Научная статья на тему 'ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕСТУПНОСТЬ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ / ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новичков В.Е., Киреева М.В.

Рассматриваются проблемы разработки и практической реализации системы общесоциальных мер профилактики преступности лиц с психическими расстройствами как направленного на предупреждение общественно опасных деяний указанной категории лиц комплекса взаимосвязанных социально значимых решений и действий в области экономики, здравоохранения, образования и других сферах, опосредованно влияющих на сокращение поведенческих девиаций психически нездоровых граждан. Проводится анализ международных стандартов и внутринациональных стратегий в области охраны психического здоровья и повышения качества оказания психиатрической помощи как важнейшей составляющей профилактики девиантного поведения. Формулируются основные направления общесоциального предупреждения преступности лиц с психическими расстройствами и основополагающие принципы такого предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новичков В.Е., Киреева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL SOCIAL MEASURES CRIME PREVENTIONS PERSONS WITH MENTAL DISORDERS

The article deals with the problems of development and practical implementation of a system of general social measures for the prevention of crime of persons with mental disorders, as aimed at preventing socially dangerous acts of this category of persons of a complex of interrelated socially significant decisions and actions in the field of economics, health care, education and other areas that indirectly affect the reduction behavioral deviations of mentally ill citizens. An analysis is being made of international standards and domestic strategies in the field of mental health and improving the quality of mental health care, as an essential component of the prevention of deviant behavior. The main directions of the general social prevention of crime of persons with mental disorders and the fundamental principles of such prevention are formulated.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.969

DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/2/218-225

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

В. Е. Новичков, М. В. Киреева Юго-Западный государственный университет

GENERAL SOCIAL MEASURES CRIME PREVENTIONS PERSONS WITH MENTAL DISORDERS

V. E. Novichkov, M. V. Kireeva Southwest State University

Аннотация: рассматриваются проблемы разработки и практической реализации системы общесоциальных мер профилактики преступности лиц с психическими расстройствами как направленного на предупреждение общественно опасных деяний указанной категории лиц комплекса взаимосвязанных социально значимых решений и действий в области экономики, здравоохранения, образования и других сферах, опосредованно влияющих на сокращение поведенческих девиаций психически нездоровых граждан. Проводится анализ международных стандартов и внутринациональных стратегий в области охраны психического здоровья и повышения качества оказания психиатрической помощи как важнейшей составляющей профилактики девиантного поведения. Формулируются основные направления общесоциального предупреждения преступности лиц с психическими расстройствами и основополагающие принципы такого предупреждения. Ключевые слова: предупреждение преступности, преступность лиц с психическими расстройствами, общесоциальные меры предупреждения преступности, профилактика преступности.

Abstract: the article deals with the problems of development and practical implementation of a system of general social measures for the prevention of crime of persons with mental disorders, as aimed at preventing socially dangerous acts of this category of persons of a complex of interrelated socially significant decisions and actions in the field of economics, health care, education and other areas that indirectly affect the reduction behavioral deviations of mentally ill citizens. An analysis is being made of international standards and domestic strategies in the field of mental health and improving the quality of mental health care, as an essential component of the prevention of deviant behavior. The main directions of the general social prevention of crime of persons with mental disorders and the fundamental principles of such prevention are formulated.

Key words: mme prevention, crime of persons with mental disorders, general social measures for crime prevention, crime prevention.

На сегодняшний день проблема предупреждения преступности лиц с психическими расстройствами не теряет своей актуальности, что обусловлено достаточно широкой распространенностью рассматриваемого негативного социально-правового явления, высоким уровнем психических аномалий граждан, появлением новых видов психических расстройств и факторов,

© Новичков В. Е., Киреева М. В., 2023

их вызывающих. Указанные обстоятельства требуют глубокого анализа существующей системы профилактики и предупреждения совершения общественно опасных деяний лицами, страдающими психическими расстройствами, выявления проблем практической реализации конкретных предупредительных мер, разработки предложений по их совершенствованию с целью эффективного противодействия общественно опасному поведению душевнобольных.

С целью анализа системы предупреждения преступности лиц с психическими расстройствами под последней будем понимать «исторически изменчивое социально-правовое явление, состоящее из всей совокупности общественно опасных (преступных) деяний, совершенных лицами, страдающими психическими расстройствами, на определенной территории в течение определенного периода времени»1.

Как указывает Ю. М. Антонян, предупреждение преступности должно пониматься в первую очередь как воздействие на её причины, деятельность по выявлению лиц, совершающих общественно опасные деяния, и оказанию на них предупредительного, исправительного воздействия2. Как показывает многовековая история человеческой жизни, полностью искоренить преступность невозможно, она носит естественный характер и присуща любому общественно-экономическому строю на любом его этапе развития. В связи с этим следует стремиться удерживать преступность на некоем цивилизованном уровне, при котором отсутствует явная угроза безопасности существования людей при ведении обычного образа жизни, нет публично-властного произвола и бесконтрольного безнаказанного общественно опасного поведения.

При характеристике борьбы с преступностью, как в целом, так и с отдельными её видами, используются термины «предупреждение», «профилактика», «борьба», «противодействие» и т. д., которым чаще всего придаются синонимичные значения, имеющие один и тот же смысл. Ю. М. Антонян выделяет четыре основных направления (вида) предупреждения преступности: 1) профилактика преступности; 2) предотвращение преступлений; 3) пресечение преступлений; 4) исправление осужденных.

Указанные составляющие предупреждения преступности взаимосвязаны, а важнейшим направлением предупредительной деятельности является профилактика преступности, поскольку происходит на самом раннем этапе предупреждения, и от эффективности профилактических мер зависят уровень социальных проблем,

1 Ситковский Д. В. Преступность лиц с психическими расстройствами : по материалам Республики Дагестан : дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 10.

2 См.: АнтонянЮ. М. Общая концепция предупреж-

дения преступности // Человек: преступление и наказа-

ние. 2013. № 3. С. 21.

материальные затраты государства на их разрешение, на нивелирование наступивших негативных последствий и, как следствие, частота и широта применения предупредительного воздействия на этапах предотвращения, пресечения преступлений, исправления осужденных.

Профилактическим мерам предупреждения преступности необходимо уделять особое внимание. В зависимости от масштаба и характера применяемых мер профилактики преступности выделяют:

- общесоциальные меры, которые заключаются в принятии решений в сферах экономики, политики, образования и др. и не имеют непосредственной направленности на преступность, но влияют на её состояние опосредованно в силу своей общественной значимости.

Среди наиболее важных общесоциальных мер предупреждения преступности следует назвать обеспечение государством материальной поддержки нуждающихся слоев населения, сокращение разрыва между доходами богатых и бедных, создание устойчивого среднего класса, преодоление безработицы, оказание всесторонней помощи и поддержки семье, борьбу с алкоголизмом и наркоманией, контроль миграционных процессов, пресечение и мирное разрешение межэтнических и конфессиональных конфликтов и т. д.;

- общеспециальные меры, применяемые в пенитенциарной сфере, в том числе совершенствование уголовно-правовых норм, реформирование системы исправительных учреждений и повышение эффективности их деятельности и т. п.;

- индивидуальные меры, адресованные лицам с девиантным поведением, в том числе осу-жденным3.

Все вышеперечисленные меры предупреждения преступности должны применяться в совокупности, быть взаимодополняемыми, отвечать социальным реалиям и условиям существования общества в конкретный период времени, его традициям и мировоззрению, способствовать укреплению и развитию демократических и гуманистических начал правосудия, справедливому разрешению уголовных дел, опираться на современные достижения науки и техники, всемерно содействовать профилактике преступлений и правонарушений.

3 См.: Там же. С. 22-29.

Для достижения своих целей предупредительная деятельность должна соответствовать таким принципам, как: 1) соответствие предупредительных мер действующему законодательству; 2) научная обоснованность принимаемых мер предупреждения преступности; 3) демократические начала предупредительной деятельности, опора на институты гражданского общества и подконтрольность последним; 4) расчет на длительный срок действия предупредительных мер, нацеленность на эффективность их применения; 5) комплексный характер предупредительного воздействия, включающего в себя разные знания об обществе и человеке.

Систему общесоциальных мер предупреждения преступности лиц с психическими расстройствами можно определить как направленный на предупреждение общественно опасных деяний указанной категории лиц комплекс взаимосвязанных социально значимых решений и действий в области экономики, здравоохранения, образования и других сферах, опосредованно влияющих на сокращение поведенческих девиаций психически нездоровых граждан.

В свете вышесказанного представляется, что общесоциальное предупреждение преступности лиц с психическими расстройствами должно включать в себя меры, направленные, во-первых, на обеспечение психического здоровья населения, благоприятной психологической обстановки в обществе, а во-вторых, на удерживание лиц с психическими расстройствами от совершения общественно опасных деяний.

Преступность лиц с психическими аномалиями можно назвать биосоциально детерминированной, её уровень зависит от профилактики психических заболеваний, своевременного и качественного оказания психологической и психиатрической помощи населению, эффективного контроля за поведением лиц, состоящих на учете в психоневрологическом диспансере.

В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических де-фектов»4 . Опираясь на данное определение, можно сделать вывод о том, что психическое здоровье должно пониматься не только как от-

4 Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. М., 1968.

сутствие психических расстройств и иного болезненного состояния психики, а как состояние душевного благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, продуктивно работать, противостоять обычным стрессам в жизни людей. Психическое здоровье человека является необходимым условием эффективного функционирования социума и имеет важнейшее значение для общественного развития, в том числе нравственного и духовного, достижения счастья и получения удовольствия от жизни. Таким образом, поддержание психического здоровья, а также его восстановление имеют жизненно важное значение для отдельного человека и общества в целом.

Профилактика психических расстройств должна осуществляться посредством воздействия на их детерминанты, которые определяются многочисленными биологическими, психологическими и социальными факторами, такими как насилие, в том числе семейно-быто-вое, сексуальное, происходящие существенные социальные изменения, социальное отчуждение, гендерная дискриминация, стрессовые ситуации на работе, в учебном и трудовом коллективе, нарушение прав человека, ведение нездорового образа жизни, биологические риски психического нездоровья, обусловленные генетическими и иными личностными факторами.

На 66-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2013 г. был принят комплексный план действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013-2020 гг., срок которого продлен до 2030 г. на 72-й сессии.

В качестве предназначения принятого комплексного плана действий в самом документе указывается создание условий ценности, укрепления и охраны психического здоровья, профилактики психических расстройств, возможности лиц, страдающих психическими расстройствами, пользоваться в полном объеме всеми правами человека, своевременно получать высококачественную медицинскую и социальную поддержку, приемлемую в культурном плане и способствующую выздоровлению, достижению наивысшего уровня психического здоровья из возможных, при котором реально всестороннее участие в социальной жизни, в работе без дискриминации и стигматизации5. Его важнейшей

5 Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013-2020 гг. : принят на 66-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 27 мая 2013 г.

целью декларируется укрепление психического благополучия людей, предотвращение психических расстройств, обеспечение медицинской помощи, ускорение выздоровления, укрепление прав человека, а также снижение заболеваемости, инвалидности и смертности лиц с психическими расстройствами.

Рассматриваемый план ставит перед участниками ВОЗ конкретные задачи, среди которых:

1) укрепление эффективного лидерства и руководства в области охраны психического здоровья;

2) обеспечение комплексной, интегрированной и чутко реагирующей на изменения медико-санитарной и социальной помощи на первичном уровне;

3) осуществление стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья;

4) укрепление информационных систем, фактических данных и исследований в области психического здоровья.

Для достижения первой из поставленных задач для государств-членов предусмотрены варианты действий по областям:

- политика и законодательство - разработка и реализация на практике национальной политики, касающейся психического здоровья во всех соответствующих секторах в соответствии с передовым опытом и важнейшими документами по правам человека;

- планирование ресурсов - систематическое планирование бюджета с учетом соответствующих потребностей и наличия необходимых ресурсов для обеспечения осуществления запланированных планов и мероприятий в области психического здоровья;

- сотрудничество заинтересованных сторон - привлечение к сотрудничеству в разработке и реализации политики, нормативных актов, услуг в области психического здоровья заинтересованных сторон из всех соответствующих секторов, в том числе медицинского персонала, лиц, страдающих психическими расстройствами, и членов их семей;

- усиление позиций и расширение полномочий лиц с психическими расстройствами и ограниченными в психосоциальном плане возможностями и их организаций - рекомендуется до-

URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/ 10665/151502/A66_R8-ru.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.08.2022).

биваться участия и оказания влияния лиц с психическими расстройствами на процесс разработки и реализации политики в области психического здоровья.

Выполнение второй поставленной задачи предопределяется следующими действиями:

- реорганизация и расширение масштабов медобслуживания - обосновывается необходимость систематического перемещения медико-санитарных услуг в сфере психиатрической помощи из психиатрических стационаров продолжительного пребывания в неспециализированные условия при расширении применения научно обоснованных методов обеспечения психического здоровья с использованием сети служб психиатрической помощи;

- комплексная и гибкая медико-санитарная помощь - объединение и координация единой профилактической системы, медико-санитарного обслуживания и поддержки, реабилитации, направленной на выявление и выздоровление лиц с психическими расстройствами разных возрастных групп, учитывающей потребности и нужды пациентов при содействии членов их семей и медперсонала;

- психическое здоровье в условиях чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера -проведение работы с национальными органами по чрезвычайным ситуациям с целью включения психиатрической помощи в планы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф и обеспечение доступа к помощи в преодолении психологических травм;

- развитие кадровых ресурсов - формирование знаний и опыта медицинских работников специализированного профиля, способных осуществлять приемлемое в культурном отношении, научно обоснованное, ориентированное на соблюдение прав и свобод человека оказание психиатрической и социальной помощи;

- решение проблемы диспропорций - заблаговременное выявление нуждающихся в поддержке групп населения и обеспечение им соответствующей помощи; выявление и оценка потребностей различных социально-демографических и уязвимых групп, не пользующихся медицинскими услугами (бездомных, заключенных, мигрантов и т. д.); разработка профилактической стратегии по отношению в данным группам; предоставление им необходимых услуг, соответствующих потребностям указанных лиц.

Достижение третьей задачи комплексного плана обусловлено действиями в следующих областях:

- укрепление и профилактика психического здоровья - проведение и координация стратегии многосекторального свойства, сочетающей в себе общие и целенаправленные мероприятия в отношении улучшения психического здоровья и предупреждения психических заболеваний, уменьшения дискриминации и нарушений прав человека, учитывающей при этом потребности особо уязвимых групп населения на протяжении всего жизненного цикла;

- предотвращение самоубийств - разработка комплексных национальных стратегий по предотвращению самоубийств, особое внимание уделяется подверженным повышенному риску группам населения, в том числе сексуальным меньшинствам, молодежи, с учетом местного контекста.

Наконец, достижение четвертой задачи рассматриваемого плана предполагает варианты действий в таких областях, как:

- информационные системы - включение вопросов защиты психического здоровья в плановые информационных системы здравоохранения, а также выявление и сбор данных о состоянии психического здоровья в ротации по полу и возрасту с целью укрепления медико-социальной помощи в сфере психического здоровья;

- фактические данные и научные исследования - укрепление исследовательского потенциала и академического сотрудничества по приоритетам научных исследований в области психиатрии, включая создание научно-практических центров передового опыта.

Рассмотренный комплексный план действий в области психического здоровья справедливо оценивается в качестве пути к реализации нового подхода к обеспечению, укреплению и защите психического здоровья людей, основанного на оказании всесторонней поддержки, восстановлении здоровья и полном уважении прав лиц, страдающих психическими расстройствами и обладающих ограниченными психосоциальными возможностями6.

6 Saxena Shekhar, Funk Michelle, Chisholm Dan. World Organization Action Plan mental health health 2013-2020: what psychiatrists can do to implement it? // Department of Mental Health and Substance Abuse, World Health Organization, Geneva, Switzerland. June 2014. P. 107-109.

Психиатрическая помощь в Российской Федерации базируется на нормах Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Закон № 3185-1), который устанавливает правовые организационные и экономические основы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации. Следует отметить, что в преамбуле указанного нормативного правового акта признается высокая ценность психического здоровья для каждого человека, учитывается возможность психического расстройства изменять отношение человека к жизни, обществу, самому себе, а также отношение общества к человеку, отмечается отсутствие должного правового регулирования психиатрической помощи в качестве возможной причины её использования в немедицинских целях, нанесения ущерба здоровью, достоинству и правам человека, международному престижу государства, а также принимается во внимание необходимость реализации во внутринациональном праве признанных международным сообществом прав и свобод человека.

В Законе № 3185-1 определены виды психиатрической помощи: психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактика и диагностика психических расстройств, лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, и их медицинская реабилитация. В качестве принципов психиатрической помощи провозглашаются законность, гуманность и соблюдение прав человека.

Следует отметить, что конкретные профилактические меры общего характера в области психического здоровья в национальном законодательстве не определены, что следует отнести к проблемам отечественной правовой системы.

Говоря о состоянии психического здоровья и оказании психиатрической помощи в России в рамках общей профилактики преступности лиц с психическими расстройствами, необходимо учитывать следующие показатели.

В исследованиях, посвящённых психическому здоровью населения в России, отмечается, что до 40 % от общей численности граждан имеют признаки каких-либо нарушений психической деятельности. Сложившаяся ситуация осложняется еще и увеличением количества пограничных психических состояний, в том числе связанных с употреблением алкоголя, высоким уровнем бедности, стрессами на работе, распро-

странением ранее неизвестной коронавирусной инфекции Covid-19, что увеличивает экзистенциальный кризис населения и вызывает серьезные стрессовые и депрессивные состояния. Согласно проведенным исследованиям пограничные психические состояния, в том числе невротические и депрессивные, присутствуют у каждого третьего россиянина7.

По состоянию на 2019 г. статистика реального оказания психиатрической помощи кардинально не совпадает с количеством нуждающихся лиц (5,7 и 14 % населения РФ соответственно). При этом известно, что значительная часть лиц, страдающих тревогой и депрессией (по разным данным, от 15 до 65 %), не обращается в психиатрические службы и «оседает» в первичной медицинской сети8.

На наш взгляд, важнейшим фактором общего предупреждения преступности лиц с психическими расстройствами является своевременная диагностика психических расстройств и их качественная профилактика. Осуществление данной предупредительной меры осложняется тем, что из-за проблемы стигматизации психических расстройств граждане обращаются за оказанием психиатрической помощи только в самых крайних случаях и существенное количество нуждающихся оказываются без должного внимания со стороны служб психиатрической помощи. Стигматизация может повлечь крайне негативные последствия, она значительно снижает самооценку лиц, страдающих психическими расстройствами, оказывает отрицательное влияние на возможность участия указанных лиц в общественной жизни, осуществлять трудовую деятельности, может вызвать у больного социо-фобию, ощущение предвзятого отношения со стороны других, привести к разрушению семейных и иных социальных связей9. В связи с этим представляется крайне важной борьба со стигматизацией психических расстройств и дискриминацией душевнобольных граждан.

Проведение дестигматизации видится по следующим направлениям: повышение прести-

7 Проект Стратегии развития системы охраны психического здоровья в Российской Федерации до 2025 г. URL: https://psychiatr.ru/download/4070?view=1&name=2. pdf (дата обращения: 25.08.2022).

8 См.: Там же.

9 См.: Факторы стигматизации лиц с психическими расстройствами : методические рекомендации / В. С. Ястребов, И. И. Михайлова, О. А. Гонжал, С. А. Трущелёв. М., 2009. С. 12-15.

жа работы служб психиатрической помощи; разработка и реализация программ по информированию населения в области психического здоровья; проведение консультаций членов семьи относительно особенностей психического расстройства больного и желательного поведения внутри семьи с целью восстановления здоровья пациента; оказание всесторонней психосоциальной помощи и поддержки семьям психически нездоровых лиц; нацеленность медработников на лечение, направленное на выздоровление душевнобольного, восстановление его психического здоровья и последующую социальную реабилитацию; строгое следование медработников этическим стандартам при оказании психиатрическое помощи, уважение человеческого достоинства пациента, соблюдение его прав и свобод.

На основании вышеизложенного, опираясь на проведенный анализ современного состояния психического здоровья населения России, а также существующей системы психиатрической помощи, с учетом международных стандартов в качестве основных направлений общесоциального предупреждения преступности лиц с психическими расстройствами видятся следующие:

- повышение качества профессионального психологического и психиатрического образования на основе междисциплинарных комплексных программ подготовки специалистов, взаимодействие университетов, научных центров и учреждений здравоохранения при проведении научных исследований в области психического здоровья;

- увеличение денежного вознаграждения специалистов в области психического здоровья, обеспечение их непрерывного обучения, повышения квалификации, поднятие престижа работы служб психиатрической помощи;

- разработка программ по психообразованию и психопросвещению населения, в том числе среди несовершеннолетних, увеличение информированности общественности относительно причин возникновения психических расстройств, мерах их предотвращения, механизмов самопомощи, психиатрической помощи в малых группах;

- создание условий для формирования здорового образа жизни населения, как средства профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе психических расстройств, влекущих временную нетрудоспособность;

- ранняя диагностика и своевременное адекватное лечение психических расстройств с целью эффективной реабилитации пациентов, их возвращению к обычной социальной жизни и трудовой деятельности;

- осуществление лечение психических расстройств на основе интегрированного подхода в отношении лечения и психосоциальной реабилитации пациента;

- интеграция первичной медицинской и психиатрической помощи на основе интегративной модели системы здравоохранения при взаимодействии врачей-психиатров и врачей иного профиля при лечении психических заболеваний разной степени тяжести;

- развитие и внедрение новых научно обоснованных и приемлемых в культурном отношении организационных форм психиатрической помощи - служб охраны психического здоровья, ориентированных на лечение и реабилитацию пациентов с психическими расстройствами, а также на профилактическую работу с населением;

- сотрудничество государственных органов и организаций, институтов гражданского общества, средств массовой информации в области охраны психического здоровья населения в целях всестороннего информирования общественности относительно вопросов психического здоровья, психообразования и психопросвещения, пропаганды здорового образа жизни, дестигма-тизации лиц, страдающих психическими расстройствами;

- развитие волонтерского движения в сфере охраны психического здоровья, в том числе обеспечение подготовки волонтеров для работы с лицами, страдающими психическими расстройствами.

Реализация общепредупредительных мер преступности лиц с психическими расстройствами должна быть своевременной, носить комплексный характер, иметь требуемую экономическую обеспеченность, опираться на современные научно-технические разработки и условия социальной жизни.

Общесоциальное предупреждение преступности лиц с психическими расстройствами должно осуществляться посредством своевременной реализации соответствующего современным социальным потребностям и экономически обоснованного комплекса действий по обеспечению, укреплению и охране психическо-

го здоровья населения, основанного на оказании всесторонней поддержки, сотрудничества правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, институтов гражданского общества и средств массовой информации в области психообразования и психопросвещения населения, восстановления психического здоровья граждан, их психосоциальной реабилитации при полном уважении человеческого достоинства, прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами.

Библиографический список

Антонян Ю. М. Общая концепция предупреждения преступности // Человек : преступление и наказание. 2013. № 3. С. 21-29.

Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013-2020 гг. : принят на 66-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 27 мая 2013. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/ handle/10665/151502 /A66_R8-ru.pdf?sequence= 1&isAllowed=y (дата обращения: 20.08.2022).

Проект Стратегии развития системы охраны психического здоровья в Российской Федерации до 2025 г. URL: https://psychiatr.ru/download/ 4070?view=1&name=2.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

Ситковский Д. В. Преступность лиц с психическими расстройствами : по материалам Республики Дагестан : дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. 199 с.

Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. М. : Медицина, 1968.

Факторы стигматизации лиц с психическими расстройствами : методические рекомендации /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. С. Ястребов, И. И. Михайлова, О. А. Гонжал,

C. А. Трущелёв ; Науч. центр психического здоровья РАМН. М. : Юстицинформ, 2009. 22 с.

Saxena Shekhar, Funk Michelle, Chisholm Dan. World Organization Action Plan mental health health 2013-2020 : what psychiatrists can do to implement it? // Department of Mental Health and Substance Abuse, World Health Organization, Geneva, Switzerland. June 2014. Р. 107-109.

References

Antonyan Yu. M. The general concept of crime prevention // Man: crime and punishment. 2013. No. 3. P. 21.

Comprehensive Mental Health Action Plan 20132020 Adopted by the 66th World Health Assembly on May 27, 2013. URL: https://apps.who.int/iris/bit-stream/handle/10665/151502/A66_R8-en.pdf?se-quence=1&isAllowed=y (Accessed: 20.08.2022).

Draft Strategy for the development of the mental health system in the Russian Federation until 2025.

URL: https://psychiatr.ru/download/4070?view =1&name=2.pdf (Accessed: 25.08.2022).

Sitkovsky D. V. Crime of persons with mental disorders: Based on materials from the Republic of Dagestan. Cand. legal sci. diss. Makhachkala, 2006. 199 p.

Charter (Constitution) of the World Health Organization. Moscow, 1968.

Factors of stigmatization of persons with mental disorders: guidelines / V. S. Yastrebov, I. I. Mikhailova,

O. A. Gonzal, S. A. Truschelev; Scientific mental health center RAMS. Moscow, Yustitsinform Publishing House, 2009. 22 p.

Saxena Shekhar, Funk Michelle, Chisholm Dan. World Organization Action Plan mental health health 2013-2020: what psychiatrists can do to implement it? // Department of Mental Health and Substance Abuse, World Health Organization, Geneva, Switzerland. June 2014. P. 107-109.

Юго-Западный государственный университет Новичков В. Е., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права E-mail: valery.novichkov@yandex.ru

Киреева М. В., аспирант кафедры уголовного права

E-mail: markina006@yandex.ru Поступила в редакцию: 29.09.2022 Для цитирования:

Новичков В. Е., Киреева М. В. Общесоциальные меры предупреждения преступности лиц с психическими расстройствами // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 2 (53). С. 218-225. DOI: https://doi. org/10.17308/law/1995-5502/2023/2/218-225

Southwest State University Novichkov V. E., Doctor of Legal Sciences, Professor of the Criminal Law Department E-mail: valery.novichkov@yandex.ru

Kireeva M. V., Postgraduate student of the Criminal Law Department

E-mail: markina006@yandex.ru

Received: 29.09.2022

For citation:

Novichkov V. E., Kireeva M. V. General social measures crime preventions persons with mental disorders // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2023. № 2 (53). P. 218-225. DOI: https:// doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/2/218-225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.