Заказникова Е.П. ИВ РАН
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПОЛОЖЕНИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Согласно расчётам Азиатского банка развития (АБР) рабочая сила Азии (в возрасте 15-64 лет) к началу 2006 г. составила 57,3% общемировой рабочей силы; 70% её приходится на Китай и Индию, третье место занимает Индонезия. Численность рабочей силы этой страны достигла 106,3 млн. из 262 млн. всех стран Юго-восточной Азии, в том числе 44 млн. Вьетнама, 37 млн. Таиланда, 34 млн. Филиппин, 26 млн. Мьянмы, почти 11 млн. Малайзии, 7 млн. Камбоджи, около 3 млн. Лаоса, 2 млн. Сингапура и примерно 170 тыс. Брунея. В отличие от Южной Азии в составе рабочей силы ЮВА высок процент трудящихся женщин - от около 52% в Малайзии и 60% в Индонезии до почти 84% в Камбодже.
По прогнозу роста рабочей силы к 2015 г. в Азии он составит, в среднем, 14%, но будет весьма различным по отдельным регионам и странам. В Юго-Восточной Азии наибольшим
- свыше 30% - этот рост ожидается в Лаосе, а наименьшим -примерно, 5,7% - в Таиланде, между ними с 26%-23% находятся, соответственно, Камбоджа, Филиппины и Малайзия, с 20% -Вьетнам и с 16%-14% - Мьянма, Индонезия и Сингапур.
Однако процесс увеличения рабочей силы в ЮВА происходит в условиях характерного для Азии несоответствия темпов роста экономики и уровня занятости населения - по данным Международной организации труда (МОТ) при росте ВВП в 2005 г. на 6,2% занятость в Азиатско-Тихоокеанском регионе увеличилась лишь на 1,4%. Поэтому он сопровождается наличием более или менее масштабной безработицы и полубезрабо-тицы.
Прежде всего, это касается молодого поколения, причём из всех регионов Азии в ЮВА - в наибольшей мере: за десятилетие 1995-2005 гг. уровень безработицы среди лиц 15-24 лет повысился здесь на 85%, в 5 раз обогнав такую динамику среди
взрослого населения и составив 16% в конце данного периода по сравнению с 9,2% в его начале.
По странам уровень общей занятости был неравномерен. Среди государств, где эта проблема стоит особенно остро, находится Индонезия. Она относится к числу тех стран Азии, в том числе АСЕАН, которые особенно медленно выходили из кризиса 1997-98 гг. Индонезийская экономика стала восстанавливаться лишь в 2000 г., и рост ВВП в первые посткризисные годы был невысоким. В результате уровень безработицы в 2003 г. почти вдвое превысил уровень в 1996 г., достигнув 9,5%. Выше - 11,4% - он был только на Филиппинах, в то время как в Сингапуре - 4,7%, в Малайзии - 3,6%, в Таиланде - менее 2х %. В последующие годы экономический рост в Индонезии ускорился, в 2006 г. составив 5,5%. Большему его увеличению препятствовало резкое сокращение иностранных инвестиций -до 16% ВВП в последние годы по сравнению с 30% в течение десятилетнего предкризисного периода.
Хотя в 2005 г. внутренние и внешние капиталовложения возросли, прямые иностранные инвестиции, составлявшие 8,91 млрд. долларов, в 2006 г. уменьшились до 5,98 млрд. И это на фоне их роста в целом по АСЕАН до рекордного уровня в 38 млрд. долларов. Негативную для экономики страны роль сыграли и неблагоприятные природные и прочие факторы - наводнения, цунами, атипичная пневмония, птичий грипп.
И достигнутых позитивных изменений в индонезийской экономике оказалось недостаточно для создания необходимого количества рабочих мест. Рост безработицы продолжался, к концу 2005 г. достигнув 11,2% и несколько снизившись - до 10,4% - в начале 2006 г. Вместе с полубезработными число незанятых составило 40 млн. И оно, вероятно, будет расти в связи с наметившейся тенденцией перевода иностранного капитала из Индонезии в государства с более низкой заработной платой и меньшими налогами- Вьетнам и Китай.
Из других ключевых стран ЮВА тяжёлое положение с безработицей сохраняется на Филиппинах, где также отмечалось отставание роста занятости от экономического роста. Ситуация ухудшилась, когда последний стал снижаться, как это имело место в 2005 г., когда уровень безработицы достиг 12%,
или 4 млн. человек, причём среди молодёжи он составил 25%, полубезработицы - 17%, т.е. 5 млн. человек. Вследствие предшествующего длительного периода политической нестабильности и низкого уровня поступавших в страну инвестиций экономическая ситуация была сложной. И в 2006 г. Филиппины оказались одними из самых крупных в Азии международных заёмщиков капитала, в результате чего образовался огромный государственный долг, на обслуживание которого уходит большая часть всех доходов. Как и в Индонезии, рост рабочей силы опережал увеличение количества рабочих мест и, хотя уровень безработицы снизился до 7,8%, неполная занятость возросла до более 21%.
Специфические особенности в области занятости существуют во Вьетнаме в связи с переходным характером экономики страны - повороте к рыночной экономике и начавшихся в связи с этим реформ. Наряду с проблемой обеспечения занятости ежегодно поступающих на рынок труда 1 - 1,3 млн. новых её соискателей возникла и необходимость обустройства рабочих, уволенных в процессе приватизации. Вследствие этого образовался переизбыток рабочей силы на государственных предприятиях и постоянная полубезработица в сельскохозяйственной сфере.
Вместе с тем, в ряде стран АСЕАН были достигнуты значительные успехи в сокращении безработицы, и уровень занятости в регионе возрос, в среднем, на 11,8%.
Серьёзные позитивные подвижки произошли в некоторых странах и в области снижения уровня бедности. В целом бедность в ЮВА - широко распространённое явление, причём более, чем одна, из десяти семей проживает в условиях крайней бедности. Г лавная причина бедности - безработица и неполная занятость. Но она является следствием и распределения рабочей силы по отраслям хозяйства, что связано уже не только с темпами роста, но и уровнем развития экономики. Если взять за основу в качестве признака развитой экономики занятость рабочей силы в сфере услуг, определённым показателем станет взаимозависимость степени этой занятости и подушевого дохода ВВП. В 2000 г. такое соотношение колебалось от 20% занятости в данной отрасли и 282 долларов дохода в Камбодже до,
соответственно, более 65% и 22,7 тыс. долларов в Сингапуре. В Индонезии оно составило менее 40% и 728 долларов, на Филиппинах - около 50% и 991 долларов, в Таиланде - более 30% и 2 тыс. долларов, в Малайзии - 50% и 3,8 тыс. долларов.
В соответствии с общепринятой нормой определения уровня бедности как проживание на два доллара в день в ЮВА на этом уровне в 2002 г. находилось 80% населения при 60% в среднем по Азии. При этом в Индонезии - более 52%. Но национальным критерием бедности в Индонезии является сумма от одного до двух долларов. И на тот период он составлял 18,2%, в том числе в городах - 14,5% и в сельской местности -21,1%. К началу 2006 г. этот уровень снизился, по официальным данным, до 16%. Однако местные экономисты и оппозиционные политики считали, что это устаревшие данные, которые соответствовали ситуации до повышения в октябре 2005 г. цен на горюче-смазочные материалы. В результате тарифы на топливо резко подскочили, причём больше всего - на основной, употребляемый населением для приготовления пищи, его вид. Вследствие этого, а также ослабления национальной валюты по отношению к доллару инфляция в ноябре 2005 г. достигла самого высокого за предыдущие 6 лет уровня - 18,4% - и лишь немного - до 17% - снизилась к началу 2006 г. Транспортные издержки возросли на 40%, а цены на главный продукт питания индонезийцев - рис, на покупку которого у бедняков уходило У расходов, - на 33%.
К росту цен на рис привела и критическая ситуация с его недостатком, вызванным принятым в 2004 г. решением правительства наложить запрет на его импорт. Между тем, производство риса за прошедший с тех пор период увеличивалось на 0,6% в год по сравнению с ростом населения на 1,5%. Причём употребление риса стало боле популярным даже в восточных регионах страны, где раньше его заменяли саго или кукуруза. Запасы риса на складах были ниже требуемого их уровня в 3,5 млн. тонн. В результате цена на рис в Индонезии оказалась на 30% выше, чем на мировом рынке. Это подтолкнуло руководство страны к тому, чтобы вернуться к его импорту, что соответствовало и рекомендациям Всемирного банка, и в начале
2006 г. было ввезено 280 тыс. тонн этого продукта. Однако
экономисты считают, что такой путь возмещения нехватки риса не решит проблемы, и нужно проводить политику увеличения местного производства и диверсификации потребления продовольствия населением страны.
Резкий рост цен на топливо был для населения особенно болезненным и потому, что власти существенно сократили субсидии на него - правительство сочло, что после повышения цен на нефть эти расходы могли составить 1/3 бюджета страны. Для самых бедных компенсация расходов была всё же проведена, но организована она была плохо, и многие из тех, кому она была положена, денег не получили и наоборот.
В ходе случившихся в связи с этими неурядицами столкновениях претендентов на данные выплаты имели место даже смертельные случаи. Каждой семье бедняков полагалось выделить по 300 тыс. рупий, но их получили только 2/3 из всех 15,4 млн. семей.
Всё это нанесло тяжёлый удар по огромному пласту населения, и, согласно данным Национального статистического бюро, в 2006 г. число бедных достигло 39 млн. из всех 220 млн. жителей страны, или на 4 млн. больше, чем в 2004 г., охватив, таким образом, более 20% населения. Но, как отмечалось в отчёте Всемирного банка, фактический уровень бедности в Индонезии составил 42%.
На Филиппинах этот уровень в 2000 г. был равен 34% с двукратным различием этого показателя по городской и сельской местности - соответственно, 20,4% и 47,4%. В 2006 г. 42% населения проживало на два доллара в день и 10,8% - на один доллар. Особенно тяжёлым было положение жителей трёх южных провинций страны.
Во Вьетнаме в 2002 г. на уровне бедности пребывало 28,9% населения, но в городах - лишь 6,6%, в то время как в деревнях - 35,6%.
Наибольшим этот уровень был к началу 2000 г. в Лаосе -38,6% и Камбодже - 35,9%, в Мьянме он составлял 22,9%.
Вместе с тем, в Таиланде на данном уровне в 2002 г. находилось лишь 9,8% населения, из них 4% в городе и 12,6% в деревне, а в Малайзии (1999 г.) - 7,5%, в том числе в основном
- 12,4% - в сельской местности и только 3,4% - в городской.
В опубликованном в 2006 г. отчёте представителя АБР о результатах выполнения поставленных в 2000 г. Миллениумом ООН целях развития отмечалось, что в ряде стран ЮВА они были недостаточны. В том числе - в сфере сокращения численности жителей, живущих на уровне менее одного доллара в день; особенно это касалось Филиппин, Лаоса и Мьянмы. В то же время в Таиланде уровень бедности сократился с 14,5% в
2000 г. до 9% в 2005 г.
Различной является и законодательная база трудовой деятельности в ЮВА. Страны региона подписали небольшое число конвенций МОТ, отстав в этом отношении от Южной Азии. Наименьшее их количество ратифицировал Таиланд, наибольшее - Филиппины. Хотя эти конвенции не имеют силы закона, содержащиеся в них принципы являются определёнными обязывающими факторами.
В Индонезии, Таиланде, на Филиппинах, в Лаосе и Камбодже действует общенациональный закон о минимуме заработной платы. В Малайзии такого закона нет, и регулирование зарплаты имеет место только в отношении некоторых отдельных категорий работников; нет его и в Сингапуре. Во Вьетнаме на основе Кодекса о труде предусматривается заключение контракта рабочих с предпринимателями и выплата работникам всех предприятий с десятью и больше занятыми социальных гарантий; но на практике ими смогли воспользоваться лишь немногим более половины рабочей силы страны.
Нарушения отмечаются и в более благополучных странах. Так вопреки общепринятым международным нормам в Сингапуре трудящиеся в промышленной сфере женщины получают 61% заработной платы мужчин, а в Таиланде рабочая неделя большинства занятых длится 50 или более часов.
В сфере организации рабочей силы в ЮВА общим является низкий уровень охвата трудящихся и фрагментация профсоюзного движения, что существенно ослабляет позиции рабочих в трудовых отношениях. Но имеются и различия в силу специфики законодательства и особенностей рабочего движения в целом в этих странах.
В Индонезии функционируют около 90 профсоюзных федераций, а также независимые профсоюзы. Крупнейшей орга-
низацией является возглавляемая бывшим министром рабочей силы Всеиндонезийская конфедерация профсоюзов (Konfederasi Serikat Pekerja Seluruh Indonesia - KSPSI), основу которой составляет одноимённый профцентр с 4,8 млн. членов. Вторая по величине и влиянию организация - Конфедерация, образованная Индонезийским профцентром «Процветание» (Serikat Buruh Sejahtera Indonesia - KSBSI) с 1,2 млн. членов.
В Малайзии существуют сотни отраслевых и прочих профсоюзных объединений. Важнейшие из них - Малазийский конгресс профсоюзов (Malaysian Trade Union Congress -MTUC), объединяющий 247 профсоюзов с 0,5 млн. членов, и Союз Тихоокеанских административных и гражданских служащих (Congress of Employees in the Pacific Administration and Civil Service - CUEPACS) с 120 тыс. членов.
В Таиланде действует 8 профсоюзных центров, самый крупный из которых - Рабочий Конгресс Таиланда (Labour Congress of Thailand - LCT), в который входят 224 профсоюза и 4 рабочих федерации с 140 тыс. членов.
На Филиппинах основным, официозным является Союз Рабочих Филиппин (Katipunang Menggawang Pilipino - KMP), включающий в себя 39 филиалов; кроме него есть также 10 независимых профсоюзных федераций.
В Сингапуре имеется лишь одно профсоюзное объединение - Национальный конгресс профсоюзов (National Trade Union Congress - NTUC) с 63 филиалами, 6 ассоциациями и 4 профсоюзами общей численностью 460 тыс. членов.
В Брунее насчитывается 3 официально зарегистрированных профсоюза, все они - в нефтяном секторе.
Свои отличительные особенности имеет профсоюзное движение во Вьетнаме. Для этой страны характерно крайне неравномерное распределение членства в этих организациях - в них состоят 90-95% работников государственного сектора и только 30% частного. Профсоюзы не являются независимыми -как и другие общественные организации, они могут осуществлять свою деятельность лишь вступив в Отечественный фронт Вьетнама. Центральное объединение профсоюзов - Всеобщая конфедерация труда Вьетнама с 4,3 млн. членов.
В Мьянме существует Организация единства рабочих.
В Лаосе действует Федерация профсоюзов Лао (Federation of Lao Trade Unions - FLTU), в состав которой входят 24 профсоюза и другие рабочие организации.
В Камбодже имеется 9 профсоюзов и профсоюзных объединений.
Серьёзной проблемой стран ЮВА является дефицит образованных и профессиональных кадров. Этому способствовали и последствия отмеченного выше финансово-экономического кризиса, когда произошло ухудшение качественного состава рабочей силы в результате увеличения её пропорции в неформальном секторе. Особенно значительным оно было в Индонезии, где и без того в этом секторе состоит большинство рабочей силы, в меньшей степени - в Таиланде и на Филиппинах.
Однако лишь усугубить данную проблему может ситуация, сложившаяся во многих странах региона в результате массового оттока рабочей силы за рубеж. Если для трудящихся это было поиском занятости и большего дохода, то для руководства стран-экспортёров рабочей силы - каким-то выходом из тупика нерешённых социальных проблем и возможностью получения иностранной валюты для страны. Поэтому эмиграционная политика была направлена не только на увеличение размеров экспорта рабочей силы, но и, в целях большей её привлекательности для принимающей стороны, главным образом квалифицированной её части.
Именно такая политика проводилась в Индонезии несмотря на то, что недостаток работников подобного ранга ощущается здесь весьма остро. Ежегодно через многочисленные зарегистрированные агентства за границу отправлялось около 350 тыс. человек. В 2005 г. их число увеличилось до 640 тыс., и планируется довести его до 750 тыс. При этом работавшие за рубежом индонезийцы отсылали на родину, в среднем, 2,5 млрд. долларов в год, в 2005 г. эта сумма возросла до 3,5 млрд. К концу 2006 г. количество таких эмигрантов достигло 4 млн., из которых 75% были квалифицированными, а из остальных 25% около 300 тыс.работали в качестве домашней прислуги. В будущем же предполагается отправлять за рубеж только квалифицированных работников. О том, какое значение придаётся реализации этой программы, свидетельствует тот факт, что
планируется создать специальное агентство, непосредственно подчинённое президенту, а не министру рабочей силы, как раньше. Официально это объясняется слабой защищённостью прав эмигрирующих работников и различными злоупотреблениями со стороны нанимающих их частных агентств; так они взимали с возвращавшихся на родину лиц за транспортировку их до отечественных терминалов гораздо большие, чем установлено, суммы, в результате чего лицензии лишилось не менее 40 агентств.
Основная часть трудовой эмиграции из Индонезии приходится на Ближний Восток, а из стран региона - на Малайзию, а также Сингапур, наряду с Таиландом и Брунеем являющимися импортёрами рабочей силы. Индонезийцы традиционно составляли большинство иностранных рабочих в Малайзии, число которых к концу 2006 г. достигло в целом 2,6 млн., или почти 10% населения и, примерно, 25% рабочей силы страны. Из них 1,5 млн. трудились на легальной основе и более 1 млн. на нелегальной.
Иммигранты в значительной мере покрывали нехватку работников в различных отраслях малайзийской экономики. Однако иммиграционная политика этой страны весьма переменчива, представляя собой баланс между экономической целесообразностью и связанными с пребыванием многочисленной армии чужестранцев социальными, в том числе криминальными, проблемами: из зафиксированных в 2006 г. в Малайзии 230 тыс. преступлений 5 тыс. были совершены приезжими работниками. Данная политика зависела от изменений экономической конъюнктуры и, соответственно, положением с занятостью, а также от некоторых других причин как в самой Малайзии, так и в странах-экспортёрах рабочей силы. С учётом всех этих факторов характер этой политики колеблется от значительного её ужесточения до определённого смягчения.
Так в условиях ухудшения экономической ситуации в Малайзии в 2001 г. руководство страны усилило борьбу против нелегальной рабочей силы, наметив высылку 150 тыс. человек, а также репатриацию части легально работавших лиц. Но осуществление этих планов вступило в противоречие с реальностью - несмотря на рост безработицы в стране, 120 тыс. рабо-
чих вакансий остались местными рабочими невостребованными. Тем не менее, в начале 2002 г. был принят план сокращения наполовину индонезийского контингента рабочей силы, с которой были связаны особенно большие криминогенные проблемы, и диверсификации общего её состава с переориентацией на другие страны. В соответствии с объявленной вскоре программой амнистии нелегалам предоставлялась возможность добровольного отъезда на родину. По истечении определённого срока оставшимся грозило тюремное заключение на срок до 5 лет и/или штраф в размере 10 тыс. малайзийских рупий, а также физическое наказание (порка бамбуковыми палками). В результате впервые за два десятилетия активного применения индонезийской рабочей силы ей был поставлен жёсткий заслон. Из Малайзии вынуждены были выехать 300 тыс. уроженцев Индонезии в числе покинувших её 470 тыс. иностранцев. Против тех, кто не сделал этого, была объявлена общенациональная кампания выявления и наказания виновных.
Но уже через несколько месяцев, когда нехватка рабочей силы составила 500 тыс., или 30% необходимого её объёма, а в Индонезии имел место всплеск антималайзийских настроений, и отношения её с Малайзией ухудшились, началось послабление данной политики. В результате переговоров лидеров двух стран был принят план урегулирования спорных вопросов на основе составленного в Джакарте «Меморандума взаимопонимания» (МОУ).
Однако проблемы остались, и в конце 2004 г. правительство Малайзии объявило о новой амнистии нелегалов с ужесточением мер против неподчинившихся, и в начале 2005 г. было репатриировано 450 тыс. иностранных работников, из которых почти 90% составили индонезийцы. Но в экономике страны вновь начались сбои - образовалась нехватка 200 тыс. рабочих в промышленности, 15 тыс. в строительстве, 50 тыс. в плантационном хозяйстве и 20 тыс. в секторе услуг. Власти вынуждены были обратиться с призывом прибыть на работу жителей Вьетнама, Камбоджи и других, кроме ЮВА, азиатских стран. Тем не менее, местные предприниматели выражали предпочтение индонезийским рабочим, с которыми отпадали сложности языковой проблемы. С просьбой отсрочить высылку
индонезийцев в связи с постигшим Индонезию стихийным бедствием -цунами - обратился и президент этой страны (ранее с такой просьбой индонезийское руководство обращалось к Малайзии накануне предстоящих президентских выборов). Но в целом процесс иммиграции рабочей силы в Малайзию будет, видимо, развиваться и в последующем. Несмотря на заявления правительства, что такой объём иммиграции стал угрожать национальной безопасности страны, и следует резко её ограничить, и против массового привлечения рабочих из-за рубежа выступают профсоюзы, местные и иностранные предприниматели придерживаются другой точки зрения. Как отмечает малайзийская печать, они пришли к выводу, что рабочие страны становятся неконкурентоспособными из-за своей «меньшей гибкости» и «большей требовательности». Это подтверждает и тот факт, что высланным из страны гражданам Индонезии было предоставлено право вернуться при условии надлежащего переоформления своих документов. И в 2006 г. в Малайзии трудилось около 1 млн. легальных и 800 тыс. нелегальных индонезийских работников.
Но наиболее масштабный характер имеет эмиграция рабочей силы из Филиппин. За рубежом во многих странах работает 8,5 млн. человек, или, примерно, 10% населения, из них 1,5 млн. - на Ближнем Востоке. И число эмигрантов постоянно растёт - в 2005 г. оно увеличилось, по сравнению с 2004 г., на 5,4%. В их составе 65% женщин, в целом же филиппинцы заняты в строительстве, на флоте, в качестве медицинских сестёр, домашней прислуги и пр. В 2003 г. эти работника отсылали на родину 7,6 млрд. долларов, в 2004 г. -8,5 млрд. Однако, как отмечали местные экономисты, несмотря на эти крупные валютные поступления, на сокращение уровня бедности они не использовались.
За рубежом трудилось большое число граждан Вьетнама. В 2003 г. их было 350 тыс., заработавших 1,4 млрд. долларов, в
2004 г. к ним планировалось прибавить 60 тыс. и в 2005 г. - 70 тыс. квалифицированных работников. В 2006 г. число трудовых эмигрантов увеличилось.
Уроженцы Мьянмы составляют основную массу всех -1,5-2 млн. в 2004 г. - иностранных рабочих в Таиланде.
Если в таких странах, как Малайзия и Таиланд, в период экономического спада также имела место эмиграция рабочей силы, Сингапур и Бруней являются, практически, чистыми её импортерами. Хотя безработица в Сингапуре существует - в
2005 г. она достигала 4,1%, снизившись до 3,6% в 2006 г. - квалификация этих около 70 тыс. незанятых не соответствовала современным требованиям. И около 30% рабочей силы страны составляют иностранцы. В 2001-2005 гг. из-за рубежа ежегодно привлекалось около 8,5 тыс. рабочих, в 2006 г. их число возросло до 13 тыс., достигнув, в целом, более 750 тыс. Из вновь созданных в 2004-2006 гг. рабочих мест иностранцами была занята половина. В условиях происходящего в Сингапуре старения населения усиливается несоответствие темпов роста экономики и её потребностей в рабочей силе. поэтому иммигранты рассматриваются как важнейший фактор благополучного положения и даже выживания страны. В 2006 г. темпы роста ВВП составили 7,9%. Но даже при планируемых на следующий год 6% потребуется дополнительно 87,3 тыс. рабочих, поскольку естественный её прирост составлял ежегодно только 52,7 тыс.
В этих обстоятельствах сингапурское руководство принимает усилия к тому, чтобы заинтересовать достигших пенсионного возраста (62 года) лиц продолжать свою трудовую деятельность. И это приносит результат - в 2004 г. в стране работало 47% людей в возрасте от 55 до 64 лет, в 2005 г. их число увеличилось до 53,7%, и ставится цель достичь 65%. Согласно социологическим опросам 6 из 10 сингапурцев готовы трудиться до тех пор, пока это будет возможно, по сравнению с 4 в глобальном масштабе.
В Брунее рабочие-иммигранты - малайзийцы, индонезийцы и филиппинцы - составляли (2002 г.) 1/3 из 300-тысячного населения страны.
Подводя итог приведённым данным, можно констатировать, что в странах-импортёрах рабочей силы она имеет, по-существу, многонациональный характер.
Находящиеся за рубежом рабочие нередко оказывались в тяжёлых условиях, им задерживали заработную плату, бывали случаи гибели на производстве, они подвергались различного рода насилию, особенно домашняя прислуга. Так индонезийки
и филиппинки, в Саудовской Аравии составляющие большинство из 2 млн. этой категории иностранных работников, из-за любой провинности подвергались незаконным штрафам и избиению. Последнее, как отмечалось выше, было распространено и в Малайзии, хотя и на законных основаниях. Причём в Индонезии в случае возвращения на родину рабочих с тяжёлыми заболеваниями они, как правило, не получали помощи; например в 2002 г. из находившихся в пересыльном пункте Ну-нукан 25 тыс. человек лишь за один месяц из-за недоедания и болезней умерло 60 рабочих.
Ситуация, возможно, улучшится в связи с подписанием, наконец, в июне 2006 г. индонезийско-малайзийского МОУ, оговаривавшего условия труда и жизни иммигрантов.
Недостаток квалифицированных кадров является одним из важнейших факторов низкой, в целом, производительности труда в АСЕАН, хотя по странам существуют резкие различия. Добавленная стоимость, произведённая одним рабочим в 2000-
2001 гг., колебалась от 264 долларов в сельском хозяйстве, 1.925 долларов в промышленности и 1.543 доллара в услугах во Вьетнаме до, соответственно, 16.384, 54.957 и 35.748 долларов в Сингапуре. По данным МОТ, в период 2000-2005 г. выработка продукции на одного рабочего в ЮВА увеличилась только на 15,5%, в то время как в Индии на 26,9% и в Китае на 63,4%. И, как отмечается в отчёте данной организации, коренная причина такой ситуации - громадный разрыв развития между пятёркой стран-основателей АСЕАН и новыми её членами. Преодоление этого разрыва займёт десятилетия, особенно между такими полюсами, как Камбоджа и Сингапур, - для сокращения разницы в подушевом доходе их ВВП на 25% потребуется 15 лет, а наполовину - 34 года. И в условиях, когда перед АСЕАН стоит насущная проблема конкурентоспособности на азиатском и мировом рынках, руководство этих стран уделяет данной проблеме большое внимание. Как на региональном уровне, так и в формате консультаций с постоянными партнёрами по диалогу обсуждаются пути преодоления сложившейся ситуации, строятся соответствующие планы и сроки их выполнения. При этом первостепенное значение придаётся принятию Хартии
АСЕАН в целях законодательного закрепления условий интеграции всех входящих в Ассоциацию стран.
И определённым толчком к перемене в политике руководства как этих, так и других, государств ЮВА стали усилившиеся в последний период массовые выступления трудового населения.
В Индонезии в марте 2005 г. тысячи студентов в 10 городах страны начали марши протеста против плана повышения цен на горюче-смазочные материалы и сокращения субсидий на них. Студентов поддержали представители других слоёв. В начале сентября в этих выступлениях приняли участие сотни водителей автобусов, продавцов и фабричных рабочих. А в конце того же месяца на улицы вышли тысячи трудящихся в 14 городах и, опасаясь роста рабочего движения, власти организовали патрулирование главных дорог и правительственных учреждений десятком тысяч полицейских и солдат. Народный протест ярко выразился в падении рейтинга президента Юдхойоно: в мае 2006 г. он составил лишь 38% по сравнению с 80% в мае 2005 г. В качестве главной причины такой позиции участники социологического опроса назвали отсутствие позитивных сдвигов в сфере занятости и доходов граждан.
Ещё более осязаемым проявлением недовольства политикой властей были выступления рабочих против объявленного в начале 2006 г. намерения правительства провести реформу трудового законодательства. Целью этой меры было предоставление большей свободы предпринимателям в отношении наёмных работников в расчёте на привлечение новых инвестиций в экономику страны. Сделать это предполагалось путём внесения поправок к закону о труде, принятому в 2003 г. впервые демократически избранным парламентом. Эти поправки охватывали широкий спектр ухудшающих положение рабочих условий труда. Они включали предоставление предпринимателям права найма рабочих на срок до 5 лет без трудового соглашения и свободы их увольнения с сокращением, в определённых случаях, наполовину полагающихся при этом выплат, а в случае их ухода с работы по собственному желанию - вообще лишения таких выплат. Предусматривалась возможность выставлять рабочим более жёсткие условия при переговорах о повышении
зарплаты -минимум и обуздания их права на забастовку. Планировалось также во всех отраслях хозяйства широко открыть двери для лиц, стремящихся найти занятость из других стан ЮВА, дабы использовать их на работе, которую не могут выполнять местные жители (в Индонезии уже находилось 130 тыс. иностранных рабочих, от них требовалось знание индонезийского языка на том основании, что от трудившихся за рубежом индонезийцев требовалось знание английского). Следует отметить, что в условиях дефицита квалифицированных кадров попытки привлечения иностранных работников были рациональными, но они не увязывались с отмеченным выше характером эмиграционной политики правительства. Рабочие же, естественно, воспринимали их как угрозу своей конкурентоспособности и, следовательно, занятости. И их выступления принимали всё более широкий характер.
В апреле 2006 г. в крупных городах страны - Джакарте и Бандунге на Яве и Медане на Суматре - состоялись марши протеста с участием десятков тысяч рабочих. И примечательно, что они были организованы близким к властям упомянутым выше профцентрам СПСИ, руководитель которого заявил, что профсоюзы будут продолжать борьбу до полного отказа правительством от намеченных поправок. А 1 мая в демонстрациях протеста приняло участие уже более 100 тыс. рабочих различных отраслей хозяйства. Они требовали также льгот по медицинскому обслуживанию и объявления 1 мая нерабочим днём.
Такие демонстрации продолжались и в последующие несколько недель. В Джакарте, где в них участвовало 20 тыс. рабочих, эти выступления вылились в беспорядки, и движение транспорта в центре города было парализовано. Силы безопасности применили слезоточивый газ и водомёты, рабочие в ответ стали бросать в полицейских камни, палки и бутылки. В результате один полицейских был ранен, а шестеро рабочих арестовано. Большинство других демонстраций были мирными.
В июне была сделана попытка найти компромисс между объединениями предпринимателей и профсоюзами. Но она к успеху не привела, стороны не смогли прийти к соглашению. Как заявил председатель одной из организаций бизнеса, в условиях, когда в стране действуют множество профсоюзных фе-
дераций и отсутствует единый фронт рабочих, вести переговоры - пустая трата времени. Отдавая должное определённой доле справедливости данного заявления, надо иметь в виду, что сетования предпринимателей отражали и сожаление об ушедших временах, когда право на существование в стране имела лишь единственная послушная властям и сговорчивая рабочая организация.
Под давлением борьбы рабочих, вызвавшей, к тому же, всплеск политических дебатов, а также опасаясь спада деловой активности из-за резких изменений в законодательстве, правительство приняло решение отложить введение указанных поправок. Как отметил в начале сентября вице-президент Ю. Калла, законы о труде «очень чувствительная сфера», а поправки имеют противоречивый характер, поэтому большинство их, возможно, будет снято после дополнительного изучения в целях достижения необходимого баланса интересов. Результат этого изучения должен стать основой переговоров деловых кругов и профсоюзов. Исследование данного вопросы было поручено пяти университетам. И, как сказал в интервью газете «Стрейтс Таймс» глава этого независимого исследования доктор Армида Алишахбана, индонезийскую экономику нужно сделать конкурентоспособной, но не за счёт рабочих. Руководство деловых кругов выразило недовольство решением правительства. Но у рабочих оно вызвало удовлетворение, хотя вопрос и остался открытым. И это сказалось, вероятно, на повышении рейтинга президента - по данным проведённого в октябре по случаю его двухлетнего пребывания у власти социологического опроса населения этот показатель поднялся до 67%. Профсоюзы дали обещание прекратить пока протестные выступления.
В Малайзии, хотя в ЮВА она остаётся второй после Брунея по дешевизне моторного топлива, начиная с ноября 2004 г. цены на него поэтапно возрастали. В связи с этим в начале 2006 г. в течение трёх месяцев в стране происходила волна забастовок десятков тысяч рабочих более 100 иностранных предприятий, требовавших повышения заработной платы. В знак протеста против повышения цен и сокращения субсидий на них Конгресс профсоюзов Малайзии организовал антиправительст-
венные демонстрации с требованием отставки премьер-министра Бадави. Рабочие также требовали увеличения государственных расходов на здравоохранение и образование.
Во Вьетнаме бастовали десятки тысяч рабочих иностранных предприятий, требуя повышения зарплаты, месячный минимум которой составлял лишь 22 доллара.
Социальные, во многом, причины были основой массовых антипрезидентских выступлений на Филиппинах и сложной, особенно в южных районах, политической обстановки в Таиланде.
В сложившихся обстоятельствах власти данных стран приняли меры к изменению ситуации.
В Индонезии в декабре 2006 г. правительство выступило с планом в течение трёх лет сократить наполовину уровень бедности и создать 250 тыс. рабочих мест для 1,2 млн. человек в 50 тыс. деревень. А также - увеличить расходы в сельской местности на образование и здравоохранение с целью сближения уровня жизни в отсталых и развитых районах страны. Для этого предполагалось выделить из бюджета от 42 до 51 трлн. рупий в
2007 г. и 60 трлн. в 2008 г. Как отмечалось в совместном, Всемирного банка и правительства Индонезии, обзоре государственных расходов этой страны, в 2006 г. посткризисные финансово-экономические последствия были преодолены. В результате сокращения субсидий гражданам после повышения цен на горюче-смазочные материалы было сэкономлено 15 млрд. долларов, и появилась возможность расходования средств на нужды развития - улучшения качества жизни населения, изменения критической ситуации с инфраструктурой и создания конкурентоспособной экономики. Причём в условиях существующей в стране децентрализации системы управления 40% государственных расходов будет отдано в распоряжение местных и провинциальных правительств.
На Филиппинах президент Арройо обещала выполнить обнародованный в 2004 г. план улучшения положения народа в течение последующих шести лет.
В Таиланде правительство обязалось мирным путём урегулировать многолетнюю проблему волнений на юге страны.
Во Вьетнаме было объявлено о повышении с октября
2006 г. заработной платы работникам государственных предприятий.
Всё это продемонстрировало тесную связь положения на рынке труда и социально-экономической политики власти стран ЮВА в целом с проблемой социально-политической стабильности в этих странах и их общего развития.
Использованная литература:
1. Asian Development Bank. Manila, 2005, c. 5,8,11,12,15,36,40,54,61.
2. The Far East and Australasia. London and New York, 2007, c. 652,682,779,1100,1042,1151,1239
3. Пульс планеты, 18.01.2006, с. АК-
4. The Straits Times, Singapore, 2005-2006