УДК 342.571
Е. В. Пискунович
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»
Вопросы борьбы с коррупцией являются ключевыми в политике любого государства. Коррупция представляет собой явление, угрожающее национальной безопасности государства, является фактором, сдерживающим экономическое развитие, затрудняющим функционирование всех общественных и государственных механизмов.
В 2014 году международной неправительственной организацией Transparency International был представлен Индекс восприятия коррупции. В основу определения индекса положено четыре критерия: модель взаимодействия бизнеса с властями страны; наличие в государстве системы антикоррупционного законодательства и соответствующая
правоприменительная практика; прозрачность государственной службы и государственных процедур; наличие возможности общественного контроля в государстве за всеми этими процессами, в том числе и со стороны средств массовой коммуникации.
Согласно Индексу восприятия коррупции Республика Беларусь занимает 119 место среди 174 стран. Эта позиция в рейтинге выше, чем, например, у Российской Федерации, которая занимает 136-ое место. Однако следует заметить, что при 119-ой позиции индекс Республики Беларусь составляет всего лишь 31 из 100 возможных [1].
Вопрос борьбы с коррупцией, профилактики её проявлений остаётся актуальным и требующим дальнейшего разрешения. Актуальность вопроса также обусловлена вступлением в силу в январе 2016 года нового Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», в статье 11 которого установлена обязанность граждан оказывать содействие государственным органам и иным организациям, осуществляющим борьбу с коррупцией [2].
Таким образом, общественный контроль за исполнением антикоррупционного законодательства, или, как его называет М. В. Шедий, «общественный антикоррупционный контроль» [3] может быть рассмотрен в качестве одного из механизмов борьбы с коррупцией.
В статье 5 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. № 165-З в качестве меры борьбы с коррупцией выступает обеспечение правовой регламентации государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью [4]. Иные упоминания об общественном антикоррупционном контроле в Законе отсутствуют. Однако в новом Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», вступающим в силу 24 января 2016 года, имеется глава, посвящённая контролю и надзору за деятельностью по борьбе с коррупцией, дополненная статьёй, которая касается непосредственно общественного контроля в этой сфере [2].
Научные стремления 4 (16) '2015
Существование любого механизма или меры должно подразумевать цель, объект, предмет и средства достижения поставленной цели.
Так, в статье 46 нового Закона Республики Беларусь определены субъекты общественного контроля и формы осуществления общественного контроля. К субъектам общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией белорусский законодатель относит граждан Республики Беларусь, организации, в том числе и общественные объединения. Деятельность указанных групп субъектов осуществляется в форме участия в разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, также в форме участия в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции. Возможны и иные формы участия, предусмотренные законодательными актами [2].
В отдельную группу субъектов общественного контроля выделяются представители общественных объединений, для которых, помимо форм участия в борьбе с коррупцией, о которых говорилось выше, предусмотрены дополнительные. К ним относятся общественная экспертиза нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, участие в заседаниях коллегий государственных органов, участие в проведении социологических опросов по вопросам противодействия коррупции [2].
Поскольку речь идёт о противодействии коррупции и её проявлениям, то целью функционирования рассматриваемого механизма можно обозначить борьбу субъектов общественного контроля с коррупцией. Во многом можно даже говорить и о профилактике, поскольку одной из форм участия субъектов является их участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов с целью недопущения проявления коррупционных рисков.
Проанализировав установленные законодателем формы и группы субъектов общественного контроля, можно обозначить предмет и объект данного вида деятельности общества.
Объектом общественного контроля могут выступать те субъекты, за деятельностью которых граждане, общественные организации и их представители осуществляют контроль, а именно государственные органы, организации и иные органы, уполномоченные осуществлять борьбу с коррупцией. Спорным является вопрос о возможности отнесения СМИ к подконтрольной группе субъектов, поскольку сами СМИ можно отнести к субъектам противодействия коррупции в рамках реализации принципа гласности.
Предметом общественного контроля, следовательно, будет являться деятельность органов власти, иных организаций и органов, СМИ по противодействию коррупции.
Из всего вышесказанного можно вывести определение общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией. Под данным видом контроля следует понимать деятельность граждан Республики Беларусь, организаций, в том
числе общественных объединений (представителей общественных объединений), направленную на противодействие коррупции в органах государственной власти и обществе, с использованием предоставленных законодательством инструментов.
References:
1. Transparency International [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.transparency.org/ . - Data dostupa: 25.12.2015.
2. O bor'be s korrupciej: Proekt Zakona Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.prokuratura.gov.by/. - Data dostupa: 25.12.2015.
3. SHedij, M. V. Obshchestvennyj antikorrupcionnyj kontrol' kak mekhanizm protivodejstviya korrupcii / M. V. SHedij, // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2014. - № 2. - S. 123-130.
4. O bor'be s korrupciej: Zakon Resp. Belarus' ot 20 iyulya 2006 g., № 165-Z [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.by/ . - Data dostupa: 25.12.2015.
K. V. Piskunovich SOCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF FIGHT AGAINST CORRUPTION
Polotsk State University Summary
In the article author actualize the issues of corruption counteraction. Social control is considered as one of the mechanisms of fight against corruption. Also it is considered its subjects, forms of realization, its purpose, object and its item. It is given a definition of social control in the sphere of fight against corruption.
Key words: corruption, corruption counteraction, social control, forms, subjects.