Научная статья на тему 'Общественное участие на местах как драйвер социальной модернизации'

Общественное участие на местах как драйвер социальной модернизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
212
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL MODERNIZATION / POLITICAL PROCESS / LOCAL GOVERNMENT / PUBLIC PARTICIPATION / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Балашова Мария Владимировна

В статье поднимается вопрос о модернизации как важнейшей составляющей современного политического процесса в России. В качестве источника модернизационного развития объявляется муниципальный институт общественного участия участие населения в местном самоуправлении России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local public participation as a driver of social modernization

The article deals with the issue of modernization as an essential part of the modern political process in Russia. Municipal Institute of Public Participation is declared as the source of modernization of development, that means participation of people in the local government in Russia.

Текст научной работы на тему «Общественное участие на местах как драйвер социальной модернизации»

Политология

М.В. Балашова

Общественное участие на местах как драйвер социальной модернизации

В статье поднимается вопрос о модернизации как важнейшей составляющей современного политического процесса в России. В качестве источника модер-низационного развития объявляется муниципальный институт общественного участия - участие населения в местном самоуправлении России.

Ключевые слова: социальная модернизация, политический процесс, местное самоуправление, общественное участие, территориальное общественное самоуправление.

Модернизационная повестка, наполняющая политический процесс при президентстве Д.А. Медведева и, как заявлено, сохраняющая преемственность в новом политическом цикле, должна определять все стороны общественного развития. Безусловно, данный политический приоритет должен влиять и на развитие социальной сферы. Заявленная стратегия на социальную модернизацию включает гражданскую проблематику -создание новых стимулов для гражданской активности, социального действия, новых форм участия населения в жизни государства. На наш взгляд, возможно говорить о том, что в российском обществе достигнут определенный общественно-властный консенсус по вопросу перехода к модернизационной стадии развития. Поэтому нынешний этап отличает задача выбора тех институтов, которые станут основными драйверами социальной модернизации.

На модернизационной стадии должен пересматриваться формат общественно-властных коммуникаций. Сложившиеся практики совершенными назвать нельзя. Модернизационный импульс дает хорошие шансы внести свежие решения в исторически сложный для страны вопрос диалога общества и власти. Здесь приведем несколько сюжетов, которые

Политология

активно обсуждаются в политических, научных и экспертных кругах. Во-первых, тезис о том, что опасения по поводу неконтролируемого развития гражданских инициатив должен меняться на максимальное взаимодействие и стимулирование общественного сектора. Как отметил Президент РФ Д.А. Медведев в своем докладе «Современное государство в эпоху социального многообразия» в рамках Мирового политического форума в Ярославле, «сложное общество, в котором много групп и центров влияния, требует от нас и дальнейшей децентрализации, передачи части государственных функций общественным организациям и полномочий с верхних уровней на региональный, муниципальный уровень. Это вектор развития Российского государства. Это очевидный вектор развития и большинства государств мира» [2]. Этот призыв получает решительную поддержку на местах. Как отмечают в докладе «Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем» эксперты Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, «перспектива модернизации - социальное развитие, направляемое гражданским обществом с опорой на государство и в постоянном тесном сотрудничестве с ним» [7, с. 8].

Важный сюжет современного политического процесса связан и с тем, что намечаются серьезные сдвиги в соотношении форм прямой и представительной демократии. Речь идет, в том числе, о приближении прямой интернет-демократии, о чем говорит и сама политическая элита. «Очевидно, что впереди нас ждет не только опосредованная, или представительная, демократия, но и непосредственная, или прямая, демократия, которая ведет к тому, что люди путем моментального волеизъявления могут показать, чего они хотят, добиться конкретных результатов», -отмечает Президент РФ Д.А. Медведев [3].

В поисках новых институтов социальной модернизации, которые окажутся погруженными в быстро меняющуюся картину общественновластного взаимодействия, особое внимание предлагаем уделить институту общественного участия на местах. Поворот в сторону муниципальной России следует оценить, скорее, как ассиметричный ответ, идущий вразрез с привычной логикой государства на усиление государственных институтов. Но в то же время именно на местном уровне вызревают и крепнут те ростки социальной активности и гражданской ответственности, аналогов которым не найдешь в пестром российском гражданском обществе. Муниципальные формы общественного участия - это удобная площадка для большого социального эксперимента - строительства модернизированной системы взаимодействия и взаимопонимания общества и власти.

Проблеме общественного участия в местном самоуправления неизменно уделяется внимание на уровне всех ключевых политических институтов - Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Общественной палаты РФ. Непосредственное участие первых лиц страны в совещаниях по вопросам развития местного самоуправления, в том числе обсуждение роли населения в местном самоуправлении, позволяет констатировать публичность данной темы и заинтересованность в ней со стороны политической элиты. Задача по созданию условий для соучастия граждан в управлении и самоуправлении, а, значит, развития общественного самоуправления ставится на самом высоком уровне. Основной проблемой, которая тормозит общественно-политическое участие граждан, называется сопротивление самой власти и отсутствие необходимых институциональных условий, социально-управленческое отчуждение в муниципальном управлении [6, с. 68]. Главным критерием оценки работы регионального руководства должен стать уровень доверия жителей; власть должна находиться в диалоге с народом. Такой же критерий оценки очевиден и для местной власти. Вместе с тем по-прежнему акцентируется невысокий уровень самоорганизации и самоуправления граждан [8].

Однако вместе с настороженностью власти проявляется и ее заинтересованность в общественных ресурсах на местах. Природу этого интереса следует раскрывать в том числе на уровне неформальных правил. Здесь заострим внимание только на одном мотиве заинтересованности. Муниципалитеты сталкиваются с невозможностью качественно исполнять свои обязанности в силу ограниченности ресурсов. На этом фоне происходит перекладывание ответственности за решение местных вопросов на объединения жителей. «В этих условиях население, создавая общественные объединения, берет на себя решение вопросов местного значения, а значит, и функции местного самоуправления. Тем самым общественные объединения институализируются в качестве элементов системы местного самоуправления. Поэтому решение проблем их институционализации объективно выступает как развитие института местного самоуправления, роль которого чрезвычайно важна на современном этапе развития России» [4, с. 52]. Данный вывод, который находит отражение в работах многих авторов, а также Общественной палаты РФ, представляется крайне важным: в сложных экономических условиях и проблематичности реализации эффективной социальной политики силами муниципалитета необходимо переосмыслить роль институтов самоорганизации жителей на местах в сторону их усиления и укрепления.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

Взаимосвязь проблематики местного самоуправления с проблемами развития демократии, гражданского общества в России очевидна. Такой подход предопределяет следующие условия к органам местного самоуправления:

- необходимость предоставления гражданам права принимать решения, которые наиболее серьезно затрагивают их повседневную жизнь;

- создание условий для участия в принятии решений;

- поддержка инициатив общественности;

- поощрение развитие связей между органами местного самоуправления и общественными организациями;

- создание инфраструктуры общественных объединений граждан для совместной деятельности;

- замена властных методов действий на методы взаимодействия и сотрудничества [9].

А насколько самому населению нужна практика участия в осуществлении местного самоуправления? На динамику общественного участия населения влияют многие факторы. Во-первых, очевидна взаимосвязь с уровнем доверия населения институтам власти в целом и органам местного самоуправления - в частности. По данным Фонда «Общественное мнение», администрации региона сегодня доверяют 36% населения, не доверяют -51%, а руководству своего населенного пункта - 32% и 45% соответственно. В динамике уровень недоверия населения местным органам власти растет [5]. Во-вторых, социологи измеряют степень ответственности гражданина за происходящее в стране по месту жительства и для контраста -в семье. Так, ответственность или сопричастность к ситуации по месту жительства ощущают в значительной мере 24% населения, что в разы больше, чем к ситуации в городе, стране и мире и составляет примерно столько же (вместе с ответственностью «в полной мере»), сколько «на работе».

Предполагаем, что достаточно низкий уровень доверия населения власти, фиксируемый социологическими мониторингами, может привести к нарастанию общественного запроса на общественное участие -вовлеченности в разных формах в подготовку и принятие решений на уровне страны, города, места жительства. Участие в муниципальной жизни является наиболее близкой и понятной для россиянина социальной практикой. В этом можно увидеть предпосылку для подъема общественного участия именно на местном уровне. В продолжение темы весьма показательно мнение, озвученное на Всероссийском семинаре территориального общественного самоуправления 24-25 мая 2010 г. представителями администрации г. Иркутска: «...если эта общественная потребность не будет обеспечена соответствующей инфраструктурой (системой

встреч, советов, консультаций, общественных дискуссий, коалиционных проектов, нормативных актов, обозначающих «правила игры»), то она начет складываться стихийно, порой неконтролируемо» [1].

Но, оценивая ситуацию со становлением института местного самоуправления в России в целом, следует признать, что к настоящему моменту создана современная модель организации местного самоуправления: учтены территориальные аспекты, сформированы органы местного самоуправления, организована муниципальная служба, исполняются вопросы местного значения, сформирована нормативная правовая база местного самоуправления. Причем территориальные, организационные основы, компетенция и ответственность органов, финансово-экономические основы претерпели в рамках реформы существенные изменения. Одна из основных целей муниципальной реформы напрямую касалась темы населения как активного субъекта местной жизни. Именно данная тема приобрела публичный характер и стала своеобразной «визитной карточкой» муниципальной реформы. Помимо объективной необходимости развивать общественные механизмы на муниципальном уровне, на ситуацию влияют следующие политические условия:

- невозможность муниципалитетов в силу ряда факторов качественно исполнять свои обязанности на местном уровне приводит к перекладыванию ответственности за решение местных вопросов на объединения жителей;

- чиновники продолжают опасаться гражданских инициатив; оказывает влияние фактор сопротивления самой власти институционализации общественного участия;

- в условиях ослабления традиционных политических институтов (например, представительной власти) власть ищет новые механизмы «обратной связи» с населением.

В этой связи институционализация общественных инициатив «снизу», в частности, движения территориального общественного самоуправления (ТОС), становится важным условием развития института местного самоуправления и гражданского сектора. Потребность в общественно-властном диалоге на местном уровне остра. Именно проблема неналаженно-го взаимодействия государства и общества представляет собой одну из самых системных, сложных и сущностных проблем для России. Нужна не только политическая воля, но и технологизация диалогового процесса.

Библиографический список

1. Вовлечение населения в осуществление местного самоуправления. Опыт г. Иркутска // Стенограмма Всероссийского семинара ТОС 24-25.05.2010 г.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

Волгоград. иКЬ: http://www.golostos.ru/index.php?page=metodika&action=ge 1А111с1е&111=139 (дата обращения: 11.09.2011).

2. Медведев Д.А. Выступление на Мировом политической форуме «Современное государство в эпоху социального многообразия», 8.09.2011 г., г. Ярославль. иКЬ: http://news.krem1in.ru/news/12612 (дата обращения: 16.09.2011 г.)

3. Медведев Д.А. Выступление на Мировом политической форуме «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности», 10.09.2010 г., г. Ярославль. ШЬ: http://krem1in.ru/transcripts/8887 (дата обращения: 12.09.2011 г.).

4. Мерсиянова И.В. Проблемы формирования социальной базы местного самоуправления в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1. С. 52-66.

5. Местное самоуправление в зеркале общественного мнения / Дутов А., Елизаров А., Красниковский В., Терехин А. // Местное самоуправление в современной России: Аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России» / Под ред. А.Г. Воронина, Л.В. Гильченко, С.А. Трунова. Серия «Научные доклады». № 50. М., 1997.

6. Рысаев И., Хабибрахманова Э. Участие социальных субъектов в принятии решений как основа преодоления социально-управленческого отчуждения в местном самоуправлении // Власть. 2010. № 8. С. 68-71.

7. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем: Докл. к XII Междунар. науч. конференции НИУ - ВШЭ по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5-7 апреля 2011 г. / Рук. проекта Л.И. Якобсон. М., 2011.

8. Стенографический отчет заседания Государственного Совета по вопросам развития политической системы России. 22 января 2010 г. Москва, Кремль. ЦКЬ: http://www.krem1in.ru/transcripts/6693 (дата обращения: 25.08.2011).

9. Шомина Е.С. Соседское сообщество - ТОС - МСУ // Глобальные проблемы развития местного самоуправления. М, 2004. С. 33-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.