Научная статья на тему 'Общественная опасность преступлений в сфере экономики как важнейшее социальное основание законодательства об ответственности за них'

Общественная опасность преступлений в сфере экономики как важнейшее социальное основание законодательства об ответственности за них Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2034
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКОНОМИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОСНОВАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMES / ECONOMY / LEGISLATION / BASE / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеев Андрей Михайлович

В данной статье рассматриваются вопросы правовой охраны экономических отношений, вопросы общественной опасности экономических преступлений. Говорится об общественно опасных последствиях таких деяний, а также об общественной опасности лиц, совершивших такие преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public danger of the crimes in the sphere of economics as the most important social base of the legislation about the responsibility for them

The article says about the questions of legal protection of economic relationships, about the questions of public danger of such acts. As well the article states the issues of public danger of the circumstances of such actions and the public danger of the people who commit such crimes.

Текст научной работы на тему «Общественная опасность преступлений в сфере экономики как важнейшее социальное основание законодательства об ответственности за них»

5.9. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НИХ

Алексеев Андрей Михайлович, соискатель. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации Центросоюза РФ.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы правовой охраны экономических отношений, вопросы общественной опасности экономических преступлений. Говорится об общественно опасных последствиях таких деяний, а также об общественной опасности лиц, совершивших такие преступления.

Ключевые слова: преступления, экономика, законодательство, основание, ответственность.

PUBLIC DANGER OF THE CRIMES IN THE SPHERE OF

ECONOMICS AS THE MOST IMPORTANT SOCIAL BASE OF THE LEGISLATION ABOUT THE RESPONSIBILITY FOR THEM

Alekseev Andrey Mikhailovich, competitor. Place of study: Cheboksary cooperative institute (branch) of the Russian University of Cooperation.

Annotation: The article says about the questions of legal protection of economic relationships, about the questions of public danger of such acts. As well the article states the issues of public danger of the circumstances of such actions and the public danger of the people who commit such crimes.

Keywords: crimes, economy, legislation, base,

responsibility.

Социальные основания законодательства о преступлениях в сфере экономики состоят, прежде всего, в потребностях граждан, общества и государства в надежной уголовно-правовой охране экономических отношениях.

Рассматривая социальные основания законодательства о преступлениях в сфере экономики, необходимо обратиться, прежде всего, к вопросу об общественной опасности этих преступлений, ибо данная опасность как раз и есть важнейшее социальное основание названного выше законодательства, а именно основание содержащихся в нем запретов и санкций, то есть установленных данным законодательством преступности и наказуемости соответствующих деяний или, как принято говорить - их криминализации и пенализации.

Главное содержание общественной опасности преступлений заключается в общественно опасных последствиях (физических, психических, моральных, имущественных, экономических, социальных, политических, иных). Общественно опасные последствия характерны для любого преступления (совершенно не случайно законодательное понятие вины включает, наряду с психическим отношением лица к деянию, также его психическое отношение к последствиям), но далеко не всегда они представлены в составе преступления в качестве обязательного признака. Но и в тех случаях, когда общественно опасные последствия не являются обязательным признаком состава преступ-

ления, установление их обязательно для следствия и суда, так как от того, что они собой представляют, нередко зависит решение принципиального вопроса об уголовной ответственности, а также вопроса о том, каким именно должно быть наказание в том или ином конкретном случае, и должно ли оно быть вообще.

Наряду с понятием «общественная опасность преступления», закон различает понятие «общественная опасность лица, совершившего преступление». Это вытекает из ст. 801 УК РФ, которая устанавливает, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им преступление перестали быть общественно опасными.

Из приведенного законодательного положения также следует, что общественная опасность преступления и общественная опасность лица, совершившего преступление - понятия, каждое из которых имеет, по меньшей мере, два значения. Первое значение этих понятий состоит в постоянстве отражаемых ими состояний, оцениваемых с учетом тех обстоятельств, в которых было совершено преступление, а второе заключается в изменении этих состояний, оцениваемых с учетом изменившихся обстоятельств, которые изначально сопровождали совершенное преступление.

Например, если в 80-е или в первой половине 90-х годов прошлого столетия (до вступления в действие УК РФ 1996 года) некорректный публичный выпад артиста (даже известного) по адресу журналистки (например, участницы пресс-конференции), сопровождавшийся нецензурным выражением, мог рассматриваться как уголовно-наказуемое хулиганство - со всеми вытекающими отсюда последствиями, то в 2004 году виновный в подобном акте (имевшем место, как известно, в Ростове-на-Дону) знаменитый эстрадный артист (не будем здесь называть его имени) «отделался», как говориться, «легким испугом» - лишь штрафом в размере 60 тысяч рублей.

Обстоятельства порой кардинально меняют наши представления о правовой сути вещей, превращая формально уголовно-противоправные деяния в общественно полезные поступки, заслуживающие всяческой похвалы и даже наград (например, необходимая оборона, задержание лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения и др.), а изначально общественно полезные поступки - в преступления (например, превышение пределов необходимой обороны, превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление). Закон учитывает возможность подобных «метаморфоз» и дает в связи с этим соответствующие указания. Другое дело, что подобных указаний могло быть больше. Здесь - как раз тот случай, когда, как говорится, «каши маслом не испортишь».

Общественная опасность лица, совершившего преступление (личности преступника) - понятие, производное от понятия общественной опасности преступления. Если человек совершил общественно опасное деяние (преступление), то и он тоже должен признаваться общественно опасным, причем в такой же мере, в какой таковым является и его деяние. Точно так же, как если бы тот же самый человек совершил не преступление, а подвиг: ценность совершенного им подвига «автоматически» переносилась бы и на этого человека. Американский астронавт Нил Армстронг -

ОПАСНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Алексеев А. М.

командир «Аполлона-11», вступая 21 июля 1969 году на поверхность Луны, произнес, что совершенный им, казалось бы, небольшой шаг (шаг с космического корабля на поверхность Луны) «перебрасывает» человечество в совершенно новую эру - эру межпланетных путешествий. Геройский подвиг Армстронга делает героем уже не только его самого, высадившегося первым на Луну, но и все человечество, сделавшее в лице этого астронавта, его коллег по полету, ученых и инженеров ЫАБА такое возможным.

Перенесение общественной опасности с преступления на лицо, его совершившее, все же не происходит механически («автоматически»). Здесь возможно и воздействие определенных «корректирующих» данный процесс моментов. Попросту говоря, одно и то же преступление, но совершенное разными лицами, может по-разному характеризовать этих лиц, в том числе и с точки зрения их общественной опасности. Например, если дорожно-транспортное происшествие (ДТП) совершает лицо, угнавшее чужой автомобиль, то его общественная опасность может быть оценена довольно высоко и для исправления виновного суд может назначать ему наказание в виде лишения свободы; если же такое же ДТП совершает, скажем, молодой водитель в силу недостаточного водительского опыта, то его общественная опасность может быть оценена как минимальная, а следовательно, минимальным будет в этом случае и наказание - может быть, даже назначенное условно.

Понятие общественной опасности преступления, несомненно, является одним из важнейших и сложнейших понятий уголовного права и уголовно-правовой теории. Уже беглый взгляд на данное понятие обнаруживает его глубокое содержание и тесную связь по существу со всеми институтами и нормами данной отрасли права и данной отрасли правоведения. Все это диктует настоятельную необходимость дальнейшего развертывания исследований в обозначенном направлении - в особенности в плане характеристики общественной опасности конкретных групп и отдельных видов преступлений. В ракурсе темы, обозначенной в названии данной статьи, и изложенных выше некоторых общих подходов к понятию общественной опасности как важнейшего социального основания уголовного законодательства рассмотрим вопрос об общественной опасности преступлений в сфере экономики как критерия криминализации и пенализации соответствующих деяний.

Всего УК РФ предусматривает 52 вида преступления в сфере экономики. С учетом же подвидов этих преступлений, предусмотренных различными частями статей 158-204 УК РФ, их можно насчитать значительно больше, а именно - 123, в том числе в 11-и статьях о преступлениях против собственности - 34 преступления, в 38-и статьях о преступлениях в сфере экономической деятельности - 79 преступлениях и в 4-х статьях о преступлениях против интересов коммерческих и иных организаций - 10 преступлений.

Среди 34-х преступлений против собственности: 5 преступлений (14,7 %) - небольшой тяжести, 11 преступлений (32,4 %) - средней тяжести, 13 преступлений (38,2 %) - тяжких и 5 преступлений (14,7 %) - особо тяжких.

Среди 79-и преступлений в сфере экономической деятельности: 26 преступления (32,9 %) - небольшой тяжести, в том числе около половины их (15,2 % - 12 преступлений) - наказуемы наказаниями, не связанным с лишением свободы, 27 преступлений - средней

тяжести (34,3 %), 22 преступления - тяжкие (27,8 %) и 4 преступления (5,0 %) - особо тяжкие.

Среди преступлений против интересов коммерческих и иных организаций: одно преступление (10 %) - небольшой тяжести, восемь преступлений (80 %) - средней тяжести и одно преступление (10 %) - особо тяжкое.

В общей массе всех этих 123-х преступлений: 32 преступлений (26 %) - небольшой тяжести, в том числе наказываемых без лишения свободы - 12 (10 %), 46 преступлений (46 %) - средней тяжести, 25 преступления (20 %) - тяжких и 10 преступлений (8 %) - особо тяжких.

Статистический анализ преступлений в сфере экономики под углом зрения отнесения их к различным категориям по степени тяжести (по степени общественной опасности) выявил отдельные «нестыковки», причем в структуре как диспозиций, так и санкций.

Так, Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» внес в диспозиции целого ряда статей Уголовного кодекса РФ (статьи 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 150, 213, 214, 244) новый квалифицирующий признак - совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Совершенно очевидно, что таким же квалифицирующим признаком следовало дополнить и часть вторую статьи 167 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества). Полагаем, что в этом случае части вторую и третью данной статьи (частью третьей предлагается дополнить данную статью предлагается изложить так:

«2. Те же деяния, совершенные:

а) из хулиганских побуждений, либо

б) повлекшие ущерб в крупном размере, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти

лет.

3. Те же деяния, совершенные:

а) путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, либо

г) повлекшие по неосторожности особо крупный ущерб, смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет».

Необходимость такого усиления статьи 167 УК РФ -более чем очевидна. Экстремисты и террористы всех мастей в последнее время значительно активизировали свою деятельность, о чем может свидетельствовать, в частности, взрыв 13 августа 2007 года на территории Новгородской области скоростного поезда «Невский экспресс», следовавшего рейсом из Москвы в Санкт-Петербург1. Похоже, что в преступной деятельности террористов наступил новый этап - этап «рельсовой войны». Хотя на этот раз, благодаря счастливой случайности, все обошлось минимальными

1 См.: Воронцов И. Экспресс-август. Беда снова настигла нас в этот месяц // Российская газета. 2007. 15 августа. С. 1,2.

жертвами (никто не погиб, но многие пассажиры получили серьезные травмы), однако нанесенный взрывом «Российским железным дорогам» материальный ущерб - огромен. Исчисляется он суммой в 250 миллионов рублей2. Обычно же такого рода акты сопровождаются и гибелью многих людей, и большими разрушениями, что, безусловно, требует адекватного уголовно-правового реагирования. Нельзя забывать о том, что протяженность российских железных дорог -свыше 85 тысяч километров и полагаться на русское «авось пронесет» здесь нельзя. Надо принимать жесткие меры противодействия надвигающейся беде3.

Очевиден также пробел в диспозициях и санкциях статьи 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения), в которой часть первая предусматривает максимально строгое наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, а часть вторая - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

То же самое можно сказать о статье 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака), первые две части которой предусматривают наказание вообще без лишения свободы, а часть третья - лишение свободы на срок до шести лет.

Очевидна необходимость более плавной регламентации различных степеней наказуемости и такого преступления, как незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга -наказуемость по части первой статьи 186 УК РФ определена без лишения свободы, а уже по части второй -в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Нуждаются в делении, по меньшей мере, на две части статьи 196 (преднамеренное банкротство) и 197 (фиктивное банкротство) УК РФ, устанавливающие (статьи) явно завышенный критерий нижнего ценностного порога наказуемости соответствующих преступлений, связанных с банкротством. Было бы правильным, если бы крупный размер ущерба характеризовал квалифицированные составы предусмотренных статьями 196 и 197 преступлений, а базовые их составы описывались бы с указанием на значительный ущерб.

Внесенное (последнее) предложение может быть доработано - с тем, чтобы был ликвидирован «проскок» в системе ступенчатости криминализации деяний. В принципе не должно быть такого положения, чтобы простой состав преступления был составом преступления небольшой тяжести, а ближайший квалифицированный состав - составом уже тяжкого (или тем более - особо тяжкого) преступления. Где-то в этой системе должно быть найдено место и для состава преступления средней тяжести. Особенно важно

2 См.: Кукол Е. Поезд по расписанию // Российская газета. 2007. 16 августа. С. 1, 2.

3 «Рельсовая война» на наших дорогах начата не сегодня и не вчера. Начали лететь под откос поезда еще в начале нашей новой российской истории. Вот краткая хронология такого рода событий: 22 апреля 1994 года - взрыв в поезде Тамбов - Санкт-Петербург, сгорел хвостовой вагон; 21 июля 1994 года - в Читинской области из-за подрыва полотна сошел с рельсов поезд Хабаровск - Москва, получили ранения 20 человек; 12 августа 1996 года - под поездом Волгоград - Астрахань взорвалась бомба, погиб один человек, восемь - ранены; 27 июня 1997 года взорван поезд Москва - Санкт-Петербург, погибли пять человек, 14 - ранены; 5 декабря 2003 года - электричку Кисловодск - Минводы подорвал террорист-смертник, погибли 47 человек, 233 - ранены; 29 мая 2004 года - от взрыва сошли с рельсов семь вагонов поезда Москва - Владикавказ; 12 июня 2005 года - в 150 км от Москвы в результате взрыва в поезде Грозный - Москва с рельсов сошли локомотив и два вагона (см.: Борисов Т. Поезд - зона повышенного риска // Российская газета. 2007. 17 августа. С. 5).

реализовать сформулированное здесь правило в отношении составов преступлений в сфере экономики, которые, по общему правилу, характеризуются особо четкими количественными критериями.

Список литературы:

Борисов Т. Поезд - зона повышенного риска // Российская газета. 2007. 17 августа. С. 5.

Воронцов И. Экспресс-август. Беда снова настигла нас в этот месяц // Российская газета. 2007. 15 августа. С. 1, 2.

Кукол Е. Поезд по расписанию // Российская газета. 2007. 16 августа. С. 1, 2.

Literature list:

Borisov T. The train - is a high risk area // Russian newspaper. 2007. August 17. P. 5.

Vorontsov I. Express-august. Misfortune drew up with us again this month // Russian newspaper. 2007. August 15. P. 1, 2.

Kukol E. A regular train // Russian newspaper. 2007. August 16. P. 1, 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.