Научная статья на тему 'Общественная эффективность крупных инвестиционных проектов'

Общественная эффективность крупных инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова И.А., Тищенко Т.И.

Статья посвящена проблеме оценки общественной эффективности инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, реализуемые за счет государственных средств. Описано понятие и виды внешних эффектов для инвестиционных проектов разной природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC EFFICIENCY FOR MAJOR INVESTMENT PROJECTS

The Article is devoted to the problem of evaluation of the effectiveness of public investment in major infrastructure projects implemented through public funds. Describes the concept and types of external effects to investment projects of different nature.

Текст научной работы на тему «Общественная эффективность крупных инвестиционных проектов»

8. Аромаполиграфия. Ароматизация определенным запахом полиграфической продукции, например страниц в журналах, рекламных буклетов, рекламных листовок, деловой корреспонденции и др.

9. Аромасувениры. Сувениры - это не просто предмет, «безделушка», но и символ приятных воспоминаний. Как сказал Бруно Гиссани: «Сувениры - это способ превратить впечатление в общение, передать его часть другим людям; а для тех компаний, которые занимаются экономикой впечатлений - это еще и способ привлечения клиен-тов»[2]. Внедрение аромосувениров влияет не только на осознанное впечатление, оставшееся у гостя после пребывания в стенах гостиничного комплекса. Это воплощение будущих воспоминаний клиента через запахи. Это значит, что воспоминания будут появляться подсознательно, формируя подсознательное желание вернуться снова.

Компании, желающие оставить устойчивое положительное впечатление у клиентов, должны использовать перечисленные выше направления, постоянно развивая и дополняя их. Возрастающая конкуренция в сфере сервиса, в частности в гостиничном бизнесе, заставляет руководителей предприятий искать технологические инновации, использовать оригинальные маркетинговые инструменты воздействия на психологию и поведение клиентов, завоевывая их доверие и лояльность. В США и странах Европы аромамаркетинг исполь-

зуется активно уже более 30 лет. Для многих западных отелей аромадизайн является неотъемлемой частью общего фирменного стиля компании, такой же, как декор интерьера или внешний вид персонала. В России же, как правило, использование аромамаркетинга, является несистемным, точечным, что может принести дополнительные устойчивые конкурентные преимущества тем предприятиям, которые отнесутся к данному направлению воздействия на клиентов максимально серьезно, сумеют выстроить комплексную систему аромокомуникаций.

Литература

1. Джеймс Х., Гилмор Б., Пайн Д. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. / Пер. с англ. - М.: Издательство «Вильямс», 2005.

2. Ламперт К. Психология отелей,ресторанов и баров./ Пер.с нем. - Харьков: Издательство «Гуманитарный центр», 2015.

3. Крамарева М.А. Специфика построения коммуникационной политики предприятия общественного питания на примере кофейни. // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства. XII Международная научно-практическая конференция 27 апреля 2016г.: Сборник трудов/ под ред. О.Н.Кострюковой, О.А.Никитиной, Е.В. Печерица.- СПб.: Из-во СПбГЭУ, 2016. - с.55-57.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Миронова И.А. Тищенко Т.И.

Институт системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук

Москва

PUBLIC EFFICIENCY FOR MAJOR INVESTMENT

PROJECTS

Mironova I.A. Tischenko T.I.

Institute for Systems Analysis, Federal Research Center "Computer Science and Control" of Russian Academy of Sciences

Moscow

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме оценки общественной эффективности инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, реализуемые за счет государственных средств. Описано понятие и виды внешних эффектов для инвестиционных проектов разной природы. ABSTRACT

The Article is devoted to the problem of evaluation of the effectiveness of public investment in major infrastructure projects implemented through public funds. Describes the concept and types of external effects to investment projects of different nature.

Ключевые слова: инвестиционный проект, общественная эффективность, внешний эффект Keywords: the investment project, social effect, the external effect

Главным направлением и средством решения стоящих сегодня перед государством проблем является проведение эффективной инвестиционной политики, в том числе, эффективное расходование государственных средств на реализацию инфраструктурных проектов, в частности проектов развития железнодорожного транспорта, создания государственных информационных систем и других.

Проблема финансирования крупных инфраструктурных проектов связана, с одной стороны, с их высокой общественной значимостью для развития экономики и роста благосостояния населения страны, а, с другой, с несравнимо большой капиталоемкостью и невозможностью обеспечения окупаемости затрат.

Если вопросам оценки эффективности крупных транспортных проектов, в частности реализуемых на железнодорожном транспорте, уделяется определенное внимание, то понятие общественной эффективности затрат бюджетных средств на внедрение 1Т-технологий в настоящее время практически отсутствует. Это связано, прежде всего, с всеобщим представлением о процессах информатизации общества, как о чем-то неизбежном, не имеющем альтернативы. С одной стороны, с данным тезисом не поспоришь, но, с другой, неизбежность не означает нерасчетливое расходование государственных средств.

Речь идет в данном случае о процессах информатизации в сфере управления и формирования качественной среды для населения и бизнеса, о создании информационных систем, предназначенных для функционирования органов власти, подведомственных им организаций и учреждений, а также систем внедряемых в организациях здравоохранения, образования, социальной сфере и т.п.

Необходимость государственного участия в реализации крупных инфраструктурных проектов сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Однако форма такого участия, включая суммы государственных средств, порядок и условия их выделения, может быть самой разной и должна разрабатываться для каждого конкретного проекта.

Прежде чем вкладывать государственные средства в реализацию того или иного масштабного мероприятия, следует выполнить несколько условий.

Во-первых, обязательно проводить расчеты эффективности всех предлагаемых к реализации инвестиционных проектов, особенно весьма капиталоемких. Во-вторых, проводить эти расчеты корректно с учетом специфики рассматриваемых инвестиционных проектов, внутренних и внешних условий их реализации. В-третьих, не пользоваться необоснованными приемами оценки эффективности проектов, в том числе не попадать в ловушки «здравого смысла». Часто при решении вопроса о целесообразности реализации инвестиционного проекта инвестору кажется, что эффективность проекта очевидна без специальных сложных рас-четов.[1]

Корректность расчетов эффективности крупных инфраструктурных инвестиционных проектов, как транспортных, так и всех прочих, означает, прежде всего, учет специфики нестационарной экономики, с одной стороны, а, с другой, особой природы самих рассматриваемых проектов, а именно, наличие дополнительных эффектов от их реализации. [2]

Нестационарность экономики в данном контексте выражается в виде относительно высокой, неоднородной (по различным ресурсам, продуктам и видам валют) инфляции, неустойчивой кредитно-денежной системы, высокого уровня стоимости капитала, низкого уровня объективности рыночной стоимости ценных бумаг, недвижимости, высоких и переменных во времени политических, экономических и финансовых рисков, их сложной структуры. [3]

В качестве дополнительных эффектов при оценке эффективности крупных инвестиционных проектов, использующих государственные средства, следует рассматривать, так называемые, внешние и синергические эффекты реализации проекта.

Внешний эффект является не менее важным, чем так называемый, эффект синергии, присущий многозвенным системам, к которым в полной мере относятся транспортные и информационные системы. Эффективность таких систем многократно возрастает в результате интеграции отдельных звеньев в единое целое.

Большинство видов экономической деятельности человека в сфере производства и потребления обуславливают издержки или выгоды для физических и юридических лиц, не являющихся непосредственными участниками этих видов деятельности. Соответственно, такого рода последствия не могут быть учтены в экономических показателях производителя товаров и услуг: затратах, доходах, прибыли и т.д. Недооценка издержек и выгод третьих лиц приводит к завышению, либо к занижению объёма выпуска благ по сравнению с эффективным с общественной точки зрения объёмом. Речь идёт о существовании, так называемых, внешних эффектов - затрат и результатов проекта, не нашедших адекватного отражения в показателях хозяйственной деятельности субъектов экономической деятельности, участвующих в проекте.

Далее рассмотрим данное понятие применительно к конкретным видам крупных инфраструктурных инвестиционных проектов: развитие железных дорог и создание государственных информационных систем.

В самом общем виде внешние эффекты от реализации проекта строительства или реконструкции железной дороги можно разделить на экологические, социальные, экономические и общественные блага, не имеющие цены. [4]

Экономические внешние эффекты - это эффекты, проявляющиеся в стоимостных показателях предприятий и организаций сферы материального производства, транспорта, связи, оптовой и розничной торговли и непроизводственной сферы

(услуги населению и организациям, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, туризм и т.д.), а также в доходах и расходах федерального и регионального бюджетов.

Экономические внешние эффекты могут формироваться как на стадии строительства или реконструкции железнодорожной линии, так и на стадии ее последующей эксплуатации.

К факторам, обуславливающим возникновение внешних экономических эффектов на стадии строительства или реконструкции железнодорожной линии, могут быть отнесены следующие.

• Формирование дополнительного спроса на машины, механизмы, оборудование, материалы и конструкции, используемые в процессе строительства или реконструкции.

• Формирование дополнительного спроса на топливно-энергетические и материальные ресурсы, используемые при эксплуатации машин, механизмов и оборудования, задействованных в строительстве или реконструкции.

• Возможность использования притрассовой автомобильной дороги, сооружаемой в ходе строительства железнодорожной линии, для перевозок автотранспортом грузов предприятий, тяготеющих к указанной автодороге.

• Расширение регионального потребительского рынка, обусловленное увеличением спроса на услуги торговли, общественного питания в связи с дислокацией в районе строительства новых трудовых коллективов с относительно высоким уровнем квалификации и, соответственно, относительно высокой оплатой труда.

К факторам, обуславливающим возникновение внешних экономических эффектов на стадии эксплуатации новой или реконструированной железнодорожной линии, могут быть отнесены следующие.

• Создание новых предприятий, появление которых возможно и целесообразно лишь при вводе в эксплуатацию железнодорожной линии.

• Рост объемов производства на ранее функционирующих предприятиях в районе влияния железной дороги в связи с появлением дополнительных возможностей по транспортировке сырья и готовой продукции, расширением рынков сбыта.

• Освоение новых месторождений полезных ископаемых или увеличение добычи на ранее разрабатываемых месторождениях в районе влияния железнодорожной линии.

• Оптимизация транспортных схем осуществления перевозок грузов предприятий в зоне влияния железнодорожной линии - уменьшение времени доставки грузов, снижение затрат предприятий на транспортировку грузов, и, как следствие, повышение конкурентоспособности продукции указанных предприятий, расширение рынков сбыта и, в конечном счете, увеличение объема производимой продукции.

• Сокращение необходимых оборотных средств на ранее функционирующих предприяти-

ях, находящихся в зоне влияния железнодорожной линии, в связи с ускорением оборачиваемости оборотных средств за счет сокращения времени транспортировки грузов, снижения страховых запасов предприятий и затрат по их хранению.

• Повышение потребительского спроса на товары и услуги (в т.ч. платное медицинское обслуживание, платное образование, физкультура и спорт и т.д.) в связи с увеличением объемов работы действующих и появлением новых предприятий и, соответственно, ростом доходов населения, проживающего в районе тяготения новой дороги.

• Повышение спроса на жилье в районе тяготения новой дороги в связи с ростом доходов населения и, соответственно, удовлетворение этого спроса за счет увеличения темпов жилищного строительства и т.д.

Приведенный перечень факторов, стимулирующих возникновение внешних экономических эффектов, не является исчерпывающим и актуален не для каждого проекта строительства или реконструкции железнодорожных линий.

Набор факторов, определяющих внешние эффекты конкретного проекта, зависит от категории железнодорожной линии, значимости проекта для общества в целом, для конкретного региона, отрасли экономики.

Вышеприведенные факторы определяют, в свою очередь, притоки и оттоки денежных средств, характеризующие внешние экономические эффекты от реализации рассматриваемых проектов:

• прибыль новых предприятий, образование которых обусловлено вводом в эксплуатацию новой (реконструированной) железнодорожной линии;

• прирост прибыли действующих предприятий за счет прироста объемов производства товаров и услуг, возможного в результате ввода в эксплуатацию новой (реконструированной) железнодорожной линии;

• прирост прибыли действующих предприятий за счет сокращения оборотных средств, достигаемого в результате ускорения доставки грузов;

• изменение прибыли логистических структур (транспорт, складские комплексы), обслуживающих регион влияния новой (реконструированной) железнодорожной линии;

• изменение прибыли предприятий и организаций, обслуживающих население региона влияния проекта (предприятия потребительского рынка, платного медицинского обслуживания, туризма и т.п.);

• изменение доходов регионального и федерального бюджетов за счет изменения величины налогов, сборов, платежей предприятий в регионе влияния железной дороги и т.д.

Внешние эффекты социального характера включают экстерналии, непосредственно связанные с уровнем жизни населения (в отличие от экономических и экологических, влияние которых можно считать опосредованным).

К факторам, обуславливающим формирование социальных внешних эффектов при реализации проектов строительства и реконструкции железнодорожных линий, могут быть отнесены следующие.

• Создание новых рабочих мест на предприятиях транспортного строительства и на самом транспорте, в том числе по новым для данного региона специальностям, включая специальности, требующие повышенного уровня профессиональной подготовки.

• Создание новых рабочих мест на предприятиях социальной инфраструктуры. Потребность в дополнительных кадрах может покрываться по двум каналам: миграция в район строительства из трудоизбыточных районов страны и переподготовка местных кадров. Миграция потребует дополнительного развития местной социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, вызовет дополнительный спрос на работы по ее развитию. Переподготовка местных кадров потребует развития сети профессиональных учебных заведений, что также создаст новые рабочие места.

• Создание новых рабочих мест на предприятиях, для обслуживания строительства и функционирования которых построена или реконструирована железнодорожная линия.

• Экономия времени на поездки населения, проживающего и работающего в зоне влияния железнодорожной линии.

• Дислокация в районе строительства новых трудовых коллективов. Увеличение численности населения, закрепление населения в регионах, тяготеющих к железнодорожной линии.

• Расширение возможностей транспортировки в регионы, тяготеющие к железнодорожной линии, продуктов питания и потребительских товаров, расширение их ассортимента, ценового диапазона и объемов.

• Расширение возможностей обеспечения населения, проживающего в зоне влияния железнодорожной линии, бесплатным и платным медицинским обслуживанием, образовательными услугами, учреждениями культуры, спорта, туризма и т.п.

• Повышение культуры и образованности жителей регионов, тяготеющих к новой железной дороге, за счет расширения возможностей общения с внешним миром.

• Нормализация половозрастной структуры населения и демографической ситуации в районе реализации проекта в связи с повышением мобильности населения, а также появлением большого количества строителей, работников железнодорожного транспорта, специалистов новых производств.

Вышеперечисленные факторы обуславливают формирование следующих притоков и оттоков денежных средств по проектам строительства и реконструкции железнодорожных линий, характеризующих социальные внешние эффекты:

• доходы строителей и специалистов железнодорожного транспорта, работников вновь созданных предприятий и учреждений, образование которых обусловлено реализацией проекта;

• прирост доходов работников действующих предприятий в связи с ростом объемов производства в регионе в результате ввода в эксплуатацию железнодорожной линии, включая предприятия торговли, общественного питания, связи и т.д.;

• стоимостная оценка влияния улучшения транспортного обеспечения населения регионов, тяготеющих к железнодорожной линии, на уровень смертности, заболеваемости;

• стоимостная оценка экономии времени, затрачиваемого населением регионов, тяготеющих к железнодорожной линии, на личные и служебные поездки;

• стоимостная оценка изменения затрат населения регионов, тяготеющих к железнодорожной линии, на продукты питания и непродовольственные товары за счет развития потребительского рынка, связанного с расширением возможностей по транспортировке товаров народного потребления;

• стоимостная оценка влияния реализации проекта на изменение рыночной стоимости имущества граждан (жилья, гаражей, земли), проживающих в регионах влияния железнодорожной линии и т.д.

Экологические внешние эффекты - это эффекты, проявляющиеся в показателях, характеризующих использование проектом природных ресурсов и влияние проекта на качество окружающей среды в регионах, тяготеющих к железнодорожной линии.

Экологические внешние эффекты от реализации проектов строительства и реконструкции железнодорожных линии могут быть обусловлены следующими факторами.

• Сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения и земель, занимаемых лесами, из-за вынужденного занятия указанных земель при строительстве и реконструкции железнодорожных линий.

• Образование передвижных и стационарных источников загрязнения окружающей среды (атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод) при строительстве, реконструкции и последующей эксплуатации железнодорожных линий.

• Образование источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду - шума, вибрации, электромагнитных и электрических полей - при строительстве, реконструкции и последующей эксплуатации железнодорожных линий.

• Нарушение среды обитания флоры и фауны в районе прохождения новой железнодорожной линии.

Вышеперечисленные факторы формируют следующие притоки и оттоки денежных средств при оценке общественной эффективности рассматриваемых проектов:

• стоимостная оценка потерь, связанных с отчуждением под железнодорожное строительство земель сельскохозяйственного назначения и лесных угодий;

• стоимостная оценка ущербов различной природы от отрицательного влияния проекта на окружающую среду.

Оценка внешних эффектов разработки и внедрения государственных информационных систем зависит от типа системы, определяемого ее функциональным назначением и составом пользователей:

• для исполнения государственных функций; конечные пользователи - государственные служащие;

• для создания в регионе комфортной информационной среды для населения и бизнеса; конечные пользователи - население (в личных, служебных, коммерческих целях).

Описание конкретных внешних эффектов информатизации деятельности чиновников с помощью количественных и качественных показателей зависит от сферы деятельного органа власти или государственного учреждения.

В общем случае в качестве внешнего эффекта информатизации для информационных систем первого типа следует рассматривать сокращение трудозатрат на исполнение государственных функций за счет:

• увеличения скорости выполнения рутинных операций в рамках исполнения функций органами власти;

• обеспечения автоматического обмена данными органов власти, роста доли электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота;

• роста доли типовых информационно-коммуникационных решений в общем объеме информационно-коммуникационных решений, обеспечивающих исполнение органами власти своих функций и т.п.

Информационные системы, конечными пользователями которых являются жители региона, решают, в первую, очередь, задачу повышения качества жизни населения и создания комфортных условий для бизнеса. Соответственно, в качестве внешних эффектов их внедрения и эксплуатации можно рассматривать конкретные экономические и социальные выгоды для разных групп населения и бизнесменов.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в социальной сфере может быть описано множеством результатов, лишь некоторые из которых имеют адекватную, обоснованную стоимостную оценку.

Внедрение информационных продуктов в сферу образования в виде электронных дневников и журналов; систем мониторинга, фиксации, экспертной оценки образовательных достижений, электронных образовательных ресурсов, систем дистанционного обучения может быть описано следующими внешними эффектами:

• экономия рабочего времени учителей;

• повышение степени информированности родителей об учебном процессе и оценках учащихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• приобщение учащихся к информационным технологиям;

• рост заинтересованности учащихся в учебном процессе и получении знаний;

• экономия затрат ресурсов в учебных заведениях за счет их учета и контроля с помощью информационных технологий;

• возможность получить образование для лиц с ограниченными возможностями;

• обеспечение гражданам возможности дополнительного факультативного образования и профессиональной переподготовки с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и т.п.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения может быть охарактеризовано следующими внешними эффектами:

• экономия затрат времени населения на запись к врачам и на медицинские процедуры;

• сокращение времени ожидания приема врача или медицинской процедуры;

• повышение контроля льготного лекарственного обеспечения граждан за счет информатизации системы лекарственного обеспечения;

• контроль соблюдения медицинских стандартов медицинской помощи за счет применения информационно-коммуникационных технологий;

• повышение эффективности социальной поддержки граждан на основе информационно-коммуникационных технологий;

• повышение прозрачности использования и доступности для населения ресурсов системы здравоохранения;

• принятие медицинскими работниками обоснованных клинических решений, основанных на полной и достоверной медицинской информации о пациенте;

• обеспечение преемственности медицинской помощи при ее оказании разными специалистами в разных медицинских учреждениях и т.п.

Внешние эффекты, которые можно оценить в деньгах, непосредственно включаются в расчеты общественной эффективности инвестиционного проекта в виде внешних денежных притоков и оттоков.

Внешние эффекты, которые нельзя оценить в стоимостной форме и включить в расчеты общественной эффективности, либо оцениваются количественно, либо (если и это не представляется возможным) описываются на качественном уровне и предоставляются лицам, принимающим решение, вместе с количественными оценками общественной эффективности.

В качестве возможных внешних эффектов создания новой железнодорожной линии, не имеющих достаточно полного и адекватного стоимостного выражения, или не представимых в виде от-

токов и притоков проекта, следует рассматривать и описывать, например, следующие.

1. Увеличение транспортной доступности отдельных территорий, в том числе периферийных, отдаленных районов.

2. Укрепление социально-территориальной целостности страны.

3. Расширение торгового обмена с одной или несколькими странами определенного региона.

4. Увеличение конкурентоспособности транспортной сети страны на мировом рынке транспортных услуг.

5. Создание дополнительных возможностей в регионах, прилегающих к новой линии, для развития малого бизнеса.

6. Появление дополнительных возможностей для привлечения в регионы инвестиций, включая иностранные и т.п.

Результаты функционирования государственных и региональных информационных систем и ресурсов также не всегда носят экономический характер или не могут быть оценены в деньгах. В настоящее время общепризнан тот факт, что сама по себе информационная технология далеко не всегда приносит финансовую отдачу, по крайней мере, очевидную в пределах рассматриваемого временного отрезка.

Решение о выделении бюджетных средств на крупные инфраструктурные инвестиционные про-

екты должно в каждом конкретном случае приниматься на основе научно обоснованного подхода и на базе расчета общественной эффективности затрат.

При этом для оценки внешних эффектов от реализации проекта следует активно использовать аппарат экспертных оценок с привлечением независимых аналитиков.

Литература

1. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. 5-е изд. М.: ПолиПринтСервис, 2015. 1300 с.

2. Лившиц В.Н., Лившиц С.В. Системный анализ нестационарной экономики России (19922010): рыночные реформы, кризис, инвестиционная политика. М.: Маросейка, 2011. 510 с.

3. Миронова И.А. Оценка внешних эффектов в расчетах общественной эффективности крупных инвестиционных проектов строительства и реконструкции участков железной дороги // Аудит и финансовый анализ, 2013. № 4. С. 200-217.

4. Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности (теория ожидаемого эффекта). М.: Наука, 2002. 182 с.

ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕАЛИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Налесная Я.А.

к.э.н., доцент кафедры инженерной экономики ЮФУ, Таганрог

Лебедев Е. бакалавр ЮФУ, Таганрог

PROSPECTS AND REALITIES OF ECONOMIC DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA

Nalesnaya Ya.A.

Ph. D., associate Professor, Department of engineering Economics, SFU, Taganrog

Lebedev E. bachelor SFU, Taganrog

АННОТАЦИЯ

Задачей данной статьи, является комплексное исследование состояния промышленного и экономического сектора в России. В частности, будут рассмотрены проблемы правительственной власти, нравственного и духовного образа граждан, нерациональности используемых стратегий в сфере развития национальной промышленности и прочие тенденции, вытекающие из ряда обозначенных трудностей государства. Автор попытается обозначить различные пути выхода из сложившейся ситуации, тем самым открыть у России так долгожданное, второе дыхание. Для возобновления утерянных лидирующих позиций, в гонке за мировое экономическое и производственное превосходство.

ABSTRACT

The aim of this article is a comprehensive study of the industrial and economic sector in Russia. In particular, they will consider the problems of government, moral and spiritual citizens, the irrationality of strategies used in the development of national industry and other trends resulting from a number of the identified difficulties of the state. The author tries to identify various ways of an exit from a current situation, thereby to open Russia so long-awaited, second wind. To resume lost the leading position in the race for world economic and industrial superiority.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.