УДК 340
DOI 1 0.23672/14997-5403-6135-Г
Клопова Евгения Николаевна
специалист по связям с общественностью отдела по взаимодействию органов государственной власти, Представительство губернатора Свердловской области в органах государственной власти РФ [email protected]
Evgenia N. Klopova
Specialist in Public Relations Department for cooperation public authorities, Representation of the Governor Sverdlovsk Region in State Authorities of the Russian Federation [email protected]
Общественные советы (палаты)
как правовая форма взаимодействия органов внутренних дел и института гражданского общества
Public councils (chambers)
as a legal form of interaction between internal affairs bodies and civil society institutions
Аннотация. Происходящие в России реформы политической и социально-экономической сферы сильно влияют на общественные отношения. На данный момент актуальны вопросы создания эффективного механизма взаимоотношений граждан с местным самоуправлением и органами государственной власти, участия их в выработке решений государственного масштаба по важным экономическим, социальным и другим важным общественным вопросам. Общественные советы (палаты) как правовая форма взаимодействия органов исполнительной власти и института гражданского общества признаны обеспечить участие граждан в принятии серьезных и значимых решений, касающихся органов внутренних дел.
Ключевые слова: общественные советы (палаты), органы внутренних дел, институт гражданского общества, взаимодействие.
Annotation. The ongoing political and socio-economic reforms in Russia have a strong impact on public relations. At the moment, the issues of creating an effective mechanism for citizens ' relations with local self-government and state authorities, their participation in the development of state-scale decisions on important economic, social and other important public issues are relevant. Public councils (chambers) as a legal form of interaction between Executive authorities and civil society institutions, it is necessary to ensure the participation of citizens in making serious and significant decisions concerning internal Affairs bodies.
Keywords: community councils (wards), the internal Affairs bodies and the civil society Institute, interaction.
Происходящие в России реформы политической и социально-экономической сферы сильно влияют на общественные отношения, для которых было характерно отсутствие сильной системы взаимодействия общественных образований и органов власти, и в целом неразвитость институтов гражданского общества. На данный момент актуальны вопросы создания эффективного механизма взаимоотношений граждан с местным самоуправлением и органами государственной власти, участия их в выработке решений государственного масштаба по важным экономическим, социальным и другим важным общественным вопросам.
Для эффективного взаимодействия между разными секторами общества (бизнес, некоммерческие организации, государство) необходимо укрепить конституционные и правовые основы работы институтов гражданского общества, улучшение институтов представительства граждан и создание эффективных механизмов взаимодействия на различном уровне гражданского общества и
органами государственной власти. В ходе законодательного оформления взаимодействий гражданского общества и органов власти в процесс вовлекаются большое количество людей. Идея такого взаимодействия нашла отражение в создании общественных советов (палат). Различные формы общественных советов (палат) получили широкое распространение на федеральном и региональном уровне в 2000-е гг. в России. При различных структурах, в частности, при структурах исполнительной власти, стали развиваться общественно-консультативные советы, что говорит об усилении публичных начал и участии граждан в осуществлении политики. Тенденция увеличения числа общественных советов (палат) наблюдается во многих демократических странах, содействуя сотрудничеству органов исполнительной власти и институтов гражданского общества, увеличивая возможность влиять населению страны на политику в различных вопросах. Общественные советы (палаты) упорядочивают взаимодействие власти и граждан, развивают институты общественного самоуправления, привлекают
гражданское общество к решению задач развития территории в социальном и экономическом плане, выдвигают и поддерживают гражданские инициативы.
Общественные палаты действуют на основе определенных законов и нормативных актов, которые были приняты на федеральном, региональном или местном уровне депутатами. Как пример можно привести Общественную палату РФ, созданную в соответствии с ФЗ РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04 апреля 2005 г. № 32. Сейчас Общественная палата избирается каждые три года. В числе прочих функций общественные палаты могут проводить экспертизу социально значимых проектов ФЗ, проектов законов уровня субъекта РФ, проектов законов органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления.
При органах исполнительной власти имеется ряд общественных советов, объединяющих больший спектр некоммерческих организаций. Как правило, в них состоят уже состоявшиеся граждане, обладающие определенным авторитетом и способные оказывать влияние не только в своей деятельности, но и на общественное мнение. Сюда можно отнести Советы ветеранов, созданные почти повсеместно, они не только отстаивают интересы своего поколения, но и оказывают помощь деятельности администраций различного уровня. В некоторых республиках, краях и областях есть Совет старейшин, образованный при губернаторах, который помогает рассматривать многие вопросы относительно образования, воспитания молодежи, хозяйствования. При МВД, Федеральной миграционной службе, Федеральной службе исполнения наказаний и других созданы и функционируют общественно-консультативные советы.
Общественные советы обладают рядом функций, из которых мы выделим основные:
• обсуждение рекомендаций, проведение консультаций;
• помощь во взаимодействии между обществом и властью, в качестве координатора такого взаимодействия;
• выступают в роли эксперта, помогают разрабатывать рекомендации и предложения по решению уже выявленных проблем, выявляют новые проблемы;
• информационно-просветительская;
• развитие механизмов контроля и осуществление общественного контроля над деятельностью власти.
Деятельность, согласованная по месту, целям, времени применения средств и сил для достижения поставленных задач, называется взаимодействием; в качестве принципов такой деятельности можно обозначить осуществление в форме информационного обмена или в форме совместной деятельности (прямого сотрудничества).
Начало демократизации общества обозначилось вливанием органов внутренних дел во все сферы социальных отношений, однако эффективной деятельности не может быть без четких социальных ориентиров. Необходимо организовывать взаимодействие органов внутренних дел с гражданами на основе социального партнерства, что создаст подъем правовой активности населения, что, в свою очередь, приведет к более благоприятной криминологической обстановке.
Согласно исследованию зарубежных специалистов, эффективнее решаются задачи, поставленные перед полицией, когда в обществе доминирует доверие и поддержка в ее сторону. В большинстве стран население активно привлекается к помощи полиции, к этому стремиться и Россия. Для решения этой задачи привлекаются общественные советы как правовая форма взаимодействия, созданные при органах государственной власти, в том числе, при МВД РФ и его подразделениях. В состав общественных советов при органах исполнительной власти входят члены разных общественных организаций, граждане из основных социальных слоев и групп гражданского общества.
Общественные советы (палаты) как правовая форма взаимодействия органов исполнительной власти и института гражданского общества признаны обеспечить участие граждан в принятии серьезных и значимых решений, касающихся органов внутренних дел. В первую очередь, общественные советы должны принимать участие в экспертной работе, давать антикоррупционную оценку разрабатываемых правовых актов и помогать в разработке предложений по решению наиболее актуальных вопросов, касающихся органов внутренних дел.
Общественные советы (палаты) также служат в качестве получения обратной связи от населения, являются источником информации об общественном мнении относительно действительности органов внутренних дел, а также механизмом по привлечению институтов гражданского общества для решения вопросов относительно защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности.
Органы внутренних дел совместно с общественными советами создают каналы взаимодействия с заявителями (электронная почта, Интернет), «горячие линии», «телефоны доверия», определяют порядок обработки поступающих сообщений.
Общественные советы (палаты) - важный элемент демократического общества, их создание придает эффективность и системность взаимоотношений органов внутренних дел и институтов гражданского общества.
Общественные советы, созданные при органах внутренних дел, существуют не так давно, но уже имеют полноценную структуру, которая может оказывать значимое влияние на деятельность внутренних органов. Основой взаимодействия
органов внутренних дел с институтами гражданского общества в правовом поле является № 3-ФЗ «О полиции». В частности, право общественных советов на осуществлении контроля деятельности полиции прописано в статье 50 Закона «О полиции» [3].
Кроме многочисленных положительных моментов такого взаимодействия следует выделить ряд недостатков, которые встречаются в отдельных территориальных органах МВД России [1]:
1. Недостаточное внимание некоторых руководителей органов внутренних дел взаимодействию с институтами гражданского общества посредство общественных советов, недооценка роли институтов гражданского общества в повышении качества и эффективности правоохранительной деятельности.
2. Неполное и несвоевременное информирование граждан и СМИ об инициативах, выдвигаемых общественными советами по важным вопросам, касающихся деятельности органов внутренних дел, об их работе.
3. При расследовании резонансных дел и обсуждения положительного опыта работы полиции имеет место недостаточное привлечение к обсуждению общественных советов.
4. Отклонение без обоснований рекомендаций и п редложений, поступающих со стороны общественных советов по вопросам деятельности органов внутренних дел.
5. Неиспользование потенциала общественных советов в полной мере при подготовке проектов правовых актов относительно деятельности правоохранительных органов.
Чаще всего, вышеперечисленные недочеты возникают по причине незнания сотрудниками внутренних дел и членами общественных советов нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность вышеперечисленных ведомств и нехваткой опыта взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества.
К условиям взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества можно отнести формируемое правовое поле на различных уровнях. Примером тому служит Законы РФ: «О борьбе с терроризмом», «О полиции», «О безопасности» и другие.
Все вышеизложенное нами в статье по-прежнему требует дальнейшего поиска путей улучшения взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества посредством общественных советов.
Литература:
1. Методические рекомендации по организации взаимодействия территориальных органов МВД России с образованными при них общественными советами. URL : https://235.56.мвд.рф/document/ 16673699 (дата обращения 22.09.2020).
2. Общественные объединения и органы власти: правовая основа и опыт взаимодействия / Сост. и отв. ред. Н.Ю. Беляева. М. : Интерлигал, 1997. 238 с.
3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ. URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 22.09.2020).
Literature:
1. Methodological recommendations on the organization of interaction between the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia and the public councils formed under them. URL : https://235.56.MBfl.p^/document/16673699 (date accessed 222.09.2020).
2. Public associations and authorities: legal basis and experience of interaction / Comp. and ed. by N.Yu. Belyaev. M. : Interligal, 1997. 238 p.
3. Federal law «On police» dated 07.02.2011 № 3-FZ. URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_110165/ (accessed 22.09.2020).