Научная статья на тему 'Общественное участие как социальный механизм обеспечения устойчивого развития монопрофильного города'

Общественное участие как социальный механизм обеспечения устойчивого развития монопрофильного города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Губина Наталья Виктровна, Репина Юлия Александровна

Происходящие в России экономические, политические и идеологические преобразования требуют переосмысления многих наших представлений об обществе и активности его граждан. Преобразования могут содействовать формированию социально-ориентированного, подлинно демократического правового государства, а могут замедлить этот процесс на длительное время. И это во многом зависит от социальной активности граждан, преодоления бездействия и пассивности в различных сферах жизнедеятельности. Социальное бездействие является серьезным препятствием для устранения деформаций общественного развития и перехода на путь устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное участие как социальный механизм обеспечения устойчивого развития монопрофильного города»

Наталья ГУБИНА, Юлия РЕПИНА

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА

Происходящие в России экономические, политические и идеологические преобразования требуют переосмысления многих наших представлений об обществе и активности его граждан. Преобразования могут содействовать формированию социально-ориентированного, подлинно демократического правового государства, а могут замедлить этот процесс на длительное время. И это во многом зависит от социальной активности граждан, преодоления бездействия и пассивности в различных сферах жизнедеятельности. Социальное бездействие является серьезным препятствием для устранения деформаций общественного развития и перехода на путь устойчивого развития.

Проблема устойчивого развития на муниципальном уровне была впервые озвучена в 1994 г. на конференции в г. Манчестере (Англия), где обсуждались пути, на которых устойчивое развитие могло бы быть реализовано на практике. Одним из важнейших направлений работы Манчестерской конференции стала тема «Устойчивые города» - термин, который акцентирует внимание на том, что устойчивое развитие может быть достигнуто только через усилия, начинающиеся на местном уровне. Тем самым было определено, что основное звено - город, на уровне которого необходимо осуществлять концепцию устойчивого развития.

В документах ООН устойчивым считается город, в котором: достижения в общественном, экономическом и физическом развитии постоянны; существует постоянная обеспеченность природными ископаемыми, влияющими на устойчивое развитие; поддерживается длительная безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф1.

1 Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М., 1989, стр. 216-223.

Растущий интерес к проблемам устойчивого развития городов привёл к тому, что в 1998 г. был опубликован документ «Устойчивое городское развитие в Европейском союзе: основа для действий», где были выделены четыре главные проблемы, стоящие перед городами в современном мире, одной из которых является проблема интеграции общества и достижения социальной сплочённости за счёт высокой инновационной активности её граждан.

Именно в монопрофильных городах возможно «повышение инновационной активности населения, способной изменить в лучшую сторону и жизнь городского сообщества, и состояние самого города»1, поскольку имеющие место различные негативные изменения в жизни населения (в большинстве случаев из-за нестабильной работы монопрофильных городов) способны привести к позитивной мобилизации городского социума. В связи с этим общественное участие возникает как необходимый механизм на стыке экологических, экономических и социальных целей устойчивого развития монопрофильного города.

Общественное участие как социальный механизм обладает несколькими важными чертами:

- во-первых, оно имеет предупредительный характер - вместо того, чтобы бороться с последствиями, общественное участие обращается к первопричине, изменяя механизмы принятия решений;

- во-вторых, общественное участие носит сквозной, единый характер для совершенно разных областей и проблем, то есть механизмы общественного участия, приёмы и закономерности будут примерно одинаковы;

- в-третьих, общественное участие, развиваясь в одной области, задаёт координаты отсчёта и цели, которые могут быть достигнуты в других

1 Губина Н.В. Уровень проблемности жизни как показатель социального тонуса // Социологические исследования, 2006, №9, стр. 123.

областях1.

Теоретическая структура поддержки общественного участия должна включать, на наш взгляд, следующие элементы:

- вовлечение граждан в процесс определения их общих проблем и поиска желаемых решений этих проблем;

- доступ к информации и собственно общественное участие в процессе принятия решений (нормативно-правовое его закрепление);

- выявление людей и структур, которые могут обеспечить эти решения;

- создание организации, которая демократически контролируется людьми, способными инициировать рассмотрение будущих проблем, выражающими волю и силу общественности, которую они представляют.

Возможно ли создание такого механизма на данном этапе в г. Нижнекамске? Прежде всего, необходимо определить, имеется ли потенциал общественности, готовый к активному участию в управлении городом Нижнекамском.

Объективные характеристики г. Нижнекамска говорят о том, что он принадлежит к разряду монопрофильных поселений. В городе расположены два крупных предприятия одной технологической цепи - ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамскшина», на которых занято более 34 тыс. чел., или 35% от общего числа работающих в экономике (97 500 чел.), что определяет их как «градообразующие предприятия» . В отчётах главы администрации муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» подчёркивается, что городской бюджет во многом зависит от градообразующих предприятий и основная доля всех денежных

1 Карпов А. С. Общественное участие как основа устойчивого развития // http://www.ecominfo. spb. ru/presentations/index. php?id=167.

2 О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». Последнее обновление 12. 10. 2008.

поступлений (34,2%) приходится на долю крупнейших бюджетообразующих предприятий муниципального района.

Всё это позволяет прийти к выводу, что город, в котором расположены крупные градо- и бюджетообразующие предприятия, является моно-профильным.

Для раскрытия потенциала общественности монопрофильного г. Нижнекамска было проведено социологическое исследование методом очного анкетирования с целью выявления социальной группы, способной к проявлению гражданской активности и социальной сплочённости. Выявление социальной группы является одной из основных предпосылок формирования гражданского сообщества на местном уровне. От того, насколько зрелым является городское сообщество с точки зрения гражданской активности и ответственности, насколько устойчиво будет общественное согласие, в том числе в рамках стратегического партнёрства, зависит возможность улучшения качества жизни и повышения жизненного потенциала, а следовательно, и успешность реализации «Стратегического плана развития города Нижнекамска».

Очевидно, что от социальной активности граждан, в том числе их готовности к самоорганизации и добровольному объединению для решения своих проблем, во многом зависит устойчивое развитие г. Нижнекамска. В результате проведённого социологического исследования были выявлены наиболее активные группы населения и определены их социальнодемографические характеристики. Опрос населения г. Нижнекамска1 проводился методом анкетирования по репрезентативной выборке, которая составила 500 человек, в том числе женщин - 54%, мужчин - 46%. Использовалась квотная выборка, где квоты определялись пропорционально по половозрастному составу.

По результатам исследования мы определили уровень потенциальной

1 Исследование проводилось летом 2008 г.

готовности и фактического участия граждан города в местном самоуправлении и других формах социальной активности.

Население г. Нижнекамска слабо вовлечено в различные формы самоорганизации граждан, его готовность к участию в работе добровольных объединений, как и вообще в общественной жизни города, также находится на достаточно низком уровне. Об этом свидетельствуют следующие данные. По данным нашего исследования, 39% респондентов никогда не участвовали в каких-либо мероприятиях, организованных жителями города. Наиболее распространённой формой участия в мероприятиях, организуемых горожанами, продолжают оставаться субботники и иные мероприятия по уборке двора, улицы - о своем участии в них заявили 31% респондентов. Вовлечённость в другие формы самоорганизации находится на значительно более низком уровне. Можно отметить, например, участие в собраниях жильцов дома - 23%, в культурно-спортивных мероприятиях -22%, в коллективных обращениях к властям и органам местного самоуправления в письменной форме - 4%. А в деятельности общественных организаций и местных отделений политических партий приняли участие по 3% респондентов. Наиболее очевидным и измеряемым показателем социально-политической активности остается участие в выборах. По результатам проведённого исследования 83% респондентов участвовали в выборах Президента РФ весной 2008 г.

Участие в социологических опросах является одним из самых распространённых действий, в котором респонденты (32%) активно участвуют, считая, что так они способствуют решению городских проблем.

Среди активных форм участия, где респонденты задействовали собственные усилия или ресурсы, преобладают такие, как письменные или устные обращения в соответствующие инстанции с просьбами или требованиями. Так, 9% респондентов, чтобы привлечь внимание местных властей к городским проблемам, обращались в суд и прокуратуру, 10% - обраща-

лись в другие вышестоящие инстанции, а 13% - направляли свои обращения непосредственно в местные органы власти. Ко всему прочему стоит отметить, что уровень протестной активности составил 3%, что на 2% меньше, чем уровень участия населения в деятельности общественных организаций. Что же является причиной столь невысокого уровня активности граждан? Основными проблемами на пути к формированию активной гражданской позиции жителей г. Нижнекамска, по мнению граждан, принявших участие в опросе, являются низкая осведомлённость о деятельности местных властей (41%), а также пассивное и недоверчивое отношение населения к органам власти (46%).

Тем не менее население в своём большинстве декларирует позитивное отношение к проявлениям активной гражданской позиции, а те, кто участвует в коллективных мероприятиях, как правило, высоко оценивают своё участие, считая его эффективным и полезным.

В целях выявления отношения респондентов к проявлению активной жизненной позиции в рамках данного исследования им предлагалось выразить свое согласие с одним из двух высказываний, которые носили противоположный характер:

- активная жизненная (гражданская) позиция жителей, их энтузиазм способствует улучшению социальной ситуации в городе;

- активность жителей бесполезна и только мешает повышению ответственности местной власти и муниципальных служб за обстановку в городе.

Большинство респондентов (89%) вне зависимости от социальнодемографических характеристик и уровня социальной активности согласны с первой позицией, т.е. более склонны к проявлению активной гражданской позиции, считая, что она способствует улучшению жизни в их городе.

Между тем, несмотря на это, опрос показал, что готовность принять

участие в социально полезной деятельности выражают около 20% респондентов, а непосредственно участвовали в добровольной деятельности за последний год 3% респондентов.

Устойчивое развитие города, направленное на повышение социальной стабильности и качества жизни горожан, во многом определяется активной гражданской позицией его жителей. Для прогнозирования перспектив устойчивого развития города исключительно важным является изучение мотивации гражданской активности граждан (выявление факторов, которые могут стимулировать и дестимулировать социальную активность).

Дестимулировать социальную активность граждан может понимание того, что их действия ни к чему не привели и не помогли решить проблему, а именно так считают 26% респондентов. Также к таким факторам можно отнести утвердившееся мнение населения о том, что у власти нет желания сотрудничать с гражданами (39%).

Для описания группы социально активных граждан были рассмотрены респонденты, которые:

- интересуются информацией о социально-экономических процессах города, а также деятельностью как органов местного самоуправления, так и общественных организаций;

- заявили, что в текущем году участвовали в мероприятиях, требующих активной гражданской позиции (митинги, пикеты, акции протеста, совместное обеспечение порядка и безопасности и пр.);

- активно пользуются доступом в Интернет. Одним из показателей социальной активности респондентов может также служить наличие у них выхода в сеть Интернет. В современных российских условиях социально активные граждане чаще имеют такой доступ и используют его для обеспечения общения, досуга и получения информации для своей профессиональной деятельности. И наоборот, менее социально активные граждане чаще не видят для себя необходимости доступа в сеть Интернет.

Проведённый анализ показал, что некоторые отличия группы социально активных граждан от выборочной совокупности существуют, но лишь по некоторым параметрам их можно признать более или менее значимыми.

В группе респондентов с высоким уровнем социальной активности немного больше мужчин и несколько меньше женщин, возрастная категория 18-29 и 40-49 лет. Граждане с активной позицией в целом чаще встречаются среди лиц с более высоким уровнем образования, в основном со средне-специальным и высшим. Дифференциация ответов респондентов с учётом их социального статуса показывает, что самыми активными можно считать студентов, служащих и квалифицированных рабочих. В основном это работники ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» и их дочерних компаний, и это очевидно, поскольку в социальной жизни мо-нопрофильного города большую роль играет социальная политика, проводимая руководством градообразующих предприятий. Именно по их инициативе организовано большинство мероприятий (культурно-спортивные мероприятия, субботники и поддержание общественного порядка), в которых участвовали наиболее активные респонденты. Небольшой потенциал протестной активности наиболее ярко выражен среди неработающих пенсионеров со средне-специальным образованием.

Анализ данных социологического опроса показал, что не все социально-демографические факторы являются дифференцирующими в общественной активности нижнекамцев. Можно говорить лишь о некоторой тенденции повышения активности с увеличением уровня образования; по некоторым вопросам заметной оказалась дифференциация по признаку профессиональной принадлежности.

В поисках мотивов участия населения в общественной жизни города была предпринята попытка найти корреляционные зависимости различных форм участия с такими факторами, как «чувство привязанности к городу»

и «чувство солидарности с горожанами». Таких зависимостей обнаружено не было. В целом, следует отметить, что социальная активность в г. Нижнекамске не имеет ярко выраженной социально-демографической специфики. Ввиду того, что респонденты (47%) декларируют высокое чувство солидарности с другими жителями города, в большой своей массе (43%) испытывают к городу чувство привязанности, считая его как промышленным и экологически загрязнённым, так и развивающимся и благоустроенным, можно предположить, что ряд мероприятий со стороны властей, направленных на повышение социальной и гражданской активности граждан, будут иметь результат, так как потенциал для этого есть.

Итак, следует констатировать нелицеприятный факт, что определённая часть горожан не принимает должного активного участия в социальной жизни, не использует в полной мере свои гражданские права и свободы, мало интересуется жизнью города и, как следствие, плохо понимает суть происходящих в обществе перемен. Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо развивать на муниципальном уровне гражданские инициативы, поддерживать общественные организации, стимулировать граждан к участию в местном самоуправлении. Многие социологи отмечают такую тенденцию: чем более развиты гражданские инициативы в конкретном регионе, тем успешнее решаются социальные вопросы, в том числе внедряются инновационные формы работы в социальной сфере. В частности, высокий уровень социальной активности граждан может стать основой для апробации новых путей и механизмов решения проблем устойчивого развития монопрофильного города в складывающихся на данный момент сложных социально-экономических условиях.

ГУБИНА Наталья Виктровна - к.соц.н., доцент; заведующий кафедрой государственного управления и

социологии Нижнекамского химико-технологического института

РЕПИНА Юлия Александровна - аспирант Казанского государственного технологического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.