ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-53-61
К. Р. Тамазян, А. Е. Джангирян
Накопительная пенсионная система Армении: история становления
Карен Размикович Тамазян (e-mail: [email protected]), заместитель министра финансов Республики Армения (г. Ереван) Арман Егишевич Джангирян (e-mail: [email protected]), начальник Управления развития финансовых рынков Министерства финансов Республики Армения (г. Ереван)
Аннотация
В статье рассматривается пенсионная система Армении, в частности накопительная пенсионная система, ее история и необходимость ее введения. Анализируется международная практика таких стран, как Перу и Чили, которые выбрали частную пенсионную систему. Кроме того, проводится сопоставление «частных» и «государственных» пенсий с учетом возможных альтернатив частной пенсионной системе. В статье представлен краткий обзор того, как работает накопительная пенсионная система в Армении, а также данные по активам под управлением пенсионных фондов и их распределению.
Ключевые слова:
Армения, пенсионная система, накопительная пенсионная система, пенсионные паи, управляющий пенсионными активами
JEL: G20, H55, J26
Аля того чтобы понять необходимость внедрения накопительной пенсионной системы в Армении, надо представить основные предпосылки для этого шага. Разговоры о внедрении накопительной пенсионной системы в Армении начались еще в начале 2000-х гг. В то время экономика стала набирать темпы развития и сложилась ситуация, когда маленькая часть населения получала большие доходы, а пенсионеры, которые составляли 15-17 % населения, — мизерную пенсию (в среднем около $20-30). Для увеличения пенсий необходимо было повысить социальные налоги на бизнес, которые в то время уже составляли около 15 %, не считая других налогов. Такое увеличение замедлило бы рост экономики, что в свою очередь затормозило бы рост пенсий.
Чтобы улучшить положение пенсионеров, не увеличивая взносы бизнеса для этой цели, государство начало увеличивать пенсии за счет налогов. К 2008 г. бюджет государственного Фонда пенсионного страхования уже на 60 % состоял из государственных дотаций, и было очевидно, что эта доля будет расти. В 2008 г. было принято решение переформировать Фонд пенсионного страхования в Службу социального обеспечения и перенаправить социальные взносы в государственный бюджет.
Демографическая ситуация страны в этот период характеризовалась следующими данными. Отношение количества работающих к количеству пенсионеров составляло 0,9/1 — фактически один работающий гражданин финансировал одного пенсионера. Государство не хотело идти на увеличение налогов, но хотело увеличить пенсии.
Первые основополагающие пункты стратегии пенсионной реформы были утверждены Правительством Армении еще в 1999 г., когда основной проблемой в стране, впрочем,
как и во всем мире, стали тенденции старения населения. Первым шагом в этом направлении стало принятие в 2003 г. закона «О государственных пенсиях», где разделялись понятия обязательного социального обеспечения и страхования.
В 2006 г. правительство утвердило концепцию реформирования пенсионной системы, оговаривающую основные принципы внедрения обязательного накопительного компонента1. В 2008 г. произошли изменения в законе «Об обязательных социальных платежах». В конце 2009 г. проект структурной реформы пенсионной системы Армении был внесен в Национальное собрание, а в конце 2010 г. был принят закон «О накопительных пенсиях».
ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Пенсионная реформа, инициированная Правительством Республики Армения, была направлена на:
— обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;
— сопоставимость размера пенсии с выплатами, осуществляемыми работниками в течение своей трудовой жизни;
— стимулирование экономической активности граждан;
— развитие финансовой грамотности;
— участие граждан в процессе увеличения инвестиций и сбережений в стране;
— создание новых рабочих мест.
В то же время пенсионные проблемы в основном были обусловлены изменениями в демографической ситуации (снижение рождаемости, увеличение средней продолжительности жизни и старение населения), в результате чего финансовое бремя пенсионной системы ложится на меньшее число населения трудоспособного возраста. Это предопределило снижение коэффициента поддержки пенсионной системы (по состоянию на 2008 г. он был близким к единице, то есть один работающий финансировал выплаты одному пенсионеру, и эта цифра имела тенденцию к снижению). Учитывалось также и то, что число людей, которые получат право на пенсию к 2023 г., почти удвоится, что создаст дополнительные риски. Анализ показал, что даже при наиболее оптимистичных сценариях социально-экономического развития страны невозможно обеспечить достойную пенсию в рамках системы, финансируемой на условиях солидарности.
Принимая во внимание вышеупомянутое, а также международный опыт, было принято решение о переходе на многоуровневую пенсионную систему с внедрением «самофинансируемой» накопительной составляющей на долгосрочную перспективу для нейтрализации существующих проблем и предотвращения возможной дестабилизации пенсионной системы.
В то же время принятое решение не было поспешным и ситуативным и основывалось на подробных актуарных расчетах. Кроме того, встроенные стимулятивные механизмы, системы гарантий социального обеспечения, бухгалтерские и информационные электронные приложения, позволяющие получить онлайн-информацию о пенсионном счете участника, также были направлены на повышение доверия общественности к накопительной пенсионной системе.
С 2011 г. была внедрена добровольная накопительная пенсия, которая представляет собой пенсию, образовавшуюся в результате добровольных накопительных выплат работодателей и/или физических лиц. Функции по линии добровольных накопительных пенсий были возложены на банки, страховые компании и добровольные накопительные
1 Указ премьер-министра Республики Армения № 599-И от 04.08.2006 «О создании рабочей группы по реформированию пенсионной системы».
(инвестиционные) фонды. С 1 января 2014 г. в Армении введена обязательная накопительная пенсионная система2.
ЧАСТНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА И ВОЗМОЖНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Впервые частная пенсионная система была создана в Чили в 1981 г. Нововведение было обусловлено тем, что действующая государственная пенсионная система оказалась недееспособной, так как получаемые взносы не покрывали объем выплачиваемых пенсий. Ряд экономистов связал дальнейшие успехи Чили (рост фондового рынка, высокий уровень сбережений и экономический рост) именно с приватизацией пенсионной системы [1]. Среди удачных примеров можно привести и опыт Перу. В 1991 г. в Перу была введена накопительная пенсионная система, которая функционировала параллельно с национальной пенсионной системой [2]. Национальная пенсионная система не была финансово стабильной, и основное бремя лежало на государственном бюджете. При этом по сравнению с национальной пенсионной системой уровень участия в накопительной системе намного выше и демонстрирует непрерывную тенденцию роста. В последующие годы большинство стран Латинской Америки последовали примеру Чили и Перу. Их опыт был использован также для проведения аналогичных реформ в некоторых странах Восточной Европы и Центральной Азии.
Различия частных и государственных пенсионных систем заключаются в следующих фундаментальных характеристиках (табл. 1).
Таблица 1
Различия между частными и государственными пенсионными системами
Характеристика/система Частная система Государственная система
Взносы Определенный размер взносов (defined contribution, DC) Неопределенный объем финансирования
Выплаты пенсий Неопределенный размер выплат Определенный размер выплат (defined benefit, DB)
Финансирование Полное финансирование пенсионным планом Краткосрочное финансирование (pay-as-you-go, PAYG)
Управление Частное управление Государственное управление
Источник: составлено авторами.
На практике встречаются три разновидности частных пенсионных систем: независимая, параллельная и смешанная. В рамках независимой модели государственная пенсионная система полностью заменяется частной. При этом для лиц, достигших определенного возраста, может сохраниться государственная система. Параллельная модель предполагает одновременное функционирование обеих систем с правом выбора более предпочтительной модели. Наконец, при смешанной модели государственная и частная пенсионные системы объединены: одна часть пенсии обеспечивается за счет государственной системы, а другая — за счет частной.
Интерес к реформе пенсионных систем в последние десятилетия вызван старением населения. Наряду с увеличением продолжительности жизни и сокращением рождаемости этот фактор уменьшает ресурсную базу, за счет которой государства могут финансировать расширяющиеся социальные обязательства. В настоящее время переход к частным пенсионным системам поддерживается Всемирным банком и иными ведущими международными организациями [3].
2 Закон Республики Армения «О накопительных пенсиях» № ЗР-244 от 30.12.2010 (с изм. и доп). URL: http://www. epension.am/ru/laws/law_article?content cid=294.
Основным стимулом внедрения частной пенсионной системы является возможность избежать долгосрочного фискального кризиса пенсионной системы, так как частная модель в силах справиться с проблемами, с которыми столкнулись государственные пенсионные системы в результате снижения рождаемости и старения населения [4]. Считается, что частная пенсионная система устраняет эту проблему, так как она предполагает, что каждый работник самостоятельно финансирует свою пенсию. Кроме того, она подразумевает наличие непосредственной связи между размерами взносов работников и размерами их пенсий, и это способствует устранению некоторых искажений на рынке труда.
При этом частные системы тоже подвержены некоторым рискам, таким как высокая инфляция, неразвитость финансовых рынков, высокие административные расходы, влияющие на накопления, что привело к необходимости выявления альтернативных вариантов реформ государственных пенсионных систем. Один из таких вариантов — создание пенсионных фондов, основанных на обязательных взносах с определенными размерами (DC-схема), как и в случае частной пенсионной системы, но управляемых государством. Примеры таких фондов — сингапурский Центральный сберегательный фонд (Central Provident Fund) и малазийский Сберегательный фонд работников (Employees Provident Fund) [5].
Другая альтернатива — так называемые «условные» пенсионные системы с определенными взносами (notional defined contribution pension system, NDC). Ярким примером данной модели является пенсионная система Швеции [6]. Она имеет многоуровневую структуру, состоящую из государственного и частного компонентов. Предыдущая пенсионная система Швеции была полностью распределительной (PAYG), с определенным размером доходов (DB). По оценкам шведских экспертов, такая система была финансово нестабильной и в случае ее существования дефицит бюджета пенсионной системы в 2025 г. составил бы 35 %. Основой нынешней пенсионной системы страны является условная пенсионная система (NDC). По сути она также является PAYG-системой и действует по принципу DB. В этом случае индивидуальные пенсионные счета фиктивные, а часть накоплений используется для выплат пенсий нынешним пенсионерам. Однако в будущем при определении размера пенсии основой будет служить информация, включенная в эти фиктивные счета, а размер пенсии будет зависеть от общей суммы социальных выплат. Но, так или иначе, NDC-система и Provident Funds являются разновидностью государственной системы, где ответственность за функционирование и адекватные пенсии несет государство и велик риск увеличения скрытого государственного долга [7].
ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ АРМЕНИИ
В Республике Армения пенсионная система включает в себя государственное пенсионное обеспечение (по солидарному принципу), обязательную и добровольную накопительную пенсионную составляющую (рис. 1).
Государственное пенсионное обеспечение предусматривает выплату гражданам государственной пенсии из бюджетных средств в случаях и порядке, установленных законом Республики Армения «О государственных пенсиях» № 3P-243 от 30.12.2010. Закон гласит, что «трудовая пенсия по возрасту назначается лицу по достижении 63 лет при наличии у него не менее 25 лет трудового стажа»3. При этом оговаривается, что «трудовая пенсия по возрасту назначается лицу по достижении 63 лет также при наличии трудового стажа, не превышающего 25 лет, если у него имеется не менее десяти календарных лет трудового стажа», если в период до 1 января 2013 г. лицо подлежало обязательному пенсионному
3 Закон Республики Армения «О государственных пенсиях» № ЗР-243 от 30.12.2010 (с изм. и доп., в ред. от 12.01.2016). URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=48961.
социальному страхованию и получало заработную плату или им были внесены платежи обязательного социального обеспечения (до 1 января 2008 г. — платежи обязательного социального страхования); в период после 1 января 2013 г. лицо уплачивало единый подоходный налог.
Рисунок 1
Пенсионная система в Армении
отчисления
Источник: составлено авторами.
Размер трудовой пенсии — это сумма размера основной пенсии и трудовой части пенсии. Трудовая часть пенсии исчисляется исходя из трудового стажа, стоимости одного года трудового стажа и личного коэффициента пенсионера. Размер основной пенсии и стоимость одного года трудового стажа устанавливаются Правительством Республики Армения. Пенсии выплачиваются из средств государственного бюджета.
Закон Республики Армения «О накопительных пенсиях» № ЗР-244 от 30.12.2010 регулирует правоотношения, возникающие в связи с накопительной составляющей и добровольной пенсионной составляющей, устанавливает понятие социального взноса, круг плательщиков социальных взносов, порядок уплаты социальных взносов, порядок и условия перечисления Республикой Армения накопительных отчислений на пенсионные счета.
В соответствии с данным законом социальные взносы уплачивают:
— наемные работники, нотариусы, индивидуальные предприниматели, родившиеся 1 января 1974 г. и позднее;
— родившиеся до 1974 г. наемные работники, нотариусы, индивидуальные предприниматели, если они добровольно присоединились к обязательной накопительной составляющей;
— самозанятые лица, представившие заявление о выборе пенсионного фонда в установленном законом порядке либо уплатившие социальный взнос.
Объектами исчисления социальных взносов являются:
— заработная плата; предпринимательский доход; доходы, полученные в качестве самозанятого лица4.
До 1 июля 2020 г.:
— максимальный месячный порог объекта исчисления социального взноса устанавливается в 500 тыс. драмов;
4 Закон Республики Армения «О накопительных пенсиях» № ЗР-244.
— максимальный годовой порог объекта исчисления социального взноса устанавливается в 6000 тыс. драмов.
Работодатели в качестве налогового агента перечисляют социальный взнос (5 % от дохода) участника в государственный бюджет. Министерство финансов Республики Армения отчисляет на счет держателя реестра участников на основе персонифицированного учета из государственного бюджета накопительные отчисления (до 2020 г. — в двукратном размере суммы социального взноса для лиц, родившихся 1 января 1974 г. и позднее, а также для лиц, родившихся после 1 января 1964 г., предоставивших заявление о выборе пенсионного фонда до 1 июля 2018 г.) в установленном законом порядке и размере через держателя реестра участников.
Держатель реестра участников:
— перечисляет на открытый на имя участника пенсионный счет паи выбранного пенсионного фонда в количестве, эквивалентном накопительному отчислению, принимая за основу цену размещения пая данного фонда;
— перечисляет сумму, эквивалентную цене размещения паев, которые перечислены на пенсионные счета, на указанный депозитарием счет соответствующего пенсионного фонда.
Управляющие пенсионными фондами являются резидентами РА, деятельность которых регулируется и контролируется Центральным банком Армении. Это:
1. ЗАО «Амунди-АКБА Ассет Менеджмент», зарегистрировано в ЦБ РА 19 ноября 2013 г., учредительные акционеры — французская компания Amundi Asset Management с долей участия 51 % и ACBA-Credit Agricole Bank — 49 %. Французская компания Amundi Asset Management, в свою очередь, учреждена Credit Agricole (75 %) и Societe Generale (25 %), под ее управлением находятся активы на сумму почти $1 трлн. Компания представлена в 30 странах, число ее клиентов превышает 100 млн. По активам под ее управлением компания занимает первое место в Европе и десятое место в мире5.
2. ООО «Це-Квадрат Ампега Ассет Менеджмент Армения», зарегистрировано в ЦБ РА 29 ноября 2013 г., основано как совместное предприятие (СП) немецкого Talanx Asset Management и австрийского C-QUADRAT Investment (с долей участия в капитале 74,9 %). Держатель 25,1 % пакета акций СП — компания Talanx Asset Management, которая создана в 2006 г. и выступает дочерней компанией Talanx AG. По величине активов (около $150 млрд) Talanx Asset Management GmbH — третья страховая группа в Германии, представленная в 150 странах и имеющая рейтинг A+ от Standard & Poor's6.
Данные компании предлагают три модели инвестирования. Первая — в пенсионный фонд со стабильной доходностью; вторая — в консервативный пенсионный фонд; третья — в сбалансированный пенсионный фонд. По правилам стабильного доходного фонда его активы не могут быть инвестированы в долевые ценные бумаги и основанные на них производные инструменты; по условиям консервативного фонда вес долевых ценных бумаг и приобретенных с целью их хеджирования производных инструментов в активах фонда не может превышать 25 %; согласно правилам сбалансированного фонда вес долевых ценных бумаг и приобретенных с целью их хеджирования производных инструментов в активах фонда не может превышать 50 %.
По какой именно из указанных стратегий произойдет размещение средств, клиент будет решать сам, причем переход клиента из одного фонда в другой единожды в течение одного года бесплатен.
Размер накопительных пенсий определяется на основании стоимости имеющихся на пенсионном счете участника паев пенсионного фонда и периода получения
5 URL http://www.amundi-acba.am/en.
6 URL http://c-quadrat-ampega.am/.
накопительной пенсии. В зависимости от суммарной расчетной стоимости паев обязательного пенсионного фонда (фондов) участник может получать свою обязательную накопительную пенсию в следующем виде:
— если месячная сумма в случае равномерного распределения средств участника на помесячные платежи меньше 75 % основной пенсии или равна ей, участник вправе получить накопительную пенсию в виде программных выплат либо единовременной выплаты;
— если месячная сумма в случае равномерного распределения средств участника на помесячные платежи больше 75 % основной пенсии, но меньше или равна пятикратному размеру этой пенсии, то участник обязан заключить договор аннуитета в размере суммы, полученной в результате погашения своих паев обязательного пенсионного фонда;
— если месячная сумма в случае равномерного распределения средств участника на помесячные платежи превышает пятикратный размер основной пенсии, то участник обязан за счет средств, полученных в результате погашения части своих паев обязательного пенсионного фонда, заключить договор аннуитета в размере суммы, которая при равномерном распределении на помесячные платежи составит пятикратный размер основной пенсии. Остальную часть участник вправе получить в виде аннуитета, программных выплат либо единовременной выплаты.
Паи пенсионных фондов и остаточная сумма аннуитета могут передаваться в порядке наследования только физическим лицам. Наследоваться могут как паи пенсионных фондов, имеющиеся на пенсионном счете умершего участника до получения накопительной пенсии, так и подлежащие наследованию паи и аннуитет пенсионера, умершего в период получения накопительной пенсии.
Работающие граждане имели право в период с 1 июля 2014 г. и до 1 июля 2018 г. отказаться от обязанности по уплате социального взноса по представлению соответствующего заявления в налоговый орган до 25 декабря 2014 г.
От уплаты социальных взносов не могут отказаться:
— рожденные после 1 января 1974 г. общественные служащие (работники, получающие зарплату из государственного бюджета), наемные работники государственных управленческих учреждений и общинных управленческих учреждений, их структурных и обособленных подразделений, Центрального банка, государственных некоммерческих и общинных некоммерческих организаций;
— рожденные после 1 января 1974 г. лица, получившие статус наемного работника после 1 июля 2014 г., назначенные на должность нотариуса, ставшие индивидуальным предпринимателем, которые по состоянию на 1 июля 2014 г. не являлись наемным работником, нотариусом или индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, в полном объеме накопительная пенсионная составляющая вступила в силу начиная с 1 июля 2018 г.
РАЗВИТИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В АРМЕНИИ
Армения выбрала смешанную модель. Это социальные (нулевая ступень) и трудовые (первая ступень) государственные пенсии, которые финансируются из госбюджета, а также обязательная (вторая ступень) и добровольная (третья ступень) накопительные пенсии, финансируемые из средств пенсионных фондов, финансовые поступления в которые обеспечиваются за счет пенсионных выплат граждан. При этом 5 % пенсионных выплат, но не выше 25 тыс. драмов за месяц для наемного работника или 300 тыс. драмов за год для частных предпринимателей и нотариусов, по обязательной накопительной системе также осуществляются за счет средств госбюджета.
В обязательном накопительном компоненте внедрена система Blind Quotation, что означает, что управляющий активами не знает конкретно, чьими деньгами он управляет.
Это оберегает участников системы от воздействия извне, в том числе от влияния работодателей на выбор того или иного фонда. Установлена электронная единая система АМПИС (пенсионная информационная программа), которая позволила существенно уменьшить расходы по транзакциям, таким образом снижая комиссию управляющих. В настоящее время максимальная комиссия по управлению фондами составляет 1,3 %, при том что в каждом фонде управляющий должен иметь минимум 1-процентное участие из собственных средств, с целью поддержания фидуциарных обязанностей.
Количество участников накопительной пенсионной системы на 08.06.2018 составляет около 207 тыс. человек, 71 тыс. из которых являются участниками государственной системы, 136 тыс. — представители частного сектора. Средняя доходность общих средств — 46,9 % (цена на один пай увеличилась с 1000 до 1469 драмов на момент его создания). Примечательно, что с момента создания средств до апреля 2018 г. уровень инфляции составлял 7,1 %, а это означает, что они обеспечили реальный рост сбережений граждан. Доходность фондов в 2017 г. составила 12,8 % (инфляция была в зоне 3-4 %).
Чистая стоимость активов пенсионных фондов составила 124,3 млрд драмов (отношение чистых активов к ВВП — 2,3 %) по состоянию на 08.06.2018.
Таблица 2
Инвестиции пенсионных фондов по состоянию на 08.06.2018
Активы пенсионных фондов, всего i24,3 млрд драмов
Из них: — инвестиции в AMD — инвестирование в иностранную валюту 82,9 млрд драмов (66,7 %) 4i,4 млрд драмов (33,3 %)
Финансирование экономики РА, в т. ч. — банковские депозиты и счета — корпоративные, ипотечные и международные корпоративные облигации 5i,0 млрд драмов 39,6 млрд драмов ii,4 млрд драмов 4i,0 % 3i,8 % 9,2 %
Депозиты и счета в нерезидент-банках 0,5 млрд драмов 0,4 %
Государственные облигации РА 37,3 млрд драмов 30,0 %
Ценные бумаги иностранных инвестиционных фондов 35,4 млрд драмов 28,5 %
Источник: составлено авторами по данным Amundi-ACBA Asset Management, C-QUADRAT Ampega Asset Management Armenia.
Таблица S
Стоимость чистых активов обязательных пенсионных фондов по состоянию на 08.06.2018
Название управляющего Название пенсионного фонда Стоимость чистых активов (NAV), млрд драмов Доходность фонда с момента создания, % Доходность фонда 20i8 г. (годовая), %
ЗАО «Амунди-АКБА Ассет Менеджмент» Сбалансированный пенсионный фонд i,5 52,4 7,8
Консервативный пенсионный фонд 6i,0 48,2 7,6
Пенсионный фонд со стабильной доходностью 0,828 43,3 7,2
ООО «Це-Квадрат Ампега Ассет Менеджмент Армения» Сбалансированный пенсионный фонд 0,643 46,0 7,7
Консервативный пенсионный фонд 59,8 45,5 7,8
Пенсионный фонд со стабильной доходностью 0,392 53,7 8,i
Всего i24,3 46,9 7,7
Источник: составлено авторами по данным Amundi-ACBA Asset Management, C-QUADRAT Ampega Asset Management Armenia.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обеспечения сбалансированности национальной пенсионной системы и повышения пенсионного обеспечения населения нет реальной альтернативы введению накопительного
пенсионного компонента в дополнение к солидарному (государственному). Накопительная составляющая пенсионной системы:
— обеспечивает инвестиции в экономику, что в конечном итоге увеличивает пенсионные выплаты (за счет роста доходности ценных бумаг пенсионных инвестиционных фондов);
— прививает населению ответственность за свое будущее, ликвидирует иждивенческие настроения;
— переводит проблему пенсионного обеспечения с политического уровня на уровень экономических отношений;
— помогает гражданам повысить свою финансовую грамотность, что в будущем положительно повлияет не только на устойчивость пенсионной системы, но и на эффективность других отраслей экономики.
Библиография / References
1. Kay S. J., Kritzer B. E. Social Security in Latin America: Recent Reforms and Challenges. Federal Reserve Bank of Atlanta Economic Review, 2001, vol. 86, no. 1, pp. 41-52.
2. Тамазян К., Манукян А. Обзор пенсионной системы Перу // Армения: финансы и экономика. 2009. № 13 (на армянском языке) [Tamazyan K., Manukyan A. Review of the Peruvian Pension System. Armenia: Finance and Economics, 2009, no. 13 (In Armenian)].
3. Pension Reform and the Development of Pension Systems: An Evaluation of World Bank Assistance. Washington, DC: World Bank, 2006.
4. Schwarz A. M., Arias Omar S. The Inverting Pyramid: Pension Systems Facing Demographic Challenges in Europe and Central Asia. Washington, DC: World Bank, 2014. DOI: 10.1596/978-0-8213-9908-8.
5. Charlton R., McKinnon R. Beyond Mandatory Privatization: Pensions Policy Options for Developing Countries. Journal of International Development, 2000, no. 12, pp. 483-494.
6. Тамазян К., Манукян А. Обзор шведской пенсионной системы // Армения: финансы и экономика. 2009. № 13 (на армянском языке) [Tamazyan K., Manukyan A. Review of the Swedish Pension System. Armenia: Finance and Economics, 2009, no. 13 (In Armenian)].
7. Nyqvist A. Reform and Responsibility in the Remaking of the Swedish National Pension System, NY: Palgrave Macmillan, 2016.
K. R. Tamazyan, A. E. Jhangiryan
Funded Pension System of Armenia: History of Formation
Authors' affiliation:
Karen R. Tamazyan (e-mail: [email protected]), Ministry of Finance of the Republic of Armenia, Yerevan 0010, Republic of Armenia
Arman E. Jhangiryan (e-mail: [email protected]), Ministry of Finance of the Republic of Armenia, Yerevan 0010, Republic of Armenia
Abstract
The article reviews the Armenian pension system, particularly, funded pension system, its history and necessity of implementation. At the same time, international practices of countries such as Peru and Chile which have undertaken a private pension system are being introduced. Moreover, the authors draw a comparisons between "private" and "state" pensions, considering possible alternatives to the private system. The article includes a brief overview of how funded pension system works, as well as the figures for assets under management for pension funds and their allocation.
Keywords:
Armenia, pension system, funded pension system, pension shares, pension assets manager JEL: G20, H55, J26
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2018-4-53-61