Научная статья на тему 'Общесоциальное предупреждение противоправной деятельности молодёжных группировок экстремистской направленности'

Общесоциальное предупреждение противоправной деятельности молодёжных группировок экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидова Е. В.

В настоящей статье рассматриваются понятия предупреждения преступности в целом, а также понятие, функции и субъекты общего (общесоциального) предупреждения противоправной деятельности молодёжных группировок экстремистской направленности. Выделяются основные задачи общества и государства в противодействии противоправной деятельности молодёжных группировок экстремистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общесоциальное предупреждение противоправной деятельности молодёжных группировок экстремистской направленности»

Е.В. Демидова,

кандидат юридических наук (КЮИ МВД России)

ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОТИВОПРАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЁЖНЫХ ГРУППИРОВОК ЭКСТРЕМИСТСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

В настоящей статье рассматриваются понятия предупреждения преступности в целом, а также понятие, функции и субъекты общего (общесоциального) предупреждения противоправной деятельности молодёжных группировок экстремистской направленности. Выделяются основные задачи общества и государства в противодействии противоправной деятельности молодёжных группировок экстремистской направленности.

В криминологической литературе в системе предупреждения преступности выделяются три структуры - виды

предупреждения: общее, специальное и индивидуальное. Критерием их разграничения служит масштаб

предупредительной деятельности [1].

Н.Ф. Кузнецова и В.В. Лунеев предлагают следующую классификацию мер профилактики. Оптимальной для программирования и организации профилактической деятельности

представляется классификация по

следующим основаниям: социальному уровню предупредительной

деятельности; объёму (массовости охвата); территориальному масштабу; этапу воздействия на объект профилактики; направленности, виду (содержанию) воздействия; субъекту разработки и применения.

Общее (общесоциальное)

предупреждение преступности

включает меры по оздоровлению и экономической, и социальной, и

политической, и духовной сфер жизни общества [2]. В идеале борьба с преступностью должна быть

органической частью всей политики в современном обществе: как

государственной, так и разнообразных негосударственных структур, а также институтов гражданского общества.

Базой общего предупреждения исследуемого нами социального явления - преступности является создание достойных условий формирования, а также

жизнедеятельности человека для того, чтобы заблаговременно предупредить зарождение у него негативных потребностей, привычек (алкоголь, наркотические, психотропные вещества и т.п.) и обеспечить эффективное решение им своих проблем в рамках закона, поощрять, стимулировать общественно полезное, правомерное поведение.

Функция общесоциальной

профилактики последовательно

осуществляется всем прогрессивным развитием общества: развитием

экономики, обеспечением прав, свобод, законных интересов граждан, поддержанием культуры и

нравственности, укреплением

законности, социальной защиты всего населения. Общесоциальное

предупреждение связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности,

осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач, непосредственно не предназначенных для предупреждения преступлений, но именно их решение существенно сказывается на уровне преступности. Эти меры имеют более масштабные

цели, нежели борьба с преступностью и предупреждение преступлений [3]. Разрешение противоречий

общественного развития, его проблем и трудностей, преодоление просчётов, упущений, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, политическая,

идеологическая, социально-

психологическая, правовая основа для устранения, ослабления, нейтрализации процессов и явлений,

детерминирующих преступность. Но следует отметить, они имеют весьма важный криминологический аспект, т.к. являются основой, базой специальной профилактики, поскольку их

направленность на решение задач социального развития создаёт предпосылки ограничения преступности и противодействует криминогенным факторам, которые её порождают.

К общесоциальным мерам предупреждения преступности

относятся преобразования в сфере экономики, имеющие целью, в конечном счете, поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни. Под этим углом зрения должна оцениваться (несмотря на существенные издержки её проведения [4]) концепция радикальной реформы хозяйственного механизма страны, ориентированная на создание основы эффективной,

служащей человеку экономики, стимулирование деловой активности и инициативы людей, их

заинтересованности в результатах труда, обеспечение социальной и

правовой защищённости различных слоёв населения и тем самым на обеспечение устранения, ослабления, нейтрализации ряда криминогенных

факторов, лежащих в основе имущественной, экономической,

должностной и иной преступности [5].

Без всяких сомнений,

профилактическое воздействие самого широкого спектра оказывают

демократизация и гласность, коренным образом изменяющие идейно-

политическую атмосферу в нашем обществе, способствующие созданию обстановки нетерпимости

общественного мнения к

правонарушениям, оздоровлению

морально-нравственного климата в целом в межличностных отношениях.

Наконец, повышение этической, политической, бытовой, эстетической, правовой культуры, в том числе восстановление в правах народных традиций и обычаев, обеспечивающих преемственность культурного наследия и нравственных регуляторов поведения как важнейшее условие обновления общества, его гуманизации и нравственного совершенствования, является и необходимым элементом предупреждения преступных

проявлений.

Необходимость повышения личной заинтересованности людей в достижении социально значимых результатов, побуждение их к социально-правовой активности путём материального и морального

стимулирования обусловлена самой природой подлинно демократического общества [6].

Субъектами общего предупреждения преступности, как правило, выступают органы власти Российской Федерации, её субъектов, а также предприятия, учреждения, организации, трудовые коллективы и коллективы по месту жительства.

В литературе выделяется следующий ряд оснований для применения мер общей профилактики. Ими являются:

1) информация о социальной,

социально-экономической, социально-демографичес-кой, социально-

психологической и правовой ситуации, анализ которой свидетельствует о необходимости нейтрализации

определённых криминогенных факторов;

2) результаты контрольно-

ревизионной и налогово-проверочной деятельности;

3) результаты деятельности по осуществлению прокурорского надзора;

4) деятельность по обобщению материалов уголовных дел о причинах и условиях конкретных преступлений;

5) материалы целевых научных исследований [7].

Субъекты общей профилактики призваны выявлять и анализировать причины и условия, которые способствуют совершению преступных деяний, принимать всевозможные меры по их устранению. В частности, задачей правоохранительных органов является определение и анализ причин, условий, ситуаций, обстоятельств преступных деликтов и иных криминогенных факторов. Данные вопросы реализуются названными выше ведомствами с учётом тех обязанностей и полномочий, которыми они обладают, в отличие от других субъектов общей профилактики.

На основе проанализированной информации оценивается состояние общепредупредительной деятельности и определяются ведущие тенденции развития причинного комплекса

преступности, выясняются возможности его нейтрализации. Помимо этого, правоохранительными органами

разрабатываются и, если возможно, самостоятельно осуществляются

необходимые мероприятия,

направленные на устранение либо ограничение действий негативных

факторов, которые они выявляют [7]. Правоохранительные органы зачастую вносят коррективы в соответствующие инстанции, органы, учреждения либо предлагают им варианты конкретного решения вопросов, при осуществлении которых и нейтрализуют указанные факторы.

В настоящее время, когда идут

масштабные и быстрые процессы социально-экономических и

политических изменений в обществе, особенно трудно приходится

подросткам с их неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой

ценностей [8]. Представления подростка о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, они не стали ещё осознанными, являясь автоматическими регуляторами его поведения.

Проблема борьбы с экстремизмом относится к числу наиважнейших, ибо без социального, национального,

межрелигиозного согласия в стране невозможно обеспечить её процветание и правопорядок, а также спокойствие и уверенность граждан в том, что реально обеспечиваются их права, свободы, законные интересы независимо от пола, расы, национальности и целого ряда других обстоятельств [9].

По мнению С.Н. Поминова, в

широком смысле противодействие

проявлениям экстремизма - это система преодоления всех субъективных и

объективных предпосылок

возникновения проявлений

экстремизма, реализуемая путём целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации

факторов, определяющих

существование экстремизма и совершение преступлений на этой почве. В узком смысле - это

деятельность, направленная на

недопущение проявлений экстремизма путём выявления и устранения причин преступлений, условий,

способствующих их совершению, оказания предупредительного

воздействия на лиц с противоправным поведение [10].

Представляется верной позиция А.Т. Сиоридзе, который отмечает, что эффективность мер общесоциального предупреждения экстремистской

преступности в среде молодёжи возможна лишь в комплексе мероприятий по реформации

важнейших элементов

жизнедеятельности общества. В первую очередь, пишет этот учёный, такие мероприятия должны проводиться в

семейно-бытовой, образовательной и социальной сферах [11].

Следует поддержать социологическое русло исследования А.Т. Сиоридзе: более эффективными мерами, нежели уголовно-правовые санкции, являются меры предупреждения преступности на докриминальном уровне преступного поведения. Однако его точка зрения требует уточнения в том, что если взять за основу иерархию указанных сфер, то в качестве основного направления необходимо признать, во-первых, социальную сферу, а затем семейнобытовую и образовательную.

Общесоциальное предупреждение молодёжного экстремизма предполагает стабилизацию экономической и социально-политической ситуации в стране, реализуемую различными ветвями власти Российской Федерации. В этом направлении деятельности государства необходимо поддержать несовершеннолетних, готовящихся стать на путь взрослой, самостоятельной жизни, укрепить осознание фундамента эффективной системы социальных гарантий их прав, прежде всего, на экономическую независимость, на труд, на уважение со стороны общества и государства и т.п. Противополагание может подтолкнуть молодое поколение к поиску социальной справедливости в деятельности оппозиционно

государству настроенных организаций, пропагандирующих экстремистские способы борьбы как самые действенные. Поэтому именно гражданское общество является важнейшим проводником идеи толерантности, мирного

сосуществования народов, открытой межкультурной коммуникации. В его задачи должна входить координация политических настроений молодого поколения граждан России,

привлечение наиболее активной части молодёжи к демократическому участию в политической жизни общества. В связи с этим представляет интерес тезис

А.М. Семенцова о возможности реализации этих задач, если исследование молодёжного экстремизма будет актуализировано не только в области научной теории, но и получит дальнейшее практическое применение в государственной молодёжной политике [12]

По нашему мнению, к основным мерам общесоциального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предупреждения противоправной

деятельности молодёжных группировок экстремистской направленности можно отнести:

1. Меры социально-экономического характера:

- активизация деятельности государства по стабилизации и улучшению социально-экономической обстановки в стране;

- развитие социальной

инфраструктуры;

- создание действенной системы социальной защиты граждан;

- расширение сети доступных по оплате досуговых учреждений для несовершеннолетних.

2. Идеологические меры:

- активная пропаганда идей патриотизма и толерантного отношения к разным религиям;

- стремление общества и государства к общему возрождению духовности населения страны.

3. Меры политического характера:

- регулирование политических

процессов в стране;

-принятие мер к оптимальной политической социализации граждан;

- стимулирование создания и

развития общественных молодёжных объединений позитивной

направленности;

- урегулирование миграционной

политики государства.

4. Культурно-воспитательные меры:

- осознание обществом и государством семьи как основы формирования социального сознания как основы толерантности;

- расширение социокультурной деятельности;

-индивидуализация учебно-воспитательной работы.

5. Меры правового характера:

- использование прогностических оценок экстремизма при принятии

гражданско-правового

законодательства.

6. Меры по обеспечению

информационной безопасности:

- принятие мер, направленных на ограничение негативного воздействия средств массовых коммуникаций;

- позитивное воздействие средств массовых коммуникаций на жизненные ценности, идеалы.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Алексеев А.И. Криминология. М., 1998; Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2001; Кривоносов А.Н. Правовые и организационные основы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Качалов В.Ю. Криминология. Казань, 2006; Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов-на-Дону, 2002; Криминология. М., 1994.

2. См.: Шляпочников А.С. Общие меры предупреждения преступности. М., 1972;

Профилактика преступлений. Минск, 1986; Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. М., 1989; Профилактика правонарушений. Казань, 1989; Сомин В.Н. Социальное управление предупреждением преступности: введение в теорию. Иркутск, 1990; Токарев А.Ф. Общее предупреждение преступлений: деятельность органов внутренних дел. М., 1995; Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности. Красноярск, 1999.

3. См.: Криминология. М., 1994; Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2005.

4. К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин размер этих «издержек» оказался настолько велик, что существенно мешает достижению целей реформы. Масштабные злоупотребления при приватизации, небывалое имущественное расслоение общества, потеря значительной частью населения трудовой перспективы, свёртывание ассигнований на науку, просвещение, культуру - всё это серьёзно компрометирует реформу в глазах общественного мнения. Не случайно в этой связи на законодательном, президентском, правительственном уровнях разработан ряд общесоциальных мер, направленных на устранение или смягчение социальных издержек реформы.

5. См.: Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2005.

6. Тарханов И.А. Поощрение позитивного поведения в уголовном праве. Казань, 2001. С. 16.

7. Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов-на-Дону, 2002. С. 130, 131.

8. Букаев Н.М. и др. Расследование преступлений несовершеннолетних. Ростов-на-Дону, 2006. С. 4.

9. Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М., 2010. С. 5.

10. Поминов С.Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 12.

11. Сиоридзе А.Т. Групповой молодёжный экстремизм (криминологическое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 5.

12. Семенцов А.М. Институциональные формы молодёжного экстремизма в российском политическом процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.