Научная статья на тему 'Общественное партнерство в стратегии устойчивого развития региона'

Общественное партнерство в стратегии устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Идзиев Гаджимурад Идзиевич

Учет и согласование интересов власти, бизнеса и населения является одним из основных принципов при реализации стратегии устойчивого развития территории. Показаны особенности и выделены различные формы взаимодействие власти с населением муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное партнерство в стратегии устойчивого развития региона»

Идзиев Гаджимурад Идзиевич

К.э.н., ст.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН textima@mail.ru Ключевые слова: Регион, пальное образование.

Общественное партнерство в стратегии устойчивого развития региона

Аннотация: Учет и согласование интересов власти, бизнеса и населения является одним из основных принципов при реализации стратегии устойчивого развития территории. Показаны особенности и выделены различные формы взаимодействие власти с населением муниципального района. социально-экономическое развитие, стратегия, устойчивое развитие, муници-

Idziev G.I. Public partnership strategy for the sustainable development of the region

Abstract: Accounting and coordination of the interests of government, business and the public is one of the basic principles in the implementation of the strategy of sustainable development of the area. The features and highlights the different forms of interaction with the public authorities of the municipal district. Key words: Region, socio-economic development strategy, sustainable development, the municipality.

В Конституции РФ и законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что местные органы самоуправления наделены самостоятельностью и достаточным объемом полномочий, необходимых для решения вопросов устойчивого социально-экономического развития подведомственных территорий. При этом вместе с решением вопросов устойчивого развития экономики муниципального района деятельность органов местного самоуправления имеет ярко выраженный социальный аспект и тесно связана с решением вопросов строительства, обеспечения инфраструктуры, инновационного, экологического и др. развития района.

Отсюда следует принципиальный, по нашему мнению, вывод о важной роли органов местного самоуправления при реализации стратегии устойчивого развития территории. Объективным процессом, влияющим на ее создание, является воздействие в России двух важных тенденций - децентрализации власти и демократизации общественного развития. Идущая в стране административная реформа и реализация закона о местном самоуправлении требуют постоянной мобильности и гибкости от местных властей, поиска и внедрения инновационных подходов, опоры на современные технологии^]. В их числе выделяется создание электронного правительства, что обеспечивается разработкой регистра населения муниципального образования. В качестве целей создания регистра выступают, с одной стороны, повышение степени автоматизации деятельности администрации, что позволит сконцентрировать работу муниципальных служащих на решении ключевых задач, а с другой - решение актуальной проблемы предоставления услуг административного и бюрократического свойства (выдача справок, оформление прав собственности и многое другое). В отличие от существующих ведомственных регистров подобная систематизация позволит повысить оперативность и надежность данных.

Важнейшим условием повышения социально-экономиической эффективности развития социальной сферы считается развитие гражданского общества, а социальная сфера - это, априори, важнейшая забота как региональных, так и муниципальных органов стратегического управления.[3]

Необходимо отметить, что стратегическое управление муниципальными районами, в отличие от управления другими муниципальными образованиями, такими например как город, село, внутригородская территория, имеет ряд особенностей. Такие как:

- муниципальный район включает несколько административно-территориальных единиц - городских и сельских поселений;

- городские и сельские поселения, которые входят в состав муниципального района, дифференцируются по уровню социально-экономического развития;

- большая площадь территории муниципальных районов с разноуровневым рельефом (например в условиях Республики Дагестан), создает дополнительные информационно-управленческие и транспортно-коммуникационные проблемы.[1]

Особо следует отмстить, что вступившая в действие с 1 января 2006 г. новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введет разграничение предметов ведения и финансовых источников между муниципальными районами и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями. Это позволит поселениям, с одной стороны, получить самостоятельность в решении местных вопросов и упорядочить ресурсную базу территории, что способствует стимулированию партнерских отношений между ними в реализации взаимных программ и проектов. С другой стороны, сориентирует деятельность районных органов власти и управления на решении вопросов комплексного и сбалансированного развития района в целом. Исходя из этого социально-экономические предметы, определяющие стратегию развития района в целом, остаются в ведении районных органов власти и управления. Это позволяет сделать вывод о том, что основным субъектом управления реализацией стратегии выступают органы власти и управления районом, в частности районная администрация. [4]

На сегодня одной из основных проблем выработки и осуществления стратегических управленческих решений, помимо учета интересов поселений, является необходимость согласования интересов основных целевых групп. В ряде исследований [4,5], наряду с органами власти, выделяются в числе основных целевых (интегральных) групп бизнес (хозяйствующие субъекты) и население (гражданские институты).

Многие российские ученые указывают на то, что в современных условиях необходим переход к преимущественно стратегическому и индикативному планированию, основанному на балансе интересов экономически взаимовыгодных отношений органов регионального, муниципального управления, предприятий и населения. В связи с этим роль общественного партнерства в процессе осуществления стратегического управления заключается в совместной разработке, принятии и реализации стратегии муниципального развития, основанной на сбалансированности собственных специфических интересов различных целевых групп (табл. 1.).

Таблица 1.

Интересы различных целевых групп

Население Хозяйствующие субъекты Органы местного самоуправления

■ Высокие реальные ■ Экономически ■ Расширение налоговой базы

доходы на душу обоснованный уровень ■ Высокий уровень развития

населения налогов производственной инфра-

■ Экономически обоснован- ■ Высокий уровень качества структуры

ный уровень налогов и приемлемая стоимость ■ Высокий уровень

■ Высокий уровень рабочей силы развития социальной инфра-

качества общественных услуг ■ Высокий уровень развития структуры

■ Высокий уровень производственной ■ Высокий уровень качества

развития социальной инфра- инфраструктуры общественных услуг

структуры ■ Минимальное вмешательство ■ Низкий уровень преступно-

■ Низкий уровень преступно- власти в дела бизнеса сти

сти ■ Высокий уровень качества ■ Благоприятная

■ Благоприятная экологиче- общественных услуг экологическая обстановка

ская обстановка ■ Низкий уровень

преступности

Так, например, население заинтересовано в повышении качества жизни; хозяйствующие субъекты - в росте эффективности производства и, как следствие, - в увеличении прибыли; органы местного самоуправления - в расширении налогооблагаемой базы и получении финансовых средств для решения социально-экономических и экологических проблем. Однако в условиях развития рыночной экономии только агрегирование отмеченных групп интересов, выработка общих целей и механизмов их достижения позволяет судить о возможности развития муниципального района как единого цело-го.[4]

Выступая с позиции конкурентного федерализма, муниципальные районы должны конкурировать между собой за население, за капитальные вложения, в т.ч. иностранные. При этом в отношении

населения конкуренция должна идти за привлечение трудовых ресурсов высокой квалификации и главное конкурентное преимущество - высокое качество жизни его граждан.

Вместе с тем, с нашей точки зрения, взаимодействие власти с населением муниципального района может быть реализовано в следующих формах:

- организация информирования населения (размещение информации в СМИ, а также выпуск специализированных изданий о деятельности органов местного самоуправления, разрабатываемых и принимаемых ими нормативно-правовых актах; о социально-экономическом развитии муниципального образования; о ходе реализации различных муниципальных программ и проектов);

- организация обратной связи органов местного самоуправления с населением (проведение собраний, конференций, публичных слушаний, приема граждан в органах местного самоуправления, опросов населения);

- привлечение граждан к разработке и реализации стратегии развития муниципального района.

В отличие от населения муниципального района первые две целевые группы (местные органы власти и управления, а также хозяйствующие субъекты) имеют ряд преимуществ. Во-первых, они обладают значительными ресурсными возможностями. Во-вторых, имеют повышенную способность к самоорганизации как внутри групп, так и между ними, что позволяет принимать решения в области перераспределения общественных ресурсов. В этих условиях, а также демократизации общественного развития жители муниципального района должны выполнять не только контрольную функцию в отношении деятельности отмеченных целевых групп, но и принимать активное участие в процессе стратегического управления муниципальным развитием.

Если говорить о взаимодействии местных органов власти и бизнеса, то такими формами могут

стать:

- местные предпринимательские советы (формируются из числа местных бизнесменов, лидеров профсоюзных организаций и представителей местного самоуправления; способствуют развитию предпринимательства, вовлечению бизнеса в процессы выработки решений органов местного самоуправления, а также в реализацию районных программ и проектов); [5]

- частно-муниципальное партнерство (привлечение бизнеса для строительства инфраструктурных объектов, другие совместные проекты, что позволит, с одной стороны, обеспечить условия для бизнеса, а с другой - возможность создания новых рабочих мест).

Таким образом, при реализации стратегии устойчивого развития территории, с учетом приведенных выше объективных процессов, происходящих на муниципальном уровне, является необходимым по нашему мнению решение следующих вопросов:

1. Создание организационных структур, для выявления и согласования интересов различных целевых групп общества региона в процессе реализации стратегии.

2. Создание условий для привлечения различных целевых групп в процесс реализации стратегии устойчивого развития территории.

3. Обеспечение непрерывности хода работ по реализации стратегии, а также преемственности выполнения намеченных в ней целей и задач по уровням управления (стратегический, тактический и оперативный).

Литература:

1. Ахмедова Л.Ш. Методы измерения и оценки устойчивости геосистем. Махачкала: АЛЕФ,2008.-100с.

2. Идзиев Г.И. Предпосылки и ограничения формирования региональных инновационных систем // Региональная экономика: теория и практика. - Москва. №41, 2011г.

3. Магомедов М.М., Багомедов М.А.Формирование гражданского общества и проблемы социальной сферы в Дагестане // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2010, №4, с. 103-117

4.Рохчин, В.Е. Стратегическое управление структурной перестройкой экономики в городах России / В.Е. Рохчин, Ю.В. Якишин. - СПб.: ИРЭ РАН, 2001.-194 с.

5. Савельев Ю.В. Современное территориальное стратегическое планирование: проблемы и организация / Ю.В. Савельев, А.И. Шишкин. - Петрозаводск, Карельский научный центр РАН, 2003. - 357 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.