Научная статья на тему 'Общественное здоровье в «год коронавируса»'

Общественное здоровье в «год коронавируса» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
360
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
укрепление общественного здоровья / поведенческие факторы риска / право на охрану здоровья / формирование здорового образа жизни / профилактика неинфекционных заболеваний / strengthening public health / behavioral factors / the right to health care / promoting a healthy lifestyle / prevention of non-communicable diseases

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салагай О. О., Сошкина К. В., Летникова Л. И., Стародубов В. И., Драпкина О. М.

В последние годы одним из приоритетных направлений работы Министерства здравоохранения РФ и подведомственных организаций стало формирование единой системы укрепления общественного здоровья, включающей как инфраструктурные и программные элементы, так и конкретные меры. В настоящей работе анализируются результаты работы по формированию указанной системы в период пандемии новой коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салагай О. О., Сошкина К. В., Летникова Л. И., Стародубов В. И., Драпкина О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public health in the “year of coronavirus”

In recent years, one of the priority areas of work of the Ministry of Health of the Russian Federation and subordinate organizations has become the formation of an unified system of strengthening public health, including both infrastructure and program elements, and specific measures. This work analyzes the results of activity on the formation of the coronavirus infection system.

Текст научной работы на тему «Общественное здоровье в «год коронавируса»»

О.О. САЛАГАЙ,

канд. мед. наук, заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия (ORCID: 0000-0002-4501-7514) К.В. СОШКИНА,

зам. директора Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности, Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: SoshkinaKV@minzdrav.gov.ru (ORCID: 0000-0002-8659-4174) Л.И. ЛЕТНИКОВА,

директор Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности, Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: LetnikovaLI@minzdrav.gov.ru (ORCID: 0000-0002-9601-3775) В.И. СТАРОДУБОВ,

д-р мед. наук, профессор, академик РАН, Научный руководитель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: starodubov@mednet.ru (ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3625-4278) О.М. ДРАПКИНА,

д-р мед. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, директор ФГБУ «Национальный исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: drapkina@bk.ru (ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4453-8430) Р.А. ХАЛЬФИН,

д-р мед. наук, профессор, директор Института лидерства и управления здравоохранением ПМГМУ имени И.М. Сеченова, г. Москва, Россия, e-mail: ruskhalf@gmail.com (ORCID: 0000-0002-6684-4164) О.С. КОБЯКОВА,

д-р мед. наук, профессор, директор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: kobyakovaos@mednet.ru (ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0098-1403) Р.У. ХАБРИЕВ,

д-р мед. наук, д-р фарм. наук, профессор, академик Российской академии наук, научный руководитель ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия, e-mail: institute@nriph.ru (ORCID: 0000-0003-2283-376X)

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ В «ГОД КОРОНАВИРУСА»

УДК: 614.2 DOI: 10.21045/2782-1676-2021-1-1-7-18

Салагай О.О., Сошкина К. В., Летникова Л.И., Стародубов В.И., Драпкина О. М., Хальфин Р.А., Кобякова О.С., Хабриев Р.У. Общественное здоровье в «год коронавируса» (Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия; ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; ФГБУ «Национальный исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России, г. Москва, Россия; ПМГМУ имени И.М. Сеченова, Москва, Россия; ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия)

Аннотация: В последние годы одним из приоритетных направлений работы Министерства здравоохранения РФ и подведомственных организаций стало формирование единой системы укрепления общественного здоровья,

включающей как инфраструктурные и программные элементы, так и конкретные меры. В настоящей работе анализируются результаты работы по формированию указанной системы в период пандемии новой коронави-русной инфекции.

Ключевые слова: укрепление общественного здоровья, поведенческие факторы риска, право на охрану здоровья, формирование здорового образа жизни, профилактика неинфекционных заболеваний.

Для цитирования: Салагай О.О., Сошкина К.В., Летникова Л.И., Стародубов В.И., Драпкина О.М., Хальфин Р.А., Кобякова О.С., Хабриев Р.У. Общественное здоровье в "год коронавируса" // Общественное здоровье. 2021, 1 (1):7-18. DOI: 10.21045/2782-1676-2021-1-1-7-18.

Контактная информация: Сошкина Кристина Владимировна, e-mail: soshkinakv@minzdrav.gov.ru

Статья поступила в редакцию: 01.03.2021. Статья принята к печати: 10.03.2021. Дата публикации: 24.03.2021.

ВВЕДЕНИЕ

© О.О. Салагай, К.В. Сошкина, Л.И. Летникова, В.И. Стародубов, О.М. Драпкина, Р.А. Хальфин, О.С. Кобякова, Р.У. Хабриев, 2021 г.

Прошедший год стал одним из самых трудных в истории современного здравоохранения. Как отметил министр здравоохранения РФ М.А. Мурашко на итоговой коллегии ведомства, это был беспрецедентный вызов, объединивший медицинских работников, волонтеров, некоммерческие организации, производителей лекарств и медизделий для решения общей задачи - отражения удара коронавирусной инфекции. В период максимального подъема заболеваемости COVID-19 медицинскую помощь получали одновременно 1,3 млн. человек. На пике пандемии было развернуто 279 тысяч коек, что примерно в 5 раз больше, чем исходное количество. Тестированием на новую коронавирусную инфекцию охвачены более 114,6 млн. человек (более 78 тысяч на 100 тыс. населения), из них положительный результат выявлен у более чем 4,5 млн. человек (4,0%).

Несмотря на инфекционную угрозу, пандемия не только не ослабила, но и обострила актуальность проблемы неинфекционных заболеваний (НИЗ): научные данные показали, что факторы риска НИЗ являются одновременно факторами риска неблагоприятного исхода COVID-19. Наряду с разрушительными, коронавирусная инфекция имела и некоторые позитивные последствия. Так, например, в обществе в целом сформировались некоторые привычки поведенческого иммунитета - ношение масок, дезинфекция рук, поверхностей и предметов.

Более того, НИЗ остались ведущей причиной инвалидности и смерти как в мире, так и в РФ, развитие которых связано с поведенческими факторами риска, в числе которых ведущую роль играют употребление табака, никотинсодержащей продукции, вредное потребление алкоголя, нерациональное питание, недостаточная физическая активность.

По оценкам исследований, по вкладу в смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в России у мужчин на первом месте находится повышенный уровень артериального давления, на втором месте - курение. У женщин первую позицию занимает артериальное давление, вторую - повышенный уровень холестерина крови.

В последние годы одним из приоритетных направлений работы Министерства здравоохранения РФ и подведомственных организаций стало формирование единой системы укрепления общественного здоровья, включающей как инфраструктурные и программные элементы, так и конкретные меры. Задачей указанной системы является поиск наиболее эффективных инструментов, способствующих сокращению бремени воздействия факторов риска развития неинфекционных заболеваний, а также поиск эффективных решений государственной политики.

0 настоящей статьи является анализ результатов работы органов государственной власти по формированию системы укрепления общественного здоровья в период пандемии новой коронавирусной инфекции.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Анализ российского законодательства, стратегических документов Российской Федерации, а также документов субъектов Российской Федерации в сфере общественного здоровья.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С 2018 года в Российской Федерации реализуется федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография», в рамках которого впервые в Российской Федерации поставлена задача формирования системы общественного здоровья, которая включает несколько принципиальных элементов: 1) создание инфраструктуры для укрепления общественного здоровья - пересмотр функционала имеющихся организаций и структурных подразделений, занимающихся вопросами медпрофилактики, для сосредоточения работы на задачах по по-пуляционной и коммунитарной (муниципальной) профилактике;

2) разработку и утверждение региональных, муниципальных и корпоративных программ укрепления здоровья, содержащих анализ текущей ситуации, определение основных факторов риска и причин преждевременной смерти, конкретные мероприятия, сроки и показатели эффективности;

3) разработку нормативных правовых актов, вводящих дополнительные меры по защите от вовлечения в потребление алкоголя и никотина;

4) привлечение некоммерческих организаций к реализации в регионах проектов по укреплению общественного здоровья;

5) коммуникационные кампании, направленные на информирование и мотивирование к здоровьесберегающему поведению.

В качестве результатов Федерального проекта запланировано:

- уменьшение розничной продажи сигарет и алкогольной продукции с 1,5 до 1,15 тысяч штук и с 6,6 до 6,0 литров на душу населения соответственно;

- рост обращаемости в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни с 1,718 до 2,997 млн. человек;

- снижение мужской смертности в возрасте 16-59 лет с 709 до 530 человек на 100 тыс. населения;

- снижение женской смертности в возрасте 16-54 лет с 207 до 188 человек на 100 тыс. населения;

- снижение случаев временной нетрудоспособности с 131,7 до 126,0 на тыс. населения;

- снижение темпов прироста первичной заболеваемости ожирением с 26% до 5%.

Создание инфраструктуры для укрепления общественного здоровья

Приказом Минздрава России от 19.02.2020 № 106н в номенклатуру медицинских организаций включены центры общественного здоровья и медицинской профилактики (далее -Центры).

Правила организации деятельности Центров утверждены приказом Минздрава России от 29.10.2020 № 1177н. Согласно

Правилам Центр является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации или иной организации. В числе основных функций Центра следует отдельно отметить анализ смертности от неинфекционных заболеваний на региональном и муниципальном уровнях с оценкой географических, половозрастных и социальных факторов, включая оценку ожидаемой продолжительности жизни и повозрастных коэффициентов смертности; мониторинг и анализ распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний на региональном и муниципальном уровне; мониторинг и анализ грамотности населения по вопросам общественного здоровья; проведение социологических исследований; разработку, реализацию и оценку эффективности мер, направленных на повышение ответственности работодателей за здоровье работников, через систему экономических и иных стимулов, а также рекомендаций по разработке корпоративных программ по укреплению здоровья; выявление и тиражирование лучших муниципальных программ общественного здоровья. Предусмотрено взаимодействие со средствами массовой информации, информационными ресурсами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по вопросам общественного здоровья, а также организация межведомственного взаимодействия на региональном, муниципальном уровне по вопросам общественного здоровья и ряд других.

Существенные изменения претерпела структура Центра (если сравнивать его с ранее существовавшими центрами медицинской профилактики), обеспечивая акцент на технологии общественного здоровья. Для организации работы Центра в его структуре рекомендуется предусматривать отдел анализа и стратегического планирования, отдел мониторинга факторов риска, отдел разработки, реализации и мониторинга муниципальных программ общественного здоровья, отдел коммуникационных и общественных проектов, отдел организации медицинской

профилактики, отдел разработки, реализации и мониторинга корпоративных программ укрепления здоровья.

Впервые в штатном расписании Центра появились демографы и социологи. Норматив для врачей-методистов и врачей по медицинской профилактике установлен из расчета 1 штатная единица на 100 тыс. населения.

В 2020 году такие Центры были созданы решениями региональных органов власти во всех субъектах Российской Федерации.

Региональные, муниципальные и корпоративные программы общественного здоровья

С целью координации и усиления межведомственной региональной и муниципальной составляющей системы общественного здоровья, основные мероприятия в этом направлении реализуются с помощью региональных и муниципальных программ укрепления общественного здоровья. Основу таких программ составляет детальный анализ причин смертности, распространенности факторов риска, состояния окружающей среды, а также иных характеристик социально-экономического развития в регионе. Программы содержат конкретный набор мер, показателей эффективности, сроки реализации мероприятий и ответственных за них.

Для разработки таких программ Минздравом России были подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации рекомендации, на основе которых региональные программы были утверждены во всех субъектах Российской Федерации.

В 2020 году муниципальные программы были утверждены в более чем 20% муниципалитетов.

Отдельное направление работы - повышение ответственности работодателей за здоровье работников организации, а также ответственности граждан за свое здоровье. Запланирован комплекс мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и, в частности, предусмотрена разработка корпоративных программ укрепления здоровья, способствующих обеспечению и сохранению

трудового потенциала и устойчивого развития граждан.

В настоящее время корпоративные программы приняты работодателями на территории всей Российской Федерации (более 200 работодателей).

Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с экспертным сообществом разработана и размещена на официальном сайте библиотека наилучших практик, а также корпоративная модельная программа укрепления здоровья на рабочих местах. Данная программа является рекомендацией для работодателей и может быть адаптирована каждой организацией. Модельная корпоративная программа укрепления здоровья на рабочем месте включает в себя лучшие практики по сохранению и укреплению здоровья работников, которые могут быть адаптированы и внедрены работодателями.

Комплексом мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни (далее -Комплекс мер), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 №833-р, рассматривается вопрос необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие необходимость для работодателей внедрять корпоративные программы по укреплению здоровья работников.

В целях реализации проекта Министерство активно взаимодействует с Российским союзом промышленников и предпринимателей. В 2019 году Минздравом России подписана Хартия в поддержку Всероссийского движения по сохранению здоровья человека «Здоровье 360». Целью Движения является консолидация усилий государств, бизнеса, органов государственной власти, профсоюзов и ученых по развитию современных и эффективных подходов, направленных на сохранение жизни и здоровья населения трудоспособного возраста. Присоединившись к Хартии, Минздрав России поддержал изложенные

в ней инициативы по повышению внимания к сохранению здоровья работающего населения и со своей стороны будет способствовать реализации корпоративных программ по охране здоровья работников, нацеленных, в том числе, и на профилактику хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основными причинами смертности в трудоспособном возрасте.

Нормативные правовые акты в сфере общественного здоровья

В 2020 году общественное здоровье нашло свое место в Конституции Российской Федерации: были внесены изменения, предусматривающие отнесение к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, а также формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью.

Приказом Минздрава России от 20 января 2020 года № 8 утверждена Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний. Основной целью Стратегии является снижение заболеваемости и предотвращение смертности от неинфекционных заболеваний, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни. Основными задачами Стратегии являются: формирование здорового образа жизни населения и профилактика неинфекционных заболеваний; контроль неинфекционных заболеваний.

Согласно Стратегии, здоровый образ жизни - это образ жизни человека, направленный на предупреждение возникновения и развития неинфекционных заболеваний и характеризующийся исключением или сокращением действия поведенческих факторов риска, к числу которых относятся употребление табака, вредное потребление алкоголя, нерациональное питание, отсутствие физической активности, а также неадаптивное преодоление стрессов.

Стратегией определены 2 основных направления решения задач: формирование здорового образа жизни населения и профилактика неинфекционных заболеваний и контроль заболеваний. Основной координирующий орган стратегии - Межведомственный совет по общественному здоровью (образован приказом Минздрава России от 27.02.2020 № 133). Межведомственной Совет создан в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, научных и иных организаций по разработке и реализации единой государственной политики в сфере общественного здоровья, основными задачами которого являются: подготовка предложений по реализации основных направлений государственной политики в сфере общественного здоровья, подготовка предложений по повышению эффективности мероприятий в сфере общественного здоровья, организация эффективного взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в сфере общественного здоровья и координация их деятельности.

Стратегией заложено 9 ключевых показателей, включая увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, сокращение смертности в трудоспособном возрасте, сокращение потребления табака и алкоголя, увеличение доли лиц, контролирующих артериальное давление.

Федеральным проектом предусмотрено принятие нормативных правовых актов, направленных на усиление мер по борьбе с потреблением табака и иной никотинсодер-жащей продукции, вредным потреблением алкогольной продукции, а также мер, направленных на правильное питание и увеличение физической активности.

В рамках реализации федерального проекта распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 №2732-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержа-щей продукции в Российской Федерации на

период до 2035 г. и дальнейшую перспективу. Положения Концепции направлены на снижение распространенности потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, а также последующее рассмотрение возможности поэтапного вывода табачной и иной никотин-содержащей продукции из гражданского оборота на территории Российской Федерации для достижения максимального сокращения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака. Основными задачами Концепции являются: сокращение спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения, сокращение предложения табака и иной никотинсодержащей продукции среди населения, совершенствование медицинской профилактики потребления табака и иной ни-котинсодержащей продукции и медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции. Ожидаемыми результатами реализации Концепции к 2035 году являются сокращение распространенности потребления табака населением Российской Федерации до 21 процента, сокращение розничных продаж сигарет и папирос на душу населения до 1 тыс. штук в год.

С целью реализации положений Концепции распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 № 1151-р утвержден план мероприятий. План включает в себя мероприятия, направленные на сокращение спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения, сокращение предложения табака и иной никотинсодержа-щей продукции среди населения, совершенствование медицинской профилактики потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции.

В развитие положений Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу, 31.07.2020 принят

Федеральный закон № З03-Ф3, который внес в законодательство Российской Федерации дополнительные ограничения в отношении никотинсодержащей продукции. Так, Федеральным законом введено понятие «никотин-содержащая продукция», на которую распространены ограничения, аналогичные ограничениям на курение и продажу табачных изделий, введены ограничения для торговли, в том числе запрет продажи несовершеннолетним и запрет вовлечения детей в процесс потребления никотинсодержащей продукции, запрещена продажа никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления дистанционным способом. Помимо кальянов, теперь запрещено приобретать в сети любые устройства для нагревания табачных стиков, вейпы, которые производят пар из никотин-содержащих жидкостей, и электронные сигареты. Введен запрет на курение в коммунальных квартирах. Соответствующие изменения внесены в КоАП.

Под никотинсодержащей продукцией понимаются изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, нико-тинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу.

Устройства для потребления такой продукции, согласно Федеральному закону - это электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодер-жащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака.

Закон устанавливает требования к составу никотинсодержащей продукции (концентрация никотина в жидкости или растворе никотина не должна превышать 20 мг/мл) и необходимость раскрытия ее состава.

В связи с принятием Федерального закона № 303-ФЗ Минздравом России принят ряд нормативных актов по регулированию табачной и никотинсодержащей продукции. Так, приказом Минздрава России от 29.03.2021 № 262 утверждена новая Информационно-коммуникационная стратегия по борьбе с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции на период до 2030 года.

Впервые принят Порядок оказания медицинской помощи при табачной (никотиновой) зависимости (приказ Минздрава России от 26.02.2021 №140н). Порядком предусмотрено создание в медицинских организациях специальных кабинетов по отказу от табака и никотина, куда может обратиться за консультацией и пройти курс лечения любой гражданин Российской Федерации, который хочет избавиться от вредной привычки. Также медицинскую помощь оказывают врачи общей практики (семейные врачи), врачи-терапевты, врачи-пульмонологи, врачи-кардиологи, врачи-психиатры и врачи-психиатры-наркологи.

С сентября 2021 года знак о запрете курения становится единым как для курения табачной продукции, так и для потребления никотинсодержащей продукции (приказ Минздрава России от 20.02.2021 №129н). Минздрав России рекомендует в местах, где запрещено потребление никотинсодержащей продукции, вместе со знаком размещать соответствующую надпись.

Переутвержден перечень документов, удостоверяющих личность, при предъявлении которых может осуществляться продажа никотинсодержащей продукции (приказ от 20.02.2021 № 130н).

Переутвержден Порядок согласования материалов, подготовленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для информирования населения о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, вредном воздействии окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении ни-котинсодержащей продукции, на территории

соответствующего субъекта Российской Федерации (приказ Минздрава России от 30.01.2021 №34н) и Методика проведения мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции (приказ Минздрава России от 5 марта 2021 г. № 170н).

Приказом Минздрава России от 20.01.2020 № 31 утверждено Положение и состав Координационного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации по снижению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, созданного в целях координации действий всех заинтересованных сторон по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, заключенной в г. Женеве 21 мая 2003 г., и возникших в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака». Основной задачей Координационного совета является рассмотрение вопросов по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Конвенции.

Отдельно следует также отметить утверждение и практическое применение новых методик расчета показателей в области общественного здоровья.Так, впервые разработана и утверждена методика оценки потребления алкогольной продукции, которая оценивает также незарегистрированное потребление крепкой алкогольной продукции (приказ Минздрава России № 575 от 30.07.2019). Также приказом Росстата от 29.03.2019 №181 утверждена разработанная Минздравом Методика расчета показателя «Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни (процент)», который является интегральным показателем приверженности населения здоровому

образу жизни, представляющий собой сочетание поведенческих факторов риска, является условной характеристикой здорового образа жизни и включает в себя следующие индикаторы/компоненты: отсутствие курения, потребление овощей и фруктов ежедневно не менее 400 г, адекватная физическая активность (не менее 150 мин. умеренной или 75 мин. интенсивной физической нагрузки в неделю), нормальное (не выше 5,0 г NaCl в сутки) потребление соли, употребление алкоголя не более 168 г чистого этанола в неделю для мужчин и не более 84 г - для женщин. В расчете приверженности здоровому образу жизни учитывается распространенность факторов риска в популяции. Распространенность анализируемых факторов риска определяется на выборке с использованием итогов опроса, проведенного по вопроснику выборочного наблюдения состояния здоровья населения (вопросник STEPS, предложенный Всемирной организацией здравоохранения).

Утверждены методики расчета показателя «Обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни (тысяч человек)», «Темпы прироста первичной заболеваемости ожирением (процент)», «Снижение потребления алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола), по отношению к значению 2019 г. (процент)», «Число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни (паспорта здоровья) (млн. человек)» (приказ Минздрава России от 12.04.2021 № 325).

С целью приведения в соответствие с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения сокращен рекомендуемый уровень потребления соли до 5 г., сокращен уровень потребления сахара, предусмотрено обогащение муки фолиевой кислотой и использование йодированной соли (изменения в приказ Минздрава России от 19.08.2016 № 614).

Особо следует обратить внимание на то, что приказом Минздрава России от 29.12.2020 № 1399н впервые установлены требования к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения

и общественному здоровью, а также по медицинской статистике (зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 № 63003). Применительно к общественному здоровью Требования включают следующие работы: изучение, обобщение и распространение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, наилучших организационных решений в практике работы медицинских организаций по профилю, подготовка аналитических обзоров, предоставление организационно-методической поддержки медицинским организациям; разработка, реализация и оценка эффективности мер в области общественного здоровья, направленных на снижение заболеваемости и предотвратимой смертности от неинфекционных заболеваний, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни.

Вовлечение в систему общественного здоровья гражданского общества, некоммерческих организаций и волонтеров

Немаловажной задачей системы общественного здоровья является вовлечение некоммерческих организаций (НКО) и волонтеров в реализацию проектов в области общественного здоровья. Данная работа должна предполагать формирование активного сообщества граждан вокруг центров общественного здоровья и медицинской профилактики. Принципиально важно ориентировать НКО на решение конкретных задач в рамках региональных и муниципальных программ общественного здоровья, связанных не только с информационными кампаниями или акциями.

Начиная с 2020 года, предоставляются субсидии субъектам Российской Федерации для привлечения НКО, деятельность которых направлена на сокращение факторов риска развития неинфекционных заболеваний (85 млн. рублей).

Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии стали наличие в субъекте Российской Федерации

социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских движений, реализующих мероприятия по формированию приверженности здоровому образу жизни у граждан; показатель уровня заболеваемости наркологическими расстройствами (психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ), значение которого выше среднероссийского; а также показатель «Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни», значение которого составляет менее 6,5 процента (постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1640).

Первый опыт показал важность данной работы. В 2021 году она будет продолжена.

Коммуникационная кампания в сфере общественного здоровья

В сфере коммуникаций в 2020 году продолжил работать официальный Интернет-портал Минздрава России о здоровом образе жизни takzdorovo.ru, реализовывался специальный проект на телевидении, радио, в печатных изданиях и в сети Интернет, затрагивающий все основные значимые факторы риска, оказывающие влияние на развитие заболеваний: курение табака и употребление его «модных» заменителей (айкосы, вейпы, кальяны), злоупотребление алкоголем, неправильное питание с повышенным содержанием соли, сахара и жиров, недостаточная физическая активность, освещались проблемы репродуктивного здоровья, повышение приверженности вакцинации среди взрослого населения и матерей с детьми до 3 лет, профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Среднесуточная посещаемость сайта составила более 26 000 человек, размещено 1317 статей, 920 авторских колонок, 2470 новостей, 914 видеороликов и 68 онлайн-конференций о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний.

Проекты на популярных федеральных телеканалах представляли собой серию программ (рубрик) общей продолжительностью не менее 30 000 секунд, а также серию 10-се-кундных динамических затравок. Интеграция в утренние популярные шоу на радио,

включающая розыгрыши призов, обеспечивает широкий охват целевой аудитории по основным направлениям коммуникационной кампании.

По вопросам здорового образа жизни с целью консультирования населения РФ по отказу от вредных привычек продолжила функционировать бесплатная горячая линия Минздрава России (8-800-200-0-200). За 2020 год на горячую линию поступило более 830 тыс. звонков, из которых почти 50% составили звонки по вопросам здорового образа жизни.

Минздравом России ежегодно проводится Всероссийский форум по общественному здоровью, в 2020 году впервые был проведен Всероссийский диктант по общественному здоровью, который собрал более 400 тысяч участников.

В коммуникациях по вопросам здорового образа жизни задействованы все виды СМИ, материалы о здоровом образе жизни носят популярный и интерактивный характер. В 2020 году количество контактов аудитории с материалами коммуникационного проекта составило более 770 млн.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2020 году приказом Минздрава России №42н учреждена ведомственная награда «Медаль имени Николая Александровича Семашко», которой награждаются лица, осуществляющие деятельность в сфере общественного здоровья, а также внесшие значительный вклад в укрепление системы общественного здоровья, борьбу с поведенческими факторами риска, профилактику и повышение приверженности населения здоровому образу жизни, пропаганду здорового образа жизни, государственное регулирование ограничений обращения табачной и алкогольной продукции, научные исследования в области общественного здоровья, а также граждане зарубежных стран, внесшие значительный личный вклад в развитие системы общественного здоровья Российской Федерации.

Основные показатели результативности работ по общественному здоровью

Мероприятия проекта реализованы в полном объеме. По оперативным данным,

в 2020 году достигнуты значения целевых показателей федерального и национального проекта:

• число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы (паспорта здоровья) - 2,1 млн. человек (плановое значение - 1,4 млн. человек, перевыполнено);

• обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни - 800 тыс. человек (плановое значение - 700 тыс. человек, перевыполнено);

• снижение розничных продаж алкогольной продукции (6,3 литра на душу населения - достигнуто);

• снижение розничных продаж табачной продукции (1,35 тыс. штук на душу населения - достигнуто);

• снижение темпов прироста первичной заболеваемости ожирения (14,5% - достигнуто).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, «коронавирусный год» не только не уменьшил, но и в некоторой степени повысил актуальность проблематики общественного здоровья. За прошедший период разработаны и приняты основные нормативные документы, которые обеспечили формирование системы укрепления общественного здоровья в Российской Федерации. Проводимая работа дала свой результат - запланированные значения основных показателей реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» достигнуты.

Вместе с тем, необходимо принятие дальнейших шагов, направленных на усиление региональной и муниципальной работы по укреплению здоровья граждан в рамках соответствующих программ, активное вовлечение работодателей. Особняком стоит проблема повышения ответственности самих граждан за свое здоровье. Данные направления должны оставаться в фокусе особого внимания на последующие периоды работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стенограмма выступления министра здравоохранения РФ М.А. Мурашко на Итоговой коллегии Минздрава России, 16.04.2021.

2. Бойцов С.А, Деев А.Д ШальноваС.А. Смертность и факторы риска неинфекционных заболеваний в России: особенности, динамика, прогноз. // Терапевтический архив. 2017. - Т. 89. - №1. - С. 5-13.

3. Салагай О. О., Сошкина К.В. Правовые подходы к установлению минимального возраста продажи алкогольной продукции. // Журнал российского права. - 2019. - №5. - С. 90-98.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

5. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21.05.2003).

6. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака».

8. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

9. Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 №833-р «Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни».

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 №2732-р «Об утверждении Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу».

13. Приказ Минздрава России от 19.08.2016 №614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания».

14. Приказ Минздрава России от 30.07.2019 № 575 «Об утверждении методики оценки потребления алкогольной продукции, которая оценивает также незарегистрированное потребление крепкой алкогольной продукции».

15. Приказ Минздрава России от 15.01.2020 № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».

16. Приказ Минздрава России от 20.01.2020 № 31 «О Координационном совете при Министерстве здравоохранения Российской Федерации по снижению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции».

17. Приказ Минздрава России от 27.02.2020 № 133 «О Межведомственном совете при Министерстве здравоохранения Российской Федерации по общественному здоровью».

18. Приказ Минздрава России от 29.03.2021 № 262 «Об утверждении информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции на период до 2030 года».

19. Приказ Минздрава России от 12.04.2021 № 325 «Об утверждении методик расчета дополнительных показателей федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография».

20. Приказ Минздрава России от 21.01.2020 № 42н «О ведомственной награде "Медаль имени Николая Александровича Семашко» и о внесении изменений в приказ

Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. № 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2020 № 58481).

21. Приказ Минздрава России от 19.02.2020 № 106н «О внесении изменения в номенклатуру медицинских организаций, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н».

22. Приказ Минздрава России от 29.10.2020 № 1177н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях»;

23. Приказ Минздрава России от 29.12.2020 № 1399н «Об установлении требований к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью, а также по медицинской статистике» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 № 63003).

24. Приказ Минздрава России от 30.01.2021 № 34н «Об утверждении Порядка согласования материалов, подготовленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, вредном воздействии окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации».

25. Приказ Минздрава России от 20.02.2021 № 129н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов и к порядку его размещения» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2021 № 62758).

26. Приказ Минздрава России от 26.02.2021 № 140н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по прекращению потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечению табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2021 № 62756).

27. Приказ Минздрава России от 20.02.2021 № 130н «Об утверждении перечня документов, удостоверяющих личность (в том числе личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющих установить возраст покупателя, приобретающего табачную продукцию или никотинсодержащую продукцию, кальяны и устройства для потребления никотинсодержащей продукции» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2021 № 62748).

28. Приказ Минздрава России от 05.03.2021 № 170н «Об утверждении Методики проведения мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2021 № 62757).

UDC: 614.2

Salagay O.O., Soshkina K. V., Letnikova L.I., Starodubov V.I., Drapkina O.M., Halfin R.A., Kobyakova O.S., Khabriev R.U. Public health in the "year of coronavirus" (Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; National Research Center for Therapy and Preventive Medicine, Moscow Russia; I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia; FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia)

Abstract: In recent years, one of the priority areas of work of the Ministry of Health of the Russian Federation and subordinate organizations has become the formation of an unified system of strengthening public health, including both infrastructure and program elements, and specific measures. This work analyzes the results of activity on the formation of the coronavirus infection system.

Keywords: strengthening public health, behavioral factors, the right to health care, promoting a healthy lifestyle, prevention of non-communicable diseases.

For citation: Salagay O.O., Soshkina K.V., Letnikova L.I., Starodubov V.I., Drapkina O.M., Halfin R.A., Kobyakova O.S., Khabriev R.U. Public health in the "year of coronavirus" // Public health. 2021; 1(1): 7-18. DOI: 10.21045/ 2782-1676-2021-1-1-7-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.