Научная статья на тему 'Общественные закупки в системе мер антикризисного регулирования экономики: первые итоги и новые задачи'

Общественные закупки в системе мер антикризисного регулирования экономики: первые итоги и новые задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ИМ-ПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / PUBLIC PROCUREMENT / STATE AND MUNICIPAL NEEDS / THE CONTRACT SYSTEM OF PROCUREMENT / GOVERNMENT REGULATION / ANTI-CRISIS MEASURES / IMPORT SUBSTITUTION / SMALL BUSINESS / OPTIMIZATION OF BUDGET EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смотрицкая Ирина Ивановна, Черных Сергей Иннокентьевич

В статье исследуются методологические и практические подходы к использованию системы общественных закупок как инструмента реализации антикризисных планов Правительства Российской Федерации на 2015-2016 годы. Авторы обобщают и анализируют первые итоги выполнения комплекса мероприятий в сфере закупок, предусмотренных планом Правительства России на 2015 год, и рассматривают приоритеты нового плана на 2016 год. Предложены принципы и ключевые направления повышения эффективности общественных закупок как механизма стабилизации и развития российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смотрицкая Ирина Ивановна, Черных Сергей Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROCUREMENT IN THE SYSTEM OF REGULATION OF THE ECONOMY CRISIS MEASURES: FIRST RESULTS AND NEW CHALLENGES

The article investigates methodological and practical approaches to the use of public procurement as a tool for the implementation of anti-crisis plans of the Russian Government on 2015-2016 years. The authors summarize and analyze the results of the first performance of a complex of measures in the area of procurement, under the plan of the Government of the Russian Federation for 2015, and considering the priorities of the new plan for 2016. The authors formulate principles and key areas for enhancing the efficiency of public procurement as a mechanism for the stabilization and development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Общественные закупки в системе мер антикризисного регулирования экономики: первые итоги и новые задачи»

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 338.2

Общественные закупки в системе мер антикризисного регулирования экономики: первые итоги и новые задачи

В статье исследуются методологические и практические подходы к использованию системы общественных закупок как инструмента реализации антикризисных планов Правительства Российской Федерации на 2015—2016 годы. Авторы обобщают и анализируют первые итоги выполнения комплекса мероприятий в сфере закупок, предусмотренных планом Правительства России на 2015 год, и рассматривают приоритеты нового плана на 2016 год. Предложены принципы и ключевые направления повышения эффективности общественных закупок как механизма стабилизации и развития российской экономики.

Ключевые слова: общественные закупки, государственные и муниципальные нужды, контрактная система закупок, государственное регулирование, антикризисные меры, им-портозамещение, малое предпринимательство, оптимизация бюджетных расходов.

Система общественных закупок: проверка на прочность

Экономическая теория, исследуя возможности складывающейся новой инновационной экономики, основывается на понимании того, что «хозяйственная организация базируется в первую очередь на ценовой системе, однако при этом для преодоления макроэкономической нестабильности и несовершенства рынка используются разнообразные формы государственного вмешательства» [8, с. 794].

Это относится и к проблематике общественных интересов, формирования общественных благ (public goods), в рамках которой государственные и муниципальные закупки товаров (работ, услуг), а также закупки предприятий государственного сектора экономики рассматриваются в контексте более широкой проблемы удовлетворения общественных потребностей. Данные потребности частный бизнес в силу различных причин, прежде всего из-за отсутствия прямой экономической выгоды, не желает удовлетворять в условиях свободного рынка. В этой связи закупку или производство товаров, работ, услуг, удовлетворя-

© Смотрицкая И.И., Черных С.И., 2016

И.И. Смотрицкая

С.И. Черных

ющих такого рода общественные потребности, вынуждено осуществлять государство. Результатом деятельности органов исполнительной власти или предприятий государственного сектора экономики в данном направлении и является развитие института общественных закупок.

В нашей стране государство выступает крупнейшим потребителем на рынке товаров, работ, услуг. Так, в 2015 году объем государственных закупок органами властей различного уровня (на основе Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — далее ФЗ-44) вырос на 10% и достиг 6,6 трлн рублей. [2].

В качестве отдельного сегмента рынка общественных закупок следует выделить регулируемые закупки отдельных видов юридических лиц. Субъектами рынка (заказчиками) выступают государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем пятидесятипроцентным участием в их капитале Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Данные закупки регулируются Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-Ф3).

Общий объем закупок в соответствии с № 223-Ф3 увеличился в 2015 году по сравнению с 2014 года на 23% и достиг 23,1 трлн рублей, что составляет более 30% ВВП страны [2]. На ТОП-5 крупнейших заказчиков приходится 70% всех закупок. Например, объем закупок только одного заказчика ОАО «НК «Роснефть» составляет более 4,5 трлн рублей и сопоставим с общим объемом закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такие объемы закупок влияют как на макроэкономические показатели, так и на состояние конкуренции на отраслевых рынках.

Таким образом, общественные закупки по своему влиянию на экономику носят комплексный характер. Они не только решают задачу обеспечения общественных нужд, но и могут использоваться как инструмент повышения конкурентных преимуществ экономики и стимулирования депрессивных отраслей. Как известно, система государственных заказов стала ключевым элементом антикризисной политики администрации президента США Ф.Д. Рузвельта, направленной на вывод американской экономики из глубоко кризиса в период великой депрессии (1929—1933 годы). Именно благодаря такой политике в условиях кризиса работу получили 5 миллионов человек, которые, в частности, построили 41 тысячу мостов и 44 тысячи зданий [1, с. 86].

В современной российской экономике государственные закупки стали рассматриваться в качестве одного из ключевых инструментов реализации антикризисных мер в период кризиса 2008—2009 годов. В частности, правительством были предусмотрены меры для стимулирования отечественных производителей, в том числе преференции по определенной но-

менклатуре продукции (сельского хозяйства, металлургической промышленности, металлообработки и др.) в размере 15 процентов по отношению к цене контракта. Однако применение этой и других норм было затруднено ввиду особенностей действующего тогда законодательства, регулирующего процедуры размещения государственных заказов, финансово-экономические условия заключения государственных контрактов. Мы имеем в виду, прежде всего, положения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (до конца 2013 года базового нормативного регулятора в данной сфере).

Кризис показал неэффективность государственных и муниципальных закупок как института обеспечения общественных нужд и регулятора. Остро встал вопрос о пересмотре сложившейся системы государственных закупок в российской экономике, что и было реализовано с принятием № 44-ФЗ. Основной целью создания контрактной системы является повышение эффективности обеспечения общественных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, заключению и исполнению государственных и муниципальных контрактов, прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и оценки результатов. В настоящее время формирующаяся отечественная контрактная система общественных закупок проходит проверку на прочность в сложных условиях, когда опять дают о себе знать кризисные проявления в экономике.

Реализация антикризисного плана на 2015 год: первые итоги

27 января 2015 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 98-р был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее План Правительства — 2015). Мероприятия, предусмотренные в этом документе, были нацелены на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, вызванной экономическими санкциями, турбулентностью на валютном рынке, снижением цен на нефть.

Согласно Плану Правительства — 2015 ключевые направления действий органов государственной власти включали в себя:

• содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;

• поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

• создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;

• компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);

• снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;

• оптимизацию бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;

• повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

План Правительства — 2015 также содержал перечень антикризисных мероприятий, включающий в себя 60 пунктов, 9 из которых были напрямую связаны с государственными закупками (приложение 1). По всем пунктам планировалась разработка соответствующих федеральных законов и/или постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации, актов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, докладов в Правительство Российской Федерации [7]. К сожалению, данная работа велась с существенным отставанием от утвержденного графика.

Анализ комплекса предусмотренных Планом Правительства — 2015 мер позволил авторам выделить следующие ключевые цели, связанные со сферой общественных закупок:

• стимулирование развития малого и среднего бизнеса на основе привлечения его к реализации государственных, муниципальных заказов и заказов государственных компаний;

• усиление влияния государства на внутренний спрос с целью стимулирования развития отечественного производства, в том числе в целях импортозамещения, особенно по номенклатуре продукции, закупаемой для нужд обороноспособности страны;

• повышение эффективности системы общественных закупок в условиях кризиса [9].

Каковы же первые общие итоги реализации Плана Правительства — 2015, в том числе с точки зрения развития института общественных закупок?

Выступая на заседании Государственной думы 21 октября 2015 года, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалов заявил, что «основные цели, поставленные перед правительством, когда принимали этот план (План Правительства — 2015. — Авторы), выполнены», но на это выполнение наложила отпечаток «очень сложная экономическая ситуация, которая порождена накопленными проблемами и давлением извне». В то же время, по мнению ряда депутатов, часть необходимых мер, которые направлены «на эффективное использование бюджетных средств не только федерального бюджета, но и консолидирован-

ных бюджетов регионов, привело к тому, что сегодня мы имеем еще более сложную обстановку, чем в конце 2014 года» [10].

Следует отметить, что главной задачей правительства при разработке данного антикризисного плана было сохранение финансовой стабильности, смягчение негативных последствий для населения и реального сектора экономики. По итогам анализа реализации плана можно отметить, что было предотвращено критическое ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Что касается общественных закупок, то высокая степень монополизации, отсутствие конкуренции «очень сильно мешают структурно, в том числе поддерживать малый и средний бизнес» [10]. Для преодоления данной ситуации и стимулирования закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства были подготовлены и внесены соответствующие поправки в №44-ФЗ и №223-ФЗ.

По планам правительства к 2018 году доля субъектов малого предпринимательства в реализации государственного и муниципального заказа должна достигнуть 25%. В настоящее время, по экспертным оценкам, малый и средний бизнес напрямую (без учета субподряда) выполняет от 5% до 15% государственных заказов и заказов госкомпаний. Следует также отметить, что заказчики теперь обязаны осуществлять взаиморасчеты с предпринимателями в течение 30 дней. Эта норма устраняет основное препятствие, из-за которого ранее малый и средний бизнес не мог участвовать в госзакупках, — длительные сроки оплаты контрактов. В квоту не входят закупки, на которые не пришел ни один участник, как это было ранее. Тем самым можно избежать так называемой «виртуальной поддержки малого бизнеса»

В результате контрактная система становится механизмом поддержки субъектов малого предпринимательства. Так, в 2015 году в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу было направлено более 490 млрд рублей, что на 41% превышает аналогичный показатель 2014 года. По предварительным оценкам Минэкономразвития, в 2015 году (с учетом субподрядных договоров) выполнена в полном объеме установленная 15-процентая квота закупок у малого бизнеса.

Одной из самых существенных новаций в реализации антикризисных мер в 2015 году стало снижение финансовой нагрузки на некоторых участников закупок за счет необязательного соблюдения требования об обеспечении исполнения государственного контракта. В соответствии со статьей 96 № 44-ФЗ государственный и муниципальный контракт заключается при обязательном представлении обеспечения контракта, за исключением случаев, установленных Законом. При этом ообеспечение контракта выступает преградой для участия в закупках лиц, которые финансово несостоятельны, то есть не могут представить банковскую гарантию или внести денежные средства на счет заказчика. Финансовое обеспечение контракта рассматривается и как определенная «гарантия» для качественного исполнения поставщиками и подрядчиками контрактных обязательств.

Однако в современных экономических условиях получение банковской гарантии или внесение наличных денежных средств на счет заказчика стало проблематичным. Резкое подорожание банковских гарантий и увеличение кредитных ставок банков для хозяйствующих субъектов делает процесс обеспечения контракта малодоступным, а исполнение многих контрактов — нерентабельным. В зоне наивысшего риска оказались небольшие предприятия, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), так как для них фактически получение займов превратилось в непосильную задачу: финансовые учреждения ужесточили требования к залоговому обеспечению, снизили суммы и уменьшили сроки кредитов.

Для поддержки МСП Правительство Российской Федерации специальным постановлением (от 6 марта 2015 года) регламентировало право заказчика в 2015 году не устанавливать требование об обеспечении контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Заслуживает также внимания предусмотренный Планом Правительства — 2015 комплекс мер финансового характера для стимулирования программ импортозамещания, в том числе в рамках выполнения государственного оборонного заказа. Представляется чрезвычайно важным обеспечить реализацию мер по разработке и регламентации использования механизма предоставления из федерального бюджета субсидий предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения, на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности.

Как мы отмечали ранее, одной из важнейших задач реализации системы антикризисных мер является повышение эффективности бюджетных расходов на общественные закупки, что может быть достигнуто на основе обеспечения прозрачности и контроля (как государственного, так и общественного) на всех этапах процесса закупок — от планирования до выполнения контракта. Одним из факторов оптимизации бюджетных расходов является развития электронных процедур закупок, обеспечивающих «прозрачность» процесса закупки. Так, по данным Минэкономразвития России в 2015 году наиболее востребованным способом определения поставщика является электронный аукцион, доля которого составляет 56,6% от общего количества размещенных на официальном сайте извещений. Удобство закупок в электронной форме делает их наиболее привлекательными для заказчиков. В целом в 2015 году возрос уровень доверия бизнеса к государственным закупкам. Среднее количество участников закупок на торгах увеличилось с 2,5 до 3. Достигнутая за счет роста конкуренции экономия

по результатам закупок составила более 321 млрд рублей, что составляет около 7% от общего объема закупок [2].

В то же время проведенный Минэкономразвития мониторинг контрактной системы выявил ряд избыточных трансакционных издержек, возникающих в контрактной системе, в том числе на сбор справок и соблюдение других формальных процедур. Суммарная стоимость таких издержек составляет более 8 млрд рублей в год. Переход на современные электронные технологии закупок, замена обязательного обучения персонала сертификацией ключевых специалистов, интеграция единой информационной системы закупок с другими государственными информационными системами позволят сократить указанные издержки [2].

Следует отметить, что ряд новых механизмов, предусмотренных № 44-ФЗ (например, планирование закупок, контроль исполнения контрактов и др.), в полную силу заработал только в 2015 году. Необходима серьезная работа по методическому обоснованию и настройке всех элементов закупочного цикла, и в значительной степени данная работа стала корреспондироваться с антикризисным Планом Правительства — 2015.

Для реализации предусмотренных планом комплекса мер в части поддержания стабильности функционирования системы государственных закупок, обеспечения бесперебойной работы организаций, участвующих в реализации государственных контрактов, а также увеличения спроса на продукцию МСП (пункты 9, 11, 15, 25 и 31 Плана Правительства — 2015) только за январь—август 2015 года было принято 6 постановлений Правительства Российской Федерации и 3 федеральных закона о внесении изменений в № 44-ФЗ, № 223-ФЗ и Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вместе с тем, по данным Счетной палаты Российской Федерации выполнение Плана Правительства — 2015 на 30 октября 2015 года осуществлено всего на 28%, то есть реализовано 17 пунктов из 60; частично выполнено 22 пункта и не выполнен 21 пункт [3].

Современные стратегические вызовы, стоящие перед нашей страной, требуют нового подхода к управлению общественными закупками, направленного на повышение эффективности бюджетных расходов и использование закупок в качестве механизма стимулирования отечественного промышленного производства, предпринимательской активности частного бизнеса. Вариант такого подхода к совершенствованию государственных и муниципальных закупок и был представлен в Плане Правительства — 2015. Безусловно, данный документ был не свободен от недостатков, ряд его положений носил фрагментарный характер и требовал тщательного согласования с имеющейся нормативно-правовой базой, а сроки исполнения подлежали серьезному уточнению. Но, в целом, вектор развития был задан правильно, в первую очередь, в плане ориентации института общественных закупок на результат и эффективность в условиях сложной экономической ситуации.

Антикризисный план на 2016 год — новые задачи

1 марта 2016 года председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев утвердил План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году (далее План Правительства — 2016). Интересная деталь — если План Правительства — 2015 был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации, то План Правительства — 2016 утвержден лично Председателем Правительства. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что членам Правительства в ходе долгих обсуждений так и не удалось найти компромиссный вариант по финансовому и организационному обеспечению планируемых мероприятий и премьеру пришлось применить так называемое «ручное управление». В пользу данной гипотезы говорит и то, что новый антикризисный план по сравнению с предыдущим был утвержден примерно на месяц позже (1 марта против 27 января).

Приоритетная цель Плана — поддержка уровня жизни и благосостояния российских граждан, выполнение социальных обязательств государства. В качестве ключевой задачи выступает реализация структурных мер по диверсификации экономики и созданию условий для выхода на траекторию устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе. В том числе, недопущение необратимых кризисных явлений в секторах экономики, имеющих значительный эффект для развития смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство, легкая промышленность) и важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, оборот лекарственных средств).

Планом Правительства — 2016 пролонгированы ключевые направления реализации мероприятий антикризисной программы: стимулирования спроса на определенную номенклатуру отечественной продукции, импор-тозамещение, поддержка малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности бюджетных расходов.

Федеральным органам исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Федерации, Банка России и заинтересованных организаций поручено обеспечить выполнение данного плана в установленные сроки и ежемесячно представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе его реализации. Минэкономразвития также поручено обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам реализации Плана Правительства — 2016, анализировать информацию, полученную от федеральных органов исполнительной власти, организаций и органов исполнительной власти субъектов Федерации, и ежемесячно представлять в Правительство доклад о ходе реализации плана [6].

В новом антикризисном плане значатся 120 мероприятий (в два раза больше, чем в 2015 году), из них 7 (в 2015 году — 9), связанных с закупочной и контрактной деятельностью (приложение 2). Представляется, что,

несмотря на абсолютное и относительное количественное сокращение, качественное наполнение антикризисных мероприятий, относящихся к нашему объекту исследования, нисколько не пострадало.

Более того, усилились аспекты, связанные с участием в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, среди ответственных исполнителей антикризисных мероприятий (наряду с федеральными органами исполнительной власти и Банком России) стало значиться Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП), которое осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Как отметил Президент России В.В. Путин, выступая на съезде Торгово-промышленной палаты 1 марта 2016 года, одно из важнейших направлений работы Корпорации МСП — формирование спроса на продукцию малого и среднего предпринимательства со стороны естественных монополий и компаний с государственным участием. В этой связи корпорация совместно с торгово-промышленными палатами должна проводить постоянный мониторинг того, как естественные монополии и компании с госучастием на практике реализуют программы закупок у малого и среднего бизнеса [11]. Данные задачи отражены в соответствующих пунктах (88 и 89) Плана Правительства — 2016.

Согласно новому антикризисному плану в 2016 году будет продолжен курс на либерализацию требований к банковским гарантиям, которые предоставляются субъектам МСП в качестве обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам закупок (пункт 87).

Что касается закупок по государственным контрактам, то Президент России предложил отменить обеспечение их исполнения для компаний, которые успешно, без нареканий в течение двух-трех лет работали по госконтрактам [11]. Это фактически возращение к идее формирования реестра добросовестных поставщиков, который не был регламентирован в № 44-ФЗ из-за опасений возможных злоупотреблений при ведении реестра.

В настоящее время расходы на обеспечение контрактов составляют примерно 1—1,2 трлн рублей в год, из них 80% составляют банковские гарантии, 20% — деньги, перечисленные на казначейские счета. В качестве антикризисной меры в Москве уже снижено максимальное обеспечение с 30 до 10% от стоимости контракта [5].

Дальнейшее снижение финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижение нагрузки на банковскую систему, предусмотренные пунк-

том 118 Плана Правительства — 2016, представляются важным шагом на пути к повышению эффективности реализации государственных и муниципальных контрактов.

В современных сложных финансово-экономических условиях обеспечение эффективности системы общественных закупок выступает приоритетной задачей, вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что закупки должны стать и действенным инструментом государственного регулирования для модернизации и инновационного обновления российской экономики. На современном этапе только в контрактной системе функционируют более 330 тысяч государственных и муниципальных заказчиков и около 500 тысяч поставщиков, что делает ее одним из крупнейших хозяйственных механизмов, оказывающим влияние на динамику и структуру экономики. Стратегический сбалансированный подход к формированию системы общественных закупок позволит использовать общественные потребности как мощный фактор стабилизации и социально-экономического развития России.

Приложение 1

План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году

утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года № 98-р (пункты, связанные с закупочной деятельностью)

1 (9). Обеспечение в 2015 году исполнения контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему посредством: установления случаев и порядка предоставления государственными заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней); установления порядка изменения срока исполнения государственного контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, работ, услуг, предусмотренных государственными контрактами, срок исполнения которых истекает в 2015 году; определения порядка и условий реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов; определения дополнительных случаев, при которых государственный заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения государственного контракта (ответственные исполнители — Минэкономразвития России, Минфин России с участием Банка России).

2 (11). Обеспечение права установления получателями средств федерального бюджета авансовых платежей по отдельным договорам (государ-

ственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг до 80 процентов суммы договора (до 100 процентов суммы договора в рамках государственного оборонного заказа), но не более 80 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации (при условии создания системы контроля за исполнением государственных контрактов) (ответственные исполнители — Минфин России, Минэкономразвития России, Минобороны России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти).

3 (12). Формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса — головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации), реализующим проекты импортозамещения, в том числе в рамках соответствующих программ, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности (ответственные исполнители — Минпром-торг России, Минэкономразвития России, Минфин России).

4 (14). Компенсация полностью или частично расходов, связанных с изменением валютных курсов, в том числе при закупке предприятиями оборонно-промышленного комплекса импортных комплектующих в рамках государственного оборонного заказа, а также при финансировании проектов технологического перевооружения и реконструкции в части закупки импортного технологического оборудования в рамках государственного оборонного заказа (ответственные исполнители — Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минобороны России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»),

5 (15). Подготовка предложений о внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих механизм заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции (ответственные исполнители — Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минфин России).

6 (16). Предоставление Правительству Российской Федерации полномочий по установлению особенностей планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом, в том числе в рамках крупных инвестиционных проектов, реализуемых государственными организациями и акционерными обществами, доля участия Российской Федерации в которых составляет более 50 процентов, либо инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки

(ответственные исполнители — Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти).

7 (31). Расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ответственные исполнители — Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России).

8 (42). Продление на 2015 год программы софинансирования из федерального бюджета закупок субъектами Российской Федерации автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (ответственные исполнители — Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минфин России).

9 (59). Введение ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, при наличии 2 и более заявок на поставку товара российского производства (в сфере лекарственных средств) и на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ответственный исполнитель — Минпромторг России).

Приложение 2

План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году

утвержден распоряжением председателя Правительства Российской Федерации

1 марта 2016 года

(пункты, связанные с закупочной и контрактной деятельностью)

1 (86). Установление типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (ответственные исполнители — Минэкономразвития России, ФАС России).

2 (87). Установление требований к банковским гарантиям, которые предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в качестве обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам закупок (ответственные исполнители — Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России).

3 (88). Увеличение годового объема закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства по прямым контрактам до 15% (ответственные исполнители — Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России, АО «Корпорация МСП»),

4 (89). Расширение практики использования факторинга при исполнении контрактов для государственного сектора экономики, договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенных отдельными видами юридических лиц с субъектами малого и среднего предпринимательства (ответственные исполнители — Минэкономразвития России, Минфин России, АО «Корпорация МСП»),

5 (116). Включение в государственные и муниципальные контракты на выполнение проектных работ условия об исключительных правах государственных (муниципальных) заказчиков на разработанную в рамках контракта проектную документацию с возможностью многократного использования такой проектной документации (ответственный исполнитель — Минстрой России).

6 (117). Формирование механизма, предусматривающего заключение долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции (ответственные исполнители — Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минфин России).

7 (118). Обеспечение в 2016 году и последующий период исполнения контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему посредством:

— установления случаев и порядка предоставления государственными заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней);

— установления порядка изменения срока исполнения государственного контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, работ, услуг, предусмотренных государственными контрактами;

— определения порядка и условий реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов;

— определения дополнительных случаев, при которых государственный заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения государственного контракта (ответственные исполнители — Минэкономразвития России, Минфин России с участием Банка России).

Литература

1. Градов А.П. Введение в историю экономики. Спб.: Нестор, 1999. 184 с.

2. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона

от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году. Минэкономразвития Российской Феде-

рации. Электронный ресурс. Режим доступа: http// zakupki.gov.ru (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

3. «Круглый стол» «Об итогах реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» 30 ноября 2015 года. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/press-center/news/61716/ (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Иванов О.Б., Лаврова Т.В., Подкопаев Ю.Б. Совершенствование системы закупок в государственных компаниях и контроль за их осуществлением // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012. № 3. С. 119-139

5. Мереминская Е. Государство готово отменить обеспечение для исполнителей госконтрактов // Ведомости. 2 марта 2016 года. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/03 /02/632164-obespechenie-dlya-ispolnitelei-goskontraktov-mogut-otmenit (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

6. Об утверждении Плана действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/news/22017/ (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

7. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года № 98-р. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// government.ru/media/files/7QoLbdOVNPc.pdf (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

8. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Бином-КноРус, 1999. 799 с.

9. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Роль общественных закупок в решении задач стабилизации и развития российской экономики // Общество и экономика. 2015. № 4-5. С. 125-136.

10. Стенограмма заседания Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 21 октября 2015 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru/node/4353/ (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

11. VII съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/51413 (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

12. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/ (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

13. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_ doc_LAW_52144/(дата обращения: 7 апреля 2016 года).

14. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_ Doc_LAW_116964/ (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

15. Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 7 апреля 2016 года).

References

1. Gradov A.P. Vvedenie v istoriu ekonomiki. [Introduction to the history of Economics], [Nestor], Saint-Petersburg, 1999. 184 p. (in Russian).

2. Doklad o rezultatah monitoring primeneniya Federalnogo Zakona ot 05 aprelya 2013 № 44-FZ "О kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh I munitsipalnykh nuzd" v 2015 godu. Mineconomrazvitiya RF. [Report on the results of monitoring the application of the Federal law dated 05 April 2013. No. 44-FZ On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs" in 2015. The Ministry of economic development]. Available at: http:// www.zakupki.gov.ru (accessed April 7, 2016). (in Russian).

3. «Kruglui stol» «Ob itogakh realizatsii plana pervoocherednykh meropriyatii po obespecheniu ustoichivogo razvitiya economiki i sotsialnoi stabilnosti v 2015 godu» 30 noyabrya 2015 goda. Sovet Federatsii Federalnogo Sobrania RF. ["Round table" On the implementation of the plan of priority measures for the sustainable economic development and social stability in 2015" on November 30, 2015. The Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation], Available at: http://www.council.gov.ru/press-center/ news/61716/ (accessed April 7, 2016). (in Russian).

4. Mereminskaya E. Gosudarstvo gotovo otmenit obespechenie dlya ispolnitelei goskontraktov. [The Government is ready to cancel the security for the executors of government contracts], Vedomosti, 2 March 2016. Available at: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/03/02/632164-obespechenie-dlya-ispolnitelei-goskontraktov-mogut-otmenit (date accessed: April 7, 2016). (in Russian).

5. Ob utverzdenii Plana deistvii Pravitelstva Rosii, napravlennykh na obespechenie stabilnogo sotsialno-economicheskogo razvitiya Rossiskoi Federatsii v 2016 godu. [On approval of the action Plan of the Russian Government aimed at ensuring sustainable socio-economic development of the Russian Federation in 2016].

Available at: http://government.ru/news/22017/ (accessed 7 April, 2016). (in Russian).

6. Plan pervoocherednukh meropriyatii po obespecheniu ustoichivogo razvitiya economiki I sotsialnoi stabilnosti v 2015 godu. Utverzden rasporyazeniem Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 27 yanvarya 2015 goda № 98-r. [The plan of priority measures for the sustainable economic development and social stability in 2015. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on January 27, 2015 № 98-p.] Available at: http://government.ru/ media/files/7QoLbdOVNPc.pdf (accessed 7 April, 2016) (in Russian).

7. Samuelson P., Nordhause V. Economics. M.: Binom-KnoRus, 1999. 799 p. (in Russian).

8. Smotritskaya I.I., Chernykh S.I. Rol obshestvennukh zakupok v reshenii zadach stabilizatsii I razvitiya rossiiskoi ekonomiki [The role of public procurement in the solution of problems of stabilization and development of the Russian economy] Obshestvo I ekonomika. [Society and economy], M., 2015. № 4-5. Pp. 125-136. (in Russian)

9. Stenogramma zasedaniya Gosudarstvennoi Dumy Federalnogo Sobrania RF 21 oktyabrya 2015 goda. [The transcript of the meeting of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on October 21, 2015]. Available at: http://transcript.duma.gov.ru/node/4353/ (date accessed: 7 April 2016). (in Russian).

10. VII s'ezd Тorgovo-promyshlennoi palaty RF. [VII Congress of the chamber of Commerce of the Russian Federation], Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/51413 (accessed 7 April 2016). (in Russian).

11. Federal law of July 21, 2005 № 94-FZ "About placing of orders for deliveries of goods, performance of works, rendering of services for state and municipal needs". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 54598/. (accessed 7 April, 2016). (in Russian).

12. Federal law of 24 July 2007 № 209-FZ "About development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation". Available at: http:// www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_52144 (accessed 7 April 2016). (in Russian).

13. Federal law of 18 July 2011 No. 223-FZ "On procurement of goods, works, services by separate types of legal entities". Available at: http://www.consultant. ru/document/Cons_Doc_LAW_116964 (accessed 7 April 2016). (in Russian).

14. Federal law of April 05, 2013 № 44-FL "About contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs". Available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_144624/ (accessed 7 April 2016). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.