Общественно-культурная содержания обучения как средство повышения мотивации изучения музыкальной культуры на среднем этапе общеобразовательной школы
Нурбек Эркинович Рахматов Бухарский государственный университет
Аннотация: Содержание образования - это система адаптированной под цели педагогов информации, которая позволяет передать учащимся знания, умения, необходимые навыки, помочь им получить опыт творческой деятельности, эмоционального восприятия мира, направить их развитие в конструктивное русло. Для обучающихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами.
Ключевые слова: содержание образования, цели педагогов, система научных знаний, форма взаимодействия, культура обучения, урок музыки
The socio-cultural component of the content of education as a means of increasing the motivation for studying musical culture at the middle stage of the general education school
Nurbek Erkinovich Raxmatov Bukhara State University
Abstract: The content of education is a system of information adapted to the goals of teachers, which allows you to transfer knowledge, skills, necessary skills to students, help them gain experience in creative activity, emotional perception of the world, direct their development in a constructive direction. Therefore, when organizing games, this factor must also be taken into account. The use of an interactive whiteboard is also a means of increasing the motivation for learning among schoolchildren. Special software for interactive whiteboards allows you to work with texts and objects, audio and video materials, Internet resources.
Keywords: content of education, aims of teachers, system of scientific knowledge, form of interaction, learning culture, music lesson
Содержание обучения, образования - это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Для того, чтобы передать знания и навыки воспитуемым, педагогу нужно адаптировать информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее усвоить. Это обязательное условие эффективности процесса обучения.
Функции содержания образования для учащегося и педагога различны. Для ученика оно выполняет в первую очередь информационно-коммуникативную функцию, позволяет получить основные знания об окружающем мире, принципах и законах науки. Процесс освоения содержания образования учеником предполагает: овладение способами общения и общей коммуникативной культурой; получение опыта использования различных форм взаимодействия между людьми. Если говорить о педагоге, то тут главенствующее положение имеет предметно-инструментальная функция, так как содержание - это средство воздействия на учащихся, которое позволяет: стимулировать умственное развитие подопечных; сформировать целостное восприятие мира; выработать навыки практической работы; направлять познавательную деятельность. Фактически, содержание становится инструментом, который позволяет соединить воедино знания и опыт, уже имеющиеся у детей, и новую информацию, получаемую учащимися в процессе обучения.
На базовом уровне можно сказать, что содержание обучения в педагогике -это то, чему учат в школе и других учебных заведениях. Если копнуть глубже, то содержание обучения определяет, какие знания необходимы учащимся, по каким учебникам стоит работать педагогу, по каким критериям отбирать значимый материал.
Материальное образование предполагает, что дети будут получать только тому, что имеет практическое приложение. Это определяет выбор учебных предметов и направленность обучения.
Культура обучения - это совокупность процессов деятельности человека в материальной и духовной сферах, которая может быть передана человеку в процессе воспитания с тем, чтобы гармонизировать его развитие, учащийся получает в отобрано и структурированном виде. Отбор и структурирование проводятся таким образом, чтобы усвоение знаний направляло развитие личности в соответствии с целями воспитания.
Наука является одним из основных источников образования. Однако представить все области знаний не могут быть представлены в содержании среднего или высшего образования в полном объеме, так как на изучение всего у человека может попросту не хватить жизни. В связи с этим проводится отбор
содержания в соответствии с целым рядом факторов: потребностей общества; закономерностей учебной деятельности; интеллектуальных способностей учащихся; личности преподавателя.
В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят.
Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу обучающихся?
Современной психолого-педагогической наукой выделяются следующие ключевые установки и действия формирования учебной мотивации:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; создание ситуации успеха;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
нестандартные формы проведения урока; гибкая система поощрения и порицания; использование информационных технологий; использование игровых технологий.
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество - норма детского развития.
Урок музыки - урок искусства. Благодаря этой специфике проблемное обучение и творческое настолько переплетаются, как две стороны медали, т.к. любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.
Урок музыки должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
«мозговой штурм» (поиск идей, путей решения творческой задачи); метод размышления о музыке;
метод забегания вперед и возвращения к пройденному; метод музыкальных обобщений; метод эмоциональной драматургии; метод проблемного изложения материала; метод интонирования;
метод моделирования художественного процесса; метод интонационно - стилевого анализа; метод импровизации; метод творческих заданий.
Формирование познавательной мотивации на уроке музыки происходит через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение;
музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, дирижирование;
импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры.
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Об обучающей функции игры уже давно известно. Используя игры как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность обучающихся. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность. Чувство «равноправия», атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт ребятам благоприятную психологическую атмосферу. Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем обучающимся независимо от их индивидуальных особенностей.
Во время игры происходит свободное общение обучающихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе.
Для обучающихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор.
Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление
дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Урок с использованием ИКТ всегда наглядный, красочный, информативный, экономит время учителя и ученика.
На помощь учителю приходят цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) -это объекты, предназначенные для образовательных целей, представленные в цифровом (электронном) виде, доступные для использования.
Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки;
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.);
Звуковые фонограммы песен («плюсовки» и «минусовки»);
Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения).
Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Использование интерактивной доски также является средством, способствующим повышению мотивации к обучению у школьников. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами. С использованием интерактивной доски уроки стали интереснее, дети внимательнее и поэтому лучше понимают и быстрее запоминают материал. Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках музыки способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического
и художественно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости обучающихся, умению самостоятельного поиска информации. Стоит заметить, что процесс подготовки урока учителем стал трудоемким. Но все же это того стоит.
Также на своих уроках я использую такие методы и приемы активизации творческих проявлений, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях проблемной ситуации:
Написание мини-сочинения, размышления о музыке;
Выполнение докладов, рефератов;
Описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения.
Написание тестов, кроссвордов по творчеству композиторов.
«Рисуем музыку» - изображение музыкального образа, наглядности к песням.
Составление ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты.
Проведение музыкальной викторины по пройденным произведениям.
Проведение музыкально-дидактических игр.
Инсценирование песен, театрализация.
Сочинение инструментального сопровождения к песням на детских музыкальных инструментах.
Занимательная музыка - задания, способствующие развитию творческой фантазии (стихи, сказки, игры).
Ритмопластика (придумать движения, соответствующие характеру музыки, персонажа).
Загадко-творчество (отгадать, сочинить).
Проектная деятельность.
В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков обучающихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую). Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, музыкальных игр и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы. В ходе выполнения проекта ребенок оказывается вовлеченным в активный
познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.
Использованная литература
1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61
2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.
3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075
4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.
5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.
6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.
7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.
8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.
9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.
10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.
11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014
12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.
13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини ани^лашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.
14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.
15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576
16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини ани^лашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150
18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555
21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.
22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.
23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.
24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207
25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226
26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 12271232.
27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.
28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.
29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.
30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.