Научная статья на тему 'Общественная деятельность западносибирского учительства в условиях Первой мировой войны'

Общественная деятельность западносибирского учительства в условиях Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподаватели / Западная Сибирь / благотворительность / Первая мировая война / teachers / West Siberia / charity / World War I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исакова Екатерина Геннадьевна

Рассматривается деятельность педагогического корпуса Западной Сибири в годы Первой мировой войны, анализируется вклад учителей в организацию благотворительной деятельности и патриотического воспитания. Раскрываются мотивационные аспекты работы преподавателей в условиях военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ACTIVITY OF WEST SIBERIAN TEACHERS UNDER THE CONDITIONS OF WORLD WAR I

The article considers the activity of West Siberian teaching staff during World War I. The contribution of teachers to the organization of charitable work and to the patriotic education is analyzed. The motivational aspects of teachers’ activity against the background of war time are revealed.

Текст научной работы на тему «Общественная деятельность западносибирского учительства в условиях Первой мировой войны»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 1 (5). С. 42-45.

37.087(571.1)

Е. Г. Исакова

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОСИБИРСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Рассматривается деятельность педагогического корпуса Западной Сибири в годы Первой мировой войны, анализируется вклад учителей в организацию благотворительной деятельности и патриотического воспитания. Раскрываются мотивационные аспекты работы преподавателей в условиях военного времени.

Ключевые слова: преподаватели; Западная Сибирь; благотворительность; Первая мировая война.

E. G. Isakova

PUBLIC ACTIVITY OF WEST SIBERIAN TEACHERS UNDER THE CONDITIONS OF WORLD WAR I

The article considers the activity of West Siberian teaching staff during World War I. The contribution of teachers to the organization of charitable work and to the patriotic education is analyzed. The motivational aspects of teachers' activity against the background of war time are revealed.

Keywords: teachers; West Siberia; charity; World War I.

Мировые войны как величайшие ошибки в истории человечества приковывают внимание как исследователей, так и обывателей. В 2014 г., в год 100-летия начала Первой мировой войны, события и герои, связанные с ней, вызывают особый интерес. Первая мировая война стала тяжелым испытанием для населения Российской империи. Все жители, как центральной части страны, так и ее отдаленных окраин, прочувствовали сложность военного времени. Педагоги Западной Сибири, представляющие отдельную социопрофессиональную группу, не стали исключением, более того, они оказали значительную помощь в тяжелый для страны период.

Одной из привилегий учительства правительственных и пользующихся правами правительственных школ (за исключением военных) являлось освобождение от прохождения действительной службы с зачислением в запас армии на 15, а с 1897 г. на 18 лет. Однако это правило действовало только в мирное время, в условиях войны педагоги под-

лежали мобилизации [9, с. 42-43]. В годы Первой мировой войны штатные преподаватели, за исключением офицеров в запасе, были освобождены от призыва, тогда как внештатные подлежали прохождению службы [6, с. 250]. Так, в 1914 г. из запаса на военную службу был призван внештатный учитель Томской частной мужской гимназии [4, л. 42]. За призванными на службу сохранялись должности, содержание и казенное жилье. Время службы зачитывалось в общий стаж трудовой деятельности.

Несмотря на то, что многие учителя не имели прямого отношения к фронту, не работали в обслуживающих его отраслях, при этом они выполняли важную миссию. Деятельность учительской интеллигенции не ограничивалась рамками профессиональной сферы. Кроме основной работы на педагогах лежали не менее важные дополнительные внепрофессиональные обязанности. Во многом они базировались на нравственной позиции и патриотических чувствах.

© Исакова Е. Г., 2015

42

Общественная деятельность западносибирского учительства в условиях Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны ощутимый вклад педагоги внесли в благотворительность. Несмотря на огромные расходы государства на фронт, помощь частных лиц и общественных организаций составляла важную статью. Наиболее популярными формами пожертвований населения являлись так называемые подписные листы. Стесненные в материальном отношении, педагоги делали добровольные ежемесячные отчисления (в среднем 2-3 %) из заработной платы на военные нужды. Информацией об этом пестрят архивные материалы. В 1915 г. педагогическим персоналом Томской мужской гимназии фронту было перечислено 164 руб. 28 коп. [3, л. 43]. Директор Омского учительского института Ф. Г. Шубин «состоял членом комитета начальников местного отдела Комитета по сбору пожертвований на воздушный флот» [15, с. 69]. Информацией о благотворительной деятельности учителей фонтанирует сибирская пресса [10-14]. Точные размеры пожертвований определить сложно, так как не все моменты оказались отражены. Многое делалось без огласки, без мысли об учете.

Пожертвования производились не только в денежном эквиваленте, помощь осуществлялась в разнообразной форме: продовольствие, вещи, обувь, одеяла, спички, табак, медикаменты. Так, например, собирались средства для приготовления респираторов для армии, в 1914 г. педагогическим советом было постановлено отчислять 2 % из получаемого всеми членами жалованья на содержание оборудованной для раненых воинов кровати [7, с. 91].

В первой Томской мужской гимназии сотрудниками был организован комитет по оказанию помощи на нужды войны. Осенью при его содействии было заготовлено более 600 вещей (теплые жилеты с рукавами, рубашки, теплые портянки и рукавицы) на сумму более 450 руб., собранную путем ежемесячного отчисления из жалованья преподавателей, а также средств, доставленных воспитанниками. Кроме того, были собраны и отправлены на передовые позиции табак, сахар, чай, мыло и кисеты [12, с. 4].

Совместно с учениками учителя организовывали «кружечные сборы» на подарки воинам передовых позиций, устраивали ли-

тературно-музыкальные вечера с целью сбора денег для армии и т. д. 6 декабря 1914 г. в Барнаульской женской прогимназии при поддержке учителей и с участием обучающихся был устроен первый платный благотворительный вечер в пользу раненых и запасных [16, с. 376]. Война накладывала отпечаток на школьные мероприятия, превращая их из водевильчиков в глубокие, проникнутые идеей спектакли. Педагогическим персоналом второй Томской мужской гимназии 14 ноября 1914 г. был устроен вечер, средства с которого пошли на приобретение и оборудование кроватей имени гимназии, установленных в лазарете Красного Креста [11, с. 4].

Пожертвования могли быть единовременными, систематическими, приуроченными к различным знаменательным датам или событиям. Они имели не только экономический эффект, но и свидетельствовали о моральной поддержке и нравственных качествах педагогов. Запросов документального подтверждения оказания помощи фронту с учителей не встречается. Как правило, процесс оказания помощи заканчивался выражением устной или письменной благодарности. Так, на имя попечителя Западно-Сибирского учебного округа поступила благодарность императора за выражение верноподданнических чувств учащимися [11, с. 4].

Педагоги и население не ждали указания «сверху» о помощи русской армии во время войны, а предпринимали ее самостоятельно, без отмашки руководства, что в очередной раз подчеркивает активную гражданскую позицию. Учитель словесности Барнаульской женской гимназии Н. Ф. Шубкин на страницах своего дневника рассказывал, что накануне Пасхи (в страстную субботу) по учебным заведениям разослали директивы с указанием отправить в армию пасхальные подарки. Пока в Министерстве народного просвещения писали бумаги, проверяли, согласовывали, подписывали, а потом рассылали, барнаульцы уже дважды - и к Рождеству, и к Пасхе - отправили подарки специально организованной комиссией, причем в работе над подарками самое деятельное участие принимали учителя и учащиеся. Такая гражданская активность обучающихся являлась следствием воспитания школы [16, с. 403]. С особой заботой население относилось к

43

Е. Г. Исакова

тем войсковым частям, в которых служили их знакомые, родственники и пр.

По мере развития военных действий значительная часть пожертвований перемещалась из фронтовых районов и направлялась на ликвидацию последствий военных действий, а в частности, на организацию сиротских приютов, госпиталей, домов для инвалидов, на обеспечение продуктами питания и элементарными условиями проживания беженцев из фронтовых районов, семей военнослужащих. Педагогический коллектив Курганской женской гимназии помогал, чем мог, семьям участников Первой мировой войны, эвакуированным учебным заведениям. В акушерско-фельдшерской школе педагогическим персоналом было принято решение об отчислении в распоряжение томского губернского комитета 8 % из жалованья в пользу семейств, призванных на войну [13, с. 3]. Во второй Томской мужской гимназии учителя совместно с супругами организовали кружок помощи пострадавшим от военных действий. На средства, которые собирали между собой, они шили теплые вещи и больничное белье [11, с. 4].

Исследователи указывают, что по мере развития войны общая сумма пожертвований российских граждан постепенно снижалась. Это объясняется не только ухудшением материального положения граждан, но и изменением их отношения к войне [1, с. 65]. При этом, добровольные пожертвования педагогов и школ осуществлялись практически до конца военных действий.

Война вносила свои коррективы в организацию учебного процесса. В ряде школ были открыты мастерские по изготовлению кроватей, шитью и вязанию одежды и пр. В Томском учительском институте с 1915 г. уроки по ручному труду были заменены работами по изготовлению учащимися по заказу местного военно-промышленного комитета двуколок для хозяйственных грузов армии и сборкой ручных гранат под руководством учителя Н. И. Молотилова [2, с. 107]. Некоторые педагоги не жалели учебного времени и посвящали свои занятия обсуждению с учащимися устройства благотворительных вечеров на нужды войны. «Жалеть уроков не стоит... все связанные с войной спектакли, сборы и т. п., к которым допущены уча-

щиеся и в которых они (учащиеся) участвуют со всем присущим им жаром, не менее важны для них в воспитательном отношении, чем все книжные педагогики» [16, с. 379].

Образовательные учреждения с начала войны были использованы под призывные участки, пункты размещения мобилизованных запасных частей, вещевые склады, лазареты. С началом войны в тюменском училище по инициативе Колокольниковых был устроен лазарет для раненых воинов. Там педагоги устроили курсы по оказанию первой медицинской помощи. Учителя совместно с врачами и учениками ухаживали за ранеными, помогали им писать письма.

Так как школьные здания были заняты под военные нужды, учебный год начинался позже установленного срока. Н. Ф. Шубкин писал в дневнике от 25 августа 1915 г.: «Давно бы пора уже заниматься, но ныне мы все еще гуляем. помещение гимназии было занято мобилизованными запасными, а теперь после них пришлось производить основательный ремонт. Поэтому занятия отсрочены до 1 сентября» [16, с. 347]. Нередко педагоги и учащиеся были вынуждены терпеть неудобства в связи с перемещением школ на труднодоступные окраины городов.

Однако не стоит полагать, что все действия педагогов предпринимались самостоятельно и являлись исключительно инициативой «снизу». Учителя являлись государственными служащими и действовали в правительственном русле. Участие их в различных мероприятиях военного времени осуществлялось на безвозмездной основе и подчас санкционировалось «сверху». Доступ педагогов к широкой аудитории и возможность влияния на политическую позицию населения обусловили активное привлечение правительством учителей к проводимым мероприятиям. Педагогов использовали с целью агитации и пропаганды патриотических настроений среди населения. Они читали публичные лекции, освещающие историю и взаимоотношения славянских народов, касались тонких вопросов союзнических отношений, в адаптированной для простого населения форме излагали ход войны. 18 марта 1916 г. на заседании педагогического совета Тюменской женской гимназии в соответствии с циркуляром попечителя Западно-

44

Общественная деятельность западносибирского учительства в условиях Первой мировой войны

Сибирского учебного округа было принято решение о привлечении учителей средних и низших образовательных учреждений для информирования учащихся и их родителей о предстоящем двухмиллионном государственном военном займе [8, с. 12].

Спектр деятельности педагогов в военное время был довольно широк. Государственные власти привлекали учителей к переписи беженцев, педагогов иностранных языков использовали в качестве членов военных цензоров немецких и французских писем. Интересным и загадочным остается факт командирования учителя Томской частной гимназии А. П. Малышева в Америку «по военным обстоятельствам», что явно было инициировано властями. Среди архивных материалов было обнаружено прошение Александра Малышева от 27 сентября 1915 г. об освобождении его от учебных занятий на весь учебный год по указанной причине [5, л. 18].

Приведенные факты наглядно демонстрируют широкий охват педагогами различных направлений деятельности в условиях войны. Учителя немало сделали в организации и сплочении населения, помощи фронтовикам и пострадавшим от военных действий, воспитании патриотизма среди подрастающего поколения. С одной стороны, это объяснялось патриотическим настроем и активной гражданской позицией в условиях войны, присущей значительной части педагогов. С другой - это было связано со статусом государственных служащих и контролем властей. Учительство проще и дешевле использовать как канал трансляции государственных интересов и воззрений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борщукова Е. Д. Частная благотворительность в России в условиях Первой мировой войны как элемент в выявлении патриотических на-

строений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 84. - С. 59-65.

2. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. Томский учительский институт: возвращенная история. 1902-1920-е гг. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2002. - 239 с.

3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 101. Оп. 1. Д. 611. Л. 43.

4. Там же. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2033.

5. Там же. Ф. 192. Д. 6.

6. Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ 1870-1916 гг. -М. : Новый хронограф, 2010. - 528 с.

7. Немирова О. Г. и др. Курганская школа в XIX

- начале XX вв. - Курган : Курганский государственный педагогический институт, 1993.

- 137 с.

8. Неупокоев И. В. Внепрофессиональные «обязанности» дореволюционного учительства (на примере Тобольской губернии конца XIX - начала XX вв.) // Омский научный вестник. -2011. - № 1. - С. 10-12.

9. О призыве на действительную службу ратников ополчения 1 разряда в некоторых местностях Империи // Законодательные акты, вызванные войной 1914-1915 гг. : в 2 т. - Т. 1 / под ред. О. И. Авербаха. - Петроград : Типография Петр. Т-ва Печ. и Изд. Дела «Труд», Кавалерградская, 40, 1916. - 729 с.

10. Дневник происшествий // Сибирская жизнь. -1914. - № 228.

11. Томская жизнь // Сибирская жизнь. - 1914. -№ 229.

12. Там же. - № 233.

13. Там же. - № 234.

14. Там же. - № 237.

15. Учительские институты Западной Сибири. 1902-1920 гг. : сб. док. и мат. / сост. : М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина. - Томск : ТГПУ, 2005. - 305 с.

16. Шубкин Н. Ф. Повседневная жизнь старой русской гимназии: из дневника словесника Н. Ф. Шубкина за 1911-1915 гг. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 1998. -665 с.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.