й*
Канатов Алмас Канатович,
главный эксперт-начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, кандидат юридических наук, доцент
Елубай Ерболат МаFжанyлы,
старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (МОНИТОРИНГ НОВОВВЕДЕНИЙ)
В настоящей статье пойдет речь об общественной безопасности через призму новых положений Уголовного кодекса Республики Казахстан. В главе 10 УК законодатель регламентировал составы уголовных правонарушений (статьи 255-295). Большинство из них имеет «апробированную» природу. Нас же интересуют новые (до сегодняшнего дня неизвестные) уголовно-правовые нормы и научно-правовой анализ будет ограничиваться только статьями 279 и 280. Каждая из них имеет свою уголовно-правовую оболочку, а содержательную (суть) часть мы представим по «классической схеме» для более детального исследования признаков состава.
Известно, что общественная безопасность является видом национальной безопасности. В соответствии со ст.4 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-ГУ «О национальной безопасности Республики Казахстан»: Общественная безопасность это состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается целостность общества и его стабильность.
1. Первоначально подвергнем анализу
статью 279 УК РК «Нарушение правил или требований нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Объектом комментируемого уголовного правонарушения общественная безопасность в процессе осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Под архитектурной деятельностью (архитектурой) понимаем деятельность по созданию объектов архитектуры, включающая творческий процесс создания внешнего и внутреннего облика объекта, пространственной, композиционной, объемно-планировочной и функциональной организации, зафиксированной в архитектурной части проектной документации для строительства (реконструкции, реставрации), ведение авторского надзора при реализации проекта.
Градостроительная деятельность (градостроительство) это деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, их территориального транспортного планирования и организации дорожного движения, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов,
включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания градостроительного проекта, координацию всех смежных разделов градостроительной документации.
Строительная деятельность (строительство) это деятельность по созданию основных фондов производственного и непроизводственного назначения путем возведения новых и (или) изменения (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) существующих объектов (зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций), монтажа (демонтажа), связанного с ними технологического и инженерного оборудования, изготовления (производства) строительных материалов, изделий и конструкций, а также осуществления работ по консервации строительства незавершенных объектов и постутилизации объектов, выработавших свой ресурс.
Таким образом, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность заключается в:
1) проведении инженерных изысканий для строительства, использовании в архитектурно-градостроительных и строительных целях картографо-геодезического фонда; 2) составлении обоснований, прогнозов, документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в области архитектуры, градостроительства и строительства; 3) разработке, согласовании, экспертизе и утверждении в установленном порядке градостроительной, архитектурно-строительной и иной проектной (проектно-сметной) документации; 4) строительстве новых, а также расширении, техническом перевооружении, модернизации, реконструкции, реставрации и капитальном ремонте существующих строений, зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций; 5) инженерной подготовке территории, строительстве объектов благоустройства и озеленении; 6) консервации строительства незавершенных объектов; 7) проведении комплекса работ по постутилизации объектов; 8) проведении научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ и использовании их результатов в области архитектуры, градостроительства и строительства; 9) осуществлении градостроительного и архитектурно-строительного контроля и надзора; 10) привлечении и оказании инжиниринговых услуг;
11) установлении требований, обеспечивающих безопасность в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Применительно к указанным трем видам деятельности дополнительным объектом комментируемого преступления может выступать жизнь человека, санитарная и экологическая безопасность.
Объективную сторону уголовного правонарушения образует обязательное наличие трех признаков: а) совершение деяния, то есть нарушение правил или требований нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; б) наступление преступных последствий - смерть человека или иные тяжкие последствия; в) наличие причинной связи между деянием виновного и наступившим в результате этого деяния последствием.
Диспозиция исследуемой статьи является бланкетной, следовательно, для идентификации выше перечисленных незаконных действий (бездействий) требуется обратиться к нормам Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». Этот Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами в процессе осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан, и направлен на формирование полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека, устойчивое развитие населенных пунктов и межселенных территорий.
К наиболее распространённым формам (действий или бездействий) нарушений правил или требований нормативов в сфе-ре архитектурной, градостроительной и строительной деятельности относятся:
1) осуществление лицензируемых ви-дов деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства без лицензии; 2) отклонение от утвержденного функционального назначения территорий, градостроительных регламентов, установленного режима в зонах особого градостроительного регулирования; 3) отклонение от установленного в законодательном порядке выбора и предоставления (разрешения на использование), а также изъятия земельных участков для градостроительных целей, связанных с обеспечением государственных нужд; 4) отклонение от установленного порядка разработки, согласования, экспертизы и
утверждения градостроительной документации, равно как и отклонение от утвержденной в установленном законодательством Республики Казахстан порядке документации либо внесение в нее изменений без разрешения утвердившей инстанции; 5) отклонение от установленного порядка разработки, экспертизы и утверждения проектной (проектно-сметной) документации, равно как и отклонение от утвержденной в установленном законодательством Республики Казахстан порядке документации либо внесение в нее изменений без разрешения утвердившей инстанции; 6) производство строительно-монтажных работ без уведомления органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный контроль и надзор, в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»; 7) осуществление строительства без сопровождения архитектурного строительного контроля и надзора, технического и авторского надзоров в случаях, когда настоящим Законом предусматривается их обязательность; 8) самовольное строительство, равно как и изменение архитектурного облика, перепланировка (переоборудование, перепрофилирование) зданий, отдельных помещений и (или) частей здания; 9) отклонение от установленных красных линий и линий застройки, а также желтых линий в зонах повышенной сейсмической опасности при планировке и застройке населенных пунктов; 10) несоблюдение государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, а также охраны труда, пожаро- и взрывобезопасности, санитарной и экологической безопасности, обеспечения доступа для инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры в процессе строительства и последующей эксплуатации объекта; 11) нарушение установленного законодательством порядка приемки и ввода в эксплуатацию завершенных строительством объектов, а также их содержания в процессе эксплуатации; 12) немотивированный отказ должностных лиц в выдаче либо выдача недостоверной информации о подготовке и принятии решений, связанных с планировкой и застройкой(реконструкцией)населенныхпунктов (частей населенных пунктов), проектируемых объектах, а также о состоянии среды обитания и жизнедеятельности и предполагаемых в ней изменениях, непосредственно затрагивающих
общественные и частные интересы; 13) иные действия, вследствие которых ухудшается состояние среды обитания и жизнедеятельности, ущемляются права и законные интересы граждан, в том числе инвалидов, и общества в целом, наносится ущерб государственным интересам, которые влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан.
Следовательно, вышеотмеченные нарушения затрагивают (наносят вред, урон, влекут последствия) государственные, общественные или частные интересы.
Под государственными интересами понимаем интересы общества в целом в обеспечении условий устойчивого развития регионов, городов, поселков, аулов (сел) и других поселений, территориального транспортного планирования и организации дорожного движения, функционирования систем жизнеобеспечения, транспорта и инженерных коммуникаций, связи и энергетики, охраны окружающей среды, сохранения объектов историко-культурного наследия.
Общественные интересы это интересы населения отдельных регионов, городов, поселков, сел и других поселений в обеспечении благоприятных условий проживания
(пребывания) на этой территории, улучшения экологической обстановки, предотвращения опасных (вредных) воздействий в результате хозяйственной и иной деятельности, развития инфраструктур населенных пунктов и прилегающих к ним территорий, сохранения объектов историко-культурного наследия, природных ценностей.
Частные интересы это интересы физических и юридических лиц в связи с осуществлением архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на принадлежащих им земельных участках.
При квалификации содеянного необходимо точно идентифицировать, какой пункт, параграф, статья соответствующего нормативного правового акта, регулирующего архитектурную, градостроительную и строительную деятельность была нарушена виновным.
Состав преступления материальный. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи, то есть смерти человека или иных тяжких последствий (отмеченных выше).
По части 2 комментируемой статьи дополнительным тяжким последствием выступает
смерть двух или более лиц.
Необходимо установить причинную связь между деянием и последствиями. Для установления объективной причинной связи требуется проведение соответствующих экспертиз (комплексная вневедомственная экспертиза, комплексная градостроительная экспертиза).
Субъект уголовного правонарушения может быть любое физическое вменяемое лицо с 16 летнего возраста. Им могут являться и лица, участвующие в сдаче и приемки в эксплуатацию построенных объектов, включая заказчиков (инвесторов, застройщиков), лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, ответственных исполнителей подряда на изыскательские, проектные, строительно-монтажные работы, изготовителей и поставщиков строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также лица служб оперативного надзора за ходом строительства и монтажа оборудования и другие лица, в рамках действующего законодательства при условии наступления отмеченных выше преступных последствий вследствие допущенных нарушений либо отклонений от обязательных нормативных требований (условий, ограничений).
С субъективной стороны указанные деяния характеризуются неосторожной формой вины в виде самонадеянности и небрежности.
В случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии и иных правил охраны труда, содеянное надлежит квалифицировать по статье 156 УК «Нарушение правил охраны труда», предусматривающей ответственность за совершение умышленного преступления.
2. Отдельный интерес представляет собой статья 280 УК РК «Ненадлежащее выполнение экспертных работ или инжиниринговых услуг».
Настоящая статья является новой в УК РК и представляет собой самостоятельный состав преступления в развитии (предшествующей) статьи 279 УК, так как экспертные работы или инжиниринговые услуги ненадлежащим образом выполняются не в какой-либо абстрактной сфере, а именно в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Объектом уголовного правонарушения общественная безопасность в процессе
осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Применительно к указанным двум видам деятельности дополнительным объектом комментируемого преступления может выступать жизнь человека, экологическая безопасность.
Объективную сторону уголовного правонарушения образует обязательное наличие трех признаков: а) совершение деяния, то есть ненадлежащее выполнение экспертных работ или инжиниринговых услуг; б) наступление преступных последствий - смерть человека или иные тяжкие последствия; в) наличие причинной связи между деянием виновного и наступившим в результате этого деяния последствием.
Диспозиция анализируемой статьи является бланкетной, следовательно, для идентификации выше перечисленных незаконных действий (бездействий) требуется обратиться к нормам Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».
Экспертные работы это работы по экспертизе проектов и проведению технического обследования надежности и устойчивости зданий и сооружений. Под экспертизой проектов понимаем экспертную деятельность, заключающуюся в проведении анализа и оценки качества проектов путем установления соответствия (несоответствия) проектных решений условиям исходных документов (материалов, данных) для проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также соблюдения в проектных решениях и расчетах требований градостроительных и технических регламентов, норм и положений государственных и межгосударственных нормативных документов. В свою очередь экспертиза подразделяется на: а) комплексную вневедомственную экспертизу проектов строительства объектов (включающую отраслевые и ведомственные экспертизы), проводимую по принципу «одного окна» по технико-экономическим обоснованиям и проектно-сметной документации, предназначенным для строительства зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций; б) комплекс-ную градостроительную экспертизу градостроительного планирования территорий, проводимую по градостроительным проектам развития и застройки городских и сельских населенных
пунктов, межселенных территорий, а также производственных комплексов, располагаемых вне населенных пунктов.
Инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности - это комплекс услуг (технический и авторский надзоры), обеспечивающий подготовку и осуществление строительства с целью достижения оптимальных проектных показателей.
Содержание технического надзора образует надзор за строительством на всех стадиях реализации проекта, включая качество, сроки, стоимость, приемку выполненных работ и сдачу объектов в эксплуатацию.
Авторский надзор - это правомочия автора по осуществлению контроля за: а) разработкой проекта строительства (строительной документации), осуществляемого автором (авторами) архитектурного и градостроительного произведения; б) реализацией проекта строительства, осуществляемого его разработчиками, включая автора (авторов) архитектурного или градостроительного произведения.
При квалификации содеянного необходимо точно идентифицировать, какой пункт, параграф, статья соответствующего нормативного правового акта, регулирующего архитектурную, градостроительную и строительную деятельность была нарушена виновным.
В частности, Правилами проведения экспертизы предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство независимо от источников финансирования, а также утвержде-нияпроектов,строящихсязасчетгосударственных инвестиций, утверждаемым соответствующим постановлением Правительства регламентировано, что: «Экспертиза проектов направлена на обеспечение проектными решениями устойчивого функционирования объектов после ввода их в эксплуатацию и включает экспертную оценку на: 1) соответствие проекта заданию на проектирование, иным исходным материалам (данным), техническим условиям и требованиям, а также утвержденным градостроительным (планировочным) решениям и функциональному назначению данного участка (площадки, трассы) строительства; 2) соблюдение обязательных требований по взрывной и пожарной безопасности, охране труда и технике безопасности, инженерных, энерго- и ресурсосберегающих, экологических и санитарных требований, установленных
государственными и межгосударственными нормативами; 3) обоснованность принятых объемно-планировочных и конструктивных решений, применяемых материалов и инженерного оборудования, надежность и прочность строительных конструкций; 4) обоснованность и целесообразность объемов строительства, предусмотренных проектной (проектно-смет-ной) документацией; 5) обоснованность и достоверность показателей, в том числе расчетной или сметной стоимостей строительства».
Соответственно, ненадлежащее выполнение экспертных работ заключается в противоправной даче экспертной оценки (положительного экспертного заключения вразрез вышеотмеченным нормативным требованиям). Сюда, параллельно, так же относится и ненадлежащая организация и ведение технического либо авторского надзора.
Что касается инжиниринговых услуг в рамках исследуемой диспозиции необходимо отметить следующее.
В рамках Правил оказания инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности эксперт, имеющий соответствующий аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности реализует следующие функциональные обязанности: 1) содействие заказчику при определении квалификации участников подрядных торгов и оценке их предложений; 2) участие в процессе подготовки договора подряда между заказчиком и подрядчиком; 3) представление и защита интересов заказчика на объектах строительства в качестве технического представителя заказчика; 4) обеспечение своевременного и правильного оформления технических условий, исполнительных съемок и своевременное представление строительной площадки; 5) обеспечение полного соответствия проектной (проектно-сметной) документации производимых подрядчиком строительно-монтажных и дорожно-строительных работ, технического надзора строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов; 6) обеспечение соблюдения подрядчиком на строительных площадках правил техники безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды; 7) проверка качества применяемых на объектах строительных материалов, конструкций и изделий, организация их лабораторного испытания в соответствии
со стандартами и другими нормативно-техническими документами, действующими в Республике Казахстан, и наличия документов, удостоверяющих качество (технические паспорта, сертификаты, результаты лабораторных испытаний и другие); 8) представление плановой и внеплановой отчетности заказчику о ходе реализации проектов; 9) рассмотрение и представление на утверждение заказчику подготовленных подрядчиком календарных планов работ; 10) оценка соответствия темпов производства работ утвержденному графику, хода комплектации объектов материальными ресурсами и техническими средствами, обеспеченности квалифицированной рабочей силой; 11) ведение учета машин и механизмов, работающих на объектах, оценка их технической пригодности и соответствия перечню, указанному в конкурсной заявке подрядчика; 12) проверка и оценка временных зданий и сооружений, складского хозяйства и средств малой механизации подрядчика на их соответствие условиям и требованиям проекта и договора подряда; 13) проверка претензий подрядчика в отношении продления сроков выполнения работ, компенсации дополнительных или непредвиденных работ, затрат и выдача рекомендаций заказчику; 14) проверка объемов выполненных работ и их стоимости в соответствии с утвержденной сметой и заверение актов приемки выполненных работ при промежуточной оплате или при окончательном расчете с подрядчиком; 15) представление заказчику периодических отчетов о ходе реализации проектов, деятельности подрядчика, качестве работ, об освоении выделенных бюджетных ассигнований и прогнозах на будущее; 16) информирование заказчика о возможных проблемах, которые возникли или могут возникнуть в отношении реализации договора подряда и выдача рекомендаций; 17) представление заказчику предложений, необходимых для завершения работ в срок, подготовка всех необходимых документов по принятым предложениям; 18) представление подрядчику своевременной помощи и выдача необходимых рекомендаций по вопросам, касающимся исполнения договоров подряда, оценке качества материалов и изделий, проведению разбивочных работ и исполнительных съемок; 19) обеспечение подготовки и утверждения технических отчетов и сводок, своевременного документирования хода производства работ; 20) проведение
периодических и окончательных измерений выполненных объемов работ и выдача заключений об их соответствии отчетам подрядчика; 21) обеспечение приемки и сохранности всех гарантийных документов и сертификатов на все материалы, конструкции, оборудование и их передача заказчику по окончанию проектов; 22) проведение осмотров, обследований и, при необходимости, испытаний законченных строительством объектов, предъявление замечаний, обеспечение их полного устранения подрядчиком и в установленном порядке представление рекомендации заказчику о приемке объектов в эксплуатацию; 23) проверка выполнения подрядчиком гарантийных обязательств по устранению выявленных дефектов, удержания штрафов и пени за некачественно или несвоевременно выполненные работы; 24) оказание услуг, оговоренных в договоре с заказчиком, необходимых для успешной реализации проектов и выполнения договоров подряда.
Соответственно, ненадлежащее выполнение инжиниринговых услуг заключается в нарушении экспертом своих функциональных обязанностей.
Состав преступления материальный. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи, то есть смерти человека или иных тяжких последствий. К иным тяжким последствиям относится существенный вред экологии, крупный имущественный ущерб, причинение тяжкого вреда здоровью двум или более лицам.
По части 2 анализируемой статьи дополнительным тяжким последствием выступает смерть двух или более лиц.
Необходимо установить причинную связь между деянием и последствиями. Для установления объективной причинной связи требуется проведение соответствующих экспертиз (комплексная вневедомственная экспертиза, комплексная градостроительная экспертиза).
Субъект уголовного правонарушения специальный, то есть физическое вменяемое лицо, аттестованное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, для осуществления экспертных работ или инжиниринговых услуг.
С субъективной стороны указанные деяния характеризуются двойной формой вины.
Согласно ст.22 УК РК: если в результате совершения умышленного уголовного правонарушения причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случаях, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или если лицо не предвидело, но должно и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое уголовное правонарушение
признается совершенным умышленно.
Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 ст.280 УК согласно ч.4 ст.11 действующего УК РК признаются тяжкими преступлениями.
Вместо вывода. Ряд статей уголовного законодательства, в отношении которых проведен научно-правовой анализ (мониторинг) через «статистический» год уже будет иметь иное наполнение. Вместе с тем, данный анализ имеет опережающий характер с целью недопущения коллизий и пробельности при применении этих уголовно-правовых норм на практике.
Мацалада цылмыстыц цуцыц бузушылъщтыц (КР ЦК279 жэне 280 баптары) жеке мэселелерт саралау царастырылган. Егжей-тегжейлг гылыми mYciHdipMe усынылды.
Ty^h свздер: цылмыстыц-цуцыцтыц норма,сэулет, цалацурылыс жэне цурылыс цыi3Memrndesi epici, сараптамалыц жумыстар, инжинирингiлiк цызмет,археологиялыц жумыстар.
В статье рассмотрены проблемы квалификации отдельных уголовных правонарушений (статьи 279 и 280 УК РК). Предложен детальный научный комментарий.
Ключевые слова: уголовно-правовая норма, нормативы в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, экспертные работы, инжиниринговые услуги, археологические работы.
In the article reviewed the qualification problems of individual criminal offenses (Criminal code of the Republic of Kazakhstan articles 279 and 280). Offering detailed scientific comments.
Keywords: criminal and legal norm regulations in the sphere of architecture, urban planning and construction activity; expert work engineering services archaeological works.
Алмас ^анатулы фанатов,
КР Зацнама институтыныц ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ю жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмшiц бастыгы, з.г.к., доцент Ерболат МаFжанyлы Елубай,
КР Зацнама институтыныц ^ылмыстыщ, ^ылмыстыщ ю жYргiзу, ^ылмыстыщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмiнiц ага гылыми ^ызметкерi
^ылмыстык-к^кык; сипаттаFы к^амдык; каушаздж (жана енгаьшм мониторинг^
Канатов Алмас Канатович,
начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, к.ю.н., доцент Елубай Ерболат МаFжанyлы,
старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК Общественная безопасность в уголовно-правовой оболочке (мониторинг нововведений)
Kanatov Almas Kanatovich,
Head of Department of the criminal, criminal procedure and penal enforcement and forensic of the Institute of Legislation of Republic of Kazakhstan, Candidate of legal sciences, Associate Professor Erbolat Elubay,
Senior research fellow of the department of the criminal, criminal-proceeding, criminal-executive legislation and forensic examination of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan Public Safety in criminal-legal context (monitoring innovation)