Научная статья на тему 'Общественная дискуссия о путях реформирования зубоврачебного образования в России в конце XIX - начале XX века'

Общественная дискуссия о путях реформирования зубоврачебного образования в России в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / STOMATOLOGY / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / HISTORY OF MEDICINE / ЗУБНОЙ ВРАЧ / DENTIST / УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ / HEALTH CARE MANAGEMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович, Ратманов П. Э.

Проведен анализ общественной дискуссии и выяснены позиции различных сторон по вопросу реформы зубоврачебного образования в России. Несмотря на единую позицию представителей медицинского сообщества и зубоврачебной корпорации по организации высшего зубоврачебного образования, до 1917 г. правительство не смогло осуществить реформы в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC DISCUSSION ABOUT WAYS OF REFORMING OF DENTAL EDUCATION IN RUSSIA IN THE END OF XIX AND BEGINNING OF XX CENTURIES

The analysis of public discussion and positions of various sides involved concerning the issue of reform of dental education in Russia was implemented. Besides unified position of representatives of medical community and dental corporation concerning organization of higher dental education, the government up to 1917 was incapable to implement reforms in this field.

Текст научной работы на тему «Общественная дискуссия о путях реформирования зубоврачебного образования в России в конце XIX - начале XX века»

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (2)

114_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-2-114-118

History of medicine

© Гончар В.В., Ратманов П.Э., 2017 УДК 614.2:616.31:378]:93

Гончар В.В.1, Ратманов П.Э.2

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСКУССИЯ О ПУТЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗУБОВРАЧЕБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

1 Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения

Хабаровского края, 680009, г. Хабаровск; 2 Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, г. Хабаровск

Проведен анализ общественной дискуссии и выяснены позиции различных сторон по вопросу реформы зубоврачебного образования в России. Несмотря на единую позицию представителей медицинского сообщества и зубоврачебной корпорации по организации высшего зубоврачебного образования, до 1917 г. правительство не смогло осуществить реформы в этой области.

Ключевые слова: стоматология; история медицины; зубной врач; управление здравоохранением; образование.

Для цитирования: Гончар В.В., Ратманов П.Э. Общественная дискуссия о путях реформирования зубоврачебного образования в России в конце XIX — начале XX века. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (2): 114—118. DOI 10.18821/0869-866XS-2017-25-2-114-118

Для корреспонденции: Гончар Владимир Владимирович, канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии Института повышения квалификации специалистов здравоохранения, E-mail: goncharvv@mail.ru

Gonchar V.V1, RatmanovPE.2 THE PUBLIC DISCUSSION ABOUT WAYS OF REFORMING OF DENTAL EDUCATION IN RUSSIA IN THE END OF XIX AND BEGINNING OF XX CENTURIES

'The institute of advanced training of specialists of health care of Minzdrav of Khabarovskii kraii,

680009 Khabarovsk, Russia

2The Dalnevostochnii state medical university, 680000 Khabarovsk, Russia The analysis of public discussion and positions of various sides involved concerning the issue of reform of dental education in Russia was implemented. Besides unified position of representatives of medical community and dental corporation concerning organization of higher dental education, the government up to 1917 was incapable to implement reforms in this field.

Keywords: .stomatology; history of medicine; dentist; health care management; education

For citation: Gonchar V.V., Ratmanov P.E. The public discussion about ways of reforming of dental education on Russia

at the end of XIX and at the beginning of XX centuries. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (2): 114—118. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2017-25-2-114-118

For correspondence: Gonchar V.V., candidate of medical sciences, associate professor of the chair of stomatology. e-mail: goncharvv@mail.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 21.10.15 Accepted 01.12.15

Период конца XIX — начала XX века характеризуется в истории отечественной медицины невиданным подъемом, когда медицинская общественность активно участвовала в общественно-политической жизни страны, предлагая пути решения многих актуальных для той эпохи проблем, нередко выходящих далеко за рамки узкопрофессиональных медицинских вопросов. Медики апеллировали к государству, которое играло ведущую роль в социально-экономической и политической жизни страны. Заметное место в этих событиях занимало Общество русских врачей в память Н.И. Пирогова, на съездах которого определяющую роль играли земские врачи и врачи городских самоуправлений. В этой публичной дискуссии практически не было места вопросам оказания зубоврачебной помощи и зубоврачебного образования. Во-первых, болезни зубов не пугали смертностью, загадочностью этиологии и патогенеза, поэтому проблема никогда не входила в число приоритетных для медицинской общественности. В обществе с большим количеством нерешенных

социальных проблем организация зубоврачебной помощи на селе была признана роскошью [1]. Во-вторых, зубоврачеванием занимались дантисты и зубные врачи, не имевшие университетского образования и обладавшие низким социальным статусом [2].

На протяжении XIX века в России зубоврачебные навыки и звание дантиста приобретались путем ученичества, ремесленной выучки у официально признанных властями дантистов, а государство взяло на себя только выдачу разрешений на право зубоврачебной деятельности и официальный контроль за их работой. Современники отмечали, что «количество дантистов выросло, качество же понизилось, так как в большинстве случаев это были невежественные люди без какого общего образования и с плохой специальной подготовкой» [3].

В 1879 г. на VI Съезде русских естествоиспытателей и врачей с проектом реформы зубоврачебного образования выступил проф. Н.В. Склифосовский, который считал, что в стране необходима организа-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (2)

РР! http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-2-114-118_115

История медицины

ция школ для зубных врачей, но наиболее целесообразным было бы осуществлять подготовку специалистов по зубоврачеванию при университетских кафедрах медицинских факультетов, а именно создать доцентуру при кафедрах хирургии [4]. Другие представители отечественной медицины второй половины XIX века, например Э.Э. Эйхвальд, М.И. Афанасьев, С.С. Салазкин, также выступали за признание зубоврачевания равноправным разделом медицины, требующим серьезного подхода к решению проблемы подготовки врачебных кадров, не только владеющих навыками зубоврачевания, но и обладающих хорошей общеклинической подготовкой [5].

Несмотря на то что дипломированные врачи-медики имели возможность усовершенствоваться в зубоврачевании, они не спешили это делать. Поэтому прогресс зубоврачевания был обусловлен преимущественно трудами и стараниями дантистов и зубных врачей. Врачи, имевшие диплом лекаря и специализировавшиеся на зубоврачевании (врачи-одонтологи), стали появляться в единичных случаях только в начале 80-х годов XIX века.

Проблемы подготовки дантистов привели к тому, что в 1881 г. в России была учреждена первая частная зубоврачебная школа, однако параллельно продолжала действовать прежняя система подготовки учеников к экзаменам в кабинетах практиков. Только в 1891 г. на государственном уровне был утвержден Устав зубоврачебных школ и закреплено звание зубного врача для их выпускников, однако власть старалась не вмешиваться в процессы обучения. Школы входили в введение Министерства внутренних дел (МВД) и находились под непосредственным наблюдением местного губернского врачебного инспектора. Кроме того, реформа зубоврачебного образования не потребовала от государства значительных финансовых затрат.

Отсутствие строгого государственного контроля за функционированием зубоврачебных школ привело к тому, что их деятельность приняла преимущественно коммерческий характер, что вызывало критику со стороны общественности. В первое десятилетие XX века число частных зубоврачебных школ в России непрерывно росло, и к 1910 г. было уже около 20 работающих учебных заведений. Между тем только в 1900 г. государство ликвидировало «кабинетную» систему подготовки специалистов и предложило всем дантистам сдать экзамен на звание зубного врача [1].

Установившаяся с 1891 г. система зубоврачебного образования продолжала подвергаться острой критике со стороны дантистов и зубных врачей и врачей, имеющих высшее медицинское образование. Дантисты были недовольны проведенными реформами и ограничениями на профессиональную деятельность, обвинениями со стороны зубных врачей в невежестве и необразованности. Зубные врачи были недовольны порядком двойных экзаменов (в зубоврачебной школе и в университете), коммерциализации образования, качеством получаемых знаний и умений, которых было недостаточно для самосто-

ятельной деятельности. Медицинская элита была не удовлетворена финансированием образованных при вузах доцентур по одонтологии. На протяжении всего периода существования зубоврачебных школ постоянно высказывались идеи о национализации эффективных заведений и о ликвидации остальных.

Попытки медицинских факультетов «проглотить» стоматологию встретили ожесточенное и организованное сопротивление поборников независимости зубоврачебного образования. Свое стремление к независимости было подчеркнуто в резолюции III Всероссийского одонтологического съезда, проведенного в г. Одессе (1902 г.), где зубоврачебная корпорация ходатайствовала о предоставлении права представительства в Медицинском совете МВД. Однако данная инициатива была отклонена. Представители большинства, признавая недостатки «школьной» системы, видели путь к высшему образованию в «доработке» лучших существующих частных школ до государственных зубоврачебных институтов или (как уступка профессорам) до университетских факультетов, но равным медицинским факультетам и независимым от них.

Сторонники обеих точек зрения ссылались на пример стран Западной Европы, где зубоврачевание превратилось в отрасль медицины на научной основе. Заниматься ею могли лишь лица, получившие высшее медицинское образование на медицинских факультетах (в Австрии) или в специализированных институтах (в Германии).

К началу XX века зубоврачевание de facto выделилось в отдельный от общей медицины род занятий, и дискуссия о реформировании зубоврачебного образования шла в основном в специализированных стоматологических журналах, издававшихся энтузиастами зубоврачевания, и на одонтологических съездах. Медицинская общественность в лице врачей с высшим образованием продолжала смотреть на существующую систему зубоврачебного образования свысока, а на ее питомцев — как на «полуврачей-недоучек». Особенно усердствовала в этом медицинская элита — университетские профессора [6]. Однако одонтологов с высшим образованием, добровольно выбравших непрямой путь в профессию, насчитывалось лишь несколько сотен, а зубных врачей «школьной» системы и дантистов «кабинетной» подготовки к 1910 г. почти 6 тыс. И именно благодаря деятельности зубных врачей лечение зубов стало доступно для жителей, проживавших вне столиц и университетских городов.

Позиция правительства в области зубоврачевания состояла в сохранении «частнопредпринимательского характера зубоврачебных школ» и отнесении зубных врачей к категории «вольнопрактикующих», чтобы не допустить появления новых расходов из бюджета. Только в 1904 г. вышел циркуляр МВД, разрешающий зубным врачам по ходатайствам местных начальников занимать сверхштатные государственные должности, но при этом шла специальная оговорка: «где мера сия не потребует никаких со стороны казны издержек» [7]. С этого времени го-

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (2)

116_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-2-114-118

History of medicine

родские, земские и ведомственные медицинские учреждения получили возможность нанимать зубных врачей, причем их услуги оплачивались только за счет местных средств.

Необходимость коренных реформ зубоврачебного образования была очевидна, однако центральная власть к этому общественному вызову была не готова. Проведение реформ требовало убедительного обоснования, значительных финансовых средств и авторитетного лидера. В Министерстве народного просвещения (МНП) были разработаны только предложения по реформированию существующих зубоврачебных школ. В 1906—1907 гг. оно подготовило проект нового положения для зубоврачебных школ, в котором предполагалось увеличение сроков обучения в зубоврачебных школах на 1 год без существенного повышения уровня образования. Перехода от среднего специального к высшему образованию предложено не было. По мнению чиновников министерства, необходимость в высшем государственном зубоврачебном образовании отсутствовала, поэтому предлагалось только усилить государственный и общественный контроль за школами.

Правление Российского зубоврачебного союза, указывая на несовершенство проекта МНП, в 1909 г. создало специальную комиссию в составе Г.И. Вильги, И.М. Коварского и будущего основателя советской стоматологической службы П.Г. Дауге для разработки проекта реформы зубоврачебного образования. Было выработано предложение, в котором предусматривалось открытие в университетских городах правительственных и частных зубоврачебных институтов с 4-годичным сроком обучения и расширенной программой изучения различных медицинских дисциплин.

Разработанные законодательные инициативы по реформе зубоврачебного образования были переданы комиссии по народному образованию при III Государственной Думе (1907—1912). В проекте закона «Об утверждении нового положения о зубоврачебных школах и о передаче сих школ в ведомство Министерства народного просвещения» предлагалось передать зубоврачебные школы из ведения МВД в ведение МНП на правах частных учебных заведений. Заведовать школой могло лицо, не имевшее высшего медицинского образования. Надзор за учебным процессом поручался особой комиссии в составе представителей профессуры университета, государственного врачебного инспектора, главных врачей или специалистов губернских или областных больниц. От поступающих в зубоврачебную школу требовался образовательный ценз не ниже 6 классов общеобразовательного учебного заведения. Согласно законопроекту, курс обучения в зубоврачебной школе составлял 3,5 года по утвержденной государственной программе. Для получения звания зубного врача требовалось сдать экзамен при медицинском факультете [3].

Проект, предложенный правлением Российского зубоврачебного союза, был отвергнут властью. В 1914 г. Государственная Дума утвердила законо-

дательную инициативу МНП, однако она так и не приобрела силу закона, и, таким образом, до 1917 г. никаких изменений в законодательство не было внесено [1, 8].

Во втором десятилетии XX века общественная дискуссия о путях реформирования зубоврачебного образования развернулась с новой силой. На XI Съезде врачей Пироговского общества (1910) впервые в рамках этого форума подробно обсуждались вопросы реформы зубоврачебного образования в России. К этому времени революционный накал съездов 1904 и 1905 гг. значительно стих, и доминировала позиция «делового рассмотрения» медицинских вопросов [9]. На съезде была образована подсекция по вопросу о реформе зубоврачебных школ.

В резолюции комиссии подсекции, подготовленной столичными врачами-одонтологами, было отмечено, что зубоврачебное образование в России значительно отстает в своем развитии от западных школ и имеет множество недостатков. Признавалось, что отечественное зубоврачебное образование было не способно создать специалиста, которого требовало общество, так как в зубоврачебных школах учились лица без достаточных базовых знаний и теоретическая и практическая подготовка учащихся была очень низкой. К недостаткам существовавшей системы было отнесено и то, что зубоврачебные школы находились в частных руках, но частная инициатива мало заботилась о повышении качества обучения, а больше о материальной выгоде. В результате этого появлялась питательная среда для коррупции и наживы. Более того, врачи общества высказывались, что необходимо полностью уйти от зубоврачебных школ и предоставить право медицинским факультетам обучать специалистов по зубоврачеванию. При этом авторы резолюции признавали, что получение в университете знаний по одонтологии всеми студентами-медиками — недостижимый идеал. В качестве альтернативы предлагалось учреждение зубоврачебных институтов с 4-летним образованием, которые должны были иметь статус высших учебных заведений, при государственных медицинских факультетах [10].

Не все члены общества высказались за ограничение частной инициативы при учреждении зубоврачебных институтов, но мнение об их организации только в университетских городах, где может быть организован серьезный надзор со стороны членов медицинских факультетов, поддержало большинство. Для поступления в зубоврачебный институт выдвигалось требование об окончании полного курса среднего учебного заведения [10].

В вопросе установления для специалистов в области зубоврачевания высшего 4-летнего образования медицинская и зубоврачебная общественность, несмотря на существовавший между ними антагонизм, были едины. Но представители сообщества зубных врачей продолжали отстаивать позицию автономии зубоврачебного образования от медицинского. В резолюции IV Делегатского съезда зубоврачебных обществ, состоявшегося в 1913 г., было подчеркнуто, что зубоврачебные институты должны состоять

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (2)

РР! http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-2-114-118_117

История медицины

при ведомстве МНП [11]. Более того, по этому предложению лица, окончившие зубоврачебные институты, должны были обладать таким же социальным статусом, каким пользовались лица, окончившие медицинский факультет университета. Помимо смены источника финансирования, доработка включала в себя увеличение срока обучения и устранение питательной среды для коррупции [6]. Свою позицию представители зубоврачебной корпорации подкрепляли тем, что на протяжении всей истории зубоврачевания в России эта отрасль медицины развивалась исключительно без участия врачей-медиков, как свободная и независимая профессия.

Комиссия Рейна, работавшая в 1912—1916 гг., не отрицая возможности получения звания врача-одонтолога на медицинском факультете, пришла к выводу о невозможности в существующих условиях провести полное слияние зубоврачевания с общемедицинской наукой. В связи с этим комиссия предлагала получение звания зубного врача после обучения в зубоврачебном институте, имеющем статус высшего учебного заведения. С этой целью она рекомендовала учреждение зубоврачебных учебных заведений с различной формой собственности в ведении Главного управления государственного здравоохранения, но только в университетских городах, где находились медицинские факультеты. Однако деятельность зубных врачей предлагалось ограничить твердыми тканями зубов и определенными нормами оперативных пособий, что не давало зубным врачам всех прав в их специальности, как это могли осуществлять врачи при лечении глаза, носа, горла и уха. Необходимо отметить, что Комиссия Рейна в вопросе реформ зубоврачебного образования заняла позицию представителей общественной медицины и зубоврачевания, несмотря на глубокие с ней противоречия в других вопросах.

В конце XIX — начале XX века в России на протяжении нескольких десятилетий не затихала общественная дискуссия по реформе зубоврачебного образования. Представители университетской медицины требовали передачи зубоврачебного образования из частных зубоврачебных школ медицинским факультетам путем создания специализированных кафедр. Однако фактически в 1911 г. одонтология преподавалась только в Императорской военно-медицинской академии и Женском медицинском институте в Санкт-Петербурге [10]. Предпринимаемые усилия по слиянию зубоврачевания с общемедицинской наукой терпели неудачу. Причинами этих неудач были отсутствие необходимого финансирования государством одонтологии и отсутствие спроса на высшее одонтологическое образование со стороны студентов-медиков.

Зубоврачебная корпорация, понимая все недостатки частного зубоврачебного образования, лоббировала организацию специальных государственных учебных заведений — зубоврачебных институтов со статусом высших учебных заведений, не подконтрольных медицинским управленческим структурам. Это также было связано с необходимостью власти изыскивать необходимые средства для фи-

нансирования зубоврачебных институтов. Следует подчеркнуть, что, несмотря на атмосферу общего недоверия к власти, характеризующую эпоху 1905— 1917 гг., медицинская и зубоврачебная общественность выступала за передачу зубоврачебного образования государству.

Правительство в лице МНП было озабочено только «значительными затратами» на подготовку зубных врачей за счет средств государства, замыкаясь на своих узковедомственных интересах и упуская из виду перспективы развития этой специальности. Комиссия Рейна заняла в этом вопросе особую позицию. Впервые признав важность зубоврачебной помощи населению, она не стремилась обеспечить финансирование зубоврачебного образования в стране и не поддержала позицию слияния зубоврачевания с общемедицинскими специальностями. Правительство в лице МНП и МВД было заинтересовано играть роль регламентатора и наблюдателя в процессе обучения специалистов, а отнюдь не роль учредителя зубоврачебных учебных заведений, устанавливая государственную монополию. Участники тех событий впоследствии отмечали, что «призыв о перенесении зубоврачебного образования в стены медицинского факультета остался гласом вопиющего в пустыне» [12].

Общая тенденция развития зубоврачебного образования была связана с постепенным повышением образовательного ценза зубных врачей и регламентации порядка их государственной аттестации, удлинения срока их подготовки, однако до установления советской власти оно не стало частью системы высшего медицинского образования в России. Реформаторы зубоврачебного образования еще не видели самостоятельной дисциплины — стоматологии, хотя другие специальности, выделившиеся из хирургии, заняли свои независимые позиции в медицине.

Дискуссия о стоматологическом образовании в российских медицинских кругах продолжалась еще очень долго. После 1917 г. советской властью был взят курс на поглощение зубоврачебного образования системой высшего медицинского образования. Однако от теоретического решения до практического воплощения этой идеи прошло не одно десятилетие. Еще почти 100 лет в СССР и в России существовала двухуровневая подготовка специалистов стоматологического профиля — зубных врачей и врачей-стоматологов.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России. Основные этапы и направления развития (IX—XX век). Казань: Центр инновационных технологий; 2011.

2. Гончар В.В., Ратманов П.Э. Социальная история зубоврачебной помощи на юге российского Дальнего Востока в дореволюционный период. Журнал исследований социальной политики. 2014; 12(1): 61—76.

3. Об образовании, правах и обязанностях медицинского персонала. Зубные врачи. В кн.: Труды высочайше учрежденной между-

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (2)

118_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-2-114-118

History of medicine

ведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. СПб.: Тип. МВД; 1914: 101—4.

4. Аржанов Н.П. Первая доцентура. У московских — собственная гордость. Стоматолог. 2004; (4): 41—6.

5. Аржанов Н.П. Столичный уровень. Стоматолог. 2004; (7): 55— 60.

6. Аржанов Н.П. Стоматология в борьбе за независимость свою, от медицины. Стоматолог. 2003; (10): 40—8.

7. Фрейберг Н.Г. Врачебно-санитарное законодательство в России. Узаконения и распоряжения по гражданской, санитарной и фармацевтическим частям, опубликованные по 1 января 1913 г. СПб.: Практическая медицина; 1913.

8. Липовецкая Л.Л. П.Г. Дауге. М.: Медицина; 1973.

9. Страшун И.Д. Русская общественная медицина в период между двумя революциями 1907— 1917 гг. М.: Медицина; 1964.

10. Труды XI Пироговского съезда, изданные Организационным комитетом съезда / Под ред. П.Н. Булатова. СПб.: Тип. МПС; 1911; т. 1.

11. По вопросу о подготовке, профессиональных правах и обязанностях зубных врачей. В кн.: Труды Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-сани-тарного законодательства. СПб.: Тип. МВД; 1914: 8—11.

12. Дауге П.Г. Социальные основы советской стоматологии. М.: Государственное медицинское издательство; 1933.

Поступила 21.10.2015 Принята в печать 01.12.2015

REFERENCES

1. Pashkov K.A. Dentistry and Dentistry in Russia. Main Stages and Directions of Development (IX—XX century). [Zubovrachevanie i stomatologiya v Rossii. Osnovnye etapy i napravleniya razvitiya (IX—XX vek)]. Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy; 2011. (in Russian)

2. Gonchar V.V., Ratmanov P. Social history of dental care in south of the Russian Far East in pre-revolutionary period. Zhurnal issledo-vaniy sotsial'noy politiki. 2014; 12(1): 61—76. (in Russian)

3. On education, rights and responsibilities of the medical staff. Dentists. In: Proceedings of Imperially Established Interdepartmental Commission on the Revision of the Medical and Health Legislation. [Trudy vysochayshe uchrezhdennoy mezhduvedomstvennoy komissii po peresmotru vrachebno-sanitarnogo zakonodatel'stva]. St. Petersburg: Tip. MVD; 1914: 101—4. (in Russian)

4. Arzhanov N.P. First assistant professor position. Muscovites have their own pride. Stomatolog. 2004; (4): 41—6. (in Russian)

5. Arzhanov N.P. Capital level. Stomatolog. 2004; (7): 55—60. (in Russian)

6. Arzhanov N.P. Dentistry in struggle for independence, from medicine. Stomatolog. 2003; (10): 40—8. (in Russian)

7. Freyberg N.G. Medical and Health Legislation in Russia. Legalization and Regulations on Civil, Sanitary and Pharmaceutical Parts, Published Until January 1, 1913. [Vrachebno-sanitarnoe zakonodatel'stvo v Rossii. Uzakoneniya i rasporyazheniya po grazhdanskoy, sanitarnoy i farmatsevticheskim chastyam, opublikovannye po 1 yanvarya 1913 g.]. St. Petersburg: Prakticheskaya meditsina; 1913. (in Russian)

8. Lipovetskaya L.L. P.G. Dauge. [P.G. Dauge]. Moscow: Meditsina; 1973. (in Russian)

9. Strashun I.D. Russian Public Medicine in the Period Between the Two Revolutions 1907—1917. [Russkaya obshhestvennaya meditsina vperiodmezhdu dvumya revolyutsiyami 1907—1917gg.]. Moscow: Meditsina; 1964. (in Russian)

10. Proceedings of the XI Congress of the Pirogov Issued by the Organizing Committee of the Congress. [Trudy XI Pirogovskogo s"ezda, izdannye Organizatsionnym komitetom s"ezda] / Ed. P.N. Bulatov. St. Petersburg; 1911; Vol. 1. (in Russian)

11. On the issue of training, professional rights and responsibilities of dentists. In: Proceedings of Imperially EstablishedInterdepartmen-tal Commission on the Revision of the Medical and Health Legislation. [Trudy vysochayshe uchrezhdennoy mezhduvedomstvennoy komissii po peresmotru vrachebno-sanitarnogo zakonodatel'stva]. St. Petersburg: Tip. MVD; 1914: 8—11. (in Russian)

12. Dauge P.G. Social Foundations of Soviet Dentistry. [Sotsial'nye os-novy sovetskoy stomatologii]. Moscow: Gosudarstvennoe meditsins-koe izdatel'stvo; 1933. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.