Научная статья на тему 'Общение в единой образовательной среде или учебная компьютерно-опосредованная коммуникация'

Общение в единой образовательной среде или учебная компьютерно-опосредованная коммуникация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общение в единой образовательной среде или учебная компьютерно-опосредованная коммуникация»

Educational Technology & Society 6(2) 2003 ISSN 1436-4522

Общение в единой образовательной среде или учебная компьютерно-опосредованная коммуникация

Модератор:

И.Н. Розина

Институт управления, бизнеса и права, г. Ростов-на-Дону, [email protected]

Время проведения дискуссии:

15 апреля -30 апреля 2003 года.

Участники дискуссии:

Андрей Рудницкий, Юрий Петрович Лисненко, Н. Локтев, Алексей, а также Илья Николаевич Андреев

В апреле 2003 в списке рассылки восточно-европейской секции состоялась небольшая дискуссия, возможно несколько незавершенная ввиду ограничения во времени, тема который выведена в заголовок данного обзора (ведущая Розина И.Н.). В ней приняли активное участие Андрей Рудницкий, Юрий Петрович Лисненко, Н. Локтев, Алексей, а также Илья Николаевич Андреев и Олег Лавров, но уже в рамках межличностной дискуссии и на форуме подготовки дистанционной части семинара «Технологии дистанционного обучения» http ://olavrov.newmail.ru. Фамилии и имена при ссылках будут использованы в том виде, в каком были употреблены участниками дискуссии. Их ответы на поставленные вопросы, генерация новых и обсуждение собственных идей, расставление акцентов, попытки взглянуть на проблемы глазами специалиста и среднестатистического потребителя ИКТ, опыта освоения ИКТ в своей профессиональной деятельности и внедрения программного обеспечения, а также наблюдение автора за ходом дискуссии, позволяют сделать контент-анализ и некоторые выводы по заданной теме. Ввиду некоторой незаконченности обсуждения и оставшихся без ответа вопросов будет предпринята попытку заложить основы для новых дискуссий.

Освоение информационных и коммуникационных технологий в образовании идет своим темпом, многим участникам этого процесса кажущееся слишком медленным. Не останавливаясь на анализе скорости вхождения этих технологий в образование и причинах консервативности образования в целом, а также его участников в частности по отношению к любым новшествам, сошлемся на два противоположных вывода. Первый - о чрезвычайно медленном вхождении новых средств коммуникации в массовое употребление в исследовании Б. Уинстона [Winston B., 1986], [Крук, 2000, 315], второй - об ошибочно медленном восприятии этого вхождения в исследовании Пауля Саффо (Paul Saffo), который определил это время "правилом 30 лет" [Fidler R., 2002, 22]. А также напомним о несбывшихся предсказаниях революционного изменения образования в связи с развитием тех или иных универсальных технологий (1922 г. - кино, 1945 г. - радио, 1950 г. - обучающая машина Скиннера [Maddux C., 1997]). Кроме того, например, в исследованиях Марка Леппера [Lepper M., 1993] сравнивается стиль взаимодействия (обратная связь, коррекция, оценка, наглядная демонстрация), поддерживаемый интеллектуальными обучающими системами (intellectual tutorial systems), и документированная речь и способы взаимодействия учителей во время работы в классе. Отмечено, что эффективность учебного взаимодействия учителей в классе определяется, в том числе, владением сложной стимулирующей формой обмена знаниями между ними и учащимися, основанной на интерсубъективности - специфической человеческой способности предвосхищать некоторые психологические состояния других людей (намерения, надежды, желания). Эта способность позволяет оказывать учебное воздействие, обращенное непосредственно к знаниям, интересам и потребностям

ученика в каждый отдельный момент, не реализуемое современными компьютерными обучающими системами [Крук Ч., 2000, 320].

Чаще всего исследования, связанные с обучающими компьютерными системами и электронной образовательной средой, строятся на моделях взаимодействия (общения, коммуникации), ориентированных на студента. Мы предложили к свободной дискуссии рассмотрение особенностей и проблем с позиций модели профессионального взаимодействия преподавателя, как наиболее развитую форму компьютерно-опосредованной коммуникации (по нашим предположениям, в большей степени общение с коллегами, чем со студентами). Были сформулированы три нижеследующих вопроса для обсуждения.

1 . Влияют ли современные информационные и коммуникационные технологии на вашу профессиональную деятельность и общение? Если да, то в чем проявляется это влияние?

2. Ощущаете ли Вы на себе сложность адаптации к новым формам взаимодействия в электронной среде?

3. Какие положительные и отрицательные стороны общения, опосредованного компьютером, вы наблюдаете?

По первому вопросу были высказаны в основном схожие мнения о влиянии современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и несколько спорное утверждение, что современный "обучающий процесс немыслим без внедрения специального программного, методического и прочего обеспечения, позволяющего улучшить процесс усвоения материала, обеспечить высокий уровень изложения, простоту и доступность, а тем более наглядность" (Алексей). По нашему мнению сомнительность педагогической ценности и обоснованности улучшения процесса обучения при внедрении ИКТ, целесообразности их немотивированного процессом обучения использования является одним из сдерживающих факторов освоения ИКТ в образовании. Большинство специалистов с большим педагогическим стажем имеют в своей голове собственное высокоинтеллектуальное, но часто плохо формализуемое "программное, методическое и прочее обеспечение", позволяющее организовать эффективное учебное воздействие, сформированное за многие годы преподавания - т.е. "высокий уровень изложения, простоту и доступность". Возможность применения ИКТ для моделирования каких-либо процессов в виртуальном исполнении, при условии, что такое моделирование действительно эффективно и "позволяет продемонстрировать этот процесс, не прибегая к специальному лабораторному или другому оборудованию" (Алексей), несомненно, может добавить аргумент в пользу ИКТ в образовании.

Понятно, что ИКТ не подменяют собой традиционное, живое взаимодействие и общение, в том числе между членами профессионального сообщества. Так, в расстановке приоритетов в перечне видов коммуникации для принятия решения в бизнесе, на первом месте стоит межличностная коммуникация. А если речь идет об образовании, то аналогичная ситуация складывается между участниками образовательного процесса, в том числе между преподавателем и студентом, руководителем и подчиненными из преподавательского и технического состава учреждения. В большинстве случаев для принятия важных решений необходима личная встреча или, как минимум, телефонные переговоры.

Как в очной, так и в заочной и дистанционной форме обучения возможность применения нескольких технологий для общения, таких как электронная почта, чаты, интернет-пейджеры, позволяет решать проблемы эмоциональных недостатков опосредованного компьютером общения. Так, нами были успешно апробирован широкий спектр технологий - электронная почта для личных контактов, чат и форум для групповых дискуссий между американскими и российскими студентами в ходе совместного обучения по курсам "Организационная коммуникация", "Public Relations" "Межличностная коммуникация" (Канзаский университет, Университет Индианы, США, Институт управления, бизнеса и права, Ростов-на-Дону, Россия). Другой пример — использование учебного чата в рамках совместного учебного курса "Технической коммуникации" (Денверский университет, США, Ростовский госпедуниверситет, Россия) для целей которого назначалось время встречи с преподавателем для мозгового штурма по проблеме, Кроме того, можно было

использовать чат при заходе на страницы курса на сервере университета для общения с тем, кто находится на веб-сайте курса в данный момент.

Утверждение о некоторых положительных моментах влияния использования ИКТ преподавателями, среди которых возможность решения таких, задач, как высвобождение времени на занятиях, продолжение взаимодействия за пределами занятий, осуществление индивидуального подхода к студенту, содействие самостоятельной и творческой работе студента (И.Н. Розина, И.А. Андреев) вызвали обоснованные возражения у А. Рудницкого: "От того, что преподаватели будут больше общаться со студентами по сети, у них не решится проблема со временем (отсюда и с эффективностью), а скорее усложнится". На наш взгляд этот эффект характерен для первого этапа освоения ИКТ, например, эпизодического использования электронной почты для связи со студентами, в последующем, при увеличении спектра и частоты использования технологий, эффективность их использования как преподавателем, так и студентом увеличивается. Несомненно, что данный вопрос требует не только качественного интуитивного восприятия, но и подкрепления сравнительными количественными данными. Например, среди сдерживающих факторов названа субъективная и объективная сложность вербализации сообщения - "печать на клавиатуре занимает у обычного

пользователя, владеющего десятипальцевым набором 1 минуту на 180 символов, а сказать за то же время можно примерно на 700 символов, плюс невербалка - можно и выражением лица дать понять, что студент ошибается и ему следует в данный момент остановиться и начать с предыдущего абзаца" (А. Рудницкий). Проблема скорости набора текста одна из серьезных в освоении ИКТ и требует репрезентативности и более обширного по затрагиваемым аспектам подхода, чем приведенный в дискуссионном плане.

В случае управления учебным учреждением или его отдельной структурой отмечено, что ИКТ позволяют оперативно решать деловые задачи (Ю.П. Лисненко). В новой образовательной среде преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако, такая среда влияет на формирование его новой роли. В этой высокоинформативной среде преподаватель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому преподаватель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами преподавателя становятся развитие интеллектуальных навыков, а также навыков, востребованных современным мировым сообществом — глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ. Под адаптацией к изменениям понимается умение самостоятельно и рационально работать с информацией в различных форматах и превращать ее в знания, осваивать новые интерактивные методы взаимодействия в высокотехнологичной среде. Развитие самостоятельности в обучении подчинено смене концепции образования "обучения на всю жизнь" на "обучение в течение всей жизни".

По второму вопросу об адаптации были высказаны утверждения об отсутствии каких-либо сложностей, "т.к. общество, особенно молодежь уже достаточно подковано в применении ИТ в повседневной жизни" (Алексей). Хотя, если сравнивать общение в электронной среде с традиционным обучением, где устная (языковая, вербальная) коммуникация составляет большую часть педагогического взаимодействия (около 70%, по мнению некоторых специалистов), то электронная коммуникация вообще и в большинстве отечественных учебных учреждений в частности вряд ли составит конкуренцию традиционному педагогическому взаимодействию (см. также аргументы А. Рудницкого). Н. Локтев подчеркнул, что в приведенных в ходе дискуссии данных, рассуждениях высвечиваются проблемы не столько количественные, сколько качественные, что теоретическое обоснование права на существование компьютерно-опосредованного общения доказуемо, но оно "ни в коей мере не замещает прямое общение для практиков". Процент преподавателей и студентов, использующих ИКТ в образовательных целях еще объективно низок, по нашему мнению. Этот вывод сделан из собственной практики (И.Н. Розина, И.Н. Андреев, О. Лавров) и экспресс-опросов автора нескольких аудиторий вузов. Так, наш опрос студентов второго курса Института управления, бизнеса и права, в котором доступ к электронной почте у

преподавателей и студентов свободный и бесплатный, а также студентов Ростовского государственного экономического университета на студенческой конференции «Студенческая коммуникация: теория и практика в различных социально-

образовательных аспектах» показал отсутствие преподавателей, которые бы использовали ИКТ или электронную почту для целей обучения.

Кроме того, можно сделать выводы из анализа данных глобальных и систематических исследований по современным коммуникационным процессам и интерпретированию динамики их развития трех организаций: Агентства

Региональных Политических Исследований (АРПИ, http://www.monitoring.ru), "КОМКОН" (http://www.comcon-2.com) и региональной общественной организации "Центр Интернет-технологий", РОЦИТ, публикующей аналитические отчеты "Россия в Интернете" (rocit.ru/inform/page 1 .^т). На основании этих данных Интернет-сообщество России можно охарактеризовать в целом как динамически развивающееся социальное сообщество широкого возрастного диапазона, в котором научная и образовательная (академическая) элита составляет не столь представительную часть (около 20%), причем в Москве и Санкт-Петербурге она составляет больший процент (9 и 7 % от населения, соответственно). Таким образом, мы можем говорить только о зарождении компьютерно-опосредованной коммуникации, как новой коммуникационной формы, которую начинают активно развивать различные академические Интернет-сообщества.

Что касается проблем невербальной коммуникации (паралингвистика), спектр которой очень широк и значим для любой формы общения (кинесика - язык тела, движения, выражение лица, проксемика - пространство, дистанция, территория, артефакты - одежда, знаки отличия, гептика - прикосновения, хронемика - временной показатель, вокативные аспекты голоса, зрительный контакт и прочее), то действительно в большинстве случаев эти аспекты не охватываются вербальной (языковой) текстовой коммуникацией. К частичной компенсации невербального общения можно отнести включение в текстовые сообщения эммограмм - комбинации знаков пунктуации и других символов в качестве эмоциональных миниатюр, а также использование различных элементов форматирования, повторов, цитирования, перефразирования.

Тем не менее, несмотря на минимальное присутствие эмоциональных включений, совместное сравнительное исследование адаптации к использованию электронной почты студентами на основе изучения причин, доступности, восприятия легкости и частоты использования, которое проводится в настоящее время на выборке из 200 российских и американских студентов, показывает отсутствие проблем адаптации к этому виду общения, а также быстрые изменения отношения и роли этих форм коммуникации в жизни студентов. Таким образом, преподаватели демонстрируют гораздо больший консерватизм в отношении применения мало изученных в методологическом плане технологий в учебном процессе, а, кроме того, преподаватели с большим стажем работы намеренно уступают в этом плане молодым, более свободно владеющим технологиями и английским языком (Лисненко Ю.П.), что наиболее существенно при межкультурной коммуникации с коллегами из зарубежных стран. На наш взгляд, исследование процессов адаптации начинающих использовать ИКТ преподавателей (БЧеаЛе^ и студентов (E-learner) даст возможность решения технологических, социальных, эмоциональных, методических и этических проблем опосредованного компьютером общения.

По третьему вопросу о наблюдаемых положительных и отрицательных сторонах общения, опосредованного компьютером, А. Рудницким было высказано категоричное мнение о том, что "развитие общения опосредованного компьютером, и даже отчасти замена живого общения на опосредованное - явление закономерное и говорить о том, как мы к нему относимся, так же бессмысленно, как обсуждать нравственные аспекты закона всемирного тяготения". Им же были предложены оригинальные подходы к предмету изучения - "разложить по-чапаевски

картофелины на карте и посмотреть чистым (почти детским) взглядом на то, что должно лежать в основе любой деятельности", "положить предмет изучения на уже имеющееся лекало (клише), обрубить все что свисает, а обрубки затем рассмотреть внимательно", "принцип слабого звена". В качестве "подложки" предлагалось использовать общение через традиционные почтовые письма. Среди

наиболее существенных, отличающихся от живого общения, положительных и отрицательных, характеристик, были отмечены следующие три (А. Рудницкий):

- необходимость с большей тщательностью продумывать свое сообщение,

поскольку все, что может быть неправильно понято - понимается

неправильно (закон Мерфи, но работает серьезно). Здесь же,

невозможность моментально погасить вспышку неприятия и недопонимания текста надлежащим комментарием или аргументом;

- трудность выражения своих чувств и эмоций, трудоемкость передачи настроения в тексте (не хватает нескольких инструментов выразительности: интонации, паузы, акценты, тембр, ритм, даже жесты и мимика);

- имеется возможность несколько раз изучить письмо, осмыслить написанное в разных состояниях в удобное время.

К положительным возможностям, упростившим общение через Интернет (электронную почту) из-за скорости и простоты доставки, причислены

нижеследующие:

- Увеличение скорости доставки сообщения до мгновенной.

Отметим по ходу, что изменилось в этой связи и время ожидания ответа. Так, замечено, что американцы (в отличие от европейцев) часто не понимают, почему российские респонденты долго не отвечают. Это, например, один из традиционных вопросов, который задают американские студенты координатору дистанционных проектов по

переписке - почему ваши студенты не отвечают сразу, даже при наличии технической возможности, что, впрочем, включает и наличие языкового барьера. Обычно оба барьера (языковой и технологический) преодолеваются большинством студентов к завершению совместной семестровой программы. Правило использования электронной почты предельно простое - в деловой переписке, в общении со студентами ответ должен быть быстрым, в личной переписке можно отложить и дать подробный и обдуманный ответ позднее. Отмечено, что ответ по электронной почте в ночное время суток воспринимается как более интимный, а большой временной разрыв между сообщениями, в том числе в дискуссии по списку рассылки, значительно снижает интерес к переписке и ведению дискуссии.

- Снижение трудоемкости процесса написания письма (особенно при рассылке большому количеству адресов).

Отметим одну из традиционных ошибок в общении по почтовому списку рассылки, которая в нашем случае ведения дискуссии не наблюдалась, - необходимость при ответе на сообщение в список рассылки использовать несколько другой стиль и форму изложения, чем в личной электронной переписке, ввиду того, что отвечаешь не только автору сообщения, но и ретранслируешь свой ответ на всю аудиторию списка, что далеко не одно и тоже по содержанию, форме и стилю. Как нам кажется, это избежание ошибок, традиционных для многих других известных автору списков рассылки, в которых несоблюдение правил нетикета приводят к тому, что успешный процесс коммуникации может не состояться, связано с более высоким уровнем информационной и коммуникационной компетенции участников данной дискуссии.

- Появление возможности мультимедиа сопровождения письма (звуковой фрагмент, картинка, анимация, видео).

Ограничения на использование всего спектра мультимедиа вызваны техническими возможностями российских сетей (аппартно-программные, пропускная способностью).

Традиционно выделяют социальные и эмоциональные недостатки опосредованного компьютером общения, для которых есть свои стратегии нейтрализации (внешние и внутренние [Астляйтнер Г., 2000]. Так, для решения эмоциональной проблемы работы с ИКТ, принимаются меры по нейтрализации отрицательных моментов, подключая технологии с эмоциональными характеристиками, как, например, популярные в последнее время технологии агентов, координирующих свое поведение с действиями пользователей.

Попробуем перечислить, не вдаваясь в порядок значимости, что от живого общения вроде бы теряется / возможно, приобретается:

- непрерывность общения / возможность осмыслить высказанное;

- личностный характер взаимоотношений / возможность спрятаться за анонимность, обезличивание;

- насыщенность, эмоциональная глубина / прагматичность, выделение смысла;

- адекватность оценки собеседника / возвышение новых качеств (например, грамотности, быстроты реакции);

- жесткая иерархичность социальных взаимоотношений / понижение привычных атрибутов власти, доступность УГР, демократичность.

А. Рудницким было высказано также предположение о положительном влиянии возросшей в очередной раз опосредованности в общении, возникшей в связи ИКТ, которая должна быть "дополнена утерянной с некоторых пор культурой такого общения, конечно с учетом возросшей динамики и возможностей". Алексей отметил как положительную потенциальную возможность общения с большой аудиторией в разных частях страны. В то же время Ю.П. Лисненко подчеркнул наличие крайне раздражающего "мусора", жаргона, сленга, к которым можно добавить флейминг (злобные высказывания, ругательства, оскорбления) в Интернете и пренебрежение имеющимися в нём средствами контроля и развития грамотного, делового, этичного письма.

Таким образом, спрос на компетентность в области компьютерноопосредованной коммуникации растет в социально-экономическом (развитие информатизации различных сфер деятельности) и социально-психологическом плане (возрастание доли технической коммуникации в обществе). В современном профессиональном мире, во многом уже ориентированном на сетевые технологии, компьютерно-опосредованные коммуникативные навыки являются ключевыми среди профессиональных качеств. Поэтому в образовании такие коммуникативные навыки, как грамотная письменная речь, эффективная работа с различной электронной информацией, критическая оценка информационных ресурсов, координирование совместных действий, презентация и самопрезентация, нетикет, позволят эффективно строить взаимодействия и взаимопонимание с участниками образовательного процесса, управлять коммуникативным процессом в образовательной среде.

Исходя из наличия негативных компонентов, на наш взгляд, тем не менее в процессе подготовке будущих специалистов следует разрабатывать и реализовать практические занятия с использованием ИКТ. По верному замечанию Н. Локтева "существуют приложения, где синтаксис с высокой точностью передает семантику, например, методички, стандартные задания, контроль, основанный на тестовом диалоге". Возможно при любом из видов реализуемых в образовании приложений ИКТ (один/один, один/много, много/много) можно обнаружить "не слишком объяснимый, но отчетливо ощущаемый дефект", поэтому "внедрение новых технологий, надо ожидать, встретит противодействие в любом из возможных проявлений". Тем не менее, похоже, что эта неоптимистичная идея, не сильно останавливает энтузиастов и новаторов (используем термины с положительной коннотаций). Так, нами на протяжении нескольких лет используются специально разработанные курсы, совместно координируемые с зарубежными коллегами курсы и проекты, которые являются, на наш взгляд, эффективным способом организации информационно-коммуникационного всеобуча для преподавателей и студентов, реализацией педагогически обоснованных дидактических решений в содержании, методах и организационных формах обучения ИКТ и компьютерно-опосредованной коммуникации. Такой подход несколько расходится со спорным взглядом на проблему А. Рудницкого, когда "слабое использование преподавателями ИКТ общения не является на сегодняшний день признаком их отставания, и скорей находится в гармонии (если так можно сказать) с уровнем развития ИКТ в нашей стране и с уровнем организации учебного процесса", с чем не хочется соглашаться, ввиду убежденности автора в реальность эффективного изменения ситуации с использованием ИКТ хотя бы в рамках отдельно взятого вуза. На то, что "в достижении своих целей преподаватели, в большинстве своем, используют наиболее эффективные средства именно с точки зрения сообразности цели" можно кратко возразить, что далеко не каждый преподаватель

владеет такими средствами, в том числе и упоминавшейся способностью к интерсубъективности. Да и ввиду реализации полномасштабных федеральных программ по внедрению ИКТ в образование, обращения к данной теме в технологически развитых странах, данный вопрос об эффективности их использования далеко не праздный ("не вопрос социально-общественного устройства, а объективно-системный" по выражению О. Лаврова), поэтому не хочется соглашаться с эпатирующим выводом А. Рудницкого, что "внимание ИКТ уделяется по остаточному принципу, но это сообразно целям, хоть и жалко, но правильно".

Вопрос о том, как успешно и эффективно осваивать ИКТ в образовании, хотя и не поднимался в рамках данной дискуссии, но некоторые высказанные в этом направлении идеи заслуживают внимания (дискуссия о причинах непродуктивного использования ИКТ и вопрос, в чем сложность адаптации или применения ИКТ предложены к обсуждению в рамках дистанционной части и форума семинара «Технологии дистанционного обучения» http ://olavrov.newmail.ru или

http://olavrov.newmail.ru/forumsem.dhtml). А. Рудницкий предположил, что "внедрение проходит успешно в том случае, если прежний способ работы стоял на пределе возможной производительности труда". Несомненно, что внедрение или насаждение новых способов производства встретит противодействие, т. е. найдет своих "луддитов" или породит попытку воспроизведения существующих привычных форм и традиций в новых технологических условиях ("закон подавление радикального потенциала", Б. Уинстон [Winston B., 1986], [Крук Ч., 2000, 316]. Поэтому нельзя не согласиться с О. Лавровым и А. Рудницким в тезисах, что "окружающие условия и требования к педтехнологиям" не изменились и что, "прежде, чем что-либо по серьезному внедрять, сначала нужно изменить организацию дела, требования, может даже спровоцировать такими изменениями жажду в новых технологиях, а затем уже их предлагать и внедрять, опираясь на поддержку и понимание". Частичное объяснение освоения новации (нововведения) в сообществе визуально представлено кривой нормального распределения (распределение Гаусса), которое традиционно называют диффузионной теорией Роджерса (Rogers's diffusion theory), аналогичная кривая использована в работе А.Ю. Уварова [Уваров А.Ю., 2002], или представлена структурой жизненного цикла инновации [Хомерики О.Г. и др., 1994]. Согласно этим исследованиям процесс освоения ИКТ проходит путь от использования исключительно энтузиастами до широкого внедрения в практику и снижения использования ввиду появления новых возможностей. Несомненно, необходимо создание соответствующей среды, тем или иным способом мотивирующей использование ИКТ в учебном заведении, в интерпретации А. Рудницкого, "локальным нормативным актом ввести такие требования по форме, скорости и объему предоставления, движения и обработки информации, что это будет сильно беспокоить работников".

О другом, революционном административном и методологическом подходе к решению проблем освоения ИКТ упоминает О. Лавров, который для целей дистанционного обучения (ДО) состоит "в НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ и школоустройства" (сохранен формат текста автора), в предсказании скорой и неминуемой смерти поурочно-предметно-классовой системы. Им же вычленены и ранжированы по значимости традиционные области проблем на этом пути (психологические, гносеологические, методические, производственные, юридические и технические). Исследование этих проблем пересекается с предложенными Бейтсом критериями ACTIONS для принятия решения по использованию технологий в ДО (аббревиатура слов Access, Cost, Teaching and learning, Interactivity and user friendliness, Organizational issues, Novelty, Speed) [Bates, 1995, 2]. Ввиду выхода этой дискуссии по ДО за рамки анализируемой, заинтересованных в ее продолжении отсылаем к материалам вышеуказанных семинара, форума и публикации.

В качестве результатов наблюдения за ходом дискуссии приведем анализ самопрезентации участников, а также охарактеризуем использование ими возможностей электронной почты и списка рассылки. Только один из участников представил себя полностью - Юрий Петрович Лисненко, используя для этих целей текст сообщения, прикрепленную к сообщению стандартную подпись с контактными координатами. Остальные участники дискуссии не использовали для своей полной

идентификации этот инструмент коммуникации, не смотря на последующий за дискуссией анализ результатов - традиция, сложившаяся в подгруппе представлять результаты дискуссии, о чем было предупреждение в стартовом письме - дискуссия будет "по возможности полно представлена в очередном выпуске "Образовательные технологии и общество". Понятно, что отсутствие этих данных усложняет общение и возможность сохранения авторства при попытке адекватно сослаться на автора в обзоре. По-видимому, здесь играет роль недостаточный опыт подобного общения у большинства участников и непонимание запросов аудитории, а также кажущаяся свобода от принятых в рамках традиционного профессионального общения условностей и формальностей во время участия в виртуальной дискуссии. Несомненно, отличительной характеристикой каждой самопрезентации являлся использованный авторами сообщений индивидуальный стиль (сдержанный, деловой, аргументированный, эмоциональный, ироничный). Возможно, активное участие сравнительно небольшого количества подписчиков (self-selected) -самообразовавшейся дискуссионной группы, и пассивное участие других подписчиков списка рассылки подгруппы также является показателем сложности общения и адаптации к электронной форме общения, а также преодоления барьера общения с незнакомыми людьми, высказывания собственного мнения на большую и неопределенно представленную списком рассылки аудиторию. Несомненно, здесь еще много нерешенных вопросов — как подобную профессиональную, учебную дискуссию инициировать, поддерживать и координировать. Широкое поле для экспериментов и анализа представляет, в том числе, список рассылки подгруппы, на наш взгляд слишком слабо реализуемый по его потенциалу (величина аудитории, уровень и диапазон специалистов, наработанные кооперативные техники и методики общения, политика и технология администрирования, периодичность проведения целевых дискуссий и их анализ, дальнейшее развитие высказываемых в ходе дискуссии идей).

Тем не менее, проводимые в восточно-европейской подгруппе профессиональные целевые дискуссии вселяют надежду на то, что существует реальная возможность для возрождения эпистолярного, полемичного жанра, новой практики профессионального общения в ходе доверительной дискуссии в благожелательной и дружественной электронной среде. Наличие некоторых коммуникативных ошибок и помех, а также неумение в прямом общении включать моментальное определение "контекста" общения, недостаточность которого порождает длинноты (Н. Локтев), в тяготении к воспроизведению привычных письменных форм и традиций в новых технологиях общения нет ничего предосудительного - требуется время для осмысления и привыкания к новой культуре профессионального общения, к деловой сетевой этике.

Литература

[Астляйтнер Г., 2000] Астляйтнер Г. Дистанционное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты. / Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского, М.: "Можайск-Терра", 2000. - с.333-366.

[Крук Ч., 2000] Крук Ч. Школы будущего / Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского, М.: "Можайск-Терра", 2000. - 319 с.

[Уваров А.Ю., 2002] Уваров А.Ю. Пространство задач информатизации школы. Информатика, №23, 2002. - с. 2-9

[Хомерики О.Г. и др., 1994] Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Метод. пособие для рук. образов. учрежд. / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Новая школа, 1994. - 64с.

[Bates, 1995] Bates (Tony) A. W. Technology, Open Learning and Distance Education. London and New York, 1995: Routledge. - 266 p.

[Fidler R., 2002] Fidler R. (2002) Principles of Mediamorphosis. // Living in the information age: a new media / Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth - p. 21-29 [Lepper M., 1993] Lepper M. and others (1993). Motivational techniques of expert human tutors: lessons for the design of computer-based tutors // Computer as cognitive tools. / Lajoie, S. And Derry S. (eds.). US, Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates

[Maddux C., 1997] Maddux C.D. (1997). Educational Computing: Learning with tomorrow’s technologies / Clebome D. Muddux, D. LaMont Johnson, Jerry W. Willis. -2nd ed. - 352p.

[Winston B., 1986] Winston B. (1986). Misunderstanding Media. Routledge and Kegan Paul.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.