УДК 94(470)
DOI 10.21685/2072-3024-2018-3-10
И. В. Островская
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ 1991-2014 гг.: РАЗНООБРАЗИЕ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Сегодня одной из новых форм общественной активности граждан являются православные общественные объединения, которые представляют собой разновидность современных институтов российского гражданского общества. Эта новая для православных граждан форма общественной деятельности вызывает много вопросов практического характера. Исследование опыта работы подобных общественных объединений в Крыму и Севастополе в 1991-2014 гг. способствует обогащению арсенала форм и методов работы данных объединений. Цель данной статьи - раскрыть деятельность общественных объединений православных в Крыму и Севастополе на протяжении двух предшествующих десятилетий в условиях политической трансформации регионального сообщества.
Материалы и методы. Реализация поставленной цели достигнута благодаря изучению и анализу документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность общественных объединений, внутренних архивов общественных объединений, статистических материалов государственных органов управления о деятельности религиозных объединений, архивов СМИ.
Результаты. В статье дается характеристика конфессиональной составляющей крымского регионального сообщества в середине 1990-х - начале 2000-х гг. Рассматривается деятельность общественных организаций православных Крыма и Севастополя в исторической ретроспективе на протяжении двух предшествующих десятилетий. Выделяются их специфика, характерные направления деятельности. Определяется вклад данных объединений в сохранение и укрепление русского культурного пространства в регионе в условиях политической трансформации в Украине на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Выводы. Исследование деятельности организаций позволяет сделать вывод о важной роли данных организаций в отстаивании духовно-нравственных ориентиров регионального сообщества, сохранении русского культурного пространства, в формировании сознательного христианского мировоззрения. Внимание к данной проблематике способствует осмыслению специфики политических процессов, разворачивающихся в Крыму и Севастополе на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Ключевые слова: общественные объединения, казаки, общественная консолидация, православные, русское культурное пространство Крыма и Севастополя.
© 2018 Островская И. В. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
I. V. Ostrovskaya
PUBLIC ASSOCIATIONS OF ORTHODOX CRIMEA
AND SEVASTOPOL IN 1991-2014: THE VARIETY AND SPECIFICITY OF ACTIVITIES
Abstract.
Background. Today one of the new forms of public activity are Orthodox Public Associations, which are a kind of modern institutions of the Russian civil society. This new (for Orthodox citizens) form of social activity raises many questions of practical nature. A study of the experience of similar public associations in the Crimea and Sevastopol in 1991-2014 contributes to the enrichment of the Arsenal of forms and methods of work of these associations. The purpose of this article is to reveal the activities of public associations of the Orthodox in the Crimea and Sevastopol over the previous two decades in the political transformation of the regional community.
Materials and methods. This goal was achieved through the study and analysis of documents of legal character regulating the activities of public associations, internal archives of public associations and statistical materials of the state management bodies on the activities of religious associations, the media archives.
Results. The article gives characteristics of the religious component of the Crimean regional community in the middle 1990s - early 2000s, discusses the activities of public organizations of the Orthodox Crimea and Sevastopol from a historical perspective, over the previous two decades. The author highlights their specificity, characteristic directions of activity. The article determines the contribution of these associations in maintaining and strengthening the Russian cultural space in the region in terms of political transformation in Ukraine at the turn of XX-XXI centuries.
Conclusions. The study of activity of the organizations allows to make a conclusion about the important role of these organizations in upholding spiritual and moral values of the regional community, preserving the Russian cultural space, forming a conscientious Christian worldview. The attention to this issue contributes to the understanding of the specificity of the political processes unfolding in the Crimea and Sevastopol at the turn of XX-XXI centuries.
Key words: public associations, Cossacks, social consolidation, Orthodox, Russian cultural space of the Crimea and Sevastopol.
Исследованию проблем межконфессиональных отношений в Крыму 1990-х - начала 2000-х гг. посвящено значительное число работ украинских, российских, крымских экспертов. Среди них труды А. В. Баранова [1], О. Д. Волкогоновой [2], Е. В. Жеребцовой [3], Л. Нагорной [4], А. В. Ишина, А. Г. Шевчука [5], В. К. Григорьянца [6], Ю. А. Бабинова [7] и др. Заметим, что подавляющее число научных работ сосредоточено именно на крымской проблематике, что нельзя сказать об анализе ситуации в Севастополе, исключение составляет работа Р. Н. Белоглазова [8]. Сегодня деятельность общественных объединений православных Крыма и Севастополя 1991-2014 гг. является по-прежнему малоизученной.
Существенное изменение конфессиональной составляющей духовно-гуманитарной жизни крымского регионального сообщества первой половины 1990-х гг. было связано с появлением на полуострове новых конфессий, их религиозных обществ и объединений.
В начале 1990-х гг. на полуострове самой многочисленной конфессией было православие, представленное главным образом Симферопольской и Крымской епархией Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) и частично Крымской епархией Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Так, по сведениям информационно-аналитического отдела Севастопольской городской администрации (СГГА) в июне 1995 г. в Севастополе работало 33 религиозные общины разных конфессий, из которых к УПЦ МП относилось 15, УПЦ КП - 1 [9, л. 14]. Согласно отчету отдела по делам религий СГГА, в 2002 г. численность религиозных общин возросла и составила 86 общин, представляющих 27 конфессий, из них УПЦ МП - 44 общины, УПЦ КП - 2 [10, с. 404].
Украинские эксперты, основываясь на результатах социологических исследований, проведенных в 2008 г. в Крыму и Севастополе, констатировали, что самой многочисленной конфессией в Крыму по-прежнему оставалось православие. К УПЦ МП относилось 49,8 % опрошенных крымчан, к УПЦ КП - 11 % [11, с. 6].
Территория крымского полуострова входила в состав Крымской епархии Украинской православной церкви. В 1990 г. в ее структуре отдельно было выделено Севастопольское благочиние, как церковный округ Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви. Оно подчинялось правящему архиерею, архиепископу Симферопольскому и Крымскому [12, с. 6].
По состоянию на 1 января 2008 г. Симферопольская и Крымская епархия объединяла 532 прихода, 9 зарегистрированных монастырей [13].
С 1992 г. общественные объединения, инициированные православными гражданами Крыма и Севастополя наряду с остальными светскими объединениями, работали на основании Закона Украины «Об общественных объединениях». К середине 1990-х гг. среди населения происходит значительный рост интереса к религиозной жизни Православной церкви, ее традициям. Это способствовало появлению, а затем и успешной интеграции общественных объединений, учрежденных православными по духу и вере гражданами, в жизнь регионального сообщества. К тому же значительное число исторических памятников православной культуры на севастопольской и крымской земле, христианские святыни Херсонеса не только раскрывали духовный потенциал данной культуры, но и являлись базой для работы среди населения и подрастающего поколения. Формы консолидации православных в Крыму и Севастополе в начале 1990-х - 2000-х гг. были разнообразные. Среди них центры православного просвещения, объединения на базе приходов, объединения на профессиональной основе, молодежные центры и организации, казачьи организации [14, с. 33].
Одним из главных последствий либерализации конфессиональной политики в Украине после 1991 г. стал практически неконтролируемый поток на полуостров литературы оккультного содержания, появление и деятельность оккультных сект с сатанинской направленностью, навязывание молодежи определенных стандартов массовой культуры с элементами сатанизма. С целью преодоления данной тенденции 10 августа 1993 г. в Севастополе был открыт Центр православного просвещения - первое общественное объединение православных граждан города, которое развернуло активную просветительскую деятельность среди горожан [15, с. 472]. Данным видом деятельно-
сти стало активно заниматься и Севастопольское историко-богословное общество, появившееся в ноябре 1997 г. С января 1998 г. при участии Центра на периодической основе был организован лекторий для всех желающих «Сравнительное богословие и сектоведение», а также налажена работа отделения Центра по реабилитации жертв оккультизма и нетрадиционной медицины. С целью просвещения широких масс населения города с 1997 г. организуется выпуск печатного издания «Православный Севастополь». Подрастающему поколению уделялось особое внимание, поэтому 10 августа 1993 г. в Севастополе учреждается новое общественное объединение - Студенческое православное движение. А 17 февраля 2001 г. впервые в истории епархии состоялся съезд крымской православной молодежи в Симферополе. В нем приняло участие 1200 представителей всех приходов Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви. Важным итогом съезда было создание Объединения православной молодежи Крыма, призванное решать множество задач первостепенной важности, среди них активизация миссионерской и воспитательной деятельности, организация православного паломничества, возрождение духовного просвещения.
Деятельность общественных объединений православных охватила разные сферы жизни регионального сообщества. В 2001 г. по инициативе медиков, добровольно и безвозмездно оказывающих помощь малообеспеченным гражданам, было создано Общество православных врачей Крыма имени Святителя Луки (В. Войно-Ясенецкого) [16]. Работа в Обществе православных врачей являлась сугубо личным, добровольным делом каждого. Роль Министерства здравоохранения ограничивалась лишь помощью медикаментами, расходными материалами, которую оно в состоянии было оказать врачебному кабинету при епархии. Целью Общества являлось содействие развитию медицинской деятельности на основе православного вероисповедования и христианской нравственности, интеграция усилий врачей в этом направлении. Православную творческую молодежь Севастополя по благословлению благочинного Севастопольского округа в январе 2011 г. объединил православный клуб песни и творчества имени св. апостола Андрея Первозванного, деятельность которого была направлена на миссионерское служение Церкви. Двери клуба были открыты для православных музыкантов, поэтов, просто творческих людей, разделяющих каноны православной церкви.
Среди активно работающих республиканских и городских общественных организаций православных были отделения Всеукраинского общественного объединения в защиту канонического православия «Путь православных» во имя святого равноапостольного князя Владимира, созданного на съезде в Киеве в августе 2000 г. [10, с. 342]. В Севастополе отделение данного Всеукраинского общественного объединения было открыто в марте 2001 г. Среди активно работающих в Крыму было и Евпаторийское отделение данного объединения. Социальная сфера жизни регионального сообщества как наиболее уязвимая в период социально-политических трансформаций находилась в центре внимания прежде всего православных общественных организаций. В августе 2003 г. в Севастополе начал работать Городской центр охраны семьи и молодежи «Русичи». Помощь в отстаивании прав и интересов детей, многодетных семей, молодежи и незащищенных слоев населения была первостепенной задачей работы организации. Ее члены содействовали воз-
рождению духовности, укреплению русской культуры, русских национальных обычаев и устоев среди молодежи. Православно ориентированная организация через опыт активного участия в социальной деятельности предлагала своим участникам почувствовать важность и нужность своей социальной миссии.
Для охвата широких масс населения с целью популяризации культа добрососедства, христианского мировозрения 9 марта 2005 г. при поддержке митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря было создано «Общество православных журналистов Крыма». В его состав вошли журналисты авторитетных СМИ, ведущие печатные издания полуострова. К основным направлениям работы организации относились формирование сознательного христианского мировоззрения, борьба с сатанинскими культами, тоталитарными сектами, религиозным экстремизмом.
С 2010 г. получает церковное одобрение Священного синода Русской православной церкви создание светских общественных объединений на базе приходов. Согласно Типовому уставу прихода Русской православной церкви Московского патриархата, принятому 10 октября 2009 г., при приходе (в случае наличия письменного разрешения Епархиального архиерея) могли создаваться добровольные объединения граждан в целях содействия уставной деятельности прихода [17].
Для координации взаимодействия общественных организаций с церковными учреждениями в 2010 г. был создан при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Русской православной церкви Совет православных общественных организаций и объединений. Одной из основных задач Совета являлось планирование совместной деятельности как в рамках общецерковных программ и мероприятий, так и в организации мероприятий, приуроченных к празднованию Дней славянской письменности и культуры и Дня народного единства.
В отдельную группу общественных православных объединений можно выделить казачьи организации, одна из основных задач деятельности которых состояла в поддержке Русской православной церкви Московского Патриархата. Толчком к возрождению казачества в Крыму стал Указ президента Республики Крым Ю. Мешкова от 16 мая 1994 г. «О казачестве Крыма» [18]. Согласно документу за казачеством Крыма как культурно-этнической общностью признавалось право как на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни, так и на создание общественных казачьих организаций с исторически сложившимися названиями в форме землячеств, союзов и других форм, действующих в соответсвии с порядком, установленным для общественных объединений граждан.
Одной из старейших казачьих организаций Крыма являлся Крымский казачий союз. Он был образован в январе 1993 г. Его деятельность регулировалась законом Украины о регистрации общественных объединений граждан. К декабрю 2013 г. объединял более 20 казачьих организаций, являлся членом постоянного Международного координационного совета казаков Белоруссии, Украины, России. Одним из главных требований для вступления и службы в казачьих объединениях Союза было принятие и следование канонам православной веры. Руководство Союзом осуществлял Координационный совет
крымских атаманов, его главой являлся правящий архиерей Крымской и Симферопольской епархии.
Из числа крымских казачьих объединений, действующих на территории полуострова в начале 2000-х гг., следует отметить общественную организацию «Слава и Воля». Организация была учреждена в июле 2007 г. бывшими крымскими членами Украинского реестрового казачества, покинувшими его ряды. По словам создателя «Славы и воли», новая организация, в отличие от реестрового казачества Крыма, имела пророссийскую направленность. «Мы выступаем за союз Украины и России, объединение славянских народов, - рассказал А. Палочкин. - Если в основе реестрового казачества лежат традиции украинского казачества, в основе нашей организации - традиции донского» [19].
Данное объединение являлось одним из учредителей ежегодного Международного фестиваля «Крымские тулумбасы», который проводился с целью популяризации самобытной казачьей культуры, православных обычаев, прикладного творчества и народных промыслов казаков.
На большом казачьем круге, прошедшем на территории Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря в мае 2007 г., представители казачих организаций из разных регионов - Бахчисарая, Симферополя, Алуп-ки, Ялты, Судака, Севастополя, Красногвардейска, Джанкоя - также решили объединить усилия, создав новую организацию «Объединение казаков Крыма». Среди главных задач объединения были защита православной веры, воспитание молодежи в духе патриотизма, сохранение и развитие казачества. Координация деятельности крымских казачьих объединений для укрепления гражданского согласия в Крыму являлась приоритетной целью в деятельности данного самого многочисленного, политически активного объединения в Крыму вплоть до 2014 г.
На территории Севастополя одной из первых казачьих организаций являлся Союз казаков Севастополя, образованный в мае 2002 г. А уже в сентябре 2002 г. состоялся первый Большой совет казачества Севастополя, где присутствовало 175 представителей от Союза казаков Севастополя, Кубанского, Донского, Запорожского казачества [10, с. 348]. Севастопольские казаки с момента организации объединения осуществляли охрану детского дома № 2, некоторых школ Гагаринского района, часовни на Братском кладбище. Союз осуществлял большую воспитательную работу в рамках военно-патриотического поисково-мемориального отряда «Патриот».
В январе 2010 г. при непосредственной поддержке благочинного Севастопольского округа протоиерея Сергия Халюты был создан Координационный совет казаков при Севастопольском благочинии. Толчком к созданию Координационного совета послужило тесное сотрудничество Севастопольских казачьих общин - Севастопольского казачьего союза «Русь», Севастопольской пластунской сотни, Камышовской паланки Черноморского Отдельного Округа казачества Украины. Севастопольский координационный совет находился в тесном взаимодействии с казаками Совета атаманов Крыма, Крымского казачьего союза, общественной организацией «Слава и Воля», Крымским казачьим кадетским корпусом и многими другими. Казачьи объединения, входящие в Координационный совет при Севастопольском благо-
чинии, оказывали волонтерскую помощь в охране святынь по пути их следования на крымской и севастопольской земле.
Так, в июле 2013 г. в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси в Херсонес во Свято-Владимировский собор были доставлены мощи святого равноапостольного князя Владимира, казаки Севастопольского казачьего союза «Русь» оказывали активное содействие в доставке их в храм, в организации доступа к ним всех желающих. В феврале 2014 г. во время пребывания в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе святыни Дары Волхвов казаки обеспечивали порядок при доступе к святыне. За время ее нахождения на севастопольской земле к ней смогли приложиться более 60 тыс. человек. В июле 2014 г. во встрече мощей и иконы святой блаженной Матроны Московской активное участие также приняли казаки Севастопольского городского казачьего общества.
Помимо общественных объединений, действующих согласно Закону Украины «Об общественных объединениях», миссионерскую деятельность осуществляли и благотворительные фонды, действовавшие согласно закону Украины «О деятельности благотворительных организаций». Именно фонды становятся организаторами масштабных акций, связанных с доступом православных к духовным святыням, инициаторами благотворительной деятельности, направленной на возрождение духовных основ единения православных народов. Моральную, организационную, материальную и финансовую поддержку инициативам, направленным на духовное возрождение общества, оказывали фонды «Православный Крым», а также «Православный Севастополь», созданные в 2009 г.
Таким образом, общественные организации православных Крыма и Севастополя 1990-х - начала 2000-х гг. следует рассматривать как своеобразные центры консолидации православных по вере и духу граждан полуострова. Их основная роль состояла в объединении усилий членов регионального сообщества на основе общих духовных ценностей, при этом их деятельность была направлена на формирование в региональном социуме сознательного христианского мировозрения, терпимости и толерантности. И хотя данные организации объединяли сторонников определенной конфессии, их деятельность была направлена на содействие решению актуальных проблем всего сообщества. Являясь важным фактором в укреплении духовных традиций русского культурного сообщества, данные организации способствовали сохранению его позиций в условиях политических трансформаций на рубеже XX-XXI вв.
Библиографический список
1. Баранов, А. В. Сложносоставной конфликт в современном Крыму: типология, внутрирегиональные факторы, стратегии субъектов политики / А. В. Баранов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2013. - Т. 9, № 3. - С. 119-128.
2. Волкогонова, О. Д. Политизация этничности в современной Украине: русская диаспора и межнациональные отношения в Крыму / О. Д. Волкогонова, А. Ю. Полунов // Россия и современный мир. - 2008. - № 2. - С. 144-163.
3. Жеребцова, Е. В. Специфика конфликтной ситуации в Крымском регионе в постсоветский период / Е. В. Жеребцова // Знание. Понимание. Умение. - 2008. -№ 1. - С. 225-233.
4. Нагорна, Л. П. Регюнальна вдентичшсть: укранський контекст / Л. П. Нагор-на. - Кшв : Ш16НД iменi I. Ф. Кураса НАН Украни, 2008. - 405 с.
5. Ишин, А. В. Православие и ислам в Крыму: проблемы взаимодействия / А. В. Ишин, А. Г. Шевчук // Пилигримы Крыма : сб. науч. ст. и материалов. -Симферополь : Крымский архив, 2003. - Вып. 2 (7). - С. 169-272.
6. Григорьянц, В. Е. К вопросу о государственно-конфессиональных отношениях в Украине и АРК / В. Е. Григорьянц. - Симферополь : Крымский Архив, 2003. - 44 с.
7. Бабинов, Ю. А. К вопросу о толерантности в межконфессиональных отношениях / Ю. А. Бабинов // Гражданское общество и религия / под ред. О. Габриэляна. -Симферополь : Энергия Дельта, 2005. - С. 35-47.
8. Белоглазов, Р. Н. Приоритеты в межконфессиональных отношениях г. Севастополя (1991-2001 гг.): проблемы и перспективы / Р. Н. Белоглазов // Культура народов Причерноморья. - 2002. - Т. 37. - С. 195-201.
9. Справка Информационно-аналитического отдела Севастопольской городской государственной администрации за первое полугодие 1995 года // Научный архив Музея героической обороны и освобождения Севастополя (МГООС). Ф. 2. Оп. 2. Д. 1288. С. 4.
10. Куликов, И. И. Севастополь на рубеже тысячелетий / И. И. Куликов, С. И. Кулик, А. А. Скрипниченко. - Севастополь : Арт-Политика, 2003. - 645 с.
11. АР Крим: люди, проблеми, перспективи // Нацюнальна безпека й оборона. - 2008. -№ 10. - 88 с.
12. Севастопольское благочиние : справочник-путеводитель. - Севастополь : Задруга, 1997. - 232 с.
13. Симферопольская и Крымская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата. Историческая справка. - URL: http://crimea.orthodoxy.su/ main/history (дата обращения: 01.09.2017).
14. Островская, И. В. Роль общественных православных организаций Крыма в консолидации регионального сообщества / И. В. Островская // Материалы X Междунар. науч.-образоват. Знаменовских чтений (г. Курск, 17-20 марта 2014 г.) / Курская епархия. - URL: http://www.курская-епархия.рф/ (дата обращения: 01.09.2017).
15. Севастополь : энцикл. справочник / ред.-сост. М. П. Апошанская. - Севастополь : МГООС, 2000. - 872 с.
16. Перечень общественных формирований // Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым. - URL: http://www. minjust.crimea.ua (дата обращения: 11.09.2017).
17. Положение о церковном одобрении деятельности православных общественных объединений. - URL: http://www.patriarchia.ru (дата обращения: 01.09.2017).
18. О казачестве Крыма : Указ Президента Республики Крым № 63/94 от 16 мая 1994 г. // Вестник Правительства Республики Крым. - 1994. - № 3 (14). - С. 8.
19. Интервью с атаманом крымских казаков А. Палочкиным // Крымская служба новостей. - URL: http://news.allcrimea.net (дата обращения: 01.10.2017).
References
1. Baranov A. V. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political expert examination: POLITEKS]. 2013, vol. 9, no. 3, pp. 119-128.
2. Volkogonova O. D., Polunov A. Yu. Rossiya i sovremennyy mir [Russia and the modern world]. 2008, no. 2, pp. 144-163.
3. Zherebtsova E. V. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability]. 2008, no. 1, pp. 225-233.
4. Nagorna L. P. Regional'na identichnist': ukrains'kiy kontekst [Regional identity: Ukrainian context]. Kiev: IPICND imeni I. F. Kurasa NAN Ukrai'ni, 2008, 405 p.
5. Ishin A. V., Shevchuk A. G. Piligrimy Kryma: sb. nauch. st. i materialov [Crimean pilgrims: collected articles and materials]. Simferopol': Krymskiy arkhiv, 2003, iss. 2 (7), pp. 169-272.
6. Grigor'yants V. E. K voprosu o gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniyakh v Ukraine i ARK [On the issue of state-confessional relations in Ukraine]. Simferopol': Krymskiy Arkhiv, 2003, 44 p.
7. Babinov Yu. A. Grazhdanskoe obshchestvo i religiya [Civil society and religion]. Simferopol': Energiya Del'ta, 2005, pp. 35-47.
8. Beloglazov R. N. Kul'tura narodov Prichernomor'ya [The culture of peoples from the Black Sea territory]. 2002, vol. 37, pp. 195-201.
9. Nauchnyy arkhiv Muzeya geroicheskoy oborony i osvobozhdeniya Sevastopolya (MGOOS) [Scientific archive of the Museum of heroic defence and liberation of Sevastopol (MGOOS)]. F. 2. Op. 2. D. 1288. S. 4.
10. Kulikov I. I., Kulik S. I., Skripnichenko A. A. Sevastopol' na rubezhe tysyacheletiy [Sevastopol at the turn of millennia]. Sevastopol': Art-Politika, 2003, 645 p.
11. Natsional'na bezpekay oborona [National security and defence]. 2008, no. 10, 88 p.
12. Sevastopol'skoe blagochinie: spravochnik-putevoditel' [The Sevastopol Deanery: reference guide]. Sevastopol': Zadruga, 1997, 232 p.
13. Simferopol'skaya i Krymskaya eparkhiya Ukrainskoy pravoslavnoy tserkvi Moskovsko-go patriarkhata. Istoricheskaya spravka [The Simferopol and Crimean eparchy of the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchy. Historical reference]. Available at: http://crimea.orthodoxy.su/main/history (accessed Sept. 01, 2017).
14. Ostrovskaya I. V. Materialy XMezhdunar. nauch.-obrazovat. Znamenovskikh chteniy (g. Kursk, 17-20 marta 2014 g.) [Proceedings of X International scientific and educational Znamenovskie readings (Kursk, March 17th-20th, 2014)]. Available at: http:// www.kurskaya-eparkhiya.rf/ (accessed Sept. 01, 2017).
15. Sevastopol': entsikl. spravochnik [Sevastopol: encyclopedic reference]. Ed.-comp. M. P. Aposhanskaya. Sevastopol': MGOOS, 2000, 872 p.
16. Glavnoe upravlenie yustitsii Ministerstva yustitsii Ukrainy v Avtonomnoy Respublike Krym [The head office of the Ministry of Justice of Ukraine in the Autonomous Republic of Crimea]. Available at: http://www.minjust.crimea.ua (accessed Sept. 11, 2017).
17. Polozhenie o tserkovnom odobrenii deyatel'nosti pravoslavnykh obshchestvennykh ob "edineniy [The statute of the church approval of the activity of orthodox public associations]. Available at: http://www.patriarchia.ru (accessed Sept. 01, 2017).
18. Vestnik Pravitel'stva Respubliki Krym [Bulletin of the Government of the Republic of Crimea]. 1994, no. 3 (14), p. 8.
19. Krymskaya sluzhba novostey [Crimean news service]. Available at: http://news.all crimea.net (accessed Oct. 01, 2017).
Островская Инна Валериевна соискатель, Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149)
E-mail: ostrov-33@mail.ru
Ostrovskaya Inna Valerievna Applicant, Kuban State University (149 Stavropolskaya street, Krasnodar, Russia)
УДК 94(470) Островская, И. В.
Общественные объединения православных Крыма и Севастополя 1991-2014 гг.: разнообразие и специфика деятельности / И. В. Островская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2018. - № 3 (47). - С. 98-106. - DOI 10.21685/2072-3024-2018-3-10.