Научная статья на тему 'Общественно-просветительская деятельность Харьковского математического общества с 1879 по 1917 гг'

Общественно-просветительская деятельность Харьковского математического общества с 1879 по 1917 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРЬКОВСКОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИСТОРИЯ / ХIХСТОЛЕТИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобрицкая Г. С., Кириченко И. К.

Кратко излагается история Харьковского математического общества со дня егооснования и доначала Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно-просветительская деятельность Харьковского математического общества с 1879 по 1917 гг»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31 157

ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ

MSC 01A55

ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХАРЬКОВСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

С 1879 ПО 1917 гг

Г.С. Бобрицкая, И.К. Кириченко

Украинская инженеро-педагогическая академия, ул. Университетская, 16, Харьков, 61003, Украина, e-mail: ikir2380rambler.ru

Аннотация. Кратко излагается история Харьковского математического общества со дня его основания и до начала Первой мировой войны.

Ключевые слова: Харьковское математическое общество, история, Х!Х столетие.

В 1879 году при Харьковском императорском университете было создано Харьковское математическое общество, члены которого сыграли значительную роль в развитии математики не только в Российской Империи, но и за рубежом.

В Российской Империи в XIX веке были созданы следующие математические общества: Московское математическое общество - 1864 г.; Харьковское математическое общество - 1879 г.; Киевское математическое общество - 1889 г.; Казанское математическое общество - 1890 г.; Сибирское математическое общество (г. Томск) - 1894 г. Как видно, Харьковское математическое общество было вторым математическим обществом в Российской Империи.

В 70-х гг. преподаватели Харьковского университета В.Г. Имшенецкий, К.А. Андреев, Е.И. Бейер, Д.М. Деларю, М.Ф. Ковальский, Ю.И. Морозов, А.И. Шимков начали собираться для обсуждения научных и педагогических вопросов [5]. На одной из таких встреч, 8 сентября 1879 году, её участники решили, что эти заседания нужно проводить систематически и официально оформить сборы. Таким образом, возникла идея создания математического общества в Харькове. Инициатором создания Харьковского математического общества был Василий Григорьевич Имшенецкий (1832 1892). На этом же собрании был выбран распорядительный комитет будущего общества и обсуждены направления его деятельности [5].

Для создания легального научного общества необходимо было разработать и утвердить устав общества, в котором определялись цель, состав и основные направления деятельности организации. Опираясь на опыт уже существующих обществ, профессорами В.Г. Имшенец-ким и Д.М. Деларю был разработан устав Харьковского математического общества (далее ХМО) [8]. Официально этот устав был утвержден 28 апреля 1879 года министром народного образования Д.А. Толстым. Первый устав математического общества содержал 10 параграфов, в которых определялась цель общества, состав распорядительного комитета, способы вступления в общество, правила проведения заседаний общества, регулировались финансовые вопросы общества. Последний пункт определял возможность изменений в уставе.

Целью создания ХМО, по § 1 устава, было «содействовать разработке как чисто научных, так и педагогических вопросов в области математических знаний» [8].

Согласно уставу 1879 года членами общества без избрания могли стать как работающие, так и бывшие преподаватели чистой и прикладной математики Харьковского императорского университета. В уставе предусматривалось вступление в общество преподавателей высших

158 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31

учебных заведений Харькова, которые могут возникнуть в будущем [8]. Все остальные личности, которые занимаются математикой, избирались в общество тайным голосованием.

Первыми членами общества по протоколу заседания от 22 сентября 1879 года, кроме преподавателей Харьковского университета В.Г. Имшенецкого, К.А. Андреева, Е.И. Бейера, Д.М. Деларю, М.Ф. Ковальского, Ю.И. Морозова, А.И. Шимкова, стали:

— О.Ю. Зибер - преподаватель харьковского реального училища,

— В.В. Шихов - директор харьковского реального училища,

— С.О. Раевский - преподаватель и инспектор харьковского реального училища,

— И.Д. Штукарев - преподаватель второй харьковской гимназии,

— О.Е. Рейнбот - стипендиат Харьковского университета,

— О.П. Грузинцев - преподаватель первой харьковской гимназии,

— П.М. Руднев - преподаватель третей харьковской гимназии,

— Б.И. Снарский - преподаватель третей харьковской гимназии.

За первый год существования количество членов общества возросло до 23 человек, большинство из которых являлись преподавателями или работниками средних учебных заведений. За время действия первого устава общества (1879 - 1887) количество его членов возросло до 43.

В первые годы существования общества основную часть его членов составляли работники средних учебных заведений. По статистическим данным к концу 1879/1880 акад. года из 23 членов общества 70 % были преподаватели, инспектора и директора харьковских гимназий и прогимназий, харьковского и курского училищ, стипендиаты и лаборанты Харьковского университета.

Согласно §4 устава 1879 года из общего количества членов общества избирался управляющий орган общества - распорядительный комитет, который состоял из председателя общества, двух его товарищей и секретаря.

Председатель должен был координировать действия членов общества, следить за выполнением устава, определять направления деятельности общества. Секретарь вел протоколы заседаний, вместе с председателем поддерживал связи с другими научными центрами и отдельными учеными, выполнял обязанности кассира.

В обязанности председателя и секретаря общества входили переписка с математиками других городов и стран от имени общества и ознакомление с их содержанием членов ХМО. В случае, когда письма содержали конкретные предложения (по поводу переписки, обмена изданиями, участия в съездах, членства в обществе) их обсуждали и выносили решения общим собранием общества.

Если математики присылали материалы с основными положениями собственных научных исследований, один из членов общества при подготовке к заседанию детально изучал эти материалы, готовил доклад и разъяснения по их содержанию.

Такая работа требовала от председателя общества, его товарищей и секретаря определенной осведомленности в разных отраслях математики.

В первые годы существования общества В.Г. Имшенецкий и К.А. Андреев регулярно представляли на заседаниях ХМО письма иностранных и отечественных ученых. В 1879 году К.А. Андреев представил работу О.П. Фролова «Собственный метод построения корней квадратных уравнений», а в 1880 году О.П. Фролов прислал работу, посвященную графическим вычислениям.

Исследования М. Грейндоржа про интегрирование одного частного вида линейных дифференциальных уравнений второго порядка и отзыв профессора Гуэля про издание «Начал

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31 159

Евклида» М.Е. Ващенко-Захарченко, присланные на имя общества, докладывал в 1880 году В.Г. Имшенецкий.

Если же математики присылали основные положения собственных научных исследований, докладывалось и разъяснялось их содержание. Часто доклады от личности другого ученого приводили к научным диспутам, началу исследований в данном направлении.

В тех случаях, когда научные интересы отдельных математиков совпадали, на страницах журнала общества «Сообщениях» начинались математические дискуссии, и нередко незначительная, на первый взгляд, переписка вырастала в крепкое научное сотрудничество.

Именно такой стала переписка К.А. Андреева и профессора Эмиля Вейера, которая была посвящена проективной геометрии и вопросам построения синтетической теории кривых третьего порядка.

Известной стала переписка В.А. Стеклова с немецким математиком А. Кнезером. Она касалась вопросов математической физики. Было найдено 22 письма, из которых можно проследить эволюции взглядов и идей ученых, а также влияния этой переписки на развитие исследований ученых.

Анализируя протоколы заседаний общества, статистические данные, приведенные в них, работы современных и прошлых исследователей деятельности общества (А.П. Пшеборского, В.С. Савчука, Н.Н. Кушлаковой) приведем состав распорядительного комитета по академическим годам в период действия первого устава в табл. 1.

Таблица 1

Распорядительный комитет ХМО 1879 1887 гг.

Ак.г. Председатель Товарищи председателя Секретарь

1879/1880 Е.И. Бейер В.Г. Имшенецкий, Д.М. Деларю К.А. Андреев

1880/1881 В.Г. Имшенецкий М.Ф. Ковальский, К.А. Андреев Г.В. Левицкий

1881/1882 В.Г. Имшенецкий М.Ф. Ковальский, К.А. Андреев А.П. Грузинцев

1882/1883 В.Г. Имшенецкий Д.М. Деларю, К.А. Андреев А.П. Грузинцев

1883/1884 Е.И. Бейер Д.М. Деларю, К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий

1884/1885 К.А. Андреев Д.М. Деларю, М.Ф. Ковальский А.П. Грузинцев

1885/1886 К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий, Г.В. Левицкий А.П. Грузинцев

1886/1887 К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий, В.Л. Кирпичов А.П. Грузинцев

Е.И. Бейер - один из основателей общества, первый его председатель, ученик академика М.В. Остроградского, один из известнейших преподавателей математики Харьковского университета середины XIX века, учитель Д.М. Деларю, М.Ф. Ковальского, В.П. Алексеева, А.П. Шимкова [4, с. 618 619].

Из табл. 1 видно, что председателем ХМО Е.И. Бейер был два года. В качестве председателя общества он открыл заседания общества первой речью и докладом «Про теорему Ферма».

160 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31

По возрасту и состоянию здоровья ему было тяжело выполнять обязанности председателя, поэтому фактически их выполнял В.Г. Имшенецкий.

Со следующего года (1880-1881 гг.) председателем выбрали В.Г. Имшенецкого. Это избрание было формальным, так как он фактически председательствовал с самого начала. Вклад В.Г. Имшенецкого в развитие и становление Харьковского математического общества, его популяризацию был очень весомым.

По табл. 1 вторым председателем общества на протяжении трех академических лет был В.Г. Имшенецкий (1880/81, 1881/82, 1882/83). Харьковское математическое общество обязано ему тем, что с первых лет существования общество начало общаться с рядом математических научных обществ и отдельными учеными в России и за границей [6, с. 97].

После избрания В.Г. Имшенецкого в Академию наук (1881 г.) и его переезда в Петербург (1882 г.) Е.И. Бейера снова выбирают председателем ХМО на 1883/84 учебный год. По причине плохого состояния здоровья на следующий год он отказывается от выполнения председателя.

В 1884 году председателем общества становится К.А. Андреев (табл. 1), который занимал эту должность до 1899 года, когда выехал из Харькова в Москву. К.А. Андреев на протяжении своего членства в обществе прошел все должности распорядительного комитета.

Во время председательствования К.А. Андреева было принято решение про изменение устава общества. Распорядительный комитет, в состав которого входили председатель К.А. Андреев, товарищи председателя М.А. Тихомандрицкий и В.Л. Кирпичев и секретарь общества А.П. Грузинцев, разработали новый проект устава и подали его на утверждение министру народного образования [3, с. 30]. Официально второй устав был утвержден 9 октября 1887 года министром народного образования И.Д. Деляновым.

Устав 1887 года отличался от устава 1879 года не только количеством параграфов, но и содержанием. Второй устав содержал 15 параграфов, которые определяли цель, направления деятельности и состав общества, регулировал его финансовую деятельность.

Как и в первом уставе, целью создания общества было «содействовать разработке как чисто научных, так и педагогических вопросов в области математических знаний» [9].

По второму уставу изменяется состав общества (§ 2), члены которого теперь разделялись на действительных, членов-корреспондентов и почетных членов. Новый состав и способы избрания членов общества определялись §§ 2-6 устава ХМО. Как указывает Н.Н. Кушлакова в своем исследовании [3], благодаря таким изменениям члены общества получили возможность расширения географии членов общества и повышения научной ценности работ, которые докладывались на заседаниях ХМО и печатались в «Сообщениях Харьковского математического общества».

Действительными членами общества (§ 3) без избрания становились преподаватели и профессора высших учебных заведений Харькова, как Харьковского университета, так и возможно созданных учреждений в будущем. Все остальные желающие (§ 4) избирались тайным голосованием.

На протяжении исследуемого периода состав общества меняется не только количественно.

Значительное количество членов ХМО в разные этапы своей профессиональной деятельности выезжали из Харькова в Санкт-Петербург, Москву, Киев, Томск, Одессу и т.д. Это расширяло географию представительства общества. Кроме этого, некоторая часть общества перешла работать из Харьковского университета в Технологический институт. При таком развитии событий название «при Харьковском императорском университете» стала условной.

Популяризация и расширение математических знаний требовали от ХМО создания новых связей и укрепление уже созданных. После изменения устава в обществе, как указывалось выше, появляются новые виды членства - почетный член и член-корреспондент.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31 161

Почетным членом мог стать ученый, который сыграл значительную роль в деятельности общества. Среди общего количества почетных членов общества можно выделить три группы:

1) в прошлом действительные члены общества;

2) ученые Российской империи, которые принимали участие в научной деятельности общества;

3) иностранные ученые.

К первой группе относятся члены общества, которые по причине профессионального роста меняли место проживания, но продолжали поддерживать связь с Харьковским математическим обществом и, в некоторых случаях, выступали в роли представителей общества. Почетными членами общества были: В.Г. Имшенецкий, М.А. Тихомандрицкий, К.А. Андреев, А.П. Грузинцев, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов.

Вторая группа почетных членов - это признанные ученые Российской империи. К их числу относятся академики и профессора Московского, Санкт-Петербургского, Киевского университетов: В.Я. Буняковский, П.Л. Чебышев, В.П. Ермаков, Н.Е. Жуковский, А.Н. Коркин, А.А. Марков, К.А. Поссе.

Третья группа - это иностранные ученые. Иностранные почетные члены начали появляться после 1904 года, среди них: П. Аппель (Париж), Э. Пикар (Париж), А. Пуанкаре (Париж),

Г. Дарбу (Париж), К. Жордан (Париж), Г. Кантор (Галле), Д. Дарвин (Кембридж), У. Дини (Пиза), Д. Гилберт (Геттинген), Г. Миттаг-Леффлер (Стокгольм), В. Вольтерра (Рим), И.Г. Цейген (Копенгаген).

Также по второму уставу общества ХМО могло иметь членов-корреспондентов. В Харьковском математическом обществе членами-корреспондентами были преподаватели высших учебных заведений Российской империи (Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы, Киева, Казани и др.) и зарубежных университетов.

Членами-корреспондентами общества, в разные времена, были такие российские ученые, как О.В. Васильев, А.П. Котельников, А.И. Богуславский, Д.Ф. Егоров, Н.Е. Жуковский, Л.К. Лахтин, Б.К. Млодзиевский, Г.В. Колосов, И.В. Мещерский, Д.К. Бобилев, А.М. Коркин, А.А. Марков, К.А. Поссе, И.Л. Пташицкий, В.П. Ермаков, Г.Ф. Вороной, П.И. Сомов, П.А. Некрасов, К.А. Торопов, С.А. Чаплыгин.

Количество иностранных членов-корреспондентов до 1913 года достигло 24 ученых. Членами-корреспондентами ХМО были Е. Вейер (Вена), Ч. Парцела (Болонья), Т. Леви-Чевита (Падуя),

Д. Лория (Генуя), Е. Борель (Париж), Е. Гурса (Париж), Е. Коссера (Тулуза), Ж. Адамар (Сорбонна), А. Фаваро (Кембридж), Е.Р. Форсайт (Кембридж), И. Фредгольм (Стокгольм), А. Гурвиц (Цюрих), А. Кнезер (Бреслау), А. Корн (Мюнхен), К. Рунге (Геттинген), Л. Шлезингер (Клаузенбург), Е. Линделеф (Гельсинфорст), С. Заремба (Краков), У.Ф. Осгуд (США).

По второму уставу в обществе появилась должность кассира, обязанности которого выполнял секретарь общества. Это связано с тем, что общество существовало на средства, которые вносили сами члены общества и на субсидии университета. Большая часть средств шла на издание сборника научных трудов общества, на монографии его членов и создание математической библиотеки в университете.

По причине активной издательской деятельности общества, обмена изданиями с другими научными центрами, в обществе накопилось достаточное количество научной литературы, которая требовала упорядочивания и систематизации. Появилась необходимость создания должности библиотекаря.

Избрание распорядительного комитета и определение обязанностей его членов в уставе определялись §§ 7-9. Второй устав возлагает обязанности по связям с другими научными учре-

162 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31

ждениями и центрами, а также отдельными учеными на распорядительный комитет. В первом уставе связи общества, как отдельный вид деятельности, определены не были.

Таблица 2

Распорядительный комитет Харьковского математического общества 1887-1911 гг

Ак.г. Председатель Товарищи председателя Секретарь

1887/88 К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий, В.Л. Кирпичев А.П. Грузинцев

1888/89 К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий, В.Л. Кирпичев А.П. Грузинцев

1889/90 К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий, В.Л. Кирпичев А.П. Грузинцев

1890/91 К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий, В.Л. Кирпичев А.П. Грузинцев

1891/92 К.А. Андреев В.Л. Кирпичев, А.М. Ляпунов В.А. Стеклов

1892/93 К.А. Андреев В.Л. Кирпичев, А.М. Ляпунов В.А. Стеклов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1893/94 К.А. Андреев В.Л. Кирпичев, А.М. Ляпунов В.А. Стеклов

1894/95 К.А. Андреев В.Л. Кирпичев, А.М. Ляпунов В.А. Стеклов

1895/96 К.А. Андреев В.Л. Кирпичев, А.М. Ляпунов В.А. Стеклов

1896/97 К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий, А.М. Ляпунов В.А. Стеклов

1897/98 К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий, А.М. Ляпунов В.А. Стеклов

1898/99 К.А. Андреев М.А. Тихомандрицкий, А.М. Ляпунов В.А. Стеклов

1899/1900 А.М. Ляпунов М.А. Тихомандрицкий, В.А. Стеклов А .П .Пшеборский

1900/01 А.М. Ляпунов М.А. Тихомандрицкий, В.А. Стеклов А .П .Пшеборский

1901/02 А.М. Ляпунов М.А. Тихомандрицкий, В.А. Стеклов А .П .Пшеборский

1902/03 В.А. Стеклов Л.О. Струве А .П .Пшеборский

1903/04 В.А. Стеклов В.П. Алексеевский, А.П. Грузинцев А .П .Пшеборский

1904/05 В.А. Стеклов В.П. Алексеевский, А.П. Грузинцев А .П .Пшеборский

1905/06 В.А. Стеклов А.П. Грузинцев, Д.М. Синцов А .П .Пшеборский

1906/07 Д.М. Синцов А.П. Грузинцев, А .П .Пшеборский

1907/08 Д.М. Синцов А.П. Грузинцев, А .П .Пшеборский

1908/09 Д.М. Синцов А.П. Грузинцев, А .П .Пшеборский

1909/10 Д.М. Синцов А.П. Грузинцев, А .П .Пшеборский

1910/11 Д.М. Синцов А.П. Грузинцев, А .П .Пшеборский

Используя протоколы заседаний общества, в табл.2 приводится состав распорядительного комитета ХМО в период с 1887 г. по 1911 г.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31 163

Как видно из табл. 2, в данный период должность председателя распорядительного комитета ХМО в разные года занимали К.А. Андреев, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов и Д.М. Синцов.

Недолгое время Харьковским математическим обществом руководил А.М. Ляпунов (18991901 гг.) и В.А. Стеклов (1901-1906 гг.). Окончание их председательствования в обществе связаны с избранием последних в академию наук и выездом из Харькова.

Наиболее долгое время председателем общества с 1906 по 1946 гг. был известный ученый, математик и педагог Д.М. Синцов.

Во время действия второго устава, по табл. 2, длительное время обязанности секретаря выполняли А.П. Грузинцев, В.А. Стеклов, А.П. Пшеборский.

В обоих уставах определялся порядок проведения заседаний Харьковского математического общества (1879 год - § 6, 1887 год - § 11).

Параграфы, в которых определялся порядок проведения заседаний, содержали следующие пункты:

- составление протокола прошлого заседания;

- доклад и обсуждение собственных научных исследований членов общества;

- доклад и обсуждение математической научной и педагогической литературы;

- обсуждение вопросов преподавания математических наук;

- определение даты и вопросов следующего заседания.

Заседания ХМО проводились регулярно один раз в месяц, но у распорядительного комитета оставалось право экстренного собрания членов общества для обсуждения конкретных вопросов.

Как было рассмотрено ранее, первое заседание общества состоялось 22 сентября 1879 года. Первое заседание было открыто докладом Е.И. Бейера «Теорема Ферма», который он закончил на втором заседании (6 октября 1879 года).

С самого начала существования общество развернуло активную научную деятельность.

За первый год существования обществом было проведено девять заседаний (22.09.1879, 6.10.1879, 20.10.1879, 17.11.1879, 15.12.1879, 2.02.1880, 8.03.1880, 22.03.1880, 7.04.1880). Эти заседания были посвящены чисто научным математическим вопросам, и было сделано 20 докладов. Среди них были представлены собственные исследования членов ХМО (В.Г. Имше-нецкий - 3, М.Ф. Ковальский - 2, К.А. Андреев - 1, А.П. Грузинцев - 2, Д.М. Деларю - 1, О.Е. Рейнбот - 1), доклады студентов четвертого курса физико-математического факультета, присутствие та возможность выступления которых были утверждены в уставе (А.А. Клюшников, А.С. Шумигорский).

Анализируя названия докладов и работы членов ХМО, которые были напечатаны в издательском органе общества «Сообщения Харьковского математического общества», приходим к выводу, что в первый год существования общества докладов педагогического характера не было. Присутствующие работники средних учебных заведений, кроме А.П. Грузинцева, на заседаниях не выступали. Работы А.П. Грузинцева носили чисто научный характер.

С первого года существования ХМО создает, развивает и поддерживает связи с другими научными центрами и отдельными учеными. На заседании 22.10.1879 г. К.А. Андреев, как секретарь общества, объявил о приглашении от распорядительного комитета VI съезда российских естествоиспытателей и врачей принять участие в съезде и выслать свои труды. 8.03.1880 г. ХМО получает предложение обмена изданиями с обществом физических и естественных наук в Бордо.

Анализ первого года существования общества показал, что ХМО плодотворно начало свою деятельность: активная научная деятельность, установление и поддержание связей с другими

164 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31

научными центрами, привлечение к деятельности общества известных ученых-математиков и других личностей, которые занимаются математикой.

Первое заседание второго года существования общества, которое проводилось 8.09.1880 г. было посвящено итогам работы общества. В выступлении В.Г. Имшенецкого, как члена распорядительного комитета общества, было указано, что общество не полностью выполнило свою цель, а именно: не занималось решением педагогических вопросов.

Второй год существования общества (1880/81 акад.г.) отличился тем, что на четырех заседаниях из десяти поднимались вопросы педагогического характера (анализ школьных учебников, вопрос об учительских экзаменах). В последующие годы деятельности общества, до начала председательствования Д.М. Синцова, педагогические вопросы на заседаниях не поднимались.

В 1880/81 и 1881/82 акад.гг. общество значительно расширило свои связи. Большую роль в поддержании связей сыграло издание Харьковским математическим обществом своих «Сообщений». Распорядительный комитет ХМО начинает переписываться с другими научными центрами с предложением обмена изданиями и получали встречные предложения от других математических центров мира.

За годы существования обществом было издано четыре серии журнала. Первая серия издавалась в период 1880-1887 гг., вторая серия - с 1888 по 1918 гг., третья серия - с 1924 по 1928 гг., четвертая серия - с 1928 по 1933 гг. За период, который исследуется в этой работе, (до 1917 г.) обществом было издано две серии журнала «Сообщений».

Первая серия журнала издавалась с 1880 по 1887 гг. Под названием «Сообщения и протоколы заседаний математического общества при Императорском Харьковском Университете». Журналы первой серии печатались дважды в год университетской типографией. Первая часть журнала была посвящена протоколам заседания ХМО за полугодие, вторая часть содержала статьи по высшей и элементарной математике, которые были утверждены к печати на заседаниях общества.

С утверждением второго устава общества начинает издаваться наиболее длительная вторая серия журнала под названием «Сообщения Харьковского математического общества». Журнал второй серии (с 1888 г. по 1918 г.) издавался частной типографией Зильберберга.

Уже в 1882 году общество высылает свои издания 19 научным центрам в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казане, Париже, Бордо, Вашингтоне.

Журнал общества выполнял не только научную, а и популяризаторскую и просветительскую функции. Как указано выше, для поддержания научных связей с другими научными учреждениями и отдельными учеными ХМО давало и получало предложения по обмену изданиями.

К концу второго года существования общество установило обмен изданиями с 11 учреждениями и научными обществами: Московским, Киевским и Казанским университетами, Петербургским технологическим институтом, Московской астрономической обсерваторией, Московским обществом естествоиспытателем, Московским политехническим обществом, редакцией «Математического листка», Французским математическим обществом, обществом физических и естественных наук в Бордо, Вашингтонской морской обсерваторией [4].

Среди учреждений, в которые высылались «Сообщения», можно выделить следующие группы:

- академии наук;

- научные общества Российской империи;

- иностранные научные математические и естественнонаучные общества;

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31 165

- кружки любителей математики и естествоиспытателей;

- библиотеки университетов, институтов и обсерваторий;

- студенческие библиотеки университетов;

- публичные библиотеки;

- редакции математических научных и методических журналов, как российских, так и зарубежных;

- другие учреждения.

География рассылки журнала «Сообщения» в значительные научные, учебные и издательские учреждения за данными А.П. Пшеборского на 1904 год представлена в табл. 3.

Таблица 3

География учреждений, в которые высылались издания «Сообщений»

№ п/п Учреждения Российские Иностранные

Город К-во учреж- дений Страна К-во учреж- дений

1 Академии наук С.-Петербург 1 Германия 1

Италия 4

2 Научные обще- Казань 1 Бельгия 1

ства и кружки Москва 4 Великобритания 1

любителей Н.Новгород 1 Германия 3

математики, Одесса 1 Голландия 1

физики, астро- С.-Петербург 2 Италия 1

номии Полтава 1 Франция 2

США 1

3 У ниверситеты, Варшава 2 Германия 1

институты и Казань 1 США 2

обсерватории Киев 2

Москва 2

Н. Александрия 1

С.-Петербург 4

Томск 1

Харьков 2

Юрьев 1

4 Редакции Варшава 2 Австро-Венгрия 1

журналов Одеса 1 Италия 1

Португалия 1

США 3

Франция 1

«Сообщения Харьковского математического общества» высылалось в Императорскую академию наук (Санкт-Петербург, Российская империя), Баварскую академию наук (Мюнхен, Германия), Королевскую академию Линчеи (Рим, Италия), Королевскую академию наук при болонском институте (Болонья, Италия), Академию физико-математических наук (Неаполь, Италия), Королевскую академию наук (Турин, Италия).

Российские научные общества, которые получали издания ХМО, представлены достаточно широко (табл. 3), среди них: Московское математическое общество, Московское императорское общество исследователей природы, Московское политехническое общество, Санкт-Петербургское российское астрономическое общество, Киевское физико-математическое общество, Казанское физико-математическое общество и др. Кружки любителей математики,

166 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31

физики и астрономии в Нижнем Новгороде и Полтаве также получали журнал «Сообщения ХМО».

Расширяя географию связей с другими научными учреждениями и организациями вне пределов Российской империи, ХМО регулярно высылает свои издания в научные общества Европы (Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Голландия, Италия, Португалия) и Америки (США).

С целью распространения и популяризации математических знаний издание ХМО высылались высшим учебным заведениям, астрономическим обсерваториям, женским высшим курсам, студенческим библиотекам и публичным библиотекам.

С годами количество таких математических центров возрастало. В 1910-1911 гг. журнал рассылался в 47 российских и 46 иностранных учреждений.

Первые «Сообщения Харьковского математического общества» были довольно слабые по содержанию и, по высказыванию Д.З. Гордевского «напоминали записки провинциального университета». Со временем научный уровень журнала возрастает. Это объясняется двумя причинами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) в журнале начинают печатать свои научные исследования известные ученые (табл. 4);

2) в атмосфере динамичного научного поиска и обмена мыслями и идеями возрастает научный уровень харьковских математиков.

Таблица 4

Ученые-математики, которые печатали свои исследования в «Сообщениях ХМО» в период с 1879-1887 гг.

ФИО Количество статей Год Отрасль научных знаний

Грейндорж М. 1 1880 Дифференциальные

уравнения

Ермаков В.П. 1 1881 Дифференциальные

1 1887 уравнения

Жуковский Н.Е. 1 1887 Механика

Коркин А.Н. 1 1887 Дифференциальная

геометрия

Марков А.А. 2 1883 Анализ, дифференциальные

1 1884 уравнения, теория вероятно-

2 1885 стей, теория рядов

1 1886

Мещерский И.В. 1 1887 Анализ

Поссе К.А. 1 1883 Теория вероятностей, анализ

2 1885

Пташицкий И.Л. 1 1884 Теория рядов

Сомов П.И. 1 1886 Механика

Фролов О.П. 1 1880 Элементарная математика

Флоров П.С. 2 1883 Дифференциальные

2 1884 уравнения

1 1885

2 1886

2 1887

Чебышев П.Л. 1 1882 Анализ

В табл. 4 представлены ученые, которые не было членами Харьковского математического общества. В период с 1879 по 1887 гг. действовал первый устав общества, по которому не

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31 167

было действительных, почетных и членов-корреспондентов. Большинство ученых, которые печатались в «Сообщениях ХМО» и не были членами ХМО, из Киева и Санкт-Петербурга. Основная отрасль математических знаний, которые исследовались на страницах журнала - это дифференциальные уравнения и использование их в других разделах математики и физики.

Издательская деятельность ХМО не ограничивалась журналом «Сообщения ХМО». С целью популяризации математических знаний, ознакомления студентов, учителей математики и молодых ученых членами ХМО была издана серия книг под общим названием «Харьковская математическая библиотека».

В «Харьковскую математическую библиотеку» вошли труды известных европейских математиков, переведенные членами ХМО, новые исследования иностранных ученых, которые присылались обществу, а также монографии харьковских математиков.

В первую серию «Харьковской математической библиотеки» следующие работы:

- Якоб Штейнер. Геометрические построения, выполняемые с помощью прямой линии и неподвижного круга, как предмет преподавания в средних учебных заведениях и для практического применения. Перевод под редакцией профессора Д.М. Синцова, 1909 г.;

- М.И. Лобачевский. Новые начала геометрии с полной теорией параллельных. С вступительной частью и примечаниями профессора Д.М. Синцова, 1912 г.;

- Эмиль Пикар. О развитии за последние сто лет некоторых основных теорий математического анализа. Перевод на русский язык, с разрешения автора, осуществил приват-доцент С.Н. Бернштейн;

- Цикл работ Лежен-Дирихле, Риман, Липшиц. Разложение функций в тригонометрические ряды. Перевод Г.А. Грузинцева и С.Н. Бернштейна.

В 1883 году под редакцией К.А. Андреева вышел из печати перевод книги Ю. Петерсона «Методы и теории решения геометрических задач на построение».

Среди изданий Харьковской математической библиотеки были также работы членов ХМО:

- А.М. Ляпунов «Общая задача устойчивости движения» (1892 г.);

- М.А. Тихомандрицкий «Основы теории абелевых интегралов» (1893 г.);

- В.А. Стеклов «О движении твердого тела в жидкости», диссертация на степень магистра (1899 г.);

- В.А. Стеклов «Основные задачи математической физики» (1901 г.);

- Статья Н.Н. Лагутинского (1911 г.);

- С.Н. Бернштейн «О наилучшем приближении непрерывных функций посредством многочленов данной степени» (1912 г.).

Кроме собственного издательства, члены ХМТ принимают активное участие в работе других отечественных журналов. Члены общества регулярно печатали учебно-методические статьи в известных дореволюционных журналах «Педагогический сборник», «Математическое образование», «Вестник опытной физики и элементарной математики», а также постоянно рецензировали книги по элементарной и высшей математики отечественных и зарубежных авторов [1].

В журнале «Вестник опытной физики и элементарной математики» (ВОФЭМ) содержатся работы действительных членов общества С.Н. Бернштейна, Д.М. Синцова, А.П. Грузинцева, а также работы почетных членов и членов-корреспондентов П.С. Фролова, В.П. Ермакова и др.

Почти с начала основания журнала до его закрытия в 1917 году свои статьи по элементарной математике регулярно печатал П.С. Флоров, среди них:

168 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31

- «Наибольшее и наименьшее значение квадратной дроби» (1890 г., № 103);

- «Учение о круге, изложенное независимо от понятия границы» (1890 г., № 105);

- «О наибольшем произведении и наименьшей сумме» (1891 г., № 132);

- «Формулы стекла» (1892 г., № 144);

- «Шашка вперед (задача по теории вероятностей)» (1892 г., № 148, № 151) и др.

В своих работах П.С. Фролов рассматривал вопрос элементарной математики без методических рекомендаций.

В «ВОФЭМ» в период с 1887 по 1890 гг. три свои работы напечатал А.П. Грузинцев. Интересная работа «Отклонение световых лучей призмой» (1888, № 57), в которой автор дает методических рекомендаций для преподавания данной темы тем, кто изучает начальную физику.

В «ВОФЭМ» содержится две работы С.Н. Бернштейна: «Исторический обзор понятия функции» (1912, № 559) и отклик на статью М. Малиева (1915, № 625). В первой статье содержится не просто исторические сведения о понятии непрерывной функции, но и обоснование перестройки школьного курса математики на основе функциональной зависимости, которое используется в современных школах.

Наибольшее количество работ в «ВОФЭМ» принадлежит Д.М. Синцову. Среди них некрологи (Абелю, Ф.М. Суворову), статья в честь 100-летия со дня рождения М.В. Остроградского, отчеты с международных конгрессов по математике и съездов, как чисто математических, так и педагогических, рецензии на учебники и пособия, статьи по элементарной математике и педагогики. Д.М. Синцовым было предоставлено 10 рецензий на учебники по высшей математике и аналитической геометрии А. Александрова, П.И. Павлинова, В.П. Свенцицкого, Н.П. Кильдюшевского, А. Киселева и др. Положительный отзыв получила книга Дж. В.А. Юнга «Как преподавать математику?» (1913, № 588), в которой автор рассказывает, как подготовиться к преподаванию, то есть определяются педагогические аспекты подготовки будущего преподавателя.

В работе Д.М. Синцова «О конкурсных экзаменах» (1913, № 598-600) определяет недостатки системы конкурсного отбора в высших технических учебных заведениях. По мнению Д.М. Синцова, экзамены не отражают реальных знаний абитуриентов (тогда назывались аспирантами) из-за психологического фактора, нервотрепки и невозможности собраться.

При большом конкурсе на вакансии в вузах, как отмечает Д.Н. Синцов, преподаватели, принимающие экзамены, начали использовать задания, которые не определяют уровень теоретических знаний учащихся, а проверяют абитуриентов на «острый ум». Через некоторое время в магазинах начинают появляться книги с решениями задач для испытаний. По мнению Д.Н. Синцова, это не только полезно, но и опасно для учащихся. Большое количество таких книг требует от преподавателя придумывать новые задачи, что привело к тому, что решение этих задач требовало от абитуриентов знаний, выходящих за рамки школьного курса.

С другой стороны, школьные преподаватели поставлены в такие условия, что они не могут дать необходимых знаний ученикам. Готовя учащихся к вступительным экзаменам, преподаватель пытается рассмотреть наибольшее количество сложных задач и предоставляет своим учащимся знания, необходимые только для вступительного экзамена.

При условии, что конкурсные экзамены проводятся, Д.М. Синцов предлагает вместо решения сложных задач проверять абитуриентов только на знание теоретического материала, отражающего реальное понимание математики абитуриентами. В этой работе Д.М. Синцов определяет основные ошибки, которые возникают у абитуриентов. Этот список ошибок дает возможность школьным учителям определить, каким разделам математики необходимо уде-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31 169

лить больше внимания.

Кроме того, Д.М. Синцов отмечает, что конкурсных экзаменов по математике лучше не проводить. Вместо этого автор предлагает проводить прием в высшее специализированное учебное заведение следующим образом: проверять абитуриентов на грамотность, на умение связно выражать свое мнение, на умение быстро и правильно вычислять с помощью логарифмических таблиц, умение чертить, а также с помощью экспериментальной психологии - на профессиональную пригодность.

В 1912 году № 563-564 в «ВОФЭМ» была напечатана статья Д.М. Синцова «К реформе преподавания математики в средней школе», в которой автор описывает состояние математического образования, определяет необходимость реформирования школьного и высшего математического образования с сохранением принципа непрерывности и определяет основные направления реформы.

В то время непрерывность математического образования поддерживалась преподавателями вузов «принудительно»: преподаватели ВУЗов корректировали свои лекции в зависимости от школьного курса математики. Д.М. Синцов предлагал сделать такую коррекцию не в местах, а централизованно, на государственном уровне.

Автор отмечает, что школьное математическое образование должно выполнять одновременно две функции: 1) должна давать законченное образование, 2) должна готовить к высшему образованию. В работе на основе опыта других государств предлагаются пути решения этой проблемы.

Харьковское математическое общество принимает активное участие в разработке вопросов реформации школьного математического образования Российской Империи. Начиная с 1912 года члены ХМТ начинают печататься в журнале «Математическое образование». Это работы Д.М. Синцова, В.Н. Фесенко, Ц.К. Руссьяна, Н.Н. Салтыкова, С.Н. Бернштейна и др. Всего за время существования журнала члены ХМО напечатали в нем 16 своих работ:

- Д.М. Синцов «Доклад по вопросу согласования программ средней и высшей школы» (№ 4, 1912 г.);

- Д.М. Синцов «Международная комиссия по преподаванию математики» (№ 5, 1912 г.);

- В.М. Фесенко «О слиянии планиметрии с стереометрии» (№ 1, 1913 г.);

- Д.М. Синцов «По поводу одной книги» (№ 2, 1913 г.);

-Д.М. Синцов «Международный конгресс в Кембридже» (№ 4, 1913 г.);

- Д.М. Синцов «Университет и школа» (№ 5, 1913 г.);

- Д.М. Синцов «Выпуклый многоугольник с бесконечным количеством сторон» (№ 7, 1913 г.);

- Д.М. Синцов «Общие замечания по поводу письменных работ выпускников реальных училищ 1903 1912» (№ 7, 1913 г.);

- Ц.К. Руссьян «Некоторые замечания о характере работ, выполненных учащимися гимназий на испытаниях зрелости в Харьковском учебном округе по 1907 1913 гг.» (№ 8, 1913 г.);

- «Величины и числа Штольца» под редакцией А.П. Пшеборського (№ 1-3, 1914 г.);

- Д.М. Синцов «О подготовке учителей математики» (№ 2, 1914 г.);

-Д.М. Синцов «О преподавании аналитической геометрии в средней школе» (№ 3, 1914 г.);

- М. Салтыков «Преподавание математических наук во французских средних учебных заведениях» (№ 3-4, 1914 г.);

- С.Н. Бернштейн «Понятие функции в средней школе» (№ 4, 1914 г.);

- Перевод А.К. Сушкевича книги Рорберга «Систематическое распределение и последующее прохождение геометрических задач на построение в преподавании математики в немецких

170 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31

средних школах» (№ 4, 1914 г.);

Члены ХМО принимали активное участие в международном движении по реформации математического образования. Как видно, основная часть работ была посвящена двум взаимосвязанным вопросам: реформации школьной системы образования и подготовке будущих учителей математики. Эти проблемы поднимались членами ХМО не только на страницах журналов, но и на различных съездах.

С самого начала существования общество принимает активное участие в общественной жизни города и страны. Харьковское математическое общество с просветительской целью проводит дни, посвященные выдающимся ученым, принимает участие в подобных акциях, организованных другими учреждениями.

В 1893 году общество организует празднование 100-летия со дня рождения великого математика Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856). Идея проведения этого мероприятия пришла из Казанского университета, где Н.И. Лобачевский преподавал в течение 40 лет. На заседании общества от 25.02.1893 г. Было решено [3, с. 77]:

1) провести 22 октября публичное заседание в честь 100-летия со дня рождения Н.И. Лобачевского;

2) открыть подписку на фонд Лобачевского среди своих членов;

3) обратиться через попечителя Харьковского Учебного Округа во все высшие и средних учебных заведений округа с приглашением к подписке с вышеназванного поводу.

ХМО принимало активное участие еще в двух юбилейных мероприятиях: 100-летний юбилей со дня рождения выдающегося математика Михаила Васильевича Остроградского (1801— 1861), 200-летний юбилей со дня рождения выдающегося русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765).

Столетие со дня рождения всемирно известного математика М.В. Остроградского по решению ЮНЕСКО праздновалось общественностью всего мира. ХМО по этому поводу была отправлена поздравительная телеграмма Полтавскому обществу любителей физики и математики. Для участия в этом мероприятии была направлена делегация, в состав которой вошли А.М. Ляпунов, М.А. Тихомандрицкий, В.А. Стеклов [3, с. 78].

В 1911 году в Российской Империи отмечалось 200-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. В апреле 1909 года в Санкт-Петербургской АН было решено создать специальную комиссию для этого мероприятия. Этой комиссией был предложен ряд мероприятий, среди которых была и подготовка сборника статей о юбиляре с участием различных высших учебных заведений Российской Империи. На заседании ХМО от 19.03.1910 года было зачитано циркулярное письмо от председателя вышеупомянутой комиссии, в котором членов ХМО приглашали участвовать в юбилейных торжествах и сообщали об издании сборника статей [3, с. 78]. На этом заседании было решено просить В.А. Стеклова и А.М. Ляпунова, которые в то время жили в Санкт-Петербурге, быть представителями общества на этом юбилее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1913 году Харьковским учебным округом в Харькове проводилась педагогическая выставка, к участию в которой были привлечены средние и высшие учебные заведения города. На выставке были организованы курсы для преподавателей средних учебных заведений. Члены ХМО также принимали участие в выставке. Курсы по аналитической геометрии читал Д.М. Синцов. П.С. Флоров для выставки подготовил доклад «Теория вероятностей как учебный предмет средней школы».

По результатам этой выставки Попечителем Харьковского Учебного Округа было предложено открыть временные педагогические курсы по математике. Курсы были организованы,

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31 171

проводили их Н.Н. Салтыков и Д.М. Синцов [3, с. 68].

Еще одним видом общественно-просветительской деятельности общества было участие в съездах. В ходе съездов не только укреплялись связи между учеными, часто они становились полем борьбы за осуществление ряда мероприятий общенаучного характера. Члены общества принимали участие в съездах естествоиспытателей и врачей, съездах преподавателей математики, международных математических конгрессах. С начала основания ХМО его члены принимают активное участие в работе съездов естествоиспытателей и врачей. Членами ХМО были представлены следующие доклады:

- М.Ф. Ковальский «О линейном дифференциальном уравнении с двумя переменными второго порядка»;

- К.А. Андреев «Об одном соотношении, дающем в частном случае формулу П.Л. Чебышева для разложения в ряд определенного интеграла от произведения функций»;

- В.Г. Имшенецкий «Об интегрировании некоторых дифференциальных уравнений»;

- А.П. Шимков «Общая теория происхождения и поддержания электрических течений»;

- Д.М. Синцов «К теории конексов»;

- Н.Н. Лагутинский «К вопросу об определении производной»;

- Н.А. Тихомандрицкий «Формула Стокса»;

- Д.М. Синцов «Этюды по теории конексов»;

- Н.Н. Лагутинский «Об интегрировании алгебраических дифференциальных уравнений»;

- Д.М. Синцов «Доклад об организации текущей российской математической библиографии»;

- В.А. Стеклов «Об уравнении математической физики»;

- Д.М. Синцов «О системах кривых, связанных с главной коинциденцией конексов»;

-Д.М. Синцов «Теория конексов»;

- Д.М. Синцов «По поводу одной геометрической задачи, а именно построить треугольник по биссектрисе, стороне и углу, лежащему напротив этой стороны»;

- Н.Н. Лагутинский «Об алгебраическом интегрировании дифференциальных уравнений»;

- Н.Н. Лагутинский «К теории исключений».

Члены Харьковского математического общества принимали участие в проведении всероссийских съездов преподавателей математики. Первый всероссийский съезд преподавателей математики состоялся в Санкт-Петербурге на рубеже 1911/1912 гг. Для подготовки к съезду были привлечены ученые всей Российской империи. В состав организационного комитета был приглашен Д.М. Синцов. Среди докладчиков, которые допущенных к выступлению, были Д.М. Синцов и С.Н. Бернштейн.

С.Н. Бернштейн выступал с докладом «Исторический обзор понятия о функции». Это сообщение было посвящено важнейшим направлениям развития понятия функции. Результаты Первого всероссийского съезда преподавателей математики были отмечены в «Резолюции» съезда [7, с. 568-571], в которой говорилось: «Съезд признает своевременным провести через весь курс математики средней школы и ярко осветить идею функциональной зависимости, а также ознакомить учащихся с простыми и наиболее доступными идеями аналитической геометрии ... ». Из этого следует, что идея построения школьного курса математики на основе функциональной зависимости, которую проводил С.Н. Бернштейн, была поддержана участниками съезда.

На съезде учеными широко поднимался вопрос подготовки будущих учителей математики. С докладами «О согласовании программ средней и высшей школы» выступали Д.М. Синцов, К.А. Поссе (Санкт-Петербург) и был зачитан доклад В.Б. Струве (Москва).

172 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31

В докладе Д.М. Синцова поднимаются вопросы о специальной подготовке будущих учителей математики, которая состояла из научно-теоретической подготовки, методической подготовки, психологической подготовки, педагогической подготовки и практической подготовки (пробные занятия). В дальнейшем, уже во времена Советского Союза, подготовка учителей математики проводилась с подобным направлением и остается актуальной и сегодня.

Второй всероссийский съезд преподавателей математики состоялся в Москве на рубеже 1913/1914 гг. В состав организационной комиссии от Харькова был избран Д.М. Синцов. Съезд был посвящен изменениям в школьном курсе математики. На нем были заслушаны 26 докладов, среди которых 6 принадлежали членам ХМО [2]:

-Д.М. Синцов «Доклад о Международной комиссии по преподаванию математики»;

- М. Салтыков «Об организации подготовки преподавателей средней школы»;

-Д.М. Синцов «О подготовке преподавателей математики»;

- Д.М. Синцов «О преподавании аналитической геометрии в школе»;

- С.Н. Бернштейн «О понятии функции в средней школе»;

- Г.А. Грузинцев «О преподавании тригонометрии».

Анализируя «Резолюцию Первого всероссийского съезда преподавателей математики» и доклады членов ХМО, приходим к выводу, что члены ХМО пытались выполнить свои обязательства и четко придерживались программы, предложенной в 1912 году.

Члены ХМО принимали активное участие в общественной деятельности Российской империи, представляя свою страну на Международных конгрессах по математике (International Congress of Mathematicians, ICM), который проводится каждые 4 года, исключая годы второй мировой войны.

Общественно-просветительская деятельность Харьковского математического общества конца XIX начала ХХ в. приобретала различные формы через научную, издательскую, организационную и педагогическую деятельность общества и его членов.

Литература

1. Ахиезер Н.И. Академик С.Н. Бернштейн и его работы по конструктивной теории функций / Харьков: Издательство Харьковского университета, 1955.

2. Дневник второго Всероссийского съезда преподавателей математики, 1914.

3. Кушлакова Н.М. Савчук В.С. Харювське математичне товариство: iсторiя заснування, розвитку та дiяльностi (1879 1930) / Дншропетровськ: 1МА-прес, 2009. - 244 с.

4. Марчевский М.Н. Харьковское математическое общество за 75 лет // Историко-математические исследования, вып. IX / Москва, 1956.

5. Пшеборский А.П. Математическое общество при Харьковском Университете (1879 1904) / Сообщения Харьковского математического общества. - 1913, т.13 (Приложения С.1-9).

6. Синцов Д.М. Харьковское математическое общество за 50 лет // Труды Первого Всесоюзного съезда математиков (Харьков 1930). - ОНТИ, 1936. - C.376.

7. Труды I Всероссийского съезда преподавателей математики 27.12.1911-03.01.1912. Том первый / СПб: Север, 1913.

8. Устав математического общества при Императорском Харьковском университете (от 28.04.1879) // Записки ИХУ. - Харьков: Университетская типография, 1879.

9. Устав математического общества при Императорском Харьковском университете (от 9.10.1887) // Записки ИХУ. - Харьков: Университетская типография, 1887.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия: Математика. Физика. 2013. №12(155). Вып. 31 173

ENLIGHTEN ACTIVITY OF KHARKOV MATHEMATICAL SOCIETY

FROM 1879 TO 1917

G.S. Bobritskaya, I.K. Kirichenko

Ukrainian engineering and pedagogical academy,

Universitetskaya St., 16, Kharkov, 61003, Ukraine, e-mail: ikir238@rambler.ru

Abstract. History of Kharkov mathematical society from its foundation up to Word War 1 is shortly stated.

Key words: Kharkov mathematical society, history, ХТХ century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.