Научная статья на тему 'Общеевропейские партии о вопросах миграции и адаптации мигрантов в ЕС'

Общеевропейские партии о вопросах миграции и адаптации мигрантов в ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский союз / европартии / евровыборы / миграция / адаптация мигрантов / European Union / European parties / EU elections / migration / adaptation of migrants

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гуселетов Борис Павлович

За два последних десятилетия в Европейском союзе произошло серьезное укрепление общеевропейских политических институтов, включая общеевропейские партии (европартии). В последние 10–15 лет, особенно после миграционного кризиса 2015 г., в рамках европейской партийно-политической системы сформировались и окрепли партии евроскептического толка, которые смогли провести своих кандидатов во все ведущие институты ЕС, включая Европейский совет, Еврокомиссию и Европарламент. Одним из ключевых аспектов в программных документах этих партий стал вопрос миграции и адаптации мигрантов в европейском сообществе. Это заставило традиционные проевропейские партии: правоцентристскую Европейскую народную партию, левоцентристскую Партию европейских социалистов, либеральную партию Альянс либералов и демократов за Европу и экологическую Европейскую партию зеленых, обратить особое внимание на эту проблему и предложить Еврокомиссии варианты ее решения. Свои предложения по поводу противодействия нелегальной миграции высказали и евроскептические партии: Европейские консерваторы и реформисты (ЕКР), Идентичность и демократия, и Партия европейских левых. Особую активность проявляет в этом вопросе партия ЕКР, которую с 2020 г. возглавляет лидер партии «Братья Италии» Д. Мелони, возглавившая в 2022 г. правительство Италии, страны в наибольшей степени пострадавшей от наплыва мигрантов в Европу. В статье представлены позиции ведущих европартий, имеющих свои фракции в Европарламенте, по проблемам миграции и адаптации мигрантов, и показано, как эти партии намерены их решать, чтобы убедить европейских избирателей в преддверии выборов в Европейский парламент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pan-European parties on issues of migration and adaptation of migrants in the EU

Over the past two decades, the European Union has seen a significant strengthening of pan-European political institutions, including panEuropean parties (European parties). In the last 10–15 years, especially after the migration crisis of 2015, eurosceptic parties have formed and strengthened within the European party-political system, which were able to get their candidates into all the leading EU institutions, including the European Council, the European Commission and the European Parliament. One of the key aspects in the program documents of these parties was the issue of migration and adaptation of migrants to the European community. This forced the traditional pro-European parties: the center-right European People's Party, the center-left Party of European Socialists, the liberal party the Alliance of Liberals and Democrats for Europe and the environmental European Green Party, to pay special attention to this problem and propose solutions to the European Commission. Eurosceptic parties also expressed their proposals regarding combating illegal migration: European Conservatives and Reformists (ECR), Identity and Democracy, and the Party of the European Left. The ECR party is particularly active in this issue, which since 2020 has been headed by the leader of the Brothers of Italy party D. Meloni, who in 2022 headed the government of Italy, the country most affected by the influx of migrants to Europe. The article presents the positions of the leading European parties, which have their own factions in the European Parliament, on the problems of migration and adaptation of migrants, and shows how these parties intend to solve them in order to convince European voters on the eve of the elections to the European Parliament.

Текст научной работы на тему «Общеевропейские партии о вопросах миграции и адаптации мигрантов в ЕС»

БОТ: 10.31249/аре/2024.03.12

© Гуселетов Б. П.1

Общеевропейские партии о вопросах миграции и адаптации мигрантов в ЕС2

Аннотация. За два последних десятилетия в Европейском союзе произошло серьезное укрепление общеевропейских политических институтов, включая общеевропейские партии (европартии). В последние 10-15 лет, особенно после миграционного кризиса 2015 г., в рамках европейской партийно-политической системы сформировались и окрепли партии евроскептического толка, которые смогли провести своих кандидатов во все ведущие институты ЕС, включая Европейский совет, Еврокомиссию и Европарламент. Одним из ключевых аспектов в программных документах этих партий стал вопрос миграции и адаптации мигрантов в европейском сообществе. Это заставило традиционные проевропейские партии: правоцентристскую Европейскую народную партию, левоцентристскую Партию европейских социалистов, либеральную партию Альянс либералов и демократов за Европу и экологическую Европейскую партию зеленых, обратить особое внимание на эту проблему и предложить Еврокомиссии варианты ее решения. Свои предложения по поводу противодействия нелегальной миграции высказали и евроскептические партии: Европейские консерваторы и реформисты (ЕКР), Идентичность и

1 Гуселетов Борис Павлович - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН; главный научный сотрудник, руководитель отдела политологии Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН; bguseletov@mail.ru ОЯСГО ГО 0000-0001-6256-5013

2 Статья была подготовлена до выборов в Европарламент 2024 г.

демократия, и Партия европейских левых. Особую активность проявляет в этом вопросе партия ЕКР, которую с 2020 г. возглавляет лидер партии «Братья Италии» Д. Мелони, возглавившая в 2022 г. правительство Италии, страны в наибольшей степени пострадавшей от наплыва мигрантов в Европу.

В статье представлены позиции ведущих европартий, имеющих свои фракции в Европарламенте, по проблемам миграции и адаптации мигрантов, и показано, как эти партии намерены их решать, чтобы убедить европейских избирателей в преддверии выборов в Европейский парламент.

Ключевые слова: Европейский союз, европартии, евровыборы, миграция, адаптация мигрантов.

Предстоящие 6-9 июня 2024 г. выборы депутатов Европейского парламента (евровыборы) имеют важнейшее значение для будущего развития Европейского союза (ЕС). Одной из ключевых тем этих выборов, несомненно, будет миграция и адаптация мигрантов, прибывших в страны - члены ЕС. Главными акторами на этих выборах будут восемь официально зарегистрированных в органах Евросоюза европартий, имеющих собственные фракции в Европейском парламенте (ЕП): консервативная Европейская народная партия (ЕНП), социал-демократическая Партия европейских социалистов (ПЕС), либеральный Альянс европейских либералов и демократов за Европу (АЛДЕ), экологическая Партия европейских зеленых (ПЕЗ), регионалистский Европейский свободный альянс (ЕСА), праворадикальная «Идентичность и демократия» (ИиД), умеренно правоконсервативная «Европейские консерваторы и реформисты» (ЕКР) и леворадикальная прокоммунистическая Партия европейских левых (ПЕЛ). Важно отметить, что ЕНП, ПЕС, АЛДЕ, ПЕЗ, ЕСА и ЕДП считаются еврооп-тимистическими, т.е. позитивно настроенными к ЕС, а ИиД, ЕКР и ПЕЛ - евроскептическими, т.е. критически относящимися к Евросоюзу и его институтам [Гуселетов, 2022].

Рассмотрим позиции этих партий по вопросам миграции и адаптации мигрантов.

Европейская народная партия является ведущей европар-тией, которая опирается на либерально-консервативную и христанско-демократическую идеологии, имеет проевропейскую

ориентацию и располагает самой многочисленной фракцией в ЕП, которая на начало 2024 г. насчитывала 177 депутатов Европарла-мента. В состав ЕНП входят 84 партии, из них 51 - из стран -членов ЕС, 31 - из иных европейских стран и две - из Марокко. Председателем ЕНП и лидером ее фракции в ЕП является М. Вебер (партия ХСС, Германия).

С 2002 г. ЕНП имеет большинство в Европейском совете, в нынешнем составе которого эта партия представлена восемью главами государств или правительств: К. Нехаммер (Австрийская народная партия, АНП), К. Мицотакис (партия Новая демократия, Греция), Л. Варадкар (Фине Гэл, Ирландия), Э. Силиня (партия Единство, Латвия), К. Йоханнис (Национал-либеральная партия, Румыния), Д. Туск (Гражданская платформа, Польша), А. Пленкович (ХДС, Хорватия), У. Кристерссон (Умеренная коалиционная партия, УКП, Швеция), а также Председатель Еврокомиссии (ЕК) У. фон дер Ляйен (партия ХДС, Германия).

Традиционно европейские консевраторы и христианские демократы достаточно сдержанно относились к проблеме миграции, хотя миграционный кризис в Европе 2015 г. [Dumont, Scarpetta, 2015] привел к тому, что в ряде партий - АНП, альянс ХДС / ХСС в Германии, УКП Швеции - произошел раскол по этой теме. Особенно жесткую позицию заняла партия ФИДЕС премьер-министра Венгрии В. Орбана, которая впоследствии была исключена из ЕНП [Abdou, Bale, Geddes, 2022].

По мере приближения очередных выборов депутатов в ЕП 2024 г. руководство ЕНП решило консолидировать позицию партии по этому вопросу. 14 ноября 2023 г. Политическая ассамблея ЕНП приняла базовый документ «Европейский ответ на миграционный вызов: новая модель миграции», в котором было изложено отношение европейских консерваторов к вопросу миграции [A European response ..., 2023].

В нем было отмечено, что последние геополитические события: конфликты в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Нигере, Сирии и на Украине и стихийные бедствия: наводнение в Ливии и землетрясение в Марокко, могут привести к усилению миграционного давления на Европу и Средиземноморье. Руководство ЕНП высказало также обеспокоенность в связи с беспрецедентным ростом нелегального ввоза мигрантов в Европу, в результате которого

только за последние десять лет погибли около 20 000 человек, и подтвердило, что решение этой проблемы, которая угрожает безопасности ЕС, возможно только совместными усилиями всех стран -членов Союза.

Для реального решения проблемы миграции ЕНП предлагает разработать новую модель миграции, в которой должны быть учтены основные миграционные маршруты в Европу; уделено приоритетное внимание пресечению преступных сетей; обеспечена поддержка на местах людей, которые бегут от войн, голода и преследований, а также усилена внутренняя и внешняя безопасность ЕС.

Эта модель основывается на гуманном подходе к миграции, который позволяет предотвратить незаконную миграцию и злоупотребления убежищем при сохранении стабильного социального мира и принять тех, кто действительно нуждается в защите. В практическом плане модель включает: а) оперативное предоставление убежища на основе выработанных критериев; b) солидарную поддержку стран первого въезда, особенно в период миграционного кризиса; с) разработку процедуры репатриации нелегальных мигрантов, прибывающих из безопасных стран, и четкое определение безопасных третьих стран при уважении прав мигрантов; d) абсолютную нетерпимость к любым формам поддержки нелегальной иммиграции, осуществляемой преступными организациями; e) укрепление агентства ЕС Frontex, отвечающего за безопасность внешних границ, включая уточнение его миссий, что позволит ему лучше контролировать границы Союза; f) создание центров обработки заявлений о предоставлении убежища за пределами ЕС, управляемых Frontex и странами-членами совместно с третьими странами.

Кроме того, ЕНП намерена уделить серьезное внимание так называемому внешнему измерению миграционной политики, которое включает в себя отношения с третьими странами, из которых прибывает основная масса мигрантов и через которые они следуют в ЕС. Евроконсерваторы намерены разработать новые подходы и принципы всеобъемлющих партнерских отношений, особенно со странами Африки и Ближнего Востока. Для этого ЕС предстоит разработать необходимую правовую базу для укрепления концепции безопасности Союза и стран-членов, включая 210

обеспечение процедур предоставления убежища гражданам из третьих стран и оказания помощи этим странам, если их правительства возьмут на себя обязательство по реадмиссии своих граждан, которые незаконно прибыли в ЕС. Необходимость скорейшего решения этой проблемы связана с тем, что ежегодно более 300 000 иностранцев, нелегально находящихся в ЕС, получают предписание его покинуть. Но только пятая часть из них возвращаются на родину или в страну, из которой они прибыли. Чтобы улучшить эти показатели, страны-члены должны усовершенствовать взаимный обмен информацией, а также предотвратить побеги мигрантов или возможность их перемещения в другую страну ЕС.

Руководство ЕНП намерено усилить координацию по этому вопросу с партнерами по G7 и руководителями африканских стран, а также с соответствующими международными организациями, в частности ООН и Африканским союзом. Основная цель этого сотрудничества - поддержка устойчивого и инклюзивного экономического роста в странах-партнерах путем создания условий, которые стимулируют инвестиции из Европы, обеспечивают новые возможности для бизнеса, способствуют созданию достойных рабочих мест и улучшают качество таких государственных услуг, как образование, здравоохранение и безопасность. Это также способствует продвижению таких европейских ценностей, как демократия, верховенство закона, гендерное равенство и борьба с коррупцией.

Еще одним важным регионом, с которым планируется развивать сотрудничество, являются Западные Балканы и страны Восточного партнерства, которые в перспективе могут интегрироваться в ЕС. Однако в настоящее время эти страны способствуют увеличению нелегальной миграции, поэтому предлагается ограничить для них безвизовый режим.

Другими важными элементами новой модели миграции являются: усиление борьбы с торговлей людьми и предотвращение гибели людей на миграционных маршрутах. По данным Европола, более 90% всех нелегальных въездов в ЕС организуют преступные сети, доходы которых составили 6 млрд. евро [Luyten, Rossi, 2022]. Поэтому пресечение их криминальной деятельности и связанных с ними смертей, как на море, так и на суше, требует повышения эффективности пограничного контроля и улучшения сотрудниче-

ства со странами происхождения и транзита нелегальной миграции. Необходимо усиливать борьбу с организованной преступностью внутри ЕС, включая пресечение незаконных финансовых потоков. Также необходимо лучше информировать потенциальных мигрантов о рисках и опасностях, с которыми они сталкиваются, попадая в руки контрабандистов.

В ЕНП считают, что наряду с борьбой с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов, необходимо создавать и поддерживать легальные каналы миграции, которые могут стать важным элементом глобального ответа на миграционный вызов. Такие каналы позволят организовать отбор квалифицированных работников за пределами ЕС и согласовывать их кандидатуры с работодателями, испытывающими нехватку работников. Это позволит кандидатам, соответствующим установленным требованиям, легально выйти на рынок труда ЕС, и лучше подготовит их к интеграции в принимающей стране. Для реализации этой инициативы необходимо создать эффективную систему контроля, которая позволяет обмениваться актуальной информацией между странами-членами Союза, а также активнее привлекать к этой работе органы региональных и местных властей, организации гражданского общества.

В дальнейшем предполагается совместно с международным сообществом создать сеть «центров обработки данных» на всех миграционных маршрутах, включая страны происхождения, транзита и назначения, которые будут анализировать потребности беженцев и мигрантов с целью раннего выявления тех, кто нуждается в международной защите. Это будет способствовать устранению коренных причин нелегальной миграции и укреплению сотрудничества со странами происхождения и транзита беженцев, а также облегчит процедуру возвращения нелегальных мигрантов, которые не нуждаются в международной защите.

Как видно из этого документа, в настоящее время ЕНП занимает в вопросе миграции и адаптации мигрантов конструктивную центристскую позицию, которая заключается в поддержке законной миграции и обеспечении всех необходимых условий для ее реализации. В то же время евроконсерваторы остаются нетерпимыми к незаконной миграции и намерены усилить борьбу с криминальными сетями, которые являются основными поставщиками нелегальных мигрантов в страны - члены ЕС. 212

Партия европейских социалистов является общеевропейской партией, разделяющей принципы и идеи социал-демократии и имеющей проевропейскую ориентацию, которую возглавляет бывший премьер-министр Швеции С. Лёвен. В настоящий момент ПЕС имеет вторую по численности фракцию в ЕП, которая с 2014 г. называется «Прогрессивный Альянс социалистов и демократов» (ПАСД). Она насчитывает 143 депутата, и возглавляет ее И.-Г. Перес (Испанская социалистическая рабочая партия, ИСПР), которая также занимает пост первого заместителя Председателя ПЕС.

В нынешнем составе Европейского совета ПЕС представлена пятью премьер-министрами: О. Шольцем (ФРГ), М. Фредриксен (Дания), П. Санчесом (Испания), Р. Абелой (Мальта) и А. Коштой (Португалия). В состав ПЕС входят 57 партий, из которых 33 представляют все страны - члены ЕС, 18 - другие европейские страны и еще шесть - два неевропейские государства.

Европейские социал-демократы, которые известны как активные приверженцы идей интернационализма, всегда уделяли особое внимание вопросам миграции и адаптации мигрантов [Sanchez, 2023]. В начале февраля 2023 г. Президиум ПЕС принял резолюцию в поддержку нового Пакта по вопросам миграции и предоставления убежища [A progressive Pact ..., 2023], который обсуждался в ведущих политических институтах ЕС с сентября 2020 г. [What is the New ...].

В этой резолюции социал-демократы заявили, что всегда стремились способствовать созданию в ЕС предсказуемой и надежной общей системы управления миграцией и предоставления убежища, основанной на солидарности и справедливом распределении ответственности и уделяющей особое внимание вопросам защиты женщин и детей. Руководство ПЕС подчеркивало, что страны - члены Союза должны соблюдать эти принципы, а также международные обязательства, в соответствии с которыми они обязаны спасать жизни людей, проявлять солидарность с теми, кто нуждается в поддержке и с другими странами ЕС.

На очередном Конгрессе, прошедшем 10 ноября 2023 г. в Малаге, ПЕС приняла резолюцию под названием «Лидирующая Европа. Прогрессивные решения глобальных проблем», в которой вопросам миграции был посвящен отдельный раздел «Европейская скоординированная политика в области предоставления убежища

и миграции». В ней европейские социал-демократы отмечали, что решение проблемы миграции требует единого, многостороннего и многоуровневого подхода, основанного на совместной ответственности, уважении прав человека и международного права. Особое внимание они обращали на то, что моральный и юридический долг европейцев состоит в предоставлении убежища, защите и гуманном обращении с теми, кто прибыл в ЕС в поисках убежища, независимо от их происхождения и любых других соображений. При этом социал-демократы подчеркивали необходимость усиления борьбы с контрабандистами и торговцами людьми, обрекающими сотни людей на смерть. Для этого, по их мнению, требуется усилить управление, прозрачность и подотчетность деятельности Frontex. Средства ЕС, считают социал-демократы, не должны использоваться для строительства стен или финансирования политики выдворения мигрантов [Europe in the lead ..., 2023].

Важное значение они придают налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с третьими странами, особенно Африки и Латинской Америки, и созданию регулярных безопасных гуманитарных коридоров для лиц, ищущих убежища, а также эффективных, постоянно действующих путей трудовой миграции. Особо подчеркивается, что система предоставления убежища и миграции в ЕС должна предусматривать гуманную политику возвращения, которая уважает принцип невыдворения и гарантирует основные права перемещаемых лиц.

ПЕС убеждена, что при правильном управлении миграция может способствовать укреплению экономики, созданию новых рабочих мест и поддержанию системы социального обеспечения стареющих обществ Европы. Партия настаивает на необходимости скорейшего принятия Пакта по вопросам миграции и предоставления убежища, который должен обеспечить справедливый, безопасный, устойчивый и предсказуемый подход к решению проблем предоставления убежища и миграции.

Для того, чтобы способствовать более эффективной адаптации мигрантов ПЕС предлагает обеспечить более интенсивную реализацию Плана действий ЕС по интеграции и инклюзивности [Inclusion for all ..., 2020]; создать специальный фонд, в который могли бы напрямую обращаться муниципалитеты для получения поддержки в целях интеграции беженцев; пересмотреть директиву 214

ЕС об избирательных правах на муниципальных выборах [Council Directive 94/80/EC ..., 1994], чтобы способствовать лучшему представлению мнения жителей, не являющихся гражданами страны. Таким образом социал-демократы остаются на своих интернационалистских позициях в отношении проблемы миграции, но при этом выступают за ее более эффективное законодательное регулирование на уровне Евросоюза, а также более жесткое противодействие тем, кто организует нелегальные потоки мигрантов в Европу.

Альянс либералов и демократов за Европу (АЛДЕ) - это общеевропейская партия либеральной и проевропейской ориентации. С 1989 г. АЛДЕ имеет третью по численности парламентскую группу в ЕП. Особого успеха АЛДЕ добился на последних европейских выборах 2019 г., где он получил 14,38% голосов и сформировал парламентскую группу «Обновим Европу», численность которой на начало 2024 г. составляла 100 депутатов. АЛДЕ объединяет 36 полноправных и пять ассоциативных партий-членов из 26 стран -участниц ЕС (кроме Греции), а также 18 полноправных и пять ассоциативных партий-членов из 18 стран, не входящих в ЕС.

В Евросовете АЛДЕ имеет семь представителей: Р. Голоб (Движение «Свобода», Словения), А. Де Кро («Открытые Фламандские либералы и демократы», Бельгия), Н. Денков (партия «Мы продолжаем реформы», Болгария), К. Каллас (Партия реформ Эстонии), Э. Макрон (партия «Возрождение», Франция), М. Рютте (Народная партия за свободу и демократию, Нидерланды), а также Президент Евросовета Ш. Мишель (Реформаторское движение, Бельгия).

Для либералов тема миграции и адаптации мигрантов не была ключевой [Lefkofridi, Horvath, 2012]. Однако миграционный кризис 2015 г., который стал серьезным вызовом для Евросоюза, заставил их обратить более пристальное внимание на этот вопрос [Avramopoulos, 2018]. На сайте АЛДЕ было опубликовано заявление «О либеральном будущем Европы» [A liberal vision.], в котором отмечается, что темы миграции и адаптации мигрантов остаются серьезной проблемой для Европы и что нынешняя модель их решения больше не работает. Ключом к обеспечению успешной и устойчивой иммиграции является интеграция мигрантов в европейское общество, но ответственность за это несут как страны-члены, так и сами мигранты. Либералы пред-

лагают создать гуманную и эффективную общеевропейскую систему предоставления убежища, которая должна включать высококачественный прием мигрантов, разделение ответственности и эффективные процедуры их адаптации в соответствии с основополагающими принципами ЕС.

На заседании Совета АЛДЕ, который прошел в Бухаресте 21 октября 2023 г., состоялось обсуждение гуманитарного подхода к миграционной политике ЕС в Средиземноморье. По итогам дискуссии была принята резолюция «Координационное предложение ЕС по Средиземноморью» [A Humanitarian Approach ..., 2023]. В ней отмечалось, что по оценкам ООН, в 2022 году в Средиземном море погибли 1680 человек, стремившихся перебраться в Европу из других стран. По мнению либералов, это произошло из-за отсутствия политической воли у руководства ЕС решить проблему миграции. Для ее решения руководство АЛДЕ предложило усилить сотрудничество с властями Туниса в деле подавления деятельности сетей по незаконной торговле людьми.

АЛДЕ поддержало инициативу Председателя Европейской комиссии У. фон дер Ляйен по созданию новой европейской поисково-спасательной миссии, не нарушающей принцип невыдворения. При этом партия потребовала от ЕК придерживаться гуманитарного подхода к миграции; пересмотреть нынешний акцент на репрессиях и разработать совместную стратегию, в которой акцент делается на безопасность, достоинство и права перемещающихся людей; поддерживать обязательства ЕС в соответствии с Женевской конвенцией 1951 г., которая гарантирует прием людям, пострадавшим от конфликтов и преследований в их собственной стране. Евролибералы также обратились к странам - членам Союза с просьбой облегчить переселение и воссоединение семей мигрантов, способствовать их интеграции в трудовую сферу и оперативно принимать мигрантов, перемещенных в пределах ЕС, чтобы препятствовать торговле людьми. Важно, как они считают, уделять особое внимание ускорению процессов предоставления убежища.

Европейская партия зеленых (ЕПЗ) - это общеевропейская партия, которая опирается на экологическую идеологию, имеет проевропейскую ориентацию и объединяет партии из стран -членов ЕС, поддерживающие зеленую политику. С 2004 г. ЕПЗ имеет четвертую по численности фракцию в ЕП. 216

В 2022 г. руководителем ЕПЗ стала французский сенатор М. Фогель (партия «Экология Европы - Зеленые»). Вторым сопредседателем этой партии является австрийский эколог и фермер, депутат ЕП с 2017 г. Т. Вайц (партия «Зеленые - Зеленая альтернатива»). Партия не представлена ни в Евросовете, ни в Еврокомиссии, но шесть ее представителей являются национальными министрами и входят в Совет ЕС.

ЕПЗ, созданная изначально как чисто экологическая партия, впоследствии расширила свою идеологическую доктрину в основном за счет включения в нее ряда социалистических положений [Гуселетов, 2020]. В отношении миграции зеленые обычно занимают интернационалистическую позицию. В программном документе ЕПЗ в главе о правах человека и миграции говорится, что Европа - это мировой проект, направленный на преодоление границ и объединение людей. Зеленые выступают за справедливый и гуманный подход к политике миграции, предоставление политического убежища, прием и интеграцию беженцев. И заявляют, что намерены работать над обеспечением безопасного и легального приема мигрантов, помощи фондам, поддерживающим переселение беженцев, а также над устранением коренных причин миграции путем изменения политики в области торговли и развития. ЕПЗ заявляет, что не приемлет бесчеловечного обращения, которому подвергаются мигранты на внешних границах ЕС.

В июне 2023 г. руководство ЕПЗ приняло заявление «Европе срочно нужна функционирующая система спасения на море» [Refugee boat ..., 2023] в связи с тем, что у берегов Греции затонула лодка с мигрантами. В нем отмечалось, что национальным и европейским властям необходимо расследовать причины, которые привели к этому инциденту, а Европе требуется механизм перераспределения прибывающих беженцев между странами - членами ЕС, основанный на принципах солидарности.

К сожалению, новый Пакт о миграции и предоставлении убежища, принятый Евросоветом в конце декабря 2023 г., ориентирован на возведение стен и лагерей и полностью игнорирует права человека. Это еще больше будет толкать беженцев в объятия контрабандистов, которые отправят их смертоносным маршрутом через Средиземное море. Чтобы положить конец этой продолжающейся трагедии, ЕС нужна справедливая и эффективная сис-

тема предоставления убежища, основанная на солидарности, правах человека и верховенстве закона.

Европейский свободный альянс (ЕСА) является общеевропейской политической партией, состоящей из региональных политических партий Европы, представляющих интересы национальных меньшинств. В настоящий момент ЕСА имеет семь депутатов. Тема миграции для европейских регионалов никогда не была актуальной, тем не менее они периодически реагировали на обострение этой проблемы в отдельных странах - членах ЕС. Так, в мае 2021 г. ЕСА принял Заявление о притоке мигрантов в испанские анклавы, в котором отмечалось, что ЕСА обеспокоен наплывом мигрантов в полуавтономные испанские анклавы Сеута и Мелилья на севере Марокко, демонстрирующим неработоспособность современной миграционной политики ЕС. Европейский свободный альянс настаивает на том, что Евросоюз должен стать настоящим международным актором, способным принести больше мира, солидарности, процветания, устойчивости, демократии и разнообразия не только Европе, но и другим регионам мира.

В вопросе миграции ЕСА настаивает на усилении солидарности со странами и регионами, расположенными на границах ЕС, которые особенно страдают от миграционных волн. Каждая страна-член ЕС должна участвовать в инклюзивной политике в отношении мигрантов. Необходимо больше инвестировать в государства, находящиеся за пределами ЕС, чтобы остановить миграцию.

Партия «Идентичность и демократия» (ИиД) является общеевропейской правопопулистской и радикально евроскеп-тической партией, которая активно отстаивает идеи национализма и антиисламизма. ИиД имеет четвертую по численности фракцию в ЕП с аналогичным названием, насчитывающую 62 депутата. ИиД не представлена ни в Евросовете, ни в ЕК. Партия не имеет никаких руководящих постов в ЕП. Тем не менее 326 представителей входящих в нее партий являются депутатами в нижних палатах парламентов стран - членов ЕС и еще 54 - депутатами верхних палат парламентов. Президентом ИиД является депутат Г. Аннеманс. В партию входят 12 партий и движений из стран - членов ЕС.

Партия ИиД всегда резко негативно относилась к миграции. В Антверпенской платформе ИиД, принятой 22 июня 2022 г. отмечается, что партия не настаивает на полном демонтаже ЕС, но 218

крайне критически относится к процессу централизации, ведущему к созданию унитарного государства. В документе резко критикуется то, что Евросоюз сохраняет границы континента открытыми. Негативно ИиД относится и к предложенной Еврокомиссией программе «Партнерства талантов» со странами Северной Африки, которая будет, как считают в партии, способствовать массовой иммиграции. Партия ИиД отвергает любые предложения, направленные на смягчение миграционной политики, и осуждает присутствие в ЕС нелегальных мигрантов, которые угрожают легальному рынку труда и становятся причиной социальных конфликтов [Déclaration of Antwerp, 2022].

В марте 2023 г. фракция ИиД в Европарламенте приняла Заявление о предотвращении гибели беженцев на море путем прекращения нелегальной миграции. В документе отмечалось: недопустимо, что в 2023 г. подобного рода трагедии продолжают происходить и что некоторые политические партии используют эти события для нападок на правоцентристские правительства. В заявлении говорится, что по прошествии многих лет европейские институты не смогли решить проблему миграции, и не поняли, что есть только одно ее решение - остановить прибытие мигрантов на континент. Закрытие подпольных маршрутов позволило бы предотвратить смерть людей и положить конец бизнесу контрабандистов, которые свободно работают в Средиземном море [Preventing deaths ..., 2023].

В октябре 2023 г. группа ИиД приняла еще более жесткое заявление под названием «Остановить бизнес нелегальной миграции». В нем говорилось, что уже на протяжении двух десятилетий на побережье Италии регулярно высаживаются тысячи нелегальных мигрантов, в основном с африканского континента. Но до сих пор Еврокомиссии не удавалось справиться с этой проблемой, и ее новые предложения рискуют оказаться неэффективными. Еврона-ционалисты ссылались на, якобы, полученные ими доказательства, что некоторые страны - члены ЕС финансируют компании, занимающиеся доставкой иммигрантов к берегам Италии. Евросоюз должен остановить этот процесс, если хочет обуздать миграционное давление, иначе ситуация может стать полностью неподконтрольной для Италии и других европейских стран [Stop the business ..., 2023].

Партия европейских консерваторов и реформистов (ЕКР) является правоцентристской умеренно евроскептической партией, опирающейся на принципы консерватизма и экономического либерализма. Ее лидером c сентября 2020 г. является глава партии «Братья Италии» (БИ) и премьер-министр Италии Д. Мелони. В состав ЕКР входят 13 партий из стран - членов ЕС и семь глобальных партнеров из стран, не входящих в ЕС, включая Республиканскую партию США. С 2009 г. ЕКР имеет собственную парламентскую группу Европейских консерваторов и реформистов (ЕКР) в Европейском парламенте. По итогам выборов 2019 г., фракция ЕКР была шестой по численности и состояла из 66 депутатов. Ее сопредседателями являются Н. Прокаччини (БИ) и Р. Легутко (Право и Справедливость (ПиС), Польша). В Евросовете ЕКР представлена премьер-министрами Италии Д. Мелони и Чехии П. Фиалой (Гражданская демократическая партия). В Евроко-миссии у ЕКР есть один еврокомиссар Я. Войцеховски (ПиС, Польша), отвечающий за сельское хозяйство.

В отношении миграции и адаптации мигрантов ЕКР традиционно занимала позицию, близкую Европейской народной партии. После событий 2015 г. позиция партии радикализировалась, и она стала исповедовать идеи евроскептицизма. Особое внимание ЕКР уделяет иммиграционному вопросу с того момента, когда партию возглавила Д. Мелони, поскольку Италия больше всего в ЕС страдает от притока мигрантов.

В 2019 г. во фракции ЕКР Европарламента была создана политическая группа по вопросам миграции, которую возглавили Ч. Веймарс (партия Шведские демократы), К. Злотовски (ПиС) и Х. Буксаде (партия «Вокс» («Vox»), Испания). В заявлении, принятом группой и опубликованном на сайте фракции ЕКР, говорилось, что миграция является одним из важнейших вызовов современности, и фракция ЕКР готова взять на себя инициативу по решению этой проблемы в противовес слабым и неэффективным законодательным предложениям, которые поступают от Европейской комиссии [ECR Policy ...]. Далее в заявлении отмечалось, что в течение десятилетий, предшествовавших 2015 г., элиты ЕС избегали острых вопросов миграции, сохраняя «наивные» стратегии, применимые к прошлой эпохе. Несмотря на растущее понимание европейскими избирателями того, что текущая миграционная по-220

литика провалилась, политические институты ЕС мало чему научились и еще меньше сделали для поиска новых, реалистичных и эффективных путей решения этой проблемы.

Поскольку ЕК и ЕП еще не приступили к решению культурных, религиозных и экономических проблем, вызванных десятилетиями неудачной миграционной политики, предстоит выработать реальные решения относительно того, как европейские страны должны сохранять свою социальную модель в условиях ослабления социальной сплоченности, а также интегрировать тех мигрантов, которые уже обосновались в Европе. Вместо того, чтобы предлагать эффективные решения, отмечают европейские консерваторы, ЕК сосредоточила свои усилия на предложениях, направленных на расширение полномочий европейских институтов за счет стран-членов. Предлагаемый ЕК миграционный пакт не решит основную проблему, а скорее отменит большинство национальных прерогатив в этой области. Вывод, к которому приходили авторы заявления, звучал следующим образом: миграционные потоки будут расти до тех пор, пока мигранты, незаконно въезжающие в ЕС, получают социальные пособия. Поэтому необходимо убедить европейские институты реформировать и по-новому интерпретировать международные обязательства и позволить странам-членам создать все правовые механизмы и возможности для репатриации тех просителей убежища, которым было отказано в статусе беженца. Кроме того, ЕС должен дать возможность странам-членам эффективно контролировать свои внешние границы и финансировать пограничную инфраструктуру, необходимую для отпора мигрантам, «которые используются в качестве гибридного оружия для нападения на наш континент» [ECR Policy ...].

Предложения фракции ЕКР в области миграционной политики ЕС были изложены в заявлении, озаглавленном «Защита граждан и границ». В нем говорилось, что ЕС не может навязывать всем странам иммиграционную схему, которую поддерживают лишь несколько его государств-членов. В отношениях между странами должно преобладать сотрудничество, а не принуждение. ЕКР считает, что оптимального уровня иммиграции в ЕС можно достичь, если оказывать больше поддержки странам-членам в защите внешних границ ЕС; содействовать возвращению на родину лиц, не получивших право на убежище; активнее бороться со

злоупотреблениями в системе предоставления убежища ЕС; усилить роль Frontex и продолжить работу с третьими странами над достижением соглашений о сотрудничестве [Safeguarding Citizens ...].

В июне 2023 г. Н. Прокаччини выступил от имени фракции ЕКР на пленарном заседании ЕП с оценкой нового Пакта ЕС о миграции и предоставлении убежища. В своей речи он отметил, что новый пакт о миграции - это лишь первый шаг на долгом пути ЕС по борьбе с нелегальной миграцией. Он также подчеркнул, что Д. Мелони была права, заявляя, что решение проблемы миграции заключается не в распределении между европейскими государствами тех мигрантов, которые имеют право на убежище и которые прибывают в Италию или Грецию. Правильным решением было бы не допускать наплыва мигрантов из Африки, подавляющее большинство которых придется репатриировать, поскольку они не получат права на убежище. Это спасет их жизни и подорвет бизнес по торговле людьми [EU's New Pact ..., 2023].

Партия европейских левых (ПЕЛ) - это общеевропейская леворадикальная и умеренно евроскептическая партия, которая отстаивает идеи коммунизма, демократического и экологического социализма. Ее председателем в декабре 2022 г. был избран бывший лидер австрийской компартии В. Байер. В состав ПЕЛ входят 25 полноправных партий-членов, ведущими из которых являются Левая партия (ФРГ), СИРИЗА (Греция) и Французская компартия (ФКП). Кроме того, есть еще 11 партий-наблюдателей и девять партий-партнеров. В ЕП у ПЕЛ есть собственная фракция - «Объединенные европейские левые - Лево-зеленые Севера» (ОЕЛ-ЛЗС), которая насчитывает 37 депутатов. Ее возглавляют М. Обри (партия «Непокоренная Франция») и представитель Левой партии (ФРГ) М. Ширдеван. ПЕЛ не имеет собственных представителей в Европейском совете и Еврокомиссии.

Европейские левые, разделяющие принцип интернационализма, в вопросе миграции главным считают защиту прав беженцев, ищущих убежища в европейских странах. Их позиция изложена в программном документе партии «Европа, действующая в целях преобразования мирового порядка», который содержит соответствующий раздел, озаглавленный «Разрыв с крепостью Европа». В этом разделе отмечается, что миграционная политика ЕС должна соответствовать международному праву, включая Всеоб-222

щую декларацию прав человека и Женевскую конвенцию о статусе беженцев. Для этого ПЕЛ предлагает отменить Дублинское соглашение1, распустить Frontex, обеспечить строгое соблюдение международного права при приеме мигрантов, расширить помощь со стороны ЕС странам, откуда приезжают мигранты. Левые выступают за проведение мониторинга выполнения международных договоров и условий пребывания беженцев, за создание легальных и безопасных каналов миграции. По мнению европейских левых, Директива Евросовета от 21 июля 2001 г., которая устанавливает правила предоставления со стороны ЕС временной защиты беженцам, должна в равной степени применяться ко всем людям, которые ищут спасения от войн, преследований и политических репрессий вне зависимости от их происхождения и цвета кожи [Europe as a lever ...].

* * *

Итак, можно констатировать, что в настоящее время различные европартии имеют совершенно разные позиции по вопросу миграции и предоставления убежища, включая отношение в новому Пакту Европейской комиссии о миграции и предоставлении убежища, ключевые вопросы которого были согласованы Европейским советом и Европарламентом 20 декабря 2023 г., после многолетних переговоров. Этот Пакт представляет собой сложный набор реформ, который знаменует начало «новой политики» ЕС в области предоставления убежища и миграции. Основные элементы Пакта включают в себя:

- Положение о проверке, определяющее первоначальную процедуру, через которую проходят граждане стран, не членов ЕС, нелегально прибывшие в Союз;

1 Дублинское соглашение - это установленный Евросоюзом регламент, который позволяет определить, какая страна несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища гражданам стран, не входящих в ЕС, или лицам без гражданства. Он был подписан в 2013 г., как Дублин III (EC 604/2013), 28 странами - членами ЕС, а также Лихтенштейном, Норвегией, Исландией и Швейцарией и заменил собой более ранние Дублинские правила ЕС Дублин II (343/2003) и первоначальную Дублинскую конвенцию, одобренную в 1990 г. - The Dublin Regulation / The UN Refugee Agency (UNHCR). - URL: https://www.unhcr.org/media/dublin-regulation (date of access: 12.02.2024).

- Регламент процедур предоставления убежища (APR), определяющий, что происходит с людьми после подачи заявления о предоставлении убежища;

- Регламент управления убежищем и миграцией (RAMM), который определяет меры солидарности между государствами-членами;

- Положение о кризисах и форс-мажорных обстоятельствах, которое регулирует, что происходит, если на внешней границе ЕС возникает кризис;

- Рамочную программу переселения Союза, которая после принятия и введения в действие может обеспечить структурированный и предсказуемый способ безопасного прибытия некоторых беженцев в ЕС [What is the EU ., 2023].

Проевропейские партии ЕНП, ПЕС и АЛДЕ поддержали принятие этого Пакта, за который проголосовали их фракции в ЕП, так как он обеспечивает усиление законодательного и административного регулирования процесса легальной миграции и создает необходимые возможности тем, кто имеет законное право на убежище в одной из стран ЕС. Эти партии настаивают также на расширении экономического и политического сотрудничества с теми регионами, откуда в Европу в основном прибывают мигранты (Африка, Латинская Америка, Балканы и страны Восточного партнерства). Но при этом, они выступают за усиление борьбы с контрабандистами, организующими незаконные миграционные потоки.

Европейские зеленые в целом поддерживают реформу миграционной политики ЕС, но при этом критически относятся к Пакту о миграции и предоставлении убежища из-за того, что он, по их мнению, недостаточно учитывает права человека. Их поддерживает леворадикальная ПЕЛ, которая также выступает против Пакта, который, по мнению левых, является масштабным ужесточением европейского законодательства, регулирующего миграцию [Another nail ..., 2024].

Праворадикальная ИиД традиционно выступает против любых инициатив руководства ЕС и требует максимально ограничить любые миграционные потоки в Европу, которые, по мнению европейских националистов, ведут к размыванию европейской идентичности и создают ненужную конкуренцию на рынке труда.

Умеренно евроскептическая партия ЕКР выступает с осторожной критикой Пакта и самой миграционной политики ЕС, предлагая в первую очередь передать больше прав и полномочий в этом вопросе странам - членам Союза.

10 апреля на пленарном заседании ЕП проголосовал за новый Пакт о миграции и предоставлении убежища, разработанный ЕК и согласованный с государствами - членами ЕС и ЕП. За этот документ проголосовали депутаты от ЕНП, ПЕС и АЛДЕ. Представители ПЕЗ, ЕСА, ПЕЛ, ЕКР и ИиД выступили против этой масштабной реформы, посчитав ее слишком расплывчатой и не приносящей пользы. Ожидается, что вскоре государства-члены утвердят эту реформу. Затем ЕК начнет внедрять ее, начиная с 2026 г., но пакет первоочередных мер планируется опубликовать в июне 2024 г.

В июне 2024 г. состоятся выборы депутатов Европарламен-та. Тема миграции является в настоящее время одной из наиболее чувствительных для европейцев и, как показывают результаты опросов, наибольшие шансы улучшить свои результаты имеют умеренно правоконсервативная партия «Европейские консерваторы и реформисты», праворадикальная «Идентичность и демократия» и леворадикальная прокоммунистическая Партия европейских левых (ПЕЛ), тогда как другие партии (ЕНП, ПЕС, АЛДЕ и особенно ПЕЗ) скорее всего частично потеряют электоральную поддержку по сравнению с предыдущими выборами 2019 г. [Гуселетов, 2023].

Литература / References

Гуселетов Б.П. (2023). Глава 8. Общеевропейские партии: становление, развитие, перспективы // Европа в глобальной пересборке [монография] / отв. ред. Ал.А. Громыко; Институт Европы, РАН. - Москва : Изд-во «Весь Мир»: Ин-т Европы РАН, 2023. - C. 144-157 [Guseletov B.P. (2023). Part 8. Trans European political parties: formation, development, prospects [Obcshevropeiskie partii: stanovle-nie, razvitie, perspektivi] // Europe in global reassembly [monograph] / resp. ed. Al.A. Gromyko; Institute of Europe, RAS. - Moscow : Ed. «Ves Mir»: Institute of Europe, RAS. - P. 144-157]. (In Russian).

Гуселетов Б.П. (2019). Новый состав Европарламента: прогнозы и результаты // Выборы в Европарламент - 2019 : национальные ответы на дилеммы европейской интеграции / под ред. Ю.Д. Квашнина, А.К. Кудрявцева, Н.С. Плевако, В.Я. Швейцера. - Москва : ИМЭМО РАН: ИЕ РАН. - С. 26-29 [Guseletov B.P. (2019). The new composition of the European Parliament: forecasts and results [Novyi sostav Evroparlamenta: prognozy i rezul'taty] // Elections to the European Parliament

225

2019: national responses to the challenges of European integration / ed. by Yu.D. Kvashnin, A.K. Kudryavtsev, N.S. Plevako, V.Ya. Schweitzer. - Moscow : IMEMO RAS: IE RAS. - P. 26-29]. (In Russian).

Гуселетов Б.П. (2022). Общеевропейские партии в XXI веке: становление, развитие, перспективы / Институт Европы РАН. - Москва : Институт Европы РАН. - Серия: Доклады ИЕ РАН; № 388. - 196 c. [Guseletov B.P. (2022). Trans European political parties in XXI century: formation, development, prospects [Obcshevropeiskie partii v XXi veke: stanovlenie, razvitie, perspektivi] / Institute of Europe, RAS. - Moscow : Institute of Europe, RAS. - Series: Reports of the Institute of Europe; N 388.-196 p.]. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report22022-388

Гуселетов Б.П. (2020). О феномене роста популярности Европейской партии Зеленых // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2020. - № 3. - С. 55-61 [Guseletov B.P. (2020). About the phenomenon of growing popularity of the European Green Party [O fenomene rosta populyarnosti Evropeiskoi partii Zelenykh] // Scientific and analytical bulletin of IE RAS. - 2020. - N 3. - P. 55-61]. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320205561

Abdou L.H., Bale T., Geddes A.P. (2022). Centre-right parties and immigration in an era of politicisation // J. of ethnic and migration studies. - 2021. - Vol. 48, Issue 2. -P. 327-340. DOI: https://doi.org/10.1080/1369183X.2020.1853901

A Humanitarian Approach to EU Migration Policies in the Mediterranean. (2023). - ALDE Party Council Bucharest, 2023, 20.10 - 21.10. - URL: https://assets.nationbuilder.com/aldeparty/pages/6925/attachments/original/1697885386/ A_Humanitarian_Approach_to_EU_Migration_Policies_in_the_Mediterranean.pdf? 1697885386 (date of access: 12.02.2024).

A European response to the migratory challenge: a new migration model. Position Paper adopted by the EPP Political Assembly on 13-14 November 2023. (2023) // European People's Party [website]. - URL: https://www.epp.eu/papers/a-european-response-to-the-migratory-challenge-a-new-migration-model (date of access: 12.02.2024).

A liberal vision for the future of Europe // Alliance of Liberals and Democrats for Europe (ALDE) [website]. - URL: https://www.aldeparty.eu/cofoe_alde_ party_policy#policy4 (date of access: 12.02.2024).

Another nail in the coffin of the right to asylum: LIBE committee votes on EU Migration Pact (2024) // The Left in the European Parliament [website]. - 14.02. -URL: https://left.eu/another-nail-in-the-coffin-of-the-right-to-asylum-libe-committee-votes-on-eu-migration-pact/ (date of access: 14.02.2024).

A progressive Pact on Asylum and Migration - social democrats are leading the way. (2023) / Party of European Socialists (PES). - 09.02. - URL: https://pes.eu/ wp-content/uploads/2023/02/2023-02-09-PES-Presidency-Declaration-Pact-on-Asylum-and-Migration.pdf (date of access: 12.02.2024).

Avramopoulos D. (2018). Il est temps de construire une politique européenne d'immigration et d'asile pour l'avenir / Fondation Robert Schuman. - 17.12. - URL: https://www.robert-schuman.eu/fr/questions-d-europe/497-il-est-temps-de-construire-une-politique-europeenne-d-immigration-et-d-asile-pour-l-avenir (date of access: 12.02.2024).

Council Directive 94/80/EC of 19 December 1994 laying down detailed arrangements for the exercise of the right to vote and to stand as a candidate in municipal elections by citizens of the Union residing in a Member State of which they are not nationals. (1994). - 31.12. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ HTML/?uri=CELEX:31994L0080&from= EN&lang=e (date of access: 12.02.2024).

Declaration of Antwerp. (2022) // ID party [website].-23.06. - URL: https://id-party.eu/news/f/declaration-of-antwerp-signed-on-june-26-2022?page=4 (date of access: 12.02.2024).

Dumont J.-Ch., Scarpetta S. (2015). Is this humanitarian migration crisis different? // Migration Policy Debates. - № 7, September. - URL: https://www.oecd.org/ migration/Is-this-refugee-crisis-different.pdf (date of access: 12.02.2024).

ECR Policy Group on Migration // European Conservatives and Reformists (ECRgroup) [website]. - URL: https://ecrgroup.eu/campaign/ecr_policy_group (date of access: 12.02.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EFA statement on the influx of migrants in Spanish enclaves. (2021) / European Free Alliance [website]. - 19.05. - URL: https://e-f-a.org/2021/ 05/19/efa-statement-on-the-influx-of-migrants-in-spanish-enclaves/ (date of access: 01.03.2024).

Europe as a lever of change for global human security // European Left [website]. -URL: https://www.european-left.org/working-area/international-solidarity/ (date of access: 12.02.2024).

Europe in the lead. Progressive solutions to global problems. Resolution adopted by the PES Congress in Málaga on 10 November 2023. (2023) / Party of European Socialists (PES). - 52 p. - URL: https://pes.eu/wp-content/uploads/2023/11/ Resolution_EN_final.pdf (date of access: 12.02.2024).

EU's New Pact on Migration and Asylum is only a first initial step in a long journey. (2023) // European Conservatives and Reformists (ECR group) [website]. -12.07. - URL: https://ecrgroup.eu/article/eus_new_pact_on_migration_and_asylum_ is_only_a_first_initial_step_in_a_long (date of access: 12.02.2024).

Human rights and migration / European Greens. - URL: https://europeangreens.eu/ positions/human-rights-migration/ (date of access: 12.02.2024).

Inclusion for all: Commission presents action plan on Integration and Inclusion 2021-2027. (2020) // European Commission [website]. - 24.11. - URL: https://ec.europa.eu/ commission/presscorner/detail/en/ip_20_2178 (date of access: 12.02.2024).

Lefkofridi Z., Horvath K. (2012). Migration issues and representation in European liberal democracies // J. of representative democracy. - Vol. 48. Issue 1. - P. 2946. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00344893.2012.653233

Luyten K., Rossi A. (2022). Understanding the EU's response to organised crime // European parliament Research Service. - PE 652.043 - September. - URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2020/652043/EPRS_BRI(2020) 652043_EN.pdf (date of access: 12.02.2024).

Preventing deaths at sea by stopping illegal migration. (2023) / Identity and Democracy Group (ID group). - 13.03. - URL: https://www.idgroup.eu/ preventing_deaths_at_sea (date of access: 12.02.2024).

Refugee boat sinks off the coast of Greece - «Europe urgently needs a functioning sea rescue system». (2023) / European Greens [website]. - 15.06. - URL: https://europeangreens.eu/news/refugeeboat-sinks-coast-greece-europe-urgently-needs-functioning-sea-rescue-system/ (date of access: 12.02.2024).

Safeguarding Citizens and Borders // European Conservatives and Reformists (ECR group) [website]. - URL: https://ecrgroup.eu/vision/safeguarding_citizens_ borders (date of access: 12.02.2024).

Sanchez P. (2023). Internationalism is the antidote to the myopic politics of trenches and borders // Progressive year book 2023 / Foundation for European Progressive Studies (FEPS). - Brussels: FEPS. - P. 75-82.

Stop the business of illegal immigration. (2023) / Identity and Democracy Group (ID group). - 09.10. - URL: https://www.idgroup.eu/stop_the_business_ of_illegal_immigration (date of access: 12.02.2024).

What is the EU Pact on Migration and Asylum? (2023) // International Rescue Committee [website]. - 21.12. - URL: https://www.rescue.org/eu/article/what-eu-pact-migration-and-asylum (date of access: 12.02.2024).

What is the New Pact on Migration and Asylum of the EU? // European Commission [website]. - URL: https://home-affairs.ec.europa.eu/policies/migration-and-asylum/new-pact-migration-and-asylum_en (date of access: 12.02.2024).

DOI: 10.31249/ape/2024.03.12

© Guseletov B.P.1 Pan-European parties on issues of migration and adaptation of migrants in the EU

Abstract. Over the past two decades, the European Union has seen a significant strengthening of pan-European political institutions, including pan-European parties (European parties). In the last 10-15 years, especially after the migration crisis of 2015, eurosceptic parties have formed and strengthened within the European party-political system, which were able to get their candidates into all the leading EU institutions, including the European Council, the European Commission and the European Parliament. One of the key aspects in the program documents of these parties was the issue of migration and adaptation of migrants to the European community. This forced the traditional pro-European parties: the center-right European People's Party, the center-left Party of European Socialists, the liberal party the

1 Guseletov Boris Pavlovich - ScD in Political Sciences, Leading Researcher, Institute of Europe RAS; Chief Researcher, Head of Political Sciences Department, FNICS RAS; bguseletov@mail.ru ORCID ID 0000-0001-6256-5013 228

Alliance of Liberals and Democrats for Europe and the environmental European Green Party, to pay special attention to this problem and propose solutions to the European Commission. Eurosceptic parties also expressed their proposals regarding combating illegal migration: European Conservatives and Reformists (ECR), Identity and Democracy, and the Party of the European Left. The ECR party is particularly active in this issue, which since 2020 has been headed by the leader of the Brothers of Italy party D. Meloni, who in 2022 headed the government of Italy, the country most affected by the influx of migrants to Europe.

The article presents the positions of the leading European parties, which have their own factions in the European Parliament, on the problems of migration and adaptation of migrants, and shows how these parties intend to solve them in order to convince European voters on the eve of the elections to the European Parliament.

Keywords: European Union, European parties, EU elections, migration, adaptation of migrants.

Статья поступила в редакцию (Received) 29.01.2024 Доработана после рецензирования (Revised) 15.02.2024 Принята к публикации (Accepted) 23.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.