Научная статья на тему 'Общеобразовательное значение используемых в химии методов исследования действительности'

Общеобразовательное значение используемых в химии методов исследования действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАБЛЮДЕНИЕ / ИЗМЕРЕНИЕ / ОПИСАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Никонова Надежда Андреевна

Оценено общеобразовательное значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ методов исследования химической действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Никонова Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общеобразовательное значение используемых в химии методов исследования действительности»

химии учащимися средней общеобразовательной школы осуществляется старшеклассниками под руководством учителя на материале расчетов по химическим формулам, применению закона Авогадро, приготовлению растворов, растворимости и кристаллизации, химическим уравнениям, составу смеси веществ и определению выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Исполнение математических алгоритмов решения учебных задач химии в современной общеобразовательной школе учащиеся старших классов производят, как правило, с помощью микрокалькуляторов [6] и персональных компьютеров [7].

Анализ результатов решения учебных задач по химии и формулировка соответствующих выводов старшеклассники под руководством учителя осуществляют на основе формальной и диалектической логики с учетом положений здравого смысла.

На основе анализа и обобщения приведенного выше краткого материала можно сформулировать вывод о том, что уровень общего образования учащихся средней школы значительно повышается при постановке и решении ими учебных задач химии с помощью метода математического моделирования фрагментов действительности.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

4. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 77 - 81.

5. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

6. Каримов М.Ф. Использование программируемых микрокалькуляторов в учебном процессе // Учитель Башкирии. - 1986. - № 6. - С. 44 - 50.

7. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2005. - Т. 12. - № 4. - С. 30 - 35.

© Каримов М.Ф., Закиева Э.Ф., 2017

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Никонова Надежда Андреевна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ХИМИИ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Оценено общеобразовательное значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ методов исследования химической действительности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 09/2017 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.

Учебное познание объектов, процессов и явлений действительности проектируется и реализуется на эмпирическом и теоретическом уровнях [1].

На исходном эмпирическом уровне познания действительности настоящими и будущими исследователями объектов, процессов и явлений окружающего нас мира устанавливаются научные факты и производится первичная обработка полученных данных о фрагменте реальности.

Основными эмпирическими методами познания химической действительности выделяются наблюдение, измерение, описание и эксперимент [2].

Выявление сущности объектов, процессов и явлений действительности и установление законов, которым они подчиняются, относится к теоретическому уровню познания окружающих учащихся и ученых мира.

Среди теоретических методов химии функциями описания, объяснения и предсказания обладает математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной и технологической действительности [3].

Учителя химии средних общеобразовательных школ, ориентированные на обучение творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных выпускников, вместе с учащимися выделяют нижеследующие определения методов химических исследований природных и технологических объектов, процессов и явлений [4].

Наблюдение - это целенаправленное чувственное восприятие субъектом познания химических объектов (веществ и их свойств), процессов (химических реакций) и явлений (позитивных и негативных химических воздействий) с целью их изучения.

Измерение - это познавательный процесс определения количественных значений изучаемых химических свойств исследуемого объекта, процесса или явления посредством сравнения величин с помощью инструментов с мерными отметками, технических устройств или физических приборов.

Описание - это детальное, упорядоченное, однозначное и систематическое словесное, числовое, графическое или табличное изложение проведенного наблюдения или измерения характерных химических признаков изучаемого объекта, процесса или явления.

Эксперимент - это проектируемый и реализуемый в строго контролируемых, повторяемых и управляемых условиях исследование выделенного химического объекта, процесса или явления.

Математическое моделирование в химии - это построение и изучение на основе составления и решения алгебраических, тригонометрических, показательных, логарифмических и дифференциальных уравнений, отражающих состояние или поведение фрагмента химической действительности, особенностей соответствующего объекта, процесса или явления.

Общеобразовательные знания, умения и навыки старшеклассников углубляются и расширяются при выделении ими под руководством учителя химии необходимых условий осуществления наблюдения, измерения, описания, эксперимента и математического моделирования химических объектов, процессов и явлений.

Наблюдение плодотворно в учебном и научном отношениях если сформулирована его цель и определены предмет и план данного метода эмпирического исследования химической действительности.

Измерение, являющаяся количественной формой наблюдения, достигает цели при высоком уровне овладения исследователем теорией и методикой измерительных инструментов химии.

Описание фрагмента химической действительности вносит существенный вклад в учебное и научное познание объектов, процессов и явлений при наличии у исследователя полного протокола опыта.

Эксперимент учебный и научный в области химии способствует развитию познания действительности и его субъекта, если он позволяет подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Математическое моделирование считается успешным, если настоящим и будущим исследователям удалось достичь адекватности изучаемого фрагмента химической реальности построенным математическим конструкциям.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что с помощью освоенных на занятиях химии старшеклассниками методов наблюдения, измерения, описания, эксперимента и математического моделирования можно повысить уровень общеобразовательной подготовки учащихся по эмпирии и теории познания

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

2. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.

3. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

4. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59- 63.

© Каримов М.Ф., Никонова Н.А., 2017

УДК 372.851

С. О. Каримова

магистрант 2 года обучения, ОмГПУ

г. Омск, РФ E-mail: saltik.s .93@mail. ru

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о роли проблемного обучения, в частности использование проблемных ситуаций в процессе обучения, в активизации познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова Проблемное обучение, проблемная ситуация, познавательный интерес.

С внедрением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) изменились цели образования. Они стали основываться на побуждении учащихся к самостоятельности и активности при изучении нового материала, на воспитании коллективной взаимопомощи, развитии межпредметных связей. Проявление познавательного интереса учащихся к математике существенно влияет на реализацию поставленных целей. Применение новых образовательных технологий в процессе обучения, таких как проблемное обучение, позволит активизировать познавательный интерес обучающихся.

Познавательный интерес «выражается в глубинном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и длительном приобретении знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения» [2, с. 12]. Отсюда можно сделать вывод, что познавательный интерес неразрывно связан с проблемностью как неотъемлемой чертой этого процесса.

«Своеобразие проблемного обучения в том, что учащиеся систематически включаются в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности» [1, с. 117] -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.