Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ И ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ УЕЗДЕ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1907-1914 ГГ.'

ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ И ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ УЕЗДЕ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1907-1914 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / ИСТОРИЯ УРАЛА / ТРЕЗВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ / ЦЕРКОВЬ / КРЕСТЬЯНСТВО / РАБОЧИЕ / HISTORY OF RUSSIA / HISTORY OF URAL / TEMPERANCE MOVEMENT / TEMPERANCE SOCIETIES / CHURCH / PEASANTRY / WORKERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьев Александр Лукьянович

Исследуются сведения об обществах трезвости Екатеринбургского уезда. На 1 января 1911 г. автор выявил 17 обществ (1 682 члена), в том числе 16 церковно-приходских. Среди членов общества преобладали крестьяне и рабочие. Весной 1914 г. было уже около 40 обществ (более 5 тыс. членов). Основные виды их деятельности - беседы, принятие обетов трезвости, реже - взаимопомощь, приговоры о запрете шинкарства, закрытии винных и пивных лавок. В итоге происходило сокращение уличного пьянства, улучшение нравов, укрепление общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPERANCE SOCIETIES IN YEKATERINBURG AND YEKATERINBURG UYEZD OF PERM GOVERNORATE IN 1907-1914

The aim of the article is to show the importance of temperance societies in Yekaterinburg Uyezd of Perm Governorate, a geopo-litically significant region of Russia, during the peaceful period between the end of the revolution of 1905-1907 and the beginning of the First World War. The objectives of the study are to identify the significant characteristics of the temperance societies: (1) the time when they appeared; (2) their number, size, social composition, and ideological orientation; (3) their activities; (4) their significance. The author used a combination of authentic and representative sources: the notes of Yekaterinburg Ecclesiastical Consistory secretary to the Clerical Office of the Holy Synod Chief Procurator of 10 February 1911, about church temperance societies of the eparchy with the charters of nine of them; the biweekly journal Ekaterinburgskie Eparkhial'nye Vedomosti [Yekaterinburg Eparchy Journal]; the materials and reports of all-Russian temperance congresses and unions; reference books. The methodology of the study included the compilation of a list of temperance societies on the basis of a dedicated questionnaire, the analysis and synthesis of the resulting data. The temperance movement was young; as of 01 January 1911, the average age of the society was two and a half years, which means they appeared somewhere in mid-1907. By 01 January 1911, 17 societies (1682 members), or 3.6 societies per 100,000 people, were identified. Sixteen of them were Orthodox parochial, and one, in Yekaterinburg, was non-religious (secular). Out of ten known leaders of societies, six (60%) were priests, two (20%) peasants, one was a worker (10%), and one was a teacher (10%). As for the members of 16 church societies, nine rural societies (56.2%) had mostly peasants, six factory settlements (37.5%) had workers, one (6.25%), in Konevsky village, had mostly peasants and alluvial miners. Thus, most members of the societies were workers and peasants. The main activities of the societies in 1907-1910 were: anti-alcoholic talks, sermons, and the acceptance of temperance vows. In 1911-1914, some societies started to implement mutual help and charity activities, hold public events: sacred processions, temperance festivals, sober weddings; they inspired public censures against bootlegging (illegal wine sale), state-owned wine shops, and private beerhouses. During this period, the number of temperance societies and their membership grew, their influence increased. In the spring of 1914, there were as many as 40 societies with more than 5,000 members. Apart from external reasons, this was facilitated by the support of Mitrophan, the active governing Archbishop of Yekaterinburg and Verkhoturye (1910-1914). Thus, temperance societies in Yekaterinburg Uyezd, as well as in the whole Russia, had a protective and reforming character. They counteracted alcoholic and other (acts of violence, etc.) destruction of the community. As a result, the territories in which these societies were spread and active experienced the gradual physical and spiritual recovery of the community on the local and regional levels.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ И ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ УЕЗДЕ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1907-1914 ГГ.»

Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458. С. 124-129. Б01: 10.17223/15617793/458/15

ИСТОРИЯ

УДК 94: 329.71(470.5)"1907/1914"

А.Л. Афанасьев

ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ И ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ УЕЗДЕ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1907-1914 гг.

Исследуются сведения об обществах трезвости Екатеринбургского уезда. На 1 января 1911 г. автор выявил 17 обществ (1 682 члена), в том числе 16 церковно-приходских. Среди членов общества преобладали крестьяне и рабочие. Весной 1914 г. было уже около 40 обществ (более 5 тыс. членов). Основные виды их деятельности - беседы, принятие обетов трезвости, реже - взаимопомощь, приговоры о запрете шинкарства, закрытии винных и пивных лавок. В итоге происходило сокращение уличного пьянства, улучшение нравов, укрепление общин.

Ключевые слова: история России; история Урала; трезвенное движение; общества трезвости; церковь; крестьянство; рабочие.

Цель предлагаемой статьи - показать значение обществ трезвости в геополитически важном регионе России - Екатеринбургском уезде Пермской губернии в период их наибольшей активности между окончанием революции 1905-1907 гг. и началом Первой мировой войны. Задачи: выявить наиболее важные сведения о них, показать их влияние на общество. Сведения об обществах трезвости уезда приводились в справочной [1], научно-популярной [2-3], научной литературе [4. С. 147-149; 5-6], однако еще не создана обобщающая научная картина явления. Автором использована совокупность достоверных и репрезентативных источников: рапорт и записка секретаря Екатеринбургской духовной консистории П. Сребрянского в Канцелярию обер-прокурора Святейшего синода от 10 февраля 1911 г. о церковных обществах трезвости епархии с приложением уставов девяти из них [7. Л. 187-232];

С начала 1911 до весны 1914 г. число и влияние трезвенных объединений значительно выросло: на март-апрель 1914 г. их было уже около 40 с более чем пятью тысячами человек (подсчитано по приводимому ниже списку). Успеху движения помимо объективных причин способствовало и то, что в 19101914 гг. его поддерживал новоназначенный молодой и

двухнедельный журнал «Екатеринбургские епархиальные ведомости» [8-9]; материалы всероссийских трезвенных съездов и союзов [10-14]; справочные издания [15, 16].

Методика исследования. По специальной анкете (см.: [4. С. 53-59]) автором составлен список обществ трезвости уезда в 1894-1914 гг., проведен статистический анализ и обобщение полученных данных на 1 января 1911 г. В результате получены выводы, приводимые ниже. Движение было молодым. На 1 января 1911 г. средний возраст обществ составлял 2 года и 6 месяцев, т.е. они возникли в основном в середине 1907 г. Общества трезвости играли заметную роль в Екатеринбургском уезде Пермской губернии. В уезде с населением 520,5 тыс. жителей насчитывалось 17 трезвенных объединений с 1 682 членами или 3,6 общества на 100 тыс. жителей (см. таблицу).

энергичный епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан (Афонский, 1861-1918).

Большинство из тех обществ, о которых имеются сведения на 1 января 1911, - 16 из 17-ти (94,1%) -были церковными, т. е. действовали при церковных приходах. Из 10 известных руководителей шестеро (60%) были священниками, двое (20%) - крестьянами,

Таблица

Общества трезвости Екатеринбургского уезда Пермской губернии на 1 января 1911 г.

Показатель Виды обществ Итого

В городских поселениях В сельских поселениях

Городские гражданские Городские церковные Заводские церковные Сельские гражданские Сельские церковные

Число обществ 1 1 5 10 17

Число членов в обществах (человек) 37 43 292 1310 1682

В среднем членов в одном обществе 37 43 58,4 131 98,4

Примечания. 1. Численность Екатеринбургского гражданского общества трезвости дана на 1908 г. 2. Высокая средняя численность сельских обществ объясняется тем, что в крупнейшее из них в селе Армильском (см. ниже список, № 7), как и во многие другие объединения, записывались также участники из иных населенных пунктов. 3. Отделения обществ, расположенные в иных населенных пунктах, чем само общество, учтены как отдельные общества.

Источники: [1. С. 179, 188, 190, 203, 218; 2; 7. Л. 187, 190-206; 8. 1910. № 41. С. 921-922; 10. Т. 1. С. 30. Т. 2. С. 922-924].

один - рабочим (10%) и один - учителем (10%). Указания на социальный состав членов в источниках редки, но имеются сравнительно полные косвенные данные. Это социальная принадлежность прихожан тех приходов, где действовало 16 церковных обществ (см.: [15]). Мы полагаем, что состав обществ примерно совпадал с социальным составом прихожан. Из 16 церковных обществ в девяти сельских (56,2%) преобладали крестьяне, в шести в заводских поселках (37,5%) - рабочие, в одном (6,25%), в селе Конев-ском, - крестьяне и рабочие золотых приисков. Таким образом, по составу общества были преимущественно «крестьянско-рабочими».

Основные виды деятельности объединений на 1 января 1911 г. Десять из 17 обществ (58,8%) принимали обеты трезвости, т.е. торжественные обещания в храмах не пить ничего опьяняющего на избранный срок, от месяца до года или двух лет, редко - пожизненно. Большая часть принявших обеты их соблюдала (см., например: [8. 1912. № 46. С. 1104]). В десяти обществах (58,8%) проводились проповеди и беседы о вреде пьянства и пользе трезвости. Три объединения имели библиотеки духовной и трезвенной литературы, два - выписывали подобную литературу для распространения. Позднее, в 1911-1914 гг., работа стала более разнообразной: появляются сведения о том, что некоторые общества занимаются также взаимопомощью и благотворительностью; проводят публичные мероприятия: крестные ходы в населенных пунктах,

«праздники трезвости», трезвые свадьбы; по их почину принимались общественные приговоры против шинкарства и о закрытии казенных винных и частных пивных лавок.

В итоге охранительно-реформистская деятельность обществ трезвости в уезде, как и по всей России, приносила добрые плоды: немало людей становились на путь трезвой жизни, восстанавливали свое хозяйство, начинали регулярно посещать храмы; в семьях появлялись покой и достаток; в поселениях крепли церковные общины, сокращались бесчинства (см. список: № 25, 30, 41 и др.). Все это оздоравлива-ло, укрепляло общество на местном и региональном уровне, увеличивало возможности его развития по мирному пути.

Ниже в списке приведены сведения об обществах трезвости уезда. В начале указаны общества в г. Екатеринбурге, затем - остальные по алфавиту названий населенных пунктов. Общества, относительно которых есть достоверные сведения, что они существовали одновременно (на январь 1911 г.), указаны без знака * (звёздочка). Дополнительные сведения об обществах, прекративших существование к январю 1911 г. или же возникших позднее этой даты, помечены знаком *. Время закрытия большинства объединений неизвестно. Большинство из них действовали до середины 1914 г. С началом Первой мировой войны часть обществ прекратила существование. Оставшиеся были закрыты в ходе революции начиная с марта 1917 г.

Список обществ трезвости Екатеринбургского уезда 1892-1914 гг.

1. Екатеринбург, город, центр уезда и епархии. Жителей 69 000 (в 1913 г.). Екатеринбургское общество трезвости. Гражданское (светское). Открыто в 1907 г. Членов в первый год - 56, в 1908 г. - 37. Издание литературы, библиотека, антиалкогольные и литературные чтения. Концерты, спектакли, народные развлечения. Товарищ председателя Александр Иванович Хрущов был членом (делегатом) Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством (декабрь 1909 - январь 1910) [1. С. 190; 11. Т. 1. С. 30. Т. 2. С. 922-924].

2. *Екатеринбург. Общество трезвости при Александро-Невской церкви. Открыто 8 января 1914 г. [9. 1914. № 9. С. 85-86].

3. *Екатеринбург. Общество трезвости во имя Иоанна Предтечи при Вознесенской церкви. Прихожан 3 586. Основано 18 сентября 1911 г. Руководитель и председатель священник Василий Львович Топорков - член Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, Москва, 4-12 августа 1912 г. (далее -ВСПДБА). В списке членов съезда все участники из Екатеринбургской епархии записаны с пометкой «Пермь», что означало «из Пермской губернии» (см.: [11. Т. 1. С. 11-12]). Членов вначале - 14, через год - 107; в основном рабочие фабрики Ятес, железнодорожных мастерских, гранильной фабрики. Обеты. Чтения в Вознесенском начальном училище с туманными картинами, беспроцентные ссуды нуждающимся, церковный хор общества. Имелся устав [2; 3. С. 44-45; 8. 1912. № 2. С. 30-37. № 44. С. 1056-1062. 1913. № 17. С. 456-461].

4. *Екатеринбург. Крестовое общество трезвости при Крестовой церкви Архиерейского дома. Образовано 10 марта 1914 г. При открытии записалось 50 человек. Руководитель священник Михаил Суворов [8. 1914. № 13. С. 275. № 14. С. 290-292].

5. *Екатеринбург. Симеоновское общество трезвости при Симеоновской церкви-школе. Основано 11 февраля 1911 г. Председатель - настоятель священник Александр Иванович Лукин. Членов вначале - 40; к 1 марта 1912 г. - 323 человека (280 мужчин, 43 женщины); к 1 марта 1913 г. - 1 138 человек. До октября 1911 г. - обеты; устав; членские взносы. С октября 1911 г. - так же чтения, собрания, совместное церковное пение; хор 40 человек; библиотека; крестные ходы [2; 6. С. 112; 8. 1912. № 37. С. 879-882. 1913. № 22. С. 565-569].

6. Верх-Исетский завод, заводской поселок (часть Екатеринбурга). Прихожан 10 199; рабочие. Верх-Исетское Александро-Невское общество трезвости. Церковное. Открыто 17 октября 1910 г. Председатель комитета (рабочий?) Алексей Афанасьевич Мамаев, руководители священники Викторин Полухин, Иоанн Антонинов (последний - член ВСПДБА) (см.: [15. С. 12]). Членов к январю 1911 г. - 43, в июле 1911 г. - более 350, к концу 1911 г. -более 600; в октябре 1912 г. - 1 559 (1 352 мужчин и 207 женщин); в октябре 1913 г. - 4 274, в том числе из других населенных пунктов и уездов; к 1 апреля 1914 г. - более 5 000. В 1910 г. - беседы с «волшебным фонарем» (проектором), обеты трезвости. В 1911-1914 гг. так же: выписка трезвенных и религиозно--нравственных журналов и

брошюр, крестные ходы, чайная, библиотека. Устав. 26 января 1914 г. на сходе населения завода решено было закрыть все винные и пивные лавки [2; 3. С. 38-40; 5; 7. Л. 187, 192; 8. 1910. № 41. С. 921-922. 1911. № 31. С. 677686. 1912. № 46. С. 1103-1114. 1914. № 6. С. 111-121. № 15. С. 309; 17. С. 70].

7. Арамильское, село. Прихожан 7 251; крестьяне, главным образом земледельцы; подсобный промысел - работа на золотых приисках и ближайших фабриках. Арамильское общество трезвости. Церковное. Открыто

14 марта 1906 г. Председатель священник Николай Михайлович Попов (член ВСПДБА) (см.: [11. С. 12]). Членов общества в первый год - 118, к январю 1911 г. - 582, к 15 июля 1912 г. - 648. Чтения с концертами, раздача трезвенных листков, крестные ходы; библиотека, собственный дом. Имело отделения (см. список: № 10, 16, 30) [2; 5. С. 61-62; 7. Л. 190-192; 8. 1911. № 23. С. 521. № 48. С. 1099-1105. № 50. С. 1153. 1912. № 51. С. 1237-1239].

8. Багаряк (Багарякское), село. Прихожан 5 097, в основном крестьяне-земледельцы. Багарякское общество трезвости. Церковное. Открыто 29 октября 1906 г. Без устава. Председатель священник Порфирий Иванович Архангельский. Членов в первый год 47, к январю 1911 г. - 18. Беседы. Обеты [1. С. 179; 7. Л. 187, 193-194]. Провело в селе праздник трезвости в рамках Всероссийского праздника трезвости 28-29 апреля 1913 г. [12. С. 14].

9. *Березовский завод, фабричное село. Прихожан 11 109, в основном рабочие золотых приисков, а также ремесленники. Березовское общество трезвости. Церковное. Образовано в 1911 г. Членов в 1911 г. - 14, к

15 июля 1912 г. - 35. Чтения, раздача литературы [2; 8. 1911. № 50. С. 1154. 1912. № 51. С. 1238].

10. *Бобровское, село. Бобровское отделение Арамильского общества трезвости (см. список: № 7). Открыто в 1911-1912 гг. Чтения, раздача листков, крестные ходы. К 15 июля 1912 г. 70 членов [8. 1912. № 51. С. 1237-1238].

11. Боевское, село. Прихожан 3 561; в основном хлебопашцы; подсобное занятие - работа на рудниках, доставка руды на заводы. Боевское общество трезвости. Церковное. Открыто 19 сентября 1910 г. Без устава. Членов 17. Беседы. Обеты [7. Л. 187, 193-194].

12. *Булзинское (Булзей), село. Прихожан 3 457; крестьяне-хлебопашцы. Общество трезвости. Церковное. Открыто 19 января 1914 г. Членов при открытии - 23. Руководитель священник Сергий Надпорожский. Беседы, обеты, чтения, раздача брошюр [2; 8. 1914. № 8. С. 164-165].

13. *Верхне-Тагильский завод, заводской поселок. Общество трезвости. Церковное. Открыто в конце ноября - начале декабря 1912 г. Руководитель священник Шатунов [8. 1912. № 50. С. 1217].

14. *Владимирская (Балтым), деревня. Прихожан более 210 (приход Вознесенской церкви Екатеринбурга, см. список: № 3); в основном работа на золотых приисках, рубка дров, ремесло. Димитриевское общество трезвости. Церковное. Открыто 19 февраля 1911 г. Председатель совета общества священник В.Л. Топорков. Проповеди, чтения, крестные ходы, чаепития. Хор трезвенников. Имело отделение (см. список: № 28) [2; 3. С. 43; 8. 1911. № 28. С. 626-629. 1913. № 17. С. 456-460]. «За два года... половина взрослого населения стало трезвенниками» [8. 1913. № 17. С. 460].

15. *Глинское, село. Прихожан 4 562; крестьяне-хлебопашцы; промыслы. Общество трезвости. Церковное. Открыто 2 февраля 1911 г. Членов при открытии 30, в начале 1912 г. - 70. Проповеди, обеты. В течение первого года около десяти бывших пьяниц придерживались трезвости. Праздники стали проходить заметно спокойнее [2; 4. 1912. № 8. С. 189-191].

16. Гилёва, деревня. Прихожан 551; крестьяне (?). Гилёвское отделение Арамильского церковного общества трезвости (см. список: № 7). Открыто в 1908 г. Председатель крестьянин Николай Андреевич Гилёв. Членов в первый год и к январю 1911 г. - 60 [13. Л. 187, 192].

17. *Горнощитское, село. Прихожан 2 870. В 1913 г. при Горнощитском одноклассном народном училище (68 учащихся) организован Кружок христианской трезвой молодежи Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников [12. С. 18].

18. Губернское, село. Прихожан 9 436; крестьяне-земледельцы; некоторые работали на прииске. Общество трезвости. Церковное. Открыто 13 октября 1908 г. Членов в первый год - 20, к январю 1911 г. - 50, в феврале 1913 г. - 50-80. Руководитель священник Михаил Иванович Христолюбов. Беседы, проповеди, чтения. В начале марта 1913 г. из старших учеников местной школы (11-12 лет) создан «Союз малолетних трезвенников», до 200 членов [1. С. 188; 7. Л. 187; 8. 1913. № 11. С. 294-296]. Провело в селе праздник трезвости в рамках Всероссийского праздника трезвости 28-29 апреля 1913 г. [12. С. 14].

19. *Каслинский завод, заводской поселок. Комитет общества трезвости при Казанско-Богородицкой церкви Каслинского женского монастыря. Образован не позднее сентября 1912 г. [8. 1912. № 37. С. 901. № 48. С. 1157. 1913. № 37. С. 869-870].

20. *Каслинский завод, заводской поселок. Михаило-Архангельское общество трезвости при Вознесенской церкви. Открыто 2 сентября 1912 г. Руководитель священник Пётр Ларионов. Обеты трезвости к 7 августа 1912 г. дали 39, к 2 сентября 1913 г. - 230 человек [8. 1912. № 37. С. 901. № 48. С. 1157. 1913. № 37. С. 869870]. Устроило праздник трезвости весной 1914 г. в рамках Всероссийского праздника трезвости [13. С. 25].

21. *Клеопина (Клеопова), деревня. Прихожан около 600 (Воскресенского прихода). Кружок трезвости. Церковный. Образован в начале 1912 г., до 6 марта. Руководитель священник Александр Топорков. 11 членов. Чтения, выписка трезвенной литературы в церковную библиотеку [2; 8. 1912. № 18. С. 412-417].

22. Коневское, село. Прихожан 2 789; земледельцы и рабочие золотых приисков. Коневское общество трезвости при Георгиевской церкви (3-е благочиние). Открыто 7 января 1904 г. Без устава. Руководитель учитель Владимир Степанович Кокшарский. Членов в первый год - 136, к январю 1911 г. - 100. Библиотека [7. Л. 187].

23. *Косулинское, село фабричное. Прихожан 1 102. Извоз, работа на золотых приисках, торфяниках, железной дороге, в куренях от заводов. Общество трезвости. Церковное. Открыто в 1911 г., 6 членов. К 15 июля 1912 г. 18 членов [8. 1911. № 50. С. 1154. 1912. № 51. С. 1138].

24. Кунгурское, село фабричное. Прихожан 783; рабочие золотых приисков. Кунгурское общество трезвости. Церковное. Без устава. Открыто 22 ноября 1906 г. Членов в первый год - 10, к январю 1911 г. - семь. Беседы. Обеты [7. Л. 187, 193-194].

25. Ленёвское, село. Прихожан 4 283; крестьяне-хлебопашцы. Ленёвское общество трезвости. Церковное. Открыто 11 января 1910 г. Руководитель священник Иван Михайлович Рыболовлев (член ВСПДБА) (см.: [11. С. 12]). Членов в первый год - 118, к 26 июля 1912 г. - 300. В 1911-1914 гг. - беседы, обеты, библиотека, благотворительность. Отрезвление бывших пьяниц, повышение зажиточности их семей. В 1911 г. в трех селениях прихода составлены исполненные приговоры о трезвом проведении храмовых праздников; в селе проведено две трезвые свадьбы [2; 3. С. 40; 7. Л. 187, 193; 8. 1911. № 45. С. 1021. 1912. № 8. С. 189-190. № 39. С. 934-936].

26. Мало-Брусянское, село. Прихожан 1 433; крестьяне-земледельцы (?). Мало-Брусянское общество трезвости. Церковное. Без устава. Открыто 27 апреля 1910 г. Председатель крестьянин деревни Гусевой Михаил Дмитриевич Плотников. К январю 1911 г. - 47 членов. Выписка книг, листков, картин против пьянства [7. Л. 187].

27. *Маминское, село. Прихожан 3 198, в основном крестьяне-хлебопашцы. Земская школа, 126 учеников; школа грамоты, 45 учеников. В 1914-1915 гг. открыт «Кружок христианской трезвой молодёжи» Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников [11. С. 46].

28. *Медный Прииск (Медный Рудник), приисковый поселок. Прихожан 868; рабочие прииска (?). Отделение Димитриевского общества трезвости деревни Владимирской (см. список: № 14). Открыто 19 февраля 1913 г. 60 членов [2; 8. 1913. № 17. С. 456-458].

29. *Мостовской Прииск, приисковый поселок. Прихожан 1 024, рабочие. «Кружок ревнителей поддержания религии и поднятия нравственности среди местного юношества», одна из его задач - прекращение пьянства, утверждение трезвости. Образован 6 ноября 1913 г. Руководитель священник Иоанн Минин. Члены - юноши и девушки [8. 1913. № 51. С. 1245-1250].

30. Нижне-Исетский завод, заводской поселок. Прихожан 3 530; в основном рабочие завода; а также рабочие на фабриках, торфяниках; углежоги, слесари-кустари. Нижне-Исетское отделение Арамильского церковного общества трезвости (см. список: № 7). Открыто 1 марта 1909 г. Руководители священники Михаил Алексеевич Богородицкий, Василий Яковлевич Сабуров. Членов: к январю 1911 г. - 146 (в том числе пять женщин), из них до половины из Берёзовского, Верх-Исетского заводов, села Уктус; в июле 1911 г. - 332, к 15 июля 1912 г. -500, в 1914 г. - 400 членов. Обеты. Устав. С 1911 г. - проповеди, беседы, крестные ходы, чтения с концертами, раздача трезвенных листков. 17 июля 1911 г. общество сыграло трезвую свадьбу своего члена, бывшего алкоголика, многодетного вдовца М.С. Ларионова. 25 июля 1912 г. сыграли 2-ю трезвую свадьбу, Н.И. Поленова [1. С. 203; 2; 7. Л. 187, 192; 8. 1911. № 48. С. 1099-1105. № 50. С. 1154-1157. 1912. № 51. С. 1237-1240].

31. *Нижне-Исетский завод, заводской поселок. Нижне-Исетское общество трезвости (Комитет общества трезвости при Народном доме), образовано в начале XX в., ранее апреля 1913 г. Светское. 28 июня 1913 г. преобразовано в Нижне-Исетский отдел Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников. Общество весной 1913 г. и отдел весной 1914 г. провели праздники трезвости в рамках всероссийских праздников трезвости [12. С. 14, 21; 13. С. 21, 45].

32. *Ново-Алексеевское, фабричное село. Прихожан 681; заготовители дров; углежоги, старатели. Общество трезвости. Церковное. Открыто 2 января 1911 г. При открытии дали обет 40 человек; к августу 1911 г. 57 членов. Руководитель священник Григорий Иванович Лобанов, председатель начальник железнодорожной станции Хрустальной К.Д. Ощепков. Крестные ходы. Устав [3. С. 41-42; 8. 1911. № 11. С. 283-284].

33. Полдневское, фабричное село (на реке Полдневой). Прихожан 3 058, углежоги и приисковые старатели. Полдневское общество трезвости. Церковное. Без устава. Открыто 11 июля 1909 г. Членов в первый год - 130, к январю 1911 г. - 10. Беседы. Обеты [7. Л. 187, 193-194].

34. Полевский завод, заводской поселок. Прихожан 7 867; рабочие на заводе и рудниках, золотых приисках. Общество трезвости. Церковное. Без устава. Открыто 15 мая 1906 г. Членов в первый год - 85, к январю 1911 г. - 37. Беседы. Обеты [7. Л. 187, 193-194]. Вероятно, в 1911 г. прекратило существование. Вновь открылось как «Иверское общество трезвости при Вознесенской церкви» 2 февраля 1912 г. Руководитель священник Григорий Лобанов. К маю 1912 г. - 160 членов. Устав, обеты, чтения, беседы, литературные вечера, библиотека. 29 июня 1912 г. член общества Пётр Коростелёв сыграл трезвую свадьбу [2; 8. 1912. № 7. С. 173-174. № 22. С. 520-522. № 50. С. 1215-1217].

35. *Пышминский завод (Пышма), заводской поселок. Прихожан 2 280, в основном рабочие. Пышминское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1911 г., 2 члена. К 15 июля 1912 г. - 18 членов [2; 8. 1911. № 50. С. 1154. 1912. № 51. С. 1238].

36. *Северский завод, заводской поселок. Прихожан 3 970; рабочие Северского завода и горнорабочие. Общество трезвости. Церковное. Открыто в 1911 г. [8. 1911. № 52. С. 1196-1197].

37. Седельниковское, село. Прихожан 1 603; крестьяне-земледельцы. Седельниковское общество трезвости. Церковное. Открыто 19 сентября 1906 г. Без устава. Членов в первый год - 12, к январю 1911 г. - шесть. Беседы. Обеты [7. Л. 187, 193-194].

38. Сысертский завод, заводской поселок. Прихожан 5 203; рабочие на заводах, рудниках, торфяниках. Общество трезвости. Церковное. Правила утверждены 21 мая 1905 г. Руководитель священник Евгений Львов. Членов в первый год - 226, к январю 1911 г. - 92. Беседы. Обеты [1. С. 218; 7. Л. 187, 193-194; 9. 1905. № 13. С. 298-302].

39. *Уктус (Уктусское), село фабричное. Прихожан 3 039; фабричные рабочие; огородничество, промыслы. Общество трезвости. Церковное. Образовано в 1911 г., 78 членов; к 15 июля 1912 г. - 177 членов. Чтения, раздача литературы [2; 8. 1911. № 50. С. 1154. 1912. № 51. С. 1238].

40. *Чердынцевское, село. Прихожан 2 689. Земледельцы; зимой - перевозка железа с заводов. Общество трезвости. Церковное. Открыто в 1911 г. Чтения, раздача литературы. К 15 июля 1912 г. 5 членов [8. 1911. № 50. С. 1154. 1912. № 51. С. 1238].

41. *Шайтанское, село. Прихожан 1 835, хлебопашцы. Шайтанское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1911 г. В течение года в приходе «прекратилось пьянство причта, интеллигенции, волостного начальства» [8. 1912. № 8. С. 189, 191].

42. *Шуралинский завод, заводской поселок. Прихожан 4 530, рабочие. Шуралинское общество трезвости. [Церковное?]. Открыто 30 сентября 1892 г. [1. С. 226]. Пользовалось материальной поддержкой Иоанна Кронштадтского. Имело свое здание, библиотеку, чайную. В начале XX в. прекратило существование. Возобновило деятельность как церковное в начале 1911 г. [2; 8. 1910. № 47. С. 1074-1075. 1912. № 8. С. 189].

43. Щелкунское, село. Прихожан 4 595; в основном крестьяне-земледельцы. Щелкунское общество трезвости. Церковное. Без устава. Открыто 31 августа 1905 г. Членов в первый год - 98, к январю 1911 г. - 312, к 7 августа 1912 г. - 219. Беседы. Обеты. Выписка в церковную библиотеку журнала «Трезвые всходы» [7. Л. 187, 193-194; 8. 1912. № 47. С. 1130]

ЛИТЕРАТУРА

1. Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб. : Изд. Александро-Невского общества трезвости, 1911. 227 с.

2. Кудряшова И. Как создавались общества трезвости: из истории обществ трезвости в Екатеринбургской епархии // Просветительский

центр. Екатеринбург [2005]. URL: https://prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=2&id_page=33&id_article=63 (дата обращения: 28.11.2019).

3. Бачинин И.В. Как организовать общество трезвости на приходе : практические рекомендации. 2-е изд. М. : Лепта-Книга, 2011. 208 с.

4. Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 гг. Томск : Томск. гос. ун-т систем управления и

радиоэлектроники, 2007. 196 с.

5. Нечаев М.Г. Церковь в борьбе с пьянством на Урале (конец XIX - начало XX вв.) // Уральский исторический вестник. 2008. № 4 (21).

С. 59-64.

6. Власова А.В. Деятельность уральских епархий и приходов Русской православной церкви по противодействию злоупотреблению алкоголем в

дореволюционный период // Вестник Челябинского государственного университета. История. Вып. 37. 2009. № 38 (16). С. 110-113.

7. Российский государственный исторический архив. СПб. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. II отдел. 3 стол.

Д. 141. Ч. 2. 1014 л.

8. Екатеринбургские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. Екатеринбург. 1905-1917.

9. Екатеринбургские епархиальные ведомости. Отдел официальный. Екатеринбург. 1905-1917.

10. Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. СПб. : Тип. П.П. Сойкина, 1910. Т. 1. 361 с.; т. 2. 1600 с.

11. Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшийся в Москве 6-12 августа 1912 г. Петроград : Тип. Александро-Невского об-ва трезвости, 1914—1916. Т. 1-3. 619 с.

12. Отчет о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1913 год. СПб., 1914. 75 с.

13. Отчет о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 год. Петроград, 1915. 69 с.

14. Отчет о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1916 год. Петроград, 1917. 109 с.

15. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. 647 с.

16. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год. Екатеринбург : Тип. А.М. Жукова, 1909. 299 с.

17. Челышов М.Д. Пощадите Россию! Правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством. Самара : Изд. М.Д. Челышова, 1911. 232 с.

Статья представлена научной редакцией «История» 3 декабря 2019 г.

Temperance Societies in Yekaterinburg and Yekaterinburg Uyezd of Perm Governorate in 1907-1914

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2020, 458, 124-129. DOI: 10.17223/15617793/458/15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alexandr L. Afanasev, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (Tomsk, Russian Federation). E-mail: afal_2007@mail.ru

Keywords: history of Russia; history of Ural; temperance movement; temperance societies; church; peasantry; workers.

The aim of the article is to show the importance of temperance societies in Yekaterinburg Uyezd of Perm Governorate, a geopo-litically significant region of Russia, during the peaceful period between the end of the revolution of 1905-1907 and the beginning of the First World War. The objectives of the study are to identify the significant characteristics of the temperance societies: (1) the time when they appeared; (2) their number, size, social composition, and ideological orientation; (3) their activities; (4) their significance. The author used a combination of authentic and representative sources: the notes of Yekaterinburg Ecclesiastical Consistory secretary to the Clerical Office of the Holy Synod Chief Procurator of 10 February 1911, about church temperance societies of the eparchy with the charters of nine of them; the biweekly journal Ekaterinburgskie Eparkhial'nye Vedomosti [Yekaterinburg Eparchy Journal]; the materials and reports of all-Russian temperance congresses and unions; reference books. The methodology of the study included the compilation of a list of temperance societies on the basis of a dedicated questionnaire, the analysis and synthesis of the resulting data. The temperance movement was young; as of 01 January 1911, the average age of the society was two and a half years, which means they appeared somewhere in mid-1907. By 01 January 1911, 17 societies (1682 members), or 3.6 societies per 100,000 peo-

ple, were identified. Sixteen of them were Orthodox parochial, and one, in Yekaterinburg, was non-religious (secular). Out of ten known leaders of societies, six (60%) were priests, two (20%) peasants, one was a worker (10%), and one was a teacher (10%). As for the members of 16 church societies, nine rural societies (56.2%) had mostly peasants, six factory settlements (37.5%) had workers, one (6.25%), in Konevsky village, had mostly peasants and alluvial miners. Thus, most members of the societies were workers and peasants. The main activities of the societies in 1907-1910 were: anti-alcoholic talks, sermons, and the acceptance of temperance vows. In 1911-1914, some societies started to implement mutual help and charity activities, hold public events: sacred processions, temperance festivals, sober weddings; they inspired public censures against bootlegging (illegal wine sale), state-owned wine shops, and private beerhouses. During this period, the number of temperance societies and their membership grew, their influence increased. In the spring of 1914, there were as many as 40 societies with more than 5,000 members. Apart from external reasons, this was facilitated by the support of Mitrophan, the active governing Archbishop of Yekaterinburg and Verkhoturye (1910-1914). Thus, temperance societies in Yekaterinburg Uyezd, as well as in the whole Russia, had a protective and reforming character. They counteracted alcoholic and other (acts of violence, etc.) destruction of the community. As a result, the territories in which these societies were spread and active experienced the gradual physical and spiritual recovery of the community on the local and regional levels.

REFERENCES

1. Mordvinov, I. (1911) Obshchestvo trezvosti, zhizn' i rabota v nem [Society of Temperance, Life and Work in It]. Saint Petersburg: Izd. Aleksandro-

Nevskogo obshchestva trezvosti.

2. Kudryashova, I. (2005) Kak sozdavalis' obshchestva trezvosti: iz istorii obshchestv trezvosti v Ekaterinburgskoy eparkhii [How the Temperance

Societies Were Created: From the History of Temperance Societies in the Yekaterinburg Eparchy]. [Online] Available from: https://prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=2&id_page=33&id_article=63. (Accessed: 28.11.2019).

3. Bachinin, I.V. (2011) Kak organizovat' obshchestvo trezvosti na prikhode: prakticheskie rekomendatsii [How to Organize a Parish Temperance

Society: Practical Recommendations]. 2nd ed. Moscow: Lepta-Kniga.

4. Afanas'ev, A.L. (2007) Trezvennoe dvizhenie v Rossii v period mirnogo razvitiya: 1907—1914 gg. [Temperance Movement in Russia During the

Period of Peaceful Development: 1907-1914]. Tomsk: Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics.

5. Nechaev, M.G. (2008) Tserkov' v bor'be s p'yanstvom na Urale (konets XIX - nachalo XX vv.) [Church in the fight against drunkenness in the

Urals (late 19th - early 20th centuries)]. Ural'skiy istoricheskiy vestnik — Ural Historical Journal. 4 (21). pp. 59-64.

6. Vlasova, A.V. (2009) Deyatel'nost' ural'skikh eparkhiy i prikhodov Russkoy pravoslavnoy tserkvi po protivodeystviyu zloupotrebleniyu alkogo-

lem v dorevolyutsionnyy period [Activities of the Ural dioceses and parishes of the Russian Orthodox Church to combat alcohol abuse in the pre-revolutionary period]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 37:38 (16). pp. 110-113.

7. Russian State Historical Archive. Fund 797. Kantselyariya ober-prokurora Svyateyshego Sinoda [Office of the Chief Procurator of the Holy Syn-

od]. List 80. II Part. 3 Column. File 141. Pt. 2. 1014 p.

8. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti. (1905-1917) Unofficial Part. Yekaterinburg.

9. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti. (1905-1917) Official Part. Yekaterinburg.

10. First All-Russian Congress on the Struggle with Drunkenness. (1910) TrudyPervogo Vserossiyskogo s"ezdapo bor'be sp'yanstvom [Proceedings of the First All-Russian Congress on the Struggle with Drunkenness]. Saint Petersburg: Tip. P.P. Soykina.

11. All-Russian Congress of Practical Workers on the Fight Against Alcoholism. (1914-1916) Trudy Vserossiyskogo s"ezdaprakticheskikh deyateley po bor'be s alkogolizmom, sostoyavshiysya vMoskve 6-12 avgusta 1912g. [Proceedings of the All-Russian Congress of Practical Workers on the Fight Against Alcoholism, Held in Moscow on August 6-12, 1912]. Vols 1-3. Petrograd: Tip. Aleksandro-Nevskogo ob-va trezvosti.

12. All-Russian Labor Union of Teetotal Christians. (1914) Otchet o deyatel'nosti Vserossiyskogo trudovogo soyuza khristian-trezvennikov za 1913 god [Report on the Activities of the All-Russian Labor Union of Teetotal Christians for 1913]. Saint Petersburg: [s.n.].

13. All-Russian Labor Union of Teetotal Christians. (1915) Otchet o deyatel'nosti Vserossiyskogo trudovogo soyuza khristian-trezvennikov za 1914 god [Report on the Activities of the All-Russian Labor Union of Teetotal Christians for 1914]. Petrograd: [s.n.].

14. All-Russian Labor Union of Teetotal Christians. (1917) Otchet o deyatel'nosti Vserossiyskogo trudovogo soyuza khristian-trezvennikov za 1916 god [Report on the Activities of the All-Russian Labor Union of Teetotal Christians for 1916]. Petrograd: [s.n.].

15. Anon. (1902) Prikhody i tserkvi Ekaterinburgskoy eparkhii [Parishes and Churches of the Yekaterinburg Eparchy]. Yekaterinburg: [s.n.].

16. Srebryanskiy, P.P. (1909) Spravochnaya knizhka Ekaterinburgskoy eparkhii na 1909 god [Reference Book of the Yekaterinburg Eparchy for 1909]. Yekaterinburg: Tip. A.M. Zhukova.

17. Chelyshov, M.D. (1911) Poshchadite Rossiyu! Pravda o kabake, vyskazannaya samim narodom po povodu zakona o merakh bor'by s p'yanstvom

[Spare Russia! The Truth About the Tavern Expressed by the People Themselves About the Law on Measures to Combat Drunkenness]. Samara: Izd. M.D. Chelyshova.

Received: 03 December 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.