Научная статья на тему 'ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВЛИЯНИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ ИМ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВЛИЯНИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ ИМ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / цифровизация / образовательное пространство / здоровье / обучающиеся / цифровой аутизм / гаджеты / зависимость / головной мозг / цифровые технологии / communication / digitalization / educational space / health / students / digital autism / gadgets / addiction / brain / digital technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов А.В.

В статье проанализированы роль и значение реального общения в современном мире цифровизации и то влияние, которое процесс живого общения с окружающими оказывает на психологическое и физиологическое здоровье обучающихся; особый акцент сделан на тех проблемах, которые сопровождают процесс цифровизации образовательного пространства, проявляющихся в серьёзных изменениях в развитии мозга, утрате когнитивных функций, снижении способности к критической оценке фактов и ориентации в потоках информации, а также умственной работоспособности, в целом, приводящих к «цифровому слабоумию», а также к «цифровому аутизму», обусловленному разрушением социальных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL SPACEAND THE IMPACT IT HAS ON THE HEALTH OF STUDENTS

The article analyzes the role and importance of real communication in the modern world of digitalization and the impact that the process of live communication with others has on the psychological and physiological health of students; special emphasis is placed on the problems that accompany the process of digitalization of the educational space, manifested in serious changes in brain development, loss of cognitive functions, decreased ability to critically assess facts and orientation in information flows, as well as mental performance, in general, leading to «digital dementia», as well as to «digital autism» caused by the destruction of social ties.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВЛИЯНИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ ИМ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВЛИЯНИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ ИМ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Морозов А.В.(Москва, НИИ ФСИН России) doc_morozov@mail.ru

Аннотация. В статье проанализированы роль и значение реального общения в современном мире цифровизации и то влияние, которое процесс живого общения с окружающими оказывает на психологическое и физиологическое здоровье обучающихся; особый акцент сделан на тех проблемах, которые сопровождают процесс цифровизации образовательного пространства, проявляющихся в серьёзных изменениях в развитии мозга, утрате когнитивных функций, снижении способности к критической оценке фактов и ориентации в потоках информации, а также умственной работоспособности, в целом, приводящих к «цифровому слабоумию», а также к «цифровому аутизму», обусловленному разрушением социальных связей.

Ключевые слова: общение, цифровизация, образовательное пространство, здоровье, обучающиеся, цифровой аутизм, гаджеты, зависимость, головной мозг, цифровые технологии.

COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL SPACEAND THE IMPACT IT HAS ON THE HEALTH OF STUDENTS Morozov A.V. (Moscow, RI FPSR) doc_morozov@mail.ru

Abstract. The article analyzes the role and importance of real communication in the modern world of digitalization and the impact that the process of live communication with others has on the psychological and physiological health of students; special emphasis is placed on the problems that accompany the process of digitalization of the educational space, manifested in serious changes in brain development, loss of cognitive functions, decreased ability to critically assess facts and orientation in information flows, as well as mental performance, in general, leading to «digital dementia», as well as to «digital autism» caused by the destruction of social ties.

Keywords: communication, digitalization, educational space, health, students, digital autism, gadgets, addiction, brain, digital technologies.

Цифровые гаджеты и технологии, став неотъемлемой частью жизни обучающихся в условиях перехода на дистанционный формат образовательного процесса, обусловленный угрозой распространения пандемии COVID-19, постепенно подменяют собой привычные ресурсы традиционного образования, невольно принуждая становиться активными участниками тотальной цифровизации образовательного пространства, что, по мнению целого ряда учёных, не является позитивным направлением развития, особенно, несовершеннолетних (Вербицкий, 2019; Лазар, 2018; Морозов, 2018; Морозов, Радченко, 2009; Мухаметзянов, 2020; Цифровой героин).

В последнее время на, различного рода, научных мероприятиях звучат всё более обеспокоенные голоса исследователей, учёных-практиков, не желающих замалчивать факты реальных рисков, угроз и вызовов, характерных для процесса глобальной цифрови-зации (Косенко; Морозов, 2020; Морозов, 2020; Морозов, Романова, 2020; Никифоров; Mukhametzyanov, 2019).

Активное использование обучающимися цифровых технологий и их погружение в виртуальное пространство ведёт к серьёзным опасным изменениям в развитии мозга, которые учёные уже назвали «цифровым слабоумием» (или «цифровой деменцией» -

«digitaldementia»). Это диагноз, означающий нарушение когнитивных функций мозга и поражение отдельных его участков. Впервые этот диагноз поставили в Южной Корее в 2007 году младшим школьникам, когда оказалось, что изменения, которые произошли в их мозге, очень напоминают старческое слабоумие или деменцию. По мнению доктора Б. Джи-уона из сеульского Центра развития мозга, зависимость от новых цифровых технологий препятствует нормальному развитию мозга, так как при этом происходят атипичные процессы: в основном, развивается левое полушарие, а правое - остаётся слаборазвитым или не используется вовсе, что в 15% случаев ведёт к цифровой деменции (Яуа11).

В России об этом негативном последствии цифровизации образовательного пространства открыто заговорили относительно недавно. В то время как в нашей стране отсутствуют систематические обобщающие исследования заявленной проблемы, а тема цифровой зависимости на государственном уровне фактически не обсуждается, на Западе количество подобных исследований неуклонно растёт: психологи и психиатры, педиатры, нейробиологи, нейрофизиологи, представители других профессий - принимают активное участие в рассмотрении проблемы (Яуа11).

Среди наиболее значимых работ, в первую очередь, необходимо назвать книгу немецкого психиатра и нейрофизиолога, директора психиатрического госпиталя при университете в Ульме (Германия), основателя Центра нейронаук и обучения М. Шпитцера «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей», вышедшую в русском переводе под названием «Антимозг. Цифровые технологии и мозг» (Шпитцер, 2014). В этой работе достаточно детально представлены дисфункции вследствие отрицательного воздействия цифровых технологий на детей и приведён систематизированный статистический материал, посвящённый этой тематике.

Реальное физическое исследование окружающей реальности сегодня подменяется виртуальным, что резко ограничивает возможности человеческого познания. В итоге мозг ребёнка не получает необходимой ему «пищи» - опыта, без которого не может развиваться. В результате важнейшие участки мозга, ответственные за концентрацию внимания, сопереживание, самоконтроль, принятие решений, не развиваются, живые ткани мозга атрофируются, и он деградирует. Головной мозг, как показывают результаты проведённых исследований, увеличивается в тех зонах, которые наиболее интенсивно используются. Если головной мозг не использовать, он уменьшается в размерах.

Цифровизация образовательного процесса способствует утрате когнитивных функций и, в первую очередь, это сказывается на навыках мышления, снижении способности к критической оценке фактов и ориентации в потоках информации, а также умственной работоспособности, в целом. Всё это на практике приводит к закреплению, так называемого, «клипового мышления» у ребёнка, означающего особенность восприятия окружающего мира посредством коротких теленовостей, видеоклипов, различного рода ярких образов и т.д. При этом, окружающий мир не воспринимается целостно, а лишь в виде небольших блоков событий, не связанных между собой и сменяющих друг друга без всякой логической связи. Кроме того, в большинстве своём, современные дети мало читают и плохо запоминают прочитанное, они не понимают смысла прочитанного и очень быстро забывают то, чему их недавно учили. В процессе одного из исследований российским старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов, результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников равен всего лишь... 10% (Косенко).

«В последние годы всё больше учёных, несмотря на сильнейшее давление и угрозы в их адрес, предупреждают об опасности электромагнитных излучений, повышающих риск возникновения рака мозга, лейкоза, разрыва ДНК, сердечно-сосудистых заболеваний, когнитивных дисфункций, психоза, сахарного диабета, нарушения иммунной и репродуктивной системы, заболеваний щитовидной железы, надпочечников, эпифиза, сердечнососудистой системы, гормональных нарушений, астмы, хронической депрессии, заболеваний нервной системы и многого другого. В свете всего вышесказанного устремления рос-

сийских цифровиков оцифровать российскую школу можно сравнить с организацией забега наших детей на минное поле» (Четверикова).

Так, например, одним из выявленных следствий цифровизации современного образовательного пространства становится ликвидация у детей системного и аналитического мышления: мозг утрачивает способность конструирования образа будущего и, соответственно, постановки цели перед собой. В случае совмещения дистанционного формата образования с традиционным, а, тем более, замены второго первым - время, необходимое для осуществления качественного мыслительного процесса, у обучающихся будет неуклонно сокращаться.

В процессе обособления, отдавая предпочтение различного рода гаджетам вместо реального общения с людьми, человек незаметно разрушает социальные связи, подвергаясь эпидемии «цифрового аутизма», характеризующегося развитием суицидальных наклонностей и проявлений депрессии, в результате чего проявляет агрессию, социальную настороженность и внутреннее напряжение, склонность к конформизму. Человек утрачивает способность поддержания длительного психологического контакта с окружающими, теряет интерес к внутреннему миру другого человека и т.д.

Литература

1. Вербицкий А.А. Проблемы и риски цифрового обучения // Психотехнологии в бизнесе и образовании: сб.матер. IV Междунар.науч.-практ.конф. М., 2019. С. 1.

2. Косенко А. Что такое клиповое мышление. URL: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip (дата обращения: 19.09.2021).

3. Лазар М.Г. Цифровизация общества, её последствия и контроль над населением // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. 2018. № 4 (34). С. 170-181.

4. Морозов А.В. Влияние цифровизации образовательной среды на психологическое здоровье обучающихся // Человек в цифровой реальности: технологические рис-ки:матер^ Междунар.науч.-практ. конф., посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тверь: ТвГТУ, 2020. С. 391-395.

5. Морозов А.В. Изменение менталитета субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования // Социально-психологические проблемы менталь-ности / менталитета. 2018. № 14. С. 65-73.

6. Морозов А.В. Современные тенденции развития цифрового образования: «за» и «против» // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудниче-ство:ежегодник:матер.XIX Национальной науч.конф. с междунар. участием. М.: ИНИОН РАН, 2020. C. 673-674.

7. Морозов А.В., Радченко Л.Е. Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание, психическое и физическое здоровье современной молодёжи // Социально-психологические проблемы современной молодёжи:матер. Междунар.науч.-практ.конф. Арзамас: АГПИ, 2009.С.9-12.

8. Морозов А.В., Романова Е.Н. Цифровые технологии и их пагубное влияние на развитие несовершеннолетних // Наука, образование, культура:сб. ст. / сост. Т.И. Раков-чена и др. Т. 3. Психолого-педагогические науки. Комрат: КГУ, 2020. С. 466-470.

9. Мухаметзянов И.Ш. Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы // Россия: тенденции и перспективы развития:ежегодник: матер. XIX Национальной науч.конф. с междунар. участием / отв. ред. В. И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2020. С. 571-574.

10. Никифоров О. Чем полезна и опасна тотальная цифровизация [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2018-07-09/8_7261_technology.html (дата обращения: 23.08.2021).

11. Цифровой героин: как экраны превращают детей в психотических наркоманов [Электронный ресурс]. URL: https://narasputye.ru/archives/3962 (дата обращения 10.10.2021).

12. Четверикова О. Цифровизация образования - это опасно. URL: https://mentamore.com/socium/cifrovizaciya-cheloveka.html (дата обращения: 28.09.2021).

13. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=189102&p=1 (дата обращения: 17.08.2021).

14. MukhametzyanovI.Sh.Digital educational environment, health protecting aspects // Journal of Siberian Federal University; Humanities and Social Sciences. T. 12. 2019. No. 9.Р. 1670-1681.

15. Ryall J. Surge in «digital dementia» [Электронныйресурс]. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/southkorea/10138403/Surge-in-digital-dementia.html (date of access: 22.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.