Научная статья на тему 'Общественные объединения сельской России: процессы формирования и институциализации'

Общественные объединения сельской России: процессы формирования и институциализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
650
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / PUBLIC ASSOCIATIONS / CIVIL CONSCIOUSNESS / CIVIL SOCIETY INSTITUTES / RURAL SOCIETY / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергиенко Алие Мустафаевна

В статье рассмотрены современные особенности развития общественных объединений как форм проявления гражданского сознания в сельском социуме России. Описаны основные практики их деятельности, дана оценка их роли в развитии социальной сферы села и социальной поддержке различных групп сельского населения. Результаты исследования получены на основе данных экспертных опросов руководителей общественных организаций, сельского бизнеса и органов местного самоуправления, выборочных опросов сельского населения в Алтайском крае и Республике Алтай, а также по материалам СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сергиенко Алие Мустафаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ASSOCIATIONS IN RURAL RUSSIA: PROCESSES OF FORMING AND INSTITUTIONALIZING

In the article contemporary peculiarities of development of public associations as forms of civic consciousness in the rural society of Russia were considered. The author described the basic practices of their activities and assessed their role in development of social sphere in rural areas. The research results were obtained on basis of the data from expert surveys of leaders of public organizations, rural businesses and local governments, sample surveys of the rural population in the Altai region and Altai Republic as well as on materials media.

Текст научной работы на тему «Общественные объединения сельской России: процессы формирования и институциализации»

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

УДК 316.354.4

Сергиенко Алие Мустафаевна

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии управления

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Алтайский филиал, г. Барнаул, Россия.

656008, г. Барнаул, Россия, 187, Партизанская, e-mail: a.m.sergienko@mail.ru

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ РОССИИ: ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ

Aliye M. Sergiyenko

Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Psychology and Sociology of Management

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education ‘Russian Academy of national economy and state service under the President of the

Russian Federation ’, Altai branch.

656008, Barnaul, Russia, 187, Partizanskaya, e-mail: a.m.sergienko@mail.ru

PUBLIC ASSOCIATIONS IN RURAL RUSSIA:

PROCESSES OF FORMING AND INSTITUTIONALIZING

Аннотация: в статье рассмотрены современные особенности развития общественных объединений как форм проявления гражданского сознания в сельском социуме России. Описаны основные практики их деятельности, дана оценка их роли в развитии социальной сферы села и социальной поддержке различных групп сельского населения. Результаты исследования получены на основе данных экспертных опросов руководителей общественных организаций, сельского бизнеса и органов местного самоуправления, выборочных опросов сельского населения в Алтайском крае и Республике Алтай, а также по материалам СМИ.

Ключевые слова: общественные объединения, гражданское сознание, институты гражданского общества, сельский социум, развитие социальной сферы, социальная поддержка.

© А.М. Сергиенко, 2015

165

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Abstract: in the article contemporary peculiarities of development of public associations as forms of civic consciousness in the rural society of Russia were considered. The author described the basic practices of their activities and assessed their role in development of social sphere in rural areas. The research results were obtained on basis of the data from expert surveys of leaders of public organizations, rural businesses and local governments, sample surveys of the rural population in the Altai region and Altai Republic as well as on materials media.

Keywords: public associations, civil consciousness, civil society institutes, rural society, social development, social support.

Более двух десятилетий в России протекают процессы активного формирования институтов гражданского общества, развития разнообразных формальных и неформальных структур проявления гражданского самосознания. К таким институтам и формам относятся общественные объединения, набравшие за эти годы значимый вес в российском обществе, утвердившие собственные стандарты выражения гражданских интересов, участия в социально-экономическом и политическом развитии страны, ее регионов и муниципальных образований, в социальной поддержке различных социальных групп населения. Особый интерес в этом отношении представляют общественные объединения в сельском социуме, где, с одной стороны, сохраняются культурные особенности традиционных локальных сообществ, основанные на высоком уровне взаимной поддержки и защиты своих интересов для обеспечения социального воспроизводства, а с другой стороны, наблюдаются процессы активной адаптации к изменениям потребностей развития гражданского общества в условиях рыночной экономики, построения правового государства и усиления влияния процессов глобализации. Следствием таких, порой противоречивых, процессов является специфический характер формирования общественных объединений в сельских сообществах, развития практик их деятельности в социальной сфере.

Интерес российских исследователей к изучению общественных

объединений касается в основном городов, поскольку именно в городах

активно протекают процессы развития гражданского общества и его институтов

[10]. Большинство ученых и практиков признает низкий уровень развития

институтов гражданского общества в сельской местности и отмечает наличие

здесь огромных социальных резервов в развитии потребности сельских

жителей выражать гражданские интересы. В своих работах по аграрной

социологии О.П. Фадеева и З.И. Калугина пишут об имеющемся мощном

потенциале самоорганизации в российских сельских сообществах, даже в

166

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

условиях депривации населения и несостоятельности сельскохозяйственных предприятий [5]. В. Виноградский и О. Виноградская, подчеркивая особую природу сетей поддержки на селе, говорят о значительных резервах их развития [4]. П.П. Великий акцентирует внимание на внутренних ресурсах сельского развития и делает вывод о солидарности как важнейшем ресурсе стабильности и обновления сельской жизни [3]. На основе обзора социальных инициатив сельских сообществ, их различных форм и механизмов поддержки в регионах России А.А. Хагуров приходит к заключению, что «важнейшим фактором сельского развития должны стать инициативы самих сельских сообществ», а «самоуправляемость села есть главное условие формирования сельского гражданского общества» [9, c. 81, 86]. Кроме того, в последние годы в средствах массовой информации отмечается активизация сельских сообществ в проявлении гражданского самосознания и реализации его регулятивной функции, появление новых практик общественно-политической деятельности сельчан и их объединений.

В своих исследованиях мы также уделяли внимание сетевым и институциональным механизмам поддержки различных групп сельского населения (бедных, молодежи, молодых семей) в двух аграрных регионах России (Алтайском крае и Республике Алтай) и выявили роль различных политических акторов в такой поддержке и социальном развитии села [1; 2; 6; 8]. Данная статья посвящена анализу основных трендов развития сельских общественных объединений, институциализации инициативных гражданских групп в Алтайском крае, изучению практик их деятельности в социальной сфере и поддержке сельских жителей, а также оценке их вклада представителями местной власти, сельского бизнеса и сельскими жителями в целом. Выбор региона предопределен высокой долей сельского населения (в 2013 г. 44,2 % против 25,8 % в России), а также сравнительно низким уровнем жизни, что формирует высокую потребность в поддержке отдельных социальных групп сельских жителей и социального развития села в целом. Так, данный регион отличается низкими среднедушевыми доходами населения (в 2013 г. 16,0 тыс. руб. против 20,5 и 25,9 тыс. руб. по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации), высокой концентрацией бедности (17,6 % жителей с доходами ниже прожиточного минимума против 10,8 % в России).

Помимо идей Э. Гидденса о возрастающей роли гражданского общества, влиянии гражданских ассоциаций на рыночную экономику и государство [11, р. 64] теоретический фундамент нашего исследования образовали положения институциональной концепции моральной экономики Дж. Скотта [7]. Взаимная социально-экономическая поддержка сельских жителей, высокая роль

167

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

социальных сетей формируют мощный механизм воспроизводства сельского сообщества, который Дж. Скотт назвал моральной экономикой выживания.

Информационной основой исследования являются данные статистики Минюста РФ и Управления Минюста РФ по Алтайскому краю, а также результаты региональных социологических опросов, проведенных

сотрудниками Алтайской лаборатории ИЭОПП СО РАН и Центра социальноэкономических исследований и региональной политики. В 2008 (n=27) и 2011 (n=10) гг. проводились целевые экспертные опросы (методом

полустандартизированного интервью) руководителей сельских общественных объединений а также руководителей органов местного самоуправления и сельских агропромышленных предприятий (n=24 в 2004 г.; n=139 в 2008 г.; n=57 в 2011 г.), в 2008 (n= 1011) и 2011 (n=440) гг. - целевые квотные выборочные опросы сельских жителей региона. Кроме того, для качественной оценки рассматриваемых процессов в 2008-2015 гг. использованы материалы различных СМИ и сайтов региональных органов управления и муниципальных образований.

Современные тенденции развития общественных объединений в России

По данным Минюста РФ на 1 января 2014 г. основными видами российских общественных объединений (рис. 1) являлись общественные организации (они составляли 51,9 % всех общественных объединений) и профессиональные союзы (29,1 %). Следовательно, на долю остальных объединений приходилось менее 20 %, среди них наиболее распространенными являлись общественные фонды (5 %) и общественные движения (1,7 %).

Рис. 1. Количество общественных объединений, зарегистрированных в реестре

Министерства юстиции Российской Федерации на 1 января 2004 и 2014 гг.

168

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Динамика численности общественных объединений в России за предшествующие десять лет, в сравнении с началом 2004 г., свидетельствует о непрерывной рецессии (сначала медленной - в годы экономического роста, затем более активной - в годы влияния глобального кризиса) с первыми признаками стабилизации лишь в последний год рассматриваемого периода (табл. 1). За рассматриваемый период численность общественных объединений сократилась почти в полтора раза и на 1 января 2014 г. составила 103,3 тысячи. Между тем число ежегодно создаваемых общественных объединений в целом в первые годы с начала глобального экономического кризиса (2008-2012 гг.) продолжало расти, и только за последние два года рассматриваемого периода их количество несколько сократилось (до 6,1 тысячи).

Таким образом, в сравнении с этапом активного формирования и институциализации общественных объединений в 1990-х гг. уже с начала 2000х гг. наблюдалась негативная динамика институциональных процессов в их развитии, что привело к значительному сокращению их потенциала, прежде всего его формализованных структур. И лишь первые признаки стабилизации в 2012-2013 гг. в условиях комплексной государственной поддержки могут свидетельствовать о формировании нового этапа позитивных процессов в развитии гражданских инициатив и институтов гражданского общества в России.

Таблица 1

Количество общественных объединений, зарегистрированных в Российской Федерации в 2004-2014 гг. (на 1 января каждого года, по данным «Российских статистических ежегодников» Росстата)

Г о д Общественные Общественные Профессиональные

объединения организации союзы

2004 153523 64850 58431

2005 149201 63125 57515

2006 145743 61943 56852

2007 141789 60246 55639

2008 128997 56067 50708

2009 123406 54351 47007

2010 119247 54113 43522

2011 114392 52626 40801

2012 108736 53246 35792

2013 104949 53026 32334

2014 103325 53655 30059

169

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Наиболее значительные сдвиги в структуре общественных объединений России за десятилетний период связаны с существенным увеличением (на 9,8 п.) доли общественных организаций почти при столь же значительном сокращении удельного веса профессиональных союзов (на 9 п.). Заметных изменений в структурном вкладе большинства остальных объединений практически не произошло.

В связи с последними изменениями в федеральном законе «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (на 8 марта 2015 г.) и Гражданском кодексе РФ (в соответствии с федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации...») определен новый состав общественных организаций и общественных объединений. К последним относятся общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия. Согласно новой редакции ГК РФ общественные организации отнесены к группе некоммерческих корпоративных организаций, первыми «признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (статья 123.4). К их числу относятся политические партии, созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), а также общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления.

Сельские общественные объединения: особенности состава и его изменения

По данным Управления Минюста РФ по Алтайскому краю, на март 2015 г. в регионе осуществляло свою деятельность (в совокупности зарегистрированных и созданных, не завершивших на данный момент процесс регистрации) 1968 некоммерческих организаций (далее - НКО), в том числе 14,7 % - в сельских районах. В сравнении с началом данного десятилетия количество НКО сократилось почти на четверть. Основную массу зарегистрированных некоммерческих организаций региона составляют общественные объединения: 62,9 % в конце 1-го квартала 2015 г. В сельской местности региона на данный момент было зарегистрировано 175 общественных объединений, что составляло 60,6 % всех сельских НКО и только 14,2 % всех общественных объединений региона; следовательно, основная часть зарегистрированных общественных объединений сконцентрирована в городах.

170

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Более половины сельских общественных объединений составляют общественные организации (100 НКО, 57,1 %), среди них наиболее

популярными являются организации развития национальной культуры и досуга, спорта и здорового образа жизни, ветеранов и военно-патриотические, инвалидов, молодежные. Статус общественных организаций получили также пять национально-культурных автономий немцев и казахов. Кроме того, среди сельских общественных объединений Алтайского края можно встретить два общественных движения (молодежное и экологическое), общественный благотворительный фонд и политическую партию (региональное отделение политической партии «Российская Социалистическая партия» Алтайского края). Большую группу общественных объединений в сельской местности образуют районные и первичные организации профессиональных союзов (71 НКО).

По территории Алтайского края сельские зарегистрированные общественные объединения распределены крайне неравномерно: от 1 до 14 в 53 из 60 районов края при среднем значении, равном 33 на каждые 10 районов. Лидерами по количеству общественных объединений являются Алтайский и Павловский районы, расположенные вблизи краевой столицы (14 и 11). О составе и динамике сельских общественных объединений можно судить также на основе экспертных оценок, поскольку значительная их масса не зарегистрирована. По данным экспертного опроса 27 руководителей общественных объединений, действовавших в 2008 г. в Алтайском крае, среди наиболее многочисленных можно выделить молодежные организации (в опросе приняло участие 10 руководителей таких организаций), женсоветы (8), территориальные подразделения Советов ветеранов и пенсионеров (8). Эти объединения функционировали в 12 населенных пунктах 9 сельских районов, в основном в крупных селах с численностью более одной тысячи человек.

Руководители сельских общественных объединений, принявшие участие в опросе в 2011 г., представляли четыре организации ветеранов и пенсионеров (по два союза пенсионеров и совета ветеранов), три женсовета, две молодежные организации и одно подразделение Общественного благотворительного фонда инвалидов войны в Афганистане. Данные сельские общественные объединения действовали на тот момент в восьми населенных пунктах шести сельских районов края.

Таким образом, структуры зарегистрированных и имеющих неформальный статус сельских общественных организаций значительно различаются. Среди последних в большей мере представлены женсоветы, организации молодежи, ветеранов и пенсионеров.

171

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Тренды развития и институциализации сельских общественных объединений

По срокам создания общественных объединений можно отчасти судить о векторах и тенденциях развития гражданских инициативных групп, характере их институциализации. Так, период образования сельских общественных объединений, попавших в поле нашего социологического исследования в 2008 г., разнился от 1945 (одна из организаций ветеранов) до 2007 г. (молодежные организации). Основная доля общественных организаций (21 из 27) создана уже в пореформенной России, начиная с 1990-х гг., в том числе 17 - с начала 2000-х гг. (практически все молодежные организации, по две женские и ветеранские организации и др.). По опросу 2011 г., количество созданных с начала 2000-х гг. объединений равно количеству организованных в 1990-х гг. и ранее (по пять объединений). В частности, в сферу нашего внимания попали две организации, созданные, по данным ее лидеров, еще в советское время (Совет женщин - в 1970 г. и Совет ветеранов - в 1980 г.). Все это говорит скорее об устойчивости давно созданных организаций в отличие от недавно созданных, чем о возрастающей интенсивности институциональных процессов двух последних десятилетий в развитии гражданского общества. Вместе с тем, за два-три года до опроса 2011 г. появились три новых объединения в масштабах данной выборки (Союз пенсионеров, Общественный благотворительный фонд инвалидов войны в Афганистане и Организация молодежи), что свидетельствует о не исчерпанном пока потенциале сельского социума в проявлении гражданского сознания и выражении интереса к развитию общественных практик.

Для 1990-х гг. и периода экономического роста 2000-х гг. характерны значительные масштабы неформальной деятельности сельских общественных объединений. По опросу 2008 г., только примерно каждая восьмая из 27 наблюдаемых организаций (две ветеранские, молодежная и женская) зарегистрировали свою деятельность. Основная же масса функционировала без регистрации, оформления документов, поскольку в основном, по словам их руководителей, необходимости в этом не было. С 2009 г. наблюдались довольно интенсивные процессы формализации общественных практик выражения гражданского самосознания в сельской местности. До 2011 г. три из десяти исследуемых общественных объединений уже зарегистрировали свою деятельность, четыре планировали регистрацию в ближайшее время и только три оставшиеся организации (две женские и одна - ветеранов) поддерживали практику неформальных отношений с сельским сообществом.

По данным Управления Минюста РФ по Алтайскому краю, среди 175 зарегистрированных сельских общественных объединений, действовавших в 2015 г., 30 % были созданы еще в 1990-е гг. (точнее, с 1995 г.), особенно

172

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

активно регистрация проходила в 1998-1999 гг. Период экономического роста в 2000-х гг. отличался уже меньшей активностью процессов институциализации сельских гражданских групп: с 2000 по 2008 г. зарегистрировано только каждое четвертое общественное объединение из ныне действующих, причем более половины - в 2006 г. Напротив, последние годы (с 2009 г.) относятся к периоду наиболее высоких темпов институциализации гражданских инициатив на селе, зарегистрировано около половины (44 %) имеющихся сельских общественных объединений.

Полную картину процессов институциализации гражданских групп представляютют совокупные данные по регистрации НКО, с учетом объединений, ранее зарегистрированных, но со временем завершивших деятельность по своей инициативе либо закрытых по итогам проверки. Так, с начала 1990-х гг. завершили деятельность 590 сельских общественных объединений (в 3,4 раза больше массива действующих), из них 215 объединений зарегистрировались в 1990-х гг., 375 - в первое десятилетие нового века, причем более 90 % - в 2006 г. Таким образом, совокупные данные позволяют выделить аналогичные вышеназванным особенности указанных трех этапов.

Для развития институтов гражданского общества в сельской местности за последние пять-шесть лет на федеральном и региональном уровнях был принят ряд политических решений, стимулирующих проявление гражданского самосознания сельских жителей и способствующих процессам формализации их гражданских инициатив, в том числе в форме общественных объединений. Так, в 2008 г. была создана Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи», организованы ее региональные отделения, в том числе и в Алтайском крае. Создание данного союза заметно усилило масштабы институциализации и формализации сельских молодежных организаций.

Другим примером воздействия государства на процессы формализации гражданских инициатив сельских жителей является целевая поддержка общественных проектов. Так, в Алтайском крае в 2012 г. реализовался проект «Г ражданские инициативы сельских территорий - новый уровень», направленный на формирование знаний и навыков создания и управления общественными объединениями, организацию консультационной, методической помощи в регистрации общественных организаций в сельских муниципальных образованиях. В 2015 г. продолжалась краевая грантовая поддержка социально значимых проектов НКО в сфере молодежной политики. Так, для реализации мероприятий в рамках ведомственной целевой программы «Молодежь Алтая» на 2014-2016 гг. на конкурсной основе поддержано 50 проектов на сумму 2,76 млн руб., в том числе 13 проектов сельских общественных объединений.

173

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Уровень и динамика благополучия и устойчивости развития сельских общественных объединений

Благополучие положения общественных объединений свидетельствует об устойчивости развития гражданского самосознания. О позитивной динамике благополучия в среде сельских гражданских организаций в годы экономического роста и значительных его масштабах накануне глобального экономического кризиса можно судить на основе экспертной оценки современного положения и перспектив деятельности общественных объединений, динамики численности их работников (членов - для общественных организаций).

В 2008 г. руководители общественных объединений оценивали положение своей организации преимущественно как благополучное: почти каждая третья организация устойчиво развивалась, и в большинстве организаций, попавших в выборку, «наблюдалось улучшение, появились надежды на развитие». В трех организациях (ветеранов и пенсионеров) положение оставалось неустойчивым. И лишь в одной женской организации положение было неблагополучным, она находилась в стадии закрытия.

Сельские общественные объединения были преимущественно небольшими по численности их постоянных работников (членов): в них постоянно работало в среднем до 10 человек, причем наиболее многочисленными (до 25 человек) были молодежные организации. В большинстве организаций кадровые проблемы отсутствовали, численность работников соответствовала потребностям организации либо даже имелся их избыток (в большей мере это касалось женских организаций), и только в семи организациях (преимущественно в организациях ветеранов и пенсионеров) наблюдался дефицит кадров. О прогнозе благополучия и динамике устойчивости организаций говорят довольно позитивные оценки перспектив изменения численности их работников, данные их руководителями на последующие один-два года. При сохранении численности в подавляющем большинстве случаев (70 %) ее увеличение возможно было почти в каждой пятой организации, в основном молодежной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди проблем, которые возникали в деятельности сельских общественных объединений в тот период, превалировали недостаточная финансовая поддержка их развития, малые масштабы либо отсутствие грантов (конкурсов), способствующих стабилизации финансовой основы таких организаций. Лидеры молодежных организаций в большей мере подчеркивали недостаток методических рекомендаций, а руководители организаций ветеранов и пенсионеров - материально-технического обеспечения.

174

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

В начале 2010-х гг. наблюдался существенный рост масштабов благополучия и распространения институтов гражданского общества в сельской местности. В 2011 г. положение большинства исследуемых общественных объединений было благополучным и в каждой третьей организации наблюдалось улучшение, появились надежды на развитие. В сравнении с 2008 г. сельские общественные объединения стали более представительными по численности: в среднем около 15 человек при диапазоне от трех до 55 человек.

Оценка лидерами сельских общественных объединений значимости социальных проблем села и динамики социального положения

отдельных групп сельского населения Среди социальных проблем села лидирующей является отток молодежи из села, причем острота этой проблемы нарастает. Если в 2008 г. миграция молодежи в города занимала восьмое место в рейтинге наиболее острых и важных социальных проблем села, то в 2011 г. оценка значимости этой проблемы поднялась на первую позицию (рис. 2).

2008

Низкий уровень заработнойплаты Безработица, отсутствие подходящих рабочих Недоступность, низкое качество медицинских услуг Недостуштость образовательных услут

Жилищные проблемы

Миграция молодежи из села, трудовые ресурсы не воспроизводятся

Алкоголизм, наркомания Низкий уровень пенсий и других социальных выплат Низкий уровень жизни, бедность сельского населения

0% 20%

■ Наиболее острая Одна из самых важных

59,3

44,4

33,3

59,3

40,7

14,8

20,0

18,5

1

29,8 ^

51,9

I

45,0

44,4

I

27,6

40,7

I

51,9

0,0

&

59,3

7,4

.1 I

29,6

11,1

48,1

11,1

33,3

1 |

35,0

37,0

|

42,6 П

40% 60% 80%

■ Незначительная

100%

175

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

2011

Рис. 2. Рейтинг остроты и актуальности социально-экономических проблем

села в 2008

и 2011 гг., экспертная оценка руководителей сельских общественных

объединений, %

С середины десятилетия, как считает подавляющее большинство опрошенных в 2008 г. лидеров молодежных организаций, ситуация с оттоком сельской молодежи либо продолжала ухудшаться, либо оставалась неизменно острой. В целом с начала 1990-х гг. положение сельской молодежи улучшилось. Но если в 1990-е гг., по мнению большинства руководителей молодежных организаций, оно ухудшалось, а в первой половине 2000-х гг. оставалось преимущественно без изменения, то в 2006-2008 гг. положение молодежи заметно улучшилось. В 2011 г. однозначной экспертной оценки изменения положения сельской молодежи за предыдущие три года не получено: мнения разделились от незначительного улучшения до значительного ухудшения.

Основными проблемами, с которыми наиболее часто приходилось сталкиваться сельской молодежи во второй половине 2000-х гг., являлись в первую очередь низкий уровень заработной платы, иногда задержки по ее выплате, жилищные проблемы, низкое качество образовательных и медицинских услуг, низкий уровень развития учреждений культуры и досуга, недоступность бытовых услуг. Следствием низкого уровня жизни во многом являлись деградация молодежи, падение нравственности, алкоголизм и наркомания. По экспертным оценкам, в 2011 г. спектр проблем сельской

176

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

молодежи практически не изменился, но еще большее внимание экспертами было акцентировано на низкий уровень социальных выплат (маленький размер стипендий и пособий).

Между тем эксперты не встревожены проблемой нарушений прав сельской молодежи, их частотой и массовостью. В 2008 г. половина представителей молодежных организаций считала, что права молодых сельчан практически не нарушались, но меньше половины экспертов отмечали, что такие случаи происходили иногда, а в отдельных районах - даже довольно часто. К основным нарушениям прав сельской молодежи относились следующие: 1) по оплате труда: установление необоснованно низкой

заработной платы, выплата преимущественно в натуральной форме, реже -задержки по выплате; 2) по условиям труда: работа без выходных, без отпуска, вредные условия труда; 3) в сфере социальных гарантий: невыплаты по больничным листам и компенсаций при производственных травмах, отсутствие медицинского и пенсионного страхования; 4) при трудоустройстве, увольнении: оформление на работу без трудового договора (контракта, трудовой книжки), увольнение в первую очередь слабозащищенных категорий работников; 5) при регистрации безработных: необоснованные задержки при регистрации, выплате пособия. Судя по экспертным оценкам, в 2011 г. распространенность нарушений прав сельской молодежи снизилась, такие нарушения наблюдались довольно редко. Среди нарушений трудовых прав эксперты продолжали отмечать задержки по выплате зарплаты, невыплаты по больничным листам, компенсаций при производственных травмах и обратили внимание на нарушения прав при получении жилья.

Вторую позицию в экспертном рейтинге остроты и важности социальных проблем села в 2011 г. занимали низкий уровень жизни и бедность сельского населения, а третью - ее важная составляющая: низкий уровень пенсионных и других социальных выплат (рис. 2). Для сравнения: в 2008 г. низкий уровень жизни и бедность занимали первую позицию, а рейтинг низкого уровня социальных выплат резко поднялся, с девятой позиции. Обе проблемы в особой мере касаются сельских пенсионеров и инвалидов.

По данным опросов руководителей сельских организаций ветеранов и пенсионеров, тренды динамики положения сельских пенсионеров вторят трендам молодежи, но масштабы неблагополучия среди пенсионеров вплоть до середины «нулевых» оценивались еще выше. В дальнейшем ситуация значительно улучшилась, в 2011 г. уже не было оценок негативных изменений.

Ключевыми проблемами пенсионеров являются, помимо низкого уровня пенсий и других социальных выплат, низкая оплата труда работающих пенсионеров, а также недоступность и низкое качество медицинских услуг.

177

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Кроме того, эксперты отмечали жилищные проблемы, низкий уровень развития учреждений культуры и досуга, недоступность услуг бытового обслуживания. Распространенность нарушений прав пенсионеров, по оценкам представителей организации ветеранов и пенсионеров, не отличается существенно от аналогичных среди молодежи: от трети до половины экспертов отмечают в той или иной степени такие нарушения. Но если в 2008 г. эксперты свидетельствовали только о редких нарушениях прав на социальные льготы, то в 2011 г. уже отмечались случаи частых нарушений таких прав.

Оценки эксперта из организации инвалидов в 2011 г. близки к оценкам руководителей организаций ветеранов и пенсионеров, но, кроме того, он отмечает специфический спектр проблем и нарушений прав инвалидов: ограничения в приеме на работу, отсутствие приспособленных рабочих мест, нарушение прав на получение жилья, образования, что приводит к возникновению духовно-нравственного кризиса инвалидов.

Хотя эксперты не выделяют в особую группу гендерные проблемы или проблемы более низкого и бесправного положения сельских женщин, все социальные вызовы в полной мере относятся к женской части сельского социума и часто более остро ими осознаются. По оценкам руководителей женсоветов, сельским женщинам, как и мужчинам, приходится часто сталкиваться с проблемами низкого уровня оплаты труда, социальных выплат, бедности, безработицы и, как следствие, духовно-нравственного кризиса, алкоголизма, преступности. В целом позитивные оценки изменения положения сельских женщин за три года с начала глобального экономического кризиса преобладали над негативными.

Практики участия общественных объединений в развитии социальной сферы села и социальной поддержке отдельных групп, оценка их роли

По опросам экспертов, в 2008 г. наиболее значительными были масштабы участия общественных объединений (до двух третей) в организации массовых культурно-развлекательных мероприятий на селе. Вторая по распространенности группа практик включает в себя помощь администрации района, сельсовета поселения в благоустройстве села (более половины объединений), а также поддержку пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других групп населения (около 45 %). Каждая четвертая организация участвовала в поддержке деятельности школ, организации спортивных мероприятий, поддержании общественного порядка. Иногда общественные объединения оказывали помощь детским садам, лагерям труда и отдыха, оборудовали детские площадки.

178

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

В последующем неизменной для большинства общественных объединений являлась традиционная деятельность в сфере культуры и досуга и оказание различных форм поддержки отдельным группам сельчан. Так, женсоветы, организации инвалидов, ветеранов и пенсионеров прежде всего подчеркивали свою помощь в получении социальных льгот неблагополучными семьями, солдатскими вдовами, инвалидами войны и членами их семей, другими нуждающимися, оказание им материальной и моральной поддержки. Довольно часто деятельность была направлена на помощь таким сельчанам в улучшении жилищных условий, ведении семейного крестьянского и домашнего хозяйства.

Сельские молодежные организации помимо распространенных мероприятий в сфере досуга и отдыха оказывали помощь молодежи в получении жилья, социальных пособий, в ведении семейного крестьянского хозяйства, в решении проблем, связанных с нарушениями их трудовых прав, участвовали в организации общественных работ, вовлекали молодежь в различные образовательные программы. С начала 2010-х гг. развитие получают новые практики деятельности молодежных организаций, например, молодежные парламенты (думы) сельских районов, разворачивается «тимуровское движение» по оказанию помощи труженикам тыла, одиноко проживающим пенсионерам. Так, в 2012 г. при финансовой поддержке Института проблем гражданского общества организуются молодежные отряды в Ребрихинском и Залесовском районах для решения актуальных проблем местного сообщества. В Залесовском районе на базе Центра добровольческого движения «Парус» реализовался проект «А у нас во дворе...», задачами которого стали профилактика безнадзорности и беспризорности, снижение числа правонарушений несовершеннолетних, пропаганда здорового образа жизни, повышение мотивации молодежи к общественно полезному труду, воспитание преемственности поколений, поддержка детей с ограниченными возможностями. В 2014 г. тимуровцы помимо традиционной помощи пенсионерам и инвалидам в расчистке снега прилегающей к дому территории очистили памятники воинам Великой Отечественной войны.

В последние годы сельскими женсоветами реализуется широкий спектр новых общественных практик. По мнению председателя районного совета женщин Угловского района, «женсоветы занимаются всем - это очень обширная деятельность: вопросы семьи, детства, благополучие района в целом». Женсовет данного района являлся инициатором многих акций, в том числе таких, как «Соберем детей в школу», «Вахта памяти», посвященная 65-летию Победы; в 2012 г. участвовал в акции по очистке озер. Женсовет Кулундинского района помогает сельчанам, попавшим в трудную жизненную

179

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

ситуацию: «В свободное время мы собираемся все вместе, чтобы попробовать решить чью-то проблему. Разные жизненные ситуации приходится рассматривать: и лишение родительских прав, и вопросы опекунства, и подготовка детей к школе. Бывает, что люди просто хотят получить простой житейский совет и поддержку». Для молодых матерей этот женсовет организует занятия клуба молодой семьи, встречи с психологом и сотрудниками социальных служб. «Активистки общественной организации не только занимаются проблемами, но и проводят праздники и торжества, организуют интересные мероприятия, к примеру, встречи матерей, сыновья которых только что вернулись из армии, или собирают истории жизни семей, проживших вместе много лет, участвуют в краевой эстафете родительского подвига “Согрей теплом родительского сердца”».

Результативность практик сельских общественных объединений можно оценить по их роли в решении социальных проблем села и отдельных групп сельского населения (рис. 3). Свою значимость в решении проблем социальной сферы и бедности представители общественных объединений оценили невысоко (пятое место из восьми возможных в 2011 г.). Еще более скромно оценивают роль общественных объединений представители местной власти и сельского бизнеса (предпоследнее и последнее места). Впрочем, в последние годы роль общественных организаций в оценках этих экспертов несколько выросла: если раньше

общественные организации даже не включались в список значимых организаций по решению данных проблем, то в 2008 г. появилось единичное мнение представителя сельского бизнеса, признающего их важность, а в 2011 г. такой голос получен уже от местной власти.

Г осударственные центры занятости

Г осударственные органы социальной поддержки населения и др.

Органы местного самоуправления

Сельские предприятия, учреждения

Фермерские хозяйства, частные предприниматели (без юр. лица)

Общественные объединения СМИ

Религиозные организации

0 20 40 60 80 100

6 80

1 1

5

1 ■

1 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

Т^8 30

■ Представители местной власти П Представители сельского бизнеса □ Руководители обществ.организаций

Рис. 3. Экспертная оценка значимости организаций в социальном развитии села («Какие организации играют наиболее значимую роль в решении проблем социальной сферы и бедности?»), опрос 2011 г., %

180

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Низкую роль общественным объединениям отводят и сельские жители. Они редко обращаются за помощью в решении своих проблем в такие организации. Ничтожно мала доля тех сельчан, кому общественные организации оказали помощь в решении проблем: менее 1% опрошенных в 2008 г. (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов сельских жителей на вопрос «Кто помогал Вам и Вашей семье в решении жизненных проблем в последнее время?»,

по данным опросов 2008 и 2011 гг., %

Вместе с тем, лидеры сельских общественных объединений осознают свою особую значимость в социальной поддержке отдельных социальных групп. Такие оценки оказались значительно выше в сравнении с оценками их роли в решении социальных проблем села в целом. Так, в 2008 г. ветеранские организации, оценивая роль различных субъектов в оказании помощи пенсионерам и ветеранам своего села, района, дали себе наиболее высокую оценку, молодежные организации свою роль в поддержке молодежи поставили на третье место, после органов местного самоуправления и местных предпринимателей. В 2011 г. самооценки роли общественных объединений в социальной поддержке отдельных социальных групп (молодежи, пенсионеров, инвалидов, женщин) стали заметно скромнее, заняли срединные позиции.

Демонстрацией того, что сельские общественные объединения признают свое особое значение в социальной поддержке нуждающихся, а также в

181

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

проявлении современного гражданского самосознания, является интервью с руководителем одного из женсоветов: «Работа женсовета на селе - очень нелегкий труд. Люди поддерживают нас и понимают, что мы можем многое. А если мы собираемся все вместе, то действительно можем очень многое... В женсовете могут работать только неравнодушные люди, которые способны бескорыстно отдавать тепло своей души другим, тратить на эту работу много сил и времени: ведь сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке. И женсоветы сами идут им навстречу, чувствуют уважение и доверие со стороны людей».

Итак, анализ масштабов и динамики формирования и институциализации сельских общественных объединений, значимости последних в решении социальных проблем села и поддержке отдельных социальных групп показал следующее.

1. Структурной особенностью современного развития институтов гражданского общества России в целом и Алтайского края в частности является преобладание общественных объединений в массиве НКО. В отличие от этапа активного создания и регистрации общественных объединений в России в 1990х гг., с начала нового тысячелетия наблюдалась негативная динамика их развития, что привело к значительному сокращению формализованных структур гражданского общества, общественных объединений (в полтора раза). Во многом это было связано с реструктуризацией общественных объединений вследствие усиления контрольных функций Минюста РФ по их деятельности и сокращения их финансирования за счет зарубежных источников, не компенсированного увеличением средств поддержки из государственных и местных бюджетов, частного сектора экономики. Рецессия в развитии институтов гражданского общества в Алтайском крае с начала 2000-х гг. была менее значительной, сокращение таковых почти на четверть объяснялось менее интенсивными действиями жителей региона по регистрации новых НКО на фоне сокращения ранее созданных. Первые признаки стабилизации динамики общественных объединений в первые годы 2010-х свидетельствуют о возможности формирования нового этапа позитивных процессов в развитии гражданских инициатив и институтов гражданского общества в России в условиях системной государственной поддержки гражданских инициатив.

2. Современное российское село характеризуется значительно более низким уровнем развития гражданских инициатив и институтов гражданского общества в сравнении с городом. В сельской местности Алтайского края действует седьмая часть общественных объединений, часто расположенных вблизи краевой столицы; большинство из них - общественные организации.

182

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Состав зарегистрированных и неформализованных сельских общественных организаций значительно различается, среди последних представлены в большей мере молодежные, женские, организации ветеранов и пенсионеров, инвалидов. Процессы формирования и институциализации сельских общественных объединений можно описать следующими трендами: 1)

волнообразное развитие гражданских инициатив и постепенное нарастание интенсивности процессов их институциализации в 1990-х гг.; 2) вялотекущие процессы формализации гражданских групп в 2000-е годы (за исключением единовременного всплеска в 2006 г.) при значительном росте масштабов неформальных практик, особенно в молодежной среде; 3) активизация институциональных форм гражданского общества с начала 2010-х гг. В этот период зарегистрировано около половины имеющихся сельских общественных объединений, что говорит о неисчерпанном потенциале сельского социума в проявлении гражданского сознания и выражении устойчивого интереса к развитию общественных практик. Об устойчивости развития гражданского самосознания в сельских сообществах свидетельствует существенный рост масштабов благополучия общественных объединений (по оценкам их лидеров), их размеров и позитивные оценки перспектив.

3. Развитие гражданских инициатив в сельском социуме происходит на основе осознания вызовов социальному развитию села и потребностей отдельных групп сельского населения в социальной поддержке. Драйвером развития являются социальные сети сельских сообществ, являющиеся каналами трансфера реализуемых гражданских инициатив. В последние пять-шесть лет мощным фактором активизации процессов становления институтов гражданского общества в сельской местности являются инструменты государственного стимулирования, в том числе целевая грантовая поддержка социально значимых проектов НКО на федеральном и региональном уровнях, а также принятие ряда других политических решений по поддержке гражданских инициатив и их институциализации в селах. Вместе с тем, барьерами институциализации сельских общественных объединений являются прежде всего высокая зависимость от внешней финансовой поддержки, недостаток финансовых средств. Молодежные организации остро ощущают проблему нехватки знаний и навыков в осуществлении деятельности НКО, организации ветеранов и пенсионеров - кадровые проблемы.

4. Сельские общественные объединения осуществляют широкий спектр расширяющихся практик участия в развитии социальной сферы села и социальной поддержке отдельных групп. К наиболее популярным и развивающимся практикам относятся участие в организации массовых культурно-развлекательных и спортивных мероприятий, в поддержке

183

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

деятельности школ и других образовательных учреждений, в благоустройстве села и обеспечении общественного порядка. Специфические практики основаны прежде всего на традиционных для сельских сообществ способах материальной и моральной поддержки отдельных групп, помощи в организации их быта и досуга. Сравнительно новыми для сельских общественных объединений, получающими распространение являются практики оказания помощи по решению проблем социальной исключенности, в том числе связанных с нарушениями трудовых и других социальных прав. Низкая оценка представителями местной власти и сельского бизнеса, сельскими жителями роли общественных объединений в развитии социальной сферы села сочетается с осознанием лидерами общественных объединений своей значимости в социальной поддержке отдельных социальных групп сельского населения. За последнее десятилетие наблюдаются небольшие позитивные сдвиги в экспертной оценке представителями местной власти и бизнеса роли общественных организаций.

5. Перспективы развития гражданских инициатив и институтов гражданского общества в сельском социуме определяются сегодня разнонаправленными факторами. С одной стороны, они могут тормозиться современными политико-экономическими угрозами российскому обществу, оттоком активной части сельского населения в города. С другой стороны, позитивное воздействие может оказать огромный всплеск гражданского самосознания в России в последние год-два. Каков будет итоговый вектор влияния этих факторов, во многом зависит от масштабности и эффективности действий органов государственной и муниципальной власти по сохранению и развитию хрупкого потенциала сельского гражданского общества, его институтов.

Список литературы

1. Алтайское село: тенденции и механизмы социального развития: моногр. / науч. ред. А.Я. Троцковский. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2011. - 296 с.

2. Бедность сельской России в условиях модернизации экономики: процессы и механизмы формирования и преодоления: монография / под общ.ред. А.М. Сергиенко. - Барнаул: АЗБУКА, 2014. - 330 с.

3. Великий П.П. Социальная политика на селе: новые вызовы, старые ограничения // Журнал исследований социальной политики. - 2007. - № 2. - Т. 5. - С. 231-244.

184

РАЗДЕЛ 3. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

4. Виноградский В., Виноградская О. Крестьянские сетевые миры: понятие и способы функционирования// Земельная аккумуляция в начале XXI века: сб. науч. ст. / под общ. ред. А.М. Никулина. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2012. - С. 220-273.

5. Калугина З.И.,Фадеева О.П. Российская деревня в лабиринте реформ: социологические зарисовки. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2009. -340 с.

6. Сергиенко А.М., Решетникова С.А. Социальная поддержка сельских молодых семей в Алтайском крае: моногр. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. -202 с.

7. Скотт Дж. Моральная экономика крестьянства как этика выживания // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. - М.: Прогресс, 1992. - С. 202-210.

8. Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края: социально-экономические и пространственные аспекты: моногр. / науч. ред. А.Я. Троцковский. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013. - 330 с.

9. Хагуров А.А. Социология российского села. - 3-е изд., доп. - М.: Изд-во Кубан. гос. аграр. ун-та, 2012. - 390 с.

10. Халий И. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционной среде. - М.: Ин-т соц. РАН, 2007. - 300 с.

11. Giddens A.The Third Way and its Critics. - Cambridge: Polity Press, 2000.

- 188р.

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.