социологические науки
УДК 316:354
Е.В. Баханова
канд. социол. наук, доцент, НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная
академия»
ОБЩЕСТВЕННЫЙ контроль как инструмент гуманизации СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Аннотация. В статье анализируются результаты опроса субъектов общественного контроля системы исполнения наказаний и сотрудников Управления федеральной службы исполнения наказаний. Показано, что важными аспектами гуманизации являются не только контроль условий отбывания, но и необходимость участия общественных структур в системе социального патронажа, поручительства после освобождения как гарантии внимания общества к людям в сложной жизненной ситуации, поддержка родственников, другие формы содействия гуманизации системы исполнения наказаний.
Ключевые слова: пенитенциарная система, исправление осужденных к лишению свободы, общественный контроль, инновации.
E.V. Bakhanova, Modern Humanitarian Academy
COMMUNITY CONTROL AS A TOOL HUMANIZATION PENAL SYSTEM
Abstract. The article analyzes the results of the survey subjects of public control of penitentiary staff and the Office of the Federal Penitentiary Service. It is shown that important aspects of humanisation are not only serving the control conditions, but also the need for the participation of public institutions in the social patronage, after the release of the guarantee as a guarantee of public attention to people in difficult situations, support for families and other forms of assistance humanization of the penal system.
Keywords: penal system, correcting sentenced to imprisonment, public control, innovation.
Гуманизация системы исполнения наказаний как влияние норм морали и нравственности на социальное взаимодействие является одной из приоритетных задач «Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года» [4]. Однако, по оценке исследователей, гуманизация является наиболее «долгоиграющей» тенденцией общественного развития [1; 2; 3]. Имея под собой широчайший пласт исследований и теоретических концепций, нормативно-правовых актов в сфере защиты прав человека, прикладная реализация принципов гуманизма пока носит эпизодический характер. Исходя из того, что положения гуманизма являются основой концепции гражданского общества, можно предположить, что именно на гражданское общество следует опираться при внедрении принципов гуманизма.
Под гуманизацией системы исполнения наказаний понимается создание условий отбывания наказаний, не унижающих личность и ее достоинство, условий для соблюдения прав человека в местах лишения свободы. Внедрение мероприятий и принципов общественного контроля в системе исполнения наказаний может способствовать реализации данной задачи. Примечательно, что тематика общественного контроля разрабатывалась именно для решения задач контроля общества над проявлениями преступного, противоправного поведения отдельных лиц. Предполагалось, что общество должно применять систему социальных санкций (репрессивных, предупреждающих, пр.) противодействия преступности путем создания уполномоченных к данной деятельности структур, поддерживаемых и одобряемых социумом мер наказания и обращения с преступниками (Г. Тард, Т. Парсонс).
Идея о необходимости участия широких слоев общества в принятии решений о форме и необходимости наказании какого-либо гражданина со стороны государства была высказана еще философами Древней Греции. Контроль со стороны общества выступал как важнейший критерий организации деятельности государства. Протагор считал, что именно общество может ре-
шать, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. Аристотель писал, что мнение народа и есть право, и только оно может контролировать дела государства [5].
На основании накопленного объема практических результатов и концептуальных исследований, гуманизм ХХ1 века может проявить себя не только как основа для теоретических размышлений об идеальном общественном развитии, «признающим ценность человека как личности, его право на свободу, считающим благо человека критерием оценки общественных отношений» [8, с. 388], но и как свод норм повседневной жизни, «проникнутых любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству» [7, с. 357].
Для определения возможностей и сферы эффективности реализации мероприятий общественного контроля был проведен опрос «Роль общественного контроля в гуманизации системы исполнения наказаний» представителей двух целевых групп - субъектов общественного контроля системы исполнения наказаний (члены ОНК, СМИ, родственники осужденных) и сотрудников Управления Федеральной службы исполнения наказаний (целевая выборка составила №=141 чел. март 2015 года). На вопрос: «Как Вы понимаете слово гуманизм?» - 32% из числа субъектов общественного контроля ответили, что это преимущественно «признание ценности человека для общества», 16% - «обеспечение нормативно закрепленных прав человека». Сотрудники УФСИН считают, что это, прежде всего, конечно, «обеспечение нормативно закрепленных прав человека» (68%), а 12% ответили, что это - «теоретические представления об идеальном обществе».
На вопрос: «Согласны ли Вы, что гуманизм формирует политику государства?» - мнения сторон разделились кардинально. Как и среди субъектов общественного контроля, так и среди сотрудников УФСИН единого мнения нет. В обеих группах около 50% ответили положительно и, соответственно, столько же - отрицательно. Промежуточного варианта целями опроса не предполагалось.
На вопрос: «Взаимосвязаны ли гуманизм и общественный контроль?» - положительно ответили 74% субъектов общественного контроля и 33% сотрудников УФСИН. Проявляется это, по мнению субъектов общественного контроля, в «изменении норм права», «повышении открытости органов ФСИН», «расширении сфер воспитательной работы с осужденными». Сотрудники УФСИН на первое место поставили «расширение сфер воспитательной работы с осужденными» и требование «соблюдения прав осужденных».
Опрошенные также отметили, что внедрение гуманистических норм в правовых актах не находит их реализации со стороны общественных организаций. Общество изолируется от участия в гуманизации уголовно-исполнительной системы. Требуя от государственных органов соблюдения норм права, общественники делегируют полномочия по исправлению осужденных только уполномоченным организациям. По данным НИИ ФСИН, гуманизацию уголовно-исполнительной системы поддерживают 14% молодежи и 22% респондентов других возрастов, 32% и 22% соответственно - не поддерживают, а 45% молодежной аудитории и 46% людей старшего возраста - поддерживает частично [6].
Говоря о партнерстве государства и общества, западные исследователи не отмечают необходимости наличия какой-либо специализированной контрольной деятельности со стороны отдельных заинтересованных лиц или общественных организаций. Эту функцию выполняют парламент, прокуратура, то есть уполномоченные обществом к выполнению данной детальности специальные структуры. Общественный контроль призван содействовать не столько выполнению государственными органами норм права, сколько выполнению, в целом, целей и задач стратегических концепций реформирования ФСИН, предлагая и внедряя успешные практики работы с освободившимися осужденными.
Список литературы:
1. Андрющенко Е.Г. От правовой к социально-экономической и политической декриминализации. М.: Изд-во СГУ, 2011.
2. Гостев А.Н. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства. М.: Изд-во СГУ, 2011.
3. Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. М.: КДУ. МГУ, 2004.
4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://fsin.su/document/index.php?ELEMENT_ID=6663 (дата обращения: 12.11.2015).
5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010.
6. Поздняков В.И., Кокурин А.В. Уголовно-исполнительная система России глазами различных категорий населения 2020 года [Электронный ресурс] // Юридическая психология и не только. URL: http://yurpsy.com/files/stat/33.htm (дата обращения: 12.11.2015).
7. Словарь русского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1984. Т. 1.
8. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. М.: Рус. яз. 1991. Т. 3.