Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. №4. С.95-107
УДК 296.711 Иерей Илья Бурдуков (Бурдуков Илья Витальевич) Смоленская православная духовная семинария
Общее в учении в Деяниях Павла и Пастырских посланиях
Аннотация: В настоящей статье будут рассмотрены темы, касающиеся общих для апокрифа «Деяния Павла» и Пастырских посланий позиций. Данная работа является логическим продолжением исследований, посвященных взаимосвязи канонических книг Нового Завета и апокрифа. Так как ранее было показано, что «Деяния Павла» более всего связаны с Пастырскими послания ап. Павла, то было принято решение остановиться на этой проблеме подробнее. В результате, благодаря сравнительному анализу, стало возможным выделить шесть тематических блоков, по которым можно увидеть соответствие данных произведений. Проведенное исследование дает большее основание рассматривать «Деяния Павла» с точки зрения православных и канонических идей, которым данный апокриф отвечает в большей мере, чем это было принято считать ранее. В этой связи общие идеи и общий язык свидетельствуют о времени и контексте, в котором создавались апокрифические «Деяния».
Ключевые слова: апокриф Деяния Павла; Пастырские послания; апостол Павел; Римская империя; гонения; обет безбрачия; лжеучители; официальная церковь; отношение к богатству.
Значительное время «Деяния Павла» (далее - Д.П.) рассматривались в качестве гностического произведения. Эта точка зрения была достаточно распространенной1 до начала XX в., пока ряд исследователей не выступили против данной теории. К этому числу относится свщмч. И. Артоболевский, посвятивший свою научную работу изучению первого путешествия ап. Павла и выделивший как отдельное исследование вопрос об аутентичности «Деяний»2. Значительный вклад в разработку этой проблемы сделало открытие Гейдельбергского папируса К. Шмидтом. Католические библеисты склонялись
-5
к тому, что Д.П. имели катехизическую функцию в среде сирийских христиан . Даже те, кто относится к либеральному крылу теологов, признают наличие в содержании апокрифа устных преданий первых поколений христиан4.
1 См.: Barrier J.W. A critical introduction and commentary on the Acts of Paul and Thecla: dissertation of D.Ph. Fort Worth, 2008. P. 178.
2 См.: Артоболевский И., свщмч. Первое путешествие святого апостола Павла с проповедью Евангелия. Сергиев Посад, 1900. С. 82.
3 Мещерская Е.Н. Предисловие к «Повести о Фекле, ученице Павла апостола» // Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. URL: http://barnascha.narod.ru/books/mesher01.htm#g10 (доступ от 23.10.2021).
4 Деко А. Апостол Павел. Жизнь замечательных людей. М., 2011. С. 144.
В отечественной науке, в связи с исследованием богословия апостола язычников, также уделялось внимание Д.П. Профессор Н. Н. Глубоковский обращал внимание на то, что автор апокрифа был достаточно хорошо осведомлен о политических процессах, происходивших на территории Малой Азии на рубеже I—II столетий по Р.Х.5 С. М. Зарин атрибутировал апокриф в качестве «кафолического писания» на ряду с Пастырем Ерма, Дидаскалиями и
др.6
При изучении апокрифа Д.П. у современного исследователя возникает множество вопросов, на которые зачастую нельзя получить однозначных ответов. Так, вряд ли когда-нибудь удастся узнать, какие источники использовал, т.н. Пресвитер, автор «Деяний»; знал ли он о существовании Деяний Апостолов, и какие из Пастырских посланий (далее - П.П.) апостола Павла были ему известны, или же он использовал местную устную традицию и т.п. Тем не менее, из текста апокрифа можно извлечь немало важной и достоверной информации, которая позволяет выдвигать различные более или менее убедительные гипотезы.
В первую очередь, для понимания выбора объектов сопоставления, важным является кратко обратиться к вопросу об аутентичности П.П. В среде западных исследователей прочно утвердилось мнение, что данный вопрос устарел и не требует какого-либо внимания, так как послания к Тимофею и Титу апостолу язычников не принадлежат7. Камнем преткновения в этом вопросе является отличие стиля П.П. от «бесспорных». Как убедительно
о
показал в своей статье Э. Шнабель : «Степень различия между стилями Пастырских и «бесспорных» Павловых посланий остается предметом для обсуждения». Однако для настоящей статьи более значимым является богословская сторона проблемы. И в данном случае, несмотря на отличие богословского языка П.П. от иных, что может свидетельствовать о более позднем их создании, невозможно отвергать наличие общих идей и предпосылок, которые могли в дальнейшем проявиться в П.П. более
9
определено .
Так, согласно В. Рордорфу, существуют разногласия между апокрифом и П.П. Эти разногласия касаются преимущественно вопроса о роли женщин в церковной общине и христианской аскетики. Он также обращает внимание на то, что имеется общая фактологическая база между Д.П. и корпусом его посланий, касательно миссии апостола10. Что касается расхождений и сходств,
5 Глубоковский Н.Н. Опыт русской обработки материала для жизнеописания святого апостола Павла // Христианское чтение. 1894. Вып. 1. С. 193.
6 Зарин С.М. Книги апокрифические Нового Завета // Богословская энциклопедия. Т. 11. СПб., 1910. С. 28.
7 См: Merz A. Die fiktive Selbstauslegung des Paulus. Intertextuelle Studien zur Intention und Rezeption der
8
Pastoralbriefe. Gottingen, 2004. S. 72.
Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла // Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2013. Вып. 2. С. 13.
9 См: Там же. С. 14.
10 Rordorf W. Lex Orandi-Lex Credendi: Gesammelte Aufsätze zum 60. Geburtstag. Paradosis 36. Freiburg, 1993. S.
то мы можем их видеть в восьми именах, использованных как в Д.П., так и в его Посланиях. Враги ап. Павла Димас и Гермоген, медники11, напоминают Именея и Филита (2 Тим 2:17), которые утверждали, что воскресение уже было. Во 2 Тим 1:15 и апокрифе Димас и Гермоген выступают в негативном свете12. Также как и Александр, медник, во 2 Тим 4:14 угрожал ап. Павлу, так и
13
Александр Сириец представлял угрозу для апостола . Онисифор принял у себя в доме апостола14, во 2 Тим 1:16 апостол также упоминает об Онисифоре, который помогал ему в Ефесе и Риме. Далее, апокриф повествует о Прискилле и Акилле15, как о жителях Ефеса, они также упоминаются в 2 Тим 4:19. Затем, Тит, предшественник ап. Павла в Иконии, и Лука ожидают учителя в Риме16, данные персонажи упоминаются во 2 Тим 4:10.
В таком случае, автор придерживается теории о том, что апокриф Д.П. так или иначе связан с каноническими текстами Нового Завета, в особенности с П.П. Последние были известны Пресвитеру и активно им использовались. О параллелях между двумя корпусами писаний и пойдет речь в далее.
Христианин - воин Христов
Первая позиция, которую мы рассмотрим в настоящей статье рассматривает христианина в качестве воина Христова. В 1 Тим 1:18 содержатся следующие строки: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин»17. Также во Втором послании к Тимофею ап. Павел обращается к своему ученику: «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим 2:3-4). Звание «ахрат^уо^» (полководец), которое использует в своем труде «Strategikos» Онасандр, и качества ему усвояемые соответствуют таковым у достойного епископа (См.: 1 Тим 3:1-2). В Д.П. христианин также прочно ассоциируется с воинской службой. В эпизоде, повествующем о прибытии апостола Павла из Коринфа в Италию, имеется речь последнего, которая сохранилась лишь в Берлинском
папирусе, где апостол обращается к слушателям словами - «Братия и воины
18
Христовы!» . В ином месте, при беседе со слугами императора Лонгом и Цестом ап. Павел говорит о себе как о сражающемся воине19. Приближенные
515.
11 Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М., 1997. С. 415.
12 Там же.
13 Там же. С. 417.
14 Там же. С. 415.
15 Скогорев П.А. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. СПб., 2000. С. 68. URL: https://docplayer.com/26548050-Skogorev-a-p-apokrificheskie-deyaniya-apostolov-arabskoe-evangelie-detstva-spasitelya-ocr-bychkov-m-n.html (доступ от 10.10.2021).
16 Там же. С. 85.
17 Ссылки на Священное Писание приводятся в синодальном переводе.
18 Скогорев П.А. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. С. 78.
19 Там же. С. 85.
императора Нерона Варнава, Урион и Фест сообщают ему о том, что и они состоят в «воинстве Царя Веков»20. Таким образом, апостол выступает в качестве полководца, вербующего своих солдат на территории противника, то есть Нерона, который и задает апостолу следующий вопрос: «Что подвигло
тебя, человече царя великого, а ныне узника моего, тайно прийти в Империю
21
Римскую и в моих пределах воинов набирать?» , на что апостол заметил - он
22
собирает воинов не только в Риме, но и «во всех краях земли»22. В «Мученичестве Павла» основной причиной гонений на апостола также стала его «вербовочная» деятельность в войско Христово.
Использование подобной метафоры и воинственного образа контрастирует с тем, что мы можем прочесть в Послании к Титу (Тит 2:1-10). Относительно этого В. Рордорф отмечал: «Идея о том, что христианин является воином Христа, сама по себе не бросается в глаза, но часто встречается в ранних христианских писаниях и даже в Новом Завете. Но в цитируемом диалоге [апостола Павла и Нерона] класс христианских солдат становится альтернативой политического существования римского гражданина. Потому что, будучи христианином, человек не может быть римским гражданином,
2 3
потому что Царство Христа объявлено врагом Римской Империи» . Это замечание отражает картину, при которой в Мученичестве отражены реалии активных гонений на христиан со стороны государственного аппарата Рима. Последний воспринимался уже как враг, против которого противоборствуют воины Христовы.
Что касается П.П., то в усвоении христианину воинских качеств можно обнаружить социальный аспект. Все последователи Христа призваны к тому, чтобы испытывать лишения, борьбу и страдания: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33). Победа является целью жизни и результатом духовной борьбы человека, но, чтобы ее достичь, нужно обладать качествами воина. Поэтому ап. Павел ожидает от Тимофея, что тот будет «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим 2:3). Таким образом, страдание, терпение и верность (см: 2 Тим 2:12-13) становятся теми связующими нитями, которые проходят между воинской метафорой в Д.П. и П.П.
Отношение к гражданской власти
Отношение к официальной власти также является важным предметом рассмотрения схожих идей между двумя рассматриваемыми блоками произведений. Согласно МакДональду, в Д.П. можно обнаружить негативное
20 Там же. С. 80.
21 Там же.
22 Там же.
23 Rordorf W. Lex Orandi-Lex Credendi: Gesammelte Aufsätze zum 60. Geburtstag. Paradosis 36. S. 521.
отношение к гражданской власти24: «Каждая из наших историй предполагает конфликт между Римской империей, убежденной в своей легитимности, силе и постоянстве, и апокалиптической сектой, ожидающей разрушения мира. Это ожидание конца дало им альтернативное политическое видение, породило радикальное социальное поведение и сулило божественное оправдание тем, кого преследовали в борьбе». Римская империя в первые века христианства действительно мыслилась как вечное установление порядка, который ни что и никто не сможет поколебать. Римские легионы обеспечивали безопасность внешних границ, гражданские установления были призваны хранить мир внутри общества. И в данном случае христианство, несущее апокалиптическую весть, расшатывало Pax Romana, заставляло усомниться в совершенстве установившегося порядка, что делало его врагом власти.
МакДональд использует пример мч. Феклы, которая нарушает законы Икония. Стремясь к целомудренной жизни, она отвергает своего жениха Александра, снимает с головы подаренный ей венок - символ Римской империи, за что обвиняется в недолжном отношении к священному предмету25. В отличие от «Деяний Павла и Феклы», в П.П., напротив, содержится призыв к сотрудничеству с государством, и изображение христианства в качестве вполне дозволенной гражданской религии. Согласно МакДональду, апостол Павел в П.П. изображен как «покорный мученик», принявший свою судьбу и примирившийся с Римской империей: «С другой стороны, во 2-м послании к Тимофею мы слышим не так много критики в адрес Рима. Конечно, автор считает казнь Павла злом, но он ловко препятствует тому, чтобы казнь Павла стала антиримским символом, который можно было бы использовать для разжигания политической вражды»26. Однако подобное утверждение требует некоторого уточнения, так как в ином месте апостол проясняет свою позицию относительно «войны» с гражданскими властями и говорит о себе: «Ведь сражаемся мы не за земного, как вам мнится, царя, а за небесного»27. Тем самым, ап. Павел переносит свое поле сражения в духовное измерение. Действительно, в Д.П. конфликт, который происходит между Церковью и государством неизбежен, однако христиане ни в коем случае не являются его активными инициаторами. Напротив, именно гражданская власть первая идет на обострение. В эпизоде, когда виночерпий цезаря по имени Патрокл падает из
окна и погибает, апостол обращается к окружающим с призывом молиться о
28
воскресении юноши, дабы избежать вреда со стороны властей . Последнее вполне укладывается в логику повествования, так как должность виночерпия означала приближенный статус к правителю. Но, несмотря на благополучный
24 MacDonald D.R. The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon. Philadelphia, 1983. P. 40; Ср.: Tajra H. W. The Martyrdom of St. Paul: Historical and Judicial Context, Traditions and Legends. Tübingen, 1994. P. 198.
25 MacDonald D.R. The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon. P. 41.
26 Ibid. P. 66
27 Скогорев П.А. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. С. 81.
28 Там же. С. 80.
исход, власти оказываются глухи к явному чуду и инициируют гонения на христиан.
В 1 Тим 2:1-4 апостол призывает молиться «за царей и за всех начальствующих». Также как и в Д.П., здесь идет речь о желании христиан жить «тихо и безмятежно». Именно молитвы римских христиан приводят к обращению Патрокла в христианство. В П.П. автор также желает спасения всем, в том числе государственным служащим. В эпизоде с Нероном апостол не отказывает и ему в возможности спасения: «Коли благом тебе это кажется, служи Ему, ибо не спасут тебя ни богатства, ни роскошь жизни этой»29. Таким образом, в обоих собраниях изучаемых писаний есть единомыслие относительно возможности спасения для всех, в том числе и цезаря. МакДональд к этому добавляет мысль о том, что Нерон в этом контексте не
30
предстает в качестве «архетипа антихриста» , но как человек, который способен на покаяние. И хотя Нерон, в конечном итоге, не обращается в христианство даже после беседы с воскресшим ап. Павлом, однако
31
демонстрирует раскаяние отпустив всех узников .
Так же, как и в случае с Д.П., в 2 Тим 3:12 гонения для христиан неизбежны по причине глубокого антагонизма по отношению к язычеству, институты которого оказываются под угрозой. Так, например, стремление Феклы к целомудрию подвергается необоснованному преследованию со стороны государства, поскольку это угрожает институту законного брака. Тем не менее, когда Павла обвиняют в отвращении девственниц от брака, он утверждает, что он, посланник Бога, и призывает людей вернуться к благоговению и к истине. Ничто в его защите не вызывает гнева правителя, который реагирует на эту самозащиту. В данном случае со стороны апостола нет стремления к обострению конфликта, но, наоборот, он пытается его погасить. Подобный же случай мы встречаем в случае с гонениями в Ефесе со стороны изготовителей статуэток Артемиды, который из-за проповеди апостола могли лишиться своего дохода. Таким образом, как в Д.П., так и в П.П. отсутствуют какие-либо призывы к противлению власти, но отмечается неизбежность подобной борьбы. Все действующие лица, в том числе Нерон, озабочены не нравственным состоянием христиан, ни их религиозными воззрениями, но вполне материальными и политическими последствиями их проповеди среди людей.
Богатство
Автор «Деяний Павла» вполне определенно высказывается о богатстве. Он предостерегает от богатства и роскоши как того, что скоро погибнет в
32
эсхатологическом огне . С другой стороны, в тексте обозначена зависимость от
29 Там же.
30 MacDonaldD.R. The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon. P. 66.
31 Скогорев П.А. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. С. 82.
32 См.: Там же. P. 71.
богатых христиан. Например, Онисифор встречает и принимает ап. Павла в
33
собственном доме . Позже Онисифор оставил свои дела, чтобы следовать за апостолом. В результате он теряет возможность к обеспечению своей семьи, потому ап. Павел отправляет его обратно в Иконий, чтобы тот вернулся к своему прежнему образу жизни. Таким образом, богатые христиане играют важную роль в Д.П. Они не только предоставляют дома, в которых христиане проводят свои собрания, но также поддерживают апостола и других странствующих, таких, как Фекла. Это же мы видим во фрагментах с Ермием в Мире, Акилой и Прискиллой в Ефесе, Леммой и Аммией в Дамаске, Стефаном в Коринфе и Клавдием в Италии.
П.П. по теме богатства согласны с Д.П. В 1 Тим 3:3, 8 священнослужители должны избегать корыстолюбия и сребролюбия. Нет необходимости заботиться о настоящем веке, то есть земном существовании, так как человек пришел в этот мир ни с чем, ни с чем и уйдет (1 Тим 6:7). Более того, в 1 Тим 6:10 сребролюбие называется «корнем всех зол». А те же, кто имеет богатство, должны быть щедрыми (1 Тим 6:17-19). Именно это повеление воплощает в своих действиях королева Трифена, которая не отказалась от своего состояния, но помогает Фекле34, а затем ее матери Феоклее. Также и Фекла демонстрирует свое пренебрежение богатством, когда расстается со своими украшениями и серебряным зеркалом ради встречи с апостолом Павлом. Все это указывает на отсутствие несогласия в материальных вопросах между двумя группами произведений. В отношении этого Д.П. не более радикальны, чем П.П.
Лжеучители
Отношение к лжеучителям в Д.П. раскрываются в оценке спутников ап. Павла Димаса и Гермогена. О последних говорится, что они «исполнены лицемерия» и всячески старались дискредитировать своего учителя. В 1 Тим 4:1 -3 также указывается на то, что основными противниками благовестия являлись люди из числа христиан, которые искажали учение, тем самым «потерпев в вере» (1 Тим 1:19). Более того, Тимофея ап. Павел призывает обличать и пресвитеров, которые не должно совершают свое служение (1 Тим 5:20).
Апокрифический Павел представляется более снисходительным к противникам, нежели в П.П. Что касается Димаса и Гермогена, то апостол,
35
несмотря на их лицемерие, «миловал их весьма»35. И Онисифор пригласил их в свой дом, хотя «не видел в них плодов правды»36. Однако подобное отношение находит свое отражение в 2 Тим 2:24-26, где от пастыря требуются «терпеливость» и «незлобивость», которые должны способствовать освобождению людей от «сетей диавола». Однако подобные люди не имеют
33 Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 415.
34 Скогорев П.А. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. С. 64.
35 Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 414.
36 Там же. С. 415.
мира между собой и, как правило, становятся зачинщиками споров и конфликтов, что и показано в 1 Тим 1:6, 6:4; 2 Тим. 2:23; Тит. 3:9-10. Контрастом этой модели поведения служит пример благочестивых христиан, живущих в мире и согласии. Так, Фекла, получившая отказ со стороны апостола в крещении, спокойно принимает это решение. МакДональд же считал, что тот идеализированный образ пастыря, который представлен в П.П.,
37
не имеет параллелей с тем, как представлен апостол Павел в Д.П. : «Эта идеализация церковных лидеров резко контрастирует с Павлом из легендарной традиции. Ничто в легендах не предполагает, что Павла или любого другого христианина можно охарактеризовать как человека умеренного или величественного; скорее, они предстают как нарушители общепринятых норм». И напротив, каждый эпизод, изображающий местную общину, демонстрирует определенные характеристики: любовь, согласие и преданность ап. Павлу и апостольскому учению. Тем самым автор Д.П. демонстрирует то, что отличительной чертой еретиков являются мятеж и конфликты. Что же до христианских общин, то в них сохраняется мир и согласие как между членами внутри церкви, так и по отношению к внешнему миру.
Помимо мятежного духа еретики, по мнению Пресвитера, склонны к стяжательству38. С этим согласен и апостол язычников в 1 Тим 3:3, 1 Тим 6:5 и 2 Тим 3:2. Тема стремления к наживе неизменно связана с лжеучениями, которые становятся плодом сребролюбия. Так как стремление угодить своим слушателям и получить от них вознаграждение заставляет идти на ложь, как это происходит с Димасом и Гермогеном, которые вводят в заблуждение Фамириса о воскресении мертвых. Это же учение воспроизводится и в 2 Тим 2:18: «Отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру». Тем самым два лжеучителя из апокрифа становятся типичными антигероями повествований, которые заключают в себе характерные черты, обозначенные в П.П. - распутство, сребролюбие, ересь. Сам апостол Павел и его последователь Онисифор по отношению к падшим христианам следуют в духе послания к Тимофею, проявляя снисхождение и милость. Таким образом, возможно, автор Д.П. вполне мог воспользоваться П.П. для изображения Димаса и Гермогена.
Церковнослужители
МакДональд отмечает отсутствие каких-либо авторитетных лидеров среди христианских общин, описанных в Д.П. Это несколько отличает от той картины, которая изображается в П.П., где часто встречается упоминание о
39
«старейшинах» и иных лицах, которые совершают свое служение в церкви . Тем более это примечательно, так как автором апокрифа является некий Пресвитер. МакДональд об этом пишет следующим образом: «Однако в
37 MacDonaldD.R. The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon. P. 71.
38 Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 418.
39 Rordorf W. Was wissen wir über Plan und Absicht der Paulusakten? // Oecumenica et Patristica. 1989. № 75. S. 7778.
легендах церковный авторитет зиждется на харизме, странничестве и релятивизме, в отличие от иерархичной строгости Пастырских посланий»40. Однако не всегда понятно, что МакДональд подразумевает под легендами, говоря о Д.П. Но было бы неверным отвергать вероятность безоговорочного принятия Пресвитером системы церковных чинов. В 3 Кор. можно встретить
41 тт
упоминание пресвитера и двух диаконов41. И несмотря на столь скудные сведения, подобное молчание можно объяснить присутствием самого апостола Павла, который непосредственно руководил общинами и не нуждался в подобных помощниках. Поэтому делать вывод о противостоянии Пресвитера и церковнослужителей преждевременно, тем более в тексте можно обнаружить некоторые особенности, позволяющие идентифицировать церковных служителей в Д.П.
Если проанализировать характеристику, данную Онисифору, то становится ясным его полное соответствие тем требованиям, которые предъявляются епископу:
Епископ (1 Тим 3:2-7) Онисифор (Деяния Павла и Феклы)
Муж одной жены Лектра
Гостеприимный Принимает ап. Павла, его спутников и Феклу в своем доме
Не сребролюбив «Оставил Онисифор все дела мира сего»
Не сварлив Принимает даже тех, кто ему неприятен - Димаса и Гермогена
Трезв Был воздержан в пище и пил лишь воду.
Дети воспитаны в послушании Дети безоговорочно следуют за Онисифором и апостолом
Не новообращенный Онисифор уже бы христианином перед встречей с апостолом
Без сомнения, Онисифор соответствует и иным требованиям из П.П. Более того, в нем есть и некоторая проницательность, которую он проявляет при встрече с Димасом и Гермогеном. В этой связи, хотя он и не назван пресвитером или иным чином, но вполне соответствует этому служению. Во 2 Тим 1:15-16 Онисифор противопоставляется противникам ап. Павла Фигеллу и Гермогену. Таким образом, точка зрения МакДональда о том, что Пресвитер выступал против церковного священноначалия не имеет под собой твердого основания.
40 MacDonaldD.R. The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon. P. 69.
41 Скогорев П.А. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. С. 74-76.
Вдовы и отношение к обету безбрачия
П.П. содержат ясную мысль о необходимости заботы по отношению к вдовам. В эпизоде из Мир Ликийских Гермократ продает свое имущество раздает его вдовам и нищим42. И в данном поступке нет ничего примечательного, однако он заставляет обратить внимание на то, что этого недостаточно для подлинного почитания одной из наименее защищенной категории людей в древнем мире - вдов. Так, согласно 1 Тим 5:4, если у вдовицы есть дети и внуки, то они должны взять на себя заботу о ней. И в 1 Тим 5:16 добавляет, что это требуется для того, чтобы не «обременять Церковь», но последняя могла бы проявить уделить внимание «истинным вдовицам», то есть абсолютно одиноким женщинам. В этой связи, мч. Фекла воплощает подобную установку, когда сообщает матери, желавшей ее смерти, о том, что она останется с ней и будет ее содержать43. Однако важна не только финансовая сторона, но участие детей в жизни вдовицы, даже если та вполне обеспечена, как Трифена в Д.П. Поэтому, прежде чем отправиться в путь, Фекла должна взять благословение у своей матери, дабы не подпасть под осуждение слов из 1 Тим 5:8: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Такое отношение к вдовам связывает вместе Д.П. и П.П.
В настоящей работе, на основе анализа шести позиций, относящихся к христианской жизни, можно обнаружить параллели между Д.П. и П.П. Последние в большей степени являются нормативными документами, фиксирующими правила жизни подлинного христианина. Д.П. на практике раскрывают эти постановления, демонстрируют их исполнение через определенные примеры и персонажей как положительных, так и отрицательных. Кроме того, того конфликта, который на первый взгляд может иметь место быть между рассматриваемыми группами произведений, на самом деле не существует. Рассмотрение вышеозначенных вопросов показывает глубокое согласие Д.П. и П.П. по ключевым вопросам христианской практики жизни.
42 Там же. С. 66.
43 Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 422.
Источники
1. Скогорев П.А. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. СПб.: Алетейя, 2000. URL: https://docplayer.com/26548050-Skogorev-a-p-apokrificheskie-deyaniya-apostolov-arabskoe-evangelie-detstva-spasitelya-ocr-bychkov-m-n.html (доступ от 10.10.2021).
2. Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. URL: http://barnascha.narod.ru/books/mesher01.htm#g10 (доступ от 23.10.2021).
Литература
3. Артоболевский И., свщмч. Первое путешествие святого апостола Павла с проповедью Евангелия. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900.
4. Глубоковский Н.Н. Опыт русской обработки материала для жизнеописания святого апостола Павла // Христианское чтение. 1894. № 11. С. 189-207.
5. Деко А. Апостол Павел. Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2011.
6. Зарин С.М. Книги апокрифические Нового Завета // Богословская энциклопедия. Т. 11. СПб.: Тип. А.П. Лопухина, 1910. Стб. 433-466.
7. Мещерская Е.Н. Предисловие к «Повести о Фекле, ученице Павла апостола» // Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. URL: http://barnascha.narod.ru/books/mesher01.htm#g10 (доступ от 23.10.2021).
8. Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла // Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2013. Вып. 2. С. 7-33.
9. Barrier J.W. A critical introduction and commentary on the Acts of Paul and Thecla: dissertation of D.Ph. Fort Worth, 2008.
10. Merz A. Die fiktive Selbstauslegung des Paulus. Intertextuelle Studien zur Intention und Rezeption der Pastoralbriefe. Gottingen: Academic Press, 2004.
11. MacDonald D.R. The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon. Philadelphia: Westminster, 1983.
12. Rordorf W. Was wissen wir über Plan und Absicht der Paulusakten? // Oecumenica et Patristica. 1989. № 75. S. 71-82.
13. Rordorf W. Lex Orandi-Lex Credendi: Gesammelte Aufsätze zum 60. Geburtstag. Paradosis 36. Freiburg: Universitätsverlag Freiburg in der Schweiz, 1993.
14. Tajra H.W. The Martyrdom of St. Paul: Historical and Judicial Context, Traditions and Legends. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1994.
Priest Ilya Burdukov (Burdukov Ilya Vitalievich) Smolensk Orthodox Theological Seminary
Common doctrines in the Acts of Paul and the Pastoral Epistles
Abstract: This article will cover topics concerning common positions for the apocrypha «Acts of Paul» and the Pastoral Epistles. This work is a logical continuation of the research on the relationship between the apocrypha and the canonical books of the New Testament. Since it was previously shown that the "Acts of Paul" are most closely related to the Pastoral Epistles of apostle Paul, it was decided to elaborate on this matter in more detail. As a result, due to the comparative analysis, it became possible to identify six thematic blocks, which demonstrate the concurrence of two groups of works. The conducted research gives a greater reason to consider the «Acts of Paul» from the point of view of Orthodox and canonical ideas, to which this apocrypha corresponds to a larger extent than it was previously believed. In this regard, the common ideas and the common language testify to the time and context in which the apocryphal «Deeds» were created.
Keywords: apocrypha «Acts of Paul»; Pastoral Epistles; apostle Paul; the Roman Empire; persecution; celibacy; false teachers; the official church; attitude to wealth.
References
Skogorev P.A. Apokrificheskie deianiia apostolov. Arabskoe Evangelie detstva Spasitelia. Issledovaniia. Perevody. Kommentarii [Apocryphal acts of the apostles. Arab Gospel of the Savior's childhood. Research. Translations. Comments]. S. Petersburg, 2000. Available at: https://docplayer.com/26548050-Skogorev-a-p-apokrificheskie-deyaniya-apostolov-arabskoe-evangelie-detstva-spasitelya-ocr-bychkov-m-n.html (accessed: 10.10.2021).
Meshcherskaia E.N. Apokrificheskie deianiia apostolov. Novozavetnye apokrify v siriiskoi literature [Apocryphal acts of the apostles. New Testament Apocrypha in Syrian Literature]. Available at: http://barnascha.narod.ru/books/mesher01.htm#g10 (accessed: 23.10.2021).
Artobolevskii I., svshchmch. Pervoe puteshestvie sviatogo apostola Pavla s propoved'iu Evangeliia [The first journey of the holy Apostle Paul with the preaching of the Gospel]. Sergiev Posad, 1900.
Glubokovskii N.N. Opyt russkoi obrabotki materiala dlia zhizneopisaniia sviatogo apostola Pavla [The experience of Russian processing of material for the life of the holy Apostle Paul]. Khristianskoe chtenie - Christian reading, 1894, no. 11, pp. 189-207.
Deko A. Apostol Pavel. Zhizn' zamechatel'nykh liudei [The life of wonderful people]. Moscow, 2011.
Zarin S.M. 1910. Knigi apokrificheskie Novogo Zaveta [Apocryphal books of the New Testament]. Bogoslovskaia entsiklopediia [Theological encyclopedia]. S. Petersburg, 1910, vol. 11, col. 433-466.
Meshcherskaia E.N. Predislovie k «Povesti o Fekle, uchenitse Pavla apostola» [Preface to «The Tale of Thekla, a disciple of Paul the Apostle»]. Apokrificheskie deianiia apostolov. Novozavetnye apokrify v siriiskoi literature [Apocryphal Acts of the Apostles. New Testament Apocrypha in Syrian Literature]. Available at: http://barnascha.narod.ru/books/mesher01.htm#g10 (accessed: 23.10.2021).
Shnabel' E. Apostol Pavel, bogoslov-missioner i pastyr'-bogoslov: k ponimaniiu Pavla [Apostle Paul, theologian-missionary and pastor-theologian: towards understanding Paul]. Vestnik PSTGUI: Bogoslovie, Filosofiia - Bulletin of PSTGUI: Theology, Philosophy, 2013, vol. 2, pp. 733.
Barrier J.W. A critical introduction and commentary on the Acts of Paul and Thecla: dissertation of D.Ph. Fort Worth, 2008.
Merz A. Die fiktive Selbstauslegung des Paulus. Intertextuelle Studien zur Intention und Rezeption der Pastoralbriefe. Gottingen, 2004.
MacDonald D.R. The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon. Philadelphia, 1983.
Rordorf W. Was wissen wir über Plan und Absicht der Paulusakten? Oecumenica et Patristica, 1989, no. 75, ss. 71-82.
Rordorf W. Lex Orandi-Lex Credendi: Gesammelte Aufsätze zum 60. Geburtstag. Paradosis 36. Freiburg, 1993.
Tajra H.W. The Martyrdom of St. Paul: Historical and Judicial Context, Traditions and Legends. Tübingen, 1994.