Научная статья на тему 'Общественная и просветительская деятельность Анатолия Леонидовича дурова в конце ХIХ - начале ХХ в'

Общественная и просветительская деятельность Анатолия Леонидовича дурова в конце ХIХ - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОЙ КЛОУНАДЫ / МЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА ХIХ НАЧАЛА ХХ В / FOUNDER OF RUSSIAN CLOWNERY / MENTAL PECULIARITIES OF THE CULTURE / HISTORICAL CONTEXT / SCIENTIFIC BIOGRAPHY / PROVINCIAL CULTURE OF THE END OF 19TH BEGINNING OF 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бойкова Ирина Петровна

Рассматриваемая автором статьи проблема биография человека второго плана в контексте русской истории конца ХIХ начала ХХ в. углубляет представления об исторической реальности. Эта проблема отражает современную историографическую ситуацию, характерными чертами которой является ориентированность на понимание внутреннего смысла человеческого измерения истории. Данная публикация является первой попыткой создания научной биографии выдающегося артиста русского цирка, основателя русской клоунады А.Л. Дурова, и одной из первых попыток комплексной разработки культурно-исторического контекста его жизни и творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC, CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK OF ANATOLY LEONIDOVICH DUROV AT THE END OF 19TH- AT THE BEGINNING OF 20TH CENTURY

The problem studied by the author, the biography of the second plan person in the context of Russian culture at the end of 19that the beginning of the 20th century, increases understanding of the historic reality. This problem reflects modern historiographic situation, the characteristic features of which are the understanding of the inner sense of the human dimension of history. This publication is the first attempt to create a scientific biography of an outstanding Russian circus actor, the founder of Russian clownery A.L. Durov, and one of the first attempts of working out cultural historical context of his life and work.

Текст научной работы на тему «Общественная и просветительская деятельность Анатолия Леонидовича дурова в конце ХIХ - начале ХХ в»

УДК 008(092)

ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНАТОЛИЯ ЛЕОНИДОВИЧА ДУРОВА В КОНЦЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ в.

© Ирина Петровна Бойкова

Воронежский государственный педагогический университет, соискатель кафедры истории; Воронежский областной краеведческий музей, e-mail: [email protected]

Рассматриваемая автором статьи проблема - биография человека второго плана в контексте русской истории конца Х1Х - начала ХХ в. - углубляет представления об исторической реальности. Эта проблема отражает современную историографическую ситуацию, характерными чертами которой является ориентированность на понимание внутреннего смысла человеческого измерения истории. Данная публикация является первой попыткой создания научной биографии выдающегося артиста русского цирка, основателя русской клоунады А. Л. Дурова, и одной из первых попыток комплексной разработки культурно-исторического контекста его жизни и творчества.

Ключевые слова: основатель русской клоунады; ментальные особенности культуры; исторический контекст; научная биография; провинциальная культура конца Х1Х - начала ХХ в.

Достигнутый современной исторической наукой уровень органического сочетания макро- и микроподходов в историческом исследовании способствует более объективному решению поставленных задач. Исторические детали, дар проникновения в исследуемый промежуток времени с глубиной и доскональностью позволяет реконструировать забытый мир в его многообразных неповторимых явлениях, повышается самостоятельное значение индивидуального и уникального как подлинного предмета исторической науки. Стремление к целостному пониманию образа исчезнувшей реальности достигается не столько простым превращением исторического знания в устоявшихся методологических рамках, сколько внутренней его дифференциацией, готовностью к расширению этих рамок. Рассматриваемая проблема - биография человека второго плана, выдающегося циркового артиста Анатолия Леонидовича Дурова в контексте русской истории конца

Х1Х - начала ХХ в. содержательно вписывается в этот процесс, углубляя представления об исторической реальности. Эта проблема отражает современную историографическую ситуацию, характерными чертами которой является ориентированность на понимание внутреннего смысла человеческого измерения истории. В этом ключе работает новая «биографическая история», которая включает в свое предметное поле позиционирующегося между «человеком массы» и «героем» промежуточный, пограничный тип личности, наименее типологически исследованный -

«человек второго плана». Исследовательское поле науки неизбежно изменяется, важной содержательной характеристикой его является перераспределение внимания и статуса явлений и личностей. В постсоветский период обозначились первые подступы к исследованию данной проблемы. В центре внимания исследователей оказались деятели, личностный вклад которых в историю был недооценен в силу тех или иных обстоятельств. К таким личностям можно отнести и объект настоящего исследования - Анатолия Леонидовича Дурова.

А.Л. Дуров родился в семье потомственного московского дворянина Леонида Дмитриевича Дурова 26 ноября 1864 г. Фамилия Дуровых - это известная русская дворянская фамилия. Еще 12 ноября 1834 г. в Герольдию Московского дворянского депутатского собрания поступило донесение, в котором говорилось, что «2 мая 1834 года титулярный советник Дмитрий Иванович Дуров с детьми Эрастом, Геннадием и Леонидом был внесен в протокол 3 части Дворянской родословной книги Московского дворянского депутатского собрания» [1]. Все представители этого рода достойно несли службу Отечеству на протяжении многих лет.

Отец Дмитрия Ивановича Дурова - Иван Дмитриевич Дуров, получил аттестат Нижегородского губернского правления о том, что он в чине коллежского асессора поступил исправником в Нижегородский суд в 1798 г. В 1802 г. он был принят юнкером в Александровский полк. Откуда был уволен 13 ноября

1803 г. из-за полученной раны с полным пенсионом в чине поручика. В походах 1799 г. ходил на кораблях до Англии, Голландии, в 1805 г. служил в г. Ревель, в 1806 г. - в Австрии. При отступлении наших войск из Прей-сиш-Эйлау, И.Д. Дуров был ранен ядром в правую сторону груди, награжден золотым знаком. 25 октября 1808 г. определен по отбору дворян Нижегородской губернии дворянским заседателем в г. Аржан, потом вступил в Нижегородское ополчение в 50 конный полк. 11 сентября 1812 г. за участившейся болезнью прикомандирован в Нижегородское резервное ополчение и адъютантом к генерал-майору Григорьеву. Уволен по ранению 14 декабря 1813 г. Свидетельство от 13 июля 1818 г. говорит о том, что «Иван Дмитриевич Дуров, кавалер ордена равно-опостольного князя Владимира 4 степени (1817 г.), действительный дворянин и надворный советник, коллежский секретарь, награжден двумя медалями в память войны 1812 года» [2]. По выбору дворян Пензенской губернии Иван Дмитриевич был дворянским заседателем в уездном суде, а 3 октября 1815 г. был назначен управляющим в Пензенскую уездную контору. С 1819 по 1820 г. был губернским секретарем. В 18231825 гг. служил губернским чиновником в Рязанской, Тульской, Орловской, Воронежской, Тамбовской губерниях. В 1825 г. был командирован для исполнения городницкой должности в г. Лебедянь Тамбовской губернии. В 1828 г. поступил квартальным поручиком Московской полиции. В 1830 г. уволен с согласия Московского военного генерал-губернатора кн. Голицына «по слабости здоровья» [3].

Дед Дмитрия Ивановича - Дмитрий Елисеевич Дуров - был назначен капитан-лейтенантом флота 30 августа 1758 г. императрицей Елизаветой Петровной [4]. Дети Дмитрия Ивановича Дурова родились: дочь Глафира -в 1824 г., сын Эраст - 4 января 1825 г., сын Геннадий - 11 февраля 1827 г., дочь Перпе-туя - 11 августа 1830 г., сын Леонид - 16 ноября 1832 г. О чем сделаны соответствующие записи в метриках Московской, Тульской, Тверской, Пензенской духовных консисторий. Сын Леонид был крещен в церкви великомученика Георгия 27 января 1833 г. [5].

Анатолий Леонидович Дуров избрал себе иное поприще на службе родине. Он стал

«королем шутов, но не шутом королей». Анатолий Дуров очень часто, говоря о своей цирковой родословной, упоминал шутов-скоморохов, которые на Руси нередко подвергались преследованиям за смелые и острые слова в адрес власть имущих, он всегда чутко улавливал злобу дня.

Деятельность Анатолия Леонидовича Дурова - яркая страница в истории отечественной культуры конца XIX - начала XX в. Его называли «Шаляпиным русского цирка», подчеркивая масштаб дарования. Это был многообразно одаренный человек, что проявлялось во многих начинаниях.

В 1893 г. Максимилиано Труцци вручил

А. Л. Дурову звезду и памятный диплом следующего содержания: «Десять лет тому назад, в г. Воронеже, Вы начали свою благодарную карьеру, выступив у меня в цирке совершенно незаметным артистом. Но благодаря неустанному труду, энергии, терпению, в настоящее время Вы достигли того, что Ваше имя стало популярным не только в России, но и за ее пределами. Желая Вам и впредь полного успеха, я, как Ваш первый импресарио, прошу Вас принять от меня на память звезду-жетон. Пусть этот подарок напоминает Вам о всегдашнем моем почтении к Вам, и вместе с тем пусть Ваша слава будет еще долго столь же ярко блистать, как эта звезда»1.

Клоунада с ее злободневным началом получила в это время самое широкое развитие, особенно в провинции. Разговорная клоунада в цирках отсутствовала: она была достоянием балаганов, где ее представляли деды-раешники и паяцы. Основным цирковым персонажем конца ХІХ в. становится соло-клоун - новый тип клоуна, использующий традиции балаганного деда, прежде всего сатирические качества его репертуара и традиции ярмарочного паяца. Цирковая клоунада часто была значительно более сатирична, чем журналистика. Клоунада по своему существу является жанром сатирическим. Выворачивая общепринятое понятие наизнанку, показывая с предельной заостренностью те или иные явления, клоунада помогала обнаружить недостатки тех или иных жизненных явлений. Сатирическая направленность кло-

1 Диплом первому русскому соло-клоуну от цирка М. Труцци. Коллекция Воронежского областного краеведческого музея. ВОМ 6468, дд-2.

унады с предельной силой раскрылась в творчестве А.Л. Дурова. Обладая большей культурой, чем другие клоуны, Дуров отлично использовал это свое преимущество, умея разобраться в окружающих его событиях и высказать о них свое суждение.

Доминирующим было место цирка в тогдашней системе видов зрелищной культуры. Это был самый массовый, демократичный вид искусства. Историк русского цирка Ю.А. Дмитриев отмечал, что «в русском цирке клоунада 1870-1900-х годов имела преобладающее значение перед другими жанрами. Это объяснялось социально-политической жизнью страны - цензура печати (цензура цирковых выступлений часто бывала беспомощной, и поэтому здесь оставалась возможность говорить об административном произволе, о конкретных носителях зла)» [6]. В советское время об А.Л. Дурове говорили как об основоположнике социально-политической клоунады. По словам одного из критиков, Дуров поднял жалкое амплуа циркового клоуна на недосягаемую высоту. Зритель в цирке научился не только смотреть, но и слышать, не только смеяться, но и думать.

Путь к всероссийской славе у А.Л. Дурова был тернистым. Утверждение на сценических подмостках артиста шло параллельно с утверждением личного и общественного статуса. И в этом отношении Дуров сделал много, как никто другой. «Сомнительную», «недостойную» профессию он поднял на небывалую до него в России высоту. Антрепренеры сознательно строили на нем всю цирковую программу. Участие Анатолия Дурова всегда было гарантией аншлага и хороших сборов.

Зарубежные гастроли А. Л. Дурова во Франции, Германии, Испании, Австро-Венгрии, Италии 1890-х гг. подводят итог начальному этапу его артистической деятельности. В этот период он сформировался как самобытный артист, достиг российской и европейской славы и дальнейший путь его -привнесение всего наработанного в российскую глубинку.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. цирк все более привлекает внимание общества, факт интереса к этой теме отражает некоторые тенденции общего процесса развития духовной жизни. В значительной степени это объясняется теми переменами, которые заметны в

положении циркового искусства, тем, что из ярмарочного, балаганного увеселения оно все более преобразуется в вид искусства. Бродячие клоуны и фокусники, увеселяющие простонародную толпу, становятся артистами, интересующими богатую, ищущую развлечений публику. Все больше появляется постоянно действующих цирков, многие из которых охотно посещались аристократической публикой.

Имя А. Л. Дурова - целая эпоха в развитии циркового искусства. Современные исследователи считают его творчество наивысшим достижением русского дореволюционного цирка. В шутках, стихах, репризах Дуров высмеивал бюрократизм, взяточничество, казнокрадство, при этом живой сатирической иллюстрацией служили его дрессированные животные. Он явился основателем нового жанра - общественно-политической сатиры.

Расцвет таланта А.Л. Дурова приходится на 1890-1906 гг. В эту пору широкое распространение получают различные юмористические журналы, и все чаще сатира проникает на арену. «Анатолий Дуров, самый талантливый, самый чуткий и самый образованный из клоунов, гораздо больше и острее, чем другие, стал использовать сатирический репертуар» [6, с. 133]. Сделавшись европейской знаменитостью, он начинает выступления в российских столицах. Артистическая деятельность А.Л. Дурова в Петербурге была весьма разнообразной. С 1892 по 1915 г. он периодически выступал в Народном театре

В. Малафеева на Царицыном лугу1, в Михайловском манеже2, с аттракционом «Война животных» в цирке «Модерн» [7]. Он был любимцем публики и объектом для светской хроники [8]. Дурова знали и любили в Москве. Здесь он выступал в цирке А. Саламон-ского [9]. «Выступления Анатолия Дурова привлекают в цирке много публики и доставляют талантливому артисту бесконечные овации, так что шумный успех этого неизменного любимца публики москвичей вполне им заслужен» [10, 11]. Он выступал в театре Ш. Омона [12], театре Шелапутина [13],

1 Таганрогский государственный краеведческий музей (ТГКМ. № 140. Дуровский фонд.) Рекламная афиша. Выступления А.Л. Дурова 28.01.1896 г.

2 Афиша выступления А.Л. Дурова в Михайловском манеже. 1900 г. Коллекция Воронежского областного краеведческого музея. ПК-ф 3765/196, дд-231.

в цирке Р. Труцци, в московском театре Парадиз [14].

Вслед за столицами большую роль в творчестве А.Л. Дурова играл г. Воронеж, где он поселился с семьей в 1901 г. В Воронеже А.Л. Дуров продолжал заниматься профессиональной деятельностью. 31 мая 1903 г. он гастролировал в цирке Н. Лар на СтароКонной площади [15]. 12 июня 1905 г. он выступил в цирке Злобина (здание цирка Попова на Мясницкой улице) с антропозоологической труппой [16]. 14 ноября 1905 г. А.Л. Дуров выступил в Зимнем городском театре [17]. 30, 31 августа, 1 сентября 1909 он выступал с дрессированными животными перед началом чемпионата борцов в летнем театре Семейного собрания [18].

ХХ в. Анатолий Леонидович Дуров встречает не только самым известным и высокооплачиваемым русским клоуном-дресси-ровщиком, но и человеком, получившим опыт организации цирковых представлений в роли директора цирка, антрепренера в различных городах российской провинции.

Начало ХХ в. было отмечено для А.Л. Дурова новыми творческими успехами. Его слава особенно возросла с начала 1900-х гг., когда уже начал чувствоваться прибой революционных волн, и А. Дуров все чаще стал вводить в свои выступления крайне находчивые и меткие шутки по поводу актуальных событий общественно-политической жизни, нередко осмеивая мероприятия бюрократии и полиции и при этом задевая личности конкретных носителей зла, за что не раз подвергался штрафам.

Репертуар цирковых выступлений в столицах А.Л. Дуров перенес на выступления в провинции, он гастролировал в городах: Киеве, Харькове, Ревеле, Рыбинске, Керчи, Елисаветграде, Севастополе, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Тюмени, Красноярске, Полтаве, Феодосии, Сызрани, Арзамасе, Гусь-Хрустальном, Пятигорске, Бресте, Туле, Серпухове и Калуге, Одессе, Кременчуге, Саратове, Ростове, Ялте, Симферополе, Сла-вянске, Баку, Владикавказе, Екатеринослав-ле, Херсоне, Мевре, Ташкенте, Шавли, Кронштадте, Пскове, Иваново-Вознесенске, Муроме, Хабаровске, Владивостоке, Иркутске, Канске, Красноярске, Томске, Елабуге, Симбирске, Екатеринодаре, Николаеве, Тифлисе, Алупке.

Гастрольные поездки по провинциальным городам обогатили творческий опыт А.Л. Дурова новыми номерами, злободневные темы из провинциальной жизни различных регионов страны от Ташкента до Сибири разнообразили его программу. В то же время его гастроли позволяли проникать в провинцию тем тенденциям, которые наметились в столичной культуре, и Дуров становился их ретранслятором. Он раздвигал рамки провинциальной среды, привнося в нее элементы высокого искусства, тем самым поднимая творческую планку в цирках провинции.

В 1912 г. состоялась гастрольная поездка А.Л. Дурова в Японию, Корею и Китай. Он выступал в Токио, Харбине.

В декабре 1915 г. в Мариуполе состоялись последние гастроли А. Л. Дурова по провинциальным циркам России [19]. Жизнь родоначальника русской клоунады Анатолия Дурова оборвалась во время гастролей в г. Мариуполе [20]. 15 января 1916 г. состоялись похороны А.Л. Дурова в Москве на кладбище Всескорбященского монастыря [21].

Выступления А.Л. Дурова открыли новую страницу в истории циркового искусства, самого доступного и массового для той эпохи. По мнению исследователя истории русского цирка Е. Кузнецова, незабываемая заслуга А. Дурова состоит в том, что не лишая клоунаду ее специфического циркового стиля, он сумел внести в нее элементы политической и бытовой сатиры. Писатель А.И. Куприн в некрологе писал: «Для своего времени Анатолий Дуров был чрезвычайно яркой фигурой: его сатирические выходки против полиции и против власти вообще были чрезвычайно смелы. Этот величайший русский цирковой артист впервые показал, что клоун не шут, а художник и сатирик, что он достоин своего памятника, пусть, по нынешним временам, не в бронзе, а хотя бы в благодарных, признательных сердцах» [22].

Использовав и творчески переработав древние традиции русских скоморохов, Анатолий Дуров вошел в историю русского цирка как крупнейший представитель клоунады и оказал громадное влияние на все дальнейшее развитие русского цирка.

Воронеж был для москвича Дурова второй родиной: здесь он впервые выступил как клоун, здесь же решил поселиться в начале прошлого века. В доме, где размещается его

музей, он прожил с 1901 по 1915 г. Его усадьба стала одним из интереснейших уголков города. Будучи страстным коллекционером и собирателем, А. Л. Дуров устроил музей частных коллекций, состоящий из 23 разделов [23]. Среди собраний картин и скульптур находились работы И. К. Айвазовского, В.Д. Поленова, ИИ. Шишкина, А.П. Боголюбова, К.Я. Крыжицкого, Л.И. Соломатки-на, В.П. Верещагина, В.Е. Маковского, И.С. Куликова, Ю.Ю. Клевера, И.С. Галкина, П.И. Геллера, М.И. Зощенко, К.А. Вещилова, НИ. Верхотурова, ЮН. Бразоль, Г.Н. Горелова, Н.И. Кульбина, И.С. Школьника, Л.Ф. Шмидт-Рыжовой, С.В. Животовского и др.

Российские педагоги осуществляли интересные исторические поездки и экскурсии, которые были дополнительным элементом при изучении истории. Объектом их посещений становится в начале ХХ в. усадьба А.Л. Дурова в Воронеже. Ее хозяин сам водил экскурсии для посетителей. Усадьбу регулярно посещали ученики земских школ Саратовской, Орловской, Пензенской губерний. Все они побывали в музее А.Л. Дурова, о чем свидетельствуют их отзывы [24].

Художественно-публицистическая деятельность А.Л. Дурова дошла до нас в изданных при его жизни книгах, журналах, многочисленных газетных публикациях. Первая публикация литературных произведений А.Л. Дурова состоялась в журнале «Исторический вестник», а затем, дополненная, вышла отдельной книгой.

В годы русско-японской и Первой мировой войны А.Л. Дуров невольно стал частью пропаганды, участвуя в формировании «образа врага», на изменение которого влияли такие факторы, как продолжительность войны, ход и характер боевых действий, победы и поражения, настроения на фронте и в тылу. А. Л. Дуров старался придать своеобразие этому образу, с тем чтобы впоследствии он не приобрел характер стойкого «послевоенного синдрома».

Рассматривая научные интересы А.Л. Дурова, следует упомянуть и их популяризацию посредством проведения публичных лекций. Одна лекция называлась «Психология животных», другая была посвящена исследованию способности человека к смеху и называлась «О смехе и жрецах смеха». Они были прочитаны в Политехническом музее в Мо-

скве, Тенишевском училище в Санкт-Петербурге и многочисленных городах провинциальной России.

Вклад А.Л. Дурова в развитие русского дореволюционного кинематографа можно рассматривать в сопоставлении с формированием зрительских вкусов. Имя А.Л. Дурова пользовалось большой популярностью не только в России, но и за ее пределами. Анатолий Леонидович Дуров искал новые формы приложения своих творческих сил. Именно с этим обстоятельством связано его обращение к кинематографу. Экранизация цирковых номеров, аттракционов, фарсов как раз и отвечала этой задаче. Первая хроникальная съемка была сделана в 1907 г. Это была одна из борцовских схваток Луриха с Мустафой, снятая А.О. Дранковым в цирке, где проходили в то время популярные чемпионаты французской борьбы. Участие Анатолия Леонидовича в съемках фильмов «Война ХХ века», «Наполеон наизнанку», «Обезьянка - выручила», «Золото, слезы и смех» сделало их сверхпопулярными среди зрителей начала ХХ в.

Одной из характеристик участия А.Л. Дурова в общественной жизни России конца

XIX - начала ХХ в. может считаться награждение А.Л. Дурова государственными наградами России и зарубежных стран, а также знаками признания общественной деятельности, которые получал артист на протяжении своей жизни, сопровождавшейся обширной благотворительной деятельностью.

В данной публикации представлена общественно-политическая составляющая творчества А.Л. Дурова в конце Х1Х - начале

XX в.; особенности антивоенной сатиры

А.Л. Дурова в годы русско-японской и Первой мировой войны; участие А. Л. Дурова в российской общественной жизни начала

ХХ в.; его литературно-публицистическая и культурно-просветительская деятельность;

выявлены и введены в научный оборот новые материалы о музее частных коллекций А. Л. Дурова; исследованы научные интересы Дурова и методы их популяризации; проанализированы сведения о вкладе А.Л. Дурова в дореволюционный кинематограф; затронута проблема «людей второго плана».

В процессе изучения контекста жизни и творчества А.Л. Дурова была выполнена основная исследовательская задача - введение

в научный оборот ранее неизвестных документов и материалов об одном из ярких представителей отечественной культуры конца Х1Х - начала ХХ в.

1. Протокол о внесении титулярного советника Дмитрия Ивановича Дурова с детьми Эрастом, Геннадием и Леонидом в Дворянскую родословную книгу в 3 часть Московского дворянского депутатского собрания. 2 мая 1834 г. // РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 3858. Л. 5.

2. О награждении Ивана Дмитриевича Дурова орденом равноапостольного князя Владимира IV степени (1817 г.). // РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 3858. Л. 6 об.

3. Об увольнении по слабости здоровья И. Д. Дурова в 1830 году // РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 3858. Л. 7.

4. О назначении Д.Е. Дурова капитан-лейтенантом флота 30.08.1758 // РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 3858. Л. 6.

5. О крещении Леонида Дурова в церкви великомученика Георгия. 27. 01. 1833 г. // РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 3858. Л. 5-5 об.

6. Дмитриев Ю.А. Цирк в России. М., 1977.

7. Рапорт пристава Прокофьева петербургскому градоначальнику от 31 марта 1911 года // РГАЛИ. Ф. 460. Оп. 1. Д. 39.

8. История с дорогим бриллиантом // Петербургский листок. 1901. № 94.

9. В цирке Саламонского // Московский листок. 1893. № 52. 21 февр.

10. Цирк Саламонского // Сцена и арена. 1914. № 9.

11. Дело Дурова // Сцена и арена. 1915. № 13.

12. Театр Ш. Омона // Русское слово. 1901. 16 дек.

13. Анонс // Московский листок. 1893. № 55. 22 февр.

14. Анонс // Московский листок. 1894. № 64. 5 марта.

15. Цирк // Воронежский телеграф. 1903. 31 мая.

16. Дуров А.Л. В жизни и на арене. Воронеж, 1914.

17. Зимний театр // Воронежский телеграф. 1905. № 253. 13 нояб.

18. Театр Семейного собрания // Воронежский телеграф. 1909. 31 авг.

19. Анонс // Мариупольская жизнь. 1915. № 2747. 15 дек.

20. Гастроли // Приазовская речь. 1915. 19 дек.

21. Похороны А.Л. Дурова // Московский листок. 1916. 16 янв.

22. Куприн А.И. Об Анатолии Дурове. Забытые и несобранные сочинения. Пенза, 1950.

23. Каталог музея А.Л. Дурова. Воронеж, 1911.

24. Подкопаева И.В. Музейная и экскурсионная работа в образовании и воспитании учащихся Воронежской губернии во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. // А.Л. Дуров: реконструкция эпохи: Сборник докладов научнопрактической конференции. Воронеж, 2008.

Поступила в редакцию 29.03.2010 г.

UDC 008(092)

PUBLIC, CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK OF ANATOLY LEONIDOVICH DUROV AT THE END OF 19th- AT THE BEGINNING OF 20th CENTURY

Irina Petrovna Boykova, Voronezh State Pedagogical University, competitor of History Department; Voronezh Regional Local History Museum; e-mail: [email protected]

The problem studied by the author, the biography of the second plan person in the context of Russian culture at the end of 19th- at the beginning of the 20th century, increases understanding of the historic reality. This problem reflects modern historiographic situation, the characteristic features of which are the understanding of the inner sense of the human dimension of history. This publication is the first attempt to create a scientific biography of an outstanding Russian circus actor, the founder of Russian clownery A.L. Durov, and one of the first attempts of working out cultural historical context of his life and work.

Key words: founder of Russian clownery; mental peculiarities of the culture; historical context; scientific biography; provincial culture of the end of 19th - beginning of 20th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.