Научная статья на тему 'Общественная законодательная инициатива: механизмы применения'

Общественная законодательная инициатива: механизмы применения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1157
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / CIVIL SOCIETY / CIVIL LEGISLATIVE INITIATIVE / ELECTRONIC RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова Елена Олеговна

Автором рассматривается виды и формы прямой демократии, а также права граждан выражать свои интересы посредством общественной законодательной инициативы. Рассмотрены особенности применения общественной законодательной инициативы за рубежом. Обозначены особенности размещенная общественной инициативы на интернет-ресурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the types and forms of direct democracy and the rights of citizens to express their interests through a public legislative initiative. The features of the application of public legislative initiatives abroad are examined. Features of placing social initiative on an Internet resource are revealed.

Текст научной работы на тему «Общественная законодательная инициатива: механизмы применения»

УДК: 342.4 DOI: 10.12737/24814

Позднякова Елена Олеговна, студент юридического факультета,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Среднерусский институт управления-филиал

(Российская Федерация, г. Орел), e-mail: misis.pozdnyakowa2015@yandex.ru

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА: МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Автором рассматривается виды и формы прямой демократии, а также права граждан выражать свои интересы посредством общественной законодательной инициативы. Рассмотрены особенности применения общественной законодательной инициативы за рубежом. Обозначены особенности размещенная общественной инициативы на интернет-ресурсе.

Ключевые слова: гражданское общество , гражданская законодательная инициатива , электронные ресурсы.

POZDNYAKOVA E. O., Student of the Law Faculty, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: missis.pozdnyakowa2015@yandex.ru

PUBLIC LEGISLATIVE INITIATIVE: MECHANISMS OF APPLICATION

The author examines the types and forms of direct democracy and the rights of citizens to express their interests through a public legislative initiative. The features of the application of public legislative initiatives abroad are examined. Features of placing social initiative on an Internet resource are revealed. Keywords: civil society, civil legislative initiative, electronic resources.

В статье отмечается, что одной из форм народовластия является общественная законодательная инициатива. Приводится зарубежная и отечественная практика участия населения в правотворческом процессе. В данной статье определяются перспективы активного участия граждан в нормотворчестве посредством электронных ресурсов, в частности сети Интернет, формулируются предложения по совершенствованию механизма реализации права общественной законодательной инициативы.

Как таковым общественная законодательная инициатива является обязательным элементом, обеспечивающим эффективное развитие общества и демократического государства. В Российской Федерации взаимодействие институтов гражданского общества и органов вла-

сти носит временный характер и касается в основном принятия отдельных решений.

В целом, общественная законодательная инициатива - активное деяние, направленное на достижение общезначимых целей, реализуемое гражданином, объединением граждан в формах, таких как правотворческая инициатива и законодательная инициативы.1

Общественная законодательная инициатива относится к первичным формам выражения гражданами своей воли наряду с выборами и референдумами. Она выражается в совокупности прав группы избирателей предложить про-

1 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник / С.А. Авакьян. - М.: Издательство Инфра-М, 2015. - С.534.

44 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUM 5»ISSUE № 4» 2016

ект закона, который подлежит обязательному рассмотрению органом власти. И в следствии чего данный орган, по общему правилу, может принять любое решение: согласиться с проектом, внести в него поправки или отклонить его.

Механизм реализации форм общественных законодательных инициатив — это способ реализации путем самостоятельного деяния, реализуемого гражданином, группой или объединением граждан, направленного на организацию публичных мероприятий, таких как митинги, шествия, демонстрации, пикетированияи другие. В настоящее время к формам прямой демократии относят: всенародное обсуждение, всенародный опрос, общий сход всех избирателей, обладающий правом принятия решения, народное вето, наделение граждан правом обращаться к властям, с письменным требованием, предложением, жалобой, на которые власти обязаны реагировать в установленном порядке.

Безусловно, в юридической литературе формы реализации права в основном рассматриваются как призма использования, исполнения, соблюдения, применения правовых норм. В конечном смысле можно предусмотреть, что право граждан на участие в общественных законодательных инициативах выражается в добровольных действиях гражданина по осуществлению закрепленных в юридических нормах правомочиях, входящих в состав анализируемого комплексного субъективного права.1

Право общественной законодательной инициативы может быть реализовано как в виде готового законопроекта, так и в форме законодательного предложения. Основная разница между этими формами выражается в буквальном смысле терминов: первая имеет в виду идею, будущего закона, вторая отличается более простой, свободной формой реализации (например, может быть сделано в устной форме).

В ст. 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-

1 Булаков О.Н. Нормативно-правовое регулирование реализации гражданами конституционного права на обращение, 2000. - N 2. - 78.

тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» провозглашается возможность предоставления конституцией (уставом) субъекта РФ права общественной законодательной инициативы, проживающим на территории субъекта Российской Федера-ции.2

В ряде зарубежных стран предусматривается, что избиратели, осуществляющие общественную законодательную инициативу, должны представлять в определенной пропорции различные районы страны, так как это существует для того, чтобы постановка вопроса имела не местный характер, а общегосударственный.

В основу большинства региональных подходов регулирования законодательной инициативы граждан положена соответствующая практика, сложившаяся в развитых демократических странах Европы. В соответствии с ней для осуществления законодательной инициативы сначала образуется инициативная группа, которая официально регистрирует инициативу, а затем эта группа собирает определенное количество подписей в поддержку инициативы. Затем инициируемый документ и подписи направляются в представительный орган власти, который рассматривает инициативу и принимает по ней решение. Эта практика гражданской законодательной инициативы нашла отражение в российском региональном законодательстве. Вопрос о том, кто может выступить с гражданской законодательной инициативой (быть субъектом законодательной инициативы), во всех регионах решен примерно одинаково - это граждане, проживающие на соответствующей территории и обладающие активным избирательным правом.

Различия гражданской законодательной инициативы в региональном законодательстве связаны с определением содержания инициа-

2 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N184-03 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. - Ст. 6.

тивы и процедуры ее осуществле-ния.Общественная законодательная инициатива, так же как и референдум, обычно не допускается по вопросам бюджетного процесса, международным вопросам и вопросам конституционной реформ, амнистии и налогообложе-ния1.

Следовательно, самое детальное правовое регулирование форм общественных инициатив и форм реализации общественных законодательных инициатив само по себе не является гарантией их активного использования гражданами.

В настоящее время «общественная законодательная инициатива» трактуется по-разному. Например, органы внутренних дел призваны оказывать всестороннюю поддержку развитию общественных законодательных инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка, организаций.2

Следует отметить, что размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

а) не менее 100 тысяч голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;

б) не менее 5% голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тысяч голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

1 Чеботарев Г.Н., Иванова К.А. Гражданская законодательная инициатива как форма осуществления населением государственной власти -ии_: http://of-law.ru/stat/grazhdanskaya-zakonodatelnaya-initsiativa-kak-tbrma-osushchestvleniya-naseleniem-gosudarstvennoj-vlasti.html

2 Важнов С.С. Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации: Учебник / С.С. Важнов. - Саратов, 2007. С. 146.

в) не менее 5% голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уров-ня.Общественная палата Российской Федерации, общественные советы при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации берут на себя обязательства по выдвижению и поддержке общественных инициатив, однако законодательство требует от них также осуществлять сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений.

Таким образом, чтобы усовершенствования механизм реализации общественной законодательной инициативы должно было бы быть принятие на федеральном уровне Федерального закона "О законотворческой инициативе граждан Российской Федерации", которым бы устанавливалась схема реализации законотворческой инициативы граждан, усовершенствовались бы стадии ее реализации; сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы, рассмотрение правотворческой инициативы органами и должностными лицами), внесение и регистрация правотворческой инициативы. И в конечном итоге принципами осуществления общественной законодательной инициативы в Российской Федерации должно стать равное, добровольное, непосредственное и свободное участие граждан в осуществлении законодательной инициативы.

Библиография:

1.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник. - М.: Издательство Инфра-М, 2015. - 923 с.

2. Булаков О.Н. Нормативно-правовое регулирование реализации гражданами конституционного права на обращение // Адвокат - 2000. - №2.

3.Важнов С.С. Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации: Учебник. - Саратов, 2007. - 225с.

4. Чеботарев Г.Н., Иванова К.А. Гражданская законодательная инициатива как форма

46 Ю^^ ОР РУВЫС АШ МиМС!РА1. ADMINISTRATION «УОШМ 5«!5БиЕ № 4» 2016

осуществления населением государственной власти - URL: http://of-law.ru/stati/grazhdanskaya-zakonodatelnaya-initsiativa-kak-forma-osushchest-vleniya-naseleniem-gosudarstvennoj-vlasti.html (дата обращения: 23.09.2016)

References:

1.Avak'ian S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii: Uchebnik. - M.: Izdatel'stvo Infra-M, 2015. - 923 s. (In Russ.)

2. Bulakov O.N. Normativno-pravovoe reguli-rovanie realizatsii grazhdanami konstitutsionnogo prava na obrashchenie // Advokat. - 2000. - №2. (In Russ.)

3.Vazhnov S.S. Institut pravotvorcheskoi init-siativy grazhdan v sisteme narodovlastiia v Rossi-iskoi Federatsii: Uchebnik. - Saratov, 2007. -225 s. (In Russ.)

4.Chebotarev G.N., Ivanova K.A. Grazhdan-skaia zakonodatel'naia initsiativa kak forma osushchestvleniia naseleniem gosudarstvennoi vlasti -rezhim dostupa http://of-law.ru/stati/grazhdanskaya-zakonodatelnaya-initsiativa-kak-forma-osushchestvleniya-naseleniem-gosudarstvennoj-vlasti.html. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.