Г.Н. Кондратюк.
E-Mail: [email protected]
Общественные организации в политических и социально-экономических процессах Крымской АССР (20-30-е годы XX в.)
УДК 94: 316.354: 332.02
Григорий Николаевич Кондратюк.
Общественные организации в политических и
социально-экономических процессах Крымской АССР (20-30-е годы XX в.)
В статье рассматривается история формирования и функционирования национальных общественных организаций и объединений, существовавших на территории Крымской АССР в 20-30-е годы ХХ века. Такими объединениями являлись национальные клубы, избы-читальни, общества взаимопомощи, крестьянские кооперативы, структуры общества «Долой неграмотность» и профсоюзы учителей. Анализируется взаимодействие общественных национальных организаций с органами государственной власти Крымской АССР в межвоенный период.
Ключевые слова: Крымская АССР, национальная политика, общественные организации, социально-экономические процессы, культура, народное образование.
Grigoriy Nikolaevich Kondratyuk.
Public organizations in political and socio-economic
processes of the Crimean ASSR (20-30s of the XX century)
The article examines the history of the formation and functioning of national public organizations and associations that existed on the territory of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic in the 20-30s of the XX century. Such associations were national clubs, reading rooms, mutual aid societies, peasant cooperatives, structures of the society «Down with illiteracy» and teacher trade unions. The interaction of public national organizations with the state authorities of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic in the interwar period is analyzed.
Keywords: Crimean ASSR, National Policy, Public Organizations, Socio-Economic Processes, Culture, Public Education.
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что основы гражданского общества, невозможны без широкой инициативы граждан реализуемой через посредство общественных организаций. Общественные организации аккумулируют различные потребности людей в области экономики, организации городского хозяйства, сфере культуры и досуга. Инициатива в решении целого комплекса социально-экономических и национально-культурных вопросов должна исходить от самих людей. Гражданское общество должно предоставить широкие возможности для развития национальных культур, сохранения и развития родного языка. Объединение усилий людей позволит помочь смягчить ряд острых социальных проблем. На смену патернализму советского прошлого должна прийти инициатива граждан многоукладной экономики и плюралистического общества.
Модель гражданского общества теоретически разработана и практически апробирована в странах Западной Европы. В РСФСР также были относительно небольшие временные периоды проявления широкой общественной инициативы. Это период Гражданской войны
1917-1920 годов, а также первое советское десятилетие. В 1920-х годах действовал целый ряд кооперативных, потребительских, просветительских, досуговых общественных организаций. В Крымской АССР подавляющая их часть была создана на этнической основе. В апреле 1923 года на XII съезде РКП(б) был объявлен курс национальной политики, получившей название коренизации. Коренизация предполагала широкую общественную инициативу и работу национальных общественных организаций.
Цель данной работы в том, чтобы изучить опыт деятельности общественных организаций, их взаимодействие с органами государственной власти.
Обобщение опыта деятельности общественных объединений в области национальных отношений было начато ещё в 1920-1930-е годы. Это публикации М.Я. Лазерсона, Е.Д. Кантора, В. Глебова [Лазерсон, 1918; Кантор, 1925; Глебов, 1927]. Эти работы содержат большой фактический материал и их можно рассматривать в настоящий момент как важный источник при изучении истории общественных объединений. Авторы при их подготовке использовали текущие материалы, которые впоследствии не сохранились в архивных фондах. Новый этап в изучении истории общественных объединений связан с либерализацией советского общества в период «оттепели» 1960-х годов и последующее десятилетие. Доступ в архивы стал более широким и появился ряд работ в которых анализировались различные аспекты деятельности общественных объединений, в первую очередь классовых союзов таких как комбеды [Воробйов, 1955]. Исследования 1970-1980-х годов были написаны с марксистских методологических позиций и содержат ранее сформированные клише [Лихолат, 1970].
С установлением политики гласности в российской историографии произошёл настоящий «фактологический взрыв». Качественно новый этап исторических исследований определялся открытием архивов, возможностью иной интерпретации источников, знакомства с западноевропейской историографией. На опыт деятельности общественных объединений появилась возможность взглянуть с новых методологических позиций.
В ноябре 1920 года в Крыму была установлена советская власть. С первых же дней сформировалась политическая монополия РКП(б). Никакие другие партии, за исключением большевистской, широко и легально действовать не могли. Национальная интеллигенция в качестве выхода из ситуации видела создание и работу в общественных объединениях и организациях. Такими объединениями стали национальные клубы, избы-читальни, общества взаимопомощи, крестьянские кооперативы, структуры общества «Долой неграмотность», профсоюзы учителей, которые поначалу мало контактировали с Всеработпросом (Всероссийский союз работников просвещения).
Культурно-просветительские общественные организации были своеобразным передаточным звеном между органами государственной власти и национальным крестьянством. Указанные общества выполняли важные образовательные задачи: участвовали в организации курсов по переподготовке учителей начальных школ, проводившихся Народным Комиссариатом просвещения Крымской АССР; в формировании творческих коллективов для подготовки учебников и разработки новых программ.
Существенным аспектом деятельности общественных объединений национальных меньшинств Крыма было их участие в культурно-просветительских программах Нарком-проса Крымской АССР, среди которых действительно актуальной и сложной была проблема ликвидации неграмотности. Начиная с 1924 года, дело ликвидации неграмотности приобрело плановый характер. Ликвидации неграмотности среди национальных меньшинств придавали особое значение. Необходимо отметить деятельность такой организации как «Долой неграмотность». Это общество явилось одним из организационных субъектов эффективной реализации партийных и государственных решений влияния на крестьянство. Была создана сеть добровольных обществ. Общество «Долой неграмотность» как всесоюзная общественная организация было основано 2 ноября 1923 года, когда было создано
её временное правление и принят устав. Общество возглавил М. Калинин. Были созданы республиканские филиалы [Центральний державний архiв, л. 79-81]. Общество «Долой неграмотность» действовало на общественных началах под патронатом государства. Общество осуществляло сбор денежных средств, сотрудничало с НКП Крымской АССР Обучившиеся в пунктах по ликвидации неграмотности (ликпунктах) вовлекались в клубную работу, чтобы воспрепятствовать проявлению рецидива неграмотности. Безусловно, ликвидация неграмотности была важным общественным заданием. В своей работе общество «Долой неграмотность» сталкивалось с целым рядом трудностей. Требовались подготовленные учителя, учебные пособия. Крым являлся полинациональным регионом, подчас в одном населённом пункте проживали представители разных национальностей, и это обстоятельство также осложняло реализацию поставленных задач.
В полной мере общество «Долой неграмотность» поставленных целей не достигло. Оно носило кампанейский характер и в недостаточной степени финансировалось государством. Борьба с неграмотностью была делом актуальным, но проходила она без необходимой материальной базы и осуществлялась в значительной степени за счёт средств общественных организаций. Общество «Долой неграмотность» не справлялось и с текущими поставленными задачами. Нарком просвещения А. Луначарский на II сессии ЦИК СССР в докладе о народном образовании отмечал: «Общество содействия ликвидации неграмотности «Долой неграмотность» выносит прекрасные резолюции, но конкретно даёт мизерные результаты». Причина как подчёркивал сам А. Луначарский, состояла в недостаточном финансировании [Луначарский, 1924, с. 2-3]. Финансовую базу планов ликвидации неграмотности должны были составлять взносы государственных организаций и кооперативов. Однако для этих структур это означало отвлечение денег из хозяйственного оборота, поэтому средства вносились с опозданием. Ликвидация неграмотности проводилась методами штурмовщины и кампанейщины, которые подменяли собой кропотливый процесс повышения образовательного уровня населения. Ликвидация неграмотности предполагала расширение распространения политической литературы. Грамотный крестьянин должен был сам прочитать агитационно-пропагандистскую литературу и статьи в газетах. Печатное слово в середине 1920-х годов занимало ещё незначительное место в жизни национальных сёл Крыма.
С деятельностью общества «Долой неграмотность» было тесно связано функционирование изб-читален в сёлах и национальных клубов в крымских городах. Избы-читальни снабжались в централизованном порядке газетами и иной печатной продукцией. Избачи должны были по заданию Наркомпроса Крымской АССР помогать в работе ликвидаторам неграмотности, проводить агитационные кампании, способствовать популяризации агрономических знаний с целью повышения продуктивности крестьянских хозяйств в условиях НЭПа. В Крымской АССР насчитывалось 40 крымскотатарских изб-читален [Государственный архив Республики Крым, д. 708, л. 15].
В Крымской АССР действовал ряд национальных клубов: единый нацмен клуб в Керчи, клуб нацмен Запада в Симферополе, армянский клуб в Симферополе, Севастополе, Ялте и Карасубазаре, караимский клуб в Евпатории, польский в Севастополе, крымчакский в Симферополе, Севастополе, Феодосии, Карасубазаре. Всего в 1927 году насчитывалось 14 клубов [Государственный архив Республики Крым, д. 47, л. 17]. Национальные клубы объединяли людей не только по социальному, а скорее по национальному признаку. Эти общественные организации сыграли также очень важную роль в преодолении голода в Крыму в 1921-1922 годах. Так, на заседании греческого клуба в Севастополе 28 марта 1922 года было принято решение о поездке за рубеж членов правления клуба Радефа, Лазариди, Алексиу для сбора пожертвований голодающим [Государственный архив Республики Крым, д. 205, л. 4].
Как правило, при клубах были небольшие библиотеки, действовали кружки: агитационно-пропагандистский, народных промыслов, театральные группы. Так, в составе караимского и крымчакского клубов существовали театральные коллективы. В крымчакском клубе
было поставлено 40 спектаклей, из них 35% на родном языке. В караимском клубе проведено 2 концерта, 2 лекции, 6 докладов и поставлено 16 спектаклей. Репертуар составили пьесы «Яш-Хатшига», «Хат Годжа Эв Хоробы», «Алишиаган Башка Калпак Ярашма» [Государственный архив Республики Крым, д. 565, л. 20-21].
Рабочие интернациональные клубы создавались под идейным руководством и контролем агитационно-пропагандистского отдела крымского обкома партии. В клубах проводились вечера посвящённые истории революционного движения, читались лекции пропагандистского характера, обсуждались вопросы международного рабочего движения.
Активную деятельность в Крымской АССР во 2-ой половине 1920-х - начале 1930-х годов осуществляло ОЗЕТ. Значительные средства затрачивало Общество по землеустройству евреев на развёртывание сети культурно-просветительских учреждений в местах компактного расселения евреев в Евпаторийском и Джанкойском районах [Центральний державний архiв]. ОЗЕТ являлось общественной организацией ставившей своей задачей способствовать культурно-просветительской работе среди еврейских переселенцев [Краткая Еврейская энциклопедия, 1992]. ОЗЕТ тесно сотрудничал с Союзом Воинствующих Безбожников (СВБ). В 1931 году Центральное правление ОЗЕТ приняло решение об организации среди евреев антирелигиозной кампании.
Примечательной является попытка еврейской интеллигенции создать Крымское Общество «Гезкульт» за еврейскую пролетарскую культуру. В Уставе общества были поставлены следующие задачи: «Популяризировать среди трудящихся еврейских масс на родном языке генеральную линию Партии; помогать соответствующим учреждениям и организациям (партийным, советским, профсоюзным) при проведении культурной революции по всем её маршрутам среди еврейских трудящихся масс, для чего организовать вокруг себя пролетарский актив» [Государственный архив Республики Крым, д. 267, л. 225].
Определяя место общественных организаций в этнокультурных процессах в автономии, можно видеть, что в 1920-х годах РКП(б) стремясь привлечь к социальному эксперименту национальное крестьянство осуществляла политику коренизации. Наряду с созданием административных единиц (национальных сельсоветов и районов), она содействовала созданию общественных объединений. Принципы, которые определяли политику большевиков по отношению к общественным объединениям, исходили из централистско-унифицирован-ного характера самой партии, и её идеологических постулатов - классовости и интернационализма. Но в условиях НЭПа объективно создавались условия для развития национальных групп проживавших в Крыму. В силу объективных причин возникал значительный разрыв между количественными показателями в деятельности общественных объединений и их реальным состоянием. Это обусловливалось отсутствием условий для существования организаций действительно национальных, несовпадением интересов национальных меньшинств и правящей элиты.
Таким образом, в 1930-х годах осуществляется переход к жёсткому регулированию в экономике, провозглашается курс на усиление классовой борьбы, что коренным образом негативно отобразилось на статусе общественных объединений. Многие общественные объединения были распущены. Главной задачей взаимодействия служило выполнение общественными объединениями политических задач руководства. В условиях утверждения командно-административных методов управления происходило окончательное сращивание общественных и партийно-государственных структур. Продолжали функционировать только практически лишённые какой-либо общественной инициативы, так называемые массовые добровольные общества. Опыт деятельности общественных объединений среди национальных меньшинств Крымской АССР противоречив. С одной стороны, гражданские объединения были выразителями инициативы определённых слоёв населения, а с другой стороны - орудием большевистской власти, которая использовалась для утверждения ле-вототалитарного режима.
Литература:
1. Воробйов 1.Ф. Про виникнення i розвиток украшськоТ со^алютичноТ наци. К.: Держпол^видав УРСР, 1955. 184 с.
2. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 708. Л. 15.
3. Там же. Ф. Р-20. Оп. 3. Д. 47. Л. 17.
4. Там же. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 205. Л. 4.
5. Там же. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 565. Л. 20-21.
6. ГАРК. Ф. Р-515. Оп. 1. Д. 267. Л. 225.
7. Краткая Еврейская энциклопедия. Т. 6. Иерусалим, 1992.
8. Лазерсон М.Я. Национальность и государственный строй. Петроград: Книга, 1918. 188 с.; Кантор Е.Д. Кому потрiбна ворожнеча народiв. Харш: Державне видавництво Украши, 1925. 48 с.; Глебов В. Современный антисемитизм и борьба с ним. М.-Л.: Молодая гвардия, 1927. 56 с.
9. Лихолат А.В. Под ленинским знаменем дружбы народов. Единство действий трудящихся Украины и России в борьбе за победу и укрепление Советской власти. М.: Наука, 1970. 436 с.
10. Луначарский А. Доклад о просвещении // Информационный бюллетень общества «Долой неграмотность». 1924. № 9-10. С. 2-3.
11. Центральний державний архiв вищих оргашв влади Украши (ЦДАВО). Ф-1. Оп. 2. Д. 1012. Л. 79-81.
12. Центральний державний аржв громадських об'еднань Украши (ЦДАГО) Ф-1. Оп. 20. Д. 748. Л. 69.