране общественного порядка» (курсив наш. - А.К..); в части первой статьи 132 закрепляется положение, согласно которому «органы местного самоуправления самостоятельно. осуществляют охрану общественного порядка» (курсив наш. - А.К.)1.

Применение термина «общественный порядок» в основном законе свидетельствует о его исключительной важности для построения демократического федеративного государства и предопределяет его использование при конструировании других правовых положений в нормативных актах различного уровня.

Дальнейшее проведенное исследование показало, что данный термин широко применяется законодателем в многочисленных нормативных

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Российская газета. - 2020. - № 144 (8198).

КРИМИНОЛОГИЯ

правовых актах, но, несмотря на это, сущност-но-содержательные признаки в них не раскрываются, то есть остаются недефинированными. Примером может служить название главы 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок (курсив наш. - А.К..) и общественную безопасность» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором определение общественного порядка не дается. В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»2, несмотря на многократное использование рассматриваемого понятия, законодателем оно осталось нераскрытым. Аналогичная картина наблюдается и в других правовых источниках3, в том числе и в уголовном законодательстве.

История развития российского уголовного законодательства показала, что в дореволюционных нормативных правовых актах (памятниках) понятие общественный порядок было впервые сформулировано в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений» 1832 года. Понятие «общественный порядок» закрепляется в более поздних нормативных правовых актах: Указе Правительствующему сенату от 12 июля 1880 г., «Положении о мерах по охранению государственного порядка» 1881 г. В соответствии с Указом для поддержания твердой правительственной власти в сельской местности выделялась должность земского начальника, которому предписывалось исполнять обязанности по охране благочиния и общественного порядка. Трансформация понятия «общественный порядок» происходит в конце XIX в., когда оно в правовых установлениях заменяется законодателем на родственное ему понятие: благочиние - правомерное поведение граждан в общественных местах; «благоустройство - рациональное устройство улиц» [4, с. 89; 5, с. 27; 6, с. 53].

Эволюция советского уголовного законодательства свидетельствует о том, что при конструи-

2 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900; № 14. - Ст. 2008.

3 О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. -Ст. 3031; О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 25. - Ст. 2485; О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 15. - Ст. 1269; О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 11. -Ст.1146; О государственной охране: Федеральный закон от 22 мая 1996 г. № 57-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 22. - Ст. 2594.

ровании правовых положений законодатель словосочетание «общественный порядок» после Октябрьской революции 1917 г. на первоначальном этапе становления государственности не применял. В первом Уголовном кодексе РСФСР 1922 года4 в Общей части раздела II «Общее начало применения наказаний» при определении задач уголовного закона законодатель использовал словосочетание «революционный правопорядок» (курсив наш. - А.К.), при дефинировании преступления - термин «правопорядок» (курсив наш. - А.К.), в названии главы 8 - «публичный порядок» (курсив наш. - А.К.). В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года5 в статье 1 раздела I «О задачах уголовного законодательства РСФСР», а также в статье 6 раздела III «Общие начала уголовной политики» применял термин «правопорядок» (курсив наш. - А.К.).

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года6 термин «общественный порядок» впервые был использован в названии главы 10 «Преступление против общественной безопасности и общественного порядка» (курсив наш. - А.К.), но его дефиниро-вание осуществлено не было.

Изучение правотворческих пробелов, допущенных в процессе конструирования уголовно-правовых положений, восполнялось доктринальными трактовками. В юридической литературе того времени общественный порядок понимался как порядок, основанный на соблюдении правил социалистического общежития [7, с. 8; 8, с. 3]; «совокупность общественных отношений, установленных в нашем государстве, основанных на правилах социалистического общежития и определяющих поведение людей в процессе общественной жизни» [9, с. 317].

Таким образом, ученые общественный порядок связывали с социалистическими правоотношениями, социалистическим образом жизни, правилами социалистического общежития.

Рассмотрение конструкций Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. показало, что понятие «общественный порядок» отражено в одной из задач - «охрана общественного порядка и общественной безопасности» (ст. 2) (курсив наш. - А.К.), а также в названии раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»7 (курсив наш. - А.К.).

4 Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 15. - Ст. 153.

5 Собрание узаконений РСФСР. - 1926. - № 80. - Ст. 600.

6 Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40. -Ст. 591.

7 Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 25. - Ст. 29-54.

КРИМИНОЛОГИЯ

Как видно, в процессе изложения задач Уголовного кодекса Российской Федерации законодатель общественный порядок поставил на первое место, а при формулировании названия раздела IX Уголовного кодекса Российской Федерации общественный порядок расположил на втором месте. Таким образом, во-первых, была нарушена иерархия в определении объектов уголовно-правовой охраны; во-вторых, законодатель образовал раздел IX, но структурно не выделил в его системе главу, посвященную общественному порядку; в-третьих, остался нерешенным вопрос о дефинировании общественного порядка в Уголовном кодексе Российской Федерации, несмотря на его использование в различных статьях.

Так, термин «общественный порядок» как криминообразующий признак использован законодателем при конструировании названия раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Особенной части, названия статьи 343 «Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», а также при описании диспозиции статей: частей первой, второй статьи 213 «Хулиганство», части второй статьи 3141 «Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с Федеральным законом ограничения или ограничений».

В уголовно-правовой теории учеными даются различные трактовки понятия общественного порядка: целостная система отношений, установленных и поддерживающих государством и обществом, основанная на нормах права, морали, нравственности, позволяющая осуществлять взаимодействие индивидов с обществом или его частью, направленное на обеспечение порядка в обществе [10, с. 9-10]; система общественных отношений, складывающихся между людьми, установленная действующим законодательством, обычаями, традициями и нравственными нормами, обеспечивающая общественное спокойствие, нормальные условия труда, отдыха и быта граждан, а также работу учреждений, предприятий и организаций [11, с. 49]; «соблюдение лицами норм законов, морали и нравственности в общественных местах, обеспечение общественного спокойствия, неприкосновенности личности и нормативное функционирование органов власти и местного самоуправления, деятельность общественной организации и юридических лиц» [3, с. 122-129].

И.Н. Даньшин определил общественный порядок как систему общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных по поддержание обществен-

ного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения [12, с. 142-143]. По мнению В.С. Комиссарова, при всей сложности и высокой степени оценочности понятие «общественный порядок» сформулировано им наиболее оптимально [13, с. 11-12].

В многочисленных теоретических изданиях общественный порядок понимается как приоритет норм нравственности, морали, обычаев, направленных на обеспечение защиты интересов прав и свобод человека и гражданина, общественных и государственных организаций, собственности, действующих в общественных местах, над законодательными положениями [14, с. 56-58]; комплекс сложившихся отношений, позволяющий обеспечивать общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, нормальное функционирование государственных и общественных институтов [15, с. 364-465]; упорядочение социальных отношений, позволяющее согласовать сферы общественной жизни, реализовать членам общества свои права и обязанности, обеспечить защищенность своих интересов [16, с. 65]; система общественных отношений, установившаяся в результате применения социальных норм, гарантируемая политической структурой государства [17, с. 16]; обусловленная потребностями развития система общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни [18, с. 27].

М.И. Еропкин общественный порядок определял как «обусловленную интересами всего народа, регулируемую нормами права, морали, правилами общежития и обычаями систему волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепления народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций» [19, с. 7].

В источниках административно-правовой направленности общественный порядок ха -рактеризуется как «урегулированная нормами права и иными социальными нормами система общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают под-

КРИМИНОЛОГИЯ

держание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности» [20, с. 25]; урегулированная законодательством и иными социальными нормами совокупность общественных отношений, направленных на охрану чести и достоинства личности, нравственности и поддержание общественного и личного спокойствия [21, с. 16]; «комплекс правил поведения субъектов общественных отношений, закрепленных в соответствии с социальными установками общества, а также требованиями законности и правопорядка с целью достижения общественного спокойствия и нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности» [22, с. 159-171]; система урегулированных общественных отношений, позволяющая поддерживать конституционный порядок, включая обеспечение соблюдения правил поведения лиц в обществе [23, с. 307]; система волевых общественных отношений, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями, возникающая и развивающаяся в общественных местах [24, с. 40].

Исследуя многочисленные нормативные правовые акты различного уровня, в которых используется термин «общественный порядок», А.Г. Коротких установил, что ни в одном из них не раскрыты содержательные и сущностные признаки общественного порядка, и в этой связи он высказал предложение о принятии на федеральном уровне закона, в котором рекомендовал не только закрепить понятийный аппарат, используемый в данной сфере общественных отношений, но и провести разграничения полномочий органов власти и муниципальных образований в области реализации положений, связанных с общественным порядком [25, с. 159-171].

Вопрос о соотношении общественного порядка с другими смежными категориями в социально-гуманитарных науках относится к числу проблемных и дискуссионных. Объяснение этому видится в том, что общественный порядок - это, с одной стороны, консолидированный феномен, а с другой - многовариантный, включающий в себя объединенное множество относительно самостоятельных, независимых друг от друга элементов, образующих в своей совокупности сложный конгломерат социальной жизни. Изложенные выше положения создают определенные трудности в установлении сущностно-содержательных признаков, характеризующих рассматриваемую категорию, оказывают влияние на проведение соотношений с другими однородными группами общественных отношений.

Изучение законодательных и доктринальных положений показало, что в юридической науке имеются различные точки зрения. Вместе с тем представляется оправданным рассмотреть проблему соотношения общественного порядка с такими смежными категориями, как «общественная безопасность», «правопорядок», которые, несмотря на их взаимообусловленность и определенную взаимосвязь, различны по своему характеру, сферам регулирования общественных отношений, что не позволяет признать их тождественными.

В доктринальной юридической литературе правопорядок как элемент общественной жизни признается сложным социально-правовым явлением, призванным регулировать общественные отношения правовыми нормами [23; 26; 27; 28].

В филологических источниках правопорядок определяется как закрепленный правовыми нормами порядок общественных отношений [29, с. 575]; одна из составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные связи общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей. Правопорядок регламентируется правовыми нормами, применяемыми в установленном в данном государстве порядке [30, с. 345-346].

Правовой порядок, являясь законотворческим продуктом государства, характеризуется императивностью его реализации и обеспечивается силой государственного принуждения, отличается упорядоченностью, организованностью, стабильностью общественных отношений, согласованностью составляющих его элементов [31]. Правопорядок как одна из составных частей общественного порядка регулируется нормами права; правопорядок по своему содержанию уже, чем общественный порядок, в пространственной сфере охвата общественных отношений [20, с. 25; 32, с. 478-479].

Однако, несмотря на некоторые различия данной социально-правовой категории, с общественным порядком они находятся в тесной взаимосвязи, имеют определенное сходство, обусловленное наличием объекта правового регулирования, цели, использованием единых инструментов воздействия на общественные отношения [33; 34].

По мнению одних авторов, общественный порядок и общественная безопасность являются тождественными понятиями, их следует употреблять как синонимы [35]. Другая группа ученых считает общественную безопасность составной частью общественного порядка, не предлагая

КРИМИНОЛОГИЯ

при этом сферы правового разграничения и не выделяя признаков, позволяющих отграничивать указанные категории друг от друга [25]. И.И. Веремеенко общественную безопасность относит к общественному порядку и включает в нее отношения в сфере производства, правила строительных и ремонтных работ, безопасности дорожного движения и т.п. [18, с. 26-27].

Третья группа ученых, не отрицая взаимосвязи и взаимообусловленности общественного порядка и общественной безопасности, предлагает проводить их разграничение по различным основаниям, выделяя при этом их характерные особенности, специфическое содержание, признаки, уровни правовых регуляторов [36; 37].

В частности, общественный порядок они определяют как:

1) состояние, позволяющее государству обеспечить безопасные, нормальные условия жизнедеятельности граждан и общества;

2) правовую категорию, обусловленную потребностями развития системы общественных отношений с помощью правовых регламентов;

3) урегулированные правовыми нормами социальные связи, позволяющие гарантировать обеспечение личной и общественной безопасности, спокойствие в государстве;

4) систему общественных отношений, складывающихся в обществе, возникающих в процессе реализации личностью своих жизненно важных потребностей, урегулированных правовыми и социальными нормами;

5) государственно-управленческую категорию - инструмент, позволяющий эффективно осуществлять социально-экономическую, политико-правовую, административно-организационную деятельность в обществе и государстве;

6) политическую категорию, означающую социальную упорядоченность, устойчивость, организованность, благоустроенность общества, всех сфер общественных связей. Государство с помощью различных форм организации жизнедеятельности людей устанавливает порядок в обществе, позволяющий обеспечивать правомерное поведение граждан;

7) социальную универсальную категорию, систему общественных отношений, обеспечивающих социальное спокойствие людей, их охрану от различных посягательств и нарушений, призванную обеспечивать в обществе порядок с помощью социального регулирования, на основе социальных норм и установленных правил общежития. Ее реализация охватывает все сферы общественно-политической системы общества и государства, она призвана

поддерживать устойчивое функционирование действующих социальных связей и возникающих общественных отношений.

В данном случае общественный порядок складывается в результате действующих в обществе социальных норм, позволяющих обеспечивать личную и общественную безопасность, охранять нормальное функционирование общества и государства.

В свою очередь, общественная безопасность - это сложное социальное явление, носящее многоаспектный характер, позволяющее, во-первых, удовлетворять потребность общества в сохранении и приумножении общих благ и ценностей; во-вторых, создавать гарантии в обществе социальных условий, при которых человек чувствует себя социально защищенным; в-третьих, обеспечивать охрану жизни и здоровья граждан как значимого социального блага; в-четвертых, устранять источники повышенной опасности, исходящие не только от профессиональной деятельности людей, но и от самих опасных форм их поведения; в-пятых, поддерживать приемлемый уровень защищенности признаваемых достаточными нормальных условий жизнедеятельности людей; в-шестых, регулировать безопасные условия жизнедеятельности общества от разнообразных внутренних угроз общеопасного характера [38, с. 398; 39, с. 170].

Исходя из приведенных многочисленных трактовок понятия общественного порядка, можно выделить ряд признаков, характеризующих данное явление. Общественный порядок, во-первых, система складывающихся отношений, регулирующих поведение людей в обществе; во-вторых, упорядоченность общественных отношений не только социальными нормами, но и нормами права; в-третьих, позволяет обеспечивать эффективность и результативность защиты личности, общества и государства от преступных посягательств; в-четвертых, инструмент охранительного воздействия, охватывающий идеологические, социальные, государственные институты, предопределяемые экономическим базисом [40, с. 4; 41, с. 7]; в-пятых, создает социально-правовые основы эффективного и результативного функционирования социально-экономической и административно-управленческой деятельности.

Изложенные выше положения позволяют сформулировать дефиницию «общественный порядок». Общественный порядок - это регламентированный в государстве социально-правовыми нормами порядок, обеспечивающий защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств.

КРИМИНОЛОГИЯ

Литература

1. Краткий толковый словарь русского языка / сост. И.Л. Городецкая, Т.Н. Поплавцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; под ред. В.В. Розановой. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Рус. яз., 1985 - 245 с.

2. Словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов; под общ. ред. академика С.П. Обнорского. - 3-е изд. - Москва, 1952. - 848 с.

3. Кокарев В.Г. К вопросу о понятии общественного порядка в контексте уголовно-правовой квалификации и разграничения преступлений от административный правонарушений // Актуальные проблемы государства и права. - 2020. - Т. 4. - № 13. - С. 122-134.

4. Бельский К.С. Феноменология административного права. - Смоленск, 1995. - 144 с.

5. Мушкет И.М., Хохлов Е.В. Полицейское право России: проблемы теории. - Санкт-Петербург, 1998. - 173 с.

6. Дондоков Ц.С. Содержание правовой категории «общественный порядок» // Вестник Читинского государственного университета. - 2010. - № 10 (67). - С. 52-56.

7. Гришанин П.Ф., Владимиров В.А. Преступление против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. - Москва, 1962. - 71 с.

8. Коржуев Е.К. Ответственность за хулиганство по советскому уголовному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Москва, 1955. - 15 с.

9. Курс советского уголовного права: в 6 т. Т. VI. Особенная часть. - Москва: Наука, 1971. - 360 с.

10. Смирнов Е.Г. Хулиганство: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Краснодар, 2005. - 26 с.

11. Рагулин А.В. Хулиганство: уголовно-правовая характеристика / под ред. Р.А. Базарова. - Уфа, 2006. - 168 с.

12. Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. - Москва, 1973. - 200 с.

13. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. д.ю.н. проф., засл. деят. науки РФ А.И. Коробеева. Т. IV. Преступления против общественной безопасности. - Санкт-Петербург: Издательство Р. Асланова «Юридический цент Пресс», 2008. С. 11-12 (автор главы 1 В.С. Комиссаров).

14. Маракулин Д.А. Понятие общественного порядка // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. -2006. - № 11. - С. 56-58.

15. Белопольский А.П. Понятие и общая характеристика преступлений против общественного порядка // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 4. - С. 364-465.

16. Лазарев В.В., Попов Л.Л., Разин Л.Н. Правовые основы обеспечения общественного порядка: учебное пособие. -Москва, 1967. - 75 с.

17. Кондрашов Б.Л. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Москва, 1998. - 53 с.

18. Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. - 1982. - № 3. - С. 22-29.

19. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - Москва: Юрид. лит., 1965. - 215 с.

20. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления: учебное пособие. - Москва, 1975. - 194 с.

21. Березин А.А. Административно-правовое противодействие нарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность при проведении публичных мероприятий: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2015. - 26 с.

22. Коротких А.Г. К дискуссии о понятии «общественный порядок»: проблемы применения в административном законодательстве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2016. - № 2. - С. 159-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Административное право зарубежных стран: учебник / А.Н. Козырин [и др.]. - Москва: Спарк, 2003. - 462 с.

24. Административная ответственность граждан: учебное пособие / под ред. Д.Н. Бахраха. - Пермь, 1974. - 170 с.

25. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2000. - 540 с.

26. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Эксмо, 2010. - 510 с.

27. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. - 3-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 464 с.

28. Бредихин И.Д. О понятии и содержании общественного порядка в административном праве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2010. - № 1 (8). - С. 206-209.

29. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - Москва: Рус. яз., 1991. - 915 с.

30. ТихомироваЛ.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. - Москва, 1997. - 525 с.

31. МакарейкоН.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка: дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 1996. - 249 с.

32. Теория государства и права / под ред. А.И. Денисова. - Москва, 1972. - 531 с.

33. Сидорцов Р.В. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2005. - 176 с.

34. Соколов Ю.А. Участие трудящихся в охране советского общественного порядка. - Москва, 1962. - 170 с.

35. КуделичА.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Москва, 2000. - 43 с.

36. ГранинА.Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Киев, 1975. - 32 с.

37. Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка (сравнительно-правовой аспект). - Киев, 1986. - 124 с.

38. Уголовное право России. Часть Общая / отв. ред. Л.Л. Кругликов. - Москва, 1999. - 559 с.

39. Курс уголовного права: учебник: в 5 т. Особенная часть. Т. 4 / под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Борзенкова, д.ю.н., проф. В.С. Комиссарова. - Москва: ИКД «Зерцало-М», 2002. - 672 с.

40. Грешаев П.И. Советское уголовное право: преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Часть Особенная. - Москва, 1959. - 40 с.

41. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. - Ленинград, 1973. - 328 с.

References

1. Kratkii tolkovyi slovar' russkogo yazyka / sost. I.L. Gorodetskaya, T.N. Poplavtseva, M.N. Sudoplatova, T.A. Fomenko; pod red. V.V. Rozanovoi. - 4-e izd., stereotip. - Moskva: Rus. yaz., 1985 - 245 s.

2. Slovar' russkogo yazyka / sost. S.I. Ozhegov; pod obshch. red. akademika S.P. Obnorskogo. - 3-e izd. - Moskva, 1952. - 848 s.

КРИМИНОЛОГИЯ

3. Kokarev V.G. K voprosu o ponyatii obshchestvennogo poryadka v kontekste ugolovno-pravovoi kvalifikatsii i razgranicheniya prestuplenii ot administrativnyi pravonarushenii // Aktual'nye problemy gosudarstva i prava. - 2020. - T. 4. - № 13. - S. 122-134.

4. Bel'skii K.S. Fenomenologiya administrativnogo prava. - Smolensk, 1995. - 144 s.

5. MushketI.M., Khokhlov E.V. Politseiskoe pravo Rossii: problemy teorii. - Sankt-Peterburg, 1998. - 173 s.

6. Dondokov Ts.S. Soderzhanie pravovoi kategorii "obshchestvennyi poryadok" // Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 10 (67). - S. 52-56.

7. Grishanin P.F., Vladimirov V.A. Prestuplenie protiv obshchestvennoi bezopasnosti, obshchestvennogo poryadka i zdorov'ya naseleniya. - Moskva, 1962. - 71 s.

8. Korzhuev E.K. Otvetstvennost' za khuliganstvo po sovetskomu ugolovnomu pravu: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. -Moskva, 1955. - 15 s.

9. Kurs sovetskogo ugolovnogo prava: v 6 t. T. VI. Osobennaya chast'. - Moskva: Nauka, 1971. - 360 s.

10. SmirnovE.G. Khuliganstvo: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Krasnodar,

2005. - 26 s.

11. Ragulin A.V. Khuliganstvo: ugolovno-pravovaya kharakteristika / pod red. R.A. Bazarova. - Ufa, 2006. - 168 s.

12. Dan'shin I.N. Ugolovno-pravovaya okhrana obshchestvennogo poryadka. - Moskva, 1973. - 200 s.

13. Polnyi kurs ugolovnogo prava: v 5 t. / pod red. d.yu.n. prof., zasl. deyat. nauki RF A.I. Korobeeva. T. IV. Prestupleniya protiv obshchestvennoi bezopasnosti. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo R. Aslanova "Yuridicheskii tsent Press", 2008. S. 11-12 (avtor glavy 1 V.S. Komissarov).

14. Marakulin D.A. Ponyatie obshchestvennogo poryadka // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. -

2006. - № 11. - S. 56-58.

15. Belopol'skii A.P. Ponyatie i obshchaya kharakteristika prestuplenii protiv obshchestvennogo poryadka // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2012. - № 4. - S. 364-465.

16. Lazarev V.V., Popov L.L., Razin L.N. Pravovye osnovy obespecheniya obshchestvennogo poryadka: uchebnoe posobie. -Moskva, 1967. - 75 s.

17. Kondrashov B.L. Obshchestvennaya bezopasnost' i administrativno-pravovye sredstva ee obespecheniya: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - Moskva, 1998. - 53 s.

18. Veremeenko I.I. Sushchnost' i ponyatie obshchestvennogo poryadka // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1982. - № 3. - S. 22-29.

19. Eropkin M.I. Upravlenie v oblasti okhrany obshchestvennogo poryadka. - Moskva: Yurid. lit., 1965. - 215 s.

20. Seregin A.V. Sovetskii obshchestvennyi poryadok i administrativno-pravovye sredstva ego ukrepleniya: uchebnoe posobie. -Moskva, 1975. - 194 s.

21. Berezin A.A. Administrativno-pravovoe protivodeistvie narusheniyam, posyagayushchim na obshchestvennyi poryadok i obshchestvennuyu bezopasnost' pri provedenii publichnykh meropriyatii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Saratov, 2015. - 26 s.

22. KorotkikhA.G. K diskussii o ponyatii "obshchestvennyi poryadok": problemy primeneniya v administrativnom zakonodatel'stve // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2016. - № 2. - S. 159-171.

23. Administrativnoe pravo zarubezhnykh stran: uchebnik / A.N. Kozyrin [i dr.]. - Moskva: Spark, 2003. - 462 s.

24. Administrativnaya otvetstvennost' grazhdan: uchebnoe posobie / pod red. D.N. Bakhrakha. - Perm', 1974. - 170 s.

25. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva, 2000. - 540 s.

26. Morozova L.A. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. - 4-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Eksmo, 2010. - 510 s.

27. Rasskazov L.P. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya vuzov. - 3-e izd. - Moskva: INFRA-M, 2010. - 464 s.

28. Bredikhin I.D. O ponyatii i soderzhanii obshchestvennogo poryadka v administrativnom prave // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2010. - № 1 (8). - S. 206-209.

29. OzhegovS.I. Slovar' russkogo yazyka: 70000 slov / pod red. N.Yu. Shvedovoi. - 23-e izd., ispr. - Moskva: Rus. yaz., 1991. - 915 s.

30. Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Yu. Yuridicheskaya entsiklopediya / pod red. M.Yu. Tikhomirova. - Moskva, 1997. - 525 s.

31. MakareikoN.V. Gosudarstvennoe prinuzhdenie kak sredstvo obespecheniya obshchestvennogo poryadka: dis. ... kand. yurid. nauk. - Nizhnii Novgorod, 1996. - 249 s.

32. Teoriya gosudarstva i prava / pod red. A.I. Denisova. - Moskva, 1972. - 531 s.

33. Sidortsov R.V. Zakonodatel'noe regulirovanie sub''ektami Rossiiskoi Federatsii otvetstvennosti za administrativnye pravonarusheniya, posyagayushchie na obshchestvennyi poryadok: dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2005. - 176 s.

34. Sokolov Yu.A. Uchastie trudyashchikhsya v okhrane sovetskogo obshchestvennogo poryadka. - Moskva, 1962. - 170 s.

35. Kudelich A.V. Ugolovno-pravovaya okhrana obshchestvennogo poryadka v sovremennoi Rossii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - Moskva, 2000. - 43 s.

36. Granin A.F. Teoreticheskie voprosy sotsialisticheskoi zakonnosti v deyatel'nosti organov vnutrennikh del: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - Kiev, 1975. - 32 s.

37. Yatsenko S.S. Ugolovno-pravovaya okhrana obshchestvennogo poryadka (sravnitel'no-pravovoi aspekt). - Kiev, 1986. - 124 s.

38. Ugolovnoe pravo Rossii. Chast' Obshchaya / otv. red. L.L. Kruglikov. - Moskva, 1999. - 559 s.

39. Kurs ugolovnogo prava: uchebnik: v 5 t. Osobennaya chast'. T. 4 / pod red. d.yu.n., prof. G.N. Borzenkova, d.yu.n., prof. V.S. Komissarova. - Moskva: IKD "Zertsalo-M", 2002. - 672 s.

40. GreshaevP.I. Sovetskoe ugolovnoe pravo: prestupleniya protiv obshchestvennoi bezopasnosti i obshchestvennogo poryadka. Chast' Osobennaya. - Moskva, 1959. - 40 s.

41. Eropkin M.I., Popov L.L. Administrativno-pravovaya okhrana obshchestvennogo poryadka. - Leningrad, 1973. - 328 s.

(статья сдана в редакцию 14.02.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.