Научная статья на тему 'Общественная составляющая формирования городской среды в системе «Город окружающее пространство» на примере г. Моршанска'

Общественная составляющая формирования городской среды в системе «Город окружающее пространство» на примере г. Моршанска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буковский М. Е.

Formation of the system "city environmental space" on the example of Morshansk, Tambov region is analyzed in the article from a position of historical geographical and systemic approaches. The researches' public component of the process of the natural environment anthropogenisation and dynamics of the economical geographical situation of Morshansk in the system "city invironmental space" and the formation of functional structure as a component of urban environment is covered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public component of the urban environment formation in the system "town environmental space" on the example of Morshansk

Formation of the system "city environmental space" on the example of Morshansk, Tambov region is analyzed in the article from a position of historical geographical and systemic approaches. The researches' public component of the process of the natural environment anthropogenisation and dynamics of the economical geographical situation of Morshansk in the system "city invironmental space" and the formation of functional structure as a component of urban environment is covered.

Текст научной работы на тему «Общественная составляющая формирования городской среды в системе «Город окружающее пространство» на примере г. Моршанска»

УДК 338:91+551.4

ОБЩЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ «ГОРОД - ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО»

НА ПРИМЕРЕ Г. МОРШАНСКА

© М.Е. Буковский

Bukovsky М.Е. Public component of the urban environment formation in the system “town - environmental space” on the example of Morshansk. Formation of the system “city - environmental space” on the example of Morshansk, Tambov region is analyzed in the article from a position of historical - geographical and systemic approaches. The researches’ public component of the process of the natural environment anthropogenisation and dynamics of the economical - geographical situation of Morshansk in the system “city - invironmental space” and the formation of functional structure as a component of urban environment is covered.

В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности все большего числа людей. Понятия «окружающая среда», «городская среда» в разных их модификациях в последнее время стали очень распространенными и приобрели значение ключевых. Исследованием проблем среды занимаются многие науки, в том числе и география, разные ее ветви - социальная медицинская, физическая, рекреационная и др.

Городская среда - интегральное явление. Она создается благодаря действию многих факторов, является многокомпонентной, имея несколько составляющих. Материальная составляющая городской среды - это, с одной стороны, природа, видоизмененная самим городом, а также окружающая его, а с другой - здания и сооружения разного назначения, распределенные в нем в соответствии с планировочной структурой и архитектурной композицией. Эта материальная составляющая имеет зримый образ, вызывает определенное восприятие и оценки. Кроме материальной составляющей в городской среде есть и духовная составляющая. В ней существует атмосфера активной общественной жизни, сосредоточенного научного поиска, художественного поиска, деловой предприимчивости, авантюризма и т. п. Остановимся на материальной составляющей.

Изначально городская среда возникает и формируется из природного ландшафта путем техногенеза, т. е. сначала незначительной, а затем все более глубокой антропогенезации компонентов естественной природной среды, возникновения новых, не свойственных естественному природному комплексу компонентов городской среды.

Рассматривая городскую среду с позиций системного подхода, на наш взгляд, не следует обособлять понятия «городская среда» и «окружающая природная среда». Рассматривая факторы, под воздействием которых формируется городская среда, скорее следует говорить о системе «город - окружающее пространство». Под «окружающим пространством» мы понимаем как естественное (природные комплексы различного таксономического ранга), так и общественное (экономическое, социальное и политическое).

Если на заре развития цивилизации ведущими факторами возникновения и развития городов и, следовательно, городской среды были природные, то с развитием цивилизации ведущая роль стала переходить к общественным, т. е. социальным, экономическим и политическим факторам. В настоящее время даже возникновение новых городов определяется экономической целесообразностью.

В этой связи, на наш взгляд, допустимо высказать мысль, что при исследовании и оценке процессов формирования как городской среды в целом, так и отдельных ее компонентов: естественных разной степени антропогенезации (водоемы, фитоценозы, земли) и антропогенных (жилые, производственные и офисные строения, коммуникации) - необходимо принимать во внимание ведущие общественные (социально-экономические) факторы.

Интегральным и в то же время ведущим общественным фактором формирования и развития городской среды, в том числе и ее компонентов естественного происхождения, является, на наш взгляд экономикогеографическое положение (ЭГП). Рассмотрение ЭГП -канва характеристики города. По мнению Г.М. Лаппо, в формировании его функциональной структуры надо видеть реализацию тех или иных сторон географического положения. В свою очередь, от функциональной структуры зависит степень антропогенезации исходных естественных природных комплексов при формировании городской среды и набор привнесенных в нее антропогенных компонентов.

Совершенно очевидно, что городская среда формируется в течение длительного времени, строго говоря, это непрерывный процесс, тесно связанный с существованием и развитием системы «город - окружающее пространство». Это пространство может быть в различной степени антропогенезировано. Рост и развитие города неизбежно приводит к значительному изменению окружающей природной среды, т. е. к значительной антропогенезации окружающего пространства. Степень антропогенезации окружающего город пространства, в свою очередь, очевидно, оказывает влияние на формирование городской среды.

С позиций историко-географического подхода для более глубокого понимания и оценки текущей стадии развития городской среды, на наш взгляд, необходимо исследовать все предшествующие стадии, начиная с момента начала формирования городской среды, т. е. начала антропогенезации естественной природной среды. Иначе говоря, необходимо рассмотреть весь период хозяйственного освоения людьми территории, на которой в настоящий момент располагается город и окружающее его антропогенезированное пространство.

Выступая с позиций историко-географического и системного подходов, мы провели анализ формирования системы «город - окружающее пространство» на примере г. Моршанска.

Для этого мы исследовали процесс антропогенезации естественной природной среды и динамику ЭГП г. Моршанска в системе «город - окружающее пространство», а также формирование функциональной структуры как компонента городской среды.

В данной статье мы осветим общественную составляющую проведенного исследования.

Город Моршанск - один из старейших населенных пунктов Тамбовского края. По свидетельству грамот рязанских князей, бассейн нижней и средней Цны был населен русскими в конце XV в. В конце XVI в. с постройкой засечной черты и выдвижением на юг новых городов (Воронеж, Белгород и др.) заселение и земледельческое освоение бассейна реки Цны усилились.

Точное время возникновения поселения на месте современного Моршанска не установлено. Однако можно заметить, что место возле слияния рек Цны и Кашмы было крайне выгодным с торгово-транспорт-ной и оборонительной точек зрения. В XVII в. в устье Кашмы стоял небольшой военный острог. Именно эти факторы экономико-географического положения, на наш взгляд, на начальном этапе освоения цнинских земель

плрплпплгтлпипи т пппм^аиир \ЛаП1чи но Аштр ттгчл/ГЫУ ■ •р^Дч-'Лги|м ооид£>п/1\1|»г1 мV пп. 1IV I ил,

так же достаточно крупных сел ближайшей округи.

В 1623 г. Морша становится административным центром Верхоценской волости Шацкого уезда. В 70-е гг. XVII в. Морша была уже крупным населенным пунктом, имевшим хозяйственное и оборонительное назначение, поскольку располагалась на важном перекрестке торгово-транспортных путей, на левом берегу реки Цны, недалеко от места впадения в нее реки Кашма, через которую издавна существовал выход на реки Ворону, Хопер и Дон.

С появлением в середине XVII в. к югу от Морши крепостей Тамбова и Козлова пограничное положение моршанских земель стало постепенно отходить в прошлое, хотя угроза набегов степных кочевников еще сохранялась. Быстрое социально-экономическое развитие территории и возникновение избытка сельскохозяйственной продукции позволили к началу XVIII в. организовать ее массовый вывоз. Грузовые суда по Цне могли подниматься только до Морши, вследствие чего село превратилось в крупный торговый центр.

Таким образом, в связи с изменением геополитического положения и социально-экономического развития прилегающих территорий экономико-географическое положение Морши в XVII—XVIII вв. становилось все более выгодным.

По мнению М.К. Снытко, в середине 70-х гг. XVIII в. Морша уже ничем не отличалась от многих тогдашних

городов России, хотя и не являлась формально городом. Поэтому административная реформа 1779 г. лишь юридически закрепила за селом статус городского поселения. Моршанск стал центром одного из самых обширных и многолюдных уездов созданного тогда же Тамбовского наместничества. В 1781 г. был утвержден герб, а в 1785 г. разработан генеральный план города. В 1797 г. Моршанск вошел в состав вновь образованной Тамбовской губернии.

Таким образом, экономико-географическое поло-жение Моршанска к началу XIX в. вновь изменилось. Окончательно ушла в прошлое оборонительная функция. Однако военная составляющая все же осталась. Но городской военный гарнизон был уже гарантом скорее внутреннего спокойствия на прилегающих территориях, нежели защитой от внешнего агрессора. Усилилась административная функция города. Но все же определяющей развитие и рост города была торговотранспортная функция.

Интересен в этом отношении пример Шацка. Основанный почти на 100 лет раньше Тамбова и служивший какое-то время защитой цнинским землям Шацк входит в состав Тамбовской губернии в качестве заштатного уездного городка. Шацк создавался как крепость, и место для постройки было выбрано очень выгодное, но с военной точки зрения. Со временем граница России отодвинулась далеко на юг, стали активнее развиваться прилегающие территории, т. е. изменилось эко-номико-географическое положение Шацка. Военная функция перестала быть локомотивом развития в этом районе, а основные торговые пути шли, минуя город. В результате город пришел в упадок.

Развитие экономики России, появление центров крупной промышленности в Подмосковье увеличили спрос на сельскохозяйственные товары, что создавало благоприятные условия для роста торговли в городах

IV1V/^V 1*1 ПУЛ и 1-1VI 1 1 ри

яркое отражение в хозяйственной жизни Моршанска, весьма удобно расположенного по отношению к Москве и Подмосковью.

Важнейшей функцией Моршанска в первой половине XIX в. была торгово-транспортная. Основу коммерческих операций города составляла торговля хлебом, имевшая общегосударственное значение. Зерно свозилось в Моршанск в зимнее и весеннее время из южных уездов Тамбовской губернии и из соседних Саратовской и Пензенской губерний, иногда с расстояния 300 верст от города. Весной хлеб сплавлялся по реке Цне в Москву и Петербург и далее за границу, а также поступал для снабжения армии и флота.

Расширение торговли увеличивало операции городской пристани, поскольку наибольшая часть закупленных товаров направлялась к столицам и городам Верхней Волги водным путем. Моршанская пристань в первой половине XIX в. считалась одним из важнейших речных портов Российской империи.

Таким образом, г. Моршанск в первой половине XIX в. являлся крупным центром транзитной торговли сельскохозяйственной продукцией российского масштаба.

На региональном уровне Моршанск был многофункциональным городом, торговым, промышленным, аграрным, административным, военным, религиозным и культурным центром своего уезда и даже более ши-

рокой округи. Развитие города вписывалось в генеральную линию эволюции российских городов 1760-1850-х гг., которая состояла в утрате городами аграрной функции и в совершенствовании промышленной и торговой функций.

С торговлей непосредственно было связано развитие промышленности. Все предприятия Моршанска были обрабатывающими.

Таким образом, Моршанск в первой половине XIX в. был центром обрабатывающей промышленности, обеспечивающей потребности городов Моршанска и Шацка с уездами, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

С точки зрения Б.Н. Миронова, который основывался на индексе экономической развитости и коэффициенте разнородности, по общему уровню экономического развития Моршанск в первой половине XIX в. входил в группу высокоразвитых городов. Эта группа в 1850 г. составляла 17,4 % городов России.

Середина XIX в. - это время наивысшего расцвета Моршанска с точки зрения значения города в региональном и государственном масштабе. Моршанск в это время - экономический центр обширной Тамбовской губернии и соседних с ней территорий.

Однако дальнейшее развитие государства, прежде всего транспортной системы, вновь повлекло за собой изменение экономико-географического положения Моршанска в государственном и региональном масштабе.

С середины 50-х гг. XIX в. наметился упадок в хлебной торговле Моршанска и пристаней, который привлек внимание властей. Рассмотрение этого вопроса было поручено чиновнику по особым поручениям МВД Мордвинову и Тамбовскому губернскому статистическому комитету.

По их мнению, причины упадка хлебной торговли Моршанска заключались в следующем:

- в целях экономии хлеботорговцы доставляли обозы с зерном из Кирсановского, Балашовского, Сербского, Керенского и Чембарского уездов непосредственно на пристани, расположенные ниже по течению р. Цны, минуя Моршанск;

- суда, зимовавшие на низовых пристанях, при начале навигации имели выигрыш во времени при сплаве хлеба, поэтому их владельцы стали закупать зерно не в Моршанске, а на месте зимовки, на низовых пристанях Шацкого уезда;

- судопромышленники предпочитали иметь большегрузные суда, более выгодные при найме работников, которые уже не могли доходить до Моршанска;

- открытие в городах Борисоглебске, Балашове, Липецке и Козлове новых путей сбыта хлеба в столицу и за границу;

- усовершенствование пароходства на Волге позволило доставлять хлеб из Казанской губернии к Рыбинску почти одновременно с хлебом с Моршанских (Цнинских) пристаней, что удешевляло ценность доставки.

Ко всем этим причина добавлялось то, что с увеличением населения губернии увеличилась потребность в зерне для внутреннего употребления. Увеличилась освоенность территории, редкостью стали степи, они оставались только в Борисоглебском и Усманском уездах. В связи с этим уменьшилось число больших табунов, сократилось поголовье лошадей, появились за-

труднения в перевозке зерна, и, как следствие, увеличилась цена на хлеб.

Но еще большее влияние на дальнейшую судьбу города и его жителей оказало железнодорожное строительство. В 1867 г. вступила в строй Сызрано-Вя-земская дорога (участок Ряжск - Моршанск), и Моршанск. существовавший как торговый центр благодаря своей пристани, стал терять былое значение.

В 1870-е гг. продолжалось сокращение общих оборотов хлебной торговли, так как уменьшилась торговая зона, тяготевшая к городу. Новые хлебные рынки появились в крупных селах моршанского уезда - Пичаево,

Сосновке, Алгасово, которые были близко расположены к станциям железной дороги. Сплав хлебных грузов по реке Цне резко упал и к концу века по существу прекратился. Прекращение пригона скота из юго-восточных степей к Моршанску привело к полному упадку салотопенного производства.

Изменения на Моршанском хлебном рынке сразу сказались на развитии промышленности и занятиях жителей города.

Во времена расцвета торговли хлебом была создана городская инфраструктура, город притягивал трудовые ресурсы из окрестных сел. Все это в связи с утратой городом функций торгового центра российского масштаба грозило прийти в полный упадок.

Неслучайно именно в начале 80-х гг. XIX в. на имеющейся инфраструктуре в Моршанске возникло два новых крупных промышленных производства, определивших на многие ГОДЫ вперед промышленное 0"'

лицо города в масштабах всей страны.

В 1882 г. купцы Дмитриев и Белоусов построили в Моршанске махорочную фабрику - первую на Тамбовщине. Фабрика прославила моршанцев на всю страну. Моршанскую махорку знали во многих уголках России. Фабрика повлияла и на то, что махорка была долгое время главной технической культурой в Моршанском уезде, а потом, в советское время, и в Моршанском районе.

В 1883 г. здесь же известные в нашей области фабриканты братья Михаил и Василий Асеевы основали крупную суконную фабрику, положив тем самым в Моршанске начало развитию крупной капиталистической промышленности. Их в Моршанске привлекала дешевая рабочая сила, относительно небольшие затраты на возведение здания, поскольку использовались оставшиеся строения сгоревшей кутайсовсокй мельницы, и удобство доставки сырья по железной дороге.

Таким образом, нарастание городских функций в Моршанске в XIX в. происходило с колебаниями и противоречиями, зависевшими от состояния хлебного рынка России, одним из центров которого был Моршанск. С ними были связаны и основные демографические процессы.

Два крупнейших потрясения XX в. - Первая и Вторая мировые войны - и последовавшая вслед за первой мировой войной революция не могли не отразиться на положении Моршанска как неотъемлемой части России.

В начале XX в. Моршанск уже можно было назвать промышленным центром легкой и табачной промышленности. Развивалась пищевая отрасль. Перед самой первой мировой войной купцом Белоусовым было создано еще одно предприятие, до сегодняшнего дня также определяющее лицо города в региональном мас-

штабе - пивоваренный завод. Сохранились и прежние функции города.

События Гражданской войны и революции привели сельское хозяйство окрестных земель в упадок, Мор-шанский уезд был вовлечен в антоновское восстание. Красноречиво характеризирует указанный период тот факт, что по переписи 1926 г. численность населения города - 28 тыс. человек - находилась практически на уровне 1897 г. - 27,7 тыс. человек.

В советский период стала активно развиваться социальная сфера города. Открывались новые учебные заведения, культурные и спортивные площадки. Город становился культурным центром севера Тамбовщины и близлежащих территорий. В то же время активно развивалась промышленность города. Создавались новые предприятия и новые отрасли промышленности. При депо станции Моршанск был создан литейномеханический завод. Практически в это же время были созданы горпищекомбинат и хлебокомбинат.

За годы предвоенных пятилеток Моршанск превратился в значительный промышленный и культурный центр Черноземного района. Хотя за указанный период в специализации промышленности не произошло принципиальных изменений, и город в общесоюзном разделении труда выступал со сложившимся текстильным и табачно-махорочным производством, однако в его промышленности не трудно было заметить и много нового. В городе появилась даже собственная небольшая гидроэлектростанция. Подверглись некоторой реконструкции ведущие предприятия, вырос удельный вес металлообработки, появилось кооперативное производство, ориентировавшееся на местное сырье и удовлетворявшее многочисленные потребности населения Моршанского и соседних районов в товарах широкого потребления.

Тяжелым испытанием для города, как и для всей страны, стали годы Великой Отечественной Войны. Моршанск не был прифронтовым городом. Линия фронта проходила приблизительно в двухстах километрах от города. Бомбежкам город не подвергался. Однако все силы горожан, вся мощность имеющихся промышленных предприятий были направлены на помощь фронту. В городе разместились госпитали по приему раненых бойцов. Город принимал потоки беженцев из охваченных войной районов страны.

После окончания войны город продолжал развиваться. Вновь стали создаваться новые промышленные предприятия. Были созданы мотороремонтный завод и завод «Химмаш», завод железобетонных изделий. Через Моршанск прошла нитка газопровода Саратов -Москва, дав городу газ и новые рабочие места. Моршанск стал приобретать черты небольшого индустриального центра. Продолжала развиваться социальная инфраструктура. Вводились в строй новые учреждения здравоохранения, образования, культуры. Город получил новую больницу, просторный кинотеатр, строились новые здания для школ.

К концу XIX в. в структуре промышленности города преобладала пищевая промышленность (включая табачное производство). Также выделялись машиностроение, металлообработка и легкая промышленность.

В послевоенное время в стране активно осваивались новые районы. Продукция машиностроительных предприятий города была востребована, активно ис-

пользовалась для перевозки грузов железнодорожная ветка Ряжск - Пенза.

Таким образом, к концу XX в. г. Моршанск являлся одним из экономических центров Тамбовской области. Город оставался многофункциональным. Это административный, промышленный, торговый центр Моршанского района, важный транспортный узел, культурный, образовательный центр севера Тамбовской области. Город выполнял и военные функции. До конца XX в. в нем размещались три военных городка, аэродром истребителей-перехватчиков. Город занимал определенную нишу в разделении труда как в масштабах окружающего района и области, так и в масштабах экономического района и всей страны. Моршанск по-прежнему оставался центром переработки сельскохозяйственной продукции района. Стране же город давал оборудование для химической промышленности, табак и шерстяные изделия.

Оценивая экономико-географическое положение Моршанска в конце XX в., следует заметить, что город стал менее заметен в масштабах государства и экономического района, однако его положение в масштабе области и по отношению к окружающим территориям оставалось весьма выгодным. Это связано, прежде всего, с развитием в послевоенный период новых промышленных центров в районах старого освоения и интенсивным освоением новых районов страны.

В конце XIX в. экономико-географическое положение Моршанска снова изменилось. Распад Советского Союза, а вместе с ним и таких межгосударственных структур социалистического лагеря, как Совет экономической взаимопомощи, последовавший за этим экономический кризис девяностых годов, крайне негативно сказались на экономико-географическом положении Моршанска. Город потерял свое место во Всесоюзном разделении труда. Крупные промышленные предприятия, прежде всего машиностроительной отрасли, главным заказчиком которых выступало государство, оказались в тяжелейшей ситуации. Они в одночасье лишились рынков сбыта продукции, так как в условиях системного кризиса прекратилось развитие страны и прекратились закупки оборудования. Относительно стабильно продолжали работать предприятия перерабатывающих отраслей, прежде всего пищевой промышленности, местного значения, хотя спад производства коснулся и их.

В конце XX в. город окончательно прекратил выполнять военную функцию. Все военные объекты в городе были закрыты. Стала давать сбой инфраструктура города. Тяжелая ситуация сложилась на транспорте, прекратил работу кинотеатр, начался отток квалифицированных кадров из сферы образования.

В настоящее время Россия постепенно выходит из кризиса. Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом начинают выходить из кризиса другие крупные города. Однако российская глубинка до си пор находится в состоянии упадка. Лишь совсем недавно в связи с необыкновенно благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоносителей и повышенным притоком в страну нефтедолларов, на наш взгляд, наметился некий прогресс в этом направлении.

Современное экономико-географическое положение Моршанска в масштабах области можно оценить как весьма выгодное. Однако роль его в масштабах

государства сейчас (особенно по сравнению с серединой XIX в.) практически не видна. Город по-прежнему остается многофункциональным. Это административный, торговый, культурный, образовательный, транспортный центр севера Тамбовской области. К Моршан-ску тяготеют территории Моршанского, Пичаевского и части Сосновского районов.

По сравнению с советским периодом упало транспортное значение города. По железной дороге в настоящее время практически не перевозятся транзитные грузы. Однако в последнее время, по сравнению с 90-ми гг. XX в., значительно возрос пассажиропоток, причем как на железнодорожном, так и на автотранспорте. Также значительно возрос автомобильный грузопоток, в том числе транзитных грузов. Стабильными остаются объемы газа, транспортируемого через Мор-шанск по газопроводу Саратов - Москва.

Постепенно начинает выходить из кризиса промышленность города. Локомотивом здесь выступают предприятия традиционных для города отраслей, прежде всего это предприятия пищевой отрасли. В то же время наблюдается реорганизация и сокращение предприятий машиностроительной отрасли. В частности, реорганизованы в одно предприятие локомотивное и вагонное депо. Завод Химмаш, к сожалению, не удалось запустить до сих пор.

Таким образом, г. Моршанск на сегодняшний день является экономическим и культурным центром севера Тамбовской области. Современное экономико-геогра-фическое положение г. Моршанска можно оценить как потенциально способствующее развитию города в масштабах региона.

Поступила в редакцию 12 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.