Научная статья на тему 'Общенаучные понятия в исследованиях текста'

Общенаучные понятия в исследованиях текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
387
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ ОБЩЕНАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ / СИММЕТРИЯ / АСИММЕТРИЯ / ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАТЕГОРИЙ / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Москальчук Галина Григорьевна

В статье обосновывается значимость категорий симметрии и асимметрии в исследовании текста. Показывается, что через эти базовые общенаучные категории могут быть описаны эмерджентные свойства текста, особенности его самоорганизации, динамика и содержательность различных переходов. Приводится система понятий, связанных с категориями симметрии и асимметрии, которые доказывают их эвристичность и содержательное богатство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общенаучные понятия в исследованиях текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239).

Филология. Искусствоведение. Вып. 57. С. 92-94.

Г. Г. Москальчук

ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ТЕКСТА

В статье обосновывается значимость категорий симметрии и асимметрии в исследовании текста. Показывается, что через эти базовые общенаучные категории могут быть описаны эмерджентные свойства текста, особенности его самоорганизации, динамика и содержательность различных переходов. Приводится система понятий, связанных с категориями симметрии и асимметрии, которые доказывают их эвристичность и содержательное богатство.

Ключевые слова: базовая общенаучная категория, симметрия, асимметрия, динамика взаимодействия категорий, текст.

Человекомерность, природность языка и текста представляет большой теоретический и практический интерес, данная проблематика упоминается в литературе, начиная с Б. Спинозы. В тексте проявляются такие же особенности симметрично-асимметричной организации, которые есть в живых организмах. Но только в ХХ веке начинается активное осмысление лингвистикой и категорий симметрии/асимметрии, и организации текста как основного объекта гуманитарного знания, и проявленности самого человека в языке и тексте. В. И. Вернадский в докладе (1926 г.) отмечает, что одним из важнейших достижений науки ХХ века является не введение в научное описание понятия симметрии, а понимание его всеобщности. Лингвистическое освоение категории асимметрии долгое время, начиная с известной статьи С. О. Карцевского, протекало в русле лексикологии.

В философии понимание статуса категорий симметрии и асимметрии дискуссионно: от философской категории до общенаучного и частнонаучного понятия [3; 7]. Симметрия и асимметрия являются базовыми общенаучными категориями, позволяющими переходить с одного уровня описания на другие, поскольку эти категории отражают и синтезируют многие конкретные проявления законов природы, в частности, различение упорядоченных и неупорядоченных состояний, меру и степень проявленности упорядоченных состояний структуры и системы.

Симметрия и асимметрия одними философами признаются философскими понятиями и даже категориями, другие — относят их к общенаучным и частнонаучным понятиям наряду с информацией, вероятностью, случайностью и др. Литература по данным дискуссиям весьма обширна. Главное: 1) ученые не отрицают систематизирующей и эвристической роли симметрии и асимметрии в познании [3; 8 и др.]; 2) отмечается перспективность все расширяющихся при-

ложений понятий (категорий) симметрии и асимметрии к потребностям различных наук, особенно в тех случаях, когда необходима систематизация полученных результатов, создание классификаций, моделей, предсказание вариативных возможностей системы, оценка эффективности функционирования систем и т. д.; 3) все виды искусства с древнейших времен использовали симметрию и асимметрию в качестве важнейших проявлений категории прекрасного, что важно для осмысления эстетических функций текста [1; 7; 8; 9 и др.].

Определения симметрии и асимметрии могут быть различными. Наиболее полное, на наш взгляд, и универсальное истолкование рассматриваемых понятий как философских категорий дается в работах В. С. Готта. Приведем эти определения: «Симметрия — понятие, отображающее существующий в объективной действительности порядок, пропорциональность и соразмерность между составными частями целого, определенное равновесное состояние, относительную устойчивость» [1. С. 276]. «Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, отражающее в объективном мире нарушение равновесия, связанное с изменением, развитием, а также нарушение, вызываемое перестройкой организации тех же составных частей целого, совокупность которых находилась в известном пропорциональном, равновесном состоянии» [3. С. 276].

Таким образом, противоположные понятия — симметрия и асимметрия — дополняют друг друга, что позволяет описывать через данные категории динамику взаимодействия их проявлений в различных лингвистических объектах и процессах, характеризующих структурные, функциональные, семантические качества лингвистических объектов. Симметрия и асимметрия могут быть представлены, как совокупность свойств и взаимодействий как целостного объекта, так и его отдельных подсистем и частей.

Приведем ряд понятий, связанных с категориями симметрии и асимметрии, которые показывают их эвристичность и содержательное богатство. Перечень понятий, раскрывающих содержательность указанных категорий, составлен нами по различным публикациям [3; 1; 8; 9 и др.].

Так, симметрия связывается со следующими качествами объекта: отсутствие асимметрии, момент асимметрии, момент временного покоя, порядок частей в целом, однородность, соразмерность, пропорциональность, гармоничность, совершенство форм, периодичность, регулярность, повторяемость, ритмичность, равновесие, сохранение, устойчивость, неизменность, тождество, простота, красота. Асимметрия обладает следующим содержанием: отсутствие симметрии, момент симметрии, однонаправленность хода времени, беспорядок как нарушение порядка, неоднородность, несоразмерность, непропорциональность, дефомация, дисгармоничность, состояние движения, апериодичность, нерегулярность, отсутствие повторяемости, аритмия, отсутствие равновесия, несохранение, неустойчивость, изменение, развитие, перестройка организации, нетождество, различие, контраст, сложность. Данные ряды понятий, раскрывающих содержательность категорий симметрии/ асимметрии взаимопротивопоставлены и взаи-модополнительны.

Проявления понятий симметрии и асимметрии, т. е. возможности терминосистемы, связанной с данными общенаучными понятиями, гораздо богаче, разнообразнее, содержательнее, нежели простая констатация их наличия в каком-либо процессе или объекте. Сказанное относится преимущественно к приложениям обсуждаемых понятий в лингвистике, где выход за рамки фразы «об асимметричном дуализме языкового знака» (С. О. Карцевский) осуществляется с трудом, вероятно в силу некоторого консерватизма лингвистов. Одним из первых это отмечает В. Г Гак в работе «Об использовании идеи симметрии в языкознании» (1981) [2].

Известно, что элементы двойственной пары, вступая во взаимодействие, саморегулируются. «Разность потенциалов» и характер граничных условий определяют поведение системы» [6]. Подобный методологический подход позволяет очерчивать некоторое лингвоментальное пространство, расположенное в границах лингвистических проявлений данных парных категорий, а также описывать процессы как контра-диктные, либо градуальные. Поэтому исполь-

зование понятий «симметрия» и «асимметрия» во всем их содержательном многообразии значительно расширяет не только сферу применения данных понятий, но и процедурный инструментарий лингвиста.

Эмерджентные свойства текста, эволюция смысла и формы, особенности самоорганизации систем и подсистем языка, динамика и содержательность различных переходов и другие динамические процессы и состояния в языке и тексте могут быть описаны через понятия симметрии и асимметрии. При этом нет необходимости менять метаязык описания при переходе с одного уровня сложности на другие, поскольку симметрия и асимметрия, но в разнообразном наполнении, проявляются на всех уровнях, а их взаимодействие подчиняется общим законам природы [5].

Текст существует как линейная однонаправленная во времени и пространстве протяженность языковых знаков. Проблематика расстояний в тексте не метафора, а ощущение длительности текста в пространстве и во времени. Она рассматривается как способ определить функциональные пределы человека в организации и восприятии последовательностей языковых знаков [4].

Количественные и в особенности до-коли-чественные и скрытые, не осознаваемые как количественные, представления используются в языке гораздо шире, чем это выражают собственно количественной семантикой языковых единиц. Анализ различных протяженностей и взаимодействий дискретных языковых единиц обнаруживает скрытые метры и ритмы в организации языкового материала. Единство меры, анализ чрезмерностей разного рода является интегральным показателем целостности и оптимальности произведения.

Влияние эффекта массы на восприятие текста находит скрытое выражение в идее градации, фиксирующей постепенность изменения, распределенного во времени и пространстве. Постепенность изменения во времени и/или пространстве объединяется в градационных отношениях с идеей интенсивности (силы) воздействия или проявления. В результате мы можем перевести градуированность какого-либо процесса в соотношение статики в пространстве и динамики, покоя, движения, изменения. Это всё, в сущности, скрытые физические идеи, широко использующиеся в лингвистическом обиходе. Можно сделать вывод о том, что путь переосмысления физических представлений, отражен-

ных в понятиях симметрии и асимметрии весьма продуктивен для теории языка.

Естественный текст не всегда идеально организован. Вариативность инварианта, реализующаяся в узусе, служит эталонной моделью для выявления закономерностей структурной организации и самоорганизации иных реализаций формы текста [5]. Актуально выявление пределов изменяемости и запретов на реализацию единиц и их композиций в языке-системе.

Список литературы

1. Волошинов, А. В. Математика и искусство. М., 2002.

2. Гак, В. Г Об использовании идеи симметрии в языкознании // Лексическая и грамматическая семантика романских языков. Калинин, 1981.

3. Готт, В. С. Философские вопросы современной физики. М., 1988.

4. Карпов, В. А. Язык как система. М., 2004.

5. Москальчук, Г. Г Структура текста как синергетический процесс. М., 2003.

6. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Приго-жин, И. Стенгерс. М., 2003.

7. Сороко, Э. М. Структурная гармония систем. Минск, 1982.

8. Шубников, А. В. Симметрия в науке и искусстве / А. В. Шубников, В. А. Копцик. М., 1972.

9. Эстетика : словарь. М., 1989.

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239). Филология. Искусствоведение. Вып. 57. С. 94-96.

Н. Л. Мышкина

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА КОНТРАДИКТНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ

В статье анализируются терминологические особенности контрадиктно-синергетической лингвистики.

Ключевые слова: контрадиктно-синергетическая лингвистика, моделирование самодвижущихся процессов, энергия, синергия, контрадикции, движение (самодвижение).

Контрадиктно-синергетическая лингвистика сформировалась в конце XX — начале XXI в. Ее возникновение — логическое следствие развития комплексного динамико-системного подхода к исследованию лингводинамики текста, в рамках которого были выработаны принципы и метод изучения самодвижения смысла в текстовой системе [9]. Моделирование самодвижущихся процессов на основе комплексного системного подхода закономерно привело к осознанию взаимопереплетений линейных и нелинейных процессов как в динамике текста [8; 9], так и в развитии языковой системы в целом, исследованием которых и занялось контрадиктно-синерге-тическое и примыкающие к нему направления в лингвистике [1-7; 10; 11; 13].

Целью контрадиктно-синергетического направления лингвистических исследований становятся процессы саморазвития и самоорганизации в языковых системах. Эти процессы тракту-

Как новое вино требует новую посуду, так и новая теория требует новых терминов.

Дж. Уотсон

ются как процессы синергии (слияния энергий) и контрадикций (противоречий в самом широком смысле) самодвижений языковых единиц. Методологически значимые особенности данного направления заключаются в расширенной трактовке базовых понятий и в интегральном моделировании характерных признаков изучаемой системы. Основанием к расширенной трактовке терминов служит выработанное в общей теории систем представление об интегральных (синтетически-общих) понятиях. Такие понятия вбирают в свое содержание в систематизированном виде все накопленное человечеством знание [12. С. 14-15]. Данная идея, наряду с идеей о взаимосвязи и взаимозависимости категорий, обусловила и разработку метода интегрального моделирования динамики языковых системы [9].

К основополагающим интегральным понятиям, значимым для развития контрадик-тно-синергетической лингвистики во всех ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.