УДК 43.237
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП
© Прозументов Л. М., 2010
В статье рассматривается деятельность соучастников организованной группы: исполнителя, организатора, пособника, руководителя с позиции ее общественной опасности.
Ключевые слова: общественная опасность; исполнитель; руководитель; организатор; пособник; преступление.
В отечественной уголовно-правовой и криминологической науках проблема содержания и критериев общественной опасности изучалась в основном применительно к опасности конкретного деяния, предусмотренного уголовным законом.
Содержанию и критериям опасности для общества тех или иных явлений, того или иного вида человеческой деятельности, к сожалению, внимания уделялось недостаточно. Данное положение в полное мере относится и к деятельности лиц, входящих в организованные преступные группы. Поскольку лица, входящие в такие группы, выполняют в них совершенно разные роли, то очевидно, что общественная опасность их деятельности будет различной.
Уголовно-правовую науку преступная группа интересует с точки зрения дифференциации соучастников (организатор, исполнитель, пособник, подстрекатель) в достижении единого преступного результата: степени и формы согласованности участников совместной преступной деятельности (группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество). Следовательно, понятие группы вводится в уголовное право для того, чтобы определить и ограничить круг конкретных лиц, принимавших участие в совершении конкретного преступления, т. е. соучастников совместной преступной деятельности.
Лица, совместно совершившие преступление, выступают через группу как участники и одновременно соучастники преступной группы. Поскольку группа — это
общность людей, имеющая определенную структуру, то это помогает определить степень участия каждого члена группы в совершении конкретного преступления; помогает определить меру участия, меру вовлеченности в преступную деятельность, а, следовательно, и меру общественной опасности деятельности каждого участника в достижении преступного результата и меру ответственности каждого, которая через группу может быть определена более точно.
В действующем законодательстве УК РФ (ч. 5 ст. 35) в качестве участников организованной группы называются организаторы, руководители и участники.
Под организатором УК РФ (ч. 3 ст. 33) понимает лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими.
Характеристика организатора, как и любого другого участника преступной группы, есть сочетание объективных и субъективных признаков, позволяющих провести различие между участниками.
Организатор — лицо, выполняющее исключительно организационные функции, направляющее свою деятельность на объединение усилий соучастников, создание из разрозненных индивидов единого социального образования (общности), представляющего собой систему. Деятельность подобного рода связана с подбором отдельных лиц, проведением среди них определенной пропагандистской работы, определением их роли и места в создаваемом объединении.
Термин «организатор» этимологически означает «учредитель», «устроитель».
Создание организованной группы предполагает консолидацию отдельных участников, организацию и направление их совместных усилий на совершение преступления. Общественная опасность деятельности организатора состоит в том, что его деятельность направлена на достижение конкретного преступного результата, который является системообразующим признаком объединенных действий других участников группы.
Действующее уголовное законодательство наряду с организатором организованной группы выделяет и ее руководителя.
Функции руководства, на наш взгляд, в отличие от организационных, состоят в том, что осуществляющее их лицо (которым в отдельных случаях может быть и организатор) направляет на совершение преступления уже объединенные усилия соучастников.
Руководитель существует уже в рамках организованной группы, и содержание его действий можно определить как оказание управленческого воздействия на отдельных участников, составляющих преступное образование. Руководство организованной группой предполагает деятельность, направленную на поддержание функционирования группы, на управленческое обеспечение ее преступной деятельности. Именно в этом состоит общественная опасность деятельности руководителя преступной группы.
Перечень конкретных действий, составляющих содержание деятельности по организации и руководству организованной группой, многообразен, и эти действия различны. Важно установить, что явилось следствием их совершения: создание организованной группы либо оказание управленческого воздействия на ее участников. Руководитель не создает организованную группу, это исключительная и единственная функция ее организатора в узком смысле.
Представляется, что именно в этом заложено различие организатора и руководителя организованной преступной группы.
Субъективная сторона деятельности организатора и руководителя преступной группы предопределяется сущностью института соучастия в уголовном праве. При соучастии имеет место умышленное совместное участие двух и более лиц в соверше-
нии преступления. Умышленный характер соучастия обусловливает и умышленный характер деятельности всех участников, в том числе организаторов и руководителей организованных преступных групп.
Как уже отмечалось, действующее уголовное законодательство наряду с организаторами и руководителями упоминает и иных участников организованной группы, при этом конкретно их не называет. Очевидно, что уголовно-правовая классификация членов организованной группы сводится к делению соучастников на отдельные виды, получившие свое закрепление в ст. 33 УК РФ. В соответствии с данной нормой к иным участникам организованной группы следует отнести исполнителей, подстрекателей, пособников.
В основе деления соучастников на виды лежит единственный объективный критерий — характер деятельности соучастников, т. е. конкретная функциональная роль, которую они выполняют в группе.
Виды соучастников в соответствии со ст. 33 УК РФ, применительно к организованной группе, устанавливаются не только в том случае, если имеет место совершение преступления. Если же существующей организованной группой преступление не совершено, то необходимо выяснить роль каждого ее члена и соответствие этой роли признакам, характеризующим того или иного соучастника, далее на основании ч. 6 ст. 35 УК РФ решать вопрос о привлечении их к уголовной ответственности за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых соучастие не предусмотрено конкретной нормой Особенной части УК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 УК РФ исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости и других обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.
Роль исполнителя применительно к организованной группе имеет принципиально важное значение, поскольку именно он осуществляет преступный замысел, что обусловливает наступление желаемого преступного результата, ради которого
группа и создавалась. Именно этим определяется общественная опасность деятельности исполнителя преступления.
Анализ ч. 2 ст. 33 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что исполнитель, в частности, есть лицо, которое непосредственно выполняет объективную сторону того или иного состава преступления, охватываемого умыслом всех соучастников. С объективной стороны поведение исполнителя может характеризоваться как совершением им активных действий, так и воздержанием от них (бездействия). Это обстоятельство обусловлено тем, что исполнитель с объективной стороны, за некоторыми исключениями, в данном случае не имеющими принципиального значения, ничем не отличается от лица, совершающего преступление в одиночку, а общее учение о преступлении допускает возможность совершения преступления как путем совершения активных действий, так и посредством бездействия.
Исполнитель, как и любой другой соучастник, должен отвечать требованиям, предъявляемым к субъекту преступления, о которых говорилось выше, а также в случаях совершения преступления со специальным субъектом исполнитель должен обладать соответствующими признаками.
Отметим, что исполнение не всегда сводится к выполнению объективной стороны состава преступления, и в настоящее время закон прямо на это указывает, определяя, что исполнителем может быть лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц. Такие случаи называются посредственным причинением.
Представляется, что законодатель сузил понятие посредственного причинения, указав лишь на то, что используемыми лицами могут быть только те, которые не подлежат уголовной ответственности. На наш взгляд, к посредственному причинению следует относить помимо этого и случаи совершения преступления двумя и более лицами, когда имеет место односторонняя субъективная связь, т. е. когда лицо совершает преступление умышленно, но не осознает, что ему оказывается помощь, либо когда лицо совершает преступление по неосторожности, а другое лицо умышленно использует эту ситуацию.
При посредственном причинении лицо, использованное исполнителем — членом организованной группы, не может быть признано ее участником в силу того, что совер-
шение им преступления не обеспечивает существования необходимых признаков организованной группы как формы соучастия в преступлении.
Итак, исполнителем преступления в рамках осуществления преступной деятельности организованной группы является лицо, непосредственно выполнявшее объективную сторону состава преступления или же приступившее к ее выполнению, а также посредственный причинитель, при этом совершенное преступление должно охватываться умыслом других соучастников, составляющих организованную преступную группу.
Субъективная сторона деятельности исполнителя, как и всех других участников организованной группы, характеризуется теми же признаками, что и организатора или руководителя.
В рамках организованной группы можно выделить наличие подстрекателя, т.е. лица, склоняющего других участников к совершению конкретного преступления. Представляется возможным установить и подстрекательство к созданию самой организованной группы.
Действующее законодательство (ч. 4 ст. 33 УК РФ) определяет подстрекателя как лицо, склонившее к совершению преступления другое лицо путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
Применительно к организованной группе подстрекатель обращает свою деятельность не к отдельному лицу, а к группе в целом или же к ее представителю, поскольку для ее признания следует установить, что преступление совершено именно организованной группой, т. е. коллективным субъектом.
Сущность подстрекательства и его общественная опасность состоит в том, что лицо, его осуществляющее, возбуждает у другого (других) лица (лиц) решимость совершить какое-либо конкретное преступление.
Подстрекатель должен осознавать, что именно в результате его действий у других участников организованной группы возникла решимость совершить преступление, что обусловливает умышленный характер его действий.
Следует иметь в виду, что подстрекательство может иметь место только тогда, когда у склоняемого лица до момента совершения подстрекательских действий отсутствовала решимость совершить преступление. В этой связи представляется верным утвер-
ждение А. А. Пионтковского о том, что одобрение уже сложившихся преступных намерений не может рассматриваться как подстрекательство. Когда лицо одобряет преступные намерения другого, это именуется интеллектуальным пособничеством.
С объективной стороны поведение подстрекателя может проявляться в разнообразных формах, и для достижения своей цели он может использовать различные средства и способы.
В составе организованной преступной группы важную роль выполняет такой ее участник, как пособник.
Легальное определение пособника дано в ч. 5 ст. 33 УК РФ. Им признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Результатом действий пособника является, в конечном счете, укрепление решимости у лица (лиц) совершить преступление, поскольку он облегчает его совершение, и его деятельность имеет хотя и вспомогательный, но очень важный характер. Общественная опасность деятельности пособника заключается в укреплении решимости лиц совершить конкретное преступление.
Лицо может быть признано пособником только тогда, когда оно начало выполнять действия по пособничеству до начала выполнения объективной стороны состава преступления либо при длящихся и продолжаемых преступлениях, а также в преступлениях с формальным составом до фактического окончания преступления при возможном начале пособничества после момента, считающегося окончанием такого преступления.
Заметим, что применительно к организованной группе ее участником не может быть признан такой пособник, который начал выполнять пособнические действия после начала совершения преступления либо до этого, но не осознавая того обстоятельства, что преступление совершается организованной группой.
Физическое пособничество характеризуется тем, что пособник выполняет такие
действия, которые в материальном смысле облегчают совершение преступления организованной группой. К этим действиям относятся: предоставление средств или орудий совершения преступления и устранение препятствий, которые могут оказать противодействие при его совершении.
Ф. Г. Бурчак в качестве пособнических действий называет создание необходимых условий, обеспечивающих совершение преступления [1], далее он указывает, что такое создание условий является, по существу, разновидностью устранения препятствий, но с положительным знаком [2].
Представляется, что создание условий для совершения преступлений охватывает собой действия по устранению препятствий и предоставлению средств совершения преступления.
Содействие путем предоставления средств предполагает передачу каких-либо предметов, которые будут использованы при совершении преступления. В качестве таковых могут выступать оружие, транспортные средства, средства связи, орудия взлома и т. п. Четко обозначить этот перечень невозможно, и это не имеет принципиального значения, определяющим является то, что конкретные предоставленные предметы облегчают совершение преступления.
Деятельность по устранению препятствий состоит в том, что пособник устраняет возможные преграды, которые могут помешать исполнителю совершить преступление. Например, пособник, будучи охранником склада, умышленно не предпринимает действия по охране вверенного ему имущества в то время, когда исполнители совершают его хищение.
Суть интеллектуального пособничества состоит в оказании пособником психологического воздействия на исполнителя, укрепляя решимость совершить преступление, конкретизируя преступный замысел организованной группы.
К средствам интеллектуального пособничества относятся следующие: дача советов и указаний, предоставление информации, заранее данное обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а также заведомое обещание приобрести или сбыть таковые.
Советы и указания, как правило, относятся к механизму совершения преступле-
ния и сокрытия его следов, носят уточняющий характер, пособник указывает, как наилучшим образом поступить в той или иной ситуации.
Предоставление информации может относиться к характеристике объекта преступного посягательства и сопутствующих этому обстоятельств.
Заранее данное обещание укрепляет решимость совершить преступление, и у других членов организованной группы появляется уверенность не только в осуществлении задуманного преступления, но и в избежании ответственности за его совершение.
Характер поведения пособника различен в зависимости от формы пособничества. При интеллектуальном пособничестве поведение осуществляющего его лица характеризуется исключительно активными действиями, а при физическом пособничестве вполне возможно и бездействие, но только при условии, что на пособнике лежала установленная законом обязанность действовать.
Субъективная сторона деятельности пособника — участника организованной преступной группы, как уже отмечалось выше,
характеризуется исключительно наличием прямого умысла.
Таким образом, анализ общественной опасности деятельности участников организованных преступных групп помогает определить степень участия каждого члена группы в совершении конкретного преступления. Ш
1. Бурчак Ф. Г. Соучастие: социальные, криминологические и правовые проблемы. Киев : Вища шк., 1986. С. 151.
2. Там же. С. 152.
Social Danger of Activity of Separate Participants of Organized Criminal Groups
© Prozumentov L., 2010
In the article an activity of the following accomplices of the organized group through the viewpoint of its social danger is considered: perpetrator, crime leader, head for crime, accomplice.
Key words: social danger; perpetrator; crime leader; head for crime; accomplice; crime.