Наталья ГУБИНА, Юлия РЕПИНА
ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА
Происходящие в России экономические, политические и идеологические преобразования требуют переосмысления многих наших представлений об обществе и активности его граждан. Преобразования могут содействовать формированию социально-ориентированного, подлинно демократического правового государства, а могут замедлить этот процесс на длительное время. И это во многом зависит от социальной активности граждан, преодоления бездействия и пассивности в различных сферах жизнедеятельности. Социальное бездействие является серьезным препятствием для устранения деформаций общественного развития и перехода на путь устойчивого развития.
Проблема устойчивого развития на муниципальном уровне была впервые озвучена в 1994 г. на конференции в г. Манчестере (Англия), где обсуждались пути, на которых устойчивое развитие могло бы быть реализовано на практике. Одним из важнейших направлений работы Манчестерской конференции стала тема «Устойчивые города» - термин, который акцентирует внимание на том, что устойчивое развитие может быть достигнуто только через усилия, начинающиеся на местном уровне. Тем самым было определено, что основное звено - город, на уровне которого необходимо осуществлять концепцию устойчивого развития.
В документах ООН устойчивым считается город, в котором: достижения в общественном, экономическом и физическом развитии постоянны; существует постоянная обеспеченность природными ископаемыми, влияющими на устойчивое развитие; поддерживается длительная безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф1.
1 Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М., 1989, стр. 216-223.
Растущий интерес к проблемам устойчивого развития городов привёл к тому, что в 1998 г. был опубликован документ «Устойчивое городское развитие в Европейском союзе: основа для действий», где были выделены четыре главные проблемы, стоящие перед городами в современном мире, одной из которых является проблема интеграции общества и достижения социальной сплочённости за счёт высокой инновационной активности её граждан.
Именно в монопрофильных городах возможно «повышение инновационной активности населения, способной изменить в лучшую сторону и жизнь городского сообщества, и состояние самого города»1, поскольку имеющие место различные негативные изменения в жизни населения (в большинстве случаев из-за нестабильной работы монопрофильных городов) способны привести к позитивной мобилизации городского социума. В связи с этим общественное участие возникает как необходимый механизм на стыке экологических, экономических и социальных целей устойчивого развития монопрофильного города.
Общественное участие как социальный механизм обладает несколькими важными чертами:
- во-первых, оно имеет предупредительный характер - вместо того, чтобы бороться с последствиями, общественное участие обращается к первопричине, изменяя механизмы принятия решений;
- во-вторых, общественное участие носит сквозной, единый характер для совершенно разных областей и проблем, то есть механизмы общественного участия, приёмы и закономерности будут примерно одинаковы;
- в-третьих, общественное участие, развиваясь в одной области, задаёт координаты отсчёта и цели, которые могут быть достигнуты в других
1 Губина Н.В. Уровень проблемности жизни как показатель социального тонуса // Социологические исследования, 2006, №9, стр. 123.
областях1.
Теоретическая структура поддержки общественного участия должна включать, на наш взгляд, следующие элементы:
- вовлечение граждан в процесс определения их общих проблем и поиска желаемых решений этих проблем;
- доступ к информации и собственно общественное участие в процессе принятия решений (нормативно-правовое его закрепление);
- выявление людей и структур, которые могут обеспечить эти решения;
- создание организации, которая демократически контролируется людьми, способными инициировать рассмотрение будущих проблем, выражающими волю и силу общественности, которую они представляют.
Возможно ли создание такого механизма на данном этапе в г. Нижнекамске? Прежде всего, необходимо определить, имеется ли потенциал общественности, готовый к активному участию в управлении городом Нижнекамском.
Объективные характеристики г. Нижнекамска говорят о том, что он принадлежит к разряду монопрофильных поселений. В городе расположены два крупных предприятия одной технологической цепи - ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамскшина», на которых занято более 34 тыс. чел., или 35% от общего числа работающих в экономике (97 500 чел.), что определяет их как «градообразующие предприятия» . В отчётах главы администрации муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» подчёркивается, что городской бюджет во многом зависит от градообразующих предприятий и основная доля всех денежных
1 Карпов А. С. Общественное участие как основа устойчивого развития // http://www.ecominfo. spb. ru/presentations/index. php?id=167.
2 О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». Последнее обновление 12. 10. 2008.
поступлений (34,2%) приходится на долю крупнейших бюджетообразующих предприятий муниципального района.
Всё это позволяет прийти к выводу, что город, в котором расположены крупные градо- и бюджетообразующие предприятия, является моно-профильным.
Для раскрытия потенциала общественности монопрофильного г. Нижнекамска было проведено социологическое исследование методом очного анкетирования с целью выявления социальной группы, способной к проявлению гражданской активности и социальной сплочённости. Выявление социальной группы является одной из основных предпосылок формирования гражданского сообщества на местном уровне. От того, насколько зрелым является городское сообщество с точки зрения гражданской активности и ответственности, насколько устойчиво будет общественное согласие, в том числе в рамках стратегического партнёрства, зависит возможность улучшения качества жизни и повышения жизненного потенциала, а следовательно, и успешность реализации «Стратегического плана развития города Нижнекамска».
Очевидно, что от социальной активности граждан, в том числе их готовности к самоорганизации и добровольному объединению для решения своих проблем, во многом зависит устойчивое развитие г. Нижнекамска. В результате проведённого социологического исследования были выявлены наиболее активные группы населения и определены их социальнодемографические характеристики. Опрос населения г. Нижнекамска1 проводился методом анкетирования по репрезентативной выборке, которая составила 500 человек, в том числе женщин - 54%, мужчин - 46%. Использовалась квотная выборка, где квоты определялись пропорционально по половозрастному составу.
По результатам исследования мы определили уровень потенциальной
1 Исследование проводилось летом 2008 г.
готовности и фактического участия граждан города в местном самоуправлении и других формах социальной активности.
Население г. Нижнекамска слабо вовлечено в различные формы самоорганизации граждан, его готовность к участию в работе добровольных объединений, как и вообще в общественной жизни города, также находится на достаточно низком уровне. Об этом свидетельствуют следующие данные. По данным нашего исследования, 39% респондентов никогда не участвовали в каких-либо мероприятиях, организованных жителями города. Наиболее распространённой формой участия в мероприятиях, организуемых горожанами, продолжают оставаться субботники и иные мероприятия по уборке двора, улицы - о своем участии в них заявили 31% респондентов. Вовлечённость в другие формы самоорганизации находится на значительно более низком уровне. Можно отметить, например, участие в собраниях жильцов дома - 23%, в культурно-спортивных мероприятиях -22%, в коллективных обращениях к властям и органам местного самоуправления в письменной форме - 4%. А в деятельности общественных организаций и местных отделений политических партий приняли участие по 3% респондентов. Наиболее очевидным и измеряемым показателем социально-политической активности остается участие в выборах. По результатам проведённого исследования 83% респондентов участвовали в выборах Президента РФ весной 2008 г.
Участие в социологических опросах является одним из самых распространённых действий, в котором респонденты (32%) активно участвуют, считая, что так они способствуют решению городских проблем.
Среди активных форм участия, где респонденты задействовали собственные усилия или ресурсы, преобладают такие, как письменные или устные обращения в соответствующие инстанции с просьбами или требованиями. Так, 9% респондентов, чтобы привлечь внимание местных властей к городским проблемам, обращались в суд и прокуратуру, 10% - обраща-
лись в другие вышестоящие инстанции, а 13% - направляли свои обращения непосредственно в местные органы власти. Ко всему прочему стоит отметить, что уровень протестной активности составил 3%, что на 2% меньше, чем уровень участия населения в деятельности общественных организаций. Что же является причиной столь невысокого уровня активности граждан? Основными проблемами на пути к формированию активной гражданской позиции жителей г. Нижнекамска, по мнению граждан, принявших участие в опросе, являются низкая осведомлённость о деятельности местных властей (41%), а также пассивное и недоверчивое отношение населения к органам власти (46%).
Тем не менее население в своём большинстве декларирует позитивное отношение к проявлениям активной гражданской позиции, а те, кто участвует в коллективных мероприятиях, как правило, высоко оценивают своё участие, считая его эффективным и полезным.
В целях выявления отношения респондентов к проявлению активной жизненной позиции в рамках данного исследования им предлагалось выразить свое согласие с одним из двух высказываний, которые носили противоположный характер:
- активная жизненная (гражданская) позиция жителей, их энтузиазм способствует улучшению социальной ситуации в городе;
- активность жителей бесполезна и только мешает повышению ответственности местной власти и муниципальных служб за обстановку в городе.
Большинство респондентов (89%) вне зависимости от социальнодемографических характеристик и уровня социальной активности согласны с первой позицией, т.е. более склонны к проявлению активной гражданской позиции, считая, что она способствует улучшению жизни в их городе.
Между тем, несмотря на это, опрос показал, что готовность принять
участие в социально полезной деятельности выражают около 20% респондентов, а непосредственно участвовали в добровольной деятельности за последний год 3% респондентов.
Устойчивое развитие города, направленное на повышение социальной стабильности и качества жизни горожан, во многом определяется активной гражданской позицией его жителей. Для прогнозирования перспектив устойчивого развития города исключительно важным является изучение мотивации гражданской активности граждан (выявление факторов, которые могут стимулировать и дестимулировать социальную активность).
Дестимулировать социальную активность граждан может понимание того, что их действия ни к чему не привели и не помогли решить проблему, а именно так считают 26% респондентов. Также к таким факторам можно отнести утвердившееся мнение населения о том, что у власти нет желания сотрудничать с гражданами (39%).
Для описания группы социально активных граждан были рассмотрены респонденты, которые:
- интересуются информацией о социально-экономических процессах города, а также деятельностью как органов местного самоуправления, так и общественных организаций;
- заявили, что в текущем году участвовали в мероприятиях, требующих активной гражданской позиции (митинги, пикеты, акции протеста, совместное обеспечение порядка и безопасности и пр.);
- активно пользуются доступом в Интернет. Одним из показателей социальной активности респондентов может также служить наличие у них выхода в сеть Интернет. В современных российских условиях социально активные граждане чаще имеют такой доступ и используют его для обеспечения общения, досуга и получения информации для своей профессиональной деятельности. И наоборот, менее социально активные граждане чаще не видят для себя необходимости доступа в сеть Интернет.
Проведённый анализ показал, что некоторые отличия группы социально активных граждан от выборочной совокупности существуют, но лишь по некоторым параметрам их можно признать более или менее значимыми.
В группе респондентов с высоким уровнем социальной активности немного больше мужчин и несколько меньше женщин, возрастная категория 18-29 и 40-49 лет. Граждане с активной позицией в целом чаще встречаются среди лиц с более высоким уровнем образования, в основном со средне-специальным и высшим. Дифференциация ответов респондентов с учётом их социального статуса показывает, что самыми активными можно считать студентов, служащих и квалифицированных рабочих. В основном это работники ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» и их дочерних компаний, и это очевидно, поскольку в социальной жизни мо-нопрофильного города большую роль играет социальная политика, проводимая руководством градообразующих предприятий. Именно по их инициативе организовано большинство мероприятий (культурно-спортивные мероприятия, субботники и поддержание общественного порядка), в которых участвовали наиболее активные респонденты. Небольшой потенциал протестной активности наиболее ярко выражен среди неработающих пенсионеров со средне-специальным образованием.
Анализ данных социологического опроса показал, что не все социально-демографические факторы являются дифференцирующими в общественной активности нижнекамцев. Можно говорить лишь о некоторой тенденции повышения активности с увеличением уровня образования; по некоторым вопросам заметной оказалась дифференциация по признаку профессиональной принадлежности.
В поисках мотивов участия населения в общественной жизни города была предпринята попытка найти корреляционные зависимости различных форм участия с такими факторами, как «чувство привязанности к городу»
и «чувство солидарности с горожанами». Таких зависимостей обнаружено не было. В целом, следует отметить, что социальная активность в г. Нижнекамске не имеет ярко выраженной социально-демографической специфики. Ввиду того, что респонденты (47%) декларируют высокое чувство солидарности с другими жителями города, в большой своей массе (43%) испытывают к городу чувство привязанности, считая его как промышленным и экологически загрязнённым, так и развивающимся и благоустроенным, можно предположить, что ряд мероприятий со стороны властей, направленных на повышение социальной и гражданской активности граждан, будут иметь результат, так как потенциал для этого есть.
Итак, следует констатировать нелицеприятный факт, что определённая часть горожан не принимает должного активного участия в социальной жизни, не использует в полной мере свои гражданские права и свободы, мало интересуется жизнью города и, как следствие, плохо понимает суть происходящих в обществе перемен. Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо развивать на муниципальном уровне гражданские инициативы, поддерживать общественные организации, стимулировать граждан к участию в местном самоуправлении. Многие социологи отмечают такую тенденцию: чем более развиты гражданские инициативы в конкретном регионе, тем успешнее решаются социальные вопросы, в том числе внедряются инновационные формы работы в социальной сфере. В частности, высокий уровень социальной активности граждан может стать основой для апробации новых путей и механизмов решения проблем устойчивого развития монопрофильного города в складывающихся на данный момент сложных социально-экономических условиях.
ГУБИНА Наталья Виктровна - к.соц.н., доцент; заведующий кафедрой государственного управления и
социологии Нижнекамского химико-технологического института
РЕПИНА Юлия Александровна - аспирант Казанского государственного технологического университета