Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ'

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / АКЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / կենսաթոշակ / կենսաթոշակային ֆոնդ / բաժնետոմսեր / Կենտրոնական բանկ / PENSION / PENSION FUND / STOCK / CENTRAL BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримян Д.В.

Անցած 15 տարիների ընթացքում ՀՀ Կառավարությունը ձեռնարկել է մի շարք միջոցառում- ներ հավասարակշռել բնակչությունից ստացվող եկամուտները (հարկերի տեսքով) ծախսեր ը (վճարովող կենսաթոշակների տեսքով): 2014թ.-ից ՀՀ-ում ներդրվեց բազմաստիճան կենսաթոշակային համակարգը, որտեղ գործող բաշխողական համակարգը լրացվեց կուտակային բաղադրիչով: Այս հոդվածը նվիրված է կենսաթոշակային ֆոնդերի կարգավորմանը վերահսկողությունը ՀՀ-ումOver the past 15 years, the Armenian government has taken a number of measures to balance the income from the population in the form of taxes and expenses in the form of paid pensions. Since 2014, a multi-level pension system has been introduced in Armenia, where the existing distribution system has been supplemented by a funded component. This article is devoted to the study of regulation and control of pension funds in the RA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL DESCRIPTION, REGULATION AND CONTROL OF PENSION FUNDS IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Over the past 15 years, the Armenian government has taken a number of measures to balance the income from the population in the form of taxes and expenses in the form of paid pensions. Since 2014, a multi-level pension system has been introduced in Armenia, where the existing distribution system has been supplemented by a funded component. This article is devoted to the study of regulation and control of pension funds in the RA.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ»

Общее описание, регулирование и контроль пенсионных фондов в Республике Армения

Каримян Д. В.

Российско-Армянский (Славянский) Университет (Ереван, Армения)

iosfan123@gmail.com

Ключевые слова: пенсия, пенсионный фонд, акция, Центральный банк

pUqhmhnip U^mpmq^pp, ^mpqm^npntJp U lhpmhufynqni.p]ni.Up ZZ-ntU

^mppiijmh 0-. 4

rtmu-hiujljiuljiuh (uiiuilnhiuljiuh) hiuifiu[uiupiuh (bpliiuh, Ziujiuuiniuh)

iosfan123@gmail.com

иифлфши: UUgmfc 15 mmp^Utp^ pUpmgpnLl ZZ 4mnmlmpnLp]nLUp &hnUmp^hi_ t Jfr 2ШРР l^ngmnnLl-Utp hmlmumpm^2ntL pUm^nLpjntU^g ummglnq h^mlntmUtpp (hmp^tp^ mhupnl) U fcm^utp p (l^mpnlnq ^tUumpn2m^Utp^ mhupnl): 2014p.-^g ¿¿-ntd Utpqpltg pmqdmum^mU ^hUumpn2m^m]^U hmdm^mpqp, npmtq qnp&nq pm2^nqm^mU hmdm^mpqp jpmgltg ^ntmm^mj^U pmqmqp^nl: U]u hnqlm&p Ul^plmb t ^tUump^m^mj^U $nUqtp^ ^mpqmlnpdmUp U Ihpmhu^nqnLpjntUp ¿¿-mi 4^nnpn2 pmnhp ^hUumpn2m^, ^hUumpn2m^m]^U $nUq, pmdUhmnlutp, 4tUmpnUm^mU pmU^

General description, regulation and control of pension funds in the Republic of Armenia

Karimyan D. V.

Russian-Armenian (Slavonic) University (Yerevan, Armenia)

iosfan123@gmail.com

Abstract: Over the past 15 years, the Armenian government has taken a number of measures to balance the income from the population in the form of taxes and expenses in the form of paid pensions. Since 2014, a multi-level pension system has been introduced in Armenia, where the existing distribution system has been supplemented by a funded component. This article is devoted to the study of regulation and control of pension funds in the RA. Keywords: pension, pension fund, stock, Central Bank

Правительство Армени за прошедшие 15 лет предприняло ряд мер с целью сбалнсировать поступления от населения в виде налогов и расходов в виде выплачиваемых пенсий. С 2014 года в Армении была внедрена многоуровневая пенсионная система, где существующая система распределения была дополнена накопительным компонентом. Данная статья посвящена изучению регулироавнию и контролю пенсионных фондов в РА.

С 2008 года в Армении происходят радикальные изменения в пенсионной системе с целью обеспечения граждан достойной пенсией. До введения накопительной пенсионной системы выплата пенсий полностью финансировалась из текущих доходов государственного бюджета РА, как принято говорить, на основе принципа солидарности поколений.

3 ноября 2008 года правительство Республики Армения утвердило «Программу пенсионной реформы РА» решением № 1487- Ъ. В соответствии с этим решением в Армении была введена новая многоуровневая пенсионная система.

Последняя привязана к существующей системе распределения, которая, фактически, была дополнена двумя новыми, обязательными и добровольными накопительными шкалами.

Основной целью внедрения этой новой пенсионной системы является достижение следующих двух результатов.

• Ежегодное повышение уровня пенсий путем предоставления адекватной пенсии для прожиточного минимума,

• Установление пенсионной связи с личными доходами с помощью введения обязательной накопительной пенсионной системы [1].

После обретения независимости демографические изменения в Армении привели не только к сокращению населения, но и к уменьшению общего числа людей в возрасте до трудоспособного возраста, и наоборот. Другими словами, население трудоспособного возраста больше не может обеспечивать пенсии сопоставимые с минимальной потребительской корзиной с помощью своих налогов, и ситуация не только не улучшится в ближайшем будущем, но и ухуд-

шится. Кроме того, пенсионная система, существующая в течение нескольких поколений, более не является финансово стабильной. По оценкам, коэффициент загрузки системы в Армении сегодня не превышает 1,1, тогда как такая система жизнеспособна, если коэффициент равен 3, а в европейских странах уровень 3,5: 1 уже считается кризисным. Кроме того, связь между доходом человека и размером его пенсии была разорвана. Единственный способ улучшить пенсионное обеспечение без радикальных изменений может заключаться в повышении налогов, что нежелательно для экономики.

Поэтому проблема изменения пенсионной системы была решена Правительством Республики Армения так же, как мир преодолевает проблемы в области пенсионного обеспечения.

1. Переход от систем распределения пенсий, т. е. на основе принципа солидарности поколений к системам с самофинансированием

2. Переход от пенсионной модели ББ пенсии на основе расчетных формул к БС-модели выплаты, основанной на реальном доходе

3. Переход от контролируемых государством пенсионных систем к регулируемым государством и контролируемым частным пенсионным системам.

В результате, цели новой пенсионной системы, введенной в Армении:

а) минимизировать, а затем ликвидировать бедность и риск бедности среди пенсионеров.

б) обеспечение финансовой устойчивости системы в долгосрочной перспективе

в) установить связь между доходом человека и пенсией.

С 1 января 2014 года в нашей стране была полностью запущена многоуровневая пенсионная система, где накопительный элемент стал дополнением к существующему распределительному компоненту. В то время система добровольного пенсионного обеспечения уже существовала. Таким образом, система не была заменена, но дополнена новыми компонентами, которые влекут за собой необходимость изменить мышление и поведение граждан. В новой системе гражданин вместе с государством несет ответственность за свою будущую пенсию, делая пенсионные накопления из своей заработной платы в течение рабочих лет, которые удваиваются за счет государственного бюджета.

Внедрение накопительной пенсионной системы позволит пенсионным фондам накапливать активы, которые можно инвестировать на финансовых рынках. Хотя пенсионные накопления уменьшат сбережения домохозяйств, а общие сбережения в экономике не увеличатся, накопление активов пенсионных фондов позволит

повысить ликвидность и глубину рынка капитала, поскольку домохозяйства и пенсионные фонды вносят изменения. Долгосрочный характер активов пенсионного фонда позволяет ему инвестировать в более ликвидные и долгосрочные активы, которые обеспечивают высокую доходность, так же как он обеспечивает рынок капитала долгосрочными активами. В связи с этим очень важно изучить влияние пенсионных фондов на фондовый рынок, изучить структуру фондовых активов и инвестиционные ориентиры.

Многоуровневая пенсионная система в Республике Армения включает государственную пенсию и накопительную пенсию. Последний, в свою очередь, состоит из накопительного компонента (II) и добровольного пенсионного компонента (III).

Согласно решению Правительства Республики Армения, 50% или 40% активов [2] добровольных и обязательных пенсионных фондов могут быть инвестированы за границу. Если будут сделаны инвестиции в ценные бумаги иностранных эмитентов, произойдет отток капитала из страны. Кроме того, эти инвестиции будут связаны со значительными валютными и юридическими рисками. Мы предлагаем поощрять инвестиции в местный рынок ценных бумаг, чтобы огромные накопленные активы, сформированные после реформ, могли быть инвестированы в местный рынок ценных бумаг, поскольку, инвестируя в иностранные ценные бумаги, пенсионные фонды не могут избежать валютного риска.

В соответствии с соглашением, подписанным между Правительством Республики Армения и ОАО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ АРМЕНИИ", депозитарий будет вести реестр участников обязательных пенсионных фондов. Депозитарная функция также зарезервирована для Депозитария в соответствии с законодательством.

В рамках пенсионной системы услуги, предоставляемые Депозитарием, предоставляются через Операторов счета, а также через приложение «Моя учетная запись». Посредством операторов счетов, участники имеют ряд возможностей для управления своими пенсионными счетами через приложение «Мой счет», в частности

[3]:

• Изменить личные данные в пенсионном счете,

• Сделать выбор пенсионного фонда и управляющего фондом,

• Обменять акции пенсионного фонда;

• Получить отчет о годовых данных, отраженных в пенсионном счете,

• До достижения пенсионного возраста, получить средства на свой пенсионный счет в виде единовременного платежа.

• Перевести средства на его / ее пенсионный счет на его / ее накопительный пенсионный счет, действующий в другой стране.

• Выбор типа пенсии,

• Отказать / принять право собственности на акции пенсионного фонда,

• Получать информацию об остатке на пенсионном счете, а также об операциях на счете, для выбора типа пенсии.

В рамках накопительного компонента социальные выплаты осуществляются только в обязательные пенсионные фонды, предлагаемые управляющими частными пенсионными фондами. Накопительные пенсии финансируются за счет накопительных взносов для участников и доходов от их инвестиций. Налоговый орган управляет персонализированной базой данных накопительного компонента в соответствии с законодательством осуществляет сбор социальных выплат работодателями, нотариусами, индивидуальными предпринимателями, самозанятыми лицами и представляет отчеты о сборах государственному уполномоченному органу правительства РА [4].

В соответствии с Законом РА о накопительных пенсиях Центральный банк выполняет следующие функции:

• Определяет превентивные требования для управляющих пенсионными фондами, включая превентивные требования, связанные с рыночными, операционными, ликвидными и другими рисками.

• Регистрирует правила пенсионного фонда,

• Определяет порядок предоставления и вид публикуемых отчетов участникам пенсионных фондов (в случае добровольных пенсионных фондов).

• Разрабатывает и публикует материалы по информированию общественности о накопительном компоненте на основе отчетной информации, получаемой от менеджеров пенсионных фондов.

• Контролирует соответствие деятельности управляющих пенсионными фондами, хранителей, регистраторов участников, операторов счетов (в пределах своей компетенции) требованиям настоящего закона и других нормативных правовых актов, определяет отчеты, справки, объяснения, предоставляемые Центральным банком в рамках дистанционного контроля. Процедуры и сроки подачи других аналогичных документов или информации [5].

Единую систему данных об акциях обязательных пенсионных фондов, зарегистрированных на пенсионных счетах, открытых на имя лиц, осуществляющих социальные выплаты от их имени, называют реестром участников. Вся информация в реестре участников является собственностью Республики Армения. Регистратором участников является юридическое лицо, которое ведет реестр участников на основании договора, заключенного с Правительством Республики Армения, а также выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и договором, заключенным с Правительством Республики Армения.

• Открывает и ведет пенсионные счета участников,

• Если участник желает с помощью технических средств обеспечить конфиденциальность выбора участником пенсионного фонда, управляющего пенсионным фондом, а также конфиденциальность информации в выписке со своего счета.

• Организует выпуск акций пенсионных фондов, их зачисление на пенсионные счета, выкуп акций участников пенсионных фондов,

• Совместно с хранителем пенсионного фонда организует перевод средств, полученных в результате погашения принадлежащих участнику долей обязательного пенсионного фонда, в страховую компанию для заключения договора об аннуитете в соответствии с Законом РА о накопительных пенсиях [6].

Участник может выбрать новый пенсионный фонд и управляющего пенсионным фондом, направив свои дальнейшие накопительные взносы в пенсионный фонд того же или нового управляющего пенсионным фондом.

Обменяя акции пенсионного фонда, участник обменивает акции на счете (или их часть) на акции нового фонда. В этом случае дальнейшие выплаты участника по-прежнему будут направлены на приобретение акций фонда, указанных в заявке на выбор фонда / управляющего фондом. Заполнив заявку на выбор фонда / управляющего фондом, участник может также направить дальнейшие платежи для приобретения акций в новом фонде. Участник накопительной пенсионной системы имеет возможность один раз в год бесплатно получать отчет на свой пенсионный счет, подавая заявку на получение годовых данных, отраженных на пенсионном счете (годовой отчет за прошлый год). Для получения отчета в электронном виде указанная заявка заполняется один раз, и в последующие годы участник продолжает получать электронный отчет, а для его получения в бумажной форме участник должен заполнять заявку каждый год.

Накопительный компонент:

Социальная пенсия

Трудовая пенсия

Обязательная накопительная пенсия

Добровольная накопительная пенсия

Схема 1. Структура пенсионной системы РА

Оператор счета - это организация, созданная Правительством Республики Армения, которая является посредником в услугах, предоставляемых участникам регистратором участников. Оператор счета не может быть аффилированным лицом управляющего пенсионным фондом и (или) хранителем.

Активы пенсионного фонда хранятся в соответствии с настоящим законом и Законом РА «Об инвестиционных фондах». Хранителем Пенсионного фонда может быть банк, действующий на территории Республики Армения, который оказывает услуги по хранению ценных бумаг не менее 2 лет в порядке, установленном Законом Республики Армения «О рынке ценных бумаг». Управляющему пенсионным фондом запрещается заключать договор на хранение имущества пенсионного фонда с аффилированным хранителем. В случае, если активы обязательного пенсионного фонда инвестируются за пределами Республики Армения, хранитель, если необходимо, заключает соответствующий договор с иностранным хранителем для выполнения через него функций этого хранителя в соответствии с Законом Республики Армения об инвестиционных фондах. Хранитель имеет право хранить активы двух или более пенсионных фондов одновременно. В этом случае хранитель обязан отдельно хранить и вести учет как своих активов, так и активов каждого пенсионного фонда. Активы пенсионного фонда не считаются имуществом хранителя, и их конфискация не может применяться к обязательствам хранителя, в том числе в случае банкротства [7]. Любой, кто делает социальную выплату, имеет право выбрать пенсионный фонд. Кроме того, в каждом случае может быть выбран только один пенсионный фонд.

Согласно Закону РА о накопительных пенсиях управляющие пенсионным фондом могут предлагать три вида обязательных накопительных пенсионных фондов. Это [8]:

1. Сбалансированный фонд, в соответствии с правилами которого вес производных инструментов, приобретенных с целью хеджирования их доли, не должен превышать 50% активов фонда.

2. Консервативный фонд, согласно которому вес производных инструментов, приобретенных с целью хеджирования их доли не может превышать 25% активов фонда.

3. Фонд стабильного дохода, по правилам которого активы не могут быть инвестированы в долевые ценные бумаги и производные инструменты на их основе.

Оплата услуг хранителя обязательного пенсионного фонда производится в соответствии с договором, заключенным с управляющим пенсионного фонда за счет управляющего данным пенсионным фондом.

Каждый пенсионный фонд имеет свои собственные правила, которые определяют, как будет осуществляться управление фондом, куда будут инвестироваться ресурсы фонда, как будут оцениваться активы фонда, виды взимаемых сборов, размер и другие существенные условия. Правила фонда определяются управляющим фондом, который зарегистрирован Центральным банком и опубликован. Минимальный размер уставного капитала управляющих добровольного и обязательного пенсионного фонда установлен в размере 200 миллионов и 500 миллионов драмов соответственно.

Компонент добровольной пенсии является третьим компонентом государственной пенсионной системы РА и дополнительным источником дохода для пенсионного возраста.

Право предлагать добровольные пенсионные схемы имеют только:

• Страховые компании предлагают схему «определенной пенсии»

• Банки - предлагают схему «накопительный пенсионный депозит»

• Добровольные управляющие пенсионными фондами - предлагают схему «определенных пенсионных выплат»

В то же время предоставление добровольных накопительных пенсий страховыми компаниями может быть осуществлено в форме единовременного платежа или пожизненного или временного платежа (аннуитета), банками в виде единовременного платежа или регулярного периодического платежа, а также добровольными пенсионными фондами в виде единовременного платежа или периодического платежа [9].

Каждый менеджер пенсионного фонда должен предлагать хотя бы консервативный фонд. Закон РА о накопительных пенсиях определяет инвестиционные ограничения на активы обязательного пенсионного фонда. Согласно закону, активы обязательных пенсионных фондов могут инвестироваться в Республике Армения и за ее пределами.

Обязательные активы пенсионного фонда за рубежом могут быть инвестированы в:

1. В ценных бумагах, выпущенных или полностью гарантированных государствами-членами ОЭСР и ЕС, государствами-членами ОЭСР и Центрального банка ЕС,

2. В ценных бумагах, разрешенных уполномоченным органом ОЭСР и уполномоченным органом, контролирующим рынок капитала стран-членов ЕС, в ценных бумагах, допущенных на контролируемых регулируемых рынках,

3. В акциях уполномоченных инвестиционных фондов, зарегистрированных уполномоченным органом, контролирующим рынок капитала стран-членов ОЭСР и ЕС,

4. В производных инструментах только для целей хеджирования.

Обязательные средства пенсионного фонда могут быть инвестированы на территории Республики Армения:

• По банковским счетам и депозитам, если банк не находится в процессе несостоятельности

• В ценных бумагах, выпущенных Республикой Армения или Центральным банком или полностью гарантированных

• В ценных бумагах допускается на текущем регулируемом рынке Республики Армения

• Именно в ценных бумагах, выпущенных инвестиционными фондами, которые контролируются Центральным банком

• В производных инструментах, только для целей хеджирования

Закон также предусматривает количественные и денежные ограничения на введение обязательных пенсионных фондов.

Эффективная работа пенсионных фондов в Армении также приведет к развитию небанковских учреждений. Через эти средства можно будет обеспечить корреляцию между населением, инвестициями, рынком акций и экономическим ростом. Эти фонды дадут возможность собрать большой объем финансовых ресурсов и, особенно, генерировать долгосрочную денежную массу, позволят вам создать большие портфели, которые позволят вам воспользоваться преимуществом масштабного эффекта.

Можно сказать, что пенсионная система позволяет человеку, работающему получать пенсию, с одной стороны, становясь участником накопительного компонента (в некотором смысле он также является акционером различных ценных бумаг), с другой стороны, поддерживать право на получение базовой пенсии, гарантированную государством (которая включает в себя расчет трудового стажа гражданина).

Список использованной литературы

1. -- ^ЬЬишрщш^щфЬ ршрЬфп^пЫЬЬр^ &ршдр^ ^ши^Ь» -- кшпш^шртр^шЬ прщпЫ N 1487-Ъ 13.11.2008р.)

2. -- кЬЬтршЬш^шЬ ршЬф прщпЫ «кш^ш^пр к ^ш^ш^пр к щшршшц^р ^ЬЬиш-рщш^щфЬ фпЬцЬр^ ЬЬрцрпЫЬЬр^ ршЬш^ш^шЬ к шрdпLрщфЬ ишhtfшЬшфш^пLtfЬhрp» кшЬпЬш-^шрд 10/30 рМ 161-Ъ, рМ 1685-Ъ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. www.nasdaqomx.am

4. «кпьтш^щфЬ ^ЬЬишрщш^ЬЬр^ ^ши^Ь» --орЬЬр, О-^пь^ 3, hпq4ш& 14

5. «кпьтш^щфЬ ^ЬЬишрщш^ЬЬр^ ^ши^Ь» --орЬЬр, О-рь^ 3, hпq4ш& 15

6. «кпьтш^щфЬ ^ЬЬишрщш^ЬЬр^ ^ши^Ь» --орЬЬр, 3, hпq4ш& 16

7. «кпьтш^щфЬ ^ЬЬишрщш^ЬЬр^ ^ши^Ь» --орЬЬр, 6, hпq4ш& 28 (22.10.2010р.))

8. «кпьтш^щфЬ ^ЬЬишрщш^ЬЬр^ ^ши^Ь» --орЬЬр, 8, hпq4ш& 37 (22.10.2010р.)

9. «кпьтш^щфЬ ^ЬЬишрщш^ЬЬр^ ^ши^Ь» --орЬЬр, 13, hпц4ш& 62

Сдана/^шШйф1Г 14.05.2020 Рецензирована/0-рш^пиф1 £ 19.05.2020 Принята/^йцтй^Щ £ 21.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.