1.8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Старкин Никита Юрьевич, аспирант. Место учебы: Пензенский государственный университет. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена актуальной и недостаточно изученной в науке конституционного права проблеме, связанной с общественными объединениями как субъектами конституционного права. Автор анализирует тенденции развития российского законодательства об общественных объединениях граждан и на основе этого исследует процесс легализации основных форм общественных объединений.
Применяя сравнительно-правовой метод исследования, автор рассматривает правовую регламентацию организации и деятельности общественных объединений в конституциях различных стран мира. По всем рассматриваемым вопросам сделаны авторские выводы и обобщения.
Статья имеет практическую направленность. Ее материалы могут быть использованы в процессе совершенствования российского законодательства об общественных объединениях.
Ключевые слова: общественные объединения, право на объединение, политические партии.
PUBLIC ASSOCIATIONS AS SUBJECTS OF CONSTITUTIONAL LAW Starkin Nikita Yuryevich, postgraduate student. Place of study: Penza state university. Department: state and legal disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with urgent and insufficiently studied in the science of constitutional law the problem of public associations as subjects of constitutional law. The author analyzes the development trends of the Russian legislation on public associations of citizens and on this basis explores the process of legalization the main forms of public associations.
Using the comparative legal research method, the author examines legal regulation of organization and activity of public associations in the constitutions of various countries of the world. For all the issues made the author's conclusions and generalizations.
The article has a practical orientation. Its materials can be used in the process of improving Russian legislation on public associations.
Keywords: public associations, the right to Association and political parties.
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (ст. 8 - 13) выделяются семь форм общественных объединений, в том числе ассоциации (союзы) [12,1995, 3 21. Ст. 1930.]. Статья 51 данного Закона предусматривает возможность создания общественно-государственных и государственно-общественных объединений. При этом названные объединения в Федеральном законе «Об общественных объединениях» в качестве самостоятельных организационно-правовых форм не называются.
Общественно-государственные и государственно-общественные организации, как правило, создаются с целью патриотического и военно-патриотического воспитания граждан, развития физической культуры и
спорта, подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, развития технического творчества и т.п. Эти организации создаются в виде спортивных и оборонных обществ, обществ рационализаторов и юных техников, других объединений. В юридической науке выделяются еще и государственно-общественные формирования, куда относятся общественныеб палаты, общественные советы, общественные наблюдательные комиссии[ 1,153].
Особенности общественных объединений обусловливают наличие их различных форм. Вместе с тем, можно назвать и общую для всех общественных объединений черту. По мнению В. В. Лысенко, общее заключается в том, что все общественные объединения, выступая формой реализации основных прав и свобод граждан, одновременно являются одной из организационных форм демократии[10,37]. Также необходимо отметить, что объединения граждан, наряду с физическими лицами, являются носителями конституционных прав и свобод[13,30]. Следует поддержать приведенные точки зрения с оговоркой, что названная им черта не является единственной чертой, которая объединяет все формы общественных объединений. Все они создаются для защиты тех или иных прав граждан. В их основе лежит также общность интересов, идей, ценностей, исповедующихся определенными группами людей.
Законодательство, регулирующее организацию и деятельность общественных объединений в Российской Федерации, появилось не так давно - в 1990 году. До этого периода, в условиях однопартийной системы организация и деятельность общественных объединений на уровне законодательства не регламентировалась. Только в 1990 году были приняты два закона СССР: от 9 октября 1990 года «Об общественных объединениях» [2,1990,№ 42. Ст.839] и от 10 декабря 1990 года «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» [2,1990. № 51. Ст. 1107].
В Законе «Об общественных объединениях» впервые было дано официальное определение общественного объединения, под которым понималось «добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов». В качестве общественных объединений признавались «политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, физ-культурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан».
Все общественные объединения формировались и осуществляли свою деятельность на основе принципов законности, добровольности, гласности, равноправия их членов и самоуправления. Участие или неучастие гражданина в деятельности того или иного общественного объединения не могло являться основанием для ограничения его прав и свобод. Государственные органы и должностные лица не вправе были вмешиваться в деятельность общественных объединений. За общественными объединениями признавалось право на добровольных началах объединяться в союзы общественных объединений. Уставы общественных объединений регистрировались в государственных органах.
В целях осуществления задач, обозначенных в уставах, программных документах, общественные объеди-
нения были вправе свободно распространять информацию о своих целях и деятельности, а в предусмотренных законодательством случаях пользовались также следующими правами:
право на участие в формировании органов публичной власти и управления; право законодательной инициативы; право на участие в выработке решений государственными органами власти и управления;
право представлять и защищать законные интересы своих участников в органах государственной власти, а также в общественных органах.
Законом СССР «Об общественных объединениях» впервые была дана классификация общественных объединений на политические партии, массовые общественные движения и профессиональные союзы.
Основной задачей партии выступало выражение политической воли своих членов. Основной их целью являлось участие в формировании органов публичной власти и управления, а также участие в осуществлении власти через своих представителей, которые избирались в Советы народных депутатов.
Партии пользовались правом выдвигать кандидатов в народные депутаты, вести предвыборную кампанию, оформлять группы своих сторонников - депутатов в соответствующих Советах народных депутатов.
Отличительной чертой массовых общественных движений являлось то, что они могли преследовать политические или иные цели и не иметь фиксированного членства.
Профессиональные союзы наделялись правом представлять и защищать интересы своих членов в социально-экономической, культурной сфере, а также в области производства.
Для политических партий и профессиональных союзов устанавливалось требование иметь только фиксированное индивидуальное членство.
Как видим, в законодательстве были предприняты весьма успешные попытки дать классификацию формам общественных объединений. Вместе с тем строгих оснований для разграничения одной формы общественного объединения от другой рассмотренные законы СССР не содержали.
Действующее в Российской Федерации законодательство об общественных объединениях начало формироваться в 90-х годах ХХ века с принятием в 1995 году Федерального закона «Об общественных объединениях» [12,1995, 3 21. Ст. 1930]. Первоначальная редакция указанного закона называла пять форм общественных объединений. К ним были отнесены общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности.
Что касается политических партий, то они в качестве самостоятельной формы общественных объединений граждан были признаны в связи с принятием 12 марта 2002 года поправки в Федеральный закон «О политических партиях». Подобная поправка была внесена также в статью 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях». До этого момента политические партии считались только разновидностью общественных организаций.
Выделение политических партий из массы общественных объединений свидетельствует о том, что государство стимулирует развитие политической системы страны и от избранной модели конституционного регулирования деятельности политических партий, как от-
мечается в научной литературе, зависит степень ее развитости [3,37].
При всей значимости правовой регламентации организации и деятельности общественных объединений и реализации права граждан на объединение ключевое место в данном процессе в России, равно как и в других странах мира, все же принадлежит конституциям. Они содержат различные правовые нормы, касающиеся анализируемой сферы. К примеру, в Конституции Ирландии закреплено право граждан на образование ассоциаций и союзов. При этом в законах, принятых в государстве, может в общественных интересах устанавливаться контроль над осуществлением этого права и в ходе его реализации не должны вводить дискриминацию по политическим, религиозным или классовым основаниям[6, ст. 40].
В Конституции Бельгии также предусмотрено право граждан на объединение. Особо подчеркивается, что указанное право не может быть подвергнуто какой-либо предупредительной мере [4, ст. 27]. Таким образом, Конституция Бельгии фактически не устанавливает каких-либо ограничений в осуществлении права на объединение.
Конституция Королевства Нидерландов, в отличие от Конституции Бельгии, провозглашая право граждан на создание общественных объединений, устанавливает возможность его ограничения Актом парламента в интересах общественного порядка [8, ст.8].
Как видим, в приведенных конституционных положениях право граждан на объединение установлено в самом общем виде. Причем, в одних конституциях содержится указание на возможность ограничения данного права, в других такая норма отсутствует.
Существует группа конституций, где право граждан на объединение детально урегулировано. Например, согласно Основному Закону ФРГ все немцы вправе создавать союзы и общества. Право на создание объединений для охраны и улучшения условий труда и экономических условий гарантировано каждому, независимо от профессии. Соглашения в целях ограничения данного права или затруднения его реализации недействительны, а все меры, направленные на это, считаются противозаконными [11, ст.9].
Статья 21 Основного Закона ФРГ всецело посвящена политическим партиям как общественным объединениям. В соответствии с ней политические партии содействуют формулированию политической воли народа. Они могут быть свободно образованы, а их внутренняя организация должна не противоречить демократическим принципам. Политические партии обязаны представлять публичный отчет об источниках финансирования и расходовании своих средств, а также об имуществе. Партии, которые по своим целям или действиями своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, признаются антиконституционными. Окончательно вопрос об антиконституционности партии решается Федеральным конституционным судом.
Таким образом, Основной Закон ФРГ регулирует как общественные объединения в целом, так и политические партии как одну из их форм.
Статья 12 Конституции Греции устанавливает, что греки вправе создавать союзы и общества, не преследующие цель извлечения прибыли, не нарушая при этом законы, которые не могут обусловливать реализацию данного права предварительным получением
разрешения. Общество может быть распущено за нарушение законодательства или существенного положения своего устава только в соответствие с судебным решением.
Вместе с тем анализируемое положение Конституции Греции закрепляет для государственных служащих возможность ограничения законом их права на объединение. Ограничение права на объединение распространяется также на служащих органов местного самоуправления, либо других юридических лиц публичного права, либо государственных предприятий [5, ст. 12].
Следовательно, приведенный текст позволяет сделать вывод о том, что Конституция Греции не только провозгласила право граждан на объединение, но в то же время обозначила правовые ориентиры для текущего законодательства, регулирующего данную сферу. Этими ориентирами выступают следующие положения: союзы и общества не должны ставить перед собой цель извлечения прибыли, они создаются в уведомительном порядке, могут быть ликвидированы только на основании решения суда, в отношении государственных и муниципальных служащих законом могут быть установлены ограничения их права на объединение.
Конституционное право на объединение в Конституции Испании регулируется двумя статьями [7,357-414]. В соответствии со статьей 22 Конституции Испании гражданам принадлежит право на объединение. Приостановление деятельности объединений или их роспуск возможны только в случае вынесения обоснованного решения суда. Регистрации объединений граждан преследует лишь рекламные цели.
В статье 28 Конституции Испании закреплено право на свободное объединение в профессиональные союзы. Однако в соответствии с законом данное право может быть ограничено. Законом может быть предусмотрено исключение в его осуществлении в отношении Вооруженных Сил, а также военных или других ведомств, подчиненных военной дисциплине. Законом также определены особенности в реализации данного права в отношении государственных служащих. Свобода профсоюзной деятельности включает в себя право создавать профессиональные союзы и вступать в них, равно как и право профессиональных союзов объединяться в конфедерации и создавать международные профессиональные союзы и присоединяться к ним. Никто не может быть принужден к вступлению в профессиональный союз.
Таким образом, Конституция Испании, так же как и Конституция Греции, закрепила право на объединение с установлением ряда ограничений для формирования объединений, установила судебный порядок прекращения или приостановления их деятельности, указала на возможность ограничения или исключения законом права государственных служащих и военнослужащих на объединение в профессиональные союзы.
Подобные положения содержатся и в Конституции Итальянской Республики. Согласно статье 18 граждане вправе свободно, без специального разрешения, объединяться в организации в целях, не запрещенных частным лицам уголовным законом. Создание тайных обществ, а также таких объединений, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного характера, запрещается.
Статьей 39 Конституции Италии установлены основы организации и деятельности профессиональных союзов. Согласно указанной статье организация профес-
сиональных союзов в стране свободна. Помимо обязанности регистрации профсоюзов в местных или центральных учреждениях согласно установленным законом правилам, для них не могут быть установлены иные обязательства. Главным условием регистрации профессиональных союзов выступает закрепление в их уставах правил внутренней организации, основанной на демократических началах. После регистрации профсоюзы осуществляют свою деятельность на правах юридического лица. Представительствуя с числом голосов, пропорциональным количеству своих членов, профессиональные союзы вправе заключать коллективные трудовые договоры, которые имеют обязательную силу для всех лиц, принадлежащих к тем категориям работников, интересы которых затрагивают эти договоры.
Заметим, то при всей схожести рассмотренных правовых норм с Конституцией Испании, Конституция Италии дополнительно в отношении профессиональных союзов закрепила обязательность их регистрации в целях приобретения прав юридического лица, обозначила требования к их уставам, а также установила порядок заключения коллективных трудовых договоров.
Достаточно подробное регулирование права на объединение установлено в Конституции Португальской Республики. Согласно ней граждане вправе свободно и без какого-либо специального разрешения создавать объединения, если их цели не противоречат уголовному закону, и данные объединения не пропагандируют насилие. Объединения свободно осуществляют свою деятельность для достижении своих целей без вмешательства органов публичной власти и не могут быть распущены государством, а их деятельность не может быть приостановлена, за исключением случаев, предусмотренных законом, и на основании решения суда; никто не может быть принужден вступить в члены какого-либо объединения или оставаться его членом; вооруженные объединения запрещены, равно как и объединения военного типа, военизированные или квазивоенные, а также организации, проповедующие фашистскую идеологию [9, ст. 46].
Таким образом, Конституция Португальской Республики установила следующие нормы-принципы в отношении права граждан на объединение и общественных объединений: право граждан на объединение в общественные организации; свободное членство в общественных объединениях; уведомительный характер создания общественных объединений; запрет на деятельность общественных объединений, если их деятельность противоречит уголовному закону; запрет военизированных, пропагандирующих фашистскую идеологию общественных объединений; судебный порядок приостановления деятельности общественного объединения.
Проведенный анализ установления права граждан на объединение в конституциях некоторых стран мира показал, что, во-первых, одни конституции право граждан на объединение только упоминают без определения конституционных принципов его осуществления; во-вторых, в конституциях, где данное право граждан подробно регламентировано, называются основные формы объединений граждан: объединения, союзы, ассоциации, общества; в-третьих, провозглашен принцип свободного участия граждан в общественных объединениях и уведомительный порядок их создания; в-четвертых, установлен принцип невмешательства государства в деятельность общественных объедине-
ний; в-пятых, названы основания ограничения права граждан на объединение.
Следовательно, многообразие форм общественных объединений связано с их особенностями. Действующее законодательство РФ устанавливает семь форм общественных объединений: общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, общественная организация, общественное движение, общественный фонд, союзы (ассоциации) общественных объединений, политическая партия. Правовой статус общественного объединения поставлен в зависимость от его организационно-правовой формы и от наличия статуса юридического лица.
Необходимость выделения политической партии в качестве самостоятельной формы общественного объединения связывается ее особенностями, определенными действующим российским законодательством: политическая партия имеет индивидуальное членство; членами партии могут быть только граждане РФ; партии может быть создана только на федеральном уровне; партия должна иметь обязательную регистрацию и обязана приобрести права юридического лица; гражданин РФ может являться членом только одной политической партии.
Список литературы:
1. Васильев С. А. Государственнор-общественныеб формирования как субъекты конституционно-правовых отношений // Lex russica. 2017. № 1.
2. Ведомости Верховного Совета СССР.
3. Иванкина Н. Ю. Пределы правового регулирования деятельности политических партий и состояние политической системы общества //Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2.
4. Конституция Бельгии //Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
5. Конституция Греции//Конституции государств Европейского Союза. М.,1997.
6. Конституция Ирландии //Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
7. Конституция Испании //Конституции государств Европейского Союза. М.,1997
8. Конституция Королевства Нидерландов //Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
9. Конституция Португальской Республики // Конституции государств Европейского Союза. М.,1997.
10. Лысенко В. В. Гражданское общество и неправительственные организации: внутригосударственный и международный правовой статус //Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13.
11. Основной Закон Федеративной Республики Германии. //Конституции государств Европы. М., 2001. Т. 1.
12. Собрание законодательства Российской Федерации.
13. Тристан Д. А. Объединения граждан как субъекты конституционных прав, свобод и обязанностей //Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12.
Рецензия
на статью Старкина Н. Ю. «Общественные объединения как субъекты конституционного права»
Статья посвящена актуальной и недостаточно разработанной в науке конституционного права проблеме конституционализации общественных объединений граждан. В условиях современной России это взаимодействие особенно важно и значимо в целях достижения гражданского мира и согласия общества в проведении реформ и преодолении кризисных и застойных явлений.
Статья имеет свою научно-теоретическую и практическую значимость в плане совершенствования правовых механизмов закрепления права на объединение и основных форм объединений граждан в конституционном законодательстве России.
Автор использует изданную научную литературу по теме и находит свой ракурс исследования, в основе которого анализ ныне действующего российского законодательства в его историческом развитии и анализ конституций европейских стран, Именно в этом состоит научная новизна представленной статьи.
Статья логически выверена. Ее выводы и положения обоснованы и доказаны необходимым эмпирическим материалом. Стилистических и грамматических погрешностей нами не выявлено. Список литературы составлен правильно.
Вывод: Статья Старкина Н. Ю. соответствует предъявляемым требованиям и может быть опубликована.
Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Пензенского государственного университета В.В.Гошуляк
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 82,83%